План:
2. Духовное производство.
o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей.
4. Духовное потребление.
1. Сущность и виды духовной деятельности.
Деятельность делится на:
o Духовную (производство идей, изменение сознания людей).
o Материальную (преобразование природы и общества).
o Духовно теоретическая.
Производство духовных ценностей. Продукты производства - мысли, теории, образы в форме научных и художественных произведений и т.д.
o Духовно практическая.
Сохранение и освоение духовных ценностей. Результат - изменения сознания людей.
2. Духовное производство - создание идей.
Идея - это результат умственных усилий.
Духовное производство - это производство новых духовных ценностей. В форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.
Духовное производство, связано с производством материальным.
Назначение духовного производства: удовлетворить духовные потребности человека и воздействовать на его сознание.
Особенности духовного производства:
o Его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.
o Между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует разрыв.
3. Сохранение и распространение духовных ценностей.
o Роль музеев в сохранение и распространение духовных ценностей.
Вьетнамский термин "бао та", что означает хранилище реликвий.
С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей. Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т.д.), художественные, литературные, естественноисторические (ботанические, геологические и т.д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.
o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей,("хранилище" и "распространение").
Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.
Сеть библиотек поистине громадна: от небольших - личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн. единиц хранения на 247 языках мира.
o Роль архивов в сохранение и распространение духовных ценностей.
Архив (в переводе с лат. - письмо хранилище), как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений.
o Роль школы в сохранение и распространение духовных ценностей.
Наибольший - по охвату людей и по общенародной значимости - вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Учитель - это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, обществе. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света.
o Роль средств массовой информации (СМИ) в сохранение и распространение духовных ценностей.
Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, т.е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ). Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России и зарубежных стран.
4. Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их "домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.
5. Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти "лоцманы" - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.
6. Духовное потребление - это особый вид деятельности, процесс удовлетворения потребностей людей, которая имеет свою направленность и требует определенных усилий использования. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей.
Потребности:
1. Познание (хочу все знать).
2. В эстетики (стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения).
3. В общении (любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении).
Соединение духовного производства с духовным потреблением - это основа духовной жизни общества, (писатель - читатель, композитор - слушатель, учитель - ученик).
o Особенности духовного потребления.
§ Духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека.
§ Восприятие духовных ценностей носит творческий характер, т.е. в процессе потребления идет духовное производство, (например: осмысление книги, музыки у каждого своей, идет творческая работа ума и души человека).
o Духовное потребление и духовные запросы.
Направления духовного потребления:
1. От общественных условий.
2. От духовных запросов человека.
3. От моды.
Средства достижения цели:
4. Материальные возможности.
5. Знания и навыки, т.е. уровень образования и культуры.
Чем выше культура человека, тем больше он вкладывает средств на удовлетворение духовных потребностей. Но главное - это качество духовного потребления, а не его количество.
Духовная деятельность отличается от материальной тем, что если материальная связана с преобразованием природы и общества, то духовная с изменением сознания людей. Но духовная деятельность не сводится только к познавательной. Есть 2 вида духовной деятельности:
- 1. Духовно-теоретическая - производство духовных ценностей (мысли, идеи, теории, которые могут быть в форме поучительной или художественных произведений);
- 2. Духовно-практическая - сохранение, воспроизведение, потребление духовных ценностей. Ее результат - изменение сознания людей.
Духовное производство связано с применением умственных усилий, поэтому духовное производство - это производство новых духовных ценностей чаще всего в форме научных трудов, сочинений, скульптуры, архитектуры, музыки и т.д. которые несут создание их авторами идеи и взгляды, образы. При этом духовное производство связано с производством материальным т.к. свои мысли художник (поэт) излагает на бумагу с помощью чего-то или через технические идеи.
Духовное производство осуществляется особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональным. Однако духовное производство наряду с профессионалами включает деятельность, осуществляемую народом. Это эпос, народная медицина, сказки.
