Игры для социально эмоционального развития детей. Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Игра не только развивает мотивационную сферу, мышление и произвольность, но имеет большое значение для эмоционального развития детей.

После визита к врачу, где 5-летней Наде сделали прививку (при этом она сильно плакала), девочка стала проявлять активный интерес к игровому набору «Доктор», а точнее к шприцу, входившему в набор. Рассадив всех кукол перед собой, Надя серьезно обратилась к ним: «Это укол, вам нужна прививка, это совсем не больно». Затем Надя последовательно сделала всем «пациентам» укол, оплакивая каждую куклу. Эта игра продолжалась несколько дней, пока Надя уверенно не заявила:

«Я больше не боюсь уколов». Больше к игре в доктора девочка не возвращалась.

Игра является чрезвычайно эмоциональной деятельностью. «Игры в их внутреннем течении, - пишет В. В. Зеньков- ский, - служат задачам эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач» . Большинство авторов, изучавших игру, выделяют ее эмоциональную насыщенность и выраженное влияние на эмоциональную сферу личности. Характеризуя игру, Л. С. Выготский использовал следующий эпитет: «Идея, ставшая аффектом, понятие, превратившееся в страсть».

Но эмоциональная погруженность отнюдь не означает, что ребенок находится во власти аффекта. Наоборот, игра углубляет эмоциональную жизнь ребенка, непосредственно влияя на формирование эмоциональных стереотипов поведения и развитие высших социальных эмоций. В игре легко диагностировать преобладающий эмоциональный фон ребенка, особенности тонуса и эмоционального комфорта, наличие аффективных реакций.

Очевидно, что поведение дошкольника во многом зависит от возникающих чувств, а эмоциональная откликаемость на конкретную ситуацию является одним из механизмов развития личности. В детстве развитие эмоциональной сферы связано с процессами осознания ребенком собственных чувств, пониманием причин как личных переживаний, так и эмоциональных состояний окружающих людей. Широкая ориентация в области человеческих отношений в игре открывает возможности и для понимания чувств, моделирования ситуаций, вызывающих различные переживания и установления логических отношений между событиями окружающего мира и отношением к ним людей.

В работах А. В. Запорожца, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, А. П. Усовой и других авторов выделены механизмы влияния сюжетно-ролевой игры на эмоциональное самочувствие дошкольника. Среди важнейших называется подражание значимым, эмоционально привлекательным образцам поведения взрослых и эмоциональное заражение интересами партнера по игре. Удовлетворенность ребенка складывающимися ролевыми взаимоотношениями с детьми влияет на общее эмоциональное благополучие. Эмоции, сопровождающие сюжетно-ролевую игру, влияют на успешность взаимодействия дошкольника с окружающими людьми.

Анализируя роль эмоций в деятельности, в том числе и игровой, Запорожец подчеркивал значение эмоционального предвосхищения результата деятельности как механизма регуляции поведения. Контроль над деятельностью осуществляется мотивами, но не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву деятельности изменяют общую направленность деятельности личности. Эмоции предшествуют деятельности по удовлетворению потребностей, побуждая и направляя ее, так как эмоции являются своего рода субъективной формой потребностей.

Характер и динамика возникновения ситуативных эмоций в ролевой игре определяются как содержанием игры, так и чувствами, которые вызывает у ребенка сюжет (например, из игры в дочки-матери и присвоения материнской позиции сопереживания может родиться нежность и забота в отношении младшего братика). Главным свойством эмоций является отражение отношения к воспринимаемым явлениям. Следовательно, игровая ориентировка в отношениях между людьми создает основу формирования собственного многогранного отношения ребенка к миру.

Под руководством А. В. Запорожца и Я. 3. Неверович были проведены исследования социальных эмоций, которые играют позитивную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений как начал личности. Полученные данные позволяют выделить эмоциональное предвосхищение как главный регулятор сложных форм деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и направлены не только на удовлетворение узколичных потребностей самого ребенка, но и учитывают желания окружающих людей.

