День автомобильных войск. День военного автомобилиста в россии

29 мая в России ежегодно отмечается День военного автомобилиста. Это профессиональный праздник всех военнослужащих и гражданского персонала автомобильных войск Российской Федерации, а также всех военнослужащих и военнообязанных, которым по долгу своей службы приходится управлять различными транспортными средствами. Хотя автомобильные войска существуют в нашей стране с 1910 года, сам праздник был утвержден сравнительно недавно: дата 29 мая была утверждена приказом министра обороны страны от 24 февраля 2000 года.

Автомобильные войска Вооруженных сил России (АВ ВС России) - это объединение (специальные войска) в составе Вооруженных сил России, которое предназначено для перевозки личного состава, горючего, боеприпасов, продовольствия и иных материальных средств, которые необходимы для ведения боевых действий, а также для эвакуации раненых, больных и поврежденной техники в боевых условиях. Помимо всего прочего, автомобильные войска могут перевозить войска, не имеющие собственного автомобильного транспорта.


АВ ВС России организационно состоят из автомобильных (автотранспортных) подразделений, соединений и частей, учреждений и управления и могут организационно входить в состав общевойсковых частей и соединений, а также частей и соединений видов вооруженных сил и родов войск, или же составлять отдельные автомобильные соединения и части. В России автомобильные войска существуют, начиная с 1910 года. Таким образом, российские автомобильные войска приняли участие во всех крупных войнах и конфликтах XX века.

Дата 29 мая для праздника была выбрана неслучайно. Именно в этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота, которая и заложила основы автомобильного дела в русской армии и стала прообразом будущей организации автомобильной службы и всей системы автотехнического обеспечения ВС России. Создателем автомобильных войск России принято считать Петра Секретова, который в чине капитана возглавил в мае 1910 года первую Учебную автороту, затем военную автомобильную школу. Дослужившись до генерал-майора, он в 1917 году возглавлял все автомобильные части русской армии.

Стоит отметить, что в Первую мировую войну Россия вступила, имея в своем составе всего 5 отдельных автомобильных рот. Несмотря на свою малочисленность, автомобильная техника уже в годы Первой мировой войны была признана эффективным, маневренным и очень перспективным средством перевозки войск и грузов. В ходе дальнейших боевых действий автомобильным подразделениям регулярной армии пришлось решать многочисленные задачи по перевозке личного состава и грузов, а также мобилизационные и снабженческие задачи. Россия заканчивала Первую мировую войну уже с 22 автомобильными подразделениями, общий парк которых составлял порядка 10 тысяч автомобилей разной грузоподъемности.

В годы гражданской войны в России автомобильный транспорт использовали и красные, и белые, причем обе стороны конфликта испытывали существенные трудности с обеспечением своих автомобильных подразделений горюче-смазочными материалами и запасными частями. В 1920 году парк молодой Красной Армии насчитывал порядка 7,5 тысяч автомобилей (главным образом иностранного производства).


В конце 1920-х годов в стране началось формирование отдельных автомобильных батальонов окружного подчинения, которые комплектовались новыми отечественными автомобилями. К середине 1930-х годов в составе РККА насчитывалось уже 40 тысяч автомобилей. При этом советские военные теоретики начали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты, которая должна была следовать за бронетанковым кулаком во время проведения глубокой наступательной операции.

К началу Великой Отечественной войны в составе РККА имелось уже более 272 тысяч автомобилей всех типов, основу автопарка составляли тогда знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА, «трехтонки» ЗИС-5 и легковые «эмки» ГАЗ-М1. В первые месяцы войны автотранспортные части Красной Армии понесли катастрофические потери в технике, которые частично удалось перекрыть мобилизацией автомобильной техники из народного хозяйства страны и выпуском новых автомобилей. При этом производство автомобилей в СССР в ходе войны существенно сократилось, составляя в среднем 51,2 тысячи машин в год. Снижением объемов производства произошло главным образом из-за переключения части автомобильных цехов и заводов на выпуск боевой техники, особенно танков и САУ. Сказывались и трудности с обеспечением заводов металлом и другими дефицитными материалами.

