Что такое матриархат? Переход от матриархата к патриархату. Что это означает матриархат? «Матриархат» в России

Доброго времени суток, Бойцы! Сегодня у нас весьма занятная статья на тему матриархата. «Занятная» по той причине, что довольно часто можно слышать, будто это было чуть ли не золотое время существования общества.

Обосновывается же это мнение тем, что при патриархате мужики не только контролируют женщин, лишая тех свободы, но и само по себе «племя» слишком агрессивное, в результате чего вся история есть сплошная агрессия, военные кампании и моря крови.


Если коснуться темы войн, то тут разговор большой и отдельный, поскольку на каждое явление можно глянуть с нескольких точек зрения. Так, во время войн идёт активная очистка общества от тех, кто имеет психику предателей, убийц, тупиц, паникёров, невыявленых вредителей, «приспособленцев», шлюх и прочего «мусора», которые в своей совокупности генерируют отрицательный психический фон, что очень сильно вредит человечеству в целом.

И вполне возможно, что ряд войн, как например, восстание Спартака (режиссёр Стенли Кубрик), были спланированы соображающими людьми, чтобы моральные уроды, стекаясь в такого рода ловушки, проявляли себя, поскольку иными способами их вычислить весьма сложно. Потом таких просто вырезали регулярными войсками и «дышать в стране сразу же становилось легче».

И это не только красивые слова. Лично сам, с с сестрой на пару, смогли вычислить работницу, от настроения которой зависит настроение практически каждого человека на двух этажах цеха! Вот такая история! А теперь представьте, если она будет испытывать отвращение к работе? Или у неё появиться желание навредить? Или с кем-то поругаться? Ведь точно такие же эмоции будут испытывать и многие другие. Да, собственно говоря, такие настроения и проявлялись. Где уж тут качественно поработать, когда с утра все друг с другом матерятся — еле еле до конца рабочего дня бы дотянуть.

Данная статья посвящена другому вопросу: что матриархат не способствует процветанию общества, а наоборот, гарант его абсолютной деградации. И доказано это будет с помощью одного практически неизвестного фундаментального закона, который очень сильно влияет на развитие всей человеческой популяции, поскольку он ДЕЙСТВУЕТ НА ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Первые три пункта мы разберём сейчас, остальные в следующей части. А иначе никак: уж больно матриархат объёмная тема: пишут хоть и многие, да одну ерунду, друг у друга спёртую. Здесь же всё обосновано настолько, что и прикопаться не к чему.

1. Важнейший закон, влияющий на развитие всей человеческой популяции.

Для того, чтобы в теме матриархата разобраться как можно обстоятельнее, необходимо коснуться трёх составляющих. А поскольку их порядок неважен, начну с одного малоизвестного закона.

Этот закон, точнее, принцип, можно замалчивать, можно делать вид что его не существует, можно вообще сказать, что его нету и всё это ерунда, но каждый человек, умеющий думать, анализировать и сопоставлять факты, тут же мгновенно всё срастит, поскольку многие его проявления он уже наблюдал в повседневной жизни.

Этот закон выглядит следующим образом:

ВО ЧТО ВСМОТРИШЬСЯ — В ТО И ОБРАЩАЕШЬСЯ.

Если человек, осознанно или неосознанно, концентрируется на ком-то, о нём думает и уж тем более, ему подражает, то он начинает приобретать качества, характер и черты поведения того, на ком концентрируется.

То есть, уровень развития человека, его будущие интересы, и какая-то духовная жизнь полностью зависит от того, кто для человека является авторитетом: или это учёные, честные труженики, люди, ценящие работу мысли. Или же это «гуманоиды», «халявщики» и ничем не интересующееся «пробки», живущие по законам стаи и озабоченные исключительно самими собой и тем, как урвать от мира побольше, а на честных и порядочных фыркащих и презирающих.

Доступным языком скажу иначе.

Если ребёнок будет воспитан среди животных, то он будет животным, не смотря на человеческий облик. Это явление нам известно, как «дети Маугли».

Если ребёнок будет воспитываться среди людей, то он станет человеком.

Если он (гипотетически) попадёт в общество Богов, то сам станет подобен Богу.

И происходит это по той причине, что ребёнок, неосознанно концентрируясь на тех, кто его окружает, как бы стремиться к ним, подражает им и вследствие закона «во что всмотришься — в то и обращаешься» развивается до уровня окружающих.

Этот закон функционирует в том случае, если человек на ком-то концентрируется, а концентрируется он ВСЕГДА! И необязательно такая концентрация должна быть осознанной. Она может быть и НЕ СОВСЕМ ОСОЗНАННОЙ.

Всем известный пример — это служебная лестница, когда рабочие как-бы помнят о мастерах, мастера о помнят о начальнике, начальник о директоре. Это «помнить» и есть «неосознанная концентрация на вышестоящем».

Если директор светлая голова, умеет думать, сращивать и кубатурить, если он активно развивает своё предприятие, уважает рабочих, сам много трудится и прочее, и прочее, и прочее, то и у подчинённых такие же качества значительно повышаются в уровне, они становятся более ответственными, возрастает соображалка и работоспособность, а также, осознание себя.
Соответственно, и наоборот.

То есть, очень важно, чтобы менее развитые сосредотачивались на более развитых. В результате этого происходит резкое повышение общего уровня развития, поскольку автоматически выстраивается Светлая Структура. Если же наоборот, что мы в основном и наблюдаем в наше время, то начинается деградация, поскольку «условно-развитые» начинают как-бы обслуживать «Неразвитых». Иными словами, начинают концентрируются на них и, как результат, деградируют до их уровня.

Разумеется, что при таком раскладе никакой прогресс решительно невозможен.

И к форме устройства общественной жизни, это имеет прямое отношение. И неважно, патриархат или матриархат. Если у руля власти будут стоять настоящие Личности, то всё нормально, поскольку подданные, сконцентрированные на таковых, сами начинают возрастать как Личности. Если наоборот, то реально всему хана.

А поскольку у нас вопрос на тему матриархата, соответственно, логически переходим к следующему пункту.

2. Мужчина и Женщина. Кто более развит?

В современном общество активно продвигается идея, что мужское население примитивнее женского. Типа девочки и учатся лучше, и взрослеют быстрее… Так это или не так?

Относительно «учатся лучше», то тут работает самое обычное запоминание. Если хорошо умеешь запоминать, то, соответственно, просто вываливаешь учителю информацию и хорошая оценка обеспечена. А вот суметь применить то, что запомнил в школе, умеют далеко не все. Что касается утверждения, что они быстрее взрослеют, то тут тоже тема спорная. Что это значит: «Быстрее взрослеют? Начинают вести себя, как взрослые тёти? Короткая юбка, косметика, помада, жестикуляция… Так это совершенно не показатель умственного развития. Скорее, актёрство, копирование тех представительниц женского пола, которых школьницы считают образцом для подражания. Как результат, калечат собственную психику, поскольку начинает действовать закон «Во что всмотришься — в то и обращаешься», а всматриваться они начинают, как правило, в тех, кто сам далекооо не Личности.

Правильные выводы очень легко сделать, если обратиться к мировой истории и быть немного повнимательнее к явлениям обыденной жизни.

Если воспользоваться хотя бы школьными курсами истории, физики и химии и иных, то легко можно заметить следующее: практически все науки развивают Мужчины и Женщин среди них абсолютное меньшинство.

То же самое наблюдается и в географии. И в биологии. И в математике. И в высокоточных науках. И много ещё где: везде доминируют Мужчины.

И дело тут не в том, что мужчины женщин защемляют, угнетают и оттесняют куда-то на периферию, заставляя работать по хозяйству — в наше время никто никого не зажимает. Хочешь — присоединяйся, задавай вопросы, учись, будем вместе работать. Да каждый мужчина был бы просто счастлив! Однако, всё гораздо проще: женский пол не интересуют высокие материи, познание мира, развитие и саморазвитие, постоянный прогресс, стремление к истине, движение вперёд, эволюция и прочее подобное. И все попытки Мужчины заинтересовать женщину, привлечь её к познанию тайн мира наталкиваются буквально на дикую агрессию.

То есть, для великого большинства представительниц прекрасного пола совместное познание чего-то, «идя рука об руку» — это скука, уныние и ничего не значащие слова. Точно также, как и «Обучение» для них есть бессмысленный набор звуков, а на любое предложение что-то освоить либо изучить, однотипно отвечают «Мне это не надо».

Много ли вы знаете женщин, занимающихся точными науками? Исследующие какое-то явление? Да хотя бы просто стремящихся к самообразованию, когда, например, сидят в том же декрете? Ведь времени свободного вагон! Да где там! Даже просто читающих познавательную литературу и то днём с огнём не найдёшь!

Кто-то закричит, что это всё враньё и поклёп, но обратите внимание на анкеты на сайтах знакомств: имеющая хоть какое-то увлечение всего одна на тысячу! Даже если взять обычное увлечение чем-либо. Каждый мужик знает, с каким пренебрежением жена относится к его хобби: радиодело, моделизм, конструирование и прочее подобное. Для неё это полная чушь, хотя чтобы такую чушь сделать, нужно не только хорошо знать теорию вопроса и параллельно освоить множество навыков, но и ещё хорошо приложить мысль, чтобы получилась НАСТОЯЩАЯ ВЕЩЬ! И не только пренебрежительно относится, но и дело доходит до того, что противится приходу его друзей, с которыми он хочет обсудить какую-то возникшую проблему.

Механизм в том, что в доме любого умеющего думать мужчины всегда повышенный фон умственной активности. И если мужчина решает поставленную задачу с такими же башковитыми друзьями, то уровень настоящего мыслительного процесса возрастает в десятки, если не в сотни раз, который женщинами практически не переносятся. Это ФАКТ! Вследствие чего и такое поведение, как дикие скандалы и истерики с запретами в виде «Либо я либо они».

Снова приведу пример из своей жизни…

Сижу, пишу статью. В комнату заглядывает сестра, спрашивает что-то. Ответил. Потом заглядывает ещё раз, снова что-то спросила. Снова ответил.

И это эффект от обычной умственной деятельности. А если это настоящий спец что-то решает? Да жену из дома реально «просто выдавит». И недаром все такие специалисты либо изначально холостые, либо жена от них ушла.

Да, женщины хорошо разбираются в одежде, в косметике, в каких-то направлениях в моде. Они способны легко спустить кучу денег на спа-салон, солярий, бассейн, модную сумочку или что-то ещё. Разве это интересы? Разве это творческие интересы? Разве это работа мысли? Разве это создание чего-то, что нужно обществу, хотя бы в лице одного-двух-трёх-десяти человек? А ведь известно немало случаев, когда Мужчины изучая Проблему создают научные труды, которые широкой общественности известны никогда не будут, но которые будут высоко цениться в соответствующем кругу специалистов.

И совершенно иная картина наблюдается среди мужчин… Обратите внимание, что даже обычный мужик обязательно сунет нос туда, что ему неизвестно и непонятно. Этого я насмотрелся на работе: даже обычный грузчик подолгу зависает возле каждого станка, наблюдая за той или иной операцией. То есть, интересуется, что-то прикидывает, сращивает, обучается. И правильно совершенно правильно делает. И я не знаю ни одного случая, чтобы кто-нибудь из отдела кадров хотя бы по цехам прошёлся. Но нет, на это есть фраза «Мне это не нужно»!

Реально, за такой ответ тянет дать по шее. Ведь если человек ничем не интересуется, то значит, он не напрягает мозг, соответственно, его и не развивает. Как результат, мы имеем то, что имеем: объём женского мозга по сравнению с мужским меньше где-то на сто грамм! Это реально разница и разница просто огромная, и от которой просто так не отмахнёшься, списав на неточности в измерениях, чтобы «унизить женщину».

В НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОМ ПЛАНЕ МУЖСКОЙ ПОЛ ДОМИНИРУЕТ ОДНОЗНАЧНО.

Всё вокруг сделано благодаря мужскому полу и их стремлению к познанию тайн мира: от умения практически из ничего добыть в лесу огонь, до создания космического корабля. И, прошу обратить внимание, без секса способны жить годами и не делают из этого трагедии.

ЕСЛИ БЫ НЕ ПЫТЛИВЫЙ УМ МУЖЧИНЫ И ЕГО ПОСТОЯННАЯ ТЯГА К ЗНАНИЯМ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВОВАЛО!