А. В. Запорожец описал появление у детей своеобразных аффективно-гностических комплексов через предчувствие отдаленных результатов своих действий. Это эмоциональные образы, при посредстве которых и осуществляется мотивационно-смысловая регуляция детского поведения. Исследования показали, что изменения в эмоциональной сфере дошкольника возникают на основе развития у ребенка в процессе коллективной деятельности способности сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали как свои собственные, эмоционально становиться на точку зрения другого.

Вначале эмоции формируются и видоизменяются, как показал А. В. Запорожец, в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с окружающими людьми и предметным миром. В дальнейшем «на основе внешней практической деятельности начинает складываться своеобразная внутренняя деятельность - эмоциональное воображение, представляющее собою своеобразный сплав аффективных и когнитивных процессов, то единство аффекта и интеллекта, которое Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств» .

В процессе игры, по данным исследования Л. А. Абрамян, дошкольникам легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить позитивные взаимоотношения с окружающими и на этой основе изжить проявления негативных аффектов, а порой сформировать у ребенка новые положительные эмоции . Кроме того, спокойные интересные игры могут снимать эмоциональное возбуждение и успокаивающе действовать на ребенка, нейтрализуя негативные эмоциональные переживания, а игры с правилами способствуют развитию эмоциональной устойчивости, умения выигрывать и проигрывать.

Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется целым рядом достижений: стабилизируется и иерархизируется аффективная жизнь ребенка, совершенствуются механизмы, эмоциональной регуляции поведения: возникают такие механизмы, как эмоциональное предвосхищение событий и последствий различных действий, произвольная регуляция эмоциональных процессов. Развитие эмоций в онтогенезе связано с дифференциацией качеств эмоций, усложнением объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитием способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.

Эмоциональный опыт ребенка изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими детьми. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что эмоциональное самочувствие дошкольника во многом определяется характером складывающихся взаимоотношений с партнерами по игре. Система эталонов восприятия экспрессивного поведения, по мнению исследователей, формируется в процессе коммуникативного взаимодействия, где немаловажное значение приобретает игровое взаимодействие. Игра расширяет возможности дошкольников в вербальном обозначении различных эмоциональных состояний, назывании эмоций. Возрастающие вербальные способности ребенка содействуют расширению словаря эмоциональных состояний, все большему осмыслению эмоциональных переживаний и активному использованию языка эмоций в игре.

Являясь ведущей формой взаимодействия в дошкольном возрасте, игра задает основную траекторию эмоционального развития в контексте общей структуры отношений ребенка с окружающим миром. Эмоциональная жизнь дошкольника насыщается разнообразными чувствами через присвоение роли и переживаний того персонажа, который изображает ребенок. По мнению Е. И. Изотовой, «мы можем рассматривать способность к осознанию своих эмоций как высшую психическую функцию, условиями формирования которой выступают игра и общение, а средством - речь» .

Важно отметить, что игровая деятельность является не только психологическим механизмом развития эмоциональной сферы, но структура игры такова, что она становится одновременно и условием эмоционального благополучия ребенка, а следовательно, и условием общего поступательного развития личности. Игра дает возможность не только развиваться, но и снимать эмоциональное напряжение, стабилизировать негативные эмоциональные переживания и повышать общий уровень эмоционального благополучия.

Эмоции ребенка в дошкольном детстве все больше освобождаются от импульсивности и сиюминутности. Развитие индивидуальности проявляется в обособлении от других и одновременном отождествлении себя со значимыми другими. Развиваются чувства справедливости, ответственности, привязанности, закладываются социальные эмоции и способность эмоционально предвосхищать результаты своих и чужих поступков.

Джамиля Мердеева
Игры на развитие эмоциональной сферы детей

В психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольников . И главная цель моей работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста – это научить детей понимать свое эмоциональное состояние и окружающих людей, научить способам рассказывания о своем внутреннем мире, а также совершенствовать умения управлять своими чувствами.

Если ребенок научится распознавать свои и чужие эмоции , осознавать их значение и смысл от этого зависит успешность его взаимодействия с окружающим миром, а значит и успешность его социального развития .

Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей ? Конечно же, в игровой деятельности. И на своих занятиях с дошкольниками я постоянно использую игры на развитие эмоциональной сферы . На каждой нашей встрече, помимо приветствия, мы используем игровое упражнение «Наше настроение» . Дети по очереди проговаривают, какое у них настроение. Для этого используем «волшебный мяч» или «кубик эмоций » . Если ребенок затрудняется ответить, то он может показать какого цвета или на что похоже сейчас у него настроение.

Кроме этого представляем вашему вниманию игровые пособия на развитие эмоциональной сферы детей , которые я использую в своей работе с детьми, начиняя с младшего дошкольного возраста.

«Кубик эмоций »

Цель : , обозначение своего эмоционального состояния словом , соотнесение эмоции с явлением .

Мягкий поролоновый кубик, на каждой стороне куба изображение различных эмоциональных состояний .

Правила игры .

Ребенок бросает кубик на стол, и по верхней грани, изображает мимикой, жестами ту эмоцию , которая выпала. Или рассказывает про данную эмоцию , когда ее человек испытывает.

«Волшебные дощечки»

Цель : развитие восприятия окружающего мира, умение выразить свои ощущения словом, изобразить эмоциональное состояние полученный путем тактильного восприятия.

Пластиковые полоски, покрытые материалом различной фактуры : мех, наждачная бумага, сетка, фланель, пленка и др.

Правила игры .

Ребенок на ощупь берет полоску и говорит, на какое настроение похожа данная полоска, или же находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает.

«Грустный и веселый мешочек»

Цель : развитие эмоциональной сферы дошкольника , снижение эмоционального напряжения , формирование способности управлять своими чувствами.

Сшитые тканевые мешочки с различным наполнением. «Грустный мешочек» внутри содержит колючие шишки. Содержание «Веселого мешочка» может быть разным : это мягкие ватные шарики, теннисные шарики с пиктограммами.

Правила игры .

Данное пособие может быть наполнено различным содержимым, все зависит от цели игры . В «Грустный мешочек» ребенок может «сложить» свое плохое настроение и крепко его завязать. В «Веселом мешочке» ребенок может найти мягкие шарики, и поиграть с ними, или грустный ребенок может выбрать себе мячик, на котором изображен один из способов регуляции своего настроения.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора «Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора» С поступлением ребенка 1,5 – 3 летнего.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольника Игра «Создание рисунка по кругу» Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют.

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы Цель занятия: развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности; снижение агрессии; снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;.

Проект выполнила: Козлова Лариса Александровна Воспитатель, МБДОУ №4 Общеобразовательного вида С приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие эмоциональной сферы Цель:создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала;развивать навыки эмоциональной регуляции. Ход занятия:.

Развивающие игры для старших дошкольников

Автор: Еремина Нина Васильевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида», село Мельниково Шегарского района Томской области

Игры могут быть использованы в работе учителей-логопедов, педагогов - психологов, воспитателей. Данный материал рекомендован для работы с родителями. Игры предназначены для детей старшего возраста.

Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

« Я радуюсь когда. . .»

Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование положительных эмоций; расширение представление детей о поступках, которые приносят радость.

Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого» лица для каждого ребёнка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало, маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы бумаги (для каждого ребенка).

Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: « (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда …» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.

Гном: «Вот видите, ребята, как много разных ситуаций в жизни, когда у человека хорош и он улыбается». (Перечисляются все ответы детей), (4 минуты).

«Рассмеши принцессу Несмеяну»

Цель: формирование умения находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развитие воображения.

Оборудование: игрушка гнома, «песочная фея», поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

Фея рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?» После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце фея подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом она благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась и теперь, вспоминая рассказы детей, у нее всегда будет отличное настроение.

В конце игры дети прощаются с песочной феей. (20 минут)

«Королевство эмоций»

Цель: расширять представление детей об эмоции «зависть», учить детей понимать причины, которые приводят к тому или иному настроению.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограммы и рисунки сказочных персонажей с различными эмоциями.

Гном раскладывает по кругу пиктограммы всех известных детям эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевство эмоций. «Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, а какие навсегда останутся одни?» После ответов каждому ребенку предлагается подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро справился с заданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные внимательно слушают.