До конца Великой Отечественной войны советская автомобильная промышленность так и не вышла на показатели 1941 года. Важную роль в годы войны в формировании автотранспортных частей и подразделений Красной Армии сыграли поставки автотранспорта иностранного производства по программе ленд-лиза. За годы войны в Советский Союз было отправлено 375 883 грузовых автомобиля и 51 503 вездехода и джипа, а также 3 миллиона 786 тысяч автомобильных шин. Другим достаточно важным источником пополнения автотранспортного парка Красной Армии была трофейная автомобильная техника. Только за период с ноября 1942 года по март 1943 года советские войска захватили 123 тысячи немецких автомобилей разных типов. Все это позволило существенно нарастить объемы военных автомобильных перевозок. В 1943 году их удалось удвоить по сравнению с 1941 годом, а в 1944 году - утроить.


Всего за годы войны автотранспортными подразделениями и частями Красной Армии было перевезено более 145 миллионов тонн разных грузов. К середине 1945 года советские войска располагали 664,5 тысячами автомобилей разных типов, 32,8% из них приходилось на технику, поставленную по программе ленд-лиза, 9,1% - на трофейные автомобили. За образцовое выполнение заданий командования 14 автомобильных частей и соединений получили почетные наименования, 94 были награждены орденами Красного знамени, Красной Звезды, Александра Невского и Кутузова. За самоотверженный труд и подвиги в годы войны 21 тысяча военных автомобилистов была награждена различными орденами и медалями, а 11 из них стали Героями Советского Союза.

Опыт Великой Отечественной войны подтолкнул военных к оснащению автотранспортных частей грузовыми автомобилями с полным приводом. Уже в конце 1940-х годов в стране было развернуто производство армейского ЗИС-151, позднее появились ЗИЛ-164 и ГАЗ-53. В 1970-е годы их сменили ГАЗ-66, Урал-375 и ЗИЛ-131, начался выпуск дизельных КамАЗов, а также вездеходов УАЗ-469, который на долгие годы превратился в главный отечественный внедорожник.

Также в 1950-е годы перед советскими автостроителями встала новая задача - обеспечить подвижность создаваемого в стране ракетно-ядерного вооружения. Данная задача была успешно решена, в СССР были созданы специальные колесные шасси, предназначенные для размещения ракетных комплексов, многие из них до сих пор не имеют аналогов. С развитием автомобильной техники и вооружений непрерывно рос и уровень моторизации войск, военная автомобильная техника (ВАТ) стала материальной основой подвижности войск. При этом автомобиль из простого средства перевозки людей и грузов стал носителем различных вооружений, в том числе самых разрушительных.

Так в Афганистане именно военным автомобилистам была отведена решающая роль в обеспечении ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) всеми видами материальных средств: от патронов до продовольствия. При этом советские автомобильные части выполняли перевозку различных грузов не только в интересах военных, но и в интересах мирного населения Афганистана. Большой вклад в снабжении советского контингента всем необходимым внесли 58-я отдельная автомобильная бригада (58 оавтбр) и 59-я армейская бригада материального обеспечения (59 абрмо).

Структурно Автомобильные войска сегодня включают автомобильные бригады, полки, батальоны и роты материального обеспечения, которые входят в состав войсковых объединений и соединений, а также тыловых структур. В настоящее время за танкотехническое и автотехническое обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации отвечает Главное автобронетанковое управление МО РФ. Строительством и развитием службы военных сообщений, автотранспортных служб видов ВС РФ, военных округов и флотов, родов войск и объединений ведает Департамент транспортного обеспечения МО РФ.

Сегодня общий парк военной автомобильной техники в ВС России составляет более 410 тысяч машин различного назначения. При этом ежегодно в стране проводятся испытания новых образцов автомобильной техники. К примеру, только в 2014 году на базе Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ Министерства обороны России состоялись испытания 37 образцов военной автомобильной техники, созданных в интересах российской армии.


В День военного автомобилиста «Военное обозрение» поздравляет всех действующих солдат и офицеров автомобильных войск, ветеранов, а также всех тех, кому ранее доводилось, находясь на службе, управлять различной автомобильной техникой, с их профессиональным праздником.

По материалам из открытых источников

В этом году он попадает 29 октября. Этот праздник отмечают водители рейсовых маршрутов, обслуживающий и ремонтный персонал предприятий-перевозчиков, работники, инженеры и конструкторы автозаводов, фабрик по изготовлению запасных частей и комплектующих. К торжествам в том числе присоединяются преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений, жители населенных пунктов, для которых изготовление колесной техники является градообразующей отраслью.

