Духовное воспитание молодежи на примере православных ценностей. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Исмаилова Регина,

Украинец Ольга студентки 2 курса

факультета экономики и технологии

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Научный руководитель:

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Духовно-нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой не только для образования и науки, но и для общества в целом. Культурное развитие общества зависит в первую очередь от того воспитания, которое получает сегодняшняя молодежь. Нельзя сказать, что до настоящего времени эта проблема не ставилась, однако сейчас ее актуальность растет с каждым днем.

П. И. Ковалевский писал: «В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе - значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» .

Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании - сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.

Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу .

Духовно-нравственное воспитание молодежи предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.

В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов .

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!» .

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете» .

В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Главную роль в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи играет социальная, политическая, духовная сфера жизнедеятельности общества, т.е. семья, государство, образование, наука и религия.

Таким образом, одним из важнейших условий культурного развития современного общества является духовно-нравственное воспитание молодежи, которое комплексно должно осуществляться семьей, государством, образованием, наукой и религией.

Список используемой литературы

  1. Опыт построения исповеди. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Свято-Успенский монастырь. М.: «Отчий дом», 2008.
  2. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания, Поломникъ, 1999.
  3. Чехов А.П. Сборник сочинений. В 12-ти т. Т. 11. - М., 1956. - С. 83-84.

Зыбрева В.Н.
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»

В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», а поскольку молодежь это люди от 16 до 30 лет это значит, что проблемы молодого поколения это общечеловеческие проблемы. Многие представления современной молодежи в некоторых вещах и вопросах удивляют и шокируют старшее поколение. Это касается, прежде всего, уровня культуры, правил поведения в обществе, правил этикета, отсюда возникает вопрос и старшего поколения, почему неизвестны такие простые истины и как можно этого не знать?

Души современной молодежи разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие.

Сегодня актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность» .

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

В школьном учебнике по основам обществознания духовность трактуется как: «внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим» .

Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие.

Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.

Культура как совокупность и единство различных ценностей ведет людей к духовной свободе. Духовные ценности наполняют смыслом жизни каждого, открывают дорогу в будущее. Общество, которое ценит духовность, ожидает большое будущее.

Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности. Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры.

Язык - духовное богатство, требующее наиболее внимательного отношения. Роль языка в культуре очень велика. Современная молодежь всегда должна помнить об этом. Долг каждого человека - в совершенстве знать родной язык, уважительно относиться к другим языкам .

Если судить о понятии «нравственность», то по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, она представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» . Как видно, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» .

Воспитание и развитие у современной молодежи нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. «…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров», - Альберт Лиханов.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура человека.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

ВЫПОЛНИЛА: Телицына

Мария ученица 9 класса «А» средней школы № 27

Ижевск, 2003 г.

Введение 3
Духовное и нравственное воспитание современной молодежи 4
Материал

Введение

Что выводило Россию и русских из катастроф? Духовная вера, высокое нравственное чувство, беспредельное мужество в борьбе за Отечество в самый тяжелый момент. Таким тяжелым моментом в истории был XIV век – век Татаро- монгольского Ига. Почему я выбрала именно этот период? Потому что он сродни нашему времени. Войны в Чечне, Афганистане, множество катастроф чуть ли не каждый день.

Но больше всего меня заинтересовала одна личность. Этот человек “дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озарявший их светоч» (В.О. Ключевский). Этим человеком бы Сергий Радонежский.

Я решила взять два романа русских писателей Б. Зайцева «Преподобный
Сергий Радонежский» и Д. Балашова «Похвала Сергию» и сравнить образы
Преподобного. Но сравнить не только образы, но мысли, чувства, переживания самих авторов. Так лучше воспринимается их мировоззрение. Я уверена, задача, которую преследовали писатели, была едина: в эти тяжелые времена ободрить, наставить на путь истинный, вселить надежду в сердце каждого.
Поэтому и взяли они для примера деяния Сергия Радонежского.

По-моему, жизнь Сергия не должна быть только примером, прежде всего, это эталон духовного и нравственного воспитания. Наверное, более глубокое понимание этой проблемы приходит с возрастом. Человек начинает более серьезно относиться к жизненным ситуациям, на основе предыдущего опыта. А что же современные подростки? Как нам преодолеть трудности? Сделать правильный выбор? Кто нам поможет? И получится ли у нас встать на путь духовного возрождения России? Ведь только от нас зависит светлое будущее наших детей.

Духовное и нравственное воспитание современной молодежи

Для научной конференции я выбрала тему «Нравственного и духовного воспитания современной молодежи», для чего и решила заглянуть во времена
Древней Руси. Почему именно эту тему? Ведь нас отделяют века и столетия, но именно там я нашла истинные жизненные ценности: дружбу, любовь, чувство долга, ответственности и, прежде всего, патриотизма, который уже в наше время ч тал дефицитом! Мы просто стесняемся произнести это слово вслух.
Поэтому я полностью согласна с мнением А.С. Пушкина: «Чтобы понять настоящее, надо знать прошлое». Я попыталась раскрыть тему нравственного и духовного воспитания для моего поколения. Ведь что такое духовность? Это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над моральными. Именно это свойство души и характерно для Сергия. Кем же он был? Наставник, учитель или Духовный пророк? У каждого писателя свой Сергий. Первый человек, попытавшийся написать биографию Преподобного Сергия, был его ученик Епифаний. Автор жития преследовал, прежде всего, задачу дать такой образ святого, который соответствовал бы представлению об идеальном церковном герое, изображая
Сергия обычным крестьянином XIV века: «Святого в худой одежде, разодранной и много раз заплатанной, копающего землю». Именно этот первоначальный источник послужил фундаментом для произведения Зайцева «Преподобный Сергий
Радонежский» и Балашова «Похвала Сергию».

А какой же Сергий в изображении уже более современных авторов? У
Зайцева это, прежде всего, человек не заключенный в определенные рамки святого: «А Сергий был все так же прост – беден, нищ и равнодушен к благам, как остался и до самой смерти. Ни власть, ни разные «отличия» его вообще не занимали. Но этого он не подчеркивал. Как удивительно естественно и незаметно все в нем? О, если бы его увидеть, слышать. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского» (Зайцев, «Осенний свет», с. 486).

С одной стороны Сергий – обладатель обширными знаниями и талантом, мужеством и искренностью. С другой – человек, которого не покидало чувство страха: «Видимо более всего подвергался Сергий искушению страхом, на древне мало-наивном языке «страхованию». Будто слабость, куда он впадал, брошенный братом, была сомненье и неуверенность, чувство тоски и одиночества»
(Зайцев, «Осенний свет», с. 493).

Написанием такой житейской повести послужила для Зайцева миграция в
Париж. Но даже там он не забывал о Родине: «Все написанное здесь мною выросло из России, лишь Россией дышит». Так и появилось первое произведение, несущее в себе память о России – «Преподобный Сергий
Радонежский». Писатель жил в век гражданской войны. Я считаю, что поэтому он и выбрал XIV век, который ему так сродним, век татаро-монгольского нашествия. Он показал читателю свою эпоху через это произведение. Борис
Зайцев был изгнанником. Ему грозила смерть, в случае, если бы он ступил на родную землю. Пережитые страдания и потрясения вызвали в нем религиозный подъем. С этой поры писатель стал увлекаться художественным и философским исследование духовности, его корней и сути, на примере высоконравственного жития лесного отшельника, одного из самых страстных патриотов земли русской. Эта работа, по-моему, повлияли и на судьбу автора. Он продолжил свое художественное и философское освоение проблемы духовности, но не с точки зрения религиозной, а с позиции общечеловеческого познания этого высшего проявления нравственности, он посетил много святых мест и написал философско-публицистический триптих о русской духовности. Это непосредственно было сделано для того, чтобы, на мой взгляд, пробудить все самые добрые, нежные чувства с сердцах читателей, дать им задуматься над проблемами окружающего мира. Поэтому, прежде всего, Преподобный Сергий
Радонежский для Зайцева – неотъемлемая часть России. Образ, нарисованный автором, более яркий, чем в житие и, по-моему, более понятный для современного читателя: «Сергий подавал во всем пример. Сам рубил кельи, носил воду в двух водоносах, в гору, варил пищу, кроил и шил одежду. Летом и зимой ходил в этой же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу (воду и хлеб) был очень крепок, имел силу противу двух человек» (Зайцев, «Осенний свет», с. 453). Таков первоначальный облик
Сергия в изображении Зайцева.

А каков же он в описании Балашова? Здесь нам предстает совсем еще юный образ Сергия – маленького мальчика, который был последним сыном в семье ростовского боярина, очень трудолюбивым, усердным, а самое главное добрым и отзывчивым. Уже в этом возрасте его волновало прежде всего духовное воспитание, и к 23 годам он точно решил посвятить свою жизнь служению Богу во благо русского народа. Пока я все больше стала узнавать детство Сергия, у меня возник вопрос. Почему же автор затронул именно это период жизни
Преподобного. И, на мой взгляд, я нашла ответ: «Все чем будущий Сергий впоследствии изумлял братью свою, все его много различные умения были приобретены им теперь (т.е. в детстве), в эти радонежские годы». Он с детства установил у себя строгую, полумонашескую жизнь. А сможет ли современный человек также пожертвовать своим социальными положением, всеми развлечениями, интересами ради чего-то более высокого?

Я уверена, Балашов хотел передать, что именно в эти годы закаляется характер. По этому поводу я с ним полностью согласна, потому что лично для меня детство – очень важный период жизни, именно тогда начинается формирование личности, проявляются и закрепляются первые знания, накапливается опыт.

Это очень характерно для Балашова. Ведь он сам перенес тяжелое детство. Еще будучи подростком, он пережил страшную зиму блокады 1941 –
1942 гг. , которая отняла у него отца.

Сравнивая образы Сергия в произведениях, я заметила, что Балашов, например, слишком подробно описывает внутренний мир героя и окружающий его мир, отображая быт и разговоры крестьян. Этот писатель больше внимания уделяет картинам природы: «Шла весна. Подтаивали сугробы. Рушились пути.
Кони призывно ржали, катились по мокрому снегу. Орали птицы. Влажные, пухлые облака плыли по синему, безмерному, омытому влагой и продутому весенними ветрами океану неба» (Роман-газета, №3, 1993 г., с.33). Я была восхищена таким описанием природы, потому что Зайцев в изображении Сергия вообще не использует каких-либо картин живой природы, а хотя именно пейзаж непосредственно взаимосвязан с характером главного героя.

И все же я заметила то общее, что существует в обоих жизнеописаниях.
Это прежде всего размышления авторов на интересующую их тему, рассмотренную в произведении.