После выполнения задания гном обязательно хвалит детей. (20 минут)

«День рождения»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость», несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные карандаши.

Гном предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которые по очереди приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятам усложняется: надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает место гостя, а гость становится именинником. (7 минут)

«Пчелка в темноте»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «страх», развивать активный словарь эмоциональных состояний, коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «страх»; карточки, на которых изображены сказочные герои с выражением эмоции «страх»; несколько стульев для взрослых; материя, которая не пропускает свет.

Гном выбирает одного ребенка, который будет играть Пчелку. Он говорит о том, что Пчелка очень любит собирать мед. Она полетела на полянку, где растут много, много разных цветов. Перелетая с одного цветка на другой, Пчелка не заметила, как наступил вечер. А вечером цветы закрываются, поэтому Пчелке пришлось сидеть внутри цветка в темноте до утра.

Затем педагог от лица гнома ставит стулья так, чтобы ребенок-Пчелка мог залезть на стул и ходить по ним, не боясь упасть. Это цветы. После того как наступил вечер, Пчелка остается на одном из стульев и его закрывают материей, которая не пропускает свет. Несколько минут ребенок сидит в темноте, затем наступает утро, и материю снимают, Пчелка улетает к себе домой. В роли Пчелки должен побывать каждый ребенок.

При выполнении этой инсценировки важно знать, насколько каждый ребенок боится темноты и лучше всего иметь в запасе материал с разной плотностью. Для детей, которые очень сильно бояться темноты, необходимо использовать почти прозрачную материю.

В конце гном Вася хвалит всех детей за смелость независимо от того, хорошо или плохо они исполнили роль Пчелки. (15 минут)

«Отгадай настроение сказочных героев»

Цель: закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «зависть», сюжетные картинки, на которых изображены люди в разных позах, комплекты пиктограмм (8 шт.).

Гном предлагает детям поиграть в следующую игру. У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. Это упражнение дает возможность педагогу наиболее точно определить детей, которые еще не совсем овладели данным умением. (4 минуты)

«Для того чтобы слушали меня, я должен…»

Цель: учить детей умению слушать друг друга и окружающих людей, продолжать развивать умение вежливого обращения.

Оборудование: пары картинок с различными ситуациями общения, мяч.

Педагог предлагает детям встать в круг. Взрослый бросает каждому ребенку мячик, а тот в ответ должен подумать и ответить на вопрос: «Что нужно, для того чтобы меня внимательно слушать?» (5 минут)

«Без слов»

Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.

Оборудование: игрушка гном.

Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему помогают наводящими вопросами. (5 минут)

«Не урони мяч»

Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, внимание, умение работать с партнером, способствовать сплочению детского коллектива, учить детей умению проигрывать, развивать симпатию.

Оборудование: игрушка гном, игрушки из «Киндер-сюрприза» (любое количество, но не меньше чем 30 шт. на каждую пару), 2 маленьких ведерка, мяч, магнитофон, запись веселой музыки, бумага, цветные карандаши.

Гном предлагает детям встать парами лицом друг к другу и держать руками один мяч. Под звуки музыки детям нужно будет выполнить те действия, о которых будет говорить взрослый, при этом каждая пара должна постараться не выпускать мяч из рук. Действия: присесть, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, побегать, покружиться.

После выполнения задания ребятам предлагается встать спиной друг к другу, держать мяч спинами и выполнять команды гнома. Действия: присесть, покружиться, походить по комнате. При этом надо постараться, чтобы мяч не упал. (5 минут)

«Про Обидку и Грустинку»

Цель: продолжить формировать умение общаться со сверстниками, способность сплочению детского коллектива.

Оборудование: игрушка гном, клубок шерстяных ниток яркого цвета.

Гном говорит детям о том, что они не виноваты в том, что иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное – ее нейти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа гнома можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения. (5 минут)

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Рисунок 1. « »

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Белобородова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Курганский дом ребёнка специализированный
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: доклад
Тема: Игра как средство социально-эмоционального развития дошкольников
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Игра как средство социально – эмоционального развития

дошкольников

Целью дошкольного воспитания является воспитание эмоционально

благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.

