Что является главным показателем воспитанности. Критерии воспитанности в современной школе

В качестве эталонов, с которыми сравниваются достигнутые результаты воспитания, используются критерии (от греческого kriterion – признак на основании которого производится оценка, мерило оценки; от латинского – сравнение).

Мера воспитанности – степень соответствия критериям, о ней можно судить по показателям. Показатель– то, что доступно восприятию, то, что «показывает» наличие определенного качества.

В современной теории педагогики существуют различные подходы к выделению критериев воспитанности по разным основаниям. Так, И.П. Подласый отмечает, что общие критерии существуют для диагностики конечных результатов – достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива, а частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые – конкретные задачи воспитательного процесса.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

Внешние, связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме (суждения, оценки, действия и поступки личности);

Внутренние, связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя (мотивы, цели, убеждения, ценностные ориентации).

При диагностике результатов воспитательной работы методом наблюдения можно применить так называемый “сферический”, или “послойный”, подход: от восприятия внешних показателей к глубинному осознанию школьником ценностных, культурных предпочтений.

В зависимости от содержания педагогической диагностики Л.И. Маленкова, Н.Е. Щуркова и другие авторы выделяют две группы критериев воспитанности: содержательные и оценочные.

Содержательные критерии связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, когда результаты воспитанности учащихся характеризуются качественно, описательно. Качества воспитанного человека очевидны: совестливость, любовь к людям, стремление к красоте, воля и творчество. Легко увидеть, что у человека, обладающего этими свойствами, непременно будут и другие достойные качества. Например, совестливый, волевой и творческий человек обязательно будет трудолюбив. Человек, у которого есть совесть и любовь к людям, наверняка будет нравственным человеком. Творчество и красота предполагают наличие ума и т. д.

Стоит заметить, что совесть – это стремление к правде. А любовь к людям – это добро. Правда (Истина), Добро и Красота – это давным-давно принятые общечеловеческие ценности. Поэтому они являются общепринятыми критериями оценки воспитанности. Данные понятия играют системообразующую роль в личностном становлении человека вообще и учащихся в частности. Многочисленные философские изыскания по этому поводу могут служить достаточным аргументом для того, чтобы согласиться принять данные понятия за ключевые ориентиры педагогического процесса. Представление их через совокупность характеристик поведения, деятельности и систем ценностных ориентаций субъектов воспитательного процесса позволяет решить вопрос об “измерении” воспитанности учащихся.

Если поведение ребенка в жизненных ситуациях самого разного плана отвечает критерию Добра, если развит его интеллект, и он способен признать объективную Истину как нечто, не зависимое от его воли и воли других людей, и соотносить свое поведение с известной ему объективностью, и, наконец, если ребенок воспринимает Красоту, уважает все ее проявления и созидает красоту, то педагог вправе говорить о воспитанности ребенка, т. е. достижении им определенного уровня личностного развития. Прекрасный результат воспитания – молодые люди, которые при всех обстоятельствах, при всех жизненных выборах склоняются в сторону Истины, Добра и Красоты.

А вот и другие примеры результатов воспитания: «Мальчик зол, интеллектуально неразвит, ленив и равнодушен к красоте, – мы склонны отмечать невоспитанность школьника. Девочка, не обладающая интересом к книгам, искусству, эгоистичная, не умеющая ориентироваться на самочувствие других людей и доставляющая близким жестокие неприятности, тоже не может быть охарактеризована как воспитанный человек» . Разумеется, следует добавить, что данные характеристики должны иметь устойчивость и постоянство, чтобы позволить педагогу сделать вывод о воспитанности или ее отсутствии.

Оценочные критерии связаны с фиксацией интенсивности проявления диагностируемого качества. Применять способы измерения результатов воспитания с помощью числовых показателей отношений воспитанников к учебной деятельности, труду, поручениям, родителям, природе и т. д. довольно сложно, если вообще возможно изобрести количественные показатели добра и зла, честности и отзывчивости и т. д.

Все, что можно измерить в метрах (жилье), в рублях, потраченных на детей, в часах, отведенных им, – все это важно для обучения, развития, приобретения культурных навыков, но к воспитанию духовности отношения не имеет. Материальное благосостояние само по себе не портит ребенка, но однозначно не влияет на результаты воспитания.

Материальный достаток необходим потому, что он создает лучшие возможности для духовного развития. Если же достаток появляется, но не несет с собой духовного развития, он становится отравой. Духовность – не в посещении музеев и театров, а в собственных стремлениях к правдивому, доброму, красивому.

Во всем, что делает человек: в его работе, его поступках, словах, мыслях, чувствах, отношениях, желаниях – во всем решительно есть определенная степень Истины, Добра и Красоты. Поэтому в процессе диагностики нередко условно выделяют уровни (ступени) воспитанности (например, “низкий”, “средний”, “высокий”). Если под результатами воспитательного процесса понимать достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности (степень соответствия личностного развития поставленной педагогической цели), то общая цель и конкретные, четко поставленные и сформулированные задачи могут являться критериями профессиональной оценки педагогического результата. Тем не менее, к оценкам подобного рода следует относиться с большой осторожностью, помня о том, что исключительно трудно оценить в нескольких показателях такой сложный и многогранный процесс, как воспитание.

Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения. Например, И.П. Подласый указывает, что нередко педагогами используется шестибалльная шкала регистрации моральной воспитанности личности. В ней положительные оценки (+1, +2, +3) выражают степени моральной воспитанности (готовности), а отрицательные оценки (–1, –2, –3) – степени моральной невоспитанности (запущенности).

