Дед мороз в бурятии. Дед Мороз в Бурятии: и все-таки он существует. Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец

В Костроме можно познакомиться с внучкой Деда Мороза – Снегурочкой. Она живет в сказочном тереме с помощником котом Баюном и домовым. Именно они встречают новых гостей веселыми песнями, сказками и прибаутками. Также они проводят экскурсию по владениям Снегурочки, например, показывают знаменитую ледяную комнату, которую сделали уральские мастера из чистого озерного льда. Круглый год в этой комнате сохраняется одинаковая температура. Чтобы не замерзнуть, вам предложат валенки и зипуны.

Если вы планируете посетить Снегурочку в праздничные дни, то запишитесь заранее, так как в это время очень большой спрос.

Великий Устюг

Главный персонаж Нового Года живет в Великом Устюге. Конечно же, речь идет о самом Деде Морозе. Прежде чем ехать в резиденцию Мороза, ознакомьтесь с расписанием на сайте votchina-dm.ru. Например, в декабре каждое воскресенье проходит театрализованное представление «Семейный Новый Год», после которого можно заглянуть к волшебнику и посмотреть его трон, опочивальню и даже гардеробную.

Новогодняя программа в Великом Устюге очень насыщенная – мастер-классы, представления, экскурсии, сувениры и т.д.

Бурятия

В Бурятии есть свой Дед Мороз и зовут его Саган Убугуну, что переводится как Белый Старец. К нему можно не спешить, так как он принимает гостей только в феврале – да, да, в республике Бурятии отмечают свой Новый Год по буддистскому (лунному) календарю. Так что у вас есть возможность продлить празднование Нового Года и Рождества до февраля. В это время в Бурятии на стол подают белые блюда, буддисты посещают дацаны (буддистские храмы) и водят хороводы.

Белый Старец носит все белое и участвует во всех народных гуляниях. У него нет никакой резиденции – он сам приходит к людям, когда наступает праздник.

Карелия

В Карелии свой, очень веселый и улыбчивый Дед Мороз, а точнее Паккайне, что переводится как Морозец. Дело в том, что по легенде Паккайне появился на свет в первый день зимы, поэтому его так прозвали. Теперь в Карелии каждое 1 декабря проходят Олонецкие игры Дедов Морозов, в которых могут участвовать Деды Морозы со всех регионов и стран.

Паккайне живет в деревне Большая Сельга в старинном доме, двери которого всегда открыты. Здесь вас встретят и пригласят поучаствовать в народных гуляниях.

Татарстан

Кыш Бабай – именно так зовут татарского Деда Мороза. А его внучку зовут Кар Кызы. Познакомиться со сказочной семьей можно в селе Яна Кырлай. Начиная с середины декабря и до начала февраля, дом Кыша Бабайя принимает гостей.

По пути к дому вас встретит Шайтан (черт), который станет вашим проводником. Но найти дом не так-то просто – вам придется искать дом по карте и попутно разгадывать загадки, знакомится со сказочными лесными персонажами, проходить испытания.

В своем доме Кыш Бабай предложит вам загадать желание и вручит вам свиток-грамоту о посещении резиденции.

Кроме того, вы можете покататься на катке, покататься на санках с горки, попить горячего чаю с татарскими угощениями.

Якутия

В Якутии живет Бык Холода (Чысхаан) – повелитель стужи. Считается, что именно с Якутии начинается настоящая русская зима, ведь именно у него наш русский Дед Мороз получает Символ Холода и начинает свое путешествие по стране. По народному поверью Чысхаан создает зиму своим холодным дыханием.

Резиденция Чысхаана непростая: располагается она в бывшей штольне в пригороде Якутска и называется Царство вечной мерзлоты. Здесь круглый год -10/12 градусов, поэтому летом гостям выдают напрокат теплую одежду. В Царстве вечной мерзлоты можно посетить кабинет Чысхаана, зал церемоний, ледовый бар, ледяную горку, гостевые апартаменты.