В вооруженных силах России есть родственный праздник – День военного автомобилиста. Он проходит каждый год 29 мая.

Наземный транспорт перевозит людей и грузы. Для правительств многих стран данная отрасль имеет первостепенное значение. Ее развитие влияет на темпы процветания экономики, конкурентоспособность услуг, товаров, безопасность жизни. Сотрудникам автомобильного транспорта посвящен профессиональный праздник.

В День автомобилиста руководство предприятий вручает самым лучшим работникам почетные грамоты, дипломы.

На телевидении и радиостанциях показывают передачи посвященные автомобильному транспорту.

Этот праздник появился в советские времена и был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года № 2847-IX «О Дне работников автомобильного транспорта» и подтвержден Указом от 1 октября 1980 года № 3018-Х.

Традиция чествования автомобилистов в последнее воскресенье октября сохранился после распада СССР в России, Украине, Беларуси.

В России с 1996 по 2000 год автомобилисты отмечали свой профессиональный праздник вместе с работниками дорожного хозяйства, в соответствии с Указом Президента России от 14 октября 1996 года № 1435. Указ Президента России от 23 марта 2000 года № 556 разделил эти торжества. Сотрудников дорожного хозяйства начали чествовать в третье воскресенье октября, а автомобилистов – в последнее воскресенье октября. Указ Президента России от 25 июня 2012 года № 897 установил праздник – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Его начали отмечать не только автомобилисты, однако и работники городского пассажирского транспорта.

В Украине этот праздник учрежден Указом Президента страны от 13 октября 1993 года № 452/93 «О Дне автомобилиста и дорожника», в Беларуси – Указом Президента страны от 20 октября 1995 года № 438 «О Дне автомобилиста».

Автомобилисты перемещают людей и грузы, обеспечивают исправность подвижного состава, его ремонт, а также обслуживание. Они работают на легковом и грузовом транспорте.

Путь в данную профессию начинается с получения прав на управление автомобилем. На руководящие должности допускаются только после выпуска из профильного высшего учебного заведения. Водители общественного транспорта обязаны получить необходимую категорию.

Перед выездом на маршрут нужно пройти медицинский осмотр у специалиста, который разрешает садиться за руль. Данная работа связана с постоянной концентрацией внимания и считается опасной для здоровья и жизни.

История Автомобильных войск

Появление первых автомобильных команд, входивших в состав Инженерных войск, относится к 1906 году. Именно они стали прообразом современных автомобильных войск. Чуть позже, 29 мая 1910 г., в Санкт - Петербурге создается первая учебная военная автомобильная рота. Теперь эта дата отмечается как День автомобильных войск. В том же году было создано Автомобильное отделение Отдела Военных Сообщений Главного Управления Генерального Штаба.

Формирование первой регулярной Автомобильной роты относится к весне 1911 года, после чего состоялся первый автопробег грузовиков, которые планировалось принять на вооружение Русской Императорской армии. В следующем году такие же испытания были проведены для легковых автомобилей.

В 1914 году перед началом Первой мировой войны, в Российской армии насчитывалось пять авторот, в которых было 418 грузовых автомобилей и 259 легковых.

Однако, несмотря на малочисленность, и отвратительное дорожное покрытие, автомобили сыграли большую роль в Первой Мировой войне и стали необходимым видом транспорта. Их использовали для перевозки военных грузов, личного состава и раненых, а так же как подвижные артиллерийские и пулеметные точки. В это же время автомобили стали одевать в броню. За годы войны в русской армии появилось более 400 бронеавтомобилей, которые были сведены в пятьдесят бронеотрядов, с успехом воевавших на полях сражений.

Ко времени Октябрьской революции в состав Русской Армии входило 22 автомобильные роты и порядка 10 000 автомобилей.

Советское время

Автомобильная техника широко использовалась в годы гражданской войны. В августе 1918 года Советом Народных Комиссаров было принято специальное постановление, согласно которому 50 % автомобилей должно было быть передано военному ведомству. К концу года количество автомобилей в Красной Армии достигло 4 000, а к 1920 году в войсках было уже 7,5 тыс. автомобилей, при этом часть машин входило в автомобильные отряды, а часть находилась в войсках. Пополнение парка автомобилей происходило главным образом за счет машин, захватываемых у противника.

