Игры на эмоциональное развитие ребенка. Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников Игра как средство развития социальных эмоций

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств...

Игры на эмоциональное развитие – пазл, иногда выпадающий из поля зрения при воспитании ребенка. Почему эти игры необходимы? В чем их особенность?

Наши дети растут в эпоху больших информационных нагрузок, поэтому мы стараемся пораньше обеспечить им развитие интеллекта с помощью развивающих методик и занятий в детских клубах. Однако часто мы упускаем главное: малышу предстоит жить среди других людей. А это значит, что без адекватного развития эмоций ребенок неизбежно столкнется с трудностями социальной адаптации.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств.

При этом для достижения максимального эффекта игра на развитие эмоциональной сферы детей подбирается исходя из психологических особенностей конкретного ребенка.

Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка

    «Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях. По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение). Это поможет детям определять эмоции точнее.

    Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет. Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться. Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.

    «Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.

Общая характерная черта таких игр – выражение эмоций через движение, действие. Больше всего они придутся по вкусу детям, которые от природы обладают особой гибкостью и ловкостью тела, любят движение и физические упражнения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как носителей кожного вектора.

Таких малышей сложнее удержать над книжками и настольными играми на развитие эмоций. В подвижной игре выразить эмоции им будет легче. Кроме того, их «гуттаперчевое» тело позволяет именно через движение передать нюансы различных чувств и состояний.

Использовать такие игры на эмоции можно для дошкольников, в группах детского сада. И для школьников – во время досуга детей. Кроме того, любой из описанных вариантов игр можно упростить и использовать дома, в паре «ребенок-взрослый».


Дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоций для усидчивого ребенка

Существуют и другие игры на эмоциональное развитие детей – спокойные, проводятся сидя за столом, ведь далеко не каждый ребенок в восторге от беготни. На помощь приходят дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоциональной сферы:

    «Сюжетные картинки». Детям раздают картинки, общая последовательность которых представляет единый сюжет. Каждая картинка выражает определенные эмоции ребенка – главного героя. Взрослый рассказывает историю, а дети должны из рассказа угадать, какая картинка первая, какая вторая и т. д. Цель – сложить единую последовательность по сюжету. Во время игры обсуждают эмоции и чувства главного героя, причины перемен в его настроении. Этот вариант игры подойдет для подготовительной группы детского сада. Можно использовать индивидуально с малышом 5-6 лет.

    «Найди лицо». Этот вариант игры на развитие эмоций можно применять и для младшего возраста (с 2 лет). В наборе должны быть сюжетные картинки, а кроме того – «смайлики» с различным выражением лица. Задача для ребенка: определи эмоции героя и подбери подходящий «смайлик». Изготовить подобную игру очень легко своими руками.

    «Угадай пару». Вариантов такой игры много в продаже, хотя и своими руками ее сделать тоже можно. Карточки представляют собой пары. Каждая пара выражает определенные чувства, эмоции. Ребенок подбирает пару к своей карточке (находит такую, на которой чувства героя такие же).

Максимум положительных эмоций от настольных игр с карточками получают малыши с анальным вектором. Они от природы медлительны и очень усидчивы. В подвижной игре могут чувствовать себя неловко. Их тело вовсе не такое гибкое и ловкое, как у кожников, и физические упражнения даются им непросто.

А вот в настольных играх такой ребенок сможет прекрасно проявить себя. Он внимательный, обладает аналитическим складом ума. Подмечает малейшие детали, анализирует информацию тщательно и вдумчиво.

Театрализованные игры на развитие эмоций для чувствительного ребенка

В отличие от подвижных и настольных игр на развитие эмоциональной сферы, театрализация требует максимального проживания чувств героя, психологической способности ребенка прочувствовать и точно передать его состояние. Точнее всего это удается детям, которых природа наделила особой чувственностью. Системно-векторная психология определяет их как носителей .

Чтобы научить распознаванию и точному выражению эмоций, этим детям можно предлагать такие игры:

    «Что случилось в детском саду». Ребенок разыгрывает «сценку». В ней требуется передать состояние малыша, которого мама забирает из детского сада. Он чем-то расстроен? А может, испуган? Или обиделся на кого-то из товарищей? Зрители должны угадать и назвать эмоции, которые переживает герой.

    «Подскажи и помоги». Ребенок разыгрывает определенные эмоции. Остальные дети помогают советами. Например, человека с таким настроением надо отвести к врачу: видно, что у него что-то болит. В другом случае он просто чем-то расстроен – его надо утешить. Если боится – успокоить и т. д.

    «Этюды». Если малыш помимо зрительного, наделен еще и – он прирожденный актер. Такой ребенок через игру выражает эмоции не только мимически, но и телом. В этом случае он может разыграть для зрителей любую сценку, этюд с сюжетом. А задача аудитории – придумать историю и описать чувства героя.

Для адекватного развития эмоций одних игр ребенку будет недостаточно. Дошкольникам и школьникам требуется особое воспитание чувств – через чтение литературы на сопереживание и сострадание (об этом мы поговорим ниже). Зрительного ребенка можно дополнительно отдавать в театральный кружок, так как природа наделила его большим, чем остальных, эмоциональным диапазоном.


Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Распознание эмоций через музыку имеет положительный эффект для всех малышей. Но особенно восприимчивы к музыке дети со . Они природные интроверты, сосредоточены на своих мыслях. Мимика у них слабо выражена, даже если в душе бушует ураган чувств.

В развитии эмоциональной сферы, таким детям подойдут игры:

    «Весело – грустно». Поочередно звучит то грустная, то веселая музыка. У каждого ребенка в руках игрушка. Под веселую музыку игрушки «танцуют». Под грустную игрушку нужно покачать или погладить (успокоить). Использовать эту игру для распознания эмоций можно в младшей группе детского сада.

    «Подