Игра как средство развития социальных эмоций. Средства развития социальных эмоций у дошкольников. Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка

Игра не только развивает мотивационную сферу, мышление и произвольность, но имеет большое значение для эмоционального развития детей.

После визита к врачу, где 5-летней Наде сделали прививку (при этом она сильно плакала), девочка стала проявлять активный интерес к игровому набору «Доктор», а точнее к шприцу, входившему в набор. Рассадив всех кукол перед собой, Надя серьезно обратилась к ним: «Это укол, вам нужна прививка, это совсем не больно». Затем Надя последовательно сделала всем «пациентам» укол, оплакивая каждую куклу. Эта игра продолжалась несколько дней, пока Надя уверенно не заявила:

«Я больше не боюсь уколов». Больше к игре в доктора девочка не возвращалась.

Игра является чрезвычайно эмоциональной деятельностью. «Игры в их внутреннем течении, - пишет В. В. Зеньков- ский, - служат задачам эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач» . Большинство авторов, изучавших игру, выделяют ее эмоциональную насыщенность и выраженное влияние на эмоциональную сферу личности. Характеризуя игру, Л. С. Выготский использовал следующий эпитет: «Идея, ставшая аффектом, понятие, превратившееся в страсть».

Но эмоциональная погруженность отнюдь не означает, что ребенок находится во власти аффекта. Наоборот, игра углубляет эмоциональную жизнь ребенка, непосредственно влияя на формирование эмоциональных стереотипов поведения и развитие высших социальных эмоций. В игре легко диагностировать преобладающий эмоциональный фон ребенка, особенности тонуса и эмоционального комфорта, наличие аффективных реакций.

Очевидно, что поведение дошкольника во многом зависит от возникающих чувств, а эмоциональная откликаемость на конкретную ситуацию является одним из механизмов развития личности. В детстве развитие эмоциональной сферы связано с процессами осознания ребенком собственных чувств, пониманием причин как личных переживаний, так и эмоциональных состояний окружающих людей. Широкая ориентация в области человеческих отношений в игре открывает возможности и для понимания чувств, моделирования ситуаций, вызывающих различные переживания и установления логических отношений между событиями окружающего мира и отношением к ним людей.

В работах А. В. Запорожца, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, А. П. Усовой и других авторов выделены механизмы влияния сюжетно-ролевой игры на эмоциональное самочувствие дошкольника. Среди важнейших называется подражание значимым, эмоционально привлекательным образцам поведения взрослых и эмоциональное заражение интересами партнера по игре. Удовлетворенность ребенка складывающимися ролевыми взаимоотношениями с детьми влияет на общее эмоциональное благополучие. Эмоции, сопровождающие сюжетно-ролевую игру, влияют на успешность взаимодействия дошкольника с окружающими людьми.

Анализируя роль эмоций в деятельности, в том числе и игровой, Запорожец подчеркивал значение эмоционального предвосхищения результата деятельности как механизма регуляции поведения. Контроль над деятельностью осуществляется мотивами, но не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву деятельности изменяют общую направленность деятельности личности. Эмоции предшествуют деятельности по удовлетворению потребностей, побуждая и направляя ее, так как эмоции являются своего рода субъективной формой потребностей.

Характер и динамика возникновения ситуативных эмоций в ролевой игре определяются как содержанием игры, так и чувствами, которые вызывает у ребенка сюжет (например, из игры в дочки-матери и присвоения материнской позиции сопереживания может родиться нежность и забота в отношении младшего братика). Главным свойством эмоций является отражение отношения к воспринимаемым явлениям. Следовательно, игровая ориентировка в отношениях между людьми создает основу формирования собственного многогранного отношения ребенка к миру.

Под руководством А. В. Запорожца и Я. 3. Неверович были проведены исследования социальных эмоций, которые играют позитивную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений как начал личности. Полученные данные позволяют выделить эмоциональное предвосхищение как главный регулятор сложных форм деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и направлены не только на удовлетворение узколичных потребностей самого ребенка, но и учитывают желания окружающих людей.

А. В. Запорожец описал появление у детей своеобразных аффективно-гностических комплексов через предчувствие отдаленных результатов своих действий. Это эмоциональные образы, при посредстве которых и осуществляется мотивационно-смысловая регуляция детского поведения. Исследования показали, что изменения в эмоциональной сфере дошкольника возникают на основе развития у ребенка в процессе коллективной деятельности способности сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали как свои собственные, эмоционально становиться на точку зрения другого.

Вначале эмоции формируются и видоизменяются, как показал А. В. Запорожец, в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с окружающими людьми и предметным миром. В дальнейшем «на основе внешней практической деятельности начинает складываться своеобразная внутренняя деятельность - эмоциональное воображение, представляющее собою своеобразный сплав аффективных и когнитивных процессов, то единство аффекта и интеллекта, которое Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств» .

В процессе игры, по данным исследования Л. А. Абрамян, дошкольникам легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить позитивные взаимоотношения с окружающими и на этой основе изжить проявления негативных аффектов, а порой сформировать у ребенка новые положительные эмоции . Кроме того, спокойные интересные игры могут снимать эмоциональное возбуждение и успокаивающе действовать на ребенка, нейтрализуя негативные эмоциональные переживания, а игры с правилами способствуют развитию эмоциональной устойчивости, умения выигрывать и проигрывать.

Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется целым рядом достижений: стабилизируется и иерархизируется аффективная жизнь ребенка, совершенствуются механизмы, эмоциональной регуляции поведения: возникают такие механизмы, как эмоциональное предвосхищение событий и последствий различных действий, произвольная регуляция эмоциональных процессов. Развитие эмоций в онтогенезе связано с дифференциацией качеств эмоций, усложнением объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитием способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.

Эмоциональный опыт ребенка изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими детьми. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что эмоциональное самочувствие дошкольника во многом определяется характером складывающихся взаимоотношений с партнерами по игре. Система эталонов восприятия экспрессивного поведения, по мнению исследователей, формируется в процессе коммуникативного взаимодействия, где немаловажное значение приобретает игровое взаимодействие. Игра расширяет возможности дошкольников в вербальном обозначении различных эмоциональных состояний, назывании эмоций. Возрастающие вербальные способности ребенка содействуют расширению словаря эмоциональных состояний, все большему осмыслению эмоциональных переживаний и активному использованию языка эмоций в игре.

Являясь ведущей формой взаимодействия в дошкольном возрасте, игра задает основную траекторию эмоционального развития в контексте общей структуры отношений ребенка с окружающим миром. Эмоциональная жизнь дошкольника насыщается разнообразными чувствами через присвоение роли и переживаний того персонажа, который изображает ребенок. По мнению Е. И. Изотовой, «мы можем рассматривать способность к осознанию своих эмоций как высшую психическую функцию, условиями формирования которой выступают игра и общение, а средством - речь» .

Важно отметить, что игровая деятельность является не только психологическим механизмом развития эмоциональной сферы, но структура игры такова, что она становится одновременно и условием эмоционального благополучия ребенка, а следовательно, и условием общего поступательного развития личности. Игра дает возможность не только развиваться, но и снимать эмоциональное напряжение, стабилизировать негативные эмоциональные переживания и повышать общий уровень эмоционального благополучия.

Эмоции ребенка в дошкольном детстве все больше освобождаются от импульсивности и сиюминутности. Развитие индивидуальности проявляется в обособлении от других и одновременном отождествлении себя со значимыми другими. Развиваются чувства справедливости, ответственности, привязанности, закладываются социальные эмоции и способность эмоционально предвосхищать результаты своих и чужих поступков.

«Воспоминания детства - это всегда
воспоминания чувства
и воспоминания - образов».
П. П. Блонский

Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психи-ческая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой ле-жит в преимущественном развитии эмоциональной сферы»

Какие бы понятия не формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно-значимыми, устойчивы-ми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им уда-стся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения.

Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удиви-тельно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям, детство остается неза-бываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далекое про-шлое, человек невольно связывает детство с определенными, эмоционально-окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек.

Мир для ребенка начинается с чувств и отражается в его переживаниях: чем богаче, ярче переживание, тем самобытнее личность ребенка.

Педагогическая работа ДОУ выстраивается на единстве постижения, действования, переживания и других компонентов-познавательного, и деятельностно-практического. Любые влияния, какой бы направленности они ни были (дидактической, воспитательной), отражаются на развитии мысли-тельных процессов ребенка, либо на его действиях, деятельности, способах поведения, либо на пристрастно окрашенной оценивающей деятельности, от-ношении к окружающему миру. Все три компонента, находясь во взаимосвя-зи, - своего рода векторы, к которым сводится многообразие педагогического воздействия.