Есть еще одна резиденция Чысхаана – находится она в 1000 км от Якутска в Оймяконе, где температура опускается до -50. Если соберетесь посетить это место, одевайтесь очень тепло!

Киров

Недалеко от города Киров находится настоящий Заповедник сказок. Кого тут только не повстречаешь: царя Берендея, Бабу-Ягу, Илью Муромца, Соловья-разбойника и др. А еще здесь есть главная резиденция Кикиморы Вятской и дача Деда Мороза. В Новый Год здесь очень весело – спектакли, представления, катание с горок и т.д.

Урал

На Урале живет Ямальский Дед Мороз, который является хранителем сказки и первым помощником добрых духов. Его одежда имеет вид национального костюма, он носит посох и волшебный бубен. Звуки такого бубна отгоняют злых духов. Ямальский Дедушка путешествует на упряжке с оленями, а если сильно спешит, то может проехаться и на снегоходе.

Резиденция располагается в поселке Горнокнязевске (15 км от Салехарда). Кроме встречи с Дедушкой, вы сможете покататься на оленях, попробовать местную кухню, остановится на ночлег в настоящем чуме.

Приветствую вас, дорогие мои постоянные читатели и гости бога «Секреты домового». Приближается весёлый Праздник Новый год. Вновь чудесные подарки, пушистые ёлки, весёлые хороводы, народные гуляния. Мне очень жаль, что мы забываем свои традиции и нашего доброго Деда Мороза вытесняет западный Санта – Клаус. Хочу рассказать о нашем добром дедушке и его братьях, живущих у нас в России. Деды Морозы России – сколько их? На этот вопрос вы не найдёте точного ответа. Много народов населяют нашу страну, и у каждого может быть свой национальный Дед Мороз. Как правило, эти Дед Морозы – герои национального эпоса, некоторым из них более сотни лет. Давайте познакомимся с ними поближе.


Наш родной Дед Мороз – великий русский языческий бог, персонал славянских сказок – олицетворение жутких зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра.

Он дважды спасал Русь от врагов. Дед Мороз в трудную годину, когда враг подступал к Москве, превращался в отважного Генерала Мороза и спасал страну. Генерал Мороз напустил невиданные холода и метели, и две мощные по тем временам армии (Наполеон и Гитлер) потерпели крах.

Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет.

Обязательно в руках русского Деда Мороза должен быть посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник как звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа.

Передвигается наш дед по земле, точнее по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца, а не летает по небу как Санта.

Подарки наш Дед Мороз оставляет под елкой. Об истории Рождественской елки рассказано Раздавать подарки помогает ему внучка Снегурочка.

У главного волшебника новогодней ночи много братьев, которые живут в разных уголках нашей огромной страны.

Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец


В Бурятии поздравляет детей с новым годом сказочный фольклорный персонаж Саган Убугун, (в переводе Белый Старец) – сказочный символ зимы.

Есть легенда, согласно которой Саган Убугун – добуддийское божество сразу родился столетним стариком с белой бородой. Так высшие боги наказали его мать за то, что она пренебрегла ими, не напоив их водой.

В Древних бурятских мифах его называют богом — супругом Земли. Его культ был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет еще до буддизма. Саган Убугун покровительствовал семейному благополучию, долголетию, счастью, богатству, продолжению рода, плодородию. Он владыка гор, земли и воды, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Отличительными чертами Саган Убугун являются белые одежды, четки на шеи и своеобразный волшебный посох, на вершине которого находится голова мифического водяного чудовища (макара), имеющего черты крокодила и дельфина. Прикосновение к посоху Белого Старца дарит долгую жизнь.

Поздравления и подарки Белый Старец дарит вместе с Матушкой Зимой, зовут её Тугэни Энёкэн.

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец


Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз – самый молодой из российских Дедов Морозов. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне.

Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце.

