Художественная обработка металлов ювелирное дело. Основные способы обработки драгоценных металлов. Для каких изделий применяется филигрань

Ювелирное дело - один из древнейших видов искусства обработки благородных металлов, драгоценных камней и других материалов, получившее широкое распространение среди видов декоративно-прикладных направлений. Сохранившиеся до наших дней ювелирные изделия дают представление о традициях, вкусах и мастерстве ювелиров прошлого.

Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы в сочетании с различными драгоценными камнями. Их ценили не только за легкоплавкость, но прежде всего за невероятную цветовую красоту. Золото своим цветом напоминает солнце, а это светило в древних культурах было связано с верховным божеством. Не случайно художественные изделия, выполненные из золота или серебра, это, как правило, священные культовые предметы: амулеты, обереги и другие. Навыки обработки драгоценных металлов уже в ранний период железного века, т. е. 5000 лет назад, послужили зарождению ювелирного искусства. На Древнем Востоке, в Передней Азии и в Египте ювелирное дело достигло полного расцвета, когда наряду с многочисленными украшениями по заказу представителей знати были созданы украшения, являвшиеся произведениями ювелирного искусства, поскольку в древности украшения из драгоценных металлов являлись мерилом богатства и власти господствующих классов, показателем положения на социальной лестнице и места в обществе.

Золотые изделия древних греков предстают уже более сложными конструктивно, более яркими в декоре и затейливыми по форме. Это говорит о том, что греки рано научились технике обработки металла.. Для классического древнегреческого ювелирного искусства (V--IV вв. до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота. Уже к этому периоду они могли из металла создавать гибкие, легкие, гармонирующие со свободно падающими складками одежды ювелирные украшения. В изменении стиля ювелирного искусства античного периода сыграли свою роль походы Александра Македонского, в ходе которых греки близко познакомились с искусством стран Востока, оказав заметное влияние на искусство скифов и сарматов, которые в свою очередь, согласно религиозным представлениям этого народа несли в себе охранительное начало, а основным их изобразительным мотивом была тема животных. Развился характерный для них «звериный» стиль, выраженный в преобладании животных мотивов.

Несомненного развития обработки драгоценных металлов достигло в эпоху Возрождения. Изделия стали приобретать объемную, многогранную форму; завершенную композицию, отделка изделий приобрела детально проработанный смысл. Мастерами-ювелирами эпохи Возрождения были созданы великолепные изделия: серебряные сосуды с рельефными многофигурными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни.

В связи с тем, что человек научился многим видам художественной обработки металла, дальнейшее развитие переходит на внедрение новых технологий, которые стали ускорять процесс обработки.

Таким образом, древние умельцы из поколения в поколение, с каждой эпохой, бережно передавали свои знания, умения и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до современных дней искусство декоративной и художественной обработки металлов и других материалов.

1. Ювелирные изделия в традициях местного народного творчества
Мировая история ювелирного дела

Истории ювелирного дела. Зримые отличительные черты каждой эпохи.
Античность и ювелирное дело древнего мира. Художественная обработка цветных металлов в античном мире. Эволюция ювелирного мастерства, технологий и стилей от древнего мира до наших дней. Готическое средневековье, романский стиль. Особенности технологий и стилистики: барокко, рококо, ренессанс, классицизм, модерн, эклектизм. Находки из бронзы, серебра, золота, искусная обработка цветного металла. Особенности ювелирных технологий каждой культуры. Определение стиля и эпохи по рисунку, фотографии. Почерк и стиль ювелиров культуры Этруски. Ювелирный стиль в районах: Восточная Франция, Швейцария, Бавария, Чехия. Развитое кельтское ювелирное искусство. Ступени развития художественных ремесел от первых славян к романскому стилю. Славянские, латенские образцы. Развитие ремесел. Курсы ювелира в Москве. Ремесленники при дворах феодалов. Изделия ремесленников, работавших при монастырях, часто имели печать художественного произведения. Новый стиль — готический. В этот период Чехия стала культурным центром Европы. Ремесленники изготовляли и чисто художественные изделия, которые вначале служили в большинстве своем церквям и долго хранились за оградами монастырей. Церковное ювелирное искусство. Чешское ювелирное искусство. Академическое ювелирное художественное искусство.

1.1. Российские традиции ювелирного искусства
Изготовление художественных изделий из металла в традициях местного народного творчества.
Народные художественные промыслы России. Виды декоративно-прикладного искусства. Традиции народных промыслов, исторические сведения. Профессия ювелир. Тенденции прикладного искусства. Виды изделий народных художественных промыслов. Назначение и ассортимент художественных изделий из цветного металла. Классификация по видам материала, методу изготовления, отделке и др. Определение хронологии и стиля ассортимента ювелирных изделий с 10 до 13 века по фотографиям и эскизам. Традиционные, местные, хронологические черты ювелирных изделий и методы определения стиля. Характеристика ювелирного ремесла золотоордынского периода. Ювелирные изделия Стольных городов. Новгород. Коломна. Рославль. Рязань, Звенигород Московский, Изборская крепость. Сельские поселения. Определение стиля и эпохи художественных изделий. Курсы ювелиров в Москве. Литье художественных изделий; чеканка художественных изделий, гравирование поверхности изделий; эмалирование художественных изделий; обработка изделий гравюрой. Соединение металла в ювелирных изделиях с другими материалами; крепление камней разной огранки. Геммология. Минералы: поделочные камни, полудрагоценные, драгоценные. Огранка, шлифовка, полировка минералов. Изготовление различных видов художественных и ювелирных изделий из металла с элементами самостоятельного творчества на основе художественных традиций местного народного промысла.

2. Выполнение технологических операций по обработке металлов.

2.1.Технология металлов.
Виды и марки стали. Сталь. Классификация. Цветные металлы. Основные характеристики стали (плотность стали, модуль упругости и модуль сдвига стали, коэффициент линейного расширения и т.д.). Виды обработки: термическая (закалка, отжиг), химико-термическая (цементизация, азотирование), термо-механическая (прокатка, ковка). Полиморфизм - способность кристаллической решетки менять свое строение при нагреве и охлаждении. Марки стали. Плотность стали, удельный состав стали. Углеродистая сталь. Химический состав. Механические свойства. Нержавеющая сталь. Латунь, бронза, золото, серебро.

2.2. Термохимическая обработка.
Термическая обработка металлов и сплавов. Закалка деталей. Отпуск закаленных деталей. Отжиг деталей. Отжиг и закаливание. Отжиг меди и латуни. Воронение и «синение» стали. Электрофизические и электрохимические методы обработки, нанесение на металл защитных покрытий. Химическое травление поверхностей цветных металлов. Химический способ полирования металлов. Химическое покрытие металлами. Химическое хромирование металлов Химический способ лужения металлов. Окрашивание оловянных изделий в бронзовый цвет химическим способом. «Золочение» латуни. Окраска меди под золото. Золотистый лак для латуни (пассивирование латуни). Химическое окрашивание латуни. Простой способ серебрения. Серебрение металлических деталей горячим способом. Химическое серебрение. Химический способ серебрения неметаллических материалов. Окрашивание серебряных предметов в фиолетовый цвет химическим способом. Химический раствор для окрашивания серебряных предметов в черный цвет. Золочение металлических изделий горячим способом. Золочение без внешнего источника тока. Снятие недоброкачественных золотых покрытий. Способы удаления с металлических изделий старой краски (реставрация). Смывки и пасты для удаления эмалей и красок на основе целлюлозы (нитро), глифтали, нитроглифтали. Пасты для удаления масляных красок и лаков при реставрации металлических и деревянных изделий Разбавители и разжижители Курсы ювелиров в Москве. Покрытие металла лаком «муар». Окраска изделий под золото, серебро.

2.3. Пайка и монтировочные работы.
Слесарные работы. Виды закрепочных и слесарных работ. Надёжность изделия. Долговечность изделия. Оборудование ювелирных мастерских. Слесарные тиски. Разметка. Точность. Плоскостная разметка. Нанесение на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам. Пространственная разметка Инструменты для плоскостной разметки. Чертилки (иглы). Кернер. Циркуль. Штангенциркули. Рейсмас. Разметочные молотки. Способы разметки. Разметка карандашом. Рубка металла. Инструменты для рубки. Зубило. Режущие инструменты. Крейцмейсель. Заточка инструмента Слесарные работы. Правка и рихтовка цветного металла. Рихтовальные бабки. Гладилки. Правка прутка. Гибочные вальцы. Листогибочная трёхвалковая машина. Гибка металла. Гибка деталей из листового и полосового металла. Гибка хомутика. Гибка ушка круглогубцами. Гибка втулки. Гибка и развальцовка труб. Гибка медных и латунных труб. Развальцовка (вальцевание) труб. Резка металла. Резка ножницами. Резка ножовкой. Разводка ножовочного полотна. Работа ножовкой. Резка ножовкой круглого, квадратного, полосового и листового металла. Резка круглого металла. Резка квадратного металла. Резка тонкого и профильного металла. Резка по криволинейным контурам. Механизированная резка. Ножовочные пилы Зажимные тиски. Установка ножовочного полотна. Пневматическая ножовка. Абразивная резка. Опиливание металла. Напильники. Виды и основные элементы насечек. Напильники с дуговой насечкой применяют при обработке мягких металлов. Напильники специального назначения. Напильники для обработки бронзы, латуни и золота. Надфили. Алмазные надфили. Опиливание наружных плоских поверхностей. Сверление. Свёрла. Силумин. Мыльная эмульсия или смесь спирта со скипидаром. Зенкование, зенкерование и развертывание отверстий. Обработка конических отверстий. Нарезание резьбы. Клёпка холодная и горячая. Способ клёпки Таумель. Шабрение. Заточка. Распиливание и припасовка. Пригонка и припасовка. Притирка и доводка. Пайка, лужение, склеивание. Припои и флюсы. Легкоплавкие припои. Тугоплавкие припои. Инструменты для пайки. Виды паяльников. Технологический процесс склеивания. Дефекты. Причины непрочности клеевых соединений. Сварочные работы. Методы определения и нормирование показателей качества. Сварка, понятие, виды и классы. Подготовка металла к сварке. Предупреждение деформации. Контактная сварка. Сборка и техника сварки. Способы борьбы с деформациями при сварке и пайке. Свариваемость металлов. Физическая и технологическая свариваемость. Меры борьбы с вредным влиянием азота, серы, фосфора и водорода на качества металла шва. Строение сварочного шва. Кристаллизация металла сварочной ванны. Зона термического влияния в сварном соединении. Изготовление художественных изделий из металла в традициях местного народного творчества. Химические материалы: кислоты, соли, селитры, краски и др. Курс и обучение ювелира.
2.4. Процесс литья цветных металлов. Ознакомительный теоретический курс без практических занятий.
Изготовление детали простой формы из легкоплавких цветных металлов и сплавов (олово, медь, алюминий, цинк, свинец, латунь). Технология изготовления литейной формы. Формовочный ящик. Формовочная земля. Опока. Модель для изготовления формы. Форма, готовая к заливке металлом. Формовка металла. Плавка металла. Отливка технических изделий сложной формы, скульптуры, барельефы и прочее. Модель будущего изделия. Воск, парафин или иной легкоплавкий материал. Литник. Изготовление модели. воск пчелиный, сплав одинаковых частей стеарина и парафина. Зубопротезные воски: “Воск для базисов”, “Воск моделировочный”, “Воск для бюгельных работ”. Гипс. Литниковое отверстие. Последовательность изготовления восковой модели. Формовочная масса. Полное затвердевание формы. Заливка металла.
3. Выполнение монтажа изделий разными способами.

3.1. Клепка ювелирных изделий.
Клепка цветного металла. Соединения листового полосового и фасонного металла. Заклепочные соединения. Клепка металла подразделяется на холодную, горячую и смешанную. Заклепки изготовляются из мягкой стали и состоят из цилиндрического стержня и головки, называемой закладной. Клепку производят на специальных стальных поддержках, имеющих углубление по форме головки заклепки, чтобы не смять ее при расклепывании. Клепка металла может производиться также и механизированным методом при помощи пневматических молотков и клепальных машин. Неподвижное соединение. Подвижные соединения. Заклепки изготовляют из металлов, обладающих вязкостью и пластичностью в холодном состоянии (сталь, бронза, медь, латунь, алюминий, серебро и др.). Для обра¬зования плоской, потайной, головки выступающий конец должен быть равен 0,5 диаметра стержня, а для полукруглой головки-1,5 диаметра стержня заклепки. Инструментами для клепки являются натяжка и обжимка. Виды брака при клепке: смещение замыкающей головки относительно оси стержня из-за косо просверленных отверстий или скоса торца стержня; часть стержня расплющивается между склепываемыми деталями, если детали слабо прижаты друг к другу; стержень заклепки изогнут - это происходит, если свободная часть стрежня была велика или его диаметр мал по отношению к диаметру отверстий; мала замыкающая головка при недостаточной длине свободной части стержня заклепки.

3.2. Клейка цветного металла.
Склеивание металла. Склеиваемые поверхности. Подготовка поверхностей. Детали оставляют зажатыми в струбцине на протяжении суток. Эпоксидная смола. Как сделать клей самому.
Универсальный клей. Рецепты клеящего состава. Где применимы, где противопоказаны клеящие технологии при изготовлении ювелирных изделий. Преимущества и недостатки: пайки, сварки, клепки, клейки ювелирных изделий.

4. Подготовительные операции для изготовления художественных ювелирных изделий.

4.1. Ювелирные изделия прикладного характера. Ювелирная ковка. Обучение ювелиров и курсы.
Пропорции и целостность композиции. Художественная ювелирная ковка. Специальные штампы и гладилки, ковка “холодная”. Художественная ковка по индивидуальным эскизам.
Общие сведения о материалах. Драгоценные металлы и их сплавы. Виды обработки: выпиливание лобзиком, прокатка, вальцовка, волочение. Применяемый инструмент, оборудование, приспособления. Приемы механиче¬ской обработки. Виды операций.
Чеканка — плоскорельефная, рельефная и объемная. Гравирование — нанесение на поверхность твердых материалов ри¬сунков, узоров и т. д. режущими граверными инструментами. Инкрустация или насечка — набор орнамента из золота, серебра, бронзы, меди, олова или другого металла на поверхности дерева, кости, рога, янтаря, перламутра или украшения на металлических изделиях. Скань, вальцовка, филиграннь. Эмали (финифть) — прозрачные, полупрозрачные и глухие. Выемчатая эмаль — заполнение углублений, выемок, выполненных тем или иным способом на металлической поверхности пластины, рас¬толченной в порошок и смешанной с водой эмалью. Эмаль по скани — заполнение внутренних ячеек орнаментов, образованных сканью, заполняют эмалевой массой разного цвета. Перегородчатая эмаль. Ажурная (оконная) эмаль. Эмаль по высокому чеканному рельефу. Роспись по эмали. Чернь — на гравированную поверхность серебряной пластины нано¬сят или наплавляют черневой сплав, состоящий из сернистого соедине¬ния серебра, меди, свинца и др. Штамповка (штампование) — обработка металла. Накатка. Применяемый инструмент, оборудование, приспособления.

4.2. Изготовление миниатюры в металле.

Основные классы материалов, используемых для ювелирных изделий. Материалы, определяющие классификационные признаки художественных материалов, используемых для художественных ювелирных изделий. Физико-химические, механические, технологические свойства, критерии выбора художественных материалов; структура, свойства, строение художественных материалов различных классов; влияние размера зерна на механические свойства металлических материалов; строение и свойства наноматериалов; дефекты материалов.
Покрытия и их классификация, основы технологий нанесения покрытий; влияние покрытий на повышение функциональных и эстетических свойств поверхности художественной продукции; защитные и декоративные покрытия; покрытия для повышения износостойкости, твердости; методы оценки качества материала и определения степени его дефектности; технические и эстетические критерии оценки качества готовой продукции.
Классификация технологий художественной обработки материалов разных классов. Основы процессов литья (металлы и сплавы, стекло, каменное литье). Пластическая деформация (металлические материалы), обработки резанием (различные виды сырья, металлические материалы и пластмассы. Явление адгезии. Технологические приемы реставрационных работ, пути достижения художественной идентичности с оригиналом. Классификация основных видов оборудования для реализации выпускной квалификационной работы в ТХОМ РАР. Оборудование, оснастка и инструмент для индивидуального производства художественных изделий; основные виды печного оборудования для литья и термообработки, обработки давлением, резанием, пайки; методы и приборная база контроля параметров технологических процессов.

4.3. Минералы и Камни.
Общие сведения о минералах. Классификация ювелирных камней. Полудрагоценные, поделочные, кабашоны, голтованные камни. Огранка камней. Полировка камней. Пластмассы, применяемые в прикладном искусстве.). Огранка обычных, поделочных и драгоценных камней, термической обработки (камня, металлических сплавов, керамики). Поверхностные и комбинированные виды технологической обработки; основные технологии нанесения защитных и декоративных покрытий. Обучение на курсах ювелира.

5. Особенности композиционных решений. Размещение декоративных элементов в изделии.

5.1. Основы композиции и построение золотого сечения.
Основы изобразительного искусства. Пропорции и масштаб отдельных элементов в общей композиции. Понятие гармонии и раздробленности композиции. Золотое сечение в пропорциях отдельных элементов. Акценты, экспрессивность, динамичность, статичность изделия. Влияние на форму и содержание произведения искусства. Эклектичность изделия. Неудачная композиция.
Общие сведения о всемирном процессе развития культуры и искусства. Важ¬нейшие памятники мировой культуры и искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, ремесла и др. Общие сведения о видах изобразительного искусства. Материалы и принадлежности для рисования. Композиция рисунка. Рисунок орнаментально-плоскостной, пространствен¬ный. Правила построения форм предметов. Натюрморт; композиционное размещение предметов. Рисунок прикладного характера. Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы. Живопись. Материалы и принадлежности для живописи. Понятие о технике живописи: акварельной, масляной, темперной и др. Ком¬позиция в живописи. Основные художественно-выразительные средства в живописи. Технические приемы: смешение красок; лессировка; теплые и холодные тона; переходы цветов; градация тона. Живопись предметов простых форм, разной фактуры. Живопись орнамента, несложных композиций.

5.2. Линия и темпоритм в ювелирном изделии.
Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Контурная линия заключает форму предмета. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы. Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка. Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых объектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами. Законы линейной, воздушной и цветовой перспективы. В объемно-пластических произведениях важная роль принадлежит действию законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми. Повторяемость. Пластические качества динамической штриховой линии при умелом пользовании открывают богатые художественно-творческие и технические возможности. Они способны придавать изображению объемно-пространственные качества. Различная толщина штриховых линий в световой и теневой части объемной формы позволяет передать глубину пространства. Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной разработки композиции. Акцентирующие линии. Фоновые линии.
6. Чеканка и выколотка изделий.

6.1. Способы насечки, чеканки, отбивки.

Виды изделий с художественной чеканкой. Элементы живописи. Особенности композиции в художественной чеканке. Основные принципы построения орнаментов и шрифтов. Основные понятия о пластической анатомии человека и животных. Материалы для чеканных работ; основные, вспомогательные. Универсальный и специальный чеканный инструмент.
Технология художественной чеканки; виды и порядок работ; приемы чеканки, выколотки. Принципы построения изображений; виды фактурной обработки; приемы детальной проработки фактуры. Выполнение чеканки и выколотки изделий разной степени сложности.
Чеканка геометрического и растительного орнамента, шрифтов и фигур. Чеканка на листовом материале и архитектурном литье. Чеканка объемных скульптур, горельефов и барельефов. Чеканка портретных композиций (барельефных, горельефных и контррельефных
изображений). Чеканка изображений с проработкой фактуры чеканка изделий с мелким рельефом. Обработка и чеканка сварных швов с учетом фактуры. Чеканка изделий в традиционном художественном стиле. Технология художественной чеканки. Чеканные изделия. Оборудование, инструмент, приспособления для чеканки; применение. Подготовительные операции. Чеканка плоскорельефная. Виды и последовательность операций при выполне¬нии чеканки геометрических и растительных орнаментов на плоскости. Чеканка по литью рельефных изображений с включением геометрических и рас¬тительных форм. Технология ювелирных изделий. Ювелирные изделия. Детали и узлы изделий. Методы и приемы изготовления каст, верхушек, рантов и других деталей. Приемы ручного изготовления и сбор¬ки изделий: кольца, броши, серьги, кулоны и др. Литье ювелирных изделий. Комплекс оборудования. Закрепление камней в изделие. Огранка камней. Подвижные соединения в изделиях: штифтовое, заклепочное, резьбовое. Технология гравирования изделий из металла. Оборудование, инструмент, приспособления для гравирования; применение. Виды гравирования. Порядок и приемы работ по гравированию изделий. Способы обработки поверхности изделий. Полирование: механическое, электрохимическое. Оборудование, инструмент, приспособления. Фактуровка; способы получения фактурной поверхности. Крацевание. Химическая обработка изделий: отбеливание; оксидирование. Гальванические покрытия: золочение, серебрение. Металлические и неметаллические покрытия поверхности. Тауширование. Таушировка врезная и набивная. Виды набивной таушировки. Инструмент и приспособления. Техника выполнения таушировки.
Стандарты для предприятий по изготовлению художественных, ювелирных изделий. Формы и методы контроля качества продукции. Требования к качеству художественных и ювелирных изделий. Требования безопасности труда на предприятии; на производственном участке, на рабочем месте. Требования электробезопасности. Пожарная безопасность.

7. Приемы скульптурной лепки орнаментов, узоров.

7.1. Скульптурная, барельефная лепка орнамента и узора.
Общие сведения о материалах, применяемых в производстве художественных изделий: металлические и неметаллические материалы. Орнамент. Классификация орнамента. Традиционные виды орнамента; сюжеты в художе¬ственных изделиях из металла. Правила построения отдельных элементов, скульптурных фигур, составляющих орнамент или сюжет в традиционных видах изделий из металла. Правила построения орнаментально-сюжетных композиций изделий из металла разной степени сложности в традиционной технике и стиле. Проектирование изделий из металла; разработка композиций художественных изделий разных видов и форм. Особенности композиционных решений художественных изделий. Размещение декоративных элементов в изделии; соотношение размеров, формы и др. Орнамент в художественных изделиях из металла; виды и особенности построения. Виды материалов для художественных изделий: металлы черные, цветные, благородные и их сплавы; камня, пластмассы и др.; допустимые дефекты. Технология художественных изделий из металла; виды и порядок технологических операций; приемы и режимы обработки металлов и сплавов. Курсы ювелиров и обучение ювелиров.

Глава 8. Основной и вспомогательный инструмент.

8.1. Основное технологическое оборудование.
Устройство и оборудование для ювелирного цеха. Малогабаритная муфельная печь. Слесарные тиски. Наковальни. Молотки. Вентиляторы высокого давления. Система очистки и подачи воздуха. Вентиляторы высокого давления. Паяльники. Метчики, резцы, напильники, надфили, Клещи, пинцеты, зажимы, струбцины. Надфили, шлифовки, абразивы, полироли. Материалы металлические и неметаллические. Основные и вспомогательные материалы. Шлифующие абразивы и полирующие пасты. Средства индивидуальной защиты. Очки, обувь, спецодежда. В раздевалке для студентов должна быть противоожоговая медицинская аптечка оказания первой медицинской помощи при ожогах.

9. Черчение. Технический рисунок

9.1. Основы черчения.
Чтение рабочих чертежей. Графические построения линий, фигур. Проекционное черчение. Технический рисунок; принципы построения. Чтение чертежей и дизайн-проекта. Эскизный рисунок.

10. Охрана труда и экология.

10.1. Требования безопасности перед началом, во время и по окончании работы.
Перед началом работы. Во время работы. По окончании работы. Экологические требования
Экологические требования к производству ху¬дожественных изделий из металла.
Правила организации рабочего места. Соблюдение требований безопасности труда. Требования безопасности труда по ГОСТ и СНиП. Курсы ювелира.

11. Профессиональный блок курса ювелира. (Ювелир 2,3 разряда).
В результате изучения обязательной части цикла слушатель курса ювелир должен
уметь:
- распознавать разные виды декоративно - прикладного искусства и традиционные особенности ювелирных изделий России;
- использовать традиции народных ювелиров России в профессиональной деятельности:
знать:
- своеобразие и художественную ценность народного ювелирного декоративно-прикладного искусства;
- ювелирные художественные промыслы в России. Ювелиры в Москве:
- стилистические особенности ювелирных художественных промыслов;
- основы технологии изготовления ювелирных изделий;
уметь:
- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность ювелирного изделия;
- создавать эскизы и наглядные изображения ювелирных изделий;
- использовать художественные средства композиции в ювелирном изделии;
- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей изделия;
- выдерживать соотношение размеров изделия;
- соблюдать закономерности соподчинения элементов;
знать:
- основные приемы художественного проектирования;
- принципы и законы композиции:
- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;
- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактура и текстура материалов и др.
- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации.
В результате изучения профессионального модуля выпускник курса ювелир должен:
иметь практический опыт:
- подготовки материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для проведения технологических операций по созданию художественных изделий из металла,
- подбирать материалы для выполнения художественных ювелирных работ;
- применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ и свойствами металлов;
- определять по внешним признакам вида качество материалов, используемых для изготовления художественных изделий из металла;
- подготавливать инструмент и оборудование к работе;
- производить несложный ремонт ювелирных изделий.
знать:
- типы инструмента, используемого для художественной обработки металла;
- назначение, виды и свойства металлов;
- свойства, назначение и состав шихтовых материалов;
- способы приготовления лигатур:
- свойства раскислителей и флюсов и их влияние на качество металла;
- температуру металлов и сплавов при заливке:
- требования к качеству материалов;
- требования техники безопасности при работе;
- методы эксплуатации обслуживаемого оборудования;
- устройство, способы изготовления универсальных, специальных чеканных
приспособлений и инструмента;
- приемы пользования режущим и мерительным инструментом:
- требования к организации индивидуального рабочего места.
- технологию сборки сложных форм:
- методы определения качества отливок;
- размеры припусков на усадку и механическую обработку:
- процессы и режимы сушки форм в сушильных и обжиговых печах и на месте формовки:
- приемы чеканки, выколотки сложных художественных изделий;
- виды фактурной обработки сварных швов, правила их термообработки;
- приемы чеканки по литью барельефных, горельефных и объемных скульптурных изображений, орнаментов растительных, геометрических форм и шрифтов;
- основные законы построения рисунка растительного и геометрического орнамента и шрифтов,
- технологию отливки сложных деталей из баббита, варки смолы и заливки смолой деталей перед чеканкой.

Основные способы обработки драгоценных металлов. Два основных способа обработки благородных металлов – литье и чеканка, которые возможны благодаря таким свойствам металлов, как плавкость и ковкость.

Перед литьем мастер изготовляет модель (из воска, свинца, меди или дерева) – отливка почти повторяет форму.

Ручки сосудов, орнаменты и фигуры, т.е. те части изделия, которые должны быть самыми прочными, отливаются в формах из песка. Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей: в них по отдельности отливаются разные части изделия, которые потом соединяются посредством спайки или привинчивания. Чтобы отлить орнамент из повторяющихся мотивов одна форма несколько раз последовательно продавливалась в песке. В XIX веке была изобретена гальванопластическая отливка.

Серебряный чеканный оклад иконы с видом Толгского монастыря. Ярославль, 1853 г. В отличие от литья чеканка – очень трудоемкий способ обработки металлов. Золото и серебро в нагретом состоянии разгоняются в тонкий лист, не теряя при этом своей упругости и эластичности. Форма предмета создается в холодном состоянии при помощи разгонных молотков. Часто изделие обрабатывается на свинцовой или смоляной подушке, которая избирается в зависимости от ковкости листа. Короткими и частыми ударами молотка лист при постоянном вращении и поджиме выстукивается по одной или обеим сторонам, пока не получается нужная форма; декор выбивают на наковальнях с помощью молоточков, чеканов и пуансонов (стальных прутиков с различными концами – в виде тупого шила, трубочки, шарика, прямоугольника и др.) разной величины и формы.

У хорошего мастера чеканов несколько сотен, причем лучшие мастера изготовляли их сами, соответственно со своими излюбленными орнаментами. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки, обычно же их делают из нескольких кусков, которые потом припаивают друг к другу.

Уже в древности применялась чеканка по твердой модели: золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или железной модели, а потом снимался с нее. Такая чеканка часто использовалась для выделки фигур. (фрагмент оклада) С древних времен известна чеканка в твердых формах и прессование листа между двумя формами из камня, бронзы или железа – штамповка (один штамп несет на себе рельеф-образец, а другой – его выемку). Родственна чеканке техника тиснения, при которой образец выдавливается во всех деталях на одной стороне металлического массива.

Выкованное или отлитое изделие необходимо доработать, для этого существует множество различных техник украшения изделий из драгоценных металлов, характерных для определенного времени и местности. 4.2. Техники украшения изделий из драгоценных металлов Для правильного определения золотого или серебряного предмета вопросы применения тех или иных технических приемов имеют большое значение.