Под эмоциональной сферой личности ребенка мы понимаем сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина); чувств (нравственных, эсте-тических, познавательных) и состояний (тревожность, неуверенность).

Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития, особенно в первые семь лет жизни ребенка.

Цель моей педагогической деятельности : научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмо-циями.

Для осуществления поставленной цели я определила для себя следующие за-дачи:

  • создать условия для развития эмоциональной сферы дошкольников;
  • развивать эмоциональную сферу детей во всех видах деятельности;
  • расширять словарь детей эмоциональной лексики, овладевать поня-тиями, соответствующими тому или иному состоянию;
  • понимать внешние признаки выражения эмоций, как положительных, так и отрицательных, границ их адекватного проявления;
  • открывать ребенку моральный смысл представлений об эмоциях, побуждать к самостоятельным этическим размышлениям.

Все указанные задачи взаимосвязаны, я решаю в комплексе. Особое внимание уделяю работе с родителями, так как только в тесном контакте с семьей можно перестроить эмоциональную сферу ребенка, раз-вить у него уверенность в себе, умение получать огромную радость от обще-ния с окружающим миром. В общении с родителями преобладают мотивы сотрудничества.

Для создания эмоционального комфорта провожу родительские собрания в форме игр и викторин. В нашем детском саду созданы все условия для развития эмоциональной сферы ребенка. Благодаря систематической работе заметно повысился уровень разви-тия эмоциональной сферы у детей. Учитывая индивидуальность и оригинальность каждого ребенка, я про-должаю создавать условия для развития эмоциональной сферы.

Кем бы ни были наши дети в будущем, мы надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь.

Приложение 1: .

Приложение 2: Сказки гуляют по свету .

Список литературы.

  1. Гаврина Ч.Е. Учимся понимать друг друга.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций.
  3. Воспитатель в детском саду. № 5, 6. 2008-08.
  4. Дурова Н.В. Очень важный разговор.
  5. Минаева В.М Развитие эмоций дошкольников.
  6. Жукова Р.А. Социально-эмоциональное развитие детей.
  7. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника, игры, упражнения.
  8. Семинака С.И. Уроки добра.
  9. Эмоциональное развитие дошкольников. (Под ред. А.Д. Кошелевой.).
  10. Формирование нравственного здоровья дошкольников (Под ред. Л.В Кузнецовой).
  11. Ребенок в детском саду. № 5, 2004

Белобородова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Курганский дом ребёнка специализированный
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: доклад
Тема: Игра как средство социально-эмоционального развития дошкольников
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Игра как средство социально – эмоционального развития

дошкольников

Целью дошкольного воспитания является воспитание эмоционально

благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.

социальных

экономических

условиях

жизненной

необходимостью

становится

развитие

эмоционального

интеллекта,

признанию ученых во всем мире, способствует жизненному успеху человека

и его счастью.

Выготского,

является

источником

развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность

перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он

сумеет сделать в сотрудничестве.

проблему

исследовали

Аркин; позднее игре были посвящены работы А.П. Усовой, Т.А. Марковой,

Л.А. Абрамян и других.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и

самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить»

и «дружить». Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с

тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает

«Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное

воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это

социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В

игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в

игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде

содержит

увеличительного

тенденции

развития.

дошкольном

возрасте

деятельность,

эмоционально

насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В

игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и

привычки

эмоционального

реагирования,

формируются

качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный

деятельность

использована

выявления

некоторых

особенностей

эмоционального

неблагополучия

дошкольника.

эффективным

средством

выявления

объективных

отношений,

реальные

отношения

партнерами,

проявляет

личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время

внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от

общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т.д.) способствует

нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит

к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых

побуждений и потребностей.

Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы

дошкольников

является

сюжетно-ролевые,

дидактические,

подвижные

театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые

являются

источником

формирования

социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной

сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая

жизненная

ситуация,

стремится

реализовать

формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется

распределять

интересов

участников.

Педагог использует различные игровые приемы для формирования у

детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи –

всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством

воздействия

появляются

агрессивность,

замкнутость.

процессе

развития

переходит

элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,

охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не

рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных

игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им,

какими бы сложными они ни были.

Педагогическая

руководству

отражается

перспективных планах в некоторых аспектах:

приемы педагогического влияния на содержание игр;

помощь детям при реализации сюжета игры;

развитие сюжета;

формирование взаимоотношений между участниками игры;

создание предметно-игровой среды.

знакомством

проводим

предварительную

чтение с обсуждением;

экскурсии;

показ наглядного материала;

изготовление атрибутов к игре.

значение

планировании

постоянному

анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой

собственной

инициативе

возможность

взаимоотношения

значительной

самостоятельно,

сталкиваясь

деятельности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая

комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы

практикуем

взаимопосещения

педагогов

просмотра

сюжетно-ролевой

формировании

развитии

социальной

чрезвычайно

организации

проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем

индивидуальному

зависимости

интересов

способностей.

необходимым

условием

является

поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

успешной

получает

удовольствие,

самоутверждается

испытывает

неподдельную

гордость.

Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление

замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость,

требование

повторение

обрастающей

подробностями.

Эмоциональный

помогает

дошкольнику

преодолевать

негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.

Театрализованная

является

эффективным

средством

развития

партнерства

освоения

способов

позитивного

взаимодействия.

дошкольных

учреждениях

развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего

«зрелища» на праздниках.

развитием

развивается

усложняется

ясельной

группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных,

импровизации,

инсценировки,

драматизации

режиссерская

удовольствием

показывают

театрализованные представления своим младшим друзьям.

Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную

дошкольников

Зрелищность

вызывает

радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они

определенную

направлена

получение

конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;

воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы

отношения

привить детям.

Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила,

которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую

Взрослый

организует

направляет

помогает

преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры

являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно

включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным

достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна

давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и

побуждать к усвоению нового.

Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья,

улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их

биологической

потребности

движениях.

социально-эмоциональная

направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя

допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные

двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.

К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных

образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не

совместной

деятельности,

выстраиваем

ситуаций,

побуждающих

сближению

педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры

предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для

доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется

культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к

сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного

отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные

позволяющие

расслабиться.

сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими

чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать –

радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение

выражать

потребности

вербальных

невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо

научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий –

игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные

проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы

получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и

дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся

появляется

устанавливаются

взаимоотношения, взаимопонимание.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств...

Игры на эмоциональное развитие – пазл, иногда выпадающий из поля зрения при воспитании ребенка. Почему эти игры необходимы? В чем их особенность?

Наши дети растут в эпоху больших информационных нагрузок, поэтому мы стараемся пораньше обеспечить им развитие интеллекта с помощью развивающих методик и занятий в детских клубах. Однако часто мы упускаем главное: малышу предстоит жить среди других людей. А это значит, что без адекватного развития эмоций ребенок неизбежно столкнется с трудностями социальной адаптации.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств.

При этом для достижения максимального эффекта игра на развитие эмоциональной сферы детей подбирается исходя из психологических особенностей конкретного ребенка.

Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка

    «Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях. По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение). Это поможет детям определять эмоции точнее.

    Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет. Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться. Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.

    «Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.

Общая характерная черта таких игр – выражение эмоций через движение, действие. Больше всего они придутся по вкусу детям, которые от природы обладают особой гибкостью и ловкостью тела, любят движение и физические упражнения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как носителей кожного вектора.

Таких малышей сложнее удержать над книжками и настольными играми на развитие эмоций. В подвижной игре выразить эмоции им будет легче. Кроме того, их «гуттаперчевое» тело позволяет именно через движение передать нюансы различных чувств и состояний.

Использовать такие игры на эмоции можно для дошкольников, в группах детского сада. И для школьников – во время досуга детей. Кроме того, любой из описанных вариантов игр можно упростить и использовать дома, в паре «ребенок-взрослый».


Дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоций для усидчивого ребенка

Существуют и другие игры на эмоциональное развитие детей – спокойные, проводятся сидя за столом, ведь далеко не каждый ребенок в восторге от беготни. На помощь приходят дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоциональной сферы:

    «Сюжетные картинки». Детям раздают картинки, общая последовательность которых представляет единый сюжет. Каждая картинка выражает определенные эмоции ребенка – главного героя. Взрослый рассказывает историю, а дети должны из рассказа угадать, какая картинка первая, какая вторая и т. д. Цель – сложить единую последовательность по сюжету. Во время игры обсуждают эмоции и чувства главного героя, причины перемен в его настроении. Этот вариант игры подойдет для подготовительной группы детского сада. Можно использовать индивидуально с малышом 5-6 лет.

