Дошкольное образование: проблемы и перспективы. Дошкольное образование в сфере социальных проблем россии Современные проблемы дошкольного образования презентация

Выполнила магистрант 1 курса

заочной формы обучения

направления подготовки

44.04.01 «Педагогическое образование»

профиля подготовки «Управление

дошкольным образованием»

группы 17.1-629

Шпурова Г.Д.

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 107

комбинированного вида» Московского района г. Казани

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Дошкольное образование, как и образование в целом - процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В каждом временном периоде существует ряд проблем и приоритетов. В детском саду осуществляется работа с дошкольниками, что является важной ступенью жизни ребёнка. В этот период закладываются основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Отсутствие должного развития влечет за собой ряд проблем в школьном возрасте. Однако в настоящее время в дошкольной образовательной системе существует ряд проблем.

Одна из проблем- наполняемость групп. В муниципальных дошкольных учреждениях группы, как правило, переполнены и превышают численность детей. Отсюда следует, что педагоги детского сада уделяют времени каждому ребёнку меньше, чем полагается. Главная особенность детского развития в учреждении- это социализация, то есть взаимодействие со сверстниками, сравнение себя с другими, возможность адекватных решений различных ситуаций. Этому ребёнок может научиться только во взаимодействии со сверстниками. Детский сад выступает как организация, предупреждающая «педагогическую запущенность ребёнка», ведь дети поступают из разных социальных семей. «Педагогически запущенный ребёнок» фактически имеет мало шансов для получения хорошего школьного образования.

Следующая проблема- педагогические кадры. Фигура педагога является центральной в вариативном и разнообразном образовании. Но чтобы реализовать свое право на академическую свободу, он должен обладать соответствующими компетенциями, должен понимать, как именно строить образовательный процесс в условиях вариативности. Педагогу необходимо знать не только образовательные методики, а разбираться в разных областях медицины, дефектологии, олигофренопедагогике, сурдопедагогике, тифлопедагогике. Также активно участвовать в жизни детского сада, городских мероприятиях при том, что воспитатели работают три человека на две группы. Из-за этого может произойти педагогическое перегорание и стрессовые ситуации, которые негативно сказываются на здоровье педагога. А уровень зарплат дошкольных работников никак не соответствует самой высокой ответственности за судьбу ребенка. Многие педагоги не готовы к инновационным методам, работают, используя методику прошлых лет, что недопустимо в отношении современных детей. В ходе инновационного образования происходит слияние разпредметного содержания, что дает возможность образовывать новые формы интегрированного педагогического процесса. Учитывая индивидуальные особенности детей дошкольное образование необходимо строить при помощи партнерского общения ребёнка и взрослого. По ФГОС ДО педагогический работник, реализующий Программу, должен иметь сформированные основные компетенции для создания ситуации развития дошкольников в соответствии с возрастными особенностями. Данные компетенции дают возможность ребёнку чувствовать эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности, инициативы, взаимодействия в разных ситуациях, вовлечение в образовательный процесс. Большую роль при реализации ФГОС ДО играет предметно-пространственная среда, которая должна быть трансформируемой, общедоступной, полифункциональной, вариативной, содержательно-насыщенной. В данном аспекте учитываются возрастные особенности, удовлетворение ребёнка в сенсорном развитии, учет психо-физиологических особенностях, удовлетворении в потребности ближайшего развития. В группе детского сада ребёнок должен себя чувствовать комфортно. Существует проблема отсутствие надлежащей соответствующей стандартам образовательной среды. Государство не выделяет должного финансирования на данный аспект. Педагоги не всегда правильно могут оформить документы при безвозмездном дарении родителями детскому саду игрушек в группу, где находится их малыш. Так же плохо финансируется приобретение педагогами дидактической и методической литературы, которая необходима для работы с детьми. Поэтому специалисты должны приобретать за свой счет, и стоимость их не низкая.

Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

Согласно СанПину дети должны каждый день находиться на свежем воздухе. В детском саду прогулки совершаются на отведенных участках, которые необходимо озеленять и приводить в порядок, и на этот момент также необходимо финансирование.

Одной из главных задач государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе. Поэтому необходимы детские заведения с кратковременным пребыванием, частичным пребыванием в детском саду и коллективе.

На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, и родителю порой некогда заниматься своим ребёнком. Ребёнок предоставлен сам себе. У родителя нет времени и сил играть с ребёнком, а именно игра в дошкольном звене играет ключевую роль. Ведь именно в игре ребёнок усваивает правила поведения, социальные роли, методы, развивает коммуникативную сторону, проявляет творчество, инициативу, развиваются различные виды деятельности. Некоторые родители не желают сотрудничать с образовательными заведениями, а педагоги не всегда могут подобрать нужные слова для передачи информации. Без сотрудничества невозможно полноценное развитие ребёнка.

Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. До сих пор в образовательной политике российского государства господствующей является ориентация на традиционное образование детей- -инвалидов в специализированных учебных заведениях. В развитых странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей-инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.

Развитие инклюзивного образования в России - веление времени и обязанность социального государства, взявшего на себя как член ООН ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями вообще и к образованию этих детей-инвалидов, в частности. Идея совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и здоровых детей встречает возражения со ссылками на отсутствие условий для их осуществления: материальных, организационных, финансовых, менталитета населения и педагогических работников.

Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, дисбаланс в учебе, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребёнка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.

Литература

    Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. - 2016. - №13.3. - С. 29-30.

    Лашков Л.Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования//Концепт-2013-Спецвыпуск № 6.- ART 13556/-0,4п.л- URL : htt ://е- koncept . ru /2013/13556. htm .-Гос.рег.Эл№ФС7749965.- ISS №2304-120Х.

    Марина Лемуткина Заголовок в газете: Отдохнуть от детства. Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26958 от 9 ноября 2015 Тэги: Школа, Дети, Общество, Власть Места: Россия, Москва

    ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е. С. Попова ДОД ЦДТ «Азино», г. Казань, республика Татарстан, Россия

Отдохнуть от детства

Несмотря на усилия властей, дошкольное образование в России остается недоступным для значительной части населения; в группы набивают по 50 детей, и воспитатели не успевают их одевать-раздевать; железобетонные нормы пожарных и гигиенистов превращают детсады в стерильные, но безликие боксы; образовательные программы предельно заорганизованы, а малыши вместо игр готовятся к школе. Такова суть оказавшейся в распоряжении «МК» докладной записки о состоянии дел в системе дошкольного образования, подготовленной специалистами Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при президенте (РАНХиГС).

Игнорирование особенностей развития ребенка в младшем возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным периодом,- напоминают авторы исследования.- Мы все родом из детства, наше будущее стоит на нем, как на фундаменте.

Однако надежность этого «фундамента», как следует из докладной записки РАНХиГС, вызывает серьезные опасения.

Прежде всего дошкольное образование по-прежнему недоступно для существенной части российского общества. Сведенная было на нет к концу учебного года очередь желающих получить заветное место в детсадике в начале следующего учебного года, то есть уже через два-три месяца после рапорта об успехах, практически возвращается к прежним показателям. Оно и понятно, ведь число желающих за счет «детей беби-бума» конца 2000-х годов постоянно растет, а количество детских садов до недавнего времени сокращалось. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, лишь с 2008 по 2013 год оно сократилось более чем на 1000 единиц - с 45,6 тыс. в 2008 году до 44,3 тыс. в 2013-м, тогда как число воспитанников возросло на 800 тысяч.

Хуже того. «Стремясь ликвидировать очереди, многие муниципалитеты решают вопрос за счет наполняемости групп. Из-за их стремления отчитаться по показателям увеличения охвата в некоторых регионах (например в Северной Осетии) количество детей в группе на одного квалифицированного воспитателя доходит до 50 человек, - отмечается в докладной. - В результате под угрозой оказались жизнь и здоровье детей, условия работы педагогов стали крайне тяжелыми - перегруженные воспитатели едва успевают одеть детей на прогулку. В нескольких регионах зафиксирован отток педагогических кадров из детских садов».