Иногда мелкие и незначительные детали технических приемов могут помочь отнести драгоценное изделие к определенному художественному центру или связать его с определенным мастером. Некоторые техники украшения изделий из драгоценных металлов описаны ниже. Серебряная чеканная братина. Москва, 1652 г. Рельефная чеканка – одна из самых трудоемких приемов украшения золотых и серебряных изделий. Предмет в нагретом состоянии кладется на специальную упругую подушку из вара с толченым кирпичом, налитого в котелок с круглым дном, помещенный в кожаный круг, на котором он свободно вращается.

Предмет крепко «присмаливается» к подушке. Держа в левой руке чекан, мастер правой рукой наносит по нему удары молотком и выбивает рельефные узоры или изображения; наиболее высокие части рельефа выбиваются с оборотной стороны изделия. Чекан с концом в виде острого шила называется канфарником. В древности техника канфарения была известна под названием «торевтика». Канфарником наносят на поверхность металла рисунок, им же «канфарят» фон орнамента, изображения или надписи, т.е. делают поверхность матовой, зернистой.

На канфаренном фоне четко выделяются чеканные блестящие узоры. Также к искусству канфарения относится гравировка: эта техника была широко распространена уже в XIII-XIV веках, а потом в XVII-XVIII вв. Рисунок наносится как при гравировании на меди острым грабштихелем на гладком предмете; чтобы сделать изображение более четким в него втирают черную краску. В конце XVIII века, когда для гравировки стали использовать машины, возникла новая разновидность гравировки – гильоширование, при котором вся поверхность предмета равномерно покрывалась правильными геометрическими узорами (круги, дуги, волны). Эту технику часто использовали для художественной обработки футляров, табакерок и т.д.; в начале XIX века она вытеснила ручное гравирование.

Родственно гравировке травление, при котором предмет покрывается слоем смолы или асфальта, смешанного с пчелиным медом, а потом на нем процарапывается декор.

После погружения предмета в щелочь процарапанные места протравливаются, а поверхность вокруг них тускнеет. В итоге получается неглубокий рельеф. Расцвета техника достигла в XVI веке. Басма – ручное тиснение изображений и узоров на тонких листах золота или серебра. Тисненые узоры передают пластические формы, но отличаются от чеканки некоторой расплывчатостью рельефа, сходного своей мягкостью с деревянной резьбой.

Тиснение производится на медной литой матрице с рельефным орнаментом, реже – на каменной матрице, с высеченными узорами или изображениями. Тонкий лист золота или серебра накладывается на матрицу, на него кладется свинцовая подушка, по которой бьют деревянным молотком. Лист вгоняется в мельчайшие углубления рельефного орнамента матрицы, отпечатывающегося более четким с оборотной стороны, чем с лицевой. Благодаря тонкости листа басма легко может смяться, поэтому ее применяют чаще не для украшения предметов быта, а для окладов икон, книг и т.п. В документах XVII века упоминается «басма канфаренная», когда весь рисунок с лицевой стороны пройден «канфарником». К наиболее употребимым техникам украшения в златоделии принадлежат филигрань(скань) и зернь (гранулирование). Обе техники, применявшиеся в античности, популярные в средние века и барокко, основаны на припаивании элементов из драгоценных металлов к поверхности изделия. Также часто в золотом и серебряном деле для декора использовалась резьба.

Ажурная работа – декоративная златодельная техника, которая состоит в прорезывании или пропиливании декора напильником или в отливке с оставлением пустых мест; сюда же относится вырезание по листу.

Эта техника была особенно популярна в предметах поздней готики и ренессанса. Для достижения декоративного эффекта в XVIII веке при украшении золотых табакерок, часовых футляров и рукояток вееров также применяли золото различных оттенков.

У изделий дамасского оружия, через Византию Италия и Германия заимствовали технику инкрустирования – введения благородного металла в железную или бронзовую основу. В Испанию эту технику принесли мавры, а высочайшего мастерства в ней достигли в Китае и Японии. Инкрустация выполняется двумя способами: на поверхность подвергаемого чеканке металла кладут золотой лист, целиком разгоняя его на основу, благодаря чему оба металла крепко сцепляются друг с другом; изображение гравируется на более твердом металле и в линию контура набивается золотая или серебряная проволока.

Поверхность шлифуется или полируется. Кроме того, встречаются золотые изделия, инкрустированные серебром, серебряные изделия, инкрустированные золотом, а также изделия из драгоценных металлов, инкрустированные проволокой из простого металла другого цвета.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство Москвы 17 века

Недаром современники называли начало века «смутой», а весь век «бунташньм». Примерно к середине столетия последствия смутного времени удалось.. При Алексее Михайловиче (1645-1676) жизнь страны стала налаживаться. Тогда же.. В этом веке, особенно в его второй половине: 1) рушатся иконографические каноны; 2) достигает апогея любовь к..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Художественная обработка металла

Драгоценные металлы. Сплавы и добыча

Драгоценными металлами называют металлы, которые относятся к так называемой благородной группе. Это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы. Такие, как рутений, палладий, иридий, осмий, родий.

Название "драгоценные" они получили за высокую стоимость по сравнению с другими металлами, а "благородные" благодаря своей высокой химической стойкости во многих средах и красивому внешнему виду в готовых изделиях. Для изготовления многих художественных изделий и в ювелирном деле используются золото, серебро, платина, палладий, а также сплавы на основе этих металлов.

Золото – химический элемент 1 группы периодической системы элементов Менделеева. Атомный номер 79. Атомная масса 196,9665. Основная валентность 3. Плотность 19320 кг/м3. Температура плавления 1336, а кипения 3243К. Твердость по Бринеллю в отожженном состоянии 180-200 Мн/м2.

Золото представляет собой металл красивого желтого цвета, тяжелый, мягкий, очень пластичный и тягучий. При этом золото еще обладает хорошей отражательной способностью.

