Быть отцом в наше время план. Каким быть отцу! (н. я. соловьев). Родительская конференция «Роль отца в воспитании детей»

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врожденный» авторитет отца может быть замещен авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической, коллективистской семьи.

В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери дает всеми ощущаемые блага и удобства дома: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату - нечто недоступное и малопонятное детям. Не случайно ряд исследователей установил, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств - после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать - природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребенка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Для сына отец - образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное (или недостойное) поведение молодого мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе такие истинно мужские черты характера, как смелость, выдержка, великодушие и т.д.

Для дочери отец - первый образец мужчины, первый пример положительного (или отрицательного) мужского поведения. Думается, есть прямая связь, явная зависимость между хорошим примером отца и счастливой семьей, созданной его дочерью.

Отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путем.

Положительный пример отца в воспитании детей настолько важен и значителен, что общество должно постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать его, когда он есть, и стремиться восполнить его отсутствие. С первым - ясно. А вот как возместить ребенку отсутствие отцовского авторитета?

Думается, прежде всего здесь нужна помощь матери со стороны самых близких мужчин: старшего брата, дедушки, дяди и т. д. Один инженер рассказывал мне, что отцу он остался благодарен за пример и науку, как жить. Но также на всю жизнь он запомнил хорошее отношение к себе отца его школьного друга. В этой семье он видел, как ладят отец и мать, родители и дети, брат с братом. А ребенку важно и доброе слово, и пример, и ласка, и прогулка с ним. Его сердце наполняется радостью, когда о нем заботится взрослый человек, мужчина.

Конечно, быть внимательным и заботливым к детям- это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным, ибо общий принцип нашей педагогики- единство уважения и требовательности - действует и в семье. Нельзя уважать, не требуя, и нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберет отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа и распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе - срыв, конфликт. Замечено: конфликтные ситуации между детьми и матерью возникают чаще, чем с отцом, но они легче и быстрее разрешаются. Что же касается конфликтов детей с отцом, то они возникают реже, зато бывают глубже и драматичнее. На их разрешение требуется больше душевных усилий и времени. Вот почему их возникновение крайне нежелательно.

Жизнь отца в семье - на глазах у детей. Они все видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. «Ты обманул меня. Ты обещал сходить со мною в зоопарк и не пошел», «Ты обещал купить мне игрушку и не купил», «Ты требуешь, чтобы я не чавкал во время еды, а сам чавкаешь. ...». Сама жизнь подсказывает афоризм: родители учат;" маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной-практической нравственности.

С годами дети начинают понимать, что ошибки в поведении родителей чаще всего непреднамеренны. Со временем, старея, отец все больше нуждается в сочувствии и в понимании его слабостей, в том, чтобы взрослеющие дети простили те его ошибки, которые он совершил по неопытности и незнанию. Вот когда отец лучше всего поймет, увидит, кого он воспитал: достойных людей или черствых эгоистов.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растет доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья Однако все больше мужчин считают нужным делить с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

(По Н.Я. Соловьёву)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

На основе текста и с опорой на личный социальный опыт назовите два обстоятельства, которые позволяют автору высоко оценить воспитательный потенциал отца в семье. Предположите, почему этот потенциал нередко остаётся неиспользованным.

29. Приведите три примера, иллюстрирующие важность участия отца в воспитании детей.

30. Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребёнку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их взаимоотношения.

Очень часто дети, выросшие в детдоме или неполной семье, где воспитывала их только мать, став взрослыми, мечтают найти отца. Причина для этого они называют разные. Одни говорят: «Чтобы посмотреть в глаза мужчине, отказавшемуся от своего ребёнка.» Другие хотят узнать свои корни. Третьи надеются найти именно в отце объяснение тех или иных своих поступков или черт характера.

Всё это подтверждает мысль о том, что в воспитании детей в семье особая роль отводится отцу, независимо от того, растут в ней мальчики или девочки.

