Что умеет ребенок в 6 мес. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

Вашему малышу 5 месяцев. Пройдет еще 4, наполненные событиями недели, и он пересечет заветную отметку в полгода. Наблюдая за развитием, обучением своего карапуза вы уже заметили, что он кардинально изменился. Это уже не тот неповоротливый несмышленыш, принесенный вами из роддома, а активный, умный, иногда даже хитрый маленький человек. Да, он еще не говорит, не ползает и даже не сидит, но его умения и психическое развитие шагнули далеко вперед.

Как выглядит 5-й месячный ребенок

Движения малыша осознанные и четкие, голос – громкий и эмоциональный, желания –понятные, режим дня – установлен. Еще немного, малыш поползет и сядет, произнесет первый раз осознанно «мама», поднимется на ноги и пойдет. Каждый ребенок делает это в свое время и со своей скоростью. Ваша задача — поддержать его в освоении необходимых навыков.

Каждый день вы будете наблюдать, как быстро ребенок учится новому, ежедневно достигает небольших, но вершин совершенства. Малыш на шестом месяце жизни выполняет одинаковые упражнения несколько раз подряд, тренируя мышцы и осознавая, как совершается то или иное движение. Из-за совершенствования нервной системы ребенок уже может осознавать свои действия и стремиться к новым навыкам.

Приятной особенностью этого периода становится наполнение дома лепетом и детским смехом. Малыш нуждается в общении и активно участвует в диалоге со взрослыми. Пройдет еще немного времени и вместо лепета начнут появляться первые слова.

Физиологические изменения

Тело малыша становится крепким и сильным. Кроха уже многое может, стремится двигаться и менять положение, переворачивается сам с живота на спину и обратно. Ребенок хватает игрушки, трясет ими, подносит к глазам и рту, стучит. Мышцы живота и спины становятся развитыми, скоро кроха сядет и радостно засмеется.

В зависимости от заложенных природой особенностей, темперамента, характера дети учатся садиться в разное время. Одни справляются с задачей в 5,5 месяцев, другие — уже перевалив за отметку в 6 месяцев. Как бы вам ни хотелось помочь карапузу, не стоит форсировать события. Вы можете предлагать упражнения на тренировку мышц, массажировать и привлекать его игрушками на новый уровень, но не заставляйте делать то, что он еще не может.

При недостаточном развитии мышц спины, нагрузка по удержанию тела ложится на позвоночник, который хрупок и легко поддается искривлению. Особенно это касается девочек. Все дело в формировании половой системы. Матка и яичники девочки находятся непосредственно в месте сгиба туловища и защищены от внешних факторов мышцами живота, придерживающими внутренние органы. Влияние раннего высаживания малышек на формирование бесплодия не доказано, но такие подозрения существуют. Конечно, если дочка самостоятельно сядет раньше 6-ти месяцев, достаточно развив мышцы, не стоит ее останавливать, но и не стоит принуждать.

На шестом месяце проявляется стремление перемещаться вслед за предметом. Чем сильнее это желание, тем быстрее карапуз поползет. Основой для будущего умения ползать становятся постоянные перевороты с живота на спину и обратно, подъем туловища вверх, лежа на животе. С каждым днем мышцы рук и ног становятся крепче, позволяя крохе подползать не поднимая живот, крутиться, отползать. Чтобы помочь освоить это умение предлагайте почаще тянуться за игрушками, стимулируйте желание изменить место нахождения.

К шести месяцам кроха вполне может постоять несколько минут, держась за опору. Развитие мышц ног и рук позволяют ему удерживать себя в вертикальном положении. Но не стоит слишком часто предлагать ему такое развлечение. Всему свое время. Сначала крохе нужно освоить умение сидеть или ползать, только после этого он может переходить на подъем в положение стоя.

Появление возможности стоять вертикально, когда родители держат за подмышки, появляется как следствие полного затухания врожденных рефлексов. Теперь малыш, находясь в таком положении, не перебирает ножками и не стремиться их согнуть, а выпрямляет полностью в коленях и бедрах.

Физическое развитие

Скорость набора веса все еще достаточно высокая. На ближайшие 4 недели цель – 600 грамм. Рост увеличивается в среднем на 1-3 см. Голова подрастает на 1 см, а грудь — на 1,5 см. Малыш дорос до того возраста, когда обхват груди должен понемногу становиться больше обхвата головы.

Самые активные дети, рано научившиеся ползать и сидеть, к концу 6-го месяца жизни могут набирать чуть меньше установленной нормы. Это обусловлено возросшей растратой энергии, двигательной активностью. Если кроха медленно набирает вес, но при этом активно двигается, играет, ест с удовольствием, бодр и весел, то нет причин для беспокойств. На ежемесячном приеме у педиатра расскажите врачу о ваших достижениях.

Граничные показатели физического развития ребенка в 5-6 месяцев в зависимости от пола

Психоэмоциональное развитие

Вместе с появлением новых двигательных навыков и усилением ежедневной активности заметен прогресс в совершенствовании нервной системы. Карапуз уже откликается на имя, реагирует на присутствие незнакомых людей, пытается подражать речи. Если заниматься развитием речи, то уже в этот период малыш может достаточно хорошо повторять некоторые слоги и безошибочно произносить звуки.

Для стимулирования развития речи в этот период жизни необходимо, как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему книги, петь песенки. Между 5 и 6 месяцами формируется активное восприятие речи. Чем больше малыш услышит, тем лучше он будет понимать вас.

Разговаривая с крохой, стоит стараться использовать его имя, как можно чаще. Не стоит постоянно называть его зайчиком или котиком. Восприятие собственного имени – важный этап в формировании личности. Применение ласковых прозвищ возможно, но в несколько раз реже, чем собственного имени ребенка.

Малыш с удовольствием общается со знакомыми взрослыми, привлекает внимание разнообразными звуками, лепечет. Появляются новые эмоциональные проявления радости. Малыш может вскрикнуть при виде мамы или любимой игрушки. Расширение звуковых возможностей очень нравится ребенку и в период бодрствования он постоянно совершенствует этот навык.

С незнакомыми людьми кроха ведет себя настороженно. Базовые инстинкты самосохранения начинают работать. Он понимает интонацию, различает звучание, ассоциирует голос с человеком. Если еще 2 месяца назад кроху мог взять на руки любой человек, то на текущий момент это может закончиться плачем и попытками вернуться на руки к маме. Память малыша на лица пока еще кратковременная. Человек, которого малыш видел 2 недели назад становится чужим и незнакомым. Если бабушки и дедушки хотят играть и общаться с крохой, то им нужно позаботиться о частых визитах.

Нормальное развитие невозможно без спокойной атмосферы. Кроха нуждается в режиме дня, отсутствии переизбытка эмоций, постоянстве. До полугода стоит воздержаться от большого количества гостей, не брать кроху с собой на шумные мероприятия. При чрезмерной нервной нагрузке малыши становятся капризными, плохо спят и едят.

Двигательные навыки

Период между 5 и 6 месяцами жизни наполнен множеством различных изменений в двигательных умениях малыша. Одни дети осваивают их чуть раньше, другие — ближе к полугоду, третьи – перевалив за отметку в 6 месяцев. Среди наиболее ярких двигательных умений 5-6 месячного ребенка выделяются:

  • Уверенное поднятие туловища из положения лежа на спине в сидячее при помощи родителей. Некоторые дети к 5,5 месяцам осваивают умение самостоятельного выполнения этого упражнения. Удерживают тело в сидячем положении некоторое время. Правильным считается подъем туловища из положения на четвереньках, но в большинстве случаев малыши вначале учатся садиться через поднятие туловища из лежачего положения, опираясь на руку.
  • Попытки поползти или освоение этого навыка. В зависимости от развития мышц, малыш может начать ползать или только предпринимать попытки переместить свое тело. Достаточно часто этот навык начинается с движения назад. Кроха пятится, потому что механизм перемещения тела назад легче поддается пониманию младенца. Помочь карапузу освоить это навык можно, показывая положение на четвереньках. Придерживая живот на некотором расстоянии от поверхности, передвигайте руки и ноги малыша, имитируя движения. Чтобы правильно двигать конечности карапуза стоит помнить, что ползти получается в том случае, если рука передвигается вместе с противоположной ногой. Если вы перемещаете правую руку вперед, то вместе с ней нужно двигать и левую ногу.
  • Сильное выгибание тела, лежа на животе. Малыш уверенно поднимает плечи, упираясь на руки. Может оторвать одну руку из упора, чтобы достать игрушку. Во время этого упражнения позвоночник прогибается, давая крохе возможность подняться выше и увидеть больше. Находясь в такой стойке, ребенок ворочает головой по сторонам в поисках интересных предметов. Проведение таких упражнений подразумевает размещение ярких предметов и игрушек со всех сторон.
  • Быстро и уверенно переворачивается со спины на живот и обратно. Может совершить это действие, удерживая в руках игрушку. Созревание психоэмоциональной сферы наделяет кроху пониманием об удобном положении тела. В зависимости от желаемых манипуляций с игрушкой малыш может выбрать положение лежа на спине или животе. В этот период следует давать ему небольшие погремушки для самостоятельного изучения, чтобы перевороты давались легко.
  • Лежа на спине, высоко поднимает ноги, тянет их в рот. Гибкость и пластичность позвоночника, развитие мышц спины делают для малыша доступным такое времяпровождение. Необходимо следить за длиной ногтей на ногах и чистотой ног крохи, чтобы в ротик не попали микробы и он не поцарапал нежное телко.
  • Совершает уверенные хватательные движения. Удерживает игрушку, перекладывает ее из руки в руку, тянет в рот и рассматривает. Копируя поведение взрослых, может стучать ею, трясти, похлопывать. Может найти спрятанную под пеленку погремушку. Развитие базовой мелкой моторики очень полезно для головного мозга. Хорошо, когда у малыша есть несколько небольших легких игрушек, удобно ложащихся в руку. На них он будет оттачивать мастерство манипулирования руками.
  • При поднятии в вертикальное положение малыш полностью вытягивает ноги в коленях, стремится найти опору.

Слух, зрение, реакция на звуки

Возможности органов чувств возрастают. Они играют важнейшую роль в формировании базы знаний, поэтому продолжают совершенствоваться. Глаза могут различать основные цвета и по несколько оттенков. Малыш с удовольствием внимательно рассматривает лица взрослых, берущих его на руки, трогает щеки и нос, волосы. Во время диалога пытается потрогать губы.

Ребенок активно реагирует на изменения, происходящие вокруг, при замене игрушек радостно лепечет. Рекомендуется полная смена погремушек раз в неделю. Не торопитесь покупать новые, достаточно спрятать от карапуза на неделю уже изученные предметы и они снова станут интересными. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, преимущественное использование кратковременной памяти, во-вторых, формирование базы знаний. С каждым днем количество полученной информации о мире увеличивается, кроха осваивает новые движения. Если сегодня он использовал весь арсенал исследовательских навыков на погремушке, то через неделю он поймет, что с этим предметом он не выполнял новые упражнения.

Слух становится более совершенным. Карапуз постоянно прислушивается к окружающим его звукам и реагирует на них. Привычное размеренное звучание его успокаивает, новые резкие звуки пугают. Необходимость видеть предмет, издающий звук, нарастает. Теперь кроха требует видеть то, что слышит. Причина в развитии головного мозга. Он требует все больше звуко-зрительной информации для расширения базы знаний.

Формирование связей между зрительной и звуковой информацией на первом году жизни – основа будущих умственных успехов. Не стремитесь создавать полную тишину в комнате, исключать естественные звуки. Чем больше их малыш услышит и отнесет к определенным предметам, тем лучше. По-прежнему нежелательным остается белый шум от телевизора и радио. Желательно сократить время нахождения у этих предметов до минимума.

Находясь в одной комнате с телевизором, кроха будет смотреть на экран, пытаясь понять, что издает звук, будет стараться понять меняющуюся картинку. Неокрепшая нервная система, зрение и слух будут подвержены информационной атаке, что может сказаться на спокойствии малыша, его комфорте.

Волосы и ногти

Уже в предыдущем месяце волосы и ногти стали расти быстрее, внеся коррективы в гигиенические процедуры. На месте залысин на затылке и боковых частях волосистой части головы появляются новые гладкие волосики, а пушок, с которым малыш родился постепенно исчезает.

Если вы еще не купили щетку для расчесывания, то стоит об этом позаботиться. Рекомендуется использовать специальную расческу-щетку для младенцев. Она отличается от используемых взрослыми предметов мягкими густыми ворсинками. Взрослую расческу лучше не использовать. Гребешок может поцарапать голову, массажка слишком объемная, ей неудобно приводить голову ребенка в порядок. Проводить процедуру расчесывания рекомендуется дважды в день в рамках утренних и вечерних гигиенических процедур.

Использование шампуня для волос еще не требуется. Малыш все еще находится в минимальном контакте с окружающим миром, а излишнее применение мыльного раствора на волосистой части головы может привести к чрезмерному пересушиванию волос, снижению их роста.

Ногти малыша требуют еженедельного контроля. Стоит внимательно следить за их длиной, своевременно обрезать выступающие части. Делать это необходимо специальными ножницами с закругленными концами. Не рекомендуется использовать щипчики или предметы из взрослого маникюрного набора. У ребенка должны быть собственные ножницы, предназначенные только для обрезания ногтевых пластин. Не рекомендуется выполнять ими другие действия или использовать для другого человека.

Обрезать ногти следует по прямой, не закругляя форму ноготка. Таким образом, вы сохраните форму ногтевой пластины, сможете избежать неправильного роста, образования заусениц. Идеальным временем для проведения этой процедуры является гигиенический блок после вечернего купания.

Первый зуб

Дети, которые не обзавелись первыми зубами ранее, в возрасте 5-6 месяцев обязательно это сделают. У них появится повышенное слюноотделение и будет заметно разбухание десен. Реагируют малыши на этот процесс по-разному. Одни проходят его достаточно спокойно, практически незаметно. Другие становятся капризными, плохо спят и едят. Третьи переживают появление зубов очень тяжело. Среди наиболее часто встречаемых сложностей, сопровождающих появление зубов можно выделить:

  • Нарушение ночного и дневного сна. Дети, находящиеся на ГВ часто просят грудь, во время еды плачут. Получающие искусственное вскармливание малыши, тяжело засыпают и спят тревожно.
  • Понос. Часто накануне появления вершины зубиков малыши начинают опорожняться, структура фекалий становится более жидкой.
  • Температура. В дни активного прорезывания зубов у крохи может повышаться температура до отметки в 38,5 градусов, не требующая применения жаропонижающих средств. При сочетании процесса появления зубов и инфекции температура может быть выше, поэтому следует иметь под рукой подходящее жаропонижающее и обезболивающее средство.
  • Насморк и повышенное слюнотечение. Некоторые дети ощущают заложенность носовых ходов, зуд в деснах.

Обычно самым сложным является процесс появления первых зубов, а дальше проявления будут менее интенсивными.