Согласно легенде Паккайне появился на свет морозной зимой, когда торговый обоз возвращался в его родной город Олонец (Карелия) с ярмарки. Стужа не навредила младенцу, он родился крепким, здоровым и весёлым, поэтому его назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает Морозец. Рос мальчик не по дням, а по часам, обгоняя своих сверстников. Через неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а всего через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами и отправил торговать в разные страны.

Паккайне любил красоваться перед зеркалом, но все его отражения оживали и оставались в тех городах, где он бывал, но до определённой поры. К началу зимы все они собирались в родном городе Олонце и утраивали состязания, кто же из них настоящий Морозец. Паккайне тоже участвовал в играх, но 1 декабря превратился в младенца, который быстро рост и становился снова женихом.

У Паккайне есть как праздничная, так и будничная одежда. На праздник он облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.


Не так давно (всего пять лет назад) в России появился новый сказочный персонал – Всемирный Казачий Дед Мороз. Его задача не только дарить детям новогодние и рождественские подарки, но прививать им любовь к Родине, приобщать их к истокам национальных традиций и духовности, а также оказывать адресную помощь сиротам и детям — инвалидам.

В истории казачества появился новый символ. Символ добросердечия и милосердия, объединения, преданности и верности Православной вере и своему Отечеству – Матушке России.

Прародителем образа Всемирного Казачьего Деда Мороза является благотворитель — Святитель Николай Чудотворец, а прототипом преподобный Илия Муромец — воин-патриот.

По легенде казачий Дед Мороз жил и не тужил в своей Пещере Вечной мерзлоты под Железноводском. Но Главный Дед Мороз страны, проезжая из Великого Устюга заглянул на Ставрополье и попросил младшего брата помочь ему в важном деле – развести подарки детям.

Казачьего Деда Мороза ни с кем не спутаешь. В его облачении присутствуют детали национального казачьего костюма: терская папаха, эполеты, аксельбант, газыри, башлык, шашка и кинжал.

Сопровождает его внучка Снегурочка, новогодник – мальчик Новый год, скоморохи, казак с казачкой, ручной медведь.

Марий Эл Дед Мороз — Йушто Кугыза и Лумудыр


В марийском фольклоре свой Дед Мороз — Йушто Кугыза «живет» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома — Сурт Кугыза, дух заморозков — Покшым Кугыза, горный старик — Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живет в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.

Мордовский Дед Мороз – Мороз — Атя


Высшим богом в мордовской мифологии считается. Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой.

Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живет Дед Мороз – Мороз-Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области

Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай



Татарский Дед Мороз – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая — «татарского Пушкина»всего в 80 километрах от Казани.
Согласно легенде в самую долгую ночь декабря тюрки отмечали начало обновления жизни. Они считали, что именно этой ночью появился Верховный Бог Тенгре. Он управляет всем миром и божествами. Зимой управляет Кыш Тенгресе или зимнее божество, которого в народе прозвали Кыш Бабай. Именно он отвечает за весёлую встречу Нового Года. Гулянья идут с 21 декабря по 1 января – праздник Нардуган.
Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём может быть синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки — мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.
У татарского Деда Мороза большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики. Все они живут вместе с татарским Дедом Морозом. Ожившие герои поэта Габдуллы Тукая пропагандируют его наследие.

Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай



Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз – фольклорный герой.

Согласно легенде Тол Бабай – самый младший из великанов, живших на Кар – Горе. Они жили ещё тогда, когда на земле не было людей. Но когда на горе появились люди, великаны не хотели иметь с ними ничего общего и постарались спрятаться в яме на вершине горы, а Тол Бабай не успел, переход в параллельный мир закрылся и маленький великан остался один. Долго скитался Тол Бабай в окрестностях Кар – Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений и однажды зимой он встретился с детьми. Они не испугались его, а наоборот подружились с ним, играли в разные игры, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Ребята обрадовались и прозвали великана Тол Бабаем, что означает Снежный дед. Теперь каждый год приходит Тол Бабай к детям и дарит им новогодние подарки.
Волшебной силой обладает и его посох, тот, кто к нему прикоснется, получит исполнение желаний в Новом Году. Как правильно загадать новогоднее желание узнайте
Шуба Удмуртского Деда Мороза – фиолетовая – это любимый цвет его родины — Шарканского района. В руках погнутый посох, Удмуртский Дед много ходил пол белому свету, и посох сильно погнулся. Подарки детям Тол Бабай носит за спиной в берестяном коробе.
К людям он приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.