Главной задачей автомобильных войск в то время была перевозка грузов на дальние расстояния, так же их использовали и для оперативной переброски войск. Так же достаточно часто на автомобилях монтировалось вооружение - пулеметы или пушки. Кроме этого были автомобили санитарные, штабные и передвижные радиостанции.

После окончания Гражданской войны началось обновление изношенной техники автомобильных войск. Первыми отечественными автомобилями, поступившими в войска, стали грузовики АМО Ф - 15.

К тому же времени относится начало формирований при каждом военном округе учебных автотранспортных батальонов пятиротного состава, комплектующимися этими автомобилями. В 1933 году формируется механизированный корпус - первое в мире подвижное соединение, вся техника и вооружение которого имели механическую тягу. Согласно штату в нем было предусмотрено более 200 автомобилей. К 1936 году в составе РККА было четыре подобных корпуса.

Быстрыми темпами продвигалась индустриализация страны, и вместе с этим реконструировались старые автозаводы и строились новые. После реконструкции АМО и его переименования в завод имени Сталина на нем стали производить трехтонные грузовики ЗИС - 5.

Так же к этому времени на только что построенном автозаводе в Горьком начали выпускать легендарные полуторки ГАЗ-АА.

Вместе с обновлением автопарка совершенствуется и управление службой в автомобильных войсках СССР. Изначально они подчинялись ведении Главному военно -инженерному управлению (ГВИУ), затем, в 1924 году, ГВИУ было преобразовано в Военно-техническое управление снабжения РККА, а в 1929 году создается Управление моторизации и механизации при Наркомате обороны.

В 1935 году происходит его реорганизация в Автобронетанковое управление, которое просуществовало четыре года, после чего, в 1939 году, в ходе новой реорганизации, было создано Главное автобронетанковое управление.

Великая Отечественная война

Новым этапом в развитии автомобильных войск СССР стала Великая Отечественная война. Быстрое изменение обстановки и нарастающий динамизм боевых действий вызывала необходимость переброски в короткие интервалы времени большого объема как материальных средств, так и личного войскового состава. Все это потребовало увеличение числа автомобильных подразделений и более совершенную форму их организации. В связи с этим через месяц после начала войны было создано Автодорожное управление, подчиняющееся тылу РККА. Подобные отделы создаются при тыловых управлениях всех фронтов. Общее количество грузовых, легковых и специальных автомобилей Красной армии составляло порядка 272 600. Их основу составляли легковые ГАЗ-М1 и ГАЗ-61, а так же грузовые и специальные на их базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ЗИС - 5 и ЗИС - 6.

Первые месяцы военных действий нанесли автомобильным войскам катастрофический урон как в материальной части, так и в личном составе. Частично потери удавалась компенсировать за счет мобилизации технических средств из различных отраслей народного хозяйства, частично - за счет выпуска новых автомобилей, но из-за оккупации западных промышленных районов страны их производство было невысоко.

Частично комплектование автотранспортных отрядов материальной частью происходило за счет поставок автомобилей, произведенных за рубежом. Так же широко использовались трофейные автомобили (всего с 1942 по 1943 год РККА в качестве трофеев досталось 123 000 авто). Все это позволило значительно увеличить возможность военных автоперевозок.

Сразу после окончания войны в Красной армии было 664 500 автомобилей, из них 10 % трофейных и 33 % - автомобили, поставленные по ленд - лизу.

За годы Великой Отечественной войны десятки тысяч воинов - автомобилистов были удостоены Государственных наград СССР, многие были удостоены высоким званием Героя Советского Союза.

Послевоенное время

После окончания Великой Отечественной войны был остро поставлен вопрос об оснащении автомобильных войск СССР полноприводными автомобилями, в том числе и специальными, так как находящиеся на вооружении, как отечественные, так и иностранные, уже безнадежно устарели. В связи с этим в конце сороковых годов началось производство армейских автомобилей, имевших колесную формулу 6х6 ЗИС-151.

В 1953 году с конвейера Завода имени Лихачева (бывший ЗИС) сходят автомобили ЗИЛ - 157 и ЗИЛ - 164, а завод в Горьком начинает выпуск ГАЗ - 53.