Например, у Балашова: «Откуда само зло? Вечная рознь братьев-князей, убийства, неправый суд, жестокость, бедность, леность, зависть, болезни и, паче всего, равнодушие людское? Что должен думать и творить верующий? Как все это согласить с благостью Божией? Ведь Господь злого не творит! Не должен творить!» (Балашов, том I, 1991, с. 563) Насколько же эти проблемы актуальны и для нашего времени. Если вдуматься, то сколько нерешенных вопросов. Но почему же так получается? Как ликвидировать в себе все эти отрицательные черты характера?

А вот мысли Зайцева: «Бог тем более поддерживает, окрыляет и заступается за человека, чем больше устремлен к нему человек, любит, чтит и пламенеет, чем выше го духовнопроводность. Ощущать действие этого промысла может и просто верующий, не святой. Чудо же, нарушение «естественного порядка», чудо «простому смертному не дано». Именно благодаря таким отступлениям и в той и в другой повести чувствуется незримое присутствие автора, его личное мнение.

Читая произведение Балашова, видно, что писатель досконально рассматривает юную жизнь не только Сергия, но и его отношение к крестьянам, служащим в доме боярина, их быт. И как я узнала, это связано с тем, что он занимался фольклорной работой. И даже специально для того, чтобы глубже понять его суть, он уехал в деревню, где и продолжил исследования. Свои увлечения он непосредственно передал и своему герою, который большую часть свободного времени проводил с крестьянами: «Постоянно таскаясь в челядню, где он обучался всяческому ремеслу у всезнающего тюхи, Варфоломей наслушался всякого. Уже и приметы, и вера в птичий грай сделались ему ведомы. Он все запоминал молча, не вмешиваясь ни в бабьи пересуды, ни в толковню мужиков, и, возвращаясь в себе в терем, открывая твердые доски книжного переплета, думал о том, как теперь совместить, - не для себя, для них! – все это, слышанное только что, и высокие слова церковных поучений
(Балашов, том I, 1991 г, с. 499).

В изображении Балашова, как и у Зайцева, Сергий прежде всего человек, который испытывал «безвыходное отчаяние и томление духа, до потери веры, до ропота к Господу своему. Бог такой большой и сильный, Бог может все! А он,
Варфоломей, такой слабый и маленький. Разве трудно Богу помочь Варфоломею?
Поддержать, ободрить его, поставить на путь... Или Бог не добр? Или не всесилен? Зачем же тогда он?» (Балашов, том I, 1991 г., с.562). По моему, у многих людей в определенный период жизни возникают подобные мысли. Они будто потерялись в себе, не знают, что для них будет лучше, к кому обратиться за помощью, как найти выход из данного положения.

Почему же на протяжении уже нескольких столетий не угасает интерес к личности Сергия? Что это за человек? Прочитав жизнеописание знаменитого русского святого 14 века, я отметила одну особенность в его облике,
Зайцеву, видимо, очень близкую. Это скромность подвижничества: «Как осторожен и нетороплив Варфоломей в выполнении давнего намерения, так же он скромен в вопросе с церквью» (Роман-газета-3, 1993г., с.75) . Скромность – качество его всегдашнее, и Зайцев приводит один рассказ, связанный с бедностью монастыря силою веры, терпения, сдержанностью самого Сергия рядом с большой слабостью некоторых из братии. Кстати, мне кажется, что терпение должно присутствовать в душе каждого человека. Оно притягивает окружающих.
Это поистине русская черта характера. Недаром в жизнеописании своими человеческими приметами, Сергию противопоставляется другой католический святой – Франциск Ассизский: «Св. Франциск ушел, конечно бы, отряхнул крах от всего житейского, в святом экстазе ринулся бы в слезы и молитвы подвига.
Варфоломей сдержался. Выжидал.» (Роман-газета-3, 1993 г., с. 85). Я думаю, именно так автор хотел показать терпеливость, упорство русского народа. И я полностью согласна с мнением Зайцева.

В произведении Балашова эта черта характера формируется с самого детства. Пусть тогда он еще не был отмечет даром красноречия, особенным талантом. Он «беднее» способностями, чем старший брат Стефан, Но зато излучает свой тихий свет незаметно и постоянно.

Борис Константинович утверждал, что главное для человека состояние души – это спокойствие, трудолюбие, а самое главное – жизнелюбие. Он вообще с интересом воспринимал весь окружающий мир, принимал его именно таким, какой он есть. Да, конечно, порой были тяжелые моменты, но он терпел, и добивался поставленной цели. И подтверждением этому является то, что он неуступно следовал главному намерению всей своей жизни – служению Богу. На мой взгляд, его силе воли позавидовал бы любой современный подросток. Да, даже не подросток, а взрослый человек.

А вот, что присуще Сергию в жизнеописании Дмитрия Балашова: упорство в достижении целей, терпимость, умение верить и завоевывать людское доверие.
Кто враз и навсегда выбрал свой путь и шел по нему от истока лет и до конца, не сбиваясь и не уставая, так точно, как шел по своему пути, во младенчестве начатому, отрок Варфоломей. Эти черты вырабатывались уже в столь юном возрасте. Он старался помочь всем окружающим делами, порой советами или просто своими предположениями. У меня возник вопрос. А не хочет ли автор показать через героя повести свое мировоззрение, свои интересы? Ведь все вышеперечисленные качества это есть лучшие качества
Балашова. За многие годы он сумел соединить в сердце любовь к родной земле с глубокими знаниями специфики образа жизни русского крестьянина.

Многие из этих качеств никогда не покидали Зайцева. Не покидают они и
Сергия. Так, например, в его произведении я увидела практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными науками были умение отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду, и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах.
Наставник вел ежедневную терпеливую работу над каждым отдельным братом, приспособляя их к целям всего братства: «Вначале монастырь на Маковице тоже был особночистый. Уже упоминалось, что до поры до времени Пр. Сергий дозволял монахам даже некоторую собственность в кельях. Но с ростом монастыря и братии это становилось неудобным. Возникала разность в положении монахов, зависть, нежелательный дух вообще. Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны, и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною» (Роман-газета-3, 1991 г., с. 87). Наверное, именно благодаря этому по следующей самостоятельной деятельности учеников преподобного Сергия видно, что под его воспитательным руководством лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался самим собой. Наблюдение и любовь к людям дали умение тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства. Именно поэтому я полагаю, что и Зайцев прежде всего на первое место ставил интересы личности, ее внутренний мир: «Сергий постригал не сразу. Наблюдая, изучая пристально душевное развитие прибывшего. Прикажет одеть пришельца в блинную свитку из грубого, черного сукна, и велит проходить какое-нибудь послушание вместе с прочими братьями, пока тот не навыкнет всему уставу монастырскому, потом облечет его в одежду монашескую; и только после испытаний пострижет уже в мантию и даст клобук. А когда видел, что который либо инок опытен уже в духовном подвиге, того удостаивал и святой схимы.»
(Роман-газета-3, 1991 г., с.98). По моему мнению, современному человеку необходимо понять, что все в этом мире одинаковы. Бог с самого начала никого не выделял, мы все равны. Так что, наверное, не стоит считать себя лучше, или более счастливым, ведь это порой проявляется в издевательских упреках в адрес окружающих.

Балашов показал, что уже в детстве у Сергия зарождалась мысль о совмещении духовного мира с миром обычного народа, как быть вместе со всеми, но в то же время быть ближе к Богу, жить другой жизнью. Так уже в более зрелом возрасте в описании Зайцева Сергий остается тверд и непреклонен – в своей кротости, смирении, скромности: «Когда братия монастырская вдруг начала роптать, игумен не в пал в гнев пастырский, не принялся обличать своих «за греховность». Он, уже старик, взял посох свой и ушел в дикие места, где основал скит Киржач. И другу своему, митрополиту московскому Алексею, не позволил возложить на себя золотой крест митрополичий: «От юности я не был злотоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете». Он даже похоронить завещал себя на общем кладбище.»
(Роман-газета-3, 1991 г., с. 81). Простота. Вот что так притягивало людей к
Сергию. Я уверена, до сих пор сердца многих людей хранят память о его благодеяниях. Но что же так запомнилось? Что же нашли в нем люди такого, что вызывает у них восхищение и по сей день? На мой взгляд, прежде всего это патриотизм, которого так не хватает современному человеку. У обоих писателей эта черта характера главного героя проходит через все произведения. Да и сами авторы – истинные патриоты родины.

В юности Сергий всегда был послушным ребенком и безумно любил своих родителей: «маленький Варфоломей не только никогда не мучил зверей, но и не позволял другим мучить, какого бы возраста и роста не был обидчик. Он трогательно заботился о младшем братике и несомненно оставил след в узком кругу своей семьи. Родственники, братья, родители запомнили его тихим, готовым в любую минуту помочь мальчиком. Благодарный Варфоломей, не забыв заботу и ласку своих родителей, решил до конца быть вместе с ними, и теперь уже не они, а он заботился о них: «Украсим память их панихидами, и литургиями, и милостынями по убогим и нищим» (Роман-газета-3, 1991 г., с.
60). А сможем ли мы так позаботиться о своих родителях? Отплатить добром на добро?

Мне кажется, что в произведении Зайцева патриотизм главного героя раскрыт более глубоко и подробно, чем в жизнеописании Балашова. Зайцев больше внимания уделяет прежде всего описанию поступков и событий, в которых участвует Сергий, и после каждого он непосредственно высказывает свою точку зрения для читателя, по-моему, очень схожую: «Самая победа - грандиозна, и значение ее прежде всего моральное доказано, что мы, мир европейский, христианский, не рабы, а сила и самостоятельность» («Осенний свет», 1990 г. , с. 455).

У меня появилась такая мысль: «Наверное, такой высоконравственный духовный человек несомненно оставил свой след не только в душах людей, но и должны существовать реальные предметы, оставшиеся после его смерти». Ответ на этот вопрос я нашла только у Зайцева, т.к. Балашов, изображая определенный период жизни Сергия, не затронул эту тему, по-моему, имеющую огромное значение. А вот другой автор словно делает выводы всей жизни
Преподобного: «Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей
Варфоломеем, а ушел православнейшим старцем. До Преподобного на Маковице был лес, вблизи – источник, где жили медведи в дебрях по соседству. А когда он умер, место сильно выделилось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех Лавр нашей Родины.
Вокруг расчистились леса, поля явились, реки, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч.
Через 30 лет по смерти были открыты мощи Сергия – и на поклонение к ним ходили богомольцы нескольких столетий – от царей до баб в лаптях, проложивших тропки торные по большаку к Сергиеву Посаду» («Осенний свет»,
1991 г., с. 498).

Автор даже сам предлагает читателю рассмотреть благодеяния Сергия:
«Присмотримся немного, что же он оставил. Прежде всего – монастырь. Первый крупнейший и прекрасный монастырь Северной России. Если кельи Лавры он рубил собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на
Киржаче, то бесчисленные обители, возникшие по его благословлению, основанные его учениками – и проникнуты духом его.» («Осенний свет», 1991 г., с.467). Из этих слов я поняла, насколько сильно влияние этого духовного человека на народ русский. Его помыслы, мысли, чувства, деяния – все так живо! И на мой взгляд, наша задача состоит в том, чтобы сохранить пламя этого высоконравственного эмоционального костра в душах наших.

Сопоставляя цитаты из разных произведений, я увидела, что, конечно, у
Балашова нет таких точных и полных описаний благодеяний Сергий, чем у
Зайцева, который даже давал оценку его действиям, поступкам. Поэтому здесь я больше на стороне Зайцева, т.к. его текст мне более близок и понятен.

Чем же запомнился этот тяжелый 14 век? Прежде всего это татаро- монгольское нашествие. И каково же отношения Сергия к происходящим событиям? он не остался к ним равнодушен. По моему мнению, Преподобный и история нашего многонационального Российского государства связаны нерушимыми узами. Не прошли эти события и мимо Зайцева. Писатель непосредственно затронул и эту сторону жизни Сергия: «Преподобный не был никогда политиком, как не был он и «князем церкви». За простоту и чистоту дана ему судьба, далекая от политических хитросплетений. Если взглянуть на его жизнь со стороны касания государству, чаще всего встретишь Сергия- учителя и ободрителя, миротворца.» (Роман-газета-3, 1993г, с. 98). Князь
Дмитрий шел за благословлением к Сергию, за надеждой: «Теперь отшельник стоял перед трудным делом: благословления на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную – Христос? И кто отправился бы за своим благословлением к Франциску?» («Осенний свет», 1991 г, с. 452). Но даже, несмотря на столько вопросов и сомнений, терзающих его душу, Сергий решается на столь опасный шаг: «Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Россию, православных. Как наставник и утешитель он не может оставаться безучастным» («Осенний свет» 1991 г., с. 463). Я думаю, Зайцев смог передать, насколько велика роль Сергия в истории. Ведь это именно он своими советами, молитвами, незапятнанной духовностью, стойкостью воскресил духовную веру, высокое нравственное чувство, всеобщее объединение, беспредельное мужество в борьбе за отечество в самый тяжелый момент.

Как же не хватает такого человека нашему государству, современной
России, полностью погрязшей во мраке войны и различных катастроф. Таков
Сергий, как политический деятель, в изображении Зайцева.

А как же с этой стороны описывает Сергия Балашов? Точной связи его с государством писатель не рассматривает. Но уже в юном возрасте в
Преподобном видны черты ободрителя, наставника, способного вызвать высоконравственный подъем в человеке. Прежде всего это его спокойствие:
«Рушился дом. Вместо прибытков, доходов и кормов оставалось все меньше слуг, наваливало все больше работы на плечи сыновей, и где там на ученье книжное» (Балашов, том I, 1990 г., с. 451). Я считаю, что тяжелые детские годы надолго остались в памяти Сергия. И поэтому уже в более зрелом возрасте Преподобный не хотел видеть угнетенный, измученный народ от нашествия Батыя. И, мне кажется, именно этим и объясняется его вера в
Дмитрия, вера в победу. Сравнивая два случая из произведений Зайцева и
Балашова, мне показалось, что это словно две части, существующие одна неразрывно от другой. Первая у Балашова – это как исток, начало, а у
Зайцева – продолжение, использование опыта, набранного в молодые годы.
Поэтому здесь невозможно выбрать, что восприятие Сергия, как политического деятеля, более глубоко или близко для читателя.

Читая два произведения Балашова и Зайцева, сопоставляя их цитаты, мнения, я поняла: «Да, конечно они разные, но цель, к которой они стремятся, едина: она должна проникнуть в сердце читателя, показать истинные жизненные ценности совершенно ослепшим современным подростком». А вдохновителем для авторов служит Сергий, с которого и начиналось нравственное, политическое и духовное возрождение России. Ну а что же случилось сейчас? Во что мы превратили наш мир? Поймем ли мы это? Услышим?
Внемлем? И не запоздаем ли понять? в настоящее время, время раздоров, ожесточения и разорения, нам необходимо взаимопонимание, любовь ближнего.
Созидать способна только любовь – та любовь, которую явил примером своего служения Богу, людям и Отечеству Преподобный Сергий Радонежский.

Все мы должны служить своей Родине, ее спасению и ее благу, и тем самым служить Божьему делу. Каждый гражданин, какой бы ни была его национальность, должен, следуя указаниям долга и совести, служить на благо своей страны, для ее обновления и оправдания перед лицом Божьим.
Возрождение России теперь полностью зависит от нас, нашего воспитания. А сможем ли мы, дети XXI века, изменить окружающий мир? Внести в него лучик света, добра и справедливости?

А еще я бы хотела обратить внимание на язык в жизнеописании Дмитрия
Балашова. Не всякий бы решился сегодня заставить героев своих произведений говорить на языке, близком к реальному разговорному языку XIV века. А вот именно этого нет в житейской повести Зайцева.