В. А. Сухомлинский писал: «Отношения в семье исторические сложились так, что труд отца, имеющего своей целью заботы о здоровье, жизни, благополучии детей, становится основой его нравственности… Если мы говорим о гражданском облике отца, его способности быть образцом для детей, то гражданственность мужчины определяется прежде всего его способностью был долженствующим.»

Говоря проще, именно отец в семье у детей формирует понятие долга. Сначала это долг перед самим собой, затем – долг перед родными. И, наконец, самый высочайший долг гражданина, долг человека и личности – это долг перед Родиной.

А, по мнению учёных – психологов, в основе формирования всех черт характера личности и его способностей находится усвоенное подростком понятие долга, перешедшее в волевое качество, осознание того, что «если я не приложу максимум усилий, значит, не смогу достигнуть, помочь, создать и т. д. Примером же для детей в том случае является отец – ответственный, трудолюбивый, мудрый, любящий человек.

Самоустранение отцов от своих функций, в силу разных обстоятельств, сказывается в том, что формирование основных качеств детей будет отдана на «откуп жёнам, матерям». Социолог И.С. Кон утверждает, что женщина чаще всего становится фактически главой семьи.

Есть и такие семьи, в которых мать и отец как бы поменялись ролями: мать требовательна, а отец покладист, всё разрешает. Возникает неверная половая ориентация: мальчик в такой семье становится женственным, пассивным, девочка же властной. А это ведёт к конфликтам со сверстниками, приводит к неврозам и одиночеству.

Порой встречаются и семьи, в которых дети осведомлены о роли и месте отца не больше, чем во времена А. П. Чехова: «За этой комнатой есть другая, куда не пускают и где мелькает папа – личность в высшей степени загадочная. Няня и мама понятны: они одевают Гришу и укладывают спать, но для чего существует папа – неизвестно». Привыкшие со всеми своими проблемами обращаться к матери, а не к отцу, которому «нельзя мешать» или «некогда», дети перестают к нему обращаться, авторитет, которого падает до авторитета квартиранта.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права, на главенство в семье, «наследственного» авторитета, как это было в традиционных русских семьях, в настоящее время отец уже не имеет. Но «врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем его поведением в семье, заботой о ней.

Отец – это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Вспоминаю, как часта мама говорила нам: «Спросите у отца: он знает.» или «отец покажет, как надо сделать.» И мы знали, что это так.

Настоящий отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим поведением и примером придаёт детям уверенности в их поступках и достижении цели. Он не допустит, чтобы дети в жизни шли ложным путём.

В нашей семье всё держалось на отце, хотя он был инвалидом Отечественной войны. Поэтому после его ухода из жизни (у мамы остались ещё мы с братом – школьники), она вынуждена была уехать из таёжного села на севере области к родственникам в Богдановичский район.

Каждому ребёнку важно и доброе слово отца, и пример, и ласка, и прогулка, и совместная работа. Его сердце наполняется радостью, когда о нём заботится взрослый человек, мужчина.

Конечно, быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным, т. к. общий принцип педагогики – единство уважения и требовательности. Нельзя уважать, не требуя, и нельзя требовать, не уважая. Поэтому очень важно, какой тон изберёт отец в общении с детьми.

В семье требования лучше облекать в форму просьбы. Тон приказа и распоряжения бывает особенно непригоден, когда дети в подростковом возрасте. Иначе – срыв, конфликты между детьми и матерями происходят чаще, чем между ними и отцами. Эти конфликты менее болезненные, менее продолжительные.

Что же касается конфликтов детей с отцами, то они возникают реже, зато бывают глубже и драматичнее. Чтобы разрешить их, требуется больше душевных усилий и времени.