Якутский Дед Мороз — Чисхан и Эхээ Дыыл

В Якутии живут сразу два Деда Мороза – оба герои фольклора – Чисхан и Эхээ Дыыл.
Чисхан – хранитель холода. Он живет в самой северной части России в Оймяконе – полюсе холода. Он хозяин вечной мерзлоты. Именно к нему накануне Нового Года приезжают все Деды Морозы для благословения и получения настоящего январского морозца. Это злой Дед Мороз. Он несет с собой холодный ветер и несчастья.
Своеобразен костюм зимнего волшебника из Якутии: необычная шапка с рогами быка, роскошно расписанная стразами, бисером, стеклярусом синяя шуба, белый посох.
Второй Дед Мороз — Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года, его ласково называют Дедушка Мороз. Живет он в Верхоянске. У него большое семейство: жена – Королева Зимы (КыхынХотун), три дочери Осень (Кухуунэй), Весна (Саасчаану), Лето (Сайыыну), а также внук Ветерок (Тыалчаан) и внучка Снегурочка (Хаарчаана). Все они отвечают на письма к Якутскому Деду Морозу, дарят детям подарки.

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала


Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — сказочный персонаж, описанный в мифах коренных северных народов.

Как правило, это седовласый пожилой старец, одетый в национальную одежду - кисы (меховые сапоги) и малицу (шубу из оленьих шкур), да пояс, украшенный костью мамонта.

Кроме посоха у него есть заветный бубен, с помощью которых он проводит волшебные обряды и ритуалы, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка — посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Вот какие разные Деды Морозы живут на просторах нашей страны. Я рассказала не обо всех Дедах Морозах России. Есть еще Алтайский Дед Мороз — Соок-Таадак, Кабардино-Балкарский Дед Мороз – Уэс — Дадэ, Калмыцкий Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод), Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи (дед Зима).

Дорогие мои читатели, поздравляю вас с Наступающим Новом Годом и Рождеством. Оставьте в этом году всё грустное, плохое, несостоявшееся и смело шагайте в новый год. Счастья, здоровья, любви вам и вашим близким. Берегите друг друга, цените время, которое можете проводить вместе, потому что, потому что именно наши близкие, друзья и благополучие в наших семьях – самое ценное в жизни. Пусть в ваших домах будет всегда уютно и тепло, а над головой мирное чистое небо.

С уважением, Надежда Карачева

Каждый год с момента появления флешмоба «Гло­бальный ёхор» большое участие принимает в нём Белый Старец Сагаан Убгэн. Кто же он на самом деле? Сколько ему лет и как он появился в Бурятии? Разбиралась газета «Бурятия».

Заслуженный артист Рос­сии Дамбадугар Бочиктоев играет на сцене Бурдрамы уже 47 лет, из них 12 лет является Сагаан Убгэном. Ис­полнял эту роль он и рань­ше в представлениях.

«Создание местного но­вогоднего персонажа тогда было предложено город­ским отделом туризма, его поддержал республикан­ский комитет по туризму. Моя кандидатура была не единственной, выбрали из нескольких человек», - от­мечает Дамбадугар Доржи­евич.

Трое внуков артиста зна­ют, что дедушка – это Сагаан Убгэн, так как часто видят, как он надевает его наряд.

Представители туротрас­ли Бурятии получили раз­решение и благословение Сангхи на использование образа Сагаан Убгэна для проведения мирских ново­годних торжеств, и с 2008 года в Улан-Удэ реализу­ется проект «Сказочный Сагаалган». При этом орга­низуются различные культурные, этнотуристские и социальные мероприятия с участием Сагаан Убгэна (Бе­лого Старца) и приглашён­ных сказочных персонажей из других регионов и стран.