    «Найди лицо». Этот вариант игры на развитие эмоций можно применять и для младшего возраста (с 2 лет). В наборе должны быть сюжетные картинки, а кроме того – «смайлики» с различным выражением лица. Задача для ребенка: определи эмоции героя и подбери подходящий «смайлик». Изготовить подобную игру очень легко своими руками.

    «Угадай пару». Вариантов такой игры много в продаже, хотя и своими руками ее сделать тоже можно. Карточки представляют собой пары. Каждая пара выражает определенные чувства, эмоции. Ребенок подбирает пару к своей карточке (находит такую, на которой чувства героя такие же).

Максимум положительных эмоций от настольных игр с карточками получают малыши с анальным вектором. Они от природы медлительны и очень усидчивы. В подвижной игре могут чувствовать себя неловко. Их тело вовсе не такое гибкое и ловкое, как у кожников, и физические упражнения даются им непросто.

А вот в настольных играх такой ребенок сможет прекрасно проявить себя. Он внимательный, обладает аналитическим складом ума. Подмечает малейшие детали, анализирует информацию тщательно и вдумчиво.

Театрализованные игры на развитие эмоций для чувствительного ребенка

В отличие от подвижных и настольных игр на развитие эмоциональной сферы, театрализация требует максимального проживания чувств героя, психологической способности ребенка прочувствовать и точно передать его состояние. Точнее всего это удается детям, которых природа наделила особой чувственностью. Системно-векторная психология определяет их как носителей .

Чтобы научить распознаванию и точному выражению эмоций, этим детям можно предлагать такие игры:

    «Что случилось в детском саду». Ребенок разыгрывает «сценку». В ней требуется передать состояние малыша, которого мама забирает из детского сада. Он чем-то расстроен? А может, испуган? Или обиделся на кого-то из товарищей? Зрители должны угадать и назвать эмоции, которые переживает герой.

    «Подскажи и помоги». Ребенок разыгрывает определенные эмоции. Остальные дети помогают советами. Например, человека с таким настроением надо отвести к врачу: видно, что у него что-то болит. В другом случае он просто чем-то расстроен – его надо утешить. Если боится – успокоить и т. д.

    «Этюды». Если малыш помимо зрительного, наделен еще и – он прирожденный актер. Такой ребенок через игру выражает эмоции не только мимически, но и телом. В этом случае он может разыграть для зрителей любую сценку, этюд с сюжетом. А задача аудитории – придумать историю и описать чувства героя.

Для адекватного развития эмоций одних игр ребенку будет недостаточно. Дошкольникам и школьникам требуется особое воспитание чувств – через чтение литературы на сопереживание и сострадание (об этом мы поговорим ниже). Зрительного ребенка можно дополнительно отдавать в театральный кружок, так как природа наделила его большим, чем остальных, эмоциональным диапазоном.


Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Распознание эмоций через музыку имеет положительный эффект для всех малышей. Но особенно восприимчивы к музыке дети со . Они природные интроверты, сосредоточены на своих мыслях. Мимика у них слабо выражена, даже если в душе бушует ураган чувств.

В развитии эмоциональной сферы, таким детям подойдут игры:

    «Весело – грустно». Поочередно звучит то грустная, то веселая музыка. У каждого ребенка в руках игрушка. Под веселую музыку игрушки «танцуют». Под грустную игрушку нужно покачать или погладить (успокоить). Использовать эту игру для распознания эмоций можно в младшей группе детского сада.

    «Подбери картинку». Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача – подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.

    «Нарисуй настроение». Эмоции в этой игре нужно выразить через рисунок. Звучит музыка, выражающая определенное настроение. Ребенок рисует картину, которая передает эмоциональное содержание музыки. Игра подойдет для подготовительной группы, детям 5-6 лет.

Важно помнить, что свои эмоции дети со звуковым вектором почти не выражают внешне. Маловыразительная мимика – их психологическая особенность, а не признак нехватки эмоций. Игры для такого ребенка должны быть ориентированы на распознание чувств. Помимо музыки, могут помочь карточки и настольные пособия, описанные выше.