Результаты педагогической диагностики можно оформить в виде таблицы или рисунка. Способы представления информации в виде рисунка могут быть разными. В случае, когда сопоставляют несколько показателей, целесообразно использовать круговую диаграмму. Если полученные результаты дают основания для сопоставления разных групп детей, то адекватной формой станет гистограмма. Поскольку главным назначением диагностики является выявление динамики воспитанности, то полученные данные должны быть сопоставлены с новыми, которые предоставят аналогичные методики через определенный временной период (месяц, четверть, полугодие, год, пять лет и т. д.). Если результаты свидетельствуют о тенденции изменений воспитанности, то они обретают форму графика (подробнее см. раздел «Дополнительные материалы» Информация содержится в разделе «Дополнительные материалы»). Сведения о том, как изменяется уровень воспитанности школьников (и изменяется ли), позволяют оценивать и корректировать воспитательную работу с детьми.

Критерии воспитанности условно можно также разделить на “жесткие” и “мягкие” . К так называемым “жестким” критериям воспитанности относятся статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи (число совершаемых правонарушений; количество детей, состоящих на учете в милиции; количество выпускников, окончивших образовательные учреждения с медалями; число детей, занимающихся в Домах детского творчества, в детско-юношеских спортивных школах, музыкальных школах и студиях; количество победителей олимпиад, конкурсов и участников фестивалей, выставок; темпы распространения алкоголизма, наркомании, проституции среди молодежи и многие другие показатели). “Жесткие” критерии в практической педагогике используются сравнительно мало.

Для характеристики результатов школьного воспитания применяются “мягкие” критерии, дающие представление о ходе и результатах отдельных аспектов воспитательного процесса. Например, в какой мере сформированы у современного молодого человека такие качества, как патриотизм, конкурентоспособность, эстетический вкус и т. д. Педагогу следует помнить, что отдельные качества личности в отрыве от других качеств, свойств личности, движущих мотивов и конкретных условий не могут быть ни правильно истолкованы, ни правильно использованы. Личность – целостное образование, и изучать ее необходимо в комплексе всех качеств и черт.

При диагностике результатов воспитания, безусловно, следует обращаться к исторически обусловленным и зафиксированным в общественном сознании социальным эталонам – образам. Их характеристики позволяют не только определить цели и задачи воспитания, но и могут служить критериями воспитанности личности. Например, наиболее известные модели выпускника школы разработаны Е.В. Бондаревской и М.И. Шиловой . Кроме того, в связи с пересмотром современных задач образования и учитывая зарубежный опыт воспитания, в теории педагогики отмечается, что хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина. Причем И.П. Подласым предпринята попытка охарактеризовать выделенные социальные роли через определенные конкретные качества личности, которые можно рассматривать как критерии воспитанности.

Суханова С.В.

Оценивать результаты воспитательной работы в школе достаточно сложно, так как изменения, происходящие в личности школьника в значительной степени носят скрытый характер и не поддаются точному измерению. А кроме того результаты воспитания не проявляются сразу и непосредственно. Как правило, они имеют отсроченный по времени характер. И все же оценивать результативность воспитательной работы в школе крайне важно, так как без этого невозможно ни планирование, ни эффективное управление воспитательным процессом.

В практике воспитательной работы в школе используются самые разные методики для оценки ее эффективности. Нами был изучен опыт различных школ, методических и научных объединений с целью обобщения и выделения критериев уровня воспитанности. Традиционно под результатами воспитательного процесса понимаются достигнутые личностью или коллективом уровни сформированности различных качеств личности. Для определения уровня сформированности личностных качеств проводится диагностика способностей, мотивационной сферы, ценностных ориентаций, самооценки, сформированности навыков учебной деятельности и т.д.

Здесь следует заметить, что, если задача воспитания состоит в том, чтобы формировать отдельные личностные качества, то тогда действительно эффективность воспитательного процесса можно оценивать по отдельным достижениям (если, конечно, эти качества исследуются в динамике, и измеряются именно те качества, которые воспитатель действительно планирует и формирует). Но все же очевидно, что в основу оценки уровня воспитанности должна быть положена общая направленность личности, а не отдельные ее качества. Поэтому в целом подбор диагностических методик должен представлять собой определенную систему, в основе которой должна лежать какая-то концепция воспитания.

Различные диагностические методы и методики, используемые в школах педагогами и воспитателями, были упорядочены нами следующим образом:

1. Диагностика мотивационной сферы ребенка .

Здесь обычно изучается и оценивается:

  • отношение детей к школе, классу, сверстникам, себе самому (самооценка), учебе;
  • сформированность учебных и внеучебных интересов;
  • ценностные ориентации

2. Изучение деятельности ребенка.

В этом случае изучаются и оцениваются:

  • результаты деятельности , которой занимается ребенок: проводится диагностика способностей, навыков, знаний, свойственных для этого вида деятельности; учитываются кроме того результаты участия в различных конкурсах, соревнованиях и пр.)
  • общение детей - показатели общения используются часто как определенный интегральный показатель уровня воспитанности. Причем иногда общение рассматривается в качестве единственной основы для анализа и оценки эффективности воспитательного процесса, так как в процессе общения формируются и необходимые социальные навыки, и система нравственных взаимоотношений, и развитие самооценки и многое другое При этом уровень воспитанности оценивается по следующим показателям:
    • уровень осознания детьми нравственных ценностей и норм взаимоотношений между людьми;
    • умения и навыки общения, коллективной деятельности, самоорганизации, социального поведения;
    • уровень развития детского коллектива;
    • мотивационная основа общения.