В дни Белого месяца Улан-Удэ в разные годы посещали Владыка холода - Чысхан из Якутии, Деды Морозы и Снегурочки из Салехарда, Костромы, Бе­лоруссии, Санта-Клаусы из Южной Кореи и Японии, монгольский «коллега» Ув­лин Увгун, святой Микулаш из Словакии и китайский Царь обезьян Сунь Укун. Дважды, в 2008 и 2017 го­дах, Бурятию посетил хо­роший друг Сагаан Убгэна – Дед Мороз из Великого Устюга.

Кстати, интересным фак­том стало то, что Сагаан Убгэн старше российского Деда Мороза примерно на 800 лет. Первое упомина­ние о нём относится где-то к 600-му году до Рождества Христова. А Дед Мороз – это прообраз Святого Николая, жившего гораздо позже.

На Сагаалган по пригла­шению Сагаан Убгэна никог­да не приезжают ряженые артисты. Все они – офици­альные представители ре­гионов и стран. В некоторых случаях по посещениям даже проводятся междуна­родные переговоры.

Деньги на дорогу в сказку

Наш Сагаан Убгэн тоже ездит в гости к своим «кол­легам», например, ездил к Деду Морозу в Великий Устюг, побывал на разных фестивалях – параде «На­Шествие Дедов Морозов» в Рыбнинске, которое прохо­дит там уже 9 лет, в Яма­ло-Ненецком округе у Ямар Ири, в Ярославле на проекте «Путешествие Деда Моро­за».

Как отмечает Дамбадугар Бочиктоев в образе Сагаан Убгэна он много ездил по стране, поэтому есть с чем сравнить.

«У нас каждый раз про­блемы с финансами, при­ходится то тут, то там клянчить, это плохо. Надо преодолевать непонимание отдельных чиновников, ко­торые вообще не понимают сущности Сагаан Убгэна», - говорит актёр.

Как он отмечает, Сагаан Убгэну нужен был бы свой бюджет. По сути, все годы проект осуществляет один спонсор – туристическая фирма «Спутник-Бурятия» под руководством Андрея Измайлова .

В прошлом году проект поддержал мэр Улан-Удэ Александр Голков , в этом – Глава республики Алексей Цыденов . Также Сагаан Уб­гэну часто оказывает под­держку предприниматель Вадим Бредний .

На поездку Старца на «Поле Чудес» также собира­ли всем миром, кто-то под­держал подарками, кто-то помог с проездом.

«Тогда в Москву пригла­сили региональных Дедов Морозов в количестве 9 человек, играют ведь по тройкам. Было 8 разных представителей регионов, разных Дедов Морозов, и Саган-Убгэн, который по своей сути не является Де­дом Морозом как таковым, он – божество добра и благоденствия, хозяин земли, покровитель всего живого на земле. Считается, что он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях тем, кто его почитает. Мы приняли приглашение, так как это был хороший повод «засветить­ся» на всю Россию, стать ещё более узнаваемым», - рассказывает Дамбадугар Бочиктоев.

Проект развивает инфраструктуру

В 2013 году в Этнографи­ческом музее народов За­байкалья торжественно от­крылась резиденция Белого Старца Сагаан Убгэна. Здесь была установлена «Сказоч­ная верста» - путевой знак, указывающий направление и расстояние до мест про­живания других сказочных героев в рамках федераль­ного проекта «Сказочная карта России». Этот ука­затель первый в Сибири, и всего таких «сказочных вёрст» по России пять.

Белый Старец в исполне­нии Дамбадугара Бочик­тоева признан почётным академиком Сказочной Академии «Лукоморье», учреждённой сказочными героями России в 2013 году.

В 2014 году межрегио­нальный проект «Сказоч­ный Сагаалган» был удосто­ен премии Правительства России в области туризма. Тогда его выдвижение под­держал Бурятский республиканский союз туринду­стрии.

