Беседа по половому воспитанию для мальчиков. Материал на тему: Беседа Родителям о половом воспитании детей. Особенности полового воспитания в разных возрастах

Проблемы полового воспитания подростков

Задачи: Ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном; заострить внимание на поведение родителей в период первой детской влюбленности.

Половое воспитание – это процесс систематического, сознательного, планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения людей.

В подростковом возрасте появляется все больше проблем, которые волнуют одинаково и детей, и их родителей. Среди них и юношеская дружба мальчиков и девочек, которая раскрывает перед подростками ранее известную им яркую гамму чувств.

В период полового созревания чувства и отношения подростков меняется. Новое значение им придает сексуальная окраска.

Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» - так считал А.С.Макаренко.

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки в момент полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10-15 годами.

Акселерация (ускорение) в первую очередь отражаются на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием – возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающими усиками, ни девочка вполне развивающими женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми. А привлекать ребенка к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и проводит свой досуг, если дети постоянно видит согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития – фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое половое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений особенно высока. Вопросы на эту тему задают как, правило, маленькие дети, а подростки вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс – это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». У него сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что это все ерунда». Так происходит искусственное занижение значение секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательств, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими унижениями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15 возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола Мужчины-мужа и отца.

В связи с изменениями в психофизическом состоянии девочка 13-15 летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегче. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви. Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание. Освещает их только с отрицательной стороны. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становится) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т.д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Многие взрослые надеются на «авось»: вырастет – сам узнает. Это порочный метод полового воспитания. Для успешного решения задач полового воспитания учителям, родителям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Сегодня родителям и педагогам может быть трудно, преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания. Как любое воспитание, половое воспитание должно осуществляться с раннего детства.

Использованная литература:

    Родительские собрания по половому воспитанию 1-11 классы. Г.Г.Кулинич.

    Родительские собрания 8-9 классов. Л.Ю.Лупоядова, Н.А.Мельникова, И.Г.Якимович.

Анонимный вопросник «Жизнь и секс» для родителей

(Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя)

    Как вы относитесь к добрачным половым связям:

а) это нечестно по отношению к будущему супругу;

б) это удовлетворение половой потребности;

в) приобретается опыт, который будет полезен в семейной жизни;

г) возможность проверить половую совместимость;

д) это залог будущей измены;

е) другое?

2. С какого возраста, как вы считаете, можно начинать половую жизнь:

а) с 11 лет; б) с 13 лет; в) с 15 лет; г) с 17 лет; д) с 18 лет?

3. Как вы относитесь к проблеме ранней беременности:

а) с осуждением;

б) личное дело каждого;

в) чем раньше, тем лучше;

г) меня не волнует;

д) другое?

4. Насколько вы осведомлены о средствах и способах безопасности секса:

а) вполне достаточно;

б) знаю практически все;

в) очень мало, хотел бы узнать больше;

г) не знаю и знать не хочу;

д) другое?

5. Если бы вы узнали, что ваша подруга собирается сделать аборт, вы бы:

а) осудили ее;

б) постарались отговорить;

в) поддержали морально;

г) посчитали вы это ее личное дело;

д) не задумывались об этом;

е) аборт – это убийство;

ж) считаю, что через это рано или поздно проходит почти каждая женщина;

з) другое?

6. Считаете ли вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег:

а) эта работа не хуже, чем любая работа;

б) отношусь с осуждением;

в) могу представить себя в этом бизнесе;

г) считаю, что с этим необходимо бороться;

д) проституция – способ получить за собственное удовольствие большие деньги;

е) не задумывался (лась) об этом;

ж) другое?

Как мы отвечаем на их вопросы

(шесть типовых вариантов из «ЭН» возможных)

    Пресечение простое: «Отстань. Не приставай. Потом. Некогда. Не задавай глупых (неподобающих, неприличных, некрасивых, нахальных, ужасных и т.д. и т.п.) вопросов. Спроси о чем-нибудь другом»

Реакция: «Задам, но не вам».

Реакция: «Долго ждать? Не хотите объяснять – выясню сам».

    Пресечение со следствием: «А почему это вдруг заинтересовало? Такая странная тема, а? Кто тебя… навел на размышления, а? Выкладывай? Уж не Миша ли (не Маша ли)».

Реакция: «Ах вот оно что…».

    Отзывчивость не по делу: «Хвалю, приветствую и поздравляю. Весьма знаменательно, весьма, надо сказать, своевременно у тебя возник данный вопрос. А учитывая потребность детства во всесторонних знаниях, он не мог не возникнуть. Как известно, знание – сила, а в человеке все должно быть прекрасно, все без исключения, душа и это, как его… Ну, ты понимаешь. Итак, рассмотрим, прежде всего, общефилософский аспект проблемы…».

Реакция: «Ну, когда же ты перестанешь так нудно врать?»

    Отзывчивость своеобразная: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо. А ну-ка выйдем из кухоньки, чтобы бабушка не слыхала. Я тебя кое-что объясню, хе-хе-хе, для начала»

Реакция: «Ну и ну…».

Половое воспитание подростков - очень важный аспект, а порой и очень сложный для родителей. Которые порой думают, что это развратит их детей. Или считают, что ещё слишком рано. К тому же в нашем обществе принято умалчивать о сексуальных отношениях, так как возникает слишком много смущения и стыда. Порой непереносимого.

Важность полового воспитания

Половое воспитание детей и подростков включает в себя не только темы секса. Оно способствует гармоничному развитию ребёнка в личной и социальной сфере.

Рассмотрим подробнее, какие сферы затрагивает правильное половое воспитание:

  • Помогает присвоить идентичность. Дети уже с трёх лет обнаруживают свою половую принадлежность и могут отличать мальчиков и девочек по половому признаку. В старшем возрасте они задумываются о том, как это быть мужчиной или женщиной. В чём различия? Какие особенности? Как строятся отношения с противоположным полом? Какие сложности возникают? Понимают, что именно их привлекает в другом или, наоборот, отталкивает.
  • Формирует сексуальные предпочтения и ориентацию. Помогает осознать свою сексуальность. Благодаря чему происходит обогащение личности и повышается способность к любви. А также благодаря осознанности своей привлекательности уменьшается риск сексопатологических нарушений.
  • Подготавливает к ответственности в партнерских и брачных отношениях. Помогает понять свою роль и обязанности в семье.
  • Готовит к родительству путём формирования ролевого поведения. Быть отцом или матерью, как это? Что делает отец, а в чём проявляется роль матери?
  • И конечно же, формирует привычку здорового образа жизни. Влияние алкоголя, курения или наркотиков на здоровье и рождение детей. Правильная и ежедневная гигиена. Защищённый секс от незапланированной беременности и венерических заболеваний.

Особенности полового воспитания детей заключаются в том, что начинается оно сразу после рождения и совершенствуется с каждым периодом. Поэтому начинать разговоры о половом воспитании в подростковом периоде уже немного поздно. Процессы начались много лет назад.

Особенности полового воспитания в разных возрастах

Ранний возраст

Психосексуальное развитие происходит сразу после появления на свет. Малыш реагирует на прикосновения, поглаживания и укачивания. В возрасте 6 месяцев его начинают интересовать части своего тела. Он только обнаруживает свою отдельность от матери и исследует себя. Поэтому трогает все, к чему достаёт. Не нужно пугаться, если половые органы исследует намного чаще. Это нормально, не стоит ругать и убирать руки.

В два года знает как все части тела называются. А в три уже отличает мальчиков от девочек не только по розовому цвету и бантикам. Может начать интересоваться, как попал маме в животик. Расскажите доступно и без подробностей, как появляются дети (от любви папы и мамы…). И ни в коем случае не выдумывайте про аистов и капусту. Иначе малыш подрастёт и потеряет доверие к вашим словам.