А как обстоит дело в морально-этическом отношении? Снова обратимся к истории, поскольку она накопила более, чем достаточное количество фактов.

Во все времена существует такая профессия, как, хм, жрицы любви… Неужели спрос на доступных женщин рождает соответствующее предложение? Но тогда почему нет мужской проституции? Ведь на свете живет много дамочек, которые бы не прочь набрать ночью номер «дома терпимости». Но ведь мужских публичных домов буквально один на десять тысяч!

Ответ не в том, что «спрос рождает предложение» или «детей кормить надо». Настоящих причин две: благодаря этому занятию, временно отключается способность мыслить. Вторая причина в том, что женщины не умеют получать удовольствие от иного рода деятельности, например, от создания чего-либо, то есть, от творчества. Только скажи ей, что от создания чего своими руками получаешь кайф гораздо более изощрённый, чем от секса! Страшно обидятся!

Да и согласно некоторым опросам, очень многие представительницы женского пола мечтают стать проститутками.

Мой случай. У нас по соседству работала такая пара по вызову. Вот как-то они спешат на свою работу, а одна дамочка на площадке другой и говорит: А я им завидую».

Можно, конечно, подумать, вот совпадение, проститутки напротив живут. А можно отнестись и по другому: это явление гораздо более массовое, чем принято думать. Как и тайная зависть к ним.

Поголовно, конечно, в таких заведениях не работают, но практически 95 процентов женского населения с подросткового возраста начинают вести половую жизнь, активно меняя партнёров. То, что такое поведение есть распутство, они прекрасно знают, как и то название тех, кто прыгает из постели в постель. Но таковыми они себя не считают, поскольку свою матрасную эпопею оправдывают тем, будто ищут того самого, единственного и неповторимого «Принца на белом коне».

Кстати, как только они начинают вести половую жизнь, их школьная успеваемость резко идёт вниз.

Отсюда, второй вывод: женскому населению аморальное поведение присуще в сотни раз больше, чем мужчинам.

Сразу отвечу на вопрос: «Но ведь и мужиков, активно ходящих налево, существует великое множество». Вот именно, мужиков. Не надо путать развитого Мужчину и мужика, который полностью живёт под влиянием женщины. Иначе говоря, не может ей отказать, обслуживая их по первому же требованию. Мужики не Личности, поскольку своей воли не имеют. А Мужчины это Мужчины. У них гораздо больше интересов, чем обычный секс и который они в культ не превращают.

3. Примерная структура «Пирамиды общества».

Ладно, перед тем, как взяться за матриархат, возьмёмся выстроить примерную структуру общества. Это реально необходимо.

Условно, её можно представить в виде пирамиды, разделённую на три части.

Как такая пирамида формируется? Начнём с её основы, первого уровня… Обычно мальчиков воспитывает отец, девочек — мать. Если отец достаточно развитый человек, то он прививает сыну не только такие качества, как стремление познавать окружающее, но и такие свойства личности, которые этому способствуют: честность, умение держать ответ, отвечать за базар, уважать мастеров, ценить дружбу…

В результате, дети, которых так воспитывали, вырастают если не Личностями, то по крайней мере, их уровень развития существенно выше окружающего человеческого фона. Даже девочки, воспитанием которых занимается отец, хоть таких одна на десять тысяч, и то уже существенно отличается от своих сверстниц хотя бы тем, что действительно умеет мыслить, имеет интересы к точным наукам и не прыгает из постели в постель, поскольку умеет получать удовольствие от привитых отцом увлечений…

Такие люди составляют среднюю часть пирамиды.

Если же ребёнком занимается мать-одиночка или семейная пара вида «мать и неразвитый отец», то имеем ребёнка, который практически ничем увлекаться не будет, имея интерес исключительно к лицам противоположного пола.

Такие люди составляют «основу пирамиды». Это общество с такими отношениями, когда жена ходит налево, муж-рогоносец либо предпочитает ничего не видеть, с удовольствием здороваясь с любовниками жены, либо сам таскается по бабам. Семья насквозь лживая, поскольку оба делают вид, что ничего не происходит и разобраться во всём этом деле они не хотят. Разумеется, что дети в такой обстановке вырастают копиями родителей с искажённым мировоззрением, считая такое поведение нормой. Как результат, следующее поколение формирует общество с такими же отношениями.

Но иногда в таком обществе получаются исключения. В силу тех или иных причин, человек может сделать нужные обобщения и придти к правильным выводам, сменив некоторые искаженные полюса мировоззрения с минуса на плюс. Соответственно, в пирамиде перейти с её «основы» на уровень выше.

Развиваясь всё больше и больше, человек, перейдя где-то к вершине пирамиды, начинает оказывается весьма неприятен для «основы пирамиды». Причина понятна: более развитых всегда недолюбливают — соответственно, в их сторону всегда льют целые моря помоев. Убедитесь в этом сами, когда ниже будет приведён список Личностей: отследите свои эмоции.

Итак, «Пирамида Общества». Её верх будут составлять Мужчина и Женщина в настоящем понимании этого смысла. Среднюю часть «Мыслящие». Роль «Основы» досталась тем, кто ещё не стал даже «мыслящим»: подкаблучники, бабники, шлюхи и прочие. И это правильно.

Основные свойства.

Тех, кто составляет «основу», какая-либо тяга к познанию тайн мира не наблюдается. Основной интерес к лицу противоположного пола. Уровень этики и морали явно на уровне плинтуса. Стремятся к власти. Считают, что во всём разбираются. Тех, кто более-менее начинает развиваться, переходя на этаж выше, начинают ненавидеть. Основная точка зрения, что жизнь несправедлива.

Второй уровень пирамиды. Люди, составляющие их, имеют творческие интересы, трудолюбивы, интересуются знаниями, много читают и размышляют, стремятся постичь окружающий мир. Представители «Основы» их недолюбливает и избегает с ними общаться. Впрочем, те и не навязываются, поскольку общаясь с «основой», можно легко опуститься до их уровня в силу действия вышеприведённого закона. Концентрируются на тех, кто составляет «Третий уровень пирамиды», благодаря чему и быстрее развиваются.