3. Диагностика самооценки уровня воспитанности. Эти методики очень распространены. Их суть заключается в том, что ребенок самостоятельно оценивает собственный уровень воспитанности через оценку своего отношения к обществу, человеку, окружающему миру, прекрасному. Однако эти методики, на наш взгляд, недостаточно эффективны и показательны в плане оценки уровня воспитанности.

Особого внимания и обсуждения заслуживают методики, используемые для диагностики мотивационной сферы и различных видов деятельности ребенка.

Существует достаточное большое количество методик, используемых для диагностики мотивационной сферы. Следует сказать, что среди наиболее распространенных методов оценки мотивации преобладают методы, основанные на самооценке, что, безусловно, не позволяет рассматривать их как достаточно надежные в плане интерпретации их результатов. С другой стороны, наиболее надежными и адекватными являются проективные методики. К ним относятся различные варианты методики «Незаконченные предложения», а также методики, основанные на альтернативном выборе вариантов ответов, используемые для исследования ценностных ориентаций, такие, например, как «Жизненные ценности», «Мотивация достижения успеха», комплекс методик, разработанных лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО и др. но они достаточно сложны и трудоемки. Для изучения отношения ребенка к школе, классу, учителям часто используется метод анкетирования. В настоящее время наиболее разработанными считаются анкеты П. Я. Третьякова, опубликованные в различных сборниках, посвященных управлению учебно-воспитательным процессом в школе. Однако, они представляют собой хороший материал для отчета, но вряд ли хороши для изучения уровня воспитанности. В целом же можно сказать, что все методики, основанные на опросе детей и выявлении их отношения к учебе, предмету и т.д. не заслуживают внимания, так как результаты опроса очень зависят от социальной привлекательности ответа.

Отдельного рассмотрения заслуживают методики, измеряющие сформированность учебных и внеучебных интересов школьников .

Наиболее разработанной среди методик, связанных с изучением мотивационной сферы, является методика А.К. Марковой. Она имеет деятельностную основу, т.е. учитель через организацию специальных заданий, упражнений оценивает мотивы учения ученика по их направленности (познавательные и социальные мотивы) и уровням достижения, по стабильности и устойчивости, по характеру учебных целей, характеру эмоций, возникающих в ходе выполнения этих специальных заданий.

Эта меиодика является очень серьезным и качественным инструментом, но вряд ли может быть широко внедрена в практику из-за своей трудоемкости в использовании. Поэтому ее можно рекомендовать только наиболее заинтересованным педагогам, у которых развита мотивация исследователя.

Заканчивая обзор методик, измеряющих мотивационную сферу, хочется обратить внимание на несколько хороших тестов, позволяющих исследовать у детей уровень развития мотивации достижения успеха или мотивации избегания неудачи. Данное исследование в общем виде позволяет оценить сформированность качеств лидера, а также способности к эффективной деятельности в целом, при условии, что с детьми проводится целенаправленная воспитатиельная работа по развитию у них способностей к успешной деятельности, данная диагностика может быть весьма полезной.

В рамках диагностики деятельностной сферы обычно используется анализ результатов деятельности детей, составляются сводные карты, и пр. Активно используются также разнообразные тесты способностей, знаний, умений, навыков, соответствующих той или иной деятельности. Это достаточно распространенный вид педагогической диагностики, который обычно связан с реализацией различных видов воспитательной работы (экологического, этического, художественно-эстетического, физического и пр.). При правильной организации такого исследования использование данных методик может давать очень хорошие результаты.

И все же диагностика качеств личности и уровня воспитанности с помощью традиционных методик невозможно без глубокой диагностики отдельных качеств личности ребенка, формируемых в процессе воспитания. Поэтому использование этих методик требует участия школьных психологов, что не всегда возможно. Центр методики социализации и воспитания МИОО разработал свою методику, с помощью которой можно изучать воспитательный процесс в школе. Эту методику педагог может использовать как с участием психолога, так и без него.

В основе предлагаемой методики лежит концепция воспитательной работы, разработанная в нашем Центре. Ее суть заключается в том, что целью воспитания является обучение ребенка необходимым социальным умениям, с помощью которых вырабатываются не просто социально-приемлемые формы поведения ребенка, а личностные стратегии жизнедеятельности, обеспечивающие «выживание» и будущую успешную самореализацию. К этим умениям или навыкам мы относим:

  • простейшие коммуникативные навыки (умение поддерживать разговор, умение знакомиться),
  • сложные коммуникативные навыки, например, умение договариваться, находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях,
  • навыки, связанные с умениями осознавать и выражать свои чувства, а также понимать чувства других людей,
  • навыки поведения в ситуациях, связанных с агрессией,
  • навыки поведения при стрессе,
  • навыки планирования и постановки цели,
  • навыки успешной деятельности.

Поскольку за предлагаемой системой социальных умений стоят гуманистические ценности, то при формировании этих навыков происходит «прямая трансляция» ценностей и смыслов.

Методика основана на дифференцированной самооценке детьми указанной системы навыков. Каждый ребенок по пятибалльной школе оценивает уровень развития (сформированность) этих навыков у себя и у сверстников. Ребенок одновременно или последовательно заполняет две анкеты: в первой он оценивает, как эти навыки сформированы у него, во второй – как они сформированы у сверстников. При этом ребенок должен оценить не какого-то конкретного, известного ему сверстника, а абстрактного "другого", т.е. человека соответствующего возраста.

Какие мы получаем результаты?