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование. Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко. Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Грамотное воспитание чувств: для развития эмоций игр недостаточно

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому для эмоционального развития детей она имеет большое значение. Но для полноценного воспитания чувств ее недостаточно. Очень важно развивать навык сопереживания и сострадания через чтение малышам классической литературы:

Для маленьких зрительников чтение классической литературы – это судьбоносный вопрос. Их огромный чувственный диапазон не насыщается игрой. Развитие чувств должно быть достаточным, иначе ребенок вырастет неспособным к состраданию, истеричным, может страдать фобиями и паническими атаками.

Для детей развитие эмоций и воспитание чувств – залог успешной социальной адаптации, способности находить общий язык с другими людьми, строить отношения, приносящие радость и удовольствие.

Психологическая грамотность взрослых помогает справиться с различными задачами. Например, позволяет понимать, как использовать игры для детей, развивающие память, а каким малышам подойдут игры, развивающие внимание. Понимание свойств малыша – ключ ко всему, и слушайте отзывы родителей, прошедших тренинг.

Уникальные знания, без которых не обойтись при воспитании ребенка, ждут вас на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Джамиля Мердеева
Игры на развитие эмоциональной сферы детей

В психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольников . И главная цель моей работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста – это научить детей понимать свое эмоциональное состояние и окружающих людей, научить способам рассказывания о своем внутреннем мире, а также совершенствовать умения управлять своими чувствами.

Если ребенок научится распознавать свои и чужие эмоции , осознавать их значение и смысл от этого зависит успешность его взаимодействия с окружающим миром, а значит и успешность его социального развития .

Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей ? Конечно же, в игровой деятельности. И на своих занятиях с дошкольниками я постоянно использую игры на развитие эмоциональной сферы . На каждой нашей встрече, помимо приветствия, мы используем игровое упражнение «Наше настроение» . Дети по очереди проговаривают, какое у них настроение. Для этого используем «волшебный мяч» или «кубик эмоций » . Если ребенок затрудняется ответить, то он может показать какого цвета или на что похоже сейчас у него настроение.

Кроме этого представляем вашему вниманию игровые пособия на развитие эмоциональной сферы детей , которые я использую в своей работе с детьми, начиняя с младшего дошкольного возраста.

«Кубик эмоций »

Цель : , обозначение своего эмоционального состояния словом , соотнесение эмоции с явлением .

Мягкий поролоновый кубик, на каждой стороне куба изображение различных эмоциональных состояний .

Правила игры .

Ребенок бросает кубик на стол, и по верхней грани, изображает мимикой, жестами ту эмоцию , которая выпала. Или рассказывает про данную эмоцию , когда ее человек испытывает.

«Волшебные дощечки»

Цель : развитие восприятия окружающего мира, умение выразить свои ощущения словом, изобразить эмоциональное состояние полученный путем тактильного восприятия.

Пластиковые полоски, покрытые материалом различной фактуры : мех, наждачная бумага, сетка, фланель, пленка и др.

Правила игры .

Ребенок на ощупь берет полоску и говорит, на какое настроение похожа данная полоска, или же находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает.

«Грустный и веселый мешочек»

Цель : развитие эмоциональной сферы дошкольника , снижение эмоционального напряжения , формирование способности управлять своими чувствами.

Сшитые тканевые мешочки с различным наполнением. «Грустный мешочек» внутри содержит колючие шишки. Содержание «Веселого мешочка» может быть разным : это мягкие ватные шарики, теннисные шарики с пиктограммами.

Правила игры .

Данное пособие может быть наполнено различным содержимым, все зависит от цели игры . В «Грустный мешочек» ребенок может «сложить» свое плохое настроение и крепко его завязать. В «Веселом мешочке» ребенок может найти мягкие шарики, и поиграть с ними, или грустный ребенок может выбрать себе мячик, на котором изображен один из способов регуляции своего настроения.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора «Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора» С поступлением ребенка 1,5 – 3 летнего.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольника Игра «Создание рисунка по кругу» Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют.

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы Цель занятия: развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности; снижение агрессии; снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;.

Проект выполнила: Козлова Лариса Александровна Воспитатель, МБДОУ №4 Общеобразовательного вида С приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие эмоциональной сферы Цель:создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала;развивать навыки эмоциональной регуляции. Ход занятия:.