Третий уровень пирамиды это реально посвящённые люди, достигшие очень высокого уровня развития. Вот их «Основа» реально ненавидит больше всего. Впрочем, те на них особого эмоционального внимания не обращают, работая над своими «проектами», которые большинству абсолютно непонятны, либо кажутся жестокими, аморальными и направленными против человечества. Например, разрабатывая и проводя в жизнь способы по очистке общества от моральных уродов (вспоминаем восстание Спартака Стенли Кубрика).

Для полноты информации не хватает реальных примеров. Поскольку в основе пирамиды Личностей нет, начну с верхушки.

Разумеется, к «Верху пирамиды» относятся представители обоего пола, если развились до нужного уровня, правда, женщин всё равно в сотни раз меньше. Приведу список женщин, действительно развитых до уровня «Личность»:

1. Елизавета-королева Англии.

2. Жанна Дарк: Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне.

3. Анна Морозова: Герой Советского Союза, разведчица, руководитель подпольной организации «Джек».

4. Зоя Космодемьянская: Красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта и первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

5. Анна Алексеевна Щадрина: шаманка из народности Кето, обучавшая Сталина многим приёмам священной охоты.

И, если говорить о матриархате, то его правящая верхушка, должна состоять как раз из представителей, развитых до вершины пирамиды, а не из представительниц «подошвы», из всех интересов имеющих только коллекционирование половых партнёров, но воображающих о себе истинных королев. Ведь концентрируясь на шлюшках, народ будет неосознанно, а многие и осознанно, им подражать. И особенно, женская часть населения. Как результат, падение нравов и деградация науки. Ко власти можно допускать женщин, перешедших на третий уровень пирамиды: только в этом случае общество, например, страну, ждёт успех, а не деградация. И пример подобного опыта в мировой истории известен: это Елизавета, королева Англии.

В нашей стране пример такого уровня женщины, стоявшей у власти мне неизвестен, а потому, привести пример можно всего лишь на разведгруппе под руководством Анны Морозовой. И группа эта, которая полгода действовала буквально в нескольких десятках километрах от ставки Гитлера, не смотря на сверхтщательные разыскные работы СС, по признанию американцев, была самая успешная, удачная и результативная группа за всю военную историю.

Мужчин, развитых до третьего уровня Пирамиды, в сотни раз больше, чем женщин, но грузить сильно не буду — приведу такой же список.

1. Цинь Шихуанди: вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства.

2. Тамерлан: Полководец и завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Основатель империи Тимуридов со столицей в Самарканде.

3. Гай Ю́лий Це́зарь: древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель, великий понтифик.

4. Сталин. Российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, генералиссимус. С конца 1920-х - начала 1930-х годов до своей смерти в 1953 году Сталин единолично руководил Советским государством. Продвигал в массы (в основу пирамиды) культ Героя, в результате очень много людей смогло развиться до такой степени, что перешли на уровень выше.

Как правило, к таким развитым людям представители «основы» испытывают не просто нелюбовь или подобное, но именно ненависть. Даже спустя много лет.

Зачем я привожу здесь эту схему? Дело в том, что к матриархату, стремятся «представительницы основы», которые в матриархате видят потенциальную вседозволенность, которую им в настоящее время ограничивают те, кто находится на втором или третьем уровне. И, с моей точки зрения, правильно делают, что ограничивают, иначе общество деградировало бы за пару поколений.

Предварительный статьи небольшой итог.

Поскольку разговор о матриархате ещё не закончен, подведу небольшой итог, того, о чём говорилось выше.

Мы узнали об очень важном законе: «Во что всмотришься — в то и обращаешься». Это реально мегаважный принцип. Настолько важный, что его грани разумом сразу и не охватишь: необходимо хорошенько поразмыслить. Впрочем, этой теме будет посвящена огромнейшая статья. Далее, мы пришли к вводу, что мужской пол развит более женского, чтобы сами женщины не рассказывали на эту тему. Под конец, мы выстроили условную «Пирамиду общества», тех, кто в неё входит, на каких уровнях находится, какие интересы имеет и привели некоторые имена, с той целью, чтобы не быть голословными. Как всё это дело слить вместе, чтобы дать окончательный ответ, почему же матриархат гарантированно приводит к деградации цивилизаций, будет расписано во второй части статьи.

Что действующей формой общества в основной части России, а также западной цивилизации является матриархат. По этому поводу можно спорить, но что бы не говорили современные мужчины, это так.

Вместе с тем ради успокоения мужской совести следует отметить, что формирование подобного уклада социума обусловлено совсем не уровнем истинно мужских качеств современных представителей сильного пола, а несколько иными причинами.

Для понимания сути проблемы необходимо обратиться в прошлое, к тем временам, когда человек жил племенем. Функциональные роли в племени имели ясное распределение по половому признаку, что сильно стерто на нынешнем этапе существования человеческой цивилизации: мужчина – охотник и добытчик, женщина – хранитель домашнего очага.

С первого взгляда указанное распределение напоминает и сегодняшнюю ситуацию, но различия есть, причем весьма существенные. Вожаком племени являлся самый сильный самец, который мог заниматься сексом и заводить потомство с любой женщиной.

Если выявить более ключевую роль мужчин в племени, то они представляли собой для женщины буфер между внешней средой и строем, организованным внутри племени. Мужчина – защитник от хищников, а также от негативно настроенных представителей других племен.

Без мужчины женщина просто не могла выжить, он оплот и краеугольный камень существующего в те времена строя. Потребность в мужчине была обусловлена не столько проявлением чувств либо необходимостью продолжения рода, сколько стремлением к выживанию.

Сегодня указанная основная причина ключевой роли мужчины в социуме не имеет явного проявления. Во главе современного общества находится «виртуальный» вождь, называемый Государством, которое обеспечивает относительную безопасность граждан, в том числе женщин, на территории действия суверенитета, а также за ее пределами.

Мужчина больше не нужен женщине для выживания, более того, женщины сами ходят на работу и зарабатывают деньги для своего существования. Очевидным плюсом для женщины является государственная поддержка материнства, которая проявляется в форме необходимости уплаты алиментов детям их отцами. На сегодняшний день мужчина необходим женщине для проведения досуга, реализации ее материнского инстинкта, а также подгона приятных ништяков. Потерять мужчину – значит лишиться одного из многих вариантов, а в случае их отсутствия женщина вполне способна прожить и без чьего-либо покровительства.