социальных

экономических

условиях

жизненной

необходимостью

становится

развитие

эмоционального

интеллекта,

признанию ученых во всем мире, способствует жизненному успеху человека

и его счастью.

Выготского,

является

источником

развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность

перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он

сумеет сделать в сотрудничестве.

проблему

исследовали

Аркин; позднее игре были посвящены работы А.П. Усовой, Т.А. Марковой,

Л.А. Абрамян и других.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и

самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить»

и «дружить». Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с

тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает

«Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное

воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это

социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В

игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в

игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде

содержит

увеличительного

тенденции

развития.

дошкольном

возрасте

деятельность,

эмоционально

насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В

игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и

привычки

эмоционального

реагирования,

формируются

качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный

деятельность

использована

выявления

некоторых

особенностей

эмоционального

неблагополучия

дошкольника.

эффективным

средством

выявления

объективных

отношений,

реальные

отношения

партнерами,

проявляет

личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время

внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от

общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т.д.) способствует

нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит

к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых

побуждений и потребностей.

Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы

дошкольников

является

сюжетно-ролевые,

дидактические,

подвижные

театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые

являются

источником

формирования

социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной

сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая

жизненная

ситуация,

стремится

реализовать

формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется

распределять

интересов

участников.

Педагог использует различные игровые приемы для формирования у

детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи –

всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством

воздействия

появляются

агрессивность,

замкнутость.

процессе

развития

переходит

элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,

охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не

рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных

игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им,

какими бы сложными они ни были.

Педагогическая

руководству

отражается

перспективных планах в некоторых аспектах:

приемы педагогического влияния на содержание игр;

помощь детям при реализации сюжета игры;

развитие сюжета;

формирование взаимоотношений между участниками игры;

создание предметно-игровой среды.

знакомством

проводим

предварительную

чтение с обсуждением;

экскурсии;

показ наглядного материала;

изготовление атрибутов к игре.

значение

планировании

постоянному

анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой

собственной

инициативе

возможность

взаимоотношения

значительной

самостоятельно,

сталкиваясь

деятельности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая

комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы

практикуем

взаимопосещения

педагогов

просмотра

сюжетно-ролевой

формировании

развитии

социальной

чрезвычайно

организации

проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем

индивидуальному

зависимости

интересов

способностей.

необходимым

условием

является

поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

успешной

получает

удовольствие,

самоутверждается

испытывает

неподдельную

гордость.

Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление

замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость,

требование

повторение

обрастающей

подробностями.

Эмоциональный

помогает

дошкольнику

преодолевать

негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.

Театрализованная

является

эффективным

средством

развития

партнерства

освоения

способов

позитивного

взаимодействия.

дошкольных

учреждениях

развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего

«зрелища» на праздниках.

развитием

развивается

усложняется

ясельной

группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных,

импровизации,

инсценировки,

драматизации

режиссерская

удовольствием

показывают

театрализованные представления своим младшим друзьям.

Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную

дошкольников

Зрелищность

вызывает

радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они

определенную

направлена

получение

конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;

воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы

отношения

привить детям.

Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила,

которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую

Взрослый

организует

направляет

помогает

преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры

являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно

включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным

достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна

давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и

побуждать к усвоению нового.

Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья,

улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их

биологической

потребности

движениях.

социально-эмоциональная

направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя

допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные

двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.

К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных

образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не

совместной

деятельности,

выстраиваем

ситуаций,

побуждающих

сближению

педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры

предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для

доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется

культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к

сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного

отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные

позволяющие

расслабиться.

сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими

чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать –

радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение

выражать

потребности

вербальных

невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо

научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий –

игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные

проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы

получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и

дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся

появляется

устанавливаются

взаимоотношения, взаимопонимание.