При этом «если дети в возрасте от 2,5 года все-таки имеют возможность находиться в муниципальных дошкольных учреждениях, то дети ясельного возраста (от двух месяцев и старше) такой возможности почти полностью лишены. Малышей до 1 года в системе дошкольного образования в 2012 году было всего 1,3 тыс., а в 2013 году ситуация еще ухудшилась. Практика сокращения ясельных групп ради дополнительных мест для «основного контингента» - дошкольников 3–7 лет - получила развитие не только в Зеленограде и в , но и во многих регионах », констатируют исследователи.

Частично проблему могли бы решить частные детские садики за счет дотаций государства. Опыт такой уже есть. Но возможности реализовать его нет: дело душат неоправданно жесткие требования Госпожнадзора и Медико-санитарной службы. И как итог - фактические запреты на открытие детских садов в освобожденных помещениях жилых домов, да и официально разрешенные садики, по наблюдениям исследователей, «превращаются в безликие, почти стерильные помещения, где на стенах нет места детскому творчеству, письменной коммуникации с родителями, фотографиям и плакатам, хотя ни одного случая возгорания по этой причине нигде не зафиксировано».

Отдельная проблема - педагогические кадры. В современном образовании, опирающемся на вариативность и разнообразие, фигура педагога становится центральной. Но чтобы реализовать свое право на академическую свободу, он должен обладать соответствующими компетенциями, должен понимать, как именно строить образовательный процесс в условиях вариативности. А в наших детсадах, отмечается в докладной, «обычно работают люди, подготовленные по устаревшей модели или вообще не имеющие профессиональной подготовки. Социальный статус профессии пока еще низок. Да и уровень зарплат дошкольных педагогов, которые являются самыми низкими в образовании, никак не соответствует самой высокой ответственности за судьбу ребенка».

А в последние несколько лет, по данным исследователей, появилась новая беда: «В системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие - к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов».

Ситуация с дошкольным образованием и в самом деле сложна, подтвердила «МК» главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына:

Региональные власти рапортуют президенту, что все дети охвачены детскими садами. Но это неправда! В садики даже в Москве берут только с двух с половиной лет. А мамочке-то по закону выходить на работу через год, а при желании и через 8 месяцев после родов. Не решен и вопрос с квалификацией педкадров. А уж зарплаты воспитателей, несмотря на указы президента, - ниже низкого! Так что пока похвастаться нечем.

Актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе

В «Концепции дошкольного воспитания» утвержденной в 1989 году, был определен принципиально новый личностно-ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в обновлении системы дошкольного образования.

Дошкольное детство - это период созревания, активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к миру.

Во всем мире идет признание детства как самоценного, самобытного, определяющего всю дальнейшую жизнь периода.

Современность выдвигает много задач, связанных с вопросами как развивать, воспитывать, обучать детей дошкольного возраста.

Каковы актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе?

1. Проблема личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с
ребенком. Эта проблема мало разработана. У воспитателя практически нет ни новых
средств, ни новых технологий реализации партнерского общения.

2. Проблема выбора и экспертиз новых программ (их сейчас большое количество)
еще долго будет оставаться актуальной.

3. Проблема диагностики (от диагностики отбора к диагностике развития). Отсутствие
профессионализма в отборе и использовании диагностических методик.

4. Недостаточная компетентность педагогов в знании возрастных особенностей
раннего и дошкольного возраста.

5. Психологическая служба в системе дошкольного образования безусловно
способствует развитию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с
ребенком, однако недостаточный уровень профессиональной компетентности этих
специалистов, делает эту работу малоэффективной.