Современные матери с детства воспитывают мальчиков в духе угождения женщинам: «Ты мужчина, ты должен», «Девочек обижать нельзя», « так не поступил бы»; этакий клуб по уничтожению мужской значимости. Несмотря на это женщины постоянно страдают от нехватки “настоящих” мужчин, за что боролись, на то и напоролись.

И Л. Г. Моргана . В советской исторической науке, археологии, этнографии и антропологии существование матриархата долгое время не ставилось под сомнение, однако убедительных доказательств существования власти женщин над мужчинами этнология, археология и антропология так и не предоставили.

В западной антропологии уже в 1950-е гг. появилась аргументированная критика матриархата в представлении Бахофена-Моргана и к 1970-м годам большинство антропологов пришли к выводу о том, что матриархат - это миф, созданный Бахофеном на базе интерпретации греческой мифологии.

Все западные специалисты согласны в том, что существуют общества, в которых женщины достигли огромного социального признания и власти, однако никто никогда не описал общества, где за женщинами была бы публично признана власть и авторитет, превосходящие властные полномочия и авторитет мужчин.

Согласно трудам многих специалистов, в истории не существовало ни одного достоверно известного по каким-либо надежным источникам матриархального общества. .

Однако даже противники теории существования матриархата как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса всё-таки нередко наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия, они, однако, считают что неправомерно идентифицировать такой рост со «становлением матриархата» . По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства - типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала. Однако данные утверждения вступают в противоречие с недавними археологическими находками на юге России, Украины и южной Сибири, которые подтверждают высокую роль женщины в социальной жизни древних скотоводческих племен.

По представлениям некоторых эволюционистов, матриархат был тесно связан с культом плодородия - древние люди ассоциировали «мать землю, взращивающую брошенное в неё семя» с женщиной, беременеющей после полового акта . В основе религиозных представлений того времени была вера в «богиню-мать - прародительницу рода».

Матриархальные общества

Современной науке известны общества содержащие в себе многие признаки матриархального порядка.

Общества могут быть признаны матриархальными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность , матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии); иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак , гостевой брак и даже полиандрия . Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака - дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности , при котором имуществом семьи распоряжаются женщины, и передается оно только по женской линии. Мужчина, с которым женщина состоит в длительных отношениях, не имеет право распоряжаться собственностью женщины и ее семьи.

Основой типичного матриархального общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200-300 человек близких родственников по женской линии. Ее возглавляет старшая женщина, иногда ее брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и ее детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский род, который коллективно владеет общинной землей. Прочее же имущество является собственностью женщин, и передается от матери дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский род состоял в тесных связях с другим родом, с кем обменивался женихами и невестами (так называемая дуальная экзогамия). Иногда дуальная экзогамия перерастает в фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).

Есть и другой вариант матриархального порядка: племя делится на две половины, в одной живут мужчины а в другой женщины, каждая половина существует автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. Родство так же ведется по женской линии. Пересечения обоих половин племени происходит только на период брачных обрядов для зачатия детей. На другие сферы жизни друг друга обе половины племени не влияют.

В матриархальных обществах, где религиозную картину мира формирует язычество, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать . Примером может служить одно из древнейших направлений индуизма шактизм , или культ богини Астарты в древней Месопотамии. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский пантеон богов заменяетяся на мужской пантеон. Богини утрачивают свою культово-религиозное значение, они становятся второстепенными персонажами религиозной мифологии. А трон верховного божества вместо Богини-матери занимает Бог-отец.Матриархальные социумы повсеместно встречались в разное время в разных частях света, у различных народов, населяющих Азию , Африку , Европу , Северную и Южную Америку

В настоящее время матриархические общества с относительным доминированием женщин в некоторых сферах общественной жизни, сохранились лишь в некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале) и Африки, где наряду с относительно высоким женским статусом типична также и полиандрия , а также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.

Некоторые черты матриархата сохранились в обычаях североафриканской народности туареги , где по прежнему присутствует матрилинейность и часто матрилокальность, а также наличествует высокая роль женщины в социальной жизни племени. У туарегов в настоящее время также существует различие между мужским и женским письмом. Если мужчины пользуются арабским шрифтом, то среди женщин преимущественно распространено письмо тифинаг. Консонантное письмо тифинаг очень древнего происхождения и восходит еще к домусульманскому периоду. Так же существует у туарегов понятие «Асри» - это абсолютная свобода нравов у всех незамужних женщин туарегов, независимо оттого, являются ли они девушками, разведенными или вдовами. Если женщина не находится в зависимости от мужчины, она может распоряжаться своим телом по собственному усмотрению, и никто не вправе ограничивать ее свободу. Чем больше у нее любовников, тем выше ее репутация. Девушка не может быть выдана замуж против своей воли. Больше того, у туарегов существует своеобразный кодекс галантности, который обязывает мужа не принуждать свою жену силой. Если она отказывает ему во взаимности, он отправляет ее к родителям.

Однако матриархат как форма общественно-семейного устройства и феминизм как общественно-политическое течение за права женщин - это совершенно разные явления жизни и никак не связанные между собой. Феминизм является продуктом патриархального общества, в котором женщина была лишена многих возможностей доступных мужчине, например свободы передвижения (в классических патриархальных обществах женщина не может покинуть место своего жительства без разрешения владеющего ей мужчины - отца, мужа или брата . свободы брачного выбора (власть главного мужчины в семье - отца позволяла диктовать выбор супруга) свободы слова, возможности получать образование, занимать руководящий пост или просто работать где либо кроме дома, свободы распоряжаться своим имуществом. В результате такого положения дел, и явных правовых перекосов в сторону мужчин, преференций и дискриминаций по половому признаку, и появилось общественно политическое течение известное под названием «феминизм». Конечной целью которого было стирание каких либо правовых и социальных различий между полами ради всеобщей справедливости, а также отделение женщины от «семейного рабства» .

