День оленевода - совсем скоро! У северян особое отношение к этому событию - это праздник встреч и общения. Эстафету празднования Дня оленевода принял поселок Сындасско

Несколько лет назад я видел чей-то пост под заголовком "Олени и их люди". Суть этого заголовка я понял лишь побывав на Севере: олени здесь живут намного дольше людей и куда лучше ориентируются в полярном пространстве и времени. Как результат, это не люди гонят оленей, а олени по веками отработанным тропам и миллионами лет испытанным признакам сами знают, когда и куда им идти и напротив - ведут кочевников за собой. Кочевнику, однако, олень - и еда, и одежда, и транспорт, и стройматериал, но его дело - лишь охранять стада от хищников, болезней и смешения. Кочёвка называется "кослание": на летних пастбищах зимой слишком лютые морозы и слишком глубокий снег, чтобы достать из под него ягель, на зимних пастбищах летом жарко и к тому же заедает овод - главный враг оленя, пускающий своих личинок под его шкуру; по дороге - реки, которые надо успеть перейти по льду. И вот по весне олени начинают тянуться на север, а в городах и весях, через которые проходят "их люди", наступают Дни оленевода. В маленьких посёлках этот праздник подлинный, с забиванием оленя и поеданием его сердца, а в городах больше напоминает фестивали типа прибалтийского Праздника песни. "Столицей" Дня оленеводов традиционно считается Надым, который первым встречает ненцев, уходящих с зимних пастбищ на север: обычно это происходит в начале марта, в этом году - 12-13 числа. Съезжается народ, сюда, впрочем, со всего Ямало-Ненецкого округа, а общий уклон - скорее спортивный: даже официальное название праздника - Открытые традиционные соревнования оленеводов на кубок губернатора ЯНАО. И хотя местные при упоминании надымского праздника высокомерно сцеживают "это для туристов", для гостя зрелище нарядных представителей иных народов на главной площади бетонного города - фантастическое.

Главный атрибут тундрового мужчины - "пояс оленевода", на котором соседствуют инвентарь и обереги, в том числе обязательно - мдевежий клык:

Или даже несколько клыков. На шее у оленевода - тынзян, то есть аркан для ловли оленя, который носят вот так, в оперативном доступе. А на ногах у них кисЫ - это даже не унты, а нечто покруче, под малицей они выше колена и крепятся под ней к поясу:

На второй этап конкурса приходили ещё Иосиф Подранхасов и Екатерина Кандыгина - настоящие ханты (дело в том, что хантами надымчане называют всех коренных жителей). Но о хантах я подробнее рассказывал в августе, когда пересёк по Оби их земли: музей в Ханты-Мансийске и живое святилище . Салехард, хоть и столица Ямало-Ненецкого региона, а стоит на северном краю хантыйских земель, и имеет "национальное" село-спутник . Ханты крыли летние чумы берестой, и если ненецкий чум ставился всегда на открытом месте, то хантыйский - погуще в лесу. В этом и разница: ненцы мне запомнились очень открытым и охотно показывающими себя чужаку, а ханты - народом скрытым, потайным и по-финноугорски чувствующим личное пространство.

А вот ещё вечером пятницы в Доме природы, где было небольшое представление, я встретил людей опять же явно другого народа. Это оказались лесные ненцы со священного озера Нумто у истоков Надыма - их около 2000 человек, в основном они живут в Ханты-Мансийском автономном округе, и по образу жизни ближе к северным хантам или тем же селькупам (то есть - охота, рыболовство и мелкое подсобное оленеводство), но по языку, вере и народному искусство это всё-таки именно ненцы.

Узоры неуловимо другие, не размашисто-тундровые, а вычурно-лесные. Женщина сказала, что шила это всё со старинных образцов - своим делом она считает сохранение традиционной вышивки, пока её не вытеснила полностью современная этномода.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

21 и 22 февраля в Пуровском районе, на фактории "Кар-Нат", что недалеко от национального поселка Харампур, был дан старт празднованию Дня оленевода. Это один из ключевых, массовых и самобытных праздников коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Отмечают его, буквально, по всем Северу России. На Ямале традиционно торжественные мероприятия проходят с конца февраля и до конца марта. На "Кар-Нате" старт празднику дают не только по Пуровскому району, но и по всему Ямалу.


В рамках Дня оленевода проходят спортивные мероприятия по национальным видам спорта: борьба, метание тынзяна на хорей, тройной прыжок, прыжки через нарты, гонки на снегоходах. Но самый зрелищный - гонки на оленьих упряжках. Им был посвящен второй день праздника.


Управление оленьей упряжкой - не просто спорт, это жизненная необходимость. Именно с оленем в тундре связана вся жизнь. Это и еда, и транспорт, и одежда, и украшения, и жилище. Для участия в соревнованиях съезжаются оленеводы со всего района, а в этом году были участники и с Ханты-Мансийского автономного округа.


В гонках принимали участие не только мужчины, но и женщины. На мой взгляд, слабый пол был гораздо успешнее в этом деле, а может просто они с оленями лучше ладят.


Но не только в спорте женщины преуспели. Классическим стал конкурс национальной одежды. Делился он на 2 категории - меховая и суконная. От расшитых ягушек, поясов, платков, мужских малиц в глазах запестрело. Я не представляю, как жюри конкурса смогло выявить победителя, но одежда каждой мастерицы была на высоте.


За безопасностью на празднике, помимо органов правопорядка и пожарной охраны, следили и казаки Пуровского общества. А желающие могли купить различные сувениры и изделия народных промыслов.


Немного подвел общепит. Точек, где можно было попить чаю, просто, не хватало. Возле каждой выстроилась огромная очередь. Обычных электрических чайников, в которых кипятили воду тоже было явно мало.


Отдельная площадка была отведена для чумов. Там тоже проходили, типично женские, соревнования на лучшую хозяйку чума.


Но, все-таки, самое главное - это общение. Многие видятся, даже, с родственниками только во время проведения этого праздника. Родственники могут быть совершенно в разных концах района, а то и округа. День оленевода является поводом для приезда, значит и встречи близких людей.


К сожалению, невозможно объять необъятное и на многие интересные моменты Дня оленевода, я просто не успел физически. Тем не менее, побывав на этом празднике за чертой города, получаешь совершенно другие эмоции и, в первую очередь, ощущение соприкосновения с исконными традициями коренных северных народов, которые они пронесли через века, несмотря на все перипетии их сложной тундровой жизни.

Полная версия фотоальбома.