6. Отсутствие полноценной преемственности детского сада и семьи в воспитании
и обучении ребенка в условиях ДОУ.

7. Отсутствие дифференцированного, индивидуального подхода к детям с более
высокими темпами развития (одаренными детьми) и детьми с девиантным поведением.

8. Вопрос преемственности дошкольного и школьного образования.

9. Проблема методов и приемов воспитательной деятельности, ведущей к
результатам в нравственном воспитании, в формировании личности дошкольника.

10. Обоснование нового подхода к организации, содержанию образования и
воспитания начиная с младенческого и раннего возраста.

11. Обоснование видов творческой деятельности детей способов и методов ее
организации.

12. Обоснование возможностей творческой деятельности педагога в условиях
реализации различных образовательных программ.

Литература:

1. Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвузовский сб. науч.
трудов. - Казань, 1988.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. -М.:
Просвещение, 1988, 4.1.-Гл.1.

3. Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики
и психологии дошкольного детства// Общественное дошкольное воспитание на современном
этапе /Под ред. М.И. Журавлевой. -М.: Просвещение, 1981.

4. Калдыбаева Т.Ж. Дошкольное образование: теория, методика и практика.
-Семипалатинск, 1991.

5. Крулехт М., Логинова В.И. Ученый педагог//Дошкольное воспитание. -1992. -№9-10.

6. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995. -С.140-154; 272-276.

7. Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Макаровой.-М.:
Педагогика, 1980. -С.5-40.

8. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. -М.: Науч. изд-во «Большая
Российская энциклопедия». 1993. -с.289-291.

9. Поддъяков Н.Н. Современные психолого-педагогические проблемы дошкольного
воспитания// Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных
учреждениях: Сб. науч. трудов. -М., 1988. -С.6-14.

10. Поддъяков Н.Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства// Дошкольное
воспитание. -1987. №11. -С. 50-56.

11. Ткачев С. Гуманизация педагогики// Дошкольное воспитание. -1996. -№3. -С.8-12.

12. Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного
семинара. /Под ред. Л.А. Парамоновой. Сост. ТА. Румер, Л.И. Эльконинова. -М., 1994. -С. 10-12; 23.

Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.

Соответственно, проблемы дошкольного образования активно обсуждаются и решаются, о чём свидетельствует проведённое 23 апреля 2013 года заседание в формате Открытого Правительства, на котором представители власти вместе с экспертами обсуждали самые актуальные проблемы дошкольного образования в РФ.

Какие проблемы дошкольного образования существуют?

Как и любая сложная система, дошкольное образование, к сожалению, является вместилищем для множества проблем. Для их устранения необходимо глубокое реформирование этой системы, которое должно проводиться своевременно и поэтапно. Эксперты выделяют следующие наиболее актуальные проблемы дошкольного образования:

1. Проблемы в области финансирования

Сюда относятся:

  • недостаточное оснащение детских садов,
  • устаревание материально-технической базы,
  • невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы,
  • отсутствие компьютеров и подключения к Интернету в некоторых ДОУ.

В некоторых детских садах основное финансирование осуществляется за счёт родителей – это тоже проблемы дошкольного образования, которые требуют разрешения.

2. Проблемы с педагогическими кадрами

Профессиональные стандарты для педагога в системе дошкольного образования нуждаются в изменении. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, напрямую влияет на качество дошкольного образования. После разработки нового федерального стандарта эти проблемы дошкольного образования будут разрешены.

Финансовый вопрос, касающийся оклада педагога в ДОУ, также будет рассмотрен, зарплаты будут повышены.

3. Перегруженность детских садов

Проблемы дошкольного образования, связанные с недостатком мест, рассматриваются многими экспертами как наиболее актуальные. Детские сады перегружены, во многие из них стоят очереди, у некоторых детей просто нет возможности попасть в детский сад.

Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

4. Проблемы с организацией питания

Нормативно-правовые акты, регулирующие питание в детском саду, его организацию, нуждаются в корректировке. Кроме того, ощущается нехватка специалистов, которые могут компетентно заниматься организацией питания в ДОУ.