В шестидесятые - семидесятые годы прошлого века продолжается работа, связанная с оснащением автомобильных войск новой техникой. На вооружение автомобильных войск поступают автомобили ЗИЛ-131, ГАЗ-66, Урал - 375 и УАЗ-469.

К 1975 году относится создание Автомобильной службы Советской армии, которая в просторечии практически сразу получила название «Автобат». Тогда же в войска стали поступать первые автомобили Камского автозавода КАМАЗ - 5310.

С самого начала ввода советских войск в Афганистан подвоз материальных средств войскам сороковой армии осуществлялся тринадцатью автомобильными батальонами. Доставка осуществлялась колоннами, в которые входило до пятидесяти бортовых грузовиков и не менее десяти автомобилей обеспечения. Дополнительно в их состав включалось несколько рефрижераторов. Движение осуществлялось исключительно в светлое время суток, охрана колонн состояло из нескольких ЗСУ, БТРов или БМП.

В общей сложности за время военных действий Автобатом в Афганистане было перевезено более десяти миллионов тонн грузов.

Начиная с 1987 года Автомобильные войска - в подчинении Центрального автомобильно-дорожного управления Министерства Обороны (ЦАДУ). Их структура довольно разветвленная. Войсковые подразделения различных родов войск имеют свои подразделения, обеспечивающие перевозки личного состава и различных грузов, а самым мощным средством, осуществляющим автоперевозки в стратегических и оперативных масштабах являются специальные автомобильные бригады, находящиеся в армейском, фронтовом и центральном подчинении.

В 2000 году Приказом Министра обороны Российской федерации был учрежден День военного автомобилиста, который ежегодно отмечается 29 мая. День военного автомобилиста - это праздник военнослужащих автобатов всей страны, его празднуют и автомобильные войска в Москве, и в Питере, и автобат в Чечне, и в других городах России. В день военного автомобилиста солдаты получают поздравления от командования и своих близких. Также с днём военного автомобилиста поздравляют ветеранов и офицеров запаса, прошедших службу в автобате Москвы и других регионов РФ. В 2010 году войскам Автобата исполнилось 100 лет. К этому празднику была приурочена выставка в г. Бронницы (Московская область), где была представлены автомобили, находящиеся на вооружении современных воинских частей Автобата.

На сегодняшний день большое количество призывников стремятся попасть на службу в автобат, причем большинство из них считают ее более легкой, чем в других войсковых подразделениях. Однако служба в автобате, ничем не легче, а порой и гораздо сложнее, чем в других войсках. Маршевые переходы военных автоколонн выдерживает далеко не всякий, кроме того, следует учитывать основное направление того рода войск, к которым данная автомобильная часть прикреплена. К примеру, автомобильные батальоны в составе инженерных войск постоянно участвуют в наведении понтонных переправ, что является отнюдь нелегкой задачей.

Что же касается подготовки офицерских кадров для автомобильных войск, специального училища Автомобильных войск нет. Большинство офицеров Автобата заканчивают Военно- инженерные училища и академии, кроме того, в шести российских гражданских ВУЗах есть военные кафедры данного направления.

Форма автомобильных войск - общевойсковая, отличительными знаками являются эмблема автомобильных войск, шевроны автомобильных войск и петлицы автомобильных войск.

Если вас интересуют автомобильные войска России и их история, то добро пожаловать в наш онлайн-магазин. Здесь вы сможете купить флаг Автомобильных войск , и десятки других сувениров с символикой автобата.

В 2010 году российским автомобильным войскам исполнилось ровно 100 лет со дня, когда на территории России впервые появилась новая учебная автомобильная рота. В это же время к железнодорожным российским батальонам были добавлены пятые автоподразделения.

Прежде чем внимательно рассмотреть фото автомобильных войск, размещенных в статье, стоит знать, что механические экипажи использовались в царской России еще задолго до 1910 года. Впервые их пустили в ход во время Курских маневров (1902 год). В день создания автомобильных войск в армии насчитывалось около 25 автомобилей, половина из которых использовались еще во время Русско-японской войны. Остальные транспортные средства были выпущены с автомобильного завода в 1909 году. На содержание недавно созданных войск из государственного бюджета выделяли около 15 тысяч царских рублей в год, именно такая сумма была утверждена Военным советом в конце 1910 года.