Матриархат в культуре и искусстве

Тема общества, построенного по матрицентристскому принципу, давно занимала умы писателей, художников и поэтов.В античности образ амазонки , отразился в различных произведениях литературы, и изобразительного искусства.Излюбленный сюжет древнегреческой скульптуры раненая амазонка .

С приходом эры феминизма все больший интерес стала представлять мысль об «идеальном матрицентрированном обществе» - золотом веке человечества. Появились новые религиозно-культовые практики, являющиеся отголоском древних матриархальных религий. Одним из таких направлений является Викка , последователи которой отрицают «мужской» монотеизм с образом Бога-отца и признают «двуполый» монотеизм. В которой верховное божество является супружеской парой или соединением Богини-матери и ее супруга.

Среди поклонников жанра Фэнтези хорошо известна раса темных эльфов - Дроу , общество которых по общепризнанной концепции является матриархальным.

Высмеивает идею матриархального общества в самом крайнем его проявлении польский фильм Секс-миссия , в котором герои попадают в будущее, где воцарился полный матриархат ввиду отсутствия мужчин. Аналогично в фильме Лития (За гранью возможного) рассматривается вариант общества без мужчин, так же образовавшегося в результате разрушительной войны.

См. также

Примечания

  1. "Matriarchy", Encyclopædia Britannica , 2007.
  2. Steven Goldberg, The Inevitability of Patriarchy , (William Morrow & Company, 1973).
  3. Joan Bamberger,"The Myth of Matriarchy: Why Men Rule in Primitive Society", in M Rosaldo and L Lamphere, Women, Culture, and Society , (Stanford, California: Stanford University Press, 1974), pp. 263-280.
  4. Robert Brown, Human Universals , (Philadelphia: Temple University Press), 1991.

Как известно, в современном мире всем заправляют мужчины - несмотря на старания феминисток переломить ситуацию, большую часть государственных должностей практически во всех странах по-прежнему занимают представители сильного пола. Однако, есть на нашей планете места, где мужчины исторически приучены не смотреть на прекрасный пол «сверху вниз».

Вашему вниманию - шесть живущих в наше время народов с матриархальным укладом общества…
Мосо
Небольшой народ мосо, живущий на территории китайских провинций Юньнань и Сычуань около границы с Тибетом - один из самых известных современных социумов, в которых установлен матриархат. Китайское правительство считает мосо частью народности наси, однако это два совершенно разных этнических меньшинства, как по культуре, так и по языку.


Мосо живут большими семьями, в каждой из них главную роль играют женщины - родословная ведётся по женской линии, семейные традиции передаются от старших представительниц рода к младшим, точно так же наследуется имущество.
Все важные решения, касающиеся жизни семьи принимают исключительно женщины, они ответственны за воспитание детей и те при рождении получают фамилию матери, а не отца. При этом необходимо отметить, что политикой занимаются в основном мужчины.


Институт брака, как таковой, у мосо отсутствует, вместо него практикуется обычай с говорящим названием «walking marriages» (можно перевести как «свадьбы во время прогулки»). Женщины свободны в выборе сексуальных партнёров и не живут с ними под одной крышей.
Дети всегда остаются в материнском доме, поэтому отцы практически не принимают участия в их жизни, порой матери даже не знают, от кого именно зачат ребёнок. Вместо воспитания собственных отпрысков мужчины занимаются детьми, принадлежащими к семьям их матерей.
Минангкабау
Народность минангкабау, населяющая индонезийскую провинцию Западная Суматра, насчитывает около 4 млн человек - на сегодняшний день это крупнейший в мире социум с матриархальным укладом. Всё семейное имущество передаётся от матери к дочери, так как мать считается главой семьи и играет главную роль в жизни каждого представителя этого народа.


В политических и религиозных институтах заняты в основном мужчины, но в остальном у минангкабау правят представительницы прекрасного пола - такое разделение общественных обязанностей позволяет всем чувствовать себя равноправными.
После вступления в брак женщины сохраняют за собой главную роль - ночи супруги проводят вместе, но утром мужчины, как правило, отправляются по домам своих матерей. По достижении 10-летнего возраста мальчики покидают материнские дома и некоторое время живут в мужском кругу, обретая необходимые представителям сильного пола навыки и постигая тайны религиозных практик.


Стоит отметить, что во главе рода всегда стоит мужчина, но если он перестаёт справляться со своими обязанностями, женщины имеют право сместить его с должности и выбрать на его место другого.
Аканы
Этнос аканы составляет большую часть населения республик Гана и Кот-д’Ивуар. Социально-общественный строй аканов - типичный матриархат: в их семьях всё, включая фамилии и имущество, наследуется по материнской линии, женщины же определяют направление развития общества в целом.

Руководящие должности в органах управления традиционно занимают мужчины, но право на них передаётся через родственников женского пола - матерей, сестёр и дочерей. Зачастую мужчины заботятся не только о своих семьях, но и о своих дальних родственницах.
Брибри
В коста-риканской провинции Лимон обитает индейское племя брибри, численность которого по разным оценкам, составляет от 4 тыс до 13 тыс человек. Как и у многих других народов с матриархальным укладом общества, в основе социального строя брибри лежат родовые общины, как правило, включающие в себя несколько десятков человек, во главе каждого рода стоит старшая женщина.


Брибри традиционно живут в небольших поселениях, по два-три дома, при этом недвижимость и земельные владения наследуются по женской линии. Также немаловажно, что только женщины имеют право готовить какао, который брибри используют в религиозных ритуалах.
Гаро
Гаро - один из главных этносов индийского штата Мегхалая. Как и у их соседей по региону кхаси, в обществе гаро на первых ролях женщины, хотя полностью матриархальным общественный строй гаро назвать нельзя - государственными учреждениями управляют мужчины, они же распоряжаются крупной собственностью.
Тем не менее, главой семьи у гаро считается женщина, эта «должность» по наследству передаётся младшей из дочерей, как и большая часть семейного имущества.


В семьях гаро главная наследница выходит замуж последней из всех дочерей и как правило, семья без труда находит достойного мужа, в то время как старшим сёстрам-бесприданницам устроить супружескую жизнь бывает намного сложнее. Женихи часто сбегают от невест и семьям с дочерьми «на выданье» приходится буквально насильно тащить их обратно в свой дом.


