Что значит выражение краеугольный камень. Что такое краеуголный камень

- (иноск.) объ основномъ, существенномъ, главноначальномъ (намекъ на краеугольный камень, который кладется подъ уголъ основы зданія). Ср. На свѣтѣ нѣтъ ничего безусловно обезпеченнаго, ничего такого, что̀ не подчинялось бы закону поры и времени...… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

См … Словарь синонимов

- (евр. эвен пинна или рош пинна; греч. акрогониайос и кефалэ гониас): 1) согл. Ис 28:16, краеугольным называют камень, полож. в основание угла здания между двумя стенами и придающий прочность фундаменту. В переносном смысле К.К. означает вождя… … Библейская энциклопедия Брокгауза

краеугольный камень - основа (напр. концепции, разработки) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы основа EN keystone … Справочник технического переводчика

КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ - что чего Основа, основной принцип, главная идея, суть. Имеется в виду что л. (Р), по мнению говорящего, несомненно важное для какой л. системы ценностей, убеждений, для построения какой л. теории и т. п. (Z). книжн. ✦ Р краеугольный камень Z а.… … Фразеологический словарь русского языка

- (иноск.) об основном, существенном, главноначальном (намек на краеугольный камень, который кладется под угол основы здания) Ср. На свете нет ничего безусловно обеспеченного, ничего такого, что не подчинялось бы закону поры и времени... весь мир… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Церковь святого Бонифация, Ахен … Википедия

краеугольный камень - 1. Основание, фундамент чего л. 2. Основа, главная идея чего либо. Есть несколько версий происхождения этого оборота: 1. Выражение из Библии: “Я полагаю на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, крепко утверждённый” (Исаия 28, 16). 2. В… … Справочник по фразеологии

Краеугольный камень - крыл. сл. Выражение из Библии: «Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Книга пророка Исаии, 28, 16); употребляется в значении: основа, главная идея … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Краеуг’ольный к’амень (Рим.38:6 ; Ис.28:16 ; Зах.4:7 ; Зах.10:4 ; 1Пет.2:6 ; Еф.2:20) цельный камень, высекаемый из скалы и укладываемый в угол для скрепления примыкающих стен (срн. Иер.51:26 ; Мат.21:42). (см. камень) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Краеугольный камень , Бороздинов В. протоие. Книга настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Балашихи Московской области, кандидата богословия, члена Союза писателей России, митрофорного протоиереяВладимира Бороздинова - итог…
  • Краеугольный камень , Бороздинов В.. Книга настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Балашихи Московской области, кандидата богословия, члена Союза писателей России, митрофорного протоиереяВладимира Бороздинова - итог…

Принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии , где в основном использовалось как метафора .

Согласно иудейским преданиям , в Святая святых Храма Соломона находилась скала, считающаяся краеугольным камнем мироздания.

В последнее время краеугольным также стали называть торжественно устанавливаемый на видном месте здания камень с указанием даты строительства и имени архитектора, строителя и иных причастных лиц. Ритуал заложения краеугольного камня стал важной и неотъемлемой частью западной культуры. В некоторые камни закладываются капсулы с посланиями потомкам.

Современная практика

Обычно для торжественной закладки краеугольного камня, условно означающей начало строительства, приглашают видных общественных и культурных деятелей, крупных предпринимателей, представителей духовенства . Приглашённых могут попросить принять участие и в само́й укладке камня, иногда с использованием специально изготовленных для этого инструментов - молотка, кельмы , шпателя . Обычно на камне указываются фамилии почётных гостей, участвовавших в торжестве.

Бывает, что в особо заготовленных полостях краеугольного камня укладывают предметы, соответствующие времени: газеты, монеты с годом строительства и другое.

В Библии

В Библии упоминаются и «краеугольный камень», и «камень во главе угла».

См. также

Напишите отзыв о статье "Краеугольный камень"

Примечания

Отрывок, характеризующий Краеугольный камень

Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.

Фразу «краеугольный камень», пожалуй, слышали многие, но совсем не многие понимают, о чем вообще идет речь. Вполне очевидно лишь одно — это не что-то физическое, скорее метафорическое, лишенное телесной оболочки, но вместе с тем наделенное глубоким смыслом. Попробуем и мы разобраться, что это за камень такой и откуда он вообще взялся.

Когда впервые появилось это выражение

Обычно, когда произносят "краеугольный камень", это звучит как-то недвусмысленно и словно бы безо всякой основы, а тем более конкретики. Никто точно не знает, когда эта фраза прозвучала впервые, но есть все основания полагать, что произошло это еще на заре человеческой цивилизации.

Есть небезосновательное мнение, что прозвучало это задолго до изобретения первых, простейших форм письменности, и тысячелетия передавалось из уст в уста, пока наконец не было записано.

Трудно сказать, будучи уже обращенным в письменную форму, изменило ли оно смысл словесный, заложенный в него изначально? И вообще, представляясь в древности немаловажным понятием, имела ли фраза «краеугольный камень» значение как минимум логическое? Несомненно!

Устные и письменные упоминания: Тора и Ветхий завет

Сейчас доподлинно известно, что еще до написания Торы и, возможно, задолго до исхода евреи широко использовали эту фразу в устной традиции. Касалась она легенды, которая потом нашла отражение в Торе, а позже в священной книге для двух мировых религий, иудаизма и христианства, — Ветхом завете.

Говорилось в ней о сотворении мира и всего сущего, и начиналось все брошенным Всевышним камнем, погрузившимся в море царившего вокруг Хаоса. Частично выступая на поверхности, с вершиной, ставшей горой Мориа, камень сей представлял собой единственный клочок суши, где и зарождалась жизнь.

Таким образом, получается, что краеугольный камень — это основа мироздания, на которой все стоит и из которой все берет свое начало, то, без чего сотворение было бы невозможным.

Обретение духовного начала: Библия

Если обратиться к Библии, на которую часто ссылаются, озвучивая понятие краеугольного камня, то получаем уже несколько иной смысл этого выражения. Имеется в виду притча о нерадивых строителях, возводивших здание и при укладке фундамента наткнувшихся на большой валун, бывший до этого скрытым землей. Решив, что он будет мешать при их работе, каменщики много сил и времени потратили на то, чтобы достать валун из земли и отнести его в сторону от места строительства. Но когда они это сделали, оказалось, что этот камень, единственный во всей округе подходящий по всем параметрам для основания дома. И мало того, он изначально находился именно в том месте, где намечался угол будущего строения.

Что подразумевает словосочетание одним словом выраженное, - это "основа". Имеется в виду, что все всегда находится на своих местах, правда, смысл здесь еще более глубокий.

Основа в строительстве

Некоторые утверждают, что ничего сакрального в этом выражении нет, и краеугольный камень — это именно то, о чем прямо говорится. То есть это камень, который закладывают в основание всей конструкции.

С древнейших времен строители знали, что массивный и прочный камень, заложенный в углу фундамента, является основным элементом всего строения, потому что поддерживает на себе все здание, будучи несущим. Этот прием использовался всеми древними зодчими еще со времен строительства великих пирамид, а также греческими и римскими строителями, воздвигавшими прекрасные здания, которые сохранились и до наших дней.

Да и сейчас ничего в этом плане не изменилось, и при постройке, как и прежде, в угол фундамента закладывают крупные строительные блоки. Как и в случае с метафорическим смыслом, здесь краеугольный камень - это основа всего, с него все начинается и на нем держится, только не в переносном, а в самом что ни есть прямом смысле.

Краеугольный камень в прямом и переносном смысле

Для фразы «краеугольный камень» значение выражения может быть только одним - основа, и неважно чего: мироздания, веры, архитектурного стиля - это не имеет настолько уже принципиального значения.

Звучит эта фраза всегда по-разному применимо к разнообразным ситуациям, но всегда этот самый камень не имеет физической и материальной основы, но непременно в этом выражении кроется определенный смысл.

В некоторых случаях в эти слова вкладывают не менее глубокий философский подтекст или даже нечто такое, что нельзя объяснить обычными словами.

Сейчас краеугольный камень — это основные законы, положения, теории, аксиомы во многих областях науки, например таким камнем называют таблицу Менделеева и многое другое. Но что важнее всего, с момента, когда впервые прозвучала эта фраза, и до сегодняшнего дня она остается актуальной, хотя многие и не понимают ее значения.

1) согл. Ис 28:16 , «краеугольным» называют камень, полож. в основание угла здания между двумя стенами и придающий прочность фундаменту.
В переносном смысле:

  • означает вождя израил. народа (Зах 10:4) ;
  • в Ис 28:16 К.К. служит образом Мессии,
  • в Пс 117:22 смиренный праведник назван камнем, отвергнутым строителями (ср. Ис 8:14) ;

2) в НЗ на Христа как на камень указывают след. стихи:
Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; Деян 4:11; Еф 2:20; 1Пет 2:7 .

Мнения по поводу того, имеется ли здесь в виду камень, положенный в основание здания, или камень, завершающий его купол, расходятся.

  • Если верно первое предположение, то названные места Библии говорят о том, что Христос, подобно краеугольному камню, был положен Богом в основание народа Божьего (и нового Иерусалима), хотя люди и отвергли Его. Еф 2:20 и след. указывает, скорее, на такое толкование, тем более, что укладка камня предполагает начало строительных работ, а не их окончание.
  • Однако аккад. словосочетание абан реша («завершающий камень») и апокрифические пояснения к «Завещанию Соломона», называющие краеугольным камень, помещаемый поверх ворот храма, подкрепляют второе толкование.
    Тогда правомерно след. прочтение: Христос был не только Тем, на Ком построен новый Иерусалим, новое святилище, но и замковым камнем, в Котором всё находит свое завершение и Который скрепляет всё сооружение.

Библейская энциклопедия Брокгауза

* * *

Когда же заложен этот прочный фундамент, то на нём уже можно строить дом. С чего начинается строительство собственно дома? С закладки краеугольного камня. И по нему дальше выравнивается закладка всех остальных камней. Если краеугольный камень был неровный совсем чуть-чуть, то в конце стены, выложенной в соответствии с этим камнем, кривизна уже будет сильно заметной. Если выровнять по краеугольному камню лишь первые кирпичи, а потом уже выравнивать их по друг другу или на глазок, то опять же получится криво. Поэтому так важно выравнивать каждый кирпичик по краеугольному камню, важно, чтобы краеугольный камень был совершенным.

Вера Боринг

* * *

Сложнее всего переводчикам тех народов, у которых вообще не испольщуются камни для строительства домов. У племени цельталь вышло: «Место, где угол дома получает силу». Или «главный столб» (агуаруна). Различие между «краеугольным» и «во главе угла» не так уж существенно, хотя любопытно.

Ясно, что в любом случае речь идет о камне, который кладут в последнюю очередь – то есть, это не в фундамент камень, а потом. Ясно и то, что это камень не обычный, не годящийся для тривиальной кладки, зато очень подходящий для принятия на себя сильного давления. То, что в греческих переводах Ветхого Завета и Нового появляется выражение «во главе угла» – возможно, не случайность; появляются арки, в которых «замковый» камень принимает на себя важнейшую функцию – если он хрустнет, то развалится вся арка.

Свящ. Яков Кротов

* * *

В Библии можно выделить три основных символических понятия, связанных с камнем, в которых используется архитектурная символика: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни».

Часто понятие «краеугольный камень» путают, или сознательно смешивают с «камнем основания»… На самом деле камней основания в постройке всегда несколько, по крайней мене четыре, а краеугольный камень только один. Правильнее предположить, что он завершает постройку, являясь замковым камнем, главою единственного угла - верхушки здания.

Понятие «живые камни» встречается у апостола Петра. Святой Петр называет Христа живым краеугольным и драгоценным камнем, и в тоже время понятие «живые камни» распространяет и на всех христиан, строящих из себя дом духовный (1Петр. 2,4-5).

Апостол Павел, называя христиан «согражданами святым» также говорит, что они «быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2,19-20). Таким образом мы видим, как через архитектурные понятия передается структура и иерархия Церкви Христовой.

Юрий Федоров

Понятие это возникло у древних строителей. Они считали очень важной задачей подобрать камень, который бы хорошо лег в основу угла здания и принял бы на себя всю тяжесть будущего строения. Со временем профессиональный термин превратился в крылатое выражение.

Впервые этот образ встречается в одной из книг Ветхого Завета - Псалтыри. В ней собраны псалмы – то есть стихи и песнопения, прославляющие Бога. Автором многих из них считается знаменитый царь и псалмопевец Давид. Другие, скорее всего, были написаны позже, а в целом Псалмы – это глубокая и сложная лирика, полная удивительных образов. Вместе они составляют сборник лучших текстов древней еврейской поэзии.

В одном из псалмов как раз и встречаются слова: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» .

Как известно, Христос не раз обличал своих современников, занимавших важные посты в иудейском обществе. Он говорил, что священники и ревнители религиозного закона, давно перестали быть пастырями народа. Погрязли в лицемерии, лжи и жадности.

Когда же книжники и начальники иудейские задали Иисусу вопрос: «кто дал Ему власть поступать так, как Он поступает?» Христос напомнил им строки Псалма, сравнив Себя с краеугольным камнем, который отвергли строители, но который ляжет в основание нового здания.

Пророчество древнего псалмопевца сбылось в точности. Иудеи, подстрекаемые своими вождями, отвергли и распяли Христа. Но вопреки этому, жизнь и учение Спасителя, и Сам Он лично, стали краеугольным камнем новой христианской Церкви.