Прежде всего мы получаем две самооценки: самооценку себя и самооценку сверстника. На основе этих самооценок мы, конечно, не делаем вывод о том, были ли сформированы у ребенка исследуемые навыки. Это субъективная детская самооценка, которую мы изучаем только в сравнении с оценкой ребенком других сверстников. На основе качественного сравнения этих самооценок мы имеем возможность измерить то, насколько ребенок ощущает себя отличным от других детей. В итоге, мы получаем два коэффициента – коэффициент отличия и коэффициент компенсации. Сравнивая величину этих коэффициентов с нормативными показателями, можно определить насколько ребенок дезадаптирован. Причем мы имеем возможность качественно определить в формировании каких именно навыков ребенок считает себя отличным от других. В этом важное преимущество нашей методики. Если величина полученных коэффициентов находится в так называемой зоне значительных отклонений, то это очень серьезный сигнал для педагога и психолога: ребенку необходима помощь психолога.

Кроме подсчета этих коэффициентов, на основе самооценки себя и сверстника определяется тип социальной компетентности ребенка, который описывает характер социального поведения ребенка. Всего возможны девять типов социальной компетентности при различном сочетании самооценок. Так, например, заниженная оценка себя и переоценка сверстников указывает на то, что ребенок считает себя неумелым, некомпетентным. На уровне поведения это может выражаться либо в пассивной, либо в очень зависимой от других позиции. Другой например: сочетание двух заниженных самооценок - и сверстника и себя. Этой ситуации может соответствовать страх перед миром взрослых, общая глобальная неуверенность в своей способности успешно адаптироваться к миру взрослой жизни. Кроме того это может быть также пассивная, безразличная позиция, связанная с ожиданием неудачи, неуспеха во взрослой жизни.

Еще одним важным преимуществом этой методики является перечень дефицитных для ребенка навыков, т.е. тех навыков, которые сам ребенок оценил у себя один или два балла по 5-тибалльной шкале. В результате образуется список проблем, которые видит у себя сам ребенок. Данная методика не требует оценки или самооценки актуальных проблем детей. Получая результаты, мы не фиксируем отклонения и недостатки. Мы также не делаем выводов об уровне сформированности у детей тех или иных социальных навыков. Мы только предоставляем возможность педагогу увидеть определенные проблемы, обусловленные не какими-то недостатками ребенка, а связанные с дефицитом у него важного жизненного навыка. С другой стороны, преимущество данной методики заключается в том, что она грамотно построена с точки зрения коррекционной психологической и педагогической работы с ребенком. В психологии хорошо известно, что с ребенком можно работать в том случае, когда у него сформирован так называемый "запрос", т.е. он осознает свою проблему и готов над ней работать. В этом смысле мы как раз и получаем в результате список актуальных для ребенка запросов. Дети, как правило, ждут разговора с психологом или педагогом о результатах методики и с желанием включаются в дальнейшую работу.

Предлагаемая методика позволяет работать не только с отдельными детьми, но также с классом, параллелью, школьным коллективом в целом. Другими словами, можно определить преобладающий в данном классе тип социальной компетентности, определить, насколько дети в классе воспринимают себя отличными от других детей. Можно определить список дефицитных навыков, характерных для учащихся данного класса. Наш опыт работы с методикой показывает, что практически в каждом классе выявляется определенная тенденция, связанная с характерным преобладающим типом социальной компетентности, наличием дефицитных навыков. Мы также заметили, что эти тенденции так или иначе связаны с личностными особенностями классного руководителя. Особенно это проявляется в складывающемся типе социальной компетентности. Например, если классный руководитель считает своих детей исключительными, более способными, чем другие дети, то у большинства детей в классе будет выражена завышенная самооценка и заниженная оценка сверстников. Соответствующим будет у них и набор дефицитных навыков. Все это может казаться достаточно очевидным, однако, это очень помогает классным руководителям анализировать конкретные проблемы и успешно решать воспитательные задачи.

Выявление дефицитных навыков позволяет управлять воспитательной работой, потому что на основе конкретных проблем детей можно ставить актуальные цели и задачи воспитательной работы, а значит есть возможность оценить и качество этой работы.

В заключении остановимся на некоторых результатах нашей работы с данной методикой. Мы провели исследование, в котором участвовало около пяти тысяч детей. Интересным ее результатом можно считать то, что большинство детей считают у себя дефицитными одни и те же навыки. Это навыки, связанные с умением знакомиться с людьми, умением контролировать свои эмоции, умением взаимодействовать с людьми, находящимися в раздраженном состоянии, умением отвечать на насмешки, умением обращаться за помощью, умением присоединиться к группе . Интересно и то, что эти навыки выявляются в основной выборке детей. Если проанализировать выборку, в которую входят учащиеся спец. школ и гимназических классов, то здесь выявляется немного другой набор дефицитных навыков. Здесь дети считают у себя дефицитными: умение признавать ошибку, умение планировать, умение концентрироваться на текущей задаче, умение добывать информацию, и также навыки, связанные с контролем над своими эмоциями. При этом, очевидно, что вряд ли дети из гимназических классов хуже других детей владеют навыками планирования и контроля за своей деятельностью. Просто здесь другой уровень рефлексии своих способностей и сформирована готовность к развитию этих навыков.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что диагностику уровня воспитанности школьников надо рассматривать не как инструмент, оценивающий эффективность работы конкретного образовательного учреждения или конкретного педагога, а скорее как средство, помогающее педагогам выделять проблемные зоны, анализировать и планировать свою работу. Поэтому результаты такой диагностики должны использоваться в основном для решения внутренних задач образовательного учреждения, а не как внешние показатели и результаты воспитательной работы.