В 4 года происходит идентификация себя с мальчиком или девочкой. Может начать повторно трогать себя за гениталии, осознавая, что это приятно. Не стоит опять-таки его ругать, это пройдёт скоро. А вот при резкой негативной ситуации могут со временем развиться сложности сексуального характера. Ведь отложится в сознании, что это стыдно, грязно и некрасиво. Чувствуете неловкость - выйдите на минуту из комнаты.

Дошкольный и младший школьный возраст

В пять лет проявляется стеснение. С этого момента душ принимать ребёнок должен только с родителем своего пола. Если нет такой возможности - научите правильной гигиене половых органов, будет мыться сам. Или заходит в ванну трусиках, и снимает после того, как ему помогут помыть спину и голову.

В школьном возрасте активно могут с одногодками обсуждать темы секса. Это важный период, когда вы можете сформировать доверительные отношения. Объясните малышу, что в случае каких-либо вопросов на тему секса он может обращаться к вам. С девочками до 7–8 лет важно поговорить о менструации, иначе она испугается, когда это с ней впервые не случится.

Подростковый возраст

В этот период у детей происходит перестройка гормонального фона. И активно начинает проявляться половое созревание. У мальчиков сексуальное влечение выражено более ярко, они стремятся именно к совершению полового контакта. Им важно нравиться, влюбляться и получать романтические признания от парней.

О чём нужно рассказывать

В первую очередь вы должны рассказать ребёнку о том, как защитить и сохранить своё здоровье. А также здоровье будущего партнёра. Выберите подходящее время и обязательно поговорите на такие темы, как:

  • Физиологическое строение их половых органов. Может возникать много смущения и напряжения, но все же старайтесь называть все органы соответствующими терминами. Не нужно придумывать ласкательные имена, ребёнок должен знать достоверную информацию о строении своего тела. Расскажите о функциях каждого органа, для чего он создан природой.
  • Половое созревание. Предоставьте информацию о процессах, которые происходят в их организме. Им будет намного легче сталкиваться с изменениями, когда они будут знать, что это нормально. Что это происходит со всеми, только у кого-то начинается раньше, у кого-то позже.
    Девочкам подробную информацию о менструациях, о том, что может изменяться грудь. Начнут расти волосы в интимных зонах. Мальчикам важно знать о возникновении ночных поллюций. О том, что порой будут испытывать возбуждение и эрекцию. Начнёт «ломаться» голос и также появится растительность как в интимной зоне, так и на лице.
  • Гигиена. Вроде и так понятно, дети давно приучены к гигиене. Но сейчас можно подробнее рассказать о заболеваниях, которые возникают при несоблюдении чистоты. Важно менять ежедневно белье и регулярно правильно подмываться. Порой даже злоупотребление мытьём может привести к воспалительному процессу у девочек. Редкое подмывание грозит мальчишкам инфицированием смазки, которая скапливается под крайней плотью. И со временем это может вызвать её сужение, которое называется фимоз.
  • Венерические заболевания. Какие признаки при возникновении инфицирования, последствия. Расскажите о том, какие врачи занимаются диагностикой. Какое может назначаться лечение. Им важно знать о последствиях необдуманного поступка. Что это может привести к колоссальным изменениям их организма. Что лечение может занимать очень длительный период. А такие заболевания, как ВИЧ и СПИД остаются на всю жизнь. И требуют постоянного поддержания иммунной системы с помощью медикаментов.
  • Методы контрацепции. Расскажите существующие способы контрацепции и защиты не только от заболеваний, но и от нежелательной беременности. Покажите, как правильно пользоваться презервативом. В какую сторону выворачивать и как правильно одевать. Что нельзя открывать зубами во избежание его повреждения. А также нежелательно носить в кармане, иначе может протереться. Все эти нюансы очень важны, иначе защитные функции теряются.
  • Вредные привычки. Подростки должны иметь представление о пагубном воздействии курения, алкоголя и наркотиков на их организм. Что это вызывает привыкание. Очень влияет на здоровье будущих детей. Может менять их сознание и разрушать здоровье.

Как общаться об интимном

  • Важно, чтобы разговор с подростком проводил родитель одного с ним пола. Иначе это может вызывать у ребёнка очень много смущения. Из-за которого он может отказываться от диалога. В случае когда нет такой возможности, пробуйте поэтапно что-либо рассказывать. Когда он привыкнет и возникнет доверие, сможете перейти к более открытому разговору.
  • По поводу темы о гормональной перестройке, предоставьте не только информацию, а научите, как правильно обходится с изменениями. Поддержите дочку, выберите необходимые средства гигиены во время месячных и научите ими пользоваться. Мальчишек, во избежание чувства стыда перед родителями, научите менять и стирать постель самостоятельно. Покажите, как безопасно бриться. Какой бюстгальтер выбирать, какое бельё необходимо для комфорта и здоровья.
  • Если обнаружили материал порнографического содержания – не нужно устраивать скандал. Это только отдалит подростка от вас. Их интерес носит экспериментальный характер. Подростки обычно обсуждают какие-либо моменты, связанные с сексом. Обмениваются знаниями. Поэтому не удивительно, что ваш ребёнок решил удовлетворить своё любопытство. Будьте спокойны, если сын или дочка видели порнографические моменты, это не означает, что они не понимают разницу между близкими отношениями и просто сексом.
    К тому же запретный плод сладок. Он всегда найдёт возможность раздобыть необходимый материал, в другой раз получше спрятав. Не запугивайте и также не рассказывайте об отвращении к такому процессу. Иначе он обесценит всю информацию, которую до этого получил от вас в целях защиты. Проявите терпение и уважение к личным границам подростка. И посвятите время на создание системы ценностей, в которой сексуальность не подавляет остальные интересы.
  • Посмотрите вместе фильмы о любви, обсудите их. При этом дайте возможность подростку высказать своё мнение. И ни в коем случае не критикуйте его. Он только учится, у него нет опыта, по сравнению с вами. Лучше поделитесь своей историей отношений, ошибками и их последствиями. Как вы справлялись с ними, проживали сложные моменты.
  • Научите заявлять о своих границах, о том, что им не нравится или не хочется. Пусть поймёт, что отказать и сказать «мне это неприемлемо» - нормально и правильно. Никто не имеет права заставлять их игнорировать себя ради того, чтобы угодить. Из-за страха отвержения они могут наделать много глупостей. Учите уважать себя и принимать такими, какие они есть.
  • Приучайте к тому, что влюблённость не должна заменять все в их жизни. Обучение в школе, обязанности дома и посещения кружков не должны игнорироваться. А в отношениях важно уметь уважать другого, заботиться о нём. Проявлять нежность, поддерживать и слушать.
  • Не реагируйте злостью или обидой, если при разговоре ребёнок смеётся и шутит. Он не обесценивает ваши попытки, а пытается справиться со своей неловкостью. Таким образом, происходит разрядка.

Половое воспитание детей и подростков требует порой колоссальных усилий. Но они оправданы. Благодаря своевременной информации ваш ребёнок научится строить гармоничные отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители говорили о сексе, меньше были подвержены венерическим заболеваниям и нежелательной беременности. Если вам удался разговор, со временем вы будете к нему возвращаться. Потому что ваш ребёнок будет чувствовать поддержку и обращаться за опытом с новыми вопросами.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Рано или поздно перед каждым родителем встаёт вопрос о половом воспитании ребёнка. Давайте подробнее разберем на что нужно обратить внимание, чтобы не допустить ошибок.

1. Возраст.