5. Проблемы с взяточничеством

Из-за нехватки мест в детских садах образуются большие очереди, что, в свою очередь, создаёт благоприятную почву для развития взяточничества. Получая взятку, заведующие могут на этом основании самостоятельно распределять приоритеты при приёме детей в детский сад.

В первую очередь, развитию этой ситуации благоприятствуют сами родители, которые пойдут на всё ради того, чтобы записаться в самый удобный для них садик.

Кроме того, эта проблема исходит из того, что приоритеты приёма в дошкольные образовательные учреждения остаются размытыми: если в садах нет мест, родители порой не могут добиться приёма ребёнка даже в то ДОУ, к которому они привязаны по месту жительства.

Проблемы дошкольного образования: глазами родителей

Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу.

Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Проблемы дошкольного образования: поиск решений

В данный момент работа по повышению качества такого сегмента образовательной сферы, как дошкольное образование, ведётся, главным образов, в следующих направлениях:

  • Разрабатывается новый профессиональный и образовательный стандарт для работников системы дошкольного образования;
  • Строятся новые здания под детские сады, предлагаются проекты по привлечению частных инвесторов с целью постройки и приобретения новых помещений и зданий, в которых будут располагаться ДОУ. Эта деятельность поможет решить проблемы дошкольного образования, связанные с нехваткой мест в детских садах;
  • Рассматриваются новые проекты по финансированию детских садов. Объём планируемых средств, которые будут выделены на развитие дошкольного образования в 2013-15 гг. превышает 1 трлн. рублей;
  • Создаются благоприятные условия для побуждения частных предпринимателей к открытию дошкольных образовательных учреждений на частной основе;
  • К 2016 году планируется обеспечить как минимум 1 600 000 новых мест в детских садах.

Что предлагает по этому поводу Д. Воробьева, кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук.

За последнее десятилетие существенно изменилась система образования в России. В современном образовании значительно возросла вариативность типов учебных заведений, появились многочисленные авторские школы, предлагающие собственные программы обучения детей дошкольного и начального школьного возраста, что безусловно формирует новые требования к педагогу.

Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и начальной школы. Это неоднозначная, многоплановая задача связана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает осознание современных целей образования.

Тормозом для изменения взаимоотношений между основными субъектами педагогического процесса (ребенок - педагог) является существующая система подготовки и переподготовки специалистов. К сожалению их сегодня готовят в таком направлении, чтобы специалисты могли реализовать в основном задачи развития познавательной сферы ребенка. Безусловно, это важное, но не единственное направление работы педагога с детьми, к тому же в практике оно странным образом подменяется стремлением сверх меры "загрузить" ребенка в начальной школе и, что особенно тревожит, в ДОУ большими объемами знаний.

Увеличение объема учебного материала ведет к завышению требований к детям и усилению давления на них с целью его усвоения. Однако, различные управленческие образовательные структуры неадекватно реагируют на такое положение дел. Поддерживая и поощряя подобную практику, они в определенной мере формируют общественное мнение, в основе которого лежит убеждение, что накопление больших объемов знаний благо и это именно тот путь, который ведет ребенка в развитие. В этих условиях создается ажиотажный спрос родителей на учителей и учреждения подобного типа, а учебные заведения, удовлетворяя его, "совершенствуют" систему подготовки педагогов и продолжают приводить в школы и ДОУ выпускников, имеющих слабые представления о том, как можно решать задачи целостного развития ребенка в возрасте 3-10 лет.

Самым поразительным является отсутствие просчета глобальных последствий подобного обучения детей, его влияния на формирование в последующие годы отношения ребенка к школе, учителю и учению.

Имеющиеся в нашем распоряжении в этих условиях данные наблюдений, статистика свидетельствуют о том, что уже в дошкольном периоде детства дети теряют природный интерес к учению и, к сожалению, не приобретают его, как правило, в начальной и средней школе.