Список используемых в тексте методик:

Приложение 1

Типы социальной компетентности школьников

1. Недооценка уровня развития своих социальных навыков и переоценка социальной эффективности других. В этом случае подросток считает себя неумелым, некомпетентным, отставшим от сверстников. В то же время своих сверстников он оценивает настолько опытными и успешными, что ему самому практически невозможно достичь их уровня. В поведении это может выражаться либо в пассивной, либо в очень зависимой от других позиции. Такая же оценка социальной компетентности может быть у подростка-изгоя, который в силу физических или личностных особенностей воспринимает себя отличным от других.

2. Завышенная оценка собственных социальных навыков и заниженная оценка уровня развития социальных навыков сверстников. Для такого подростка характерна переоценка своих возможностей в области социальной адаптации. Он считает себя умелым, опытным, ловким, в то время, как большинство его сверстников еще «маленькие», не умеющие ориентироваться во взрослой жизни и поведении окружающих. В поведении это может проявляться в стремлении к лидерству, в авторитарной позиции.

3. Заниженная оценка своих социальных способностей и социальных способностей сверстников. Этой социальной позиции подростка может соответствовать страх перед миром взрослых, неуверенность в своих способностях и способностях сверстников успешно адаптироваться к взрослой жизни. В поведении такого подростка заметна повышенная тревожность и стремление находиться в группе сверстников, где все привычно и понятно, в отличие от мира взрослых. Это может быть также пассивная, безразличная позиция, связанна со страхом неудачи, неуспеха во взрослой жизни.

4. Завышенная оценка своих социальных способностей и способностей сверстников. Такая переоценка себя и своих сверстников, как правило, соответствует недооценке сложности социальной жизни взрослых. Подросток либо не видит разницы между своей жизнью и жизнью взрослых, либо вместе со сверстниками выступает против «плохих» правил и законов взрослого мира. Такая же оценка может быть у подростка, который ориентируется на внешние признаки и атрибуты взрослой жизни и считает что он вполне «овладел» ими: считает себя достаточно «крутым» (проявляет агрессию в общении), курит, одевается стильно, «по-взрослому», имеет старших покровителей и т.д.

5. Адекватная оценка себя и заниженная оценка социального поведения сверстников. При адекватной в целом позиции такой подросток считает именно себя способным включиться во взрослые отношения. Большинство своих сверстников он считает недостаточно опытными, еще не выросшими (в отличие от себя). В поведении это проявляется в ответственной и взвешенной позиции, хотя иногда и изолированной от остальных ребят.

6. Адекватная оценка других и заниженная оценка своих социальных способностей. При адекватном восприятии социальной ситуации в целом, такой подросток склонен недооценивать свои возможности. В его поведении заметен повышенный уровень тревожности и настороженность в отношениях со сверстниками. Очень часто это позиция связана с реальным отставанием в физическом развитии или с болезнью.

7. Адекватная оценка своего социального развития и социального развития сверстников. Такая оценка социальной компетентности связана с реалистической, взвешенной позицией, в основном соответствующей уровню развития взрослого человека. Собственное ответственное отношение подростка к жизни при этом сочетается с адекватной позитивной оценкой окружающих.

8. Адекватная оценка себя и завышенная оценка социального поведения сверстников. При такой оценке подросток завышает социальные способности сверстников. Это может быть в случае, когда подросток искренне считает себя достаточно умелым, компетентным, успешным в подростковой среде, но еще далеким от взрослой жизни, которая, по его представлениям, уже доступна многим его друзьям.

9. Завышенная оценка своих социальных способностей и адекватная оценка социальных способностей сверстников. При такой адекватной в целом оценке, подросток склонен переоценивать свои способности, считает себя более компетентным, умелым, взрослым. Такая позиция может быть связана с особыми способностями, возможностями и достижениями ребенка.

Приложение 2. Перечень социальных навыков, выявляемых с помощью методики оценки типа социальной компететности подростка