Какой возраст оптимален для этого разговора? 8-9 лет! Нет, не рано. Ребёнок ходит в школу, общается со сверстниками и лучше пусть он это узнает от вас, чем от соседа по парте.

Пример из жизни: Мама 9-ти летней Маши застала её за просмотром мультфильма для взрослых. Девочка оправдалась тем, что случайно наткнулась на этот мультфильм. Мама, решив, что рано ещё начинать этот разговор, отложила его " на потом". Через пару месяцев она находит в одной из школьных тетрадей рисунки, носящие снова сексуальных подтекст и понимает, что тогда было не случайно!

2. Кому доверить этот разговор?

На одном из форумов, посвящённых для мам, был проведён опрос: кто должен: родители или преподаватель в школе затронуть тему полового воспитания? Большинство мам были за школу, сами они стесняются или возможно принципы, навеянные из 90-х годов, когда их родители скрывали от них эти факты, не дают начать разговор на эту волнующую тему.

С одной стороны да, специалист сможет без стеснений и лишней эмоциональности объяснить, но не вызовет ли он ещё больший интерес к данной теме? Не заострит ли он на ней внимание ребёнка?

Опять же пример из жизни: Мальчик после посещения предмета о половом воспитании в школе, пришёл домой и предложил соседке "вставить", как рассказывал преподаватель. Поэтому, чтобы не было таких казусных ситуации: основу данной темы должны заложить родители. А дальше преподаватели, сверстники уже только дополнят.

3. С чего начать?

К данному разговору нужно тщательно подготовиться, чтобы не "плавать", вы должны для себя выбрать, что можно сейчас рассказать, а с чем лучше повременить. И чётко, не меняя интонации в голове, плавно подведите ребёнка к лёгкой беседе.

Итак, начните с полового созревания, не нужно прибегать к "пестикам и тычинкам"- пусть это останется для школы. Расскажите, что у мальчиков и девочек наступает половое созревание, опишите признаки, особенности. Есть ранние девочки, у которых в возрасте 10-11 лет уже наступает менструация, поэтому чем раньше она узнает об этом тем лучше.

И снова пример: Мама Иры 10 лет не рассказала во время ей о полово созревании, посчитав, что ещё рано. В итоге у Иры началась менструации и она так сильно испугалась, подумав что она умирает от какой-то страшной болезни.

4. Ребёнку это не интересно.

А вы сами верите в это? Принцип: "притягивает то, что запрещено"- никто не отменял. Вспомните себя. Как вы находили дома кассеты с фильмами для взрослых и просматривали их, когда родителей не было дома. Было же? Так вот эта тема интересна детям во все времена.

Тем более сейчас в эпоху интернета и доступности любой информации, не составит большого труда посмотреть что-то, для этого даже не нужно перематывать кассету на то место, с которого начали смотреть, чтобы родители не узнали.

5. Главные аспекты

Главные аспекты на которые нужно обратить внимание:

  • половое созревание и гигиена (расскажите, что половые органы нужно содержать в чистоте);
  • предохранение(объясните, что от этого бывают дети, а так же болезни, но не запугайте ребёнка);
  • что этот процесс, по обоюдному согласию и по любви;
  • с помощью дополнительной литературы(приобретите специальную энциклопедию) покажите как это происходит;
  • донесите, что это очень интимный процесс, о котором можно разговаривать не со всеми;
  • с девочками пусть разговаривают мамы, с мальчиками папы;
  • после разговора спросите: " Все ли понятно? И есть ли вопросы?".

Вот это основа, на которую нужно опираться. Не надо входить в азарт и рассказывать все в мелких подробностях. Это все дополнения, о которых ребёнок узнает сам позже.

Беседы об интимных вещах с девочкой. Возраст менархе — это время начала первой менструации у девочки. Некоторых этот период пугает, в иных вселяет гордость: «Ну вот, я и взрослая», но у всех вызывает массу вопросов, задать которые маме или подругам девочка стесняется сегодня обо всем, что вы хотели знать о менструации, но стеснялись спросить, рассказывает консультант Медицинского женского центра по гинекологии детского и подросткового периода, кандидат медицинских наук Равзат Саитова.

Стоит ли показывать девочку гинекологу до того, как у нее началась менструация?

  • Конечно. Детская гинекология занимается здоровьем девочек от рождения (даже от внутриутробного развития) и до 20 лет. Первый период, до начала полового созревания, длится лет до 10 и проходит относительно спокойно. Если нет очевидных нарушений, гинекологу показываться не обязательно. Но после 10 лет за правильностью развития девочки должен наблюдать специалист.

Есть какие-то общие нормы, которые может отслеживать не врач, а сама девочка или ее родители?

  • Существует определенная последовательность появления вторичных половых признаков. Нарушение этой последовательности — уже повод проконсультироваться у врача. Первый признак полового созревания — молочные железы, которые появляются в 8-10 лет. Затем через несколько месяцев — лобковое оволосение. В 11-11,5 лет — подмышечное оволосение. За эти 2 года, еще до появления менструации, девочка вырастает на 30-40 см (то есть до 20 см в год). И, наконец, в 12-13 лет начинается менструация. Если менструация начинается до 6 лет, это называется преждевременным половым созреванием, до 10 лет — ранним половым созреванием. Это довольно редкие случаи — 1-2% от общего числа. Девочку надо непременно показать врачу, поскольку возможно еще и «ложное половое созревание», которое может быть обусловлено различными опухолями, излишним выбросом мужских гормонов и т. п.

Как скоро должен установиться регулярный цикл?

  • Обычно — в течение года. В любом случае, к 14 годам цикл устанавливается.
  • А если к 14 годам менструация еще не наступает?
  • Обязательно нужно показать девочку врачу! Это может быть признаком аномалий развития наружных или внутренних половых органов, признаком врожденных генетических аномалий. Задержка развития девочки также может объясняться тем, что женские гормоны вообще не вырабатываются. Если вовремя не вмешается врач, телосложение девочки будет формироваться по евнухоидному типу — этакое «оно» без выраженных половых признаков.
  • Нормально позднее наступление менструации для девочек, занимающихся профессиональным спортом?
  • Большие физические нагрузки (особенно это характерно для девочек, занимающихся балетом или гимнастикой) действительно способствуют задержке первой менструации. Но это не норма. Часто отсутствие менструации связано с недостатком массы тела. Обычно девочка начинает менструировать, если ее вес достигает 45-47 кг.

Чем рискуют девочки, сидящие на диете для достижения образа манекенщицы?

  • Мы сейчас не будем говорить о физических и даже психических нарушениях, к которым ведет резкое похудание. Наша тема — репродуктивная система, которая может пострадать, особенно если девочка сбросила несколько килограммов за очень короткое время. Это усугубляется недополучением витаминов и белков. Менструация может прекратиться. И восстановить ее можно, лишь восстановив массу тела.
  • Нужно ли во время менструации освобождение от занятий физкультурой и вообще от физических нагрузок?
  • Только при альгодисменорее — болезненной менструации. Болезненность, как правило, приходится на первый день менструации, а на второй — максимум кровянистых выделений. Поэтому, зная, что менструации болезненны, следует принять обезболивающие средства в самом начале менструации. Если менструации очень обильны — следует на этот период избегать излишних нагрузок. И, если цикл нерегулярный, врач рекомендует девочке «оптимальный режим», который включает в себя, в том числе и освобождение от физкультуры до завершения курса лечения.
  • Если задержка, колебания цикла обуславливаются какими-то стрессовыми ситуациями, можем ли мы говорить о заболевании?
  • Понимаете, в течение 1-2 лет после начала менструаций в половой системе должны установиться ритмические процессы. В этот период сбои, связанные с внешними факторами, возможны. Но через год должен установиться регулярный цикл. Если вовремя, до 20 лет, не провести коррекцию, то все проблемы переносятся во взрослую жизнь и могут быть чреваты бесплодием и прочими гинекологическими заболеваниями.
  • То есть, если врач говорит, что в небольшой задержке нет ничего страшного…
  • Надо искать другого врача.