Будущий муж порой совершает не один и не два побега, а десятки - до тех пор, пока невеста не смирится с его нежеланием жениться, или же не добьётся его согласия. Чаще всего оно достигается многочисленными обещаниями беспрекословно повиноваться супругу и быть фактически его служанкой.
После свадьбы новобрачные живут в доме жены, если отношения у них не складываются, брак расторгается с обоюдного согласия и без осуждения со стороны общественности.
Наговиси
В южной части острова Бугенвиль, входящего в состав Папуа - Новой Гвинеи, живёт племя наговиси, которым управляют женщины - они принимают решения касающиеся родовых общин, участвуют в обрядах и церемониях, а всё остальное время посвящают обработке своих земельных участков, которые передаются по наследству от матерей к дочерям, причём право владеть землёй есть только у женщин племени.


Антрополог Джил Нэш, изучавшая жизнь наговиси, утверждает, когда дело доходит до брака, для женщин племени садово-огородные навыки столь же важны, как внешность и сексуальность - умелые невесты ценятся у мужчин на вес золота. Свадебных церемоний у наговиси нет - если мужчина и женщина много времени проводят вместе, ночуют под одной крышей и сообща обрабатывают принадлежащий женщине участок, их считают законными супругами.

Матриархатом в истории принято называть гипотетическую форму устройства общества, при которой власть принадлежала представительницам прекрасного пола. Теория о нем возникла в противовес доминирующей на протяжении многих веков в науке патриархатной. Однако достоверного подтверждения существования такой модели общества на сегодняшний день не имеется.

Появление теории матриархальной формы общества

Теория о матриархате как форме правления женщин обязана своим появлением Л. Г. Моргану, И. Я. Бахофену, Ж.-Ф. Лафито. Эти европейские ученые, жившие в разное время, внесли весомый вклад в науку, и прежде всего - в борьбу с представлением о доминировании в истории патриархальных обществ.

В чем суть матриархата? Для матриархального общества в теории характерны такие черты, как:

  • матрилинейность - отслеживание родовых связей, происхождение и наследование по материнской линии (например, братьями и сестрами считаются только единоутробные, и т.д.); со сменой матриархальных устоев на патриархальные сменяется патрилинейностью;
  • матрилокальность - супруг приходит в род матери жены; мужчины живут в доме матери, так же как их сестры по матери и их дети;
  • материнское право на детей - в случае развода они остаются с матерью;
  • авункулизм - во главе рода становится дядя по материнской линии.

Заблуждения о матриархате. Теория Бахофена

В советской теории о первобытном строе гипотеза о существовании общества матриархата в доисторические времена оставалась признанной до середины ХХ века, в западном же эволюционизме - до его начала. Она получила право на существование благодаря труду Бахофена «Материнское право», изданному в 1861 году. Античный философ и ученый Аристотель считал, что патриархатная семья изначально доминировала в общественном устройстве.

Бахофен же, опираясь на античную мифологию, утверждал, что матрилинейность в обществе предшествовала патриархальным устоям. Для ее обозначения ученый использовал термин «гинекократия».

Л.Г. Морган и Ф. Энгельс о матриархате

Теория Бахофена получила развитие в книге американского антрополога Л. Г. Моргана «Древнее общество», изданной в 1877 году, в которой была выдвинута гипотеза о материнском роде как начальной, допатриархатной форме родового устройства. Она получила развитие в известной работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.). К концу ХІХ века представление о существовании в истории человечества эпохи матриархата стало не только популярным, но и общепризнанным.

Гипотезы ученых основывались на отдельных этнологических, археологических и антропологических данных, однако весомых доказательств существования первобытного матриархата представлено так и не было. Матрилокальность, матрилинейность и иные признаки матриархального общества и сегодня присутствуют у отдельных племен. Однако это не является доказательством существования в прошлом матриархального общественного уклада.

Амазонки

Античный миф об амазонках в свое время считался одним из доказательств существования общества, в котором женщины играли доминирующую роль. Согласно ему, племя амазонок, обитавшее на территории современной Турции, состояло исключительно из женщин-воительниц. Для воспроизведения его численности амазонки вступали в связь с мужчинами из других племен, причем из младенцев они оставляли только девочек. Родившихся мальчиков убивали либо отправляли к их отцам.

Упоминания о племени амазонок встречаются в трудах Плутарха, о них сообщает Гомер. Их образы запечатлены на античных вазах, рельефах, скульптурах. Что такое матриархат в данном случае? Здесь мы видим радикальную его форму, при которой даже присутствие мужского пола на территории племени не допускалось. Однако необходимо помнить, что история об амазонках - не более чем миф, не нашедший убедительного исторического и документального подтверждения. Наиболее поздние сведения об амазонках в исторической литературе датируются эпохой правления Александра Македонского.

Примеры матриархата в современном обществе

Некоторые народы и народности сохранили матриархальные черты до сегодняшних дней. По мнению ученых, матриархальный строй, если он и существовал когда-либо, со временем уступил место патриархальному обществу как более развитому и совершенному. Переход от матриархата к патриархату, таким образом, произошел естественным образом в ходе прогресса. Безусловно, существуют и патриархальные племена, ведущие образ жизни, весьма далекий от того, к которому привыкли жители крупных городов. Однако ни одно из обществ (или объединений) матрицентричных не достигло высокого уровня развития.

Туареги

Представителя племени туарегов считают себя потомками Тин Хиниан - полулегендарной царицы, которая якобы была амазонкой и прибыла в Хогар с территории нынешнего Марокко со служанкой Такамат. По легенде, царица Сахары, как ее еще называют, убивала всех своих поклонников, прибывавших к ней с предложением руки и сердца. Вместе с Такамат они положили начало роду туарегов, причем от царицы произошли благородные его представители, а от служанки, соответственно, слуги. Туареги еще больше укрепились в своих представлениях после того, как в 1925 году в Ахаггаре было найдено древнее женское захоронение, отличавшееся пышностью. Многие из них считают, что найденные останки принадлежат царице Сахары.