  1. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ.
  2. УМЕНИЕ НАЧАТЬ РАЗГОВОР.
  3. УМЕНИЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ БЕСЕДУ.
  4. УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ.
  5. УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ.
  6. УМЕНИЕ ЗНАКОМИТЬСЯ.
  7. УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ ПОДДЕРЖКУ.
  8. УМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ.
  9. УМЕНИЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ГРУППЕ.
  10. УМЕНИЕ ОБЪЯСНЯТЬ (ДАВАТЬ ИНСТРУКЦИИ).
  11. УМЕНИЕ СЛЕДОВАТЬ ПОЛУЧЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ.
  12. УМЕНИЕ ПРИЗНАВАТЬ ОШИБКИ.
  13. УМЕНИЕ УБЕЖДАТЬ ДРУГИХ.
  14. УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ СВОИ ЧУВСТВА.
  15. УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ ЧУВСТВА.
  16. УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ЧУВСТВА ДРУГОГО.
  17. УМЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ЛЮДЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В РАЗДРАЖЕННОМ СОСТОЯНИИ.
  18. УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СИМПАТИЮ.
  19. УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРАХАМИ.
  20. УМЕНИЕ ПООЩРЯТЬ СЕБЯ.
  21. УМЕНИЕ СПРАШИВАТЬ РАЗРЕШЕНИЯ.
  22. УМЕНИЕ ДЕЛИТЬСЯ.
  23. УМЕНИЕ ПРЕДЛАГАТЬ ПОМОЩЬ.
  24. УМЕНИЕ ПРЕДЛАГАТЬ КОМПРОМИССЫ В СПОРАХ.
  25. УМЕНИЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ.
  26. УМЕНИЕ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ МИРНЫМ ПУТЕМ.
  27. УМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ НА НАСМЕШКИ.
  28. УМЕНИЕ ОТКЛОНЯТЬ СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  29. УМЕНИЕ ПРЕДОТВРАЩАТЬ НАГНЕТАНИЕ КОНФЛИКТА.
  30. УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ НЕДОВОЛЬСТВО.
  31. УМЕНИЕ РЕАГИРОВАТЬ НА НЕДОВОЛЬСТВО В СВОЙ АДРЕС.
  32. УМЕНИЕ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СВОИМ СМУЩЕНИЕМ.
  33. УМЕНИЕ ВЕСТИ СЕБЯ ДОСТОЙНО В СИТУАЦИИ, КОГДА МЕНЯ НЕ ПРИНИМАЮТ В ОБЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ.
  34. УМЕНИЕ ВСТУПИТЬСЯ ЗА ДРУГА.
  35. УМЕНИЕ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ПРЕДЛОЖЕНИЯМ.
  36. УМЕНИЕ КОНСТРУКТИВНО РЕАГИРОВАТЬ НА НЕУДАЧИ.
  37. УМЕНИЕ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ МАНИПУЛИРОВАНИЮ.
  38. УМЕНИЕ РЕАГИРОВАТЬ НА ОБВИНЕНИЯ В СВОЙ АДРЕС.
  39. УМЕНИЕ ГОТОВИТЬСЯ К ТРУДНОМУ РАЗГОВОРУ.
  40. УМЕНИЕ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ГРУППОВОМУ ДАВЛЕНИЮ СВЕРСТНИКОВ.
  41. УМЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ РЕШИТЕЛЬНО.
  42. УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ПРИЧИНЫ СВОИХ ПРОБЛЕМ.
  43. УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ.
  44. УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ.
  45. УМЕНИЕ ДОБЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.
  46. УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
  47. УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ.
  48. УМЕНИЕ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ТЕКУЩЕЙ ЗАДАЧЕ.

Планомерная работа по психодиагностике процесса личностного развития учащихся, как показывает опыт многих школ, где такая психодиагностика проводится, дает свои плоды в воспитании учащихся. Однако этого недостаточно. В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой». Для того чтобы учащиеся занялись более тщательно самопознанием и самовоспитанием, одной психодиагностики недостаточно. Анализ показал, что одной из причин, сдерживающих процесс личностного развития, является принятая в наших школах система показателей, по которым эта работа оценивается. В настоящее время единственным таким показателем остается успеваемость учащихся. Поэтому неудивительно, что все силы учащихся и учителей тратятся на достижение высокой успеваемости любыми средствами, порой безнравственными, калечащими ум и судьбы, детей.

Отсутствие критериев оценки, других качеств школьника и уровня его воспитанности явно не способствует его личностному развитию. А.Н.Леонтьев писал: «...жизненный, правдивый подход к воспитанию - это такой подход к отдельным воспитательным и даже образовательным задачам, который исходит из требований к человеку: каким человек должен быть в жизни и чем он должен быть для этого вооружен, какими должны быть его знания, его мышление, чувства и т.д.».

И.-В.Гете как-то сказал: «Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать».

Несколько лет тому назад я начал эксперимент по оценке воспитанности учащихся в школе НПЦ «Ломоносов» (г. Жуковский Московской области), первые результаты которого опубликованы. Для оценки воспитанности учащихся разработаны следующие показатели:

1. Поведение в семье. Активное участие в делах и проблемах семьи; переживание совместно с другими ее членами невзгод и радостей; полное самообслуживание; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; забота о младших и старших членах семьи; правильное реагирование на замечания; вежливость в обращении со всеми членами семьи; проявление инициативы в поздравлении и изготовлении подарков по случаю дней рождения, юбилеев и других праздников; активное участие в проведении семейных праздников и их подготовке.

2. Поведение в школе. Дисциплинированность и внимательность на уроках, активное участие в проведении уроков, в обсуждении пройденного учебного материала, старательность в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной работе; разумное отношение к успехам и неудачам в учении; проявление чувства ответственности за порученные общественные дела; дисциплинированное поведение на переменах; повседневное выполнение «Правил для учащихся»; бережное отношение к школьному и классному имуществу; активное участие в общественных делах класса и школы; старательное выполнение поручений классного коллектива; умение руководить и подчиняться.

3. Отношение к старшим. Вежливость в общении; разумное выполнение поручений старших; оказание посильной помощи нуждающимся в ней; вежливое обращение к старшим при встрече и прощании.

5. Поведение на улице и в общественных местах . Соблюдение правил дорожного движения; любовь и бережное отношение к природе, животным; соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте; ученик должен уступать место в транспорте старшим и женщинам.