Важной особенностью духовного производства состоит в том что - его продукты создаются не только для удовлетворения общества, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.
Духовное производство - это деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых удовлетворять духовные потребности, воздействуя на сознание. Следствие этого воздействия - рост духовной культуры людей.
После создания ценностей возникает вопрос об их распространении и передаче (духовно практическая деятельность). Ей занимаются разные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследовании и популяризации ценностей (музеи, выставки, архитектура).
При этом наибольший (по обхвату людей) вклад в духовно практическую деятельность вносит школа. Духовное производство, сохранение духовных ценностей направлено на удовлетворение духовных потребностей людей.
Духовные потребности - в познании, эстетике; они порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение.
Так духовные потребности вызывают в жизни духовную производственную и практическую деятельность, а так же деятельность по духовному потреблению.
В итоге объединения усилий и того и другого направления формируются духовные ценности.
Духовные ценности не исчезают, обогащая духовный мир человека, а становятся его принадлежностью. В этом состоит первая особенность духовного потребления.
Вторая особенность : процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, поскольку восприятие духовных ценностей носит творческий характер.
Таким образом, духовное потребление - особый вид деятельности, требующий определенных усилий и использования соответствующих средств для осуществления процесса духовного потребления. Направленность духовного потребления определяется общественными усилиями и духовными запросами человека.
В процессе духовного потребления средствами достижения цели являются:
- 1. Материальные возможности;
- 2. Знание о литературе и искусстве.
Чем выше культура, тем больше выделяется средств на удовлетворение духовных потребностей.
Во многих случаях на духовное потребление влияние оказывает мода.
Человеку свойственно не только физическое, но и душевное могущество, стимулирующее его в деяниях и нацеливающее на задачи, выражающееся в убежденности и мечтах, в отваге и мужестве. С его помощью формируется духовная деятельность людей. Порой ее путают с самокопанием, выискиванием потаенных значений и аксиом, но это слишком узкое определение. Она ориентирована на креативность и творческий процесс.
Понятие духовной деятельности
- моральные;
- этические;
- религиозные;
- художественные.
Отличительная черта нравственной деятельности заключается в демонстрации высочайших стимулов и намерений человека. Все люди имеют различные интересы и требования, которые можно разделить на три основные группы:
- материальные ― обязательные для сохранения жизнедеятельности;
- общественные ― первостепенные для бытования социума;
- духовные ― показывающие высочайшую модель сознательности.
Эти потребности рождают у человека желание познавать мир и делать открытия; они служат причиной и стимулом лицезреть и творить прекрасное, учат сопереживанию и любви, творчеству и взаимопомощи.
Личностные требования нацеливают творческих индивидуумов на рождение чего-то ранее неизвестного, необходимого народу. Но первоочередно созидатели творят для себя: работа помогает им выявлять собственные способности, воплощать свое призвание. Претворение в жизнь задуманного также является одной из господствующих нужд, ориентирующих этические действия человека.
Самовыражаясь, работники науки, мастера слова и искусства получают удовлетворение своих потребностей в раскрытии человечеству личного замысла, собственной концепции. Люди, принимающие их мысли, являются целевой аудиторией их нравственных ценностей.
Основные формы морального функционирования
Ключевыми видами духовной деятельности являются два: теория и практика. Продуктом теоретической деятельности являются свежие идеи, доктрины и учения, концепции и понятия, представляющие собой нравственное наследие и гордость человеческого социума. Они распространяются в форме:
- словесных сочинений и ученых трактатов;
- шедевров скульптуры и архитектуры;
- и живописных творений;
- кинофильмов и телепередач.
Практические действия нацелены на оберегание и поддержание, исследование и анализ, усвоение и восприятие выработанных ценностей. Их постижение помогает людям трансформировать личную философию и миропонимание, обогатить собственный сокровенный опыт под влиянием шедевров мудрецов, живописцев, служителей науки.