Жизнь отца в семье – на глазах у детей. Они всё видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко: «Ты обманул меня. Обещал сходить на каток и не пошёл,» «Ты обещал почитать книжку, а сам…,» «Ты говоришь, чтобы я не сопел носом, а сам сопишь…» и т.д.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей трудолюбивыми, ответственными, самостоятельными, но как часто отцы забывают о том, что в основе формирования этих качеств детей находится пример родителей, особенно пример отца. Ведь не зря в народе говорится: «Яблоко от яблони недалеко падает». Хотя есть исключение из этого правила.

Г. Гузь, ветеран педтруда.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец не имеет. «Врожденный» авторитет отца может быть замещен авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи.

В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери дает всем ощущаемые блага и удобства дома: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату - нечто недоступное и малопонятное детям.

Для сына отец - образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное (либо недостойное) поведение молодого мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе такие истинные мужские черты характера, как выдержка, великодушие, смелость и т.д.

Для дочери отец - первый образец мужчины, первый пример положительного (или отрицательного) мужского поведения.

Отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Под наблюдением и защитой отца детям хорошо и радостно жить.

Положительный пример отца в воспитании детей настолько важен и значителен, что общество должно постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать его, когда он есть, и стремиться восполнить его отсутствие. С первым ясно. А вот как возместить ребенку отсутствие отцовского авторитета?

Прежде всего здесь нужна помощь матери со стороны близких мужчин: старшего брата, дедушки, дяди и т.д.

Жизнь отца в семье - на глазах у детей. Они все видят, замечают ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. «Ты обманул меня. Ты обещал сходить со мной в зоопарк, а сам не пошел», «Ты обещал купить мне игрушку и не купил», «Ты требуешь, чтобы я заправлял кровать, а сам не заправляешь…» Родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной - практической нравственности. С годами дети начинают понимать, что ошибки в поведении детей чаще всего непреднамеренны. Со временем, старея, отец все больше нуждается в сочувствии и в понимании его слабостей, в том, чтобы взрослеющие дети простили те его ошибки, которые он совершил по неопытности и незнании. Вот тогда отец лучше всего поймет, увидит, кого он воспитал: достойных людей или черствых эгоистов. Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Сейчас мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако все больше мужчин считают нужным делить с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают отцовский долг.

«Родительство дается женщинам легко!» - в этом уверен практически каждый мужчина. Еще бы! Да женщина вообще запрограммирована природой на то, чтобы быть матерью! Не то что мы – мужчины. Мне, например, сразу после рождения малыша вручили незнакомого доселе ребенка и сказали: «Люби его!». И так три раза. Так что я вас понимаю. Каждый раз с появлением сына или дочери полностью меняется весь ваш жизненный уклад, к вам непрерывно предъявляют какие-то требования, желают, чтобы вы чему-то соответствовали, да еще и ждут при этом помощи и понимания. Но кто поймет вас и поможет вам?

Действительно, мужчины и женщины воспринимают родительство совершенно по-разному. Впрочем, роль в жизни ребенка у каждого из них своя. Сегодня мы поговорим об отцовстве, его сложностях и радостях, о том, как это пережить, что вам за это будет и как стать хорошим отцом своему ребенку.

Итак, давайте рассмотрим тот самый вопрос, который в первую очередь отличает само состояние отцовства от материнства…

Что мне за это будет?

В моей практике коуча и семейного консультанта встречалось множество женщин, которые жаловались на то, что они положили всю свою жизнь, карьеру и время на алтарь воспитания детей, а теперь повзрослевшие дети их не ценят. Эти мамы чувствуют пустоту и видят будущее, лишенное перспектив.

Любопытно, что отца с такими жалобами вы вряд ли встретите. Мужчины даже после появления ребенка остаются верными самим себе. Они находят время для работы, для себя, для друзей.

В отцовстве, как правило, отсутствует самоотречение и жертвенность ради детей, которая чаще всего свойственна материнству. Папы не хотят нырять в родительство с головой. Более того - они хотели бы получать от своего нового статуса какую-то отдачу, что-то, что окупит для них вложенные душевные и физические силы. Их интересует, что они получат взамен.