Однако некоторые ученые и управленческие структуры, ведающие образованием, несмотря на негативное отношение детей к учению и связанное с этим асоциальное их поведение, упорно закрывают глаза на существо проблемы. Часто выдавая желаемое за действительное, они отказываются видеть причину в насилии над личностью ребенка в учебном процессе. Вместе с тем, эти же структуры изыскивают возможность для мобилизации своих усилий на поиск методик, обеспечивающих возможность оценки знаний учащихся школ и дошкольников. Можно предвидеть к чему это приведет: учитель, дошкольный педагог повысят порог давления на детей, поскольку именно объем знаний ученика будет определять имидж педагога. Как видим, круг замыкается, а результат плачевен. Опять вне поля зрения педагогической общественности остаются проблемы образования, связанные с развитием положительного отношения ребенка к учению.

Надо признать, что педагог ДОУ и школы постоянно находится под достаточно жестким прессингом, что входит в противоречие с призывом внедрять гуманистическую педагогику.

Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных заведений: учитель (воспитатель) должен учить, а ребенок должен освоить материал. А может ли ребенок освоить - это не вопрос. Вся система управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, если постараться. И педагог, порой вопреки объективным фактам и здравому смыслу, старается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал комфорт и чувство радости познания, был успешным в процессе приобщения его к социальному опыту (знаниям, умениям, навыкам). Вне поля внимания педагога остаются состояние здоровья, медицинские показатели, порой возрастные, а также психические и индивидуальные особенности ребенка.

На фоне этих тревожных тенденций нами проводится активный поиск путей, обеспечивающих возможность формирования педагога нового склада.

Основное направление - формирование профессионального идеала-педагога, способного оказывать такое влияние на ребенка, которое обеспечивало бы ему успех интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого развития. С этой целью нами отрабатываются условия, способствующие формированию у педагога способности реализовать идею целостного развития ребенка 3-10 лет в процессе участия его в разработке и апробировании новой педагогической технологии.

Данная идея осуществлялась в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов России на базе детских садов и школ-детских садов, предполагающих сотрудничество педагогов двух ступеней. Система семинаров и просмотров учебного процесса предоставляла педагогам возможность осмыслить содержание новых педагогических технологий, обеспечивающих существенное изменение позиции ребенка в педагогическом процессе ДОУ и начальной школе (ребенок - субъект деятельности).

Нами отмечается быстрый профессиональный рост педагога в том случае, если у него имеется достаточно высокий уровень критической самооценки и активное стремление к совершенствованию себя в практике работы с детьми.

Анализ показал, что за достаточно короткий срок происходит разительное изменение в установках педагога на процесс обучения детей. На первый план выдвигается задача развития интереса детей к познанию окружающего мира. Применяется интегрированный подход - объединение на одном занятии (уроке) различного учебного материала; в ДОУ занятия проводятся индивидуально и небольшими подгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, по интересам. Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей мере начинает учитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него формируются умения целенаправленно отбирать и варьировать учебный материал.

Проведенный мониторинг свидетельствует о возможности формирования у педагогов ДОУ и начальной школы новых установок, обеспечивающих внедрение в педагогический процесс гуманистической педагогики, основанной на диалектическом подходе к решению проблемы воспитания и образования Личности.

Овладение новой педагогической технологией требует от педагога достаточных знаний психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения социального опыта. Новая технология выводит педагога на позиции, обеспечивающие развитие чувства успешности каждого участника педагогического процесса, формирует у ребенка желание учиться и познавать мир.

Наличие идеального образа предполагает продвижение педагога к успеху в педагогической деятельности. Это происходит при условии, если он осознает необходимость самосовершенствования и сам становится разработчиком новой педагогической технологии. Переживаемое педагогом чувство глубокого удовлетворения открывает ему новые возможности для профессионального роста, что также способствует решению проблем дошкольного и начального школьного образования.