Необходимость появления нового вида войск

В начале 20-го века многие генералы и чиновники были твердо убеждены, что современная армия без автомобилей обходиться не может. Во многих странах уже давно используют автомобильные войска для решения множества задач (Франция, Германия, Англия и т. д.). Дипломаты и шпионы постоянно докладывали военному представительству в Санкт-Петербурге о военных успехах потенциальных противников Российской империи, связанных с модернизацией военной мощи.

Появление мобильных войск

Впервые автомобильные бригады в России появились в 1906 году, правда, относились они к инженерным войскам. Спустя 4 года, 29 мая 1910 года правительство создало в городе на Неве первую учебную часть, где юношей обучали вождению и ремонту автомобилей. Сегодня эту дату в нашей стране празднуют, как День автомобильных войск. В том же 1910 году было создано специальное отделение для доставки военных сообщений из генерального штаба на автомобилях.

В середине 1911 года была сформирована первая автомобильная рота. В этом же году состоялся первый автопробег грузовиков по российским дорогам. Вся техника затем была передана во владение русской армии. В следующем году подобный автопробег совершили военные водители уже на легковых автомобилях.

Значение авторот во время Первой мировой

В преддверии Первой мировой в российской армии насчитывалось целых пять авторот, которые обслуживали около 420 грузовиков и 260 легковых единиц автотранспорта.

Несмотря на свою малочисленность, отсутствие или отвратительное состояние дорог, автомобильные войска России сыграли огромную роль во время войны с Германией. Именно благодаря этой кровопролитной войне они доказали свою значимость и незаменимость. В первую очередь военный транспорт использовали для перевозки грузов, людей, военной техники (артиллерийские пушки, тяжелые пулеметы, снаряды), а также для подвоза на фронт продовольствия, воды и медикаментов. В ходе активных боевых действий возникла необходимость защиты автотранспорта от вражеского огня и осколков снарядов, для этого решили экипировать военные машины броней.

За долгие годы войны с Германией российской армии было поставлено более 4 сотен бронированных автомобилей. В автомобильные войска России набирали множество новобранцев, в результате чего стало возможным создать пятьдесят специализированных отрядов, которые с успехом отражали вражеские атаки.

Во время начала Октябрьской революции в армии России насчитывалось более 20 автомобильных рот и около 100 тысяч автомобилей различного назначения.

Судьба автомобильных войск в СССР

Этот вид подразделений был очень популярен. Во время гражданской войны обе враждующие стороны активно использовали военно-автомобильные войска. Летом 1918 года народные комиссары приняли решение, согласно которому половина всех автомобилей в России должна быть передана Красной Армии в безвозмездное пользование. Благодаря такому указу автомобильные войска, воевавшие на стороне большевиков, насчитывали более 4 тысяч машин к концу 1918 года. Через 2 года количество военного автотранспорта увеличилось вдвое, при этом автопарк пополнялся за счет трофейной техники.

Главная задача автомобильных войск по-прежнему заключалась в перевозке грузов военного назначения на дальние расстояния. Также их использовали для повышения мобильности сухопутных войск. Со временем инженеры научились оснащать автотранспорт тяжелым вооружением, например, пулеметами или крупнокалиберными пушками. Также автозаводы выпускали специализированные автомобили - санитарные, штабные, а также оснащенные радиоаппаратурой.

Когда Гражданская война завершилась, в армии началась реформа, которая также затронула и автомобильные войска. В частности, она позволила заменить устаревший и потрепанный военный транспорт на новый и современный. В войсковые части начали поступать первые отечественные грузовики, которые назывались АМО Ф-15.

В 1933 году был сформирован специальный механизированный корпус. Он известен тем, что это первое в мире подвижное соединение, где вся техника и оружие имели только механическую тягу. В нем было около 200 единиц техники. Спустя 3 года количество таких корпусов увеличилось до четырех.

Новые достижения в автомобилестроении

Когда к власти пришел Сталин, страна начала переживать период активной индустриализации, в результате чего строились новые и реконструировались старые автозаводы.

В 30-х годах прошлого века конструкторы создали большой трехтонный грузовик ЗИС-5, а также легендарную полуторку ГАЗ-АА, которые не раз выручали наших соотечественников в годы ВОВ.

Одновременно с обновлением техники реформе подверглось и управление автомобильных войск. Со дня создания мобильные части подчинялись военно-инженерному управления.