За годы реализации про­екта образ Белого Старца стал известен далеко за пределами Бурятии. Теперь он почётный гость на всех праздничных мероприяти­ях, главным образом дет­ских. Высока и социальная значимость проекта. Сей­час Сагаан Убгэн с коман­дой выезжает на встречи с детьми не только по городу Улан-Удэ, но и в районы. Мероприятия проводятся для воспитанников детдомов, домов-интернатов, социально-реабилитаци­онных центров. Привлека­ются средства спонсоров для улучшения матери­ально-технической базы детских социальных учреж­дений, для приобретения подарков для детей, вруча­емых зимними сказочными волшебниками, проводятся конкурсы.

В начале 2018 года анали­тическое агентство ТурСтат составило рейтинг самых популярных Дедов Морозов в России. Рейтинг составлен по результатам анализа по­пулярности посещений ту­ристами резиденций Дедов Морозов.

В топ-5 попали Деды Мо­розы из Великого Устюга, Кыш Бабай (Татарстан), Пак­кайне (Карелия), Тол Бабай (Удмуртия). Бурятский Сага­ан Убгэн, или Белый Старец, в рейтинге занял четвёртую позицию.

Затем по посещаемости идут Деды Морозы из Юшто Кугыза (Республика Марий Эл), Якшамо Атя (Мордовия), ХельМучи (Чувашия), Ямал Ири (Ямало-Ненецкий АО) и Соок Ирей (Тыва).

«О бренде Сагаан Убгэна я всегда говорю, что его надо воспринимать не столько экономически, а сквозь при­зму продвижения Бурятии в Российской Федерации и за рубежом, - отмечает руко­водитель проекта «Сказоч­ный Сагаалган» Андрей Из­майлов. – Это как в культуре - спектакль может не оку­пить вложенных средств, но становится событием для мировой общественности. Ему начинают следовать, он становится культовым. Наш проект, так же, как и флеш­моб «Глобальный ёхор», сплачивает людей, служит хорошим информационным поводом, знакомит с тра­дициями и культурой, при­влекает туристов приехать в республику. Во время про­ведения встречи сказочных героев мы рассказываем о многих объектах туризма в республике, путешеству­ем в сёла. Так, гости с нами были не только в резиден­ции, но и в Кяхте, Заиграево».

С этим трудно не согла­ситься, каждый раз проект освещают многие феде­ральные СМИ, люди, прочи­тав о празднике, начинают интересоваться Бурятией в целом и приезжают в гости не только зимой, но и летом.

«Большую роль Сагаан Убгэн играет при создании положительного образа республики. Ведь зачастую на российском информа­ционном пространстве Бурятия может проходить через негативные примеры – убийства, драки, другой криминал, а такие сказоч­ные персонажи рассказы­вают о хорошем. Каждое наше мероприятие форми­руется на детское воспри­ятие, а дети – это будущие туристы. В своё время как минимум 150 тысяч подпис­чиков японского Санта Кла­уса узнали о нашей Бурятии, для японцев Бурятия стала открытием», - рассказал Ан­дрей Измайлов.

Проект со временем стал рождать другие, с новыми персонажами. Так, в Буря­тии появилась эвенкийская Матушка Зима Тугэни-Эни­кан, семейские Иван Трав­ник и Марья Крапивница со своими туристическими программами.

«Стоит появиться объек­ту, как вокруг него начинает расти своя инфраструктура, активизируются гостиницы, заполняются точки обще­пита, наш проект помогает развитию добрососедских отношений. На встречу приезжают представители Иркутской области, Деды Морозы ездят в отдаленные сёла с представлениями для детей. Так было в своё время с одним из проектов - Усан Лопсон Убгэном, в 2006 году в селе Дулан Кабан­ского района установили его статую. Теперь он давно живёт своей жизнью, во­круг него сразу появились ларьки, где туристы могли купить сувениры, поесть. Со временем это все более совершенствуется. Иркутя­не, понаблюдав за нами, со­здали своего Байкальского Деда Мороза в Слюдянке. Построили его резиденцию и развивают», - говорит Ан­дрей Викторович.