6. Отношение к самому себе . Постоянная занятость полезным делом; нежелание тратить время на безделье; аккуратность и бережливость в одежде и обуви; стремление выполнять режим дня и утреннюю зарядку, быть всегда честным и правдивым, не брать чужих вещей без разрешения, быть добрым к людям, прощать их ошибки, если они их признали, не быть завистливым к чужим успехам, искать и находить те виды деятельности, в которых самому сопутствует успех, постоянно анализировать свою деятельность и поведение, честно признаваться в своих ошибках и проступках и стараться исправить содеянное, быть нетерпимым ко лжи, обману, воровству; не иметь дурных привычек (курение, сквернословие и др.), определить главные свои интересы и склонности, развивать способность к той деятельности, которая представляет главный личный интерес, научиться преодолевать чувство страха, научиться заставлять себя делать то, что надо, а не то, что хочется; выработать привычку, доводить начатое дело до конца, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, заниматься систематически и упорно самовоспитанием, физическим самосовершенствованием, всегда иметь опрятный внешний вид, проявлять постоянный интерес к литературе, искусству, смотреть телевизор лишь ограниченное время и только наиболее интересные передачи, быть в курсе всех важнейших политических новостей в стране и в мире; готовность прийти на помощь с риском для себя, открыто критиковать товарищей и самого себя, всегда отстаивать свое мнение с помощью логической аргументации, а не силой, благодарить за справедливую критику и делать все для исправления своих недостатков.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы учащихся.

В первой половине учебного года эти показатели в каждом классе подробно обсуждаются на классных собраниях, и после обсуждения записываются учащимися для лучшего запоминания в свои тетради.

Для подготовки учащихся средних и старших классов к оценке своей воспитанности уже в младших классах дети пишут сочинения на такие темы: «Какой я ученик», «Мои хорошие и плохие качества», «Как я себя веду дома и на улице», «Хорошие и плохие качества моего соседа по парте» и др. А во второй половине учебного года начинается процедура оценивания воспитанности учащихся, начиная с IV или V класса. Она состоит из следующих этапов:

1. Классные руководители просят родителей каждого ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету:

а) какие положительные качества характерны для Вашего сына (дочери)?

б) какие отрицательные качества Вы у него (нее) заметили?

в) какие качества Вы стараетесь воспитывать у Вашего ребенка и насколько это Вам удается?

г) имеет ли Ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?

д) насколько Ваш ребенок способен к самообслуживанию?

е) есть ли у Вашего ребенка режим дня и как он его выполняет?

ж) как он относится к другим членам семьи, оказывает ли нужную им помощь?

з) принимает ли он активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

2. Каждый ученик пишет характеристику, в которой должен в соответствии со своими возрастными возможностями охарактеризовать себя по всем показателям воспитанности.

3. На классном собрании в присутствии классного руководителя и психолога проводится обсуждение уровня воспитанности каждого ученика класса. При этом классный руководитель просит учащихся в своих выступлениях сначала указывать хорошие, добрые качества обсуждаемого ученика и только затем – его недостатки и плохие качества. Собрание ведет командир класса, а психолог или классный руководитель ведут протокол собрания. Если класс большой, то обсуждение проводится на нескольких классных собраниях.

4. На воспитательном совете (педагогическом консилиуме) всех учителей, работающих с данным классом, в присутствии школьного психолога обсуждаются все имеющиеся документы на каждого ученика (результаты психодиагностики), анкеты родителей, самохарактеристики, протокол собрания класса; на основе этих материалов определяется оценка уровня воспитанности каждого ученика: высокая, средняя, низкая.

5. Эти оценки сообщаются ученикам и их родителям. С отдельными учениками, получившими низкую или среднюю оценку, проводится наедине беседа. Ученику указывается, какие недостатки в его воспитанности требуют коррекции и что он должен сделать, чтобы изжить эти недостатки.

Опыт оценки уровня воспитанности учащихся показал, что процедура и оценка воспитанности благотворно влияет на процесс личностного развития учащихся, на активизацию их самопознания и самовоспитания. Кроме того, этот процесс несколько затемняет оценку успеваемости, что также полезно для изживания внешней мотивации некоторых учащихся и формирования внутренней мотивации учения.

Уровень воспитанности школьников.

Самооценки обучающихся;

Оценки родителя.

1. Поведение в семье:

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

3. Отношение к старшим:

4. Отношение к сверстникам:

-

2. Воспитание чувства ответственности и гражданственности, нравственности и гуманизма у учащихся.

3. Осознание школьниками своих учебных, общественных и трудовых обязанностей как долга перед обществом и коллективом.

Микроисследование №1.

Анкета для учащихся 1-4 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

6. Отношение к самому себе:

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Высокий уровень

Выше среднего уровня

Средний уровень

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Высокий уровень.

Выше среднего.

Средний уровень.

Низкий уровень.

Микроисследование №2.

Анкета для учащихся 5-9 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Проявление уважения к старшим;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

Готовность бескорыстно помогать другу;

Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

5. Поведение на улице и в общественных местах:

Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

Бережное отношение к экологии.

6. Отношение к самому себе:

Соблюдение правил личной гигиены;

Аккуратность и бережливость в одежде;

Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

Выполнение режима дня и утренней зарядки;

Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки классного руководителя;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Оценивание общего уровня воспитанности школьника

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Характеристика каждого уровня воспитанности

Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

Микроисследование №3.

Анкета для учащихся 10-11 классов.

Качества личности

Оценка родителей

Оценка кл. руководителя

Самооценка

Общий балл

1. Поведение в семье:

Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

Положительная реакция на замечания в семье;

Проявление уважения к старшим;

Забота о младших членах семьи;

Выполнение поручений, обязанностей в семье.

2. Поведение в школе:

Внимательность на уроках;

Старательность в выполнении домашних заданий;

Трудолюбие и аккуратность в учебе;

Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

Бережное отношение к школьному имуществу;

Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

Дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим:

Вежливое общение со старшими;

Выполнение поручений, просьб старших;

Оказание помощи нуждающимся в ней;

Уважение по отношению к старшим.

4.Отношение к сверстникам:

- активное участие в совместной деятельности;

Готовность бескорыстно помогать другу;

Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

5. Поведение на улице и в общественных местах:

Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

Бережное отношение к экологии.