Снижению интенсивности проявления негативных симптомов способствуют:

  • Частое прикладывание к груди. Материнское молоко обладает анальгезирующим действием. Если кроха во время прорезывания зубов изменяет частоту употребления пищи, позвольте ему это сделать.
  • Использование прорезывателей. В аптеках и детских отделах продаются специальные игрушки, сделанные из материалов, позволяющих почесывать зудящие десна. Часто внутри них содержится гель, позволяющий охлаждать воспаленную кожу, в некоторой степени, снимая боль. При использовании прорезывателей с охлаждающим гелем следует внимательно ознакомиться с инструкцией и правильно их использовать. Большинство требуют предварительного охлаждения в холодильнике. Продолжительность подготовки к использованию указывается производителем на упаковке и может быть от 10 до 40 минут.
  • Назначенные педиатром гели для обезболивания. Обычно назначаются специально разработанные гели для облегчения прорезывания зубов, содержащие анальгетик. Их применение возможно после консультации с педиатром и строго в обозначенной дозировке и частоте.
  • Назначенные врачом свечи для снижения температуры и боли. Чаще всего они содержат в себе ибупрофен и применяются при повышении температуры. Их применение возможно только после консультации с врачом, при отсутствии аллергической реакции на компоненты.
  • Ручной режим. Многие дети в период прорезывания зубов начинают усиленно проситься на ручки к маме или папе. Возросшая потребность в нахождении на руках обусловлена дискомфортом, который испытывает карапуз. Если вы четко знаете, что крохе плохо, то не лишайте его ощущения комфорта и спокойствия. Зубы скоро появятся, а ваш малыш снова отправится на самостоятельное изучение мира.

Появление зубов – самый непростой период для мамы и малыша. Полностью избавиться от неприятных проявлений вряд ли удастся. Это время нужно просто пережить.

Пищеварительная система

К пяти месяцам пищеварительная система карапуза уже полностью сформировалась. Позади остались кишечные колики, сопровождающие заселение ЖКТ полезной микрофлорой. Кроха уже не срыгивает или делает это очень редко. Организм готов к получению новой более разнообразной пищи.

Обычно на шестом месяце жизни здоровые детки, находящиеся на ГВ, начинают получать прикорм. Дети, употребляющие в пищу смесь, начинают знакомство с кашей. Постепенно увеличивается объем немолочной пищи и к 6-ти месяцам целесообразно заменить ею второе кормление.

Социальный контакт

Ребенок все больше нуждается в общении. Разговор и чтение книг становятся важным способом формирования звуковой базы карапуза, способствуют развитию восприятия речи, установлению контакта между ребенком и родителями.

В этот период стоит наполнять жизнь крохи разнообразными видами общения: диалог, телесный контакт, совместные танцы и пение. Чем больше вы будете общаться с крохой, тем быстрее и лучше он заговорит.

Правила по уходу

Уход за ребенком на 6-м месяце жизни остается прежним. Как и раньше с утра необходимо проводить гимнастический комплекс, умывать, чистить ушную раковину и нос. В течение дня не забывайте следить за чистотой паховой области, производить очистку рук, ног, тела по мере загрязнения. Вечером каждый день необходимо купать кроху в ванночке или предлагать плавать в ванной со специальным кругом.

Хорошо постепенно отучать кроху от постоянного ношения подгузника. Одевать его можно на ночной сон и прогулку на улице. Дома, желательно, держать его в трусиках. Раннее отучение от подгузников позволит вам проще приучить карапуза к горшку. Малыш не привыкнет к постоянному впитыванию мочи и кала, будет понимать разницу между сухими и мокрыми штанишками. Все это позволит быстро показать преимущество использования горшка и необходимость сообщать вам о желании пописать.

Купание и гигиена

Купание малыша на 6-м месяце жизни остается ежедневной процедурой. По-прежнему использование мыла не требуется. При желании или назначении врача можно использовать отвары трав, но не стоит усердствовать. Любые травы при неправильном использовании имеют побочные действия, следует относиться к ним разумно.

Купание ребенка по продолжительности составляет 15-20 минут и заключается в полном омовении и протирании всего тела. Для умывания личика хорошо использовать ватные тампоны. Смочите в отдельно стоящей воде ватный диск. Протрите лицо карапуза в направлении от носа к ушам.

Внимательно следует отнестись к очищению пальчиков. Нужно не только ополоснуть ладошку, но и протереть кожу между пальчиками.

Паховая область требует отдельного внимания. Обязательно нужно мыть все складочки. При мытье девочки не стоит разводить половые губы и тереть область влагалища. Эта зона очень нежная и умеет самоочищаться. Достаточно просто промыть водой.

Вода при купании в ванночке должна быть около 37 градусов, при плавании в ванной — около 27. Разница температуры при разных видах купания обусловлена целью. В ванночке вы расслабляете малыша, моете, при купании в ванной стимулируете движение мышц.

После любого вида купания следует дополнительно ополаскивать малыша чистой водой не из ванночки или ванной. Ее стоит подготовить до купания, чтобы она была немного прохладней воды, в которой купался карапуз.

Питание

Между 5 и 6 месяцами жизни всем детям начинают вводить прикорм. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, продолжают увеличивать количество получаемого фруктового пюре и сока, а крошки, находящиеся на ГВ, во второе утреннее кормление начинают получать дополнительные продукты.

Во второе кормление в первую неделю 6-го месяца жизни кроха получает для знакомства сок. Обычно родители предпочтение отдают яблочному соку. Если реакции не наблюдается, то в течение первой недели количество предлагаемого сока увеличивается до чайной ложки. Через неделю можно предложить другой вид сока. К 5,5 месяцам можно предложить крохе познакомиться с фруктовым пюре.

Таблица возраста для введения новых продуктов в зависимости от вида вскармливания

Прикорм Искусственное вскармливание ГВ
Сок 3-4 мес 5 мес
Фруктовое пюре 4 мес 5,5 мес
Овощное пюре 4,5 мес 5,5 мес
Каша 4,5 -5 мес 5,5-6 мес
Мясное пюре 6 мес 6 мес
Творог 6 мес 6 мес

Таблица разрешенных продуктов детям до 6 месяцев

Вводя прикорм малышу, можно готовить еду самостоятельно или покупать уже готовые продукты. При использовании баночного и коробочного питания стоит внимательно изучить упаковку на возрастную оценку. Для разного возраста пища проходит разную степень обработки, поэтому не стоит выбирать для 5-го месячного малыша кашу, на которой стоит отметка от 7-ми месяцев.

Сон и режим дня

Ночной сон ребенка достигает 10-11 часов и большинство детей не просыпаются для перекуса. Днем малыш спит 2 раза. Дневной сон обычно длится 2-3 часа и совпадает с прогулкой.

В период активного прорезывания зубов ночной и дневной сон могут становиться прерывистыми. Стоит проконсультироваться с педиатром о применении обезболивающих средств для сохранения привычного режима.

Закаливание

Закаливание ребенка на 6-м месяце жизни остается прежним. Воздушные и солнечные ванные необходимо проводить ежедневно по несколько раз. Обтирание водой комнатной температуры можно совершать утром и вечером после пробуждения.