В этом году одним из гостей Сагаалгана будет финский Санта Клаус – Йо­улупукки. Как рассказал Андрей Измайлов, он сам выразил желание прие­хать. Об этом попросили его представители через Деда Мороза из Великого Устюга.

Он участвовал в от­крытии праздника на пло­щади Советов в 12 часов дня, потом в 12:45 в детском концерте-представлении в ФСК, затем снимется в праздничной передаче БГТРК и обязательно стан­цует в флешмобе «Глобаль­ный ёхор» на Театральной площади. В следующие два дня гостей ждёт экскур­сия в Иволгинский дацан, праздничные мероприятия в резиденции Сагаан Убгэна на Верхней Берёзовке, по­ездка в Кабанский район в резиденцию Усан Лобсона с представлением для детей.

Главную цель «Сказоч­ного Сагаалгана в Буря­тии» - пропаганду туризма в республике и как один из поводов «событийного» туризма - Сагаан Убгэн вы­полняет честно.

Но и сейчас его резиден­ция (эта одна юрта, речи о специальном комплексе, как в других регионах, нет) не может принимать гостей круглогодично. Для её раз­вития и постоянного функционирования требуются вложения.


Белый старец - новогодний сказочный персонаж из Бурятии - вошел в ТОП-10 Дед Морозов народов России. В канун 18 ноября - дня рождения Деда Мороза - аналитическое агентство ТурСтат составило рейтинг самых популярных Дедов Морозов в России зимой 2018-2019. По традиции, главный Дед Мороз России в 2018 году в Великом Устюге в свой день рождения 18 ноября зажжет огни на первой новогодней елке cтраны и отправится в путешествие по всей России.

Напомним, за 10 лет действия в республике проекта «Сказочный Сагаалган» в гости к хозяину праздника - Белому Старцу Сагаан Убгэну приезжали и приезжают Деды Морозы из регионов России, новогодние волшебники из разных стран. В республике побывали Владыка Холода - Чысхан из Якутии, Деды Морозы и Снегурочки из Салехарда, Костромы, Белоруссии, новогодние волшебники из Южной Кореи и Японии, монгольский Увлин Увгун, Святой Микулаш из Словакии, китайский Царь обезьян Сунь Укун, новогодний волшебник из Финляндии Йоулупукки со своей супругой - Муории и другие.

Многие из них, включая Белого старца, отмечены на «Сказочной карте России», а вот личной резиденции у Сагаан Убгэна не было до 2013 года, когда он обрел ее в Этнографическом музее народов Забайкалья. Она дала право волшебникам установить в Бурятии сказочную версту - путевой знак, указывающий направление и расстояние до мест проживания других сказочных героев в рамках федерального проекта «Сказочная карта России».

На необычной карте уже получили официальную прописку вологодский Дед Мороз, костромская Снегурочка, архангельские Снеговик и Иванушка- дурачок, кировская Кикимора, тульский Левша, новгородский Садко, ярославские Баба-Яга, Водяной, Алеша Попович, мышка-норушка, Курочка Ряба, Емеля и щука, нижегородская золотая рыбка, курский Соловей-разбойник, владимирский Илья Муромец, рязанский Добрыня Никитич, тверские Змей Горыныч и Кощей Бессмертный, тюменский Конек-Горбунок.

Бурятский Дед Мороз - Белый Старец - включен в третий уровень официального буддийского пантеона. Он очень любим народом, выступая на новогодних праздниках в роли покровителя бурят. В ХVIII веке, с началом интенсивных контактов буддизма и православия, Белый Старец стал ассоциироваться с христианским Николаем Угодником, покровителем земледелия и одним из прототипов западного Санта-Клауса.