Из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км или проковать в пластину толщиной 0,0001 мм, которая пропускает свет.

Предполагают, что первым металлом, на котором человек остановил свой взгляд было золото, а первыми открывателями месторождений золота считают скотоводов, которые перегоняя по руслам высохших в летнюю жару рек и ручьев стада, обратили внимание на красивые по цвету самородки и крупинки золота коренных месторождений. После того, как были найдены другие металлы и способы их обработки, золото стало предметом роскоши, приобрело власть, а затем выступило в роли денег.

На землях Сибири и Казахстана месторождения золота разрабатывались с конца 3 тысячелетия до нашей эры. Древнейшим и довольно распространенным металлом оно было во многих странах, в том числе и в Древнем Египте, где сохранились золотые рудники со времен Рамсеса-2 (1317 – 1251 годы до нашей эры).

В России о существовании золота в Нерчинском крае знали со второй половины XVI века, открыли его там в 1746 году, спустя шесть лет из нерчинского серебра стали отделять золото.

Затем красивый, тяжелый, драгоценный металл нашли на Алтае, Урале и в Карелии.

В природе золото встречается в виде самородков, песка и мельчайшей пыли.

Крупнейшие самородки весом 60 – 90 кг были найдены в Аргентине и Австралии. Самый большой самородок, найденный в России, весил 48 кг.

Самородное золото представляет собой природные сплавы с серебром, а также со следами меди, железа и некоторых других металлов. Большинство древних художественных изделий выполнены их природных сплавов – электронов.

Из россыпей золото извлекали промывкой песка. Для промывки использовали желоба, ковши, лотки. Из руд золото и другие драгоценные металлы добывали путем нагревания породы до растрескивания, затем глыбы дробили в каменных ступах, растирали между жерновами и промывали через сита.

В наши времена добыча золота механизирована. Добывают его при помощи драг и гидравлическим способом.

При гидравлическом способе добычи вода под большим давлением размывает породу и отделяет от нее золото. На драгах, которые представляют собой плавучие сооружения, имеются оснащенные цепью подвесные ковши, с помощью которых со дна водоемов вынимают породу. Породу затем промывают и в результате промывки осаждается золото.

Добывают золото и из рудных залежей. Основными способами здесь являются цианирование и амальгамация.

Способ цианирования основан на растворении золота в водных растворах цианистых щелочей в присутствии кислорода и окислителей.

Амальгамация – способ более древний. Он основан на способности золота вступать при естественных условиях в соединения с ртутью. Процесс происходит в специальных амальгационных аппаратах. При этом руду, содержащую золото, пропускают с водой по амальгамированной поверхности ртути. Частицы золота, смачиваясь ртутью, образуют полужидкую амальгаму, из которой путем отжима получают твердую часть амальгамы. Затем ртуть испаряют, а оставшееся золото сплавляют в слитки. Ни один из способов не дает возможность получить этот драгоценный металл высокой чистоты. Полученные золотые слитки отправляют на очистительные заводы.

Чистое золото в слитках отличается красивым, желтым цветом. Золотой порошок, который получают путем осаждения золота из растворов, имеет цвет от красного до темно-фиолетового.

Золотые сплавы могут приобретать различные оттенки – это, так называемое, цветное золото. Например, примеси меди сообщают золоту красноватый оттенок, а серебряная лигатура – зеленоватый.

Примеси платины высветляют золото, делают его бледным, а при больших ее дозах сплавы совершенно обесцвечиваются. Такие сплавы называют "белым золотом".

Добавки железа придают золотому сплаву сероватые и синеватые оттенки, а добавки палладия – бурые и коричневатые.

В очень тонких листах применяемых при сусальном золочении, золото просвечивает синевато-зеленым цветом.

Эти сплавы хорошо режутся, шлифуются и полируются. Температура плавления чистого золота 1063°С, температура плавления сплавов – немного ниже. При отливке чистое золото имеет большую литейную усадку, для золотых сплавов усадка меньше.

Золото хорошо проводит электрический ток и тепло, немного уступая в этом серебру. На воздухе оно не окисляется даже при нагревании. Серная, азотная и соляная кислота на золото не действуют.

Золото растворяется только в горячей "царской водке" – смеси одной части азотной кислоты с двумя частями соляной, а также в селеновой кислоте. Растворяется золото в ртути, образуя амальгаму.

Непосредственно оно соединяется только с хлором, бромом, йодом, мышьяком, и фосфором. С большинством металлов золото легко образует сплавы.

Используют золото в ювелирном деле при изготовлении дорогих, уникальных изделий, чеканке наградных медалей, а также при золочении металлических и неметаллических изделий. Кроме того, золото расходуется для приготовления припоя, для пайки золотых и платиновых художественных изделий. Основная масса золота служит для обеспечения денежной системы. В промышленности используется в точном приборостроении, электротехнике, медицине, химической промышленности.

Серебро – химический элемент 1 группы периодической системы элементов Менделеева. Атомный номер 47. Атомная масса 107,868. Валентность 1;2. Плотность10500 кг/м3.

Серебро представляет собой белый, пластичный, тягучий и ковкий металл.

Температура плавления 960,5°С, температура кипения 1955°С.

Серебро имеет наивысшую отражательную способность из всех металлов – оно отражает почти 94 процента световых лучей и является самым теплопроводным и электропроводным металлом. Оно легко прокатывается в тончайшие листы до 0,00025 мм и вытягивается в очень тонкую проволоку.

Серебро хорошо режется и полируется. Оно тверже золота, но мягче меди.

Из-за мягкости чистое серебро употребляют в виде сплавов с медью, а в древности употребляли также и в виде природного сплава с золотом – электрума или электрона.

На воздухе серебро не окисляется, а наблюдаемое порой потемнение серебряных изделий объясняется образованием черного сернистого серебра под влиянием действия серы или сероводорода, которые всегда присутствуют в атмосфере города.

Кипящие едкие щелочи на серебро не действуют. Серебро растворяется в азотной и горячей серной кислоте.