Как развивать малыша

Отдельно на шестом месяце жизни стоит уделить внимание разнообразию развивающих занятий. Усиление познавательной функции головного мозга позволяет вводить в жизнь крохи первые игры и обучающие занятия. Взрослые могут предложить ребенку:

  • Научиться бросать игрушки, стучать ими по разным поверхностям.
  • Игры-исследования. Предложите крохе яркую игрушку и предмет. Пусть он рассмотрит ее, пощупает, попробует на вкус. Назовите вещь. Покажите, что при ее помощи можно делать, какие звуки она издает.
  • Игры с зеркалом. Вначале дайте малышу рассмотреть свое отражение. После можно помахать малышу, показать артикуляционное упражнение. Хорошо петь перед зеркалом, рассказывать стихи.
  • Игра-захват. Старайтесь тренировать мелкую моторику ребенка, предлагая ему забирать из ваших рук предметы разной величины и формы.
  • Игры с музыкой. Во время прослушивания музыкальной композиции включайте и выключайте звук, стучите и хлопайте в такт мелодии.
  • Танцуйте с малышом на руках.
  • Давайте возможность попробовать на ощупь окружающие предметы. Это очень помогает малышу в формировании базы знаний.
  • Понюхать разные запахи. Предложите понюхать цветок, духи, фрукты и т.д. Называйте предмет, предлагаемый для изучения.
  • Сенсорное развитие. Хорошо давать малышу изучать предметы разной фактуры. Великолепно развивают малыша специальные мягкие коврики из разных видов ткани.

Развитие ребенка на 6-м месяце жизни предполагает разностороннее изучение окружающего мира при помощи органов чувств. Крохе еще не доступны логические и аналитические операции, но, чтобы они зародились, должны сформироваться прочные связи между предметом, его названием, звучанием, видом, вкусом, сенсорными качествами.

Игрушки для развития

На шестом месяце жизни, кроме погремушек и гирлянд можно предложить карапузу новые виды игрушек. Возросшие двигательные навыки позволяют играть:

  • Пирамидкой. Обратите внимание, что пластик, из которого сделана пирамидка должен быть безопасным. Его структура должна быть ровной и однородной, цветовое решение элементов — близким к основным цветам спектра. В качестве первой пирамидки достаточно взять небольшую, до 6-ти элементов.
  • Неваляшки. Этот вид игрушек очень нравится детям 5-ти месяцев. Они с удовольствием толкают их, трогают, заставляют звучать.
  • Мягкие вкладыши. Для младенцев продаются специальные наборы крупных мозаик-вкладышей, на которых в возрасте 5-ти месяцев малыш может развивать мелкую моторику, а став постарше, изучать изображенные предметы.
  • Книги для младенцев. В продаже есть множество книжек для детей до года. Они могут быть выполнены из ткани, твердого картона или даже пластика. Основные требования к такой продукции – безопасность, долговечность, яркость и доступность изображений.
  • Развивающие коврики. Существует огромное количество разнообразных ковриков для младенцев. Для усиления развивающего и массирующего эффекта хорошо использовать варианты, набитые не только мягкими материалами, но и мелкими деталями. Но при их использовании стоит внимательно следить за целостностью вещи, чтобы предупредить заглатывание мелкого наполнителя. Младенцы не понимают опасности, они просто играют с тем, что видят, тянут в рот.
  • Сенсорные подушечки и кубики. Для развития моторики рук можно предложить малышу щупать специальные сенсорные игрушки, наполненные разными небольшими предметами, разной величины. После каждой игры внимательно просматривайте такие игрушки на целостность. При появлении дырочек, затяжек или разрывов стоит убрать предмет из постоянного пользования или починить.

Нужно ли ходить в поликлинику каждый месяц

У многих родителей к 5-ти месяцам жизни ребенка появляется вопрос необходимости ежемесячного посещения педиатра. При отсутствии проблем с развитием и поведениям, некоторые взрослые считают это необязательным. Это не правильное суждение. В первый год жизни организм малыша проходит сложный этап становления, требующий постоянного контроля со стороны специалистов. Обязательно необходим контроль гармоничного развития, установления нормальной работы всех систем, зарождения и формирования основных навыков. Не всегда родители вовремя могут заметить некоторые отклонения от нормы и выбрать правильную последовательность действий.

Современная медицина позволяет своевременно заметить и устранить большое количество нежелательных проявлений, поэтому стоит не пренебрегать необходимостью ежемесячного посещения педиатра и обязательно проходить узких специалистов. Обязательным является контроль невропатолога, отоларинголога, офтальмолога и ортопеда.

Что должно насторожить

На шестом месяце жизни ребенка необходимо внимательно следить за своевременностью появления навыков. Следует срочно обратиться к педиатру, если у вашего крохи:

  • не исчезли врожденные рефлексы;
  • не появились навыки переворачивания со спины на бок;
  • есть сложности в поднятии своего туловища из положения лежа на животе;
  • снижена активность. Во время бодрствования он не желает двигаться и играть, реакция на предложение позаниматься становится резко отрицательной;
  • нет реакции на собственное имя, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • сильно заметно снижение темпа набора веса и роста. Его показатели сильно отличаются от нижней границы возрастной нормы;
  • если внешне все хорошо, но вы чувствуете необоснованную тревогу.

Отучаем от соски

Многие детки с самого рождения используют в качестве успокоительного средства соску. При несвоевременном отучении от использования этого предмета могут проявиться нежелательные последствия. Использование соски не дает малышу достаточной свободы челюсти и снижает активность мышц, отвечающих за речь. Кроме этого соска может негативно влиять на здоровье зубов и формирование челюсти.

Чтобы избежать последствий, стоит снижать частоту использования соски ребенком. Оптимально к 6-ти месяцам полностью избавиться от этого предмета. При требовании со стороны малыша стоит предложить ему занятие, поговорить с ним. Отвлекайте его и развлекайте. Постепенно ребенок будет привыкать к новым обстоятельствам и перестанет просить соску.

Шестой месяц жизни – прекрасный период. Ребенок кардинально поменялся и совершенствуется каждый день. Появление новых навыков, постепенный переход в новую плоскость, активная социализация позволяют вводить новые варианты времяпровождения, раскрашивать жизнь новыми занятиями. В этот период маме стоит подумать о себе, помнить о необходимости отдыха и правильном питании. Чем старше становится малыш, тем больше сил вам понадобится.

Рождаясь, маленький человек не обладает ворохом навыков и знаний. Родителям по силам сформировать развитую физически, психически и морально личность. Полезно полагаться на ориентиры эволюции малыша и самим вносить вклад в его будущее. Так вы сможете многократно преумножить то, чем природа наградила ваше чадо.

Из этой статьи вы узнаете:

На плановом ежемесячном приёме в доврачебном кабинете проводят мини-тест на соответствие развития крохи в 6 месяцев его возрасту. Карапуз оценивается по ряду параметров:

  • бросает игрушки;
  • лепечет;
  • держит предметы, перекладывая их то в одну, то в другую руку;
  • кладёт игрушки из одной ёмкости в другую;
  • ползёт к игрушке, находящейся поблизости;
  • слушает окружающих;
  • отличает «своих» от «чужих»;
  • громко смеётся;
  • устремляет взгляд на предметы, о которых говорят в данный момент;
  • самостоятельно сидит;
  • пробует подниматься, ухватываясь за опору;
  • меняет положение своего тела.

Смена положений заключается в способности стоять на ножках, опираясь на стопу с поддержкой, перевороте на бок, со спины на живот и обратно, подтягивании тела вперёд на вытянутых руках, а затем назад. Когда чадо лежит на спине, то пытается подтянуться вперёд, протягивает руки, чтобы ему помогли сесть.

Некоторые 6 месячные малыши уже способны ходить у опоры или даже без неё. Это не рекомендуется, если заметен неестественный изгиб в коленях и лодыжках. Ребёнок использует взрослого как партнёра для спортивных поддержек. Отталкивается, ухватывается, виснет на нём. Малыш притягивает и отталкивает предметы. Практикует эти навыки, в том числе, с маминой грудью.

Нарушение очерёдности или пропуск этапов

Развитие 6 месячного ребёнка может пойти по немного отличающимся друг от друга сценариям. Например, сидеть начинает раньше, чем ползать или минует процесс ползания. Родители частенько стремятся ускорить становление чада – знакомят его с ходунками и прыгунками.

Ортопеды против этих приспособлений. Они не учат ребёнка ходить или прыгать, но способны вызвать ненужную нагрузку на костно-мышечную систему. В этом возрасте позволительно недолго сидеть и стоять с поддержкой. Длительные физические упражнения негативно сказываются на освоении новых двигательных навыков.

Самый ожидаемый навык

Это, конечно же, умение сидеть без поддержки. В стульчике для кормления малыш тоже сидит, но опирается на спинку стула. А когда дитя сможет самостоятельно приподнять корпус и усесться на попу – это большое достижение. К этому времени, дети, как правило, уже умеют ползать. Месяцев с 5 практикуется ползание назад и по кругу, а к полугоду – вперёд. Встречаются случаи, когда малыши полазают по-пластунски.

Если, например, еще не сел без поддержки, а заваливается набок или сгибает спину, то ужасаться рановато. Возможно, в течение недели эта крепость будет взята.

Когда ситуация не меняется на протяжении месяца потребуется осмотр неврологом и ортопедом. Часто проблемы исходят из-за пониженного мышечного тонуса. Ситуация исправляется массажем, а также физиопроцедурами.

Нормы веса, роста, окружности головы и груди

Параметры развития полугодовалого малыша, предлагаемые ВОЗ, расширяют границы показателей по сравнению с данными наших педиатров. К нормальному формированию малыша в полгода относят прибавку роста в среднем на 15-17 см, а веса на 4 кг 100 г – 4 кг 600 г по отношению к новорожденному. За истекший месяц ребёнок может вырасти примерно на 1,5-2 см и поправиться на 300-600 г. Показатели мальчиков обычно выше, чем у девочек, за исключением окружности груди.

Сон

Детишки, режим бодрствования которых содержит надлежащие гигиенические мероприятия, игры, массаж с гимнастикой, кормления, спят по 14 часов в сутки. Днём могут поспать не больше 2-3 раз. Длительность каждого промежутка отдыха от получаса до двух. Теперь малютка ночью дольше спит, не просыпаясь. Он уже способен проспать шесть часов без перерыва, потом может потребоваться кормление. А дальше продолжение сновидений.

Прорезывание зубок

Полугодие обычно ознаменовано тем, что ребёнка начинают беспокоить зубки. Первые резцы могут появиться и после 8 месяцев и старше. Некоторые дети обзаводятся зубками, не доходя до полугодовалого возраста. Довольно распространён рубеж в 4,5 месяца.

День прививок

Вы соблюдали рекомендуемые сроки вакцинации до этого момента? Тогда, отправляясь в детскую поликлинику с полугодовалым малюткой, будьте готовы ко дню прививок. Настал момент для АКДС (единая вакцина против коклюша, дифтерии, столбняка), вакцинации от полиомиелита и вирусного гепатита B.

Все эти прививки делаются уже в третий раз. Но до этой поры одновременно выполнялась только пара вакцин, считая АКДС за одну единицу, включающую три компонента. Теперь же детскому организму предстоит выдержать натиск повышенного числа микробов.

Поэтому к поствакцинальному периоду сейчас стоит отнестись с повышенной ответственностью.

По каким-либо обстоятельствам ранее пропустили прививки? Значит, теперь крохе сделают меньшее количество. Как правило, 6 месячные дети, развитие которых немного запаздывает, освобождаются от ряда вакцин. Разумеется, если изначально вы предоставили письменный отказ от вакцинации, то вас не станут приглашать в процедурный кабинет. Риски от последствий реальных заболеваний и возможных недомоганий после прививок вы взвешиваете сами.

Психо-эмоциональное совершенствование

Заметно по следующим признакам:

  • усиление осознанности, изобретательности, самостоятельности;
  • узнавание себя в зеркале;
  • позитивная реакция на голоса близких.

Малыш передаёт расширенный спектр эмоций, а не только радость и несчастье. Можно даже проследить раздражение с гневом, если совершить действия, идущие вразрез детским ожиданиям. Вследствие этого усовершенствуется лепет. Дитя отличает себя от другого человека. Осознаёт, что когда сам ударится, то ему больно, а когда стукнет другого ребёнка, то у себя болезненных ощущений нет.

Общение

Выглядит таким образом:

  • знает и откликается на своё имя;
  • повторяет слоги (если повторять за ним, то малютка радуется и произносит их вновь);
  • способен дать понять некоторые свои желания;
  • часто улыбается;
  • запоминает произнесённые окружением слова;
  • длительно удерживает внимание;
  • подражает чиханию, кашлю и смеху взрослых.

Развитие 6 месячного ребёнка предполагает недовольство при виде нового человека, особенно если незнакомец пришёл в гости. Когда малыш оказывается в общественном месте и транспорте, то более спокойно реагирует на неизвестные лица.

Игры

Должны быть нацелены на мелкую моторику рук. Играя, чадо любит:

  • рассматривать предметы детально;
  • с интересом ощупывать новое;
  • использовать игрушки по назначению;
  • хлопать, стучать и трясти;

Детям по нраву песенки и потешки. Они ждут «развязки», особенно если она выражается в действии. Например, при словах «прилетели, на головку сели» взрослый кладёт ладони на голову крохи. А тот уже ожидает этого действия, приходя в восторг от случившегося. Игрушки чадо сначала изучает, рассматривает, вертит их в руках, а затем уже тянет в рот. Существенно расширяется круг интересов полугодовалого дитя. Ведь раньше он только желал попробовать всё на вкус.

Этап введения прикорма

Если имели место срыгивания, то они становятся реже и не столь обильными или исчезают. До этого возраста ребёнка следует брать с собой во время семейного приёма пищи. Так он будет интересоваться тем, что делают взрослые, какие манипуляции совершают, когда едят, и что этот процесс им приятен. Ребёнок умеет приоткрывать ротик, если поднести к нему ложку. Снимает пищу губами, ест с ложки пюреобразную еду.

Случается, что по большинству признаков ребёнок готов к введению прикорма, но есть отказывается. Одним не по нраву новый предмет – ложка. Других отталкивает внешний вид пюреобразной еды. Третьи предпочитают, есть из бутылочки, так как жидкая каша стекает из ложки на подбородок. Так что подход к разгадыванию гастрономических предпочтений придётся поискать. Отсутствие аппетита может быть связано с болезненным прорезыванием зубов.

Большинство родителей ждут от полугодовалого карапуза способности сидеть без поддержки. Эволюционным скачком в этот период является введение прикорма. Эмоциональные проявления крохи становятся многообразнее. Наряду с совершенствованием внимания проявляются исследовательские инстинкты.

Время чтения: 6 минут

Независимо от пола крохи (мальчик или девочка), для его полноценного развития родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Он начинает активно переворачиваться, пытается ползать, выражать эмоциональное неудовлетворение. Передвижение на четвереньках помогает малышу проявлять активный образ жизни, исследуя внешний мир. Отдельное внимание следует уделять детскому питанию. Благодаря полезному меню младенцы получают необходимые микроэлементы.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

По весу шестимесячный грудничок должен соответствовать индивидуальным параметрам своего возраста. Отклонение от нормы зависит от интенсивности кормления, наследственности, заболеваний. Как видно из таблицы ниже, мальчики быстрее набирают вес:

Организм малыша готов переваривать не только молочное и жидкое меню. Постепенное приучение к взрослой пище должно сопровождаться правильным питанием из полезных продуктов. Вводят прикорм, начиная с овощного пюре, разбавляя его грудным молоком. Педиатры рекомендуют родителям с осторожностью вводить каши. Крохи остро реагируют на глютен, содержащийся в пшеничной крупе. Важно следить за проявлением аллергической реакции на новые продукты питания.

Развитие ребенка в 6 месяцев

В зависимости от пола, развитие малыша в 6 месяцев имеет отличия. Девочек категорически запрещается садить до полугода. Крохи еще не умеют разговаривать, но пытаются произносить слоги, которые сопровождаются эмоциями. Понять шестимесячных малышей можно по реакциям: они резво смеются и прихотливо рыдают, пытаясь привлечь к себе внимание. Большинство детей рано просыпаются и ведут активный образ жизни. Один из двадцати малышей в полгода активно ползает.

Что должен уметь ребенок

Индивидуальные физиологические особенности влияют на то, что умеет ребенок в 6 месяцев. Большинство карапузов начинают ползать. Они уверенно удерживают предметы руками. Развитие зрительных и слуховых анализаторов способствует активному изучению внешнего мира. Пытаясь получить информацию об интересующих предметах, шестимесячный младенец засовывает их в рот, покусывает или лижет.

Навыки

Наблюдая за новыми достижениями в поведении своего первенца, родители задаются вопросом, что должен делать ребенок в 6 месяцев. Каждый младенец уникален. Нельзя судить о его физиологической отсталости, если он неохотно переворачивается на живот. Прежде чем анализировать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, следует принимать во внимание его рост, вес, особенности эмоционального состояния.

Педиатры выделяют навыки, которыми владеют 85% малышей. Лежа на животе, они приподнимают грудную клетку, начиная раскачивание всего тела. Большинство активных карапузов берутся осваивать ползание. Они способны самостоятельно садиться и умеют переворачиваться. Развитая моторика рук помогает им уверенно брать игрушки при попытке тщательно исследовать каждый предмет.

Физиологическое развитие

Что же должен уметь ребенок в 6 месяцев, определяется его физиологией. Отсутствие мышечного гипертонуса ножек и ручек позволяет малышу крепко держаться пальчиками за руки родителей, поднимаясь в положение сидя. Хорошо развитые мышцы спины помогают младенцу вставать, придерживаясь за край кроватк и. По статистике, мальчики начинают ходить позже .

Принимая во внимание тот факт, что девочек нельзя садить до шести месяцев, по достижению полгода они прекрасно умеют упираться и отталкиваться ножками от коленок мамы или папы. Кроха учится ползать по-пластунски, пытаясь приблизиться к понравившемуся предмету. Он резво переворачивается на бок и живот, раскачивает свое тело на четвереньках, преодолевает преграды.

Психоэмоциональное развитие

Чтобы определить психическое развитие, участковый врач обращает отдельное внимание на то, что умеет малыш в 6 месяцев. Кроха усовершенствует лепет, произнося до 40 разных звуков. В его речи наблюдается слияние гласных и согласных, поэтому ребенку удается имитировать услышанные фразы. Он реагирует на крик, гнев или похвалу. Крайне важно соблюдать спокойный тон при общении.

В 6 месяцев новорожденный способен проявлять нежность, ласку или боязнь. Интеллектуальное развитие мышления ребенка построено на формировании причинно-следственной связи. Кроха понимает, какую кнопку в игрушке необходимо нажать, чтобы раздался звук, или как привлечь внимание мамы криком. Особое внимание отведено не только навыкам, но и режиму сна. В распорядке дня шестимесячного карапуза должно присутствовать 2-3 сна.


Как определить проблемы в развитии ребенка

Чтобы определить задержку в развитии психических функций, родителям нужно тщательно следить за его психоэмоциональным поведением. Органическое поражение мозга как результат какого-либо заболевания диагностируется исключительно врачами. Убедиться в нормальном развитии чада вы можете при помощи специальных тестов:

  • На расстоянии 20-30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь концентрировать свое внимание на предмете, периодически переводя взгляд на окружающую обстановку.
  • Если попытаться отнять у ребенка игрушку, он будет сопротивляться, выражать недовольство.
  • Умение младенца менять мимику является результатом передразнивания.
  • Ребенок умеет перекладывать предметы с одной руки в другую.

Как развивать ребенка в 6-7 месяцев

Для усовершенствования двигательных навыков важно правильно подбирать игрушки. Предпочтительно покупать деревянные брусочки и кольца, которые обеспечат необходимую мышечную нагрузку. Среди интересных игрушек психологи выделяют мягкие предметы, издающие звуки, прыгуны, каталки. Забавы с «пропадающими» игрушками отлично подходят для развития навыков общения. Спрятанная пирамидка поддерживает интерес к ней и ее названию. Систематическое чтение стихов помогает развивать интонацию речи малыша.

Упражнения

Игрушки с отверстиями разных форм, куда необходимо проталкивать соответствующие фигурки, отлично развивают мелкую моторику. Возьмите на вооружение такие упражнения:

  • Самостоятельно пошейте мишку, сову или зайку из яркого фетра. Важно декорировать его разными цветами, деревянными пуговицами, липучками, замком. В процессе игры показывайте крохе, как надевать петельку на пуговицу, закрывать замочек, соединять липучки.
  • Чтобы помочь ребенку научиться ползать, определять и понимать свое положение в пространстве, необходимо разложить игрушки на расстоянии 50 см от него. Пытаясь дотянуться до понравившегося предмета, кроха будет передвигаться, постепенно усваивая технику ползания.
  • Над кроваткой малыша развесьте фото мамы, папы, бабушек, дедушек, яркие картинки с цифрами, буквами, фруктами, животными.
  • Чтобы развивать речь ребенка и тренировать память, ежедневно показывайте ему фотографии и картинки, объясняя изображение одним словом.

Игры

Интересным занятием для ребенка станет исследование коробки с сюрпризами:

  • Неглубокую емкость заполните макаронами, деревянными брусками с отверстиями, обернутыми фольгой.
  • Предложите малышу поискать сюрприз, развернуть его, сформировать из брусьев пирамидку.
  • Для развития координации разложите на пути ребенка подушки. Чтобы добраться до цели, малышу потребуется преодолеть препятствия.

Уход за 6 месячным ребенком

Уход за малышом в полгода сопровождается гигиеническими процедурами – купанием, чисткой ушей, обрезанием ногтей, обработкой кожи. Избежать появления опрелостей поможет регулярное подмывание при смене подгузника. В полгода у малыша появляются зубы. Педиатры рекомендуют применять обезболивающие гели и давать 2-3 чайные ложки воды после каждого кормления, чтобы облегчить этот процесс. После купания необходимо проделывать специальный массаж.

Видео

Вашему ребенку исполнилось шесть месяцев. Он уже начинает сидеть, пытается встать, дрыгает ножками под музыку и таскает вас за волосы.

Рост и вес ребенка в 6 месяцев. Сколько весит ребенок в полгода?

За этот месяц ребенок наберет в среднем 650 граммов и вырастет на 2 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 6 месяцев

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 6 месяцев:

- переворачиваться со спины на живот;

Легко брать игрушку из любого положения и перекладывать ее из одной руки в другую;

Хватать предмет всей ладошкой;

Пить из чашки и есть с ложечки;

Пытается сесть;

Пытается встать, подтягиваясь за спинку кровати;

Пытается встать на четвереньки.