Да, действительно, язык Балашова по праву можно назвать богатым, картины природы в изображении этого автора очень поэтичны: «Смеркалось. Уже угасли последние потоки расплавленного дневного светила, уже мохнатые руки туманов поднялись из болот, и глухо вдалеке ухнул филин, а он все бежал и шел, шатаясь от горя и усталости, и снова бежал, неведомо куда и зачем»
(Роман-газета-3, 1993 г., с. 35).

Такое изображение пейзажа просто необходимо читателю для лучшего понимания внутреннего мира главного героя, не зря таким приемом воспользовался Дмитрий Михайлович. А вот у Зайцева я не заметила ничего подобного. Тем не менее его жизнеописание очень интересно. Но что же так привлекает в этой повести? Да, конечно, здесь нет таких картин природы. Но зато как эмоционально автор рисует образ Сергия, прибегая к помощи ярких эпитетов: «Такой он даже на иконе – через всю ее условность образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты, и несравнимое ни с чем благоухание России. Все – возведено к предельной легкости, чистоте» («Осенний свет», 1991 г., с. 431). И сразу же все становится ясно и понятно.

Но все же эпитеты, употребленные Балашовым, я думаю, более художественные: «крохотные капельки воды», «знаменитый подвижник»,
«духовный склад», «ангельская красота», «сугубая твердота», «величавые своды», «внутренние усилия», «дубовые стены», «пьянящая кора», «сияющие глаза», «мировые события», «телесный плен» и другие. Если собрать их всех вместе, несомненно, сложится именно тот образ, те мысли, что хотел нам передать автор. Но более всего меня поразило употребление таких сравнений:
«воздух свеж, как юность», «темной, убеленной ветром, громадою высится терем», «облака стоят высокими омертвелыми громадами», «мохнатые руки туманов».

Наряду с тихими меткими фразами, с безглагольными словами немаловажное значение имеют и олицетворения: «земля клубится, исходит соками», «снег подчеркнул и выкружил белою проресью каждое бревно», «в оснеженных крохотных оконцах смеркает короткий день», «ночная мгла беззвучно и легко выползает из чащоб, окутывая своею незримою фатою вершины деревьев».

Зайцев, похоже, решил не прибегать к помощи сравнений, метафор, гипербол, т.к. в его повести их сравнительно меньше, чем у Балашова:
«небольшая площадка высилась, как маковка». Но, несмотря на это, произведение Бориса Константиновича я представляю в виде единой объемной метафоры, ведь все изображенные им события несут в себе скрытый смысл. И, наверное, только духовно развитый человек сможет его понять, постарается все осознать. Чаще это случаи, связанные с видениями Сергия, то это
«образы зверей и мерзких гадов», то появление Богоматери с Апостолом
Петром и Евангелистом Иоанном. Но также я заметила деталь, объединяющую две повести – это риторические вопросы и обращения. На них – то уже точно не скупились писатели. Я думаю, с помощью таких отступлений авторы хотят дойти до сердца каждого читателя, чтобы и они задумались и постарались найти ответы на такие вопросы, как «что такое чудо?», «что такое жизнь?», «как выбрать правильный путь, следует ли верить в Бога?» - следует! – однозначно говорят оба писателя. Они сами ищут ответы, много размышляют, делятся своими предположениями.

А задумывались ли мы над такими проблемами, довольно-таки актуальными в наше время? Я уверена, больше половины населения ответят положительно.
Более глубокое осознание приходит с возрастом. Например, человек прожил определенный период жизни, что-то приобрел для себя, чему-то научился. А может быть стал даже сильнее.. духовно, преодолев какое-то испытание, поняв суть происходящего и сделав правильный выбор.

Я чувствую, что в России еще не раз прозвучит слово Сергия
Радонежского, которое призывает нас к объединению, зовет к возрождению
Отечества. Вот что самое главное! Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, преданность Вере – как необходимо все это сегодня, как не достает этого нам! Где обрести сейчас благодатного заступника и печальника перед Богом, за нашу землю, за народ, за честь, достоинство и целостность нашей великой многонациональной Державы.

Может быть вся наша греховность, наши несчастья заключаются в том, что мы утратили Бога в сердцах и делах, погасили в Себе Его огонь, растеряли искры святости и добра. И разрушили нравственные основы своей жизни.

Я просто восхищена нравственной чистотой образа Сергия. Ведь только благодаря ему его соотечественники, обратившись к делам веры и совести, чести и правды становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие. Так разве мы не способны на такой же рывок? Я уверена, творчество Зайцева и
Балашова несомненно по достоинству оценены читателями, они повлияли на внутренний мир каждого человека, прочитавшего эти страницы русской истории.
Повлияли они и на меня. Часто задумываясь о том, почему же общество стало настолько мало развиваться духовно, просто игнорировать слово «Бог» и словосочетание «религиозный долг», почему многих современных подростков вообще не интересует более высокое познание окружающего мира. Здесь я бы хотела сказать словами Ж.Ж. Руссо: «Вся нравственность человека заключается в его намерениях».

Я сможем ли мы реализовать свои намерения? Добиться истинного возрождения России? Воспитать в себе нравственные и духовные качества?

МАТЕРИАЛ

1. Борис Зайцев «Осенний свет». – 1990 г.

2. Дмитрий Балашов, том 1, 1991 год.

3. Дмитрий Балашов «Похвала Сергию». – 1990 г.