Топ-10 Дедов Морозов России:
1. Дед Мороз (Великий Устюг, Вологодская область)
2. Кыш Бабай (Яна Кырлай, Татарстан)
3. Паккайне (Олонец, Карелия)
4. Саган Убген (Бурятия)
5. Тол Бабай (Удмуртия)
6. Юшто Кугыза (Республика Марий Эл)
7. Якшамо Атя (Мордовия)
8. Хел Мучи (Чувашия)
9. Ямал Ири (Ямало-Ненецкий АО)
10. Соок Ирей (Тува)

Где живет Дед Мороз? Ответ на этот вопрос известен, наверное, всем: родина главного зимнего волшебника – Великий Устюг. Это действительно так, вот только родина эта – основная, всероссийская, но… не единственная.

Городом с главной резиденцией дедушки с 1999 года считается Великий Устюг в Вологодской области. Именно здесь зажигается самая первая елка, отсюда волшебник ездит по стране с обязательным посещением праздника в Кремле. Вотчина Деда Мороза, расположенная в окружении соснового бора, внушительная – с большим теремом, собственным зоопарком, зимним садом, кузницей, ледяными горками, отдельной городской резиденцией и почтой.

Татарский Кыш Бабай

Вообще, Кыш Бабай, который вместе с дочкой Кар Кызы живет в селе Яна Кырлай Арского района, — не копия Деда Мороза, а совершенно другой персонаж, герой тюркских мифов. По легенде, именно он, как зимнее божество, отвечал за то, чтобы празднование Нового года было веселым. У Кыш Бабая есть не только загородный дом, но и городская резиденция в Казани, в комплексе Туган Авылым.

Удмуртский Тол Бабай

Удмуртского Деда Мороза зовут Тол Бабай, а его внучку – Лымы Ныл. По легенде, Тол Бабай – это один из великанов, которые давным-давно жили на удмуртской земле. Когда здесь появились люди, великаны спрятались под землю. Остался лишь один, самый романтичный: он не успел прыгнуть в яму, потому что решил попрощаться с родными краями. Бродил он по свету, пока не встретил детей, с которыми быстро нашел общий язык благодаря своим волшебным способностям (например, растапливать посохом снег). Тол Бабай живет в деревне Титово Шарканского района.

Якутские Деды Морозы

Пожалуй, Якутия — самый подходящий регион для Деда Мороза, ведь здесь находится полюс холода, Оймякон. Наверное, именно поэтому здесь живут сразу два дедушки – Эхээ Дыыл с женой, тремя дочерьми, внуком и внучкой, и Чысхаан.

Первого придумал писатель Гавриил Угаров, опираясь на легенду о рогатом деде Дыыле, который с наступлением зимы выходит из моря. Появление второго тоже связано с мифом о рогатом существе, которое лишь недавно, благодаря усилиям маркетологов, стало похожим на человека и начало по-доброму общаться с детьми. Чысхаан живет в Якутске, в комплексе «Царство вечной мерзлоты» , который расположен внутри ледника.

Карельские Паккайне и Талви Укко

Карельский Мороз – вовсе не дед, а молодой юноша, почти мальчик – Паккайне (морозец). Легенда о нем появилась в городе Олонец, который когда-то был крупным купеческим центром. Она гласит, что жена одного из купцов родила сына прямо в санях, на морозе, и назвала мальчика «Морозец».

Паккайне, который вырос в красивого юношу, очень любил смотреться в зеркало. Он стал купцом, разъезжал по всей стране и в каждом городе непременно прихорашивался возле зеркала, оставляя свое отражение. А с началом зимы все его отражения возвращались в Олонец, где участвовали в состязаниях. И сегодня резиденция Паккайне находится в этом городе. А в начале зимы он ежегодно принимает у себя Дедов Морозов со всей страны.

Еще один карельский «дедушка» — Талви Укко. Его вотчина находится в поселке Чална в Пряжинском районе. Талви встречает гостей не один, а с массой помощников, в том числе четвероногих: здесь находится питомник ездовых собак и оленья ферма. Гости могут покататься по заснеженным просторам, а потом согреться в Чайном домике, выпив горячего чаю с традиционными карельскими пирожками-калитками.