Сохранению, популяризации и передаче нравственных ценностей способствуют музеи, книжные собрания и хранилища архивных материалов. Причастны к этому школы и университеты, пресса и массмедиа. Благодаря им воспроизводятся, обновляются и распространяются от одной генерации к другой всевозможные ветви эрудиции и компетенции, свершений и завоеваний из области истории, техники, науки, литературы и эстетики.
Случается, что создание нравственных продуктов и их признание разведено во времени на длительный срок. Не всегда автор сразу находит своего читателя, а просветитель ― приверженца. Это несоответствие продолжается годами и даже веками, минуя которые, созданное творение становится востребованным, признанным и сохраненным. У людей есть стимулы, импульсы и намерения, которые подпитывают их, делают богаче, воодушевляют и окрыляют.
Функции духовного производства
Духовное производство, в своем нынешнем образе являющееся универсальным и многофункциональным, воплощается в жизнь с целью утоления потребностей. Несмотря на всю многоплановость этого понятия, поддерживается целостный, неделимый главный ориентир духовного производства ― воспроизведение коллективного разума в его нерасчлененности.
Ключевой функцией нравственного созидания является личностная деятельность, ориентированная на повышение качества прочих областей жизнедеятельности социума:
- экономики;
- политики;
- общественной жизни.
Наименование «производство новых технологий», данное этому значению некоторыми учеными, не совсем верное. Имеется в виду сбережение с учетом модернизации уже существующих технологий, к которым относятся и социальные.
Необходимо дифференцировать утилитарные замыслы, которые облагораживают повседневное улучшение жизни, и капитальные теории, которые способны подорвать старые технологии и нацелить на ранее неизвестные ориентиры. Примером таких совершенно новых концепций служит теория относительности в науке или концепция мессианства в религии.
Духовное развитие на основе практик
Чтобы регулярно получать опыт и культивировать нравственное развитие, на постоянной основе мы применяем духовную практику. Часто ее используют в религиозной деятельности, где сравнивают с прохождением пути, ведущего к определенной цели. Миссии, задачи и направленность таких практик разнообразны и отличаются друг от друга, что обусловлено концепцией религии или нравственной системы. Для христианства это спасение души, буддисты стремятся к нирване, а для множественных кабалистических направлений важно проникновение в высшие истины. Модели таких практик многообразны и содержат молитвы, различные виды медитирования и сосредоточенности, предполагают участие в религиозных церемониях.
Безопасность самосознания
Духовная безопасность является важной частью национальной защиты в условиях коммерциализации общества и выражается в развитии национальной сознательности, в которой отражены обычаи социума, наследие его культуры и прошлого, а также уровень морального и политического единомыслия конституционного общества. Духовная защищенность обусловлена моральными нормами и любовью к отчизне, обеспечивает защиту государства, если народ поддерживает внутреннюю и внешнюю политику руководства, доверяет избранным властям.
Обычно бедствия и несчастья начинаются с крушения духовности, когда в народную психику внедряются чужеродные замыслы и ценности, а также недопустимые методы их получения. Гарантия нравственной безопасности становится главной целью, потому что в ней выражается моральное самочувствие народа, его возможности постановки и решения исторических задач.
Термин «духовная деятельность» относится к философии, хотя встречается он и в теологии, причем трактовки практически совпадают. Понятие это обозначает действия, необходимые для человека в его нравственной жизни. К ним относятся прочтение книг, создание живописных полотен, написание литературных произведений, становление теологических или атеистических позиций, осмысление комплекса ценностей, развитие в себе позитивных отличий. Это поиск жизненного смысла, способа избегания сложных положений, а также понимание мировоззренческих понятий любви и счастья.
Если рассматривать духовную деятельность, то можно выделить два вида:
1. Духовно-политическая деятельность (производство духовных ценностей, мыслей, художественные произведения).