Если менструации протекают болезненно, можно ли ограничиться покоем и обезболивающими?

  • Нет, конечно. Обязательно нужно показаться детскому гинекологу. Причем не только при болях во время менструации; если, например, при беге девочка испытывает боль внизу живота — нужна консультация специалиста. Но, еще раз подчеркиваю, это должен быть не просто гинеколог, а специалист по подростковой и детской гинекологии. Потому что девочек до 15-16 лет лечат не так, как взрослых женщин. Коррекция производится минимальными средствами: создание оптимального режима труда и отдыха, витаминотерапия; и лишь если это не помогает, применяется гормональная терапия (не более 2-3 месяцев).

Можно ли девочкам пользоваться тампонами во время менструаций?

  • Не стоит. Ввести тампон, в общем-то, не проблема. Проблемы возникают при выведении — можно повредить девственную плеву. В любом случае, перед тем как начать применение тампонов, нужно посоветоваться с врачом, т. к. малейшее воспаление в половых органах девочки при использовании тампонов может обернуться серьезными осложнениями.

Можно ли принимать ванну во время менструации?

  • Можно. Только теплую, не горячую.

Загорать можно?

  • Длительное пребывание на солнце (вне зависимости от менструаций) вредно. Наиболее безопасное время — до 10 часов утра и после 16 часов. Купаться в открытых водоемах тоже не стоит — но не потому, что во время менструации противопоказана вода, а потому что противопоказано солнце, которое, отражаясь от воды, усиливает свое воздействие.
  • Прекращение регулярных менструаций на летнее время — это норма?

Умеренные выделения из влагалища девочки до начала менструации или в период между менструациями могут представлять опасность?

  • Любые выделения, любой дискомфорт в области вульвы (зуд, жжение) могут свидетельствовать о воспалительных процессах, поэтому нужно обязательно обратиться к врачу. Только выделения в самой середине цикла — свидетельства гормональной активности. Но и в этом случае лучше, чтобы ситуацию определил врач.

Некоторые «скороспелые» подростки готовы воспринимать начало менструации как сигнал к началу половой жизни…

  • Раннее начало половой жизни — признак интеллектуального и психоэмоционального недоразвития. Человек в отличие от животного должен соединять сексуальную привязанность с эмоциональной, определиться с выбором партнера. Те, кто в слишком юном возрасте вступает в половую жизнь, как правило, склонны к беспорядочным связям. А это ведет к разным неприятностям. Прежде всего, к половым инфекциям и нежелательной беременности.

Кстати, о беременности. Среди подростков бытует мнение, что, пока не установился регулярный цикл, беременность невозможна.

  • Это заблуждение! Более того, если взрослая женщина с установившимся менструальным циклом может определить свои «опасные» дни, то для девочки высчитать период наступления возможной беременности значительно сложнее.
  • И, наверное, так называемые безопасные дни, даже при устоявшемся цикле, не так уж безопасны?
  • Понимаете, есть репродуктивное состоятельные женщины, способные забеременеть в любой день цикла. И есть репродуктивное состоятельные мужчины, сперма которых достаточно долго сохраняется и способна «дождаться» овуляции. Поэтому мы можем совершенно уверенно сказать, что «календарный метод» контрацепции не очень подходит взрослым женщинам и совершенно недопустим для девушек до 20 лет.
  • Значит, как обычно, рекомендуем презерватив?
  • А лучше — комбинированный метод: презерватив и местная контрацепция (например, контрацептивный крем или вагинальные свечи).
  • Возможна ли для девушек оральная контрацепция?
  • Да. Но таблетки обязательно (!) должен подобрать врач. Если гормональные таблетки подобраны правильно, они могут оказывать не только контрацептивный, но и лечебный эффект.

КГБОУ НПО «Профессиональное училище №67»

Классный час

«Береги здоровье!»

Подготовила:

учитель биологии

Шуст Любовь Михайловна

г. Кодинск

2015 г.

Классный час

Тема: «Береги здоровье!» (проблемы полового воспитания обучающихся) – слайд 1

Объект: знания обучающихся образовательного учреждения о половом воспитании.

Предмет исследования: сущность, содержание и модели полового воспитания – слайд 2

Цель преподавателя: восполнить знания подростков о половом воспитании

Задачи преподавателя:

    Актуализировать сущность полового воспитания молодежи.

    Проанализировать теоретический и практический материал по половому воспитанию подрастающего поколения.

    Разработать опросник для подростков по теме “Половое воспитание”.

    Сформировать ценное отношение к своему здоровью и представление о том, как определить способы защиты от заболеваний, передаваемых половым путем.

Задачи обучающихся:

    сформировать ценное отношение к своему здоровью;

    сформировать представление о половом воспитании;

    сформировать представление о том, как определить способы защиты от заболеваний, передаваемых половым путем и о проблемах абортов – слайд 3

Оформление:

    на доске написана тема классного часа и высказывания о любви:

«Любить для меня - значит быть любимым»;

«Любить – это, значит, прежде всего, отдавать, а не брать»;

«Любить – это, значит, быть заинтересованным в жизни того, кого любишь».

    плакаты с изречениями о любви:

«Без любви человек, как покойник в отпуске» Э.-М.Ремарк.

«Любить - значит жить жизнью того, кого любишь» Л.Толстой.

К концу занятия обучающиеся (девушки и юноши) должны:

    Владеть информацией об ИППП;

    Быть убежденными, что вести правильный образ жизни – более предпочтительно.

Актуальность.

Что подвигло меня проводить такой урок или внеклассное мероприятие по половому воспитанию в училище?

Недавно, на перемене ко мне в класс ворвались две девчонки и одна из них возбужденно спросила: «Любовь Михайловна! Как принимать противозачаточное средство до того или после?!» После моего объяснения о том, что противозачаточное средство надо принимать по схеме, которая прикладывается к лекарству, подруга выдала следующую реплику: «Я тебе, дура, говорила – до того». Мне стало понятно, что в таких уроках есть необходимость. Кроме того, очень часто учителя биологии обходят стороной эту тему, ограничиваясь тем, что задают на дом прочитать параграфы, но мне кажется, что этот вопрос имеет прямое отношение к нравственному воспитанию молодежи.

Основная задача – это познакомить обучающихся со строением половых органов, показать, что это абсолютно особая часть нашего тела и она подвергается ряду серьезных заболеваний, которых при общей биологической грамотности можно избежать. Дети должны понять, или просто задуматься над разницей между сексом и любовью. Необходимо настроить обучающихся на то, что половая жизнь – это продолжение рода человеческого.

Из этого момента можно сделать вывод, что в образовательных учреждениях и дома должна вестись такая работа, которая была бы направлена на воспитание у подрастающего поколения разумного здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Это должно способствовать развитию полноценного формирования полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Если молодежь во время не получит те или иные знания, то: желание самоутвердиться, стремление к взрослости может привести к антисоциальным поступкам.

Эти знания должны даваться подросткам по этапам:

    прививать гигиенические навыки, закаливание, профилактика здорового образа жизни;

    устанавливать правильные отношения между девочками и мальчиками;

    говорить об этике полоролевых отношений;

    подготавливать юношей и девушек к вступлению в брак.

Проведенный опрос (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и его анализ позволил сделать вывод, что проблема полового воспитания среди обучающихся училища стоит очень остро и нуждается в ее решении.