С начала 1924 года управление подверглось масштабной реконструкции, в результате которой было создано управление для снабжения Красной Армии. Спустя пять лет у данного рода войск сменилось руководство на организацию под названием «Управление механизации и моторизации».

В 1935 году автомобильные войска вновь подверглись переорганизации. На этот раз правительство страны создало Автобронетанковое управление, которое проработало не более 4 лет, в дальнейшем его переименовали в Главное автобронетанковое управление.

Автобронетанковые войска во время ВОВ

Во многом благодаря кровавой ВОВ автомобильные войска СССР получили толчок для своего развития. Молниеносное изменение обстановки, а также нарастающий динамизм во время боев заставил задуматься генералов о возможности быстрой переброски живой силы и оружия на короткие дистанции. Для осуществления этой идеи потребовалось расширение автомобильного парка в подразделениях. Для более эффективной работы было создано новое Автодорожное управление, которое подчинялось тылу Красной Армии.

На момент начала войны в Советской армии насчитывалось более 270 тысяч единиц различной автомобильной техники. В первую очередь это были грузовики, выпущенные Горьковским заводом, а также производством, названным в честь Сталина.

За первые несколько месяцев боев с немцами автомобильные войска понесли существенные потери как в живой силе, так и технике. В результате трагических событий военным комиссарам приходилось набирать в армию людей, далеких от военного искусства. В войска, оснащенные автомобилями, призывали добровольцев из числа мужчин, которые работали на сельхозтехнике.

Когда немцы оккупировали западную часть СССР, начались перебои с поставкой в армию транспортных средств. Частично этот недостаток компенсировали страны-союзники, которые по морю поставляли новые грузовики в СССР. Всего таким путем было переправлено более 660 тысяч иномарок. Также автопарк РККА пополнялся за счет трофеев, отбитых у врага.

Во время войны несколько десятков солдат-водителей были удостоены почетных государственных наград, некоторые отличившиеся воины, служившие в автомобильных дивизиях, получили звания Героя СССР.

Судьба военных автомобилистов после ВОВ

После победы над фашистами перед правительством СССР остро встал вопрос о переоснащении войск автомобилями, имеющими полный привод. Также военные грузовики требовалось обновить, поскольку находящаяся на вооружении техника оказалась безнадежно устаревшей. Инженеры завода имени Сталина не заставили себя долго ждать, и спустя несколько лет после завершения Второй мировой войны уже создали и запустили в производство новейший автомобиль - ЗИС-151. Примечателен он тем, что все три оси машины являлись ведущими.

В 1953 году советская промышленность активно выпускала крупными партиями новинки в виде грузовиков ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, а также ГАЗ-53. Также в результате проведенных реформ форму автомобильных войск заменили на более современную и качественную.

Ускоренное переоснащение армии

В период с 1960 по 1970 годы работы, связанные с оснащением Советской армии новым видом колесной техники, велись в полную силу. Солдаты учатся ремонтировать и управлять такими современными для того времени машинами, как ЗИЛ серии 131, ГАЗ модели № 66. Уральский завод начал выпуск грузовика № 375. В качестве легковых автомобилей для перевозки офицеров младшего и среднего звена Ульяновский автомобильный завод начал выпускать легковые внедорожники (знаменитые «уазики»).

В 1975 году правительство нашей страны создало специальную армейскую автомобильную службу, которая впоследствии стала называться автобат. В это же время для военных целей Камский автозавод собрал свой первый проходимый и надежный грузовик КаМАЗ-5310.

Значение авторот в Афганской войне

С началом войны в Афганистане появилась острая необходимость в быстрой доставке материальных средств войскам, находящимся на передовой. Эту задачу с успехом выполняли тринадцать батальонов автомобильных войск. В основном перевозку осуществляли большими колоннами, в состав которых входили около 50 грузовиков, 10 автомобилей обеспечения, а также с базы передвигались колонны рефрижераторных установок. В качестве охраны технику военного назначения сопровождали легкие танки (БМП, БТР и прочее).

Согласно официальной статистике, благодаря автобатам во время афганского конфликта было перевезено порядка 10 миллионов тонн грузов различного назначения.