Развитие ребенка 6 месяцев

Игры и игрушки для детей шести месяцев

В полгода ребенку необходимо давать больше свободы, чтобы он мог развивать новые навыки. Отныне все ваши игры могут проходить на полу. Играйте в мяч, в юлу, изучайте пирамидки и первый крупный конструктор. Конечно, ребенку 6 месяцев пока не под силу самостоятельно собрать пирамидку, но он уже может манипулировать предметами одной группы - это ему очень нравится, он чувствует, что еще чуть-чуть - и откроется тайна этих цветных колечек и столбика.

Манипуляции с предметами становятся основным занятием ребенка. Он познает мир наощупь.

Еще шестимесячный ребенок любит перекладывать игрушку из одной руки в другую, долго рассматривать ее. Интересно, что предметы он берет из любого положения. А всего месяц назад ему нужно было протягивать их на уровне груди.

Для шестимесячного крохи специалисты советуют придумать игры, во время которых он научится понимать связь между действиями предметов. Можно, например, обмотать лентой музыкальную неваляшку. К концу ленты привяжите пластмассовое кольцо. Его нужно положить на расстояние вытянутой руки ребенка. Если он потянет за кольцо, лента размотается и игрушка зазвенит. Кроха поймет: это не случайно.

Хотя с ребенком необходимо как можно больше играть и разговаривать, у него должно быть и «личное» время - на свои эксперименты и на отдых после активного времяпрепровождения.

Лепет и речь ребенка в 6 месяцев

Шесть месяцев - прекрасное время для развития навыков общения у детей: они улыбаются, смеются, визжат и общаются самыми различными способами, готовые разделить свое дружелюбие со всеми окружающими. Учите ребенка простым формам приветствия и другим основам поведения в обществе, например, махать рукой на прощание, посылать воздушный поцелуй и выражать благодарность.

На шестом месяце дети обычно начинают лепетать. По сравнению с гулением это более сложный способ выразить себя. Теперь ребенок соединяет звуки в слоги и поет их. Самые лучшие монологи кроха произносит сразу после пробуждения. Он несколько раз повторяет: «Ба-ба-ба, ма-ма-ма». И внимательно прислушивается к звучанию своего голоса.

Ребенок уже может определять вещи по названиям. Спросите: «А где наш мишка», ребенок глазами найдет игрушку и обрадовано загулит.

Здоровье ребенка 6 месяцев: первый зуб

В полгода у ребенка, как правило, начинают резаться зубы. Первым, как правило, появляется нижний центральный резец. Но иногда вырастают сразу два.

Когда режутся зубы, ребенок начинает чесать десны. Делает это так старательно и сосредоточено, что хочется ему помочь и тоже потереть чем-нибудь у него во рту.

Иногда при прорезывании зубов дети начинают тереться лицом, тянуть себя за уши, у ребенка может появиться насморк.

Иногда период прорезывания зубов у ребенка поднимается температура, и он становится более восприимчивым к инфекции. Но не следует все списывать на зубы, в любом случае нужно консультироваться со специалистом.

Упражнения для детей 6 месяцев

1. Бокс

Уложите ребенка на спинку. Дайте ему захватить ваши большие пальцы. Легко придерживайте его ручки в области запястья. Попеременно сгибайте их к плечам и возвращайте в исходное вытянутое положение. Повторите это упражнение несколько раз.

2. Присаживание

Исходное положение - лежа на спине. Большой палец правой руки вложите в левую руку малыша. Отведите ее в сторону и выпрямите, а правую руку потяните вперед. Приподнимайте ребенка. А когда он примет вертикальное положение, проведите пальцем вдоль позвоночника снизу вверх.

3. Подъем

Ребенок держит вас за большие пальцы. Отведите его прямые руки в стороны, а затем поднимите их к голове на уровень ушей. Малыш поднимет голову назад-вверх. Следите, чтобы ребенок упирался ножками в ваш живот и приподнимайте его до положения стоя на коленях.

Что делать, если:

- ребенок отказывается от бутылочки

Не все дети добровольно меняют мамину грудь на бутылочку. Есть несколько способов приучить ребенка пить из соски:

Предлагайте бутылочку натощак

Выбирайте соски анатомической формы с медленным потоком. После того, как ребенок полгода трудился, высасывая молоко, ему не понравится, если молоко будет течь свободной струйкой.

Во время кормления из бутылочки, не показывайте ребенку свою грудь

Бутылка - не игрушка, дайте ребенку понять это. Если малыш будет воспринимать кормление через соску как игру, он никогда не променяет грудь на бутылочку.

- ребенок рано просыпается

Дети могут просыпаться в 4-5 утра выспавшимися и поднимать на ноги весь дом. Чтобы приучить ребенка дольше спать, закрывайте окна плотными шторами, чтобы первые лучи утреннего солнца не разбудили ребенка.

Вечером укладывайте ребенка позже обычного - на час-полтора

Закрывайте форточку. Часто дети пробуждаются с первыми звуками улицы: пение птиц, дворники, мусороуборочная машина.

Если вы рано кормите ребенка завтраком, то вероятно, он просыпается от чувства голода, а после завтрака вполне возможно снова захочет спать. Не поддерживайте такой режим. Кормите ребенка сытным ужином за два часа до сна, а перед тем как он ляжет в кроватку, дайте ему выпить стакан детского кефира или простокваши. Не используйте обезжиренные продукты.

Вы, наверное, уже знаете, в какое время примерно просыпается ваш ребенок. Ловите момент и подкачивайте малыша. Скоро он научится просыпаться и снова засыпать самостоятельно.

Когда начинать чистить зубы ребенку?

Заботиться о зубах ребенка надо с момента их появления. Иначе может развиться так называемый бутылочный кариес. Это характерный коричневатый налет на первых 4-6 зубках. Особенно ему подвержены дети, которых оставляют спать с бутылочкой во рту.

В аптеках есть различные средства для чистки первых зубов: пенка, салфетки. Зубная паста вам пока не понадобится. Также первые зубы ребенка можно протирать чистой марлей, смоченной в воде или отваре ромашки.

Нравится

Своеобразный рубеж и переход к другой стадии развития – полугодовалый возраст малыша. Его не назовешь грудничком, несмотря на то, что он может продолжать сосать грудь. Все его действия, сознание переходят на новый этап. Потому резонным становится вопрос, что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Существуют ли какие-либо особые критерии, по которым определяется норма развития?

Физиологические изменения

К этому возрасту малыш обладает уже определенными навыками, демонстрируя, как он развивается. Первый признак – умение самостоятельно совершать перевороты со спины на живот. Действует малыш осознанно.

К 6-месячному возрасту у него получается держаться одной рукой, лежа на животе, а вторую использовать для достижения цели: взять игрушку, дотянуться до интересной вещи. Мышцы спины развиваются в правильном темпе, они способны оказать поддержку ребенку, пусть даже ненадолго.

Некоторая категория детей умеет сидеть без поддержки или с небольшим количеством опор: валики, подушки. Это отличный возраст, чтобы начать развивать кроху к умению сидеть. Гипертонус, присущий грудничкам с момента их рождения, практически исчезает. Многие уже по-своему передвигаются, ползком на животике или перекатываясь.

Малыш обеими руками крепко хватается за опоры, пытаясь не только сесть, но и приподняться. Маленькие любознайки начинают активно познавать окружающий мир. Особо проворные встают, держась за ограждения кроватки, другие же переходят от мыслей к делу, совершая первые движения к попыткам ползти. У многих получается. Если такой порыв отсутствует, то это не повод для беспокойства. Все детки разные. Ребенок может передвигаться сидя, помогая себе ручками, или сразу пойти.

О желании ходить детский организм подает следующий сигнал. Если взять кроху за подмышки и придерживать, то он с радостью постарается оттолкнуться ножками, подпрыгнуть или даже потанцевать. Происходят активное развитие, укрепление тазобедренных мышц.