2. Духовно-практическая деятельность (сохранение, воспроизведение, распространение духовных ценностей).
Духовное производство связано с материальным. Во-первых, бумага, краски, музыкальные инструменты – необходимое условие духовного производства. Духовное производство осуществляется определенной группой людей, профессионалами. Но наряду с ними, многие люди приобщаются к духовной деятельности (театральная самодеятельность, шансон и т.д.).
ИТАК: духовное производство – это деятельность людей по создание духовных ценностей, назначение которых – удовлетворение духовных потребностей человека, воздействие на его сознание. Как следствие наблюдается рост духовной культуры.
Духовные ценности могут быть утрачены и тогда они не окажут ни какого влияния на сознание людей (1932г. разрушение «Храма Христа Спасителя», как обеднело бы человечество без произведений античности, египетских пирамид, Андрея Рублева и др.).
Кто же способствует сохранению духовных ценностей? Это:
1. Музеи (во всем мире 12 тысяч музеев). Они разнообразны по профилю: исторические, художественные, литературные, технические, музеи под открытым небом и др.
2. Библиотеки (1-ая библиотека создана в VII в. до н.э.) – им.Ленина в Москве (44 млн единиц на 247 языках мира).
3. Архивы – предназначены для научных исследований. Бывают как небольшие, так и гигантские архивы.
Египтяне называли музеи, библиотеки и архивы – «домами жизни».
Народным достоянием называются кинофильмы, театральные постановки, телевизионные передачи. Важнейшая потребность человека – потребность в познании. Аристотель говорил – «Все люди от природы стремятся к знаниям». Другая духовная потребность человека – эстетическая. Глубоко чувствовать поэзию, музыку, живопись – это грани эстетической потребности. Еще одна потребность – потребность в общении. Моральная поддержка, внимание к друг другу, сочувствие, совместное творчество – проявление потребности в общении.
Материальные блага существуют во времени (одежда изнашивается), духовные ценности передаются из поколения к поколению. Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям – книги, радио, телевидение. Чтение – важнейший вид духовного потребления. Д.Дидро говорил – «люди перестают мыслить, когда перестают читать». В последнее время возросло потребление культуры в домашних условиях (личные библиотеки, видеоматериалы).
ИТАК: духовная деятельность людей многообразна. У каждого человека есть широкий выбор ее форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.
Под духовной практикой обычно понимается деятельность по утверждению ценностей культуры, всё то, что связано с функционированием культурных ценностей в обществе, их развитием и созданием новых ценностных оснований общественной жизнедеятельности. А это есть культурный прогресс общества.
Духовная практика процессуально развёртывается как духовно-практическая деятельность . Традиционно под этой деятельностью понимается всё, что связано с созданием произведений искусства, функционированием общественного сознания и общественной идеологии, всё, что ими культурно опредмечено, а также наука, образование и воспитание.
Но духовно-практическая деятельность имеет и свой собственный аспект, который часто упускается. Это противоречивость самой категории “духовная практика”. Ведь практика как социально-философская категория изначально предполагает активное взаимодействие человека с окружающей действительностью. Этим она и отличается от созерцания и созерцательного, рефлексивного отношения к действительности.
Рефлексивную деятельность человек осуществляет по формуле: «субъект-созерцание-объект ». Переводя рефлексию в план познания, человек изменяет созерцательное отношение на активно-практическое по формуле: «субъект-познание-объект ». А, когда познание становится непосредственно-практической деятельностью, то формула приобретает вид: «субъект-практика-объект ». Тем самым отношение человека к действительности становится активно-преобразующим.
Но то, что является верным для материальной и социальной практики, для духовной практики не является однозначно правильным. Ведь духовная деятельность включает как практический, так и созерцательный аспекты. Т.е. она едина “в двух лицах”, когда одно не исключает другое, более того, предполагают друг друга. Без психической рефлексии, духовной интроспекции, интеллектуального созерцания не может быть духовной практики. В равной степени и наоборот.