4. Роман-газета-3, 1991 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Наиболее существенными стали проблемы культурно-нравственного воспитания - это рост негативных тенденций среди молодых людей, увеличение количества наркоманов, юных алкоголиков, беспризорников, это отклонение от норм в поведении - девиантное поведение, и появиться оно может у каждого второго молодого жителя нашей страны. Если не работать с молодым человеком, девиантное поведение может поспособствовать появлению какой-нибудь деструктивной группы, представляющей криминогенный характер и угрозу для всего общего. Агрессивное поведение у подростков стремительно растет: даже девочки сейчас дерутся и снимают проявления совей агрессии и ненависти друг к другу на камеру, выкладывая видео в Интернете. Резко возросло число несовершеннолетних матерей, число абортов в настоящее время составляет на 3 не рожденных ребенка 2 аборта. Наша страна занимает первые места по количеству абортов. Утеряны ценностные ориентиры молодежи, уважение к позитивному опыту старших, их отношению к труду, семье, близким и неблизким людям. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. К сожалению, наше государство лишилось официальной идеологии, общество - морали и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, а в первую очередь - детскому и молодежному, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В 2006 году в своих социологических исследованиях Антонова Л. И. и Цветкова Н. А. сделали следующий вывод: «Это, безусловно, связано с тем, что в 52% семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5%), либо следуют традициям непостоянно (47%). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3%) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа». А почему все это происходит у нас в стране? А потому все происходит, что Россия вступила в период духовно-нравственного кризиса, нет одной общей идеологии, поэтому молодежь между собой разобщена, каждый пытается что-то доказать, но ничего не выходит. В современной молодежи не посеяно зерно старых православных традиций, которые должны выходить из традиций семейного воспитания, все это стерто и только сейчас начинает зарождаться по-новому. Поэтому и нужно нашей молодежи прививать чувство уважения к родителям и их предкам, почитая и возрождая их традиции для того, чтобы они стали «нашими», современными.

Духовно-нравственный кризис порождает опасные с точки зрения морали явления в политике, экономике и социальной сфере страны. Оставлять без изменения духовно-нравственное состояния общества более невозможно, если речь идет о продуктивном осуществлении социально-экономических реформ.

На наш взгляд, в преодолении социального и духовного кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. С этой целью необходимо возрождать самобытную российскую цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Если затронуть сравнить механизм воспитания в стиле народных России и, к примеру, Китая, то можно сказать, что сегодня Китай - это страна, соединившее в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее. В настоящее время очень сильно проявляется интерес к традициям и обычаям этого государства.

Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. .

Эта традиция в почете молодых людей и сейчас, отчетливо видно, что молодежь Китая ценит традиции предков и поныне. Видно, что система воспитания молодого поколения в Китае сегодня является эффективной и пользуется авторитетом предков молодых китайцев.

Если провести прямую параллель от современной молодежи Китая и российской молодежи, то можно сказать, что наша молодежь совсем не помнит, и может быть даже не знает и не хочет знать историю исконно русских народных традиций, и более того, смеется над тем, что знают. Об этом нам постоянно нужно разговаривать с молодыми людьми, мотивируя их на почитание русских традициях и связывая их с жизнью.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него таких качеств:

В России воспитание традиционно содействовало духовному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления как религиозной, идеологической, так и научной, художественной, бытовой. Это давало русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем.

Проблемы духовного и нравственного развития молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. Утеря престижа страны как мировой державы, утрата преимущества в ряде областей науки, техники, искусства, разрушение культурных и исторических ценностей народа России продолжали неблагоприятно сказываться на патриотических ориентациях молодежи. Но период широкого распространения в молодежной среде негативного отношения к своей стране, ее историческому прошлому, пренебрежения патриотическими ценностями и чувствами завершается. Среди молодых россиян постепенно формируется более взвешенный подход к оценке, как прошлого России, так и ее перспектив. Большинство молодежи связывает свое будущее с Родиной, не намерено эмигрировать .

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. Вполне возможно, что традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с запада цивилизованной модели. Пожалуй, для России не нашелся еще другой способ, с помощью которого можно выйти из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

Нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Пожалуй, главнейшими являются:

1. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурологического учебного курса.

2. Неподготовленность, как мотивационная, эмоциональная, так и интеллектуальная, большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры.

3. Разрушение и кризис в семье. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

4. Отсутствие согласованности влияния на духовно- нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, православной церкви, государственных и общественных структур.

5. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе.

6. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию.

7. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления.

«Образованию ума всегда должно

предшествовать воспитание сердца»

святитель Иннокентий (Вениаминов),

Митрополит Московский и Коломенский

Духовно – нравственное воспитание молодежи в школе

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие идеалы и ценности. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души..»

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое м эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно – зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовной «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» - писал Н.И. Пирогов.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение страны, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно – нравственное воспитание детей и молодежи, основанное на приобщение их к православным традициям, является приоритетным направлением работы образовательных учреждений. Успех в области духовно – нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно – эстетического цикла, учителей ОРКСЭ.

Духовно – нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах православной направленности. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно – нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов школы.

    формирование в подрастающем поколении осознания необходимости нравственности и духовности в семейных и общественных отношениях, традициях и обычаях;

    развитие у молодежи патриотических чувств, гражданского самосознания, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей;

    формирование твердых навыков противостояния злу и всему нечистому;

    формирование активной жизненной позиции, воспитание добросовестного отношения к работе, учебе, дисциплинированности, ответственного отношения к судьбе страны, готовности служить ей;

    профилактика пагубных привычек у школьников и молодежи;

    изучение истории Крыма, понимание особенностей нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих Крым;

    осмысление христианского вклада в культуру, науку, человеческую жизнь, искусство.