Физические изменения

Следуя условной таблице, можно наблюдать изменения физических показателей. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по весу, росту, окружности головы, грудной клетки. Независимо от пола, он набирает к полугодовалому возрасту около 650 граммов. Его рост увеличивается на два сантиметра, грудная клетка — в среднем на 1,5 сантиметра, и примерно на полсантиметра — окружность головы.

Изменения касаются не только роста, но и прорезывания первых зубиков, одного из самых важных этапов малыша. Этот процесс может сопровождаться небольшим нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Параллельно могут отмечаться поднятие температуры, обильное выделение слюны. Малыш нередко становится капризным, плачет.

Данный период пройдет. Облегчить состояние малыша помогут специальные игрушки-прорезыватели, охлаждающие гели с эффектом анестезии. Гель наносят себе на палец, массируют воспаленную десну. Первое посещение стоматолога приходится именно на полугодовалый возраст.

Эмоциональные и речевые изменения

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Данный момент позиционируется активным развитием мелкой моторики. Малыш способен удержать по одному различному предмету в каждой руке. При этом он внимательно их изучает, поворачивая из стороны в сторону. Не считается отклонением, если он не только ощупывает вещь, но пытается попробовать ее «на зубок». Это врожденный инстинкт, считающийся нормой. Становится легче кормить его с ложечки, так как кроха научился губами «снимать» с нее еду.

Он делает первые попытки произносить слова. Правда, это больше походит на лепет. Произносятся первые сочетания гласных, согласных звуков. Кроха лишь подражает взрослым, потому так важно общение. Развитию ребенка в 6 месяцев, у девочек особенно, характерно умение произносить около 40 звуков. Однако такой лепет не несет смысловой нагрузки.

Кроме первых попыток разговаривать грудничок уже не просто прислушивается к словам взрослых, но и пытается их понять. Например: если назвать вещь знакомым именем, он попытается визуально ее найти. Можно понять малыша, когда он просится на ручки. Он узнает, различает знакомые голоса. Особенно хорошо он знает мамин голос, может распознать его даже, если она находится в соседней комнате.

У него появляются первые признаки последовательного сознания. Например, малыш знает: если предмет упадет, то издаст звук. Игрушки он бросает специально, чтобы понаблюдать за процессом, как они летят, как падают, и какой звук при этом получается. Дети ведут не просто наблюдательный процесс, они пытаются найти вещам практическое применение и очень рады, когда взрослые им показывают, как с ними обращаться. Формирование причинно-следственных связей не означает прогрессивное интеллектуальное развитие. Оно начнется чуть позже.

Сидя на коленках, они умеют проявлять ласку, прижимаясь к взрослому. Чуть меньше сторонятся посторонних, незнакомых им людей, но при этом соблюдают дистанцию и не очень охотно идут на контакт.

Сигналы опасности

Независимо от количества месяцев развитие происходит у каждого малыша индивидуально. Отсутствие некоторых вышеперечисленных навыков не говорит об отклонениях. Но существует ряд признаков, которые должны насторожить, так как они могут влиять на отсталость в развитие, что в последующем приведет к более серьезным проблемам:

  • если к шести месяцем малыш не может переворачиваться с живота на спину и наоборот;
  • если, лежа на животе, он не пытается приподнять туловище или голову;
  • не крутит головой, чтобы осмотреть окружающее пространство;
  • если у него отсутствует навык умения сидеть с поддержкой;
  • если отсутствует интерес к игрушкам, а также желание опробовать вещь во рту;
  • малыш не лепечет, игнорирует, когда к нему обращаются.

Соблюдение распорядка

Для активного развития ребенка в 6 месяцев — девочки, мальчика — не имеет значения, очень важно поддерживать определенный режим дня. Распорядок способствует развитию и укреплению нервной системы.

Время ориентировочное. Режим подбирается исходя из личных особенностей малыша. Ему требуется не менее 14-16 часов сна в сутки. Днем рекомендован сон в два захода по 1,5-2 часа.

Ночной сон продолжительностью 6-7 часов должен быть непрерывным. Перерыв допускается, если кроха находится на грудном вскармливании. Некоторые дети продолжают просыпаться ночь по несколько раз. Так может продолжаться вплоть до момента отучения от груди. В некоторых случаях это проходит к трем годам: возраст, являющийся благоприятным моментом, чтобы отучить от маминого молока. По мере взросления ребенок будет реже прикладываться к маме, а сами моменты будут передвигаться ближе к утренним часам. Интересно: малыши-«искусственники» ночью на перекус не просыпаются. Многие педиатры связывают желание пососать мамину грудь больше как средство успокоения, нежели насыщения.

Для того чтобы грудничок хорошо спал ночью, промежуток между последним дневным и ночным сном должен составлять не менее четырех часов. Несмотря на то, что купать малыша можно чуть реже, специалисты рекомендуют делать это каждый вечер. Водные процедуры благотворно влияют на нервную систему, обладая успокаивающим воздействием. Кроме того, вода пробуждает аппетит.

Питание ребенка

Полугодовалый период – время начало введения прикорма. Организм ребенка усиленно нуждается в достаточном количестве всех необходимых витаминов и микроэлементов для роста и развития. Перед ведением прикорма необходима консультация педиатра.

Важность срока обусловлена рядом факторов. Позднее ознакомление с новой пищей может привести к отторжению малышом абсолютно новых для него вкусов. Нехватка минералов и витаминов приводит к недостатку многих веществ в организме. Поздний прикорм может стать причиной недоразвитого жевательного навыка.

Приучение нужно начинать в первой половине дня. В течение дня будет время понаблюдать за реакцией организма на новую пищу. Оптимальная температура еды составляет примерно 37 градусов. Напитки желательно давать в специальных пластиковых стаканчиках-непроливайках (продаются в аптеках), а бутылочки с сосками оставить для поездок, прогулок.

У пухленьких детей внимание акцентируется на овощных и фруктовых пюре. Детям, которым нужно набрать вес, чаще дают каши. Ребенок должен вместе с новой едой пополнять свой энергетический баланс и знакомиться с новыми вкусами.

Упражнения и занятия

Для гармоничного развития с малышом необходимо играть в развивающие игры, заниматься. Идеальный вариант – заинтересовать кроху сортерами, предназначенными для детей этого возраста. Например, есть конструкции с отверстиями, в которые нужно вставить элементы соответствующего размера, формы. Разработать мелкую моторику помогут игры с крупами (горох, гречка, рис и другие).

Чему можно начать учить его? Отличать текстуру предметов, соотношения размеров, умению отличать цвета. На помощь придут современные игрушки, разработанные с учетом возрастного развития. При покупке внимание следует обращать на качество изготовления и материал. Психологи рекомендуют не выставлять ребенку все игрушки сразу. Грудничок, как правило, играет с двумя-тремя видами. Остальные можно убрать в мешок, коробку. Через неделю «надоевшие» предметы можно заменить на новые, добавив один элемент.

Малыш знает и хорошо чувствует эмоции родителей, а также практически безошибочно на интуитивном уровне распознает одобрение. Потому очень важно при каждом успехе крохи постоянно его хвалить. Для нормального физического, умственного и эмоционального развития актуальны массаж, ряд упражнений, в том числе и в воде, при условии, что ваше чадо не боится ее.

Не упустите момент грудничкового периода, в последующем будет возникать намного меньше вопросов. Например, родители дошколят перед отправкой их в начальные классы часто задают вопрос, что должен уметь ребенок в 6 лет? Осваивая все необходимые навыки в соответствующем возрасте, каждый этап развития маленький человечек будет проходить гораздо легче.