6. Отношение к самому себе:

Соблюдение правил личной гигиены;

Аккуратность и бережливость в одежде;

Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

Выполнение режима дня и утренней зарядки;

Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

Самооценки обучающихся;

Оценки классного руководителя;

Оценки родителя.

Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

Оценивание общего уровня воспитанности школьника

Оценивается по 5-балльной системе.

Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

Характеристика каждого уровня воспитанности

Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

Критерии воспитанности в современной школе

2.2 Критерии воспитанности

В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. «критериум», что значит « сравнение»).

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваиваются условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитанности числами, подобно тому, как это делается при тестировании успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

В нынешних критериях воспитанности выделено немало различных характеристик, определяющих диапазон применения тех или иных показателей. Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». Жесткие критерии в педагогике используются сравнительно мало; в последние десятилетия не принято было говорить о тех проблемах (точнее, невоспитанности), которые обнаруживаются при использовании этих критериев. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число молодых людей, отбывающих наказание за совершенные преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных молодыми родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции среди молодежи и многие другие показатели.

Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие» облегченные критерии, которые помогают воспитателям получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь, надежно диагностировать скрытые качества. К недостаткам применяемых критериев нужно отнести и то, что они разрабатываются обычно не для определения в комплексе всех качеств личности, а лишь для отдельных - нравственных, трудовых, эстетических и т.д. качеств, которые в отрыве от других качеств, движущих мотивов и конкретных условий не могут быть ни правильно истолкованы, ни правильно использованы. Личность - целостное образование, и изучать ее необходимо в комплексе всех ее качеств и черт. Разработать критерии, которые охватывали бы все многообразие качеств личности в единстве, еще никому не удалось, это важная проблема для будущих поколений исследователей. Сегодня школьным воспитателям приходится пользоваться усеченными методиками.

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов - достигнутого уровня воспитанности личности - и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые - конкретные задачи воспитательного процесса. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

С помощью некоторых практических методов диагностики изучаются представления воспитанников о нормах и правилах поведения, мнения, суждения, оценки по всем другим интересующим воспитателя вопросам. Чаще всего в практике используются прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?» и т. п.

Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их. Для определения того, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопросы в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь самыми престижными?» и т. п. Они могут быть открытыми, требующими свободного аргументированного ответа, или закрытыми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов.

Для диагностики оценочных суждений широко применяются и сочинения на заданную тему: «Мой идеал современника», «Милосердие - как я это понимаю» и т. п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции учеников, их сомнения, колебания и раздумья. Однако за последнее время усилился разрыв между внутренней позицией молодых людей и ее выражением, меньше стало откровенности в ученических сочинениях, а поэтому их ценность как диагностического средства уменьшилась. Зато откровеннее стала молодежь в своих устных высказываниях - открыто выражает свои взгляды и убеждения.

Диагностическое значение имеет и позиция «умолчания», характеризующая стремление части воспитанников оставаться в тени, уклоняться от прямых ответов на поставленные вопросы, занимать нейтральную или примиренческую позицию. Наблюдения за поведением воспитанников и способами их самовыражения проверяются в личных беседах и обязательно корректируются: применяются другие, в частности социометрические, методы выявления внутренней позиции. Только комплекс диагностических методов позволяет составить представление о степени сформированности необходимых качеств.

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения - метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают, очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

В последнее десятилетие передовая педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а следовательно, правильно построить воспитательный процесс.

Возможности применения мультимедийных технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по изобразительной деятельности

Исследование проводилось на базе МДОУ № 32 города Соликамска. В нем приняли участие дети старшего дошкольного возраста, в количестве 12 человек...

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно...

Воспитание нравственных качеств у школьника средствами искусства

Целостным и общим в личности является, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным...

Знания о воспитанности, правильности поступков и действий, нравственности являются первым уровнем воспитанности человека. Если юноша уступил место женщине, предварительно поразмышляв о правильности этого действия...

Воспитанность учащихся в современной начальной школе

В качестве эталонов, с которыми сравниваются достигнутые результаты воспитания, используются критерии (от греческого kriterion - признак на основании которого производится оценка, мерило оценки; от латинского - сравнение)...

В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение)...

Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст -- этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка...

Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста

На базе МДОУ СОШ № 176 г. Нижнего Тагила нами была проведена диагностика уровня воспитанности учащихся подготовительной группы. Для диагностики использовалась методика анкетирования родителей и самих детей...

Критерии воспитанности в современной школе

Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных измерителей результативности воспитания...

Педагогический мониторинг валеологической воспитанности младших школьников

Федеральный закон "Об образовании" нацеливает: "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников"...

Система эстетического воспитания в школе

Роль эстетического воспитания трудно переоценить. Уже в древности встречаются мысли об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха: Три раба везут тачку с камнями...

Художественно-эстетическая воспитанность человека основывается на органическом единстве развитых природных сил, способности восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности...

Специфика воспитательной работы в трудном классе

Оценка качества воспитательной работы в школе является одной из ключевых проблем в образовании. Ее решение в значительной мере зависит, во-первых, от выбора показателей, контролируя которые можно объективно судить о качестве этой работы и...

Формирование поликультурного поля воспитанности у учащихся средней школы

Данные констатирующего этапа эксперимента. В данном параграфе мы изучаем состояние работы на уроках МХК и внешкольных мероприятиях с детьми среднего школьного возраста по проблеме формирования поликультурного мировоззрения...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль в сфере духовной жизни, повседневного труда...