Целью духовно – нравственного воспитания в школе является сохранение духовно – нравственного здоровья детей. Для реализации данной цели педагоги ставят перед собой следующие задачи:

    воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, уметь различать такие понятия, как добро и зло;

    формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

    развивать музыкальную культуру, приобщать детей к классической, духовной и народной музыке;

    развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

    осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

    прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Педагоги нашей школы осуществляют работу по следующим направлениям:

    духовно – образовательное;

    воспитательно – оздоровительное;

    культурно – познавательное;

    нравственно – трудовое;

    развитие творческих способностей учащихся.

Для реализации данного направления работы учителя используют следующие формы работы с детьми:

    факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

    лекции, семинары, практикумы (в старших классах);

    творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно - прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально – сценического движения;

    проведение праздников и мероприятий;

    исследовательская деятельность учащихся;

    экскурсии;

    организация выставок;

    тематические и творческие вечера;

    участие в конкурсах, фестивалях, концертах.

Для работы с родителями педагоги нашей школы используют следующие формы работы:

    родительские собрания на духовно – нравственные темы;

    лекторий для родителей;

    вечера вопросов и ответов;

    выставки, конкурсы;

    анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье;

    информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

    совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

    усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру;

    формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;

    способность к сопереживанию;

    воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;

    формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера;

    приобщение к опыту православной культуры;

    ответственность за свои поступки и действия.

В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно – прикладного творчества учащихся. Наши учащиеся принимают участие в школьных конкурсах: «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси» и другие. Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучение культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.

Реализация работы по духовно – нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно – эстетического цикла.

Занятия в начальной школе (уроки ИЗО, технологии, чтение, музыка, внеурочная деятельность открывают учащимся путь к нравственной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребенка. Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

    чтение, рисование, художественный труд;

    слушание музыки и размышления о ней.

На уроках русского языка и литературы духовно – нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками следующие задачи:

    учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми, он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа;

    воспитать у детей любовь к своему родному языку, уважительно относиться к языкам других народов;

    выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли;

    пробудить интерес к старославянскому языку;

    Пробудить интерес к изучению духовной поэзии.

На уроках истории и МХК происходит знакомство с деятельностью интересных и великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имен и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоаана Лествичника, Василия Великого….

На уроках музыкального искусства происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Интересен опыт интегрированных уроков: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Колокольные звоны», уроки английского языка, посвященные празднику Рождества.

Особое место в реализации духовно – нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей ОРКСЭ, православной культуры Крыма, изобразительного искусства и технологии. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов является участие учащихся в выставках, развитие творческой деятельности. Работы ребят, выполненные в различных видах техники, представлены на выставках в школе. Педагоги школы организуют и проводят мероприятия военно – патриотической и антинаркотической направленности, а также мероприятия по духовному воспитанию учащихся (также при участии родителей): «Жизнь, зачем ты мне дана!» (10 – 11 классы), «Поиграем у нарядной елки» (1 – 4 классы), «Святой помощник Николай» (1 – 4 классы) и другие.

Мы проводили анкетирование среди родителей и детей после преподавания предметов духовной направленности. Нам было интересно, какой результат это приносит. Мы не ожидали, что будут такие ответы. На вопрос родителям: «Ваше вероисповедание» - 82 % ответили – православие. «Влияют ли каким – либо образом на Вас занятия ваших детей в области духовно – нравственного воспитания?» (то есть, воспитывают ли Вас ваши дети?) - 53 % ответили - «да». «Считаете ли Вы нужным преподавание Основ православной культуры Крыма в школах?» - 80 % родителей высказались – «за». В пожеланиях и родители, и учащиеся старших классов, среди которых проводилось анкетирование, высказались однозначно, что этот курс помогает им. Отрицательные отзывы были крайне редки, в основном по той причине, что не хотят увеличивать нагрузку на детей.

Старшеклассники на вопрос «Что дало вам изучение Основ православной культуры?» - в основном положительная оценка. «Хочется желать людям счастья, добра, любви, выполнять заповеди; лучше ориентируюсь в жизни; стал (а) терпимее; понял(а), что надо помогать людям; прежде думаю, чем говорю; стала осознавать, что такое грех; стала лучше понимать людей, выслушивать их» - вот некоторые мнения. 75 % учеников высказались за дальнейшее проведение таких уроков, 10 % - против.

Возрождение Родины – это не только решение политических, экономических, социальных проблем нашего общества, но, прежде всего, духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е. воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно – нравственных и гражданско – патриотических качеств и национального самосознания. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание – это очень важная, сложная, кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. В этой работе должны быть скоординированы деятельность и государственных органов и школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а,следовательно, и их благополучие. На нас, родителях и педагогах, лежит огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание.. Каждый человек, пусть самый маленький – уникален, неповторим, это целая вселенная, для которой Творец предначертал свой путь, свое предназначение в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный педагог А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди..» И наша задача -развивать все благое, все хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на заповеди Божии. История нашего Отечества неразрывно связана с Православием, поэтому воспитывая гражданина своего Отечества, человека культуры, надо дать ему основы православной культуры.