С глубокой древности широко используют этот драгоценный металл в художественных изделиях и ювелирном деле.

Алхимики называли серебро Дианой или Луной. Оно довольно распространено в природе и встречается в самородном виде, а также в виде руды.

В России серебро добывается в основном из комплексных полиметаллических и золотосеребряных руд. Такие руды содержат до 80 процентов драгоценного металла. При добыче используются те же методы, что и при получении золота – цианирование и амальгамацию, однако в этом случает цианистые растворы должны быть более концентрированными.

В художественной промышленности серебро используется для производства ювелирных изделий, художественной посуды, столовых приборов, сувениров, подарочных изделий, выполняемых чеканкой, гравировкой, украшением чернью.

Кроме того, чистое серебро в виде тончайшей проволоки служит материалом для филигранных работ и насечки по стали. Чистое серебро является также материалом для художественных эмалевых изделий, а также оно идет на аноды при серебрении и гальванопластическом покрытии.

Серебро служит главным компонентом в серебряных твердых ювелирных припоях, которыми спаивают не только серебряные, но и медные и латунные изделия.

Используют серебро при составлении платиновых и палладиевых сплавов, что делает их более светлыми, а золотым сплавам серебро придает зеленоватый оттенок.

Мельников Илья

Художественная обработка металла. Драгоценные металлы. Сплавы и добыча

Художественная обработка металла. Драгоценные металлы. Сплавы и добыча

Драгоценными металлами называют металлы, которые относятся к так называемой благородной группе. Это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы. Такие, как рутений, палладий, иридий, осмий, родий.

Название "драгоценные" они получили за высокую стоимость по сравнению с другими металлами, а "благородные" благодаря своей высокой химической стойкости во многих средах и красивому внешнему виду в готовых изделиях. Для изготовления многих художественных изделий и в ювелирном деле используются золото, серебро, платина, палладий, а также сплавы на основе этих металлов.

Из книги Изобретения Дедала автора Джоунс Дэвид

Гидравлическая добыча угля Современные способы добычи угля настолько сложны и опасны, что Дедал по-настоящему счастлив сообщить о разработке принципиально нового метода добычи угля. Уголь - очень легкий минерал; его плотность ниже, чем плотность растворителя,

Из книги Работы по металлу автора Коршевер Наталья Гавриловна

Правка металла Правку применяют в тех случаях, когда нужно устранить искажение формы заготовки – волнистость, коробление, вмятины, искривления, выпучивания и т. д. Металл можно править как в холодном, так и в нагретом виде. Нагретый металл правится легче, что справедливо

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

Обработка металла Обработка металла включает в себя достаточно большое число работ различного вида, но каждая из них начинается с подготовки поверхности, которую предстоит обрабатывать. Что значит обработать металлическую деталь? Прежде всего проверить ее размеры и

Из книги Материаловедение: конспект лекций автора Алексеев Виктор Сергеевич

Гибка металла Слесарю очень часто приходится выполнять операцию, связанную с пластическим деформированием металла, – гибку. Ни одна слесарная работа, пожалуй, без нее не обходится. При сгибании металла его волокна испытывают одновременно и сжатие и растяжение. Поэтому

Из книги Художественная обработка металла. Поделочные и синтетические ювелирные камни автора Мельников Илья

5.8. Век металла Век металла - следующая за неолитом страница истории человеческой культуры. Переход к выплавке металла знаменует собой метасистемный переход в системе производства. Если раньше материал, из которого делается орудие, - дерево, камень, кость и т. п. -

Из книги Стекло и его свойства. Сырьевые материалы для стекловарения. Приготовление шихты автора Мельников Илья

1. Цветные металлы и сплавы, их свойства и назначение Ценные свойства цветных металлов обусловили их широкое применение в различных отраслях современного производства. Медь, алюминий, цинк, магний, титан и другие металлы и их сплавы являются незаменимыми материалами для

Из книги Материалы для ювелирных изделий автора Куманин Владимир Игоревич

Художественная обработка металла. Поделочные и синтетические ювелирные

Из книги Основы дизайна. Художественная обработка металла [Учебное пособие] автора Ермаков Михаил Прокопьевич

Художественная обработка стекла. Стекло и его свойства. Сырьевые материалы для стекловарения. Приготовление шихты Изделия из стекла вошли в культуру и быт человека с незапамятных времен. Считается, что первые изделия из стекла появились более шести тысяч лет

Из книги Художественная обработка металла. Эмалирование и художественное чернение автора Мельников Илья

7.4. Сплавы меди, имитирующие золотые и серебряные сплавы С целью удешевления художественных изделий при производстве недорогих украшений широко используются томпак, латунь, мельхиор, нейзильбер; при изготовлении художественных изделий – бронзы.Сплавы меди с цинком,

Из книги Художественная обработка металла. Коррозия и термическая обработка автора Мельников Илья

Раздел II Художественное литье: чугун и цветные металлы О природе вещей «…металлам, расплавленным жаром, может даны быть фигура и форма какая угодно» Лукреций

Из книги Фильтры для очистки воды автора Хохрякова Елена Анатольевна

7.2. Металлы для изготовления знаков и ювелирных украшений Золото – химический элемент – красивый желтый металл. Тяжелый, мягкий, пластичный, химически инертный. Применяется в основном в виде сплавов с другими металлами, что повышает его прочность и твердость.

Из книги Сварка автора Банников Евгений Анатольевич

Из книги автора

Из книги автора

Металлы Железо общее Железо – один из самых распространенных элементов в природе. Его содержание в земной коре составляет около 4,7 % по массе, поэтому железо, с точки зрения его распространенности в природе, принято называть макроэлементом.В природной воде железо

Из книги автора

Тяжелые металлы Понятие «тяжелые металлы» не относится к строго определенным. Разные авторы в составе группы тяжелых металлов указывают разные химические элементы. В экологических публикациях в эту группу включают около 40 элементов с атомной массой более 50 атомных