Для племени туарегов характерны основные черты гипотетического матриархата: матрилинейность, матрилокальность, матрилатеральный брак. Официально они придерживаются ислама, однако подавляющее большинство мужчин-туарегов имеет по одной жене. Что такое матриархат в племени туарегов? Женщины здесь пользуются почетом и уважением. Их в детстве обязательно обучают грамоте, мальчиков же это требование не касается. Это единственный известный народ, в котором мужчина обязан закрывать лицо с того момента, как ему исполнится 18 лет. На женщин же это правило не распространяется. Восемнадцатилетний юноша надевает платок - лисам, скрывающий лицо от самых глаз, который во время еды разрешается опускать до подбородка. Согласно древнему обычаю, увидевший лицо туарега должен был быть убит.

При этом в общественном устройстве туарегов много и патриархальных черт. Так, во главе племени стоит вождь, который, однако, не имеет всей полноты власти, ведь его мать может наложить запрет на любое принятое решение.

Народность мосо

Небольшая народность мосо, насчитывающая всего 57,5 тысяч человек, проживает в Китае, вблизи от тибетской границы. Китайское правительство считает мосо и народ наси одним и тем же народом, но культурные отличия между ними имеются.

Мосо широко известны как народ с матриархальными устоями. Что такое матриархат применительно к этому народу? Родословная и наследование у них ведутся по женской линии, во главе семьи стоит женщина. Они практикуют гостевые браки, и отец ребенка женщины мосо может быть неизвестен ей самой, так как она может состоять в отношениях одновременно с несколькими мужчинами. Хотя в наше время это скорее исключение: отцы принимают участие в жизни потомства, дарят подарки к праздникам, а дети навещают отцов в их домах. Но основные заботы о потомстве ложатся на плечи матери и ее семьи. Мужья, равно как и жены, не переходят на жительство в дома супругов, и общего имущества у них нет.

Естественно, дети живут в семье матери. Мужей и жен как таковых у мосо не существует. Семья бездетной женщины берет на воспитание ребенка из другой семьи, который имеет те же права, что и родные дети. Приемная девочка может впоследствии возглавить семью и стать матриархом.

Женщины мосо занимаются домашней работой и ухаживают за скотом. На плечах мужчин - охота, рыбная ловля, работа в поле, а также религиозные церемонии. Все важные решения в семье принимают именно женщины, а не мужчины, и ребенок после рождения получает фамилию матери, а не отца. Безусловно, народность мосо не является полностью матриархальной, однако гостевой брак, матрилинейность и материнское право на детей позволяют причислить его к матрицентричным.

Минангкабау

Народность Минангкабау, проживающая в Индонезии и насчитывающая около 7 млн представителей (4 из них - на о. Суматра), является самой многочисленной с матриархальными устоями. У нее присутствует матрилокальная организация поселений, и все население материнских общин под названием нагари принадлежит к одному из четырех родов по женской линии, называемых суку. По преданию, 4 рода произошли от легендарных матерей-прародительниц. Они подразделяются на кампуэнг (кэмпунг) - основные сельскохозяйственные единицы, которые, так же как и суку, имеют своих советников и старейшин. Это большие матрилинейные семьи, включающие несколько поколений. Для них характерны расчленение на джураи, включающие три-четыре поколения, взаимовыручка и взаимопомощь. Важные решения принимаются на семейных советах.

Инициативу в сватовстве проявляют родные невесты. После свадьбы супруги ночуют в доме жены, но мужья чаще всего с утра отправляются в дом своей семьи, где живут их матери.

«Матриархат» в России

Отдельные черты гипотетических матриархальных или матрицентричных обществ можно обнаружить во многих странах, в том числе и в России. Так, согласно особенностям отечественного семейного права, доминирует материнское право на детей, то есть при разводе они остаются с матерью почти в 90 % случаев. Более того, мать имеет возможность запретить отцу детей видеться с ними. Российская семья является в определенной степени матрицентричной, то есть мужчины часто предпочитают устраняться от решения семейных проблем, ограничиваясь добыванием средств к существованию. Женщина в среднестатистической российской семье, в отличие от западных стран, имеет доступ к деньгам мужа, и раздельные финансы у супругов, в отличие от западных стран, в наших семья скорее редкость.

Женщины в России имеют право избирать и быть избранными, они могут работать на разных должностях, вплоть до высших эшелонов власти.

Черты патриархального уклада в российском обществе

Вместе с тем, как отмечается в рядке публикаций, российское общество все же имеет больше патриархальных черт, нежели матриархальных. Мальчика с детства приучают к мысли, что он - будущий глава семьи и обязан принимать важные решения, девочек же учат быть мудрыми, гибкими, «шеей» для мужа-«головы», подстраиваться под его желания и избегать конфликтов, заботиться о супруге и детях. Кроме того, во многих случаях мужчины при условии одинакового образования, квалификации и пр. зарабатывают больше женщин. Случаи домашнего насилия в России по-прежнему не редкость. В помощь потерпевшим создаются кризисные центры однако многие женщины стесняются или просто не считают нужным обращаться в них, считая побои или психологическое насилие в семье обычным делом. Таким образом, говорить о матриархате в нашей стране если и можно, то скорее с оттенком иронии. Признаки и патриархата, и матриархата присутствуют в нем в равной степени.

Современное состояние теории

В настоящее время теория матриархата практически не имеет сторонников в ученых кругах. Нет никакого подтверждения, что в определенную эпоху существовал такой общественный порядок. Более того, исторические данные показывают, что на протяжении всех этапов развития человечества существовало относительное равноправие мужчин и женщин, и они выполняли свои собственные социальные роли. Представления о периоде матриархата как об эпохе главенства женщин во всех сферах, таким образом, можно считать ошибочными.

В середине ХХ столетия проблема гипотетического матриархата отошла на второй план. Обсуждались в основном матрилинейность и патрилинейность и порядок их чередования в истории тех или иных сообществ. Термин «матриархат» в основном стали применять к укладу в известных матрилинейных племенах.

Вместо заключения

В современной науке термин «матриархат» не используется, хотя в бытовом значении он употребляется нередко - например, для подчеркивания доминирующей роли женщин в тех или иных ситуациях, в семье, учреждении и т. д. О его роли как гипотетического общественного уклада вспоминают довольно редко. Таким образом, на вопрос о том, что такое матриархат, можно ответить так: это гипотетическая форма устройства общества с доминирующей властью женщин, существование которой на сегодняшний день наукой не подтверждено.