В этом отношении имеет смысл говорить о “духовном социуме”, социодуховных ценностях и социодуховной деятельности. В том смысле, что человеческий дух есть распредмеченная социальность, а социальность – опредмеченная духовность.
Такое понимание возможно только в системе культуры. Поэтому и духовно-практическую деятельность (ДПД) следует рассматривать в системе культуры, в аспекте социодуховных сущностных сил человека, их развития и творческой самореализации.
Связывая ДПД с ценностным самоопределением человека и последующей творческой самореализацией, можно прояснить ее содержание и основные формы проявления. А именно, через внутренне присущие ей противоречия, которые в системе культуры обуславливают развитие духовного производства, приводя в действие главную движущую силу этого производства и субъекта социодуховного действия – интеллигенцию в качестве социокультурного класса.
Механизм духовно-творческого действия , заложенный в ДПД, представлен в совокупности таких основных составляющих.
Опережающее отражение или афференция. Она позволяет на порядок ускорить нейропсихические процессы в человеческом мозге (П.К.Анохин). Обычный логический дискурс человеческого мышления в корне изменяется: из дискурсивного оно становится интуитивно-дискретным, сопровождается ментальными явлениями синектики (“прорыва в умозаключениях”).
Продуктивное воображение или имагинация. На эту психическую способность человеческого мышления впервые обратил внимание И.Фихте и философско-гносеологически ее обосновал. При этом он напрямую связал эту способность с ментальным явлением интеллектуальной интуиции. Современные креативные разработки по мышлению и имагинации связывают воображение со способностью человеческой психики к ассоциированию и метафоризации, способностью к новой таксономии образов и понятий.
Дискурсаторы человеческого мышления “срабатывают” в новом семантическом (смысло-содержательном) и семиотическом (значения и значимость) аспектах. Появляются совершенно новые сигнификаторы, знаки и значения, которые не имеют прямых предметных аналогов во внешней действительности.
В рамках обычной “непрерывной” логики (а не дискретно-интуитивной) в актах продуктивного воображения возникают семиотические дискурсаторы синектики или другая ценностная интерпретация образов и понятий. В психологии эти психические феномены известны как аглютинация, или “вымыслы-глюки” человеческой рефлексии.
Идеальная реконструкция или новая композиция образов и понятий, своего рода реинкарнация их прежних аналогов, создание новых идеальных прототипов и паттернов на основе энграмм и рецессий прошлых образов и понятий. Это идеальная модель для ее материально-предметной идентификации.
Творческая реализация , которая представлена фронезисом или практической привязной к внешней действительности, визуализацией идеальной модели и ее материальным опредмечиванием-синтезированием. По сути дела это и есть собственно духовно-практическая деятельность, вернее, ее конечный результат. Ведь именно в духовно-практическом акте творческой самореализации и наблюдается опредмечивание духовных сил человека, их репрезентация и натурализация в создаваемых ценностях культуры.
Но выявляя содержание ДПД со стороны ее внутренних механизмов, правильней было бы говорить не столько о конечных результатах творческой самореализации человека, сколько о самом процессе ДПД. Т.е. о развертывании социодуховных сил человека во времени и пространстве. Ибо сама практика есть процесс активного взаимодействия человека с действительностью, в которой он выступает и как субъект, и как объект саморазвития и самосовершенствования.
Поэтому, если духовно-практическую деятельность и нужно связывать с творческой самореализацией человека, то не надо путать с ней, и не сводить только к ней. Тогда в ДПД можно увидеть такие основные структурно-содержательные элементы ДПД:
Осуществление духовно-ценностного выбора человеком, реализации своей свободы воли, свободы ценностного самоопределения и творческого волеизъявления. Это далеко не простой духовно-психический акт, и часто человек может потратить на подготовку к его совершению большую часть жизни (или даже всю жизнь).