Начиная с 1987 года, автомобильные войска подчинялись Центральному министерству обороны. Отныне соединения данного ряда войск разделились на подразделения, которые обеспечивали личный состав продовольствием, медикаментами и вещами первой необходимости. Для выполнения стратегических и оперативных целей создали бригады, оснащенные специализированными автомобилями. Все военные, служащие в нем, находились в центральном и фронтовом подчинении.

День военного автомобилиста

В 2000 году министр обороны учредил День автомобильных войск, который каждый год отмечается 29 мая. Данный праздник относится ко всем российским автобатам. Его празднуют во многих городах России. Люди знают песни автомобильных войск, с удовольствием их поют. В этот знаменательный день солдаты получают от своих командиров поздравления. Военнослужащие, выполняющие воинские обязанности, 29 мая получают поздравления также от своих родных и близких. В этот день поздравляют ветеранов и офицеров, которые находятся в запасе. Принимают поздравления автомобильные войска и с 23 февраля, в канун праздника Дня защитника Отечества.

Как уже говорилось, в 2010 году данный род войск отпраздновал столетие со дня основания. В честь знаменательной даты была организована выставка в городе Бронницы. На ней были представлены самые современные военные автомобили, которые только собираются внедрять в войска. Многие посетители, побывавшие на этом праздничном мероприятия, узнали, как выглядит знак автомобильных войск (на знаке изображена передняя ось автомобиля с рулем, также к конструкции прикреплены крупные крылья).

В наши дни огромное количество молодых людей призывного возраста мечтают попасть на срочную службу в ряды военных водителей и механиков, поскольку она считается более легкой, чем в других родах войск. Это мнение ошибочно, ведь служба в автобате подразумевает не только комфортное пребывание в кабине грузового автомобиля. Молодые ребята, попавшие в армию, обязаны уметь маршировать в строю, ремонтировать тяжелую технику, знать ее характеристики. Кроме того, маршевые походы автоколонн на далекие расстояния выдерживает не каждый призывник. Солдаты инженерных войск обязаны уметь наводить понтонные переправы через реки, что является тяжелым трудом.

Стоит заметить, что специализированных училищ для подготовки молодых специалистов, готовых служить в автомобильных войсках, не существует в России. Большинство офицеров, служащих в этом роде войск, заканчивали военно-инженерные училища, либо обучались в гражданских вузах, где есть военная кафедра.

Многие граждане задаются вопросом - какой флаг у автомобильных войск. У данного рода войск знамя черного цвета. На его фоне размещена круглая эмблема автомобильных войск, а также девиз: «Всегда готовы к броску».

Большой автопробег

Самое известное и крупное мероприятие, устроенное силами учебной военной автороты - это испытание грузовых автомобилей, проведенное в 1912 году. В этом соревновании приняло участие множество команд со всего земного шара.

Грандиозное по своему масштабу событие началось в середине сентября 1912 года в Петербурге. Поучаствовать в гонках прибыли, помимо русских офицеров, французские, немецкие, английские и даже итальянские военнослужащие, которые способны умело водить грузовики.

Гонка 54 грузовиков стартовала на Марсовом поле, участникам предстояло преодолеть около 2,5 тысяч верст. За ними ехали несколько десятков машин сопровождения, которые готовы были при необходимости заправить соревнующийся автомобиль, устранить непредвиденную поломку, оказать помощь экипажу в случае аварии.

Участие в мероприятии приняло 70 военнослужащих высших чинов, 17 членов, входящих в судебную комиссию, 50 военных офицеров, следящих за возможными нарушениями, несколько журналистов, 25 инженеров, представляющих автозаводы, а также более 125 гонщиков и персонала, который обслуживал и готовил автомобили.

Автопробег завершился спустя 24 дня, это было тяжелое испытание для гонщиков, ведь дороги в то время были далеко не лучшего качества. Все прибывшие автомобили, участвовавшие в гонке, отправились на осмотр комиссией.

Песни военнослужащих автобата

За долгие годы существования данного рода войск было написано множество песен, прославляющих бравых солдат и офицеров, любой ценой выполняющих свой долг перед Родиной. К примеру, песня, сочиненная молодыми солдатами, рассказывает слушателям о первых днях службы в армии. Она называется «Шумит листва». Также военнослужащие часто поют песню «Не страшна нам бомбежка любая», посвященную бойцам автобата, которые сражались с немцами в годы ВОВ. На столетие автомобильных войск был выпущен гимн, повествующий о нелегкой службе военного водителя.