Ход классного часа:

    Беседа начинается с короткого фронтального опроса, который позволит вспомнить, какие типы размножения имеются в природе. Вопросы могут быть следующего содержания:

    Какие типы размножения Вам известны?

    Как называются органы размножения у самцов и самок?

    Как называются половые клетки?

    Какой тип оплодотворения является наиболее прогрессивным и почему?

Девочкам зимой очень опасно ходить в тонких синтетических колготках. Это может привести к серьезным заболеваниям детородных органов, как пример, рассказываю о внематочной беременности, когда развитие плода происходит в маточных трубах. В процессе рассказа приводятся примеры из жизни. У меня есть знакомый врач-гинеколог, которая рассказала мне, что на сохранении перед родами в какой-то период лежало 18 женщин молодых, а ребенка сохранили только 5. Очень часто у молодых пар долго не бывает детей, в этом случае рекомендуется провериться и мужу и жене. В связи с тем, что сегодня мужчины бывают далеки от здорового образа жизни, выпивают, курят, очень много пьют пива, то после 32 лет, каждый четвертый может быть импотентом, а если нет, то количество жизнеспособных сперматозоидов не всегда бывает достаточным для зачатия. Обязательно говорю об отрицательном влиянии курения, алкоголя на формирование здорового потомства. Сигарета, выкуренная за 30 минут до полового акта, может отрицательно сказаться на ребенке. Заключая вопрос о здоровом отношении к детородной части организма, подчеркиваю, что уже первое половое сношение может привести к беременности, а она очень нежелательна в юном возрасте. Но и это еще не самое страшное.

    Определенная часть урока посвящается венерическим заболеваниям (ИППП – слайд 4 ). Всегда подчеркиваю, что сегодня эти болезни сильно помолодели, ими болеют дети в 12-13 лет. Заболевания возникают часто по вине родителей новорожденных, то есть их заражают больные родители.

Что такое ИППП? Существуют около 30 заболеваний, которые объединили в одну группу, потому что все они передаются человеку при сексуальных контактах. Их сокращенно называют ИППП инфекции, передаваемые половым путем – слайд 5

Причинами ИППП могут быть различные возбудители: вирусы, бактерии, дрожжевые грибы,простейшие и даже членистоногие насекомые.

ИППП имеют общие признаки – слайд 6,7:

    Передаются при сексуальных контактах;

    Имеют скрытый период. От момента проникновения в организм до появления каких – либо признаков заболевания может пройти от 3 дней до 6 месяцев, иногда даже до нескольких лет.

    Часто протекают скрыто (без каких – либо проявлений) и случайно выявляются при обследовании.

    Повреждают многие органы и ткани организма (мочеполовую систему, нервную систему, печень, сердце, кожные покровы).

    Более раннее начало лечения чаще приводит к выздоровлению.

    Самопроизвольно не излечиваются.

    Приводят к большому количеству осложнений (бесплодие, импотенция, параличи, рак, поражение кожи и суставов, потеря зрения и прочее).

    Некоторые из этих заболеваний передаются через кровь (нестерильные иглы, шприцы, инструменты для татуировок, прокалывание ушей).

    Часто встречается сочетание нескольких ИППП у одного человека. Возбудители ИППП легко передаются от человека человеку.

Какие заболевания относятся к ИППП? – слайд 8,9,10

Долгое время к числу ИППП относили общеизвестные заболевания:

    сифилис - слайд 10,11;

    гонорея – слайд 12;

    урогенитальный кандидоз (молочница).

В последнее время появилась группа ИППП второго поколения:

    трихомониаз - слайд 14 ;

    хламидиоз - слайд 13;

    генитальный герпес;

    венерические бородавки;

    гепатит В и С;

    ВИЧ – инфекция;

    Лобковый педикулез, чесотка.

Часто выявить ИППП можно только при специальных исследованиях, для этого необходимо проконсультироваться у врачей: дерматовенеролога, гинеколога, уролога.

Очень подробно ведется разговор о таком заболевании, как сифилис , которое может носить хронический характер. Сифилис делится на первичный и вторичный. Возможен вариант скрытого сифилиса, так как внешние проявления болезни отсутствуют и определить сифилис может только анализ крови. Скрытая форма сифилиса, неопасна для окружающих. На этой стадии сифилис не передается контактным путем. Однако возможна передача от беременной женщины развивающему плоду. Если защитные силы организма достаточно сильны, то при переходе заболевания в скрытую стадию возможно самопроизвольное выздоровление, но достоверная статистика на этот счет отсутствует. Обычно у больных со скрытой формой сифилиса развиваются тяжелые нарушения головного и спинного мозга. На поздней (третьей) стадии сифилиса поражены основные жизненно важные органы. Особенно это касается кровеносной системы, когда истончаются стенки сосудов и это приводит к их выпячиванию (аневризме). Это может вызвать разрыв стенок кровеносных сосудов и, фактически, мгновенную смерть от кровоизлияния. Большое количество спирохет в нервной ткани вызывает постепенное ухудшение психических реакций, приводит к личностным изменениям, в результате чего также возможна смерть.

Еще об одном заболевании следует знать молодежи – это гонорея , которая вызывается бактерией гонококком. Болезнь течет часто бессимптомно или симптомы очень слабо выражены. Их просто не замечают. Гонококки поражают слизистые глаз, гортани, прямой кишки и половых органов. Если болезнь не лечить, то она приводит к поражению мозга (менингит), почек, кровеносных сосудов, суставов, кожи и оболочек сердца, у женщин – к бесплодию.

У женщин ранние симптомы гонореи выражены очень слабо, женщина на них не обращает внимания, пока половой партнер не обнаружит их у себя. Беременная женщина при родах может передать гонококк младенцу и инфицировать слизистую оболочку глаза, что иногда приводит к слепоте. Кроме этих крупных заболеваний к венерическим относятся: трихомониаз, вагинит, кандидоз, хламидиоз, герпес, чесотка и другие (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Очень показателен случай массового заражения детей СПИДом по вине медсестры в Элисте. Самым коварным заболеванием является СПИД .

Сегодня он эпидемией надвигается на нашу страну. Всегда подчеркиваю, что источником заражения является кровь – 99% заражений, и 1 % - при половой близости. Сегодня СПИД вышел из группы риска (проститутки, наркоманы, гомосексуалисты), он перешел в круг благопристойной молодежи. Рассказываю подросткам случай из молодежного журнала о том, как в современный офис пришла по распределению девочка, умная, хорошая, влюбилась в работающего там приличного парня. Любовь была взаимной, закончилась свадьбой. Правда, развязка была трагической. Девочка от этого молодого человека получила СПИД. Это типичный случай для современной молодежи.

Закрывая вопрос о венерических заболеваниях всегда говорю подросткам, что при малейшем подозрении на какое-либо заболевание, надо немедленно обратиться к врачу, желательно в государственное лечебное учреждение - там быстро поставят диагноз и пропишут необходимые лекарства. Практически все болезни излечиваются, кроме СПИДа, и чем раньше обратятся к врачу, тем быстрее это произойдет – слайд 15, 16, 17

Что делать, если выявили ИППП? – слайд 18

    Как можно раньше начать лечение, назначенное врачом.

    Обязательно соблюдать режим и дозировку приема лекарств.

    Позаботиться о том, чтобы защитить себя от ИППП в будущем.

Если ИППП не лечить или заниматься самолечением , то: - слайд 19

    они могут вызывать тяжелые осложнения;

    поздно начатое лечение может оказаться неэффективным.

Как можно избежать заражения ИППП? – слайд 20, 21

    Воздерживаться от внебрачных сексуальных контактов.

    Отказаться от контактов со случайными сексуальными партнерами.

    Сохранять взаимную верность с единственным сексуальным партнером (обязательно здоровым).

    Правильно использовать качественный презерватив при каждом сексуальном контакте.

    Не использовать в медицинских целях нестерильные иглы, шприцы, чужие инструменты.

    Соблюдать правила личной гигиены.

    Не брать чужие и не давать другим людям свои вещи (белье, одежду, полотенца и прочее).

    Воздержаться от употребления алкоголя и наркотических веществ. Под их воздействием часто совершаются необдуманные поступки.

Прошло то смутное время, когда женщине приходилось во время секса постоянно беспокоиться о риске забеременеть. На сегодняшний день, контрацепция для женщин и мужчин бывает разных видов, можно воспользоваться любым, исходя из собственных предпочтений. Обычно, противозачаточные препараты подбираются лечащим врачом, в зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого человека. Грамотно подобранное средство, позволит во время полового акта сконцентрироваться именно на приятных ощущениях, а не на тревожных опасениях, связанных с последствиями незащищенного секса. Рассмотрим, какие бывают современные противозачаточные препараты для мужчин – слайд 22

1. Естественные средства. Это средства наших бабушек. Сюда же отношу и календарный метод слайд 23

2. Вазэктомия, известная еще как стерилизация, относится к радикальным методам. После маленькой операции, которая занимает не более 20 минут, мужчина становится бесплодным. Ему перерезаются семявыносящие протоки, в результате чего сперма поступает из обоих яичек.Разумеется, подобная контрацепция устраивает далеко не каждого мужчину. Но существуют и более щадящие методы, когда в проток вводится вещество, затвердевающее впоследствии и берущее на себя контрацептивные функции – слайд 24

3. В данном случае бывают различные варианты с контрацептивами для мужчин: иногда в семявыводящий проток вставляется своеобразная резиновая «пробка», которая при желании удаляется. К тому же на сегодня проводится так называемая обратная вазэктомия, когда пересеченные протоки сшиваются. Если говорить о контрацептивах для мужчин, то стоит упомянуть и спираль, имеющую форму зонтика. Она вводится в мошонку через головку пениса, на ее конце есть гель со спермицидным действием – слайд 25

5. Механические средства: презервативы, спирали, колпачки. Особо останавливаюсь на презервативах и всегда говорю на уроке «Презерватив – ваш лучший друг», так как он предохраняет не только от беременности, но и от венерических заболеваний слайд 26,27 (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

6. В отличие от женских гормональные контрацептивы для мужчин очень несовершенны, поскольку вызывают много нежелательных побочных эффектов – слайд 28

На сегодняшний день представлены:

    Таблетки с большими дозами гормона тестостерона. С их действием прекращается образование сперматозоидов. Негативные последствия: риск развитие рака яичек, неизвестно, через какое время восстановятся детородные функции мужчины после окончания приема препарата.

    Ампулы с большим содержание доз мужских половых гормонов. Они вживляются под кожу и действуют в течение 5 месяцев. Такие контрацептивы-имплантаты для мужчин становятся причиной сильных головных болей, судорог в области мошонки.

    Таблетки с мужскими и женскими половыми гормонами. Одновременно снижают количество сперматозоидов в сперме, их качество, но увеличивают либидо. Побочные эффекты: апатия, вялость, психические нарушения – слайд 29

7. Известны также ритмический (физиологический, календарный) метод и прерванный половой акт, которые нельзя относить к методам контрацепции, поскольку таковыми они не являются, так как не обладают контрацептивным эффектом. Они ни коем образом не препятствуют встрече сперматозоида с яйцеклеткой и имплантации яйцеклетки в матку, то есть по своей сути они не предотвращают возникновение беременности.

Отдавая предпочтение тому или иному контрацептиву, люди ориентируются, как правило, на его эффективность, ценовую доступность, а также рекомендации знакомых. Однако выбор средства защиты определяется возрастом женщины и фертильностью мужчины, поскольку фертильность женщины находится в прямой зависимости от ее возраста. Так, частота наступления беременности в течение года регулярной половой жизни без использования средств контрацепции в возрасте 20-25 лет составляет 60-80 на 100 женщин, в возрасте 30-35 снижается до 25-50, а после 40 лет – до 5-15.

5. Эпиграф:

«Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребёнком на руках»

(Используются репродукции с картин) – слайд 30

Очень подробно в этой части урока останавливаюсь на аборте. К сожалению, сегодня в нашей стране это самый распространенный способ прерывания беременности. Во-первых, аборт – это большой грех. Церковь считает аборт убиением младенца во чреве матери. Во-вторых, после первого аборта может не быть детей. И всегда рассказываю одну историю, которая произошла с моей бывшей ученицей. Девочка эта давно окончила школу, фамилию ее не называю. Но история очень поучительная. В год окончания училища эта девочка (назовем ее Оксана) сделала аборт. Я спросила ее, как она могла довести дело до беременности, ведь я столько беседовала с девчонками на эти темы, отвечала на все их вопросы. Оксана мне ответила, что мальчики не хотят пользоваться презервативами. Мы встретились на очередной тусовке с моими выпусками лет через пять. Оксана была грустная. На мой вопрос, что случилось, она ответила, что был выкидыш, она потеряла ребенка. Это результат первого аборта. В этой части урока всегда подчеркиваю, что ответственность за несвоевременную беременность несут оба подростка, и мальчик и девочка, так как плод образуется от слияния яйцеклетки и сперматозоида. Жизнь обычно складывается так, что инициаторами близких отношений обычно являются мальчики – слайд 31

Анализ анкеты слайд 32, 33, 34

Цифры по стране слайд 35

Признаки беременности (Вопрос студентам):
- У женщины вовремя не наступила менструация;

Появляются боли в груди, а если ее сдавить, из сосков начинает сочиться клейкая густая жидкость (молозиво);

На осмотре у гинеколога обнаруживается, что влагалище и шейка матки женщины стали подозрительно синюшными, а сама матка изменила величину, форму и консистенцию

Тесты на беременность дают положительные результаты – слайд 36

Достоверных признаков беременности всего три:

При ультразвуковом исследовании в матке выявляется плод

При обследовании можно определить части тела будущего ребенка.

Также, различается сердцебиение и шевеление плода, выслушиваются сердечные тона плода.

Первый из этих признаков появляется на 2-3 неделе задержки месячных, а второй и третий (ну совсем уж достоверные!) появляются к 5-6 месяцу беременности.

На фоне же разочарования в любви, беременность может стать проблемой.

Основной вопрос заключается в том, что тело молодой девушки не готово физически вынашивать ребёнка в таком юном возрасте. Об этом должны помнить молодые люди.

Подросток находится в смятении, не знает, прекратить ли беременность или продолжать. Если девушка решается на аборт, она должна понимать, что в последствии могут возникнуть гинекологические проблемы, вплоть до бесплодия.

Если беременность не запланирована, то любые решения - аборт или роды - даются очень тяжело.

В большинстве своём аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т.к. этот социальный слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая женщина просто не в состоянии в должной степени обеспечить себя и своего ребёнка.

О том, что такое аборт и каковы его последствия и пойдёт разговор в этой части классного часа.
С медицинской точки зрения, аборт -это искусственное прерывание беременности, т.е.операция, которая длится несколько минут, но часто приводит к тяжёлым последствиям слайд 37

С нравственной и религиозной точке зрения, аборт - тяжкий грех детоубийства, который женщина должна искупать всю жизнь.

В царской России аборты были запрещены. Если родители не могли сами вырастить ребёнка, его отдавали в приют или в другие семьи. Дети росли и порой становились выдающимися личностями. В истории остался один из таких случаев. В 1851 г. Вдова Анна Жукова усыновила младенца. При крещении ему дали имя Константин. Сын Константина Георгий Константинович Жуков стал одним из величайших полководцев ХХ века. На каждую русскую женщину в среднем приходилось 7 детей. Семьи с 10-12 детьми были вполне рядовым явлением.

Многие считают, что пока ребёнок не родился, он ещё не человек, а только часть тела матери.
Когда же в действительности начинается человеческая жизнь? (Вопрос учащимся)

По мнению ученых, жизнь начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток.

В зависимости от срока проводят следующие способы искусственного прерывания беременности: медикаментозный аборт (0 - 2 недель), мини - аборт (до 5 недель), медицинский аборт (6 - 12 недель), солевой аборт (после 16 недель). Статистика – слайд 38

Медикаментозный аборт (фармакологический) – метод прерывания беременности на раннем сроке с помощью специальных лекарственных препаратов. Преимущества медикаментозного аборта: это не хирургическое вмешательство не требуется анестезия снижение риска восходящей инфекции возможность прерывания беременности на самых ранних сроках хорошая переносимость препарата пациентками Недостатки данного метода: аборта может не произойти и беременность будет прогрессировать неполный аборт возможны маточные кровотечения

Мини-аборт - это метод прерывания нежелательной беременности, проводимый на ранних сроках (до 7 недель), с помощью вакуумного отсоса. Преимущества мини-аборта: процедура занимает мало времени (около 5-7 минут) шейку матки не расширяют, а значит не повреждают ее благодаря использованию отсоса матка получает минимальные повреждения процесс заживления идет достаточно быстро данный метод не приводит к тяжелым последствиям возможно применение вакуум-аспирации на ранних сроках.

Медицинский аборт – расширение и удаление на позднем сроке беременности. Эта процедура занимает 3 дня. В течение первых двух дней расширяют шейку матки и дают женщине антиспазматические препараты. На третий день женщина принимает медикамент, провоцирующий роды. После того, как роды начались, врач делает УЗИ, чтобы определить местонахождение ног ребёнка. Захватывая ноги щипцами, врач вытаскивает ребёнка наружу, оставляя внутри только голову. Потом, ножницами проделывает отверстие в черепе и выпускает содержимое наружу. Череп разрушается и ребёнка извлекают из матки полностью.

Недостатки аборта: используемые для данной операции расширители шейки матки травмируют ее, что может стать причиной невынашиваемости беременности, травмируются стенки матки, когда операция не проводится под контролем УЗИ использование общего наркоза стресс для всех систем женского организма большой риск развития осложнений, приводящих к бесплодию.

Вакуумный аборт – вакуумная аспирация с последующим выскабливанием (вид медицинского аборта) Во время этой процедуры врач открывает шейку матки металлическими расширителями или ламинариями (тонкими палками, которые вставляются часами раньше самой процедуры). Врач вводит трубку в матку и прикрепляет её к насосу. Насос размалывает тело ребёнка на части и высасывает их из матки. Такой аборт называется Расширение с последующим Выскабливанием. В этом случае врач может использовать кюретку (закругленный нож), чтобы выскоблить части тела ребёнка из матки.

СОЛЕВОЙ АБОРТ (СОЛЕВАЯ ЗАЛИВКА) - аборт с помощью отравления солью. Так выглядит 19-ти недельный ребёнок после этого вида казни. Этот метод используется после 16-ти недель, когда достаточное количество жидкости скапливается в мешках с водами плода. Длинная игла вставляется через живот матери в мешок плода, и через неё впрыскивается раствор концентрированной соли. Ребёнок вдыхает и глотает соль, получая от её переизбытка отравление. Наружный слой кожи сжигается коррозийным эффектом соли. Для нежной кожицы малыша это то же самое, что вас погрузить в ванну с раствором соляной кислоты, которая медленно, в течение часа будет сжигать кожу. Через 24 часа у матери случится выкидыш и она будет готова к восприятию этого мира.

Осложнения после абортов:

Заболевания матки. Разрывы шейки матки, перфорация шейки и стенок матки

Эндометрит - воспаление слизистой оболочки матки, которое приводит к привычному невынашиванию беременности и вторичному бесплодию (количество бездетных семей в России приближается к 20%). Эндоцервицит - воспаление слизистой шейки матки, приводит к тем же последствиям, что и предыдущее заболевание. Заболевания, локализованные в малом тазе. Параметрит - воспалительный процесс в околоматочной клетчатке. Воспаление придатков матки (яичников и маточных труб). Пельвиоперитонит. Очень часто приводит к вторичному бесплодию, т.к. в воспалительный процесс вовлекаются органы малого таза, происходит образование спаек, что нарушает функцию яичников и проходимость маточных труб. Перитонит - одно из наиболее тяжелых заболеваний, возникающих после аборта. Это воспаление брюшины, которое может привести к смертельному исходу, особенно у ослабленных людей. Перитонит часто приводит к вторичному бесплодию. Сепсис - общее заражение крови. Крайне тяжелое заболевание, нередко приводящее к смерти. Постабортный синдром - стрессовое расстройство, вызванное эмоциональными реакциями на полученную вследствие аборта физическую и эмоциональную травму. У женщин могут развиться депрессия, озлобление, чувство вины, страха, чувство собственной неполноценности, сексуальные дисфункции, мысли о самоубийстве, пристрастие к алкоголю и наркотикам – слайд 39

Осложнения, возникающие при последующих беременностях и родах:

Привычное невынашивание, связанное с несостоятельностью шейки и стенок матки. Шеечная беременность, при которой плодное яйцо прикрепляется в области шейки матки, что приводит к обильным кровотечениям и как следствие - удалению матки. Угроза выкидыша. Внематочная беременность, при которой очень часто происходит разрыв маточной трубы, сопровождающийся обильным кровотечением. Метод лечения при этом только оперативный: удаление маточной трубы. Преждевременные роды. Слабость родовой деятельности. Неправильное прикрепление детского места (плаценты), приводящее к кровотечениям как во время беременности, так и в начале родов, что может привести к гибели ребенка и матери. Приращение плаценты; лечение оперативное - удаление матки. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, которая может привести к гибели ребенка и матери. Неправильное положение плода в полости матки, не продольно, головкой вниз, а поперек или косо. Плацентарная недостаточность, при которой нарушается нормальное кровоснабжение плода, в результате дети рождаются ослабленными и болезненными.

О вреде аборта говорят много и громко. Каждая из Вас знает, что абортов надо избегать всеми возможными способами.
Женщина, идущая на аборт, не задумывается о том, что может быть навсегда лишается себя счастливой возможности стать матерью... И не надо надеяться на чудеса современной науки, позволяющей зачатие в пробирке. Подумайте, какую цену Вы заплатите? Речь не идет о материальной стороне вопроса: по статистике, лишь 15 % всех искусственно оплодотворенных женщин могут выносить и родить ребенка. При чем не каждой удается сделать это с первого раза. Вереница пустых попыток оплодотворения, выкидыши, боль, отчаяние, силы, время... Есть то, что намного дороже денег!

Беременность – это плод любви. Беременность должна быть желанной. Маленькое существо, которое может появиться на свет, все должны ждать с нетерпением и с любовью. Молодая мама заслуживает внимания, заботы, жизнь ее должна быть полна радости и счастья. Именно это является залогом появления здорового ребенка. Когда у молодых при уже состоявшейся беременности возникает вопрос: «быть или не быть?», то это прежде всего отражается на ребенке. Внушаю на уроке, что каждая беременность должна быть спланирована, так как ребенок во чреве матери чувствует, ждут ли его слайд 40, 41, 42

Я хочу, чтобы вы послушали одну историю. У одной женщины было трое детей. Один - глухой, второй - слепой, третий - больной туберкулезом. Сама женщина также была больна туберкулезом и ждала четвертого ребенка. Что делать? Все окружающие говорили “аборт”. Женщина не послушала их. Четвертым ребенком был - Людвиг Ван Бетховен – слайд 43

С некоторых пор мы начинаем распоряжаться не только своей судьбой, но и судьбой другого человека…
Того, который пока не родился, но уже имеет право на жизнь.

6. Рефлексия слайд 44,45

При наличии времени: итоговый тест (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник по теме: Аборт. За и против

    Сколько вам лет?

    С какого возраста на ваш взгляд нужно начинать половую жизнь

а) «После 18 лет»

б) «С 17 лет»

в) «С 15 лет»

г) «С 13 лет»

д) «С 11 лет»

    Знаете-ли Вы что такое ИППП?

    Признаками ИППП являются:

    головная боль;

    жжение половых органов;

    кашель;

    зуд.

    ИППП не передаются при:

    плавании в бассейне;

    сексуальном контакте;

    пользовании общественным туалетом;

    рукопожатии.

    Через сексуальные контакты передается:

    гонорея;

    аллергия;

    сифилис;

    ревматизм.

    Определить наличие ИПП можно только:

    посоветовавшись с другом;

    при появлении симптомов;

    у врача – дерматовенеролога.

    Готовы ли вы стать отцом в раннем возрасте?

    Смогли бы вы доверить возникшие проблемы с беременностью девушки своим родителям?

    Стоит ли делать аборт в раннем возрасте?

    Делала ли когда-либо девушка беременная от Вас аборт?

    Делали ли ваши знакомые девушки аборт? В каком возрасте?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сифилис вызывается бледной спирохетой (трепонемой). Передается контактно-половым путем и при попадании возбудителя в кровь через ссадины на коже. Признаки болезни проявляются только через 3-4 недели после заражения. На месте внедрившейся инфекции образуется плотная ссадина или язва – твердый шанкр. Она безболезненна и резко ограничена от здоровой ткани. Вскоре твердый шанкр исчезает без всякого лечения, и человек чувствует себя здоровым. Но это состояние обманчиво. Возбудитель распространяется по всему организму, и через 1-2 месяца на коже появляется сыпь, которая пропадает и появляется вновь. Затем все это проходит, но через некоторое время могут начаться головные боли и боли в костях. В запущенных случаях поражается нервная ткань спинного мозга, теряется чувствительность ног, проваливается нос, поражаются зубы, появляются тяжелые поражения кожи и внутренних органов. Сифилис передается по наследству. В настоящее время сифилис успешно лечат. Однако успех лечения во многом зависит от стадии заболевания. Запущенные случаи с трудом поддаются лечению. Человеческий организм не обладает иммунной памятью к этому заболеванию, поэтому вылечившиеся люди могут заразится снова.

Трихомоноз вызывается простейшим организмом – трихомонадой. Пути передачи – контактно-половой и бытовой – купание в грязных водоемах со стоячей водой, в том числе иногда и в частных бассейнах. Симптомы похожи на симптомы гонореи, поэтому любое состояние дискомфорта в половых путях – зуд, выделение и прочее требует лабораторной диагностики с целью определения возбудителя. Заболевание излечимо.

Гонорею вызывают гонококки. Инфекция передается при половых контактах, а также через вещи, принадлежащие больному человеку. Поэтому недопустимо пользоваться чужим нижним бельем, колготками, мочалками. Признаками заболевания являются гнойные выделения из половых органов и сильная резь при мочеиспускании, повышение температуры. Гнойные выделения заметны утром, после сна. Инфекция распространяется и захватывает мочевой пузырь, почки, а также внутренние половые органы. Иммунная память на это заболевание также отсутствует. В России за последние 6 лет заболеваемость сифилисом возросла в 40 раз, причем катастрофический рост отмечен среди детей и подростков – в 45 раз! В 20 раз увеличилось число случаев врожденного сифилиса. Неуклонно растет заболеваемость СПИДом. По данным Российского научно-методического центра профилактики и борьбы со СПИДом, к 2004 году зарегистрировано 7591 ВИЧ-инфицированных детей. В России зафиксированы 817 человек больных СПИДом. СПИД - финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и передающаяся при половом контакте и с кровью человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Факты о презервативах :

Согласно статистике, одна из основных причин, почему подводит презерватив, состоит в неправильном одевании или повреждении презерватива во время раскрывания упаковки. Вот несколько полезных фактов, о которых необходимо помнить:

    Есть правильный и неправильный способы одевать презерватив. Если он раскручивается с трудом, значит, выбрана неправильная его сторона.

    Есть три основных размера - стандарт, с контуром и большой (на 2 мм больше, чем стандартный).

    Только латексные презервативи обеспечивают максимальную защиту от заболеваний, передающихся половым путем.

    Презервативы имеют свой срок хранения, который всегда указывается на упаковке. Всегда проверяйте срок годности.

    Наихудшее место, где можно носить презерватив, - это задний карман, рамного лучше держать его в кармане рубашки или защитном футляре.

    Никогда не открывайте упаковку зубами.

    На конце оставьте место. Если „резервуара» нет, просто сожмите верх презерватива.

    Используйте только смазки на водной основе, иные повреждают латекс.

    Если вы почувствовали, что презерватив порвался, следует немедленно прервать половой акт и выйти.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест

1.Что такое аборт?

2.Перечислите виды абортов.

3.Соотнесите вид и срок аборта

а) медикаментозный 1) 6-12 недель

б) мини-аборт 2) после 16 недель

в) медицинский 3) 0-8 недель

г) солевой аборт 4)до 5 недель

4.какой вид аборта самый безопасный

а) медикаментозный

б) мини-аборт

в) медицинский

5.Какие осложнения могут возникнуть сразу после аборта?

6.Выберите лишний признак беременности

а) прибавка в весе

б) изменение вкуса

в) отсутствие менструации

г) постоянная икота

7. Сколько беременностей в России заканчиваются абортами (процентные данные)

8.Кто может поставить точный анализ?

а)тест

б)подруга

в)врач-гинеколог

9.Тесты дают гарантию на

а) 50%

б) 100%

в) 80-90%

10. Что бы вы посоветовали подруге, которая собирается сделать аборт?

Используемая литература

    Журнал «Справочник классного руководителя», 2009.

    Добрович А.Б. Беседы о половом воспитании. / А.Б. Добрович. – М.: Знание. 1982. – 189 с.

    Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. / В.Е. Каган, Д.Н Исаев – Л.: Медицина. 1979. – 172 с.

    Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. / В.Е.Каган.– М.: Педагогика. 1991. – 256 с.

    Кон И.С. Психология старшеклассника”. Пособие для учителя./ И.С. Кон – М.: Просвещение. 1982. – 192 с.

    Кон И.С. Введение в сексологию. / И.С. Кон – М.: Медицина. 1990. – 198 с.

    Малахов Б.Б. Половое воспитание подростка. Пособие для учителя. / Б.Б. Малахов – Л.: Знание. 1981. – 176 с.

    Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя. / Ю.М. Орлов – М.: Просвещение. 1993. – 239 с.

    Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. / И.П. Петрище – Мн.: Народная Асвета. 1990. – 159 с.

    «О вашем здоровье, женщины». Под ред. В. И. Кулакова, М. «Медицина»,1991.

    «Гид по беременности». Пенни Симкин и др., М., «Гранд», 1998. www . medicus . ru / narcology / spec /? http :// puzyaka . ru / articles / archives / http :// www . masiki . net / planning - baby / rannyaya www . womenhealthnet . ru / pregnancy - health /745. html