Можно говорить и о духовно-ценностном выборе всего общества, выборе им путей своего социокультурного развития или новой “ценностной парадигмы”. И часто это выбор может стать “историческим”, т.е. направить общество по пути быстрого прогресса, либо “исторического забвения”. Надежным ориентиром во все времена служили именно духовные векторы общественного развития, культурные и социогуманистические ценности.
Практическая деятельность по направлениям духовной целесообразности , гармоничной соразмерности со своим внешним окружением и своей совестью. Это тот вид деятельности, которая в разное историческое время характеризовалась как “благая”, “добродетельная”, “благоприятная” не только для себя, но и для всех. Она не карьеристская деятельность “по головам”, которая на первый взгляд быстрее всего приближают к цели (но также и плодит бесчисленное количество врагов и недоброжелателей). Это действие в русле общих интересов, в спектре общечеловеческих ценностей, в ауре взаимопонимания и содействия, а иногда и “иррационального отступничества” от собственной пользы и личной выгоды. Но, в конечном счёте, именно подобные действия являются наиболее рациональными и результативными.
Культурное духовное самопрограммирование по мере индивидуальной, социальной и духовной сущности каждого человека, “своеобразной” социодуховной мере личности. Другими словами, это “программа-самомодель” будущей инновационной самореализации.
В структуру программы «инновационной самомодели» входят:
весь жизненный опыт человека, а так же «фронезис» (здравый смысл) будущей жизнедеятельности;
риск, предпринимательские способности, инверсионные качества личности;
инверсия текущей экзистенциальности в новую интенцию бытия;
новое жизнетворчество и смена жизнедеятельностной парадигмы.
Духовно-когнитивная верификация , т.е. « проверка-оценка-тест» достигнутых результатов: насколько они соответствуют духовным критериям истины, целям личностного и социального познания. Чаще всего – это «нравственная проверка», духовная самопроверка того, насколько материальные результаты ДПД соответствуют ценностям культуры, имеют смысл и значение для других людей. Это проверка на истинность личной жизнедеятельности человека, насколько намерения, ожидания и результаты совпадают с установленной “планкой достижений”, а оценка отвечают “эстимативным силам” человека (критичности и верности оценок).
Духовно-психогенное совершенствование: естьразвитие “духовного сознания” личности, отчётливого понимания и способности верного действования в направлении развития социодуховных сущностных сил человека. Характерным признаком этого структурного элемента ДПД является суперпсихический акт “духовной фильтрации” глюков и аглютинаций, то есть освобождения от иллюзий, заблуждений, “фантомов” и “фантазмов” личностного самосознания, от искажённых и ложных представлений об окружающей социальной реальности. В настоящее время подобные неадекватные представления обычно навязываются средствами массовой информации и той «механикой», которая характеризуется как манипуляция общественным мнением и общественным сознанием.
В теории сущностных сил человека подобное духовно-психогенное совершенствование рассматривается в спектре трёх человеческих сущностных сил – когнитивной, технологической (сила, которая опредмечивает когнитивные способности человека) и эмотивно-волютивной силы. Последняя есть “настроенность на успех” и “реакция на успех”.
6. Духовная трансформация человеческого интеллекта и его превращение в “открытую менталосферу”. Впервые такую возможность у человека заметил и обосновал Ф. Шеллинг, который описал ее в своей системе “Трансцедентального идеализма”.
Это достаточно сложный психокогнитивный и ментальный акт, в результате которого человеческий “инт-еллект” трансформируется в “экс-теллект”, т.е. меняет свою доминантную направленность. Коротко психодуховный механизм этого процесса представлен так.
Первый шаг . Субъект направляет своё внимание на объект и тем самым переносит себя на объект, “субъективирует объект” по формуле:
S 0.
Второй шаг . Субъект переносит объект на себя и тем самым “объективирует” свою субъективность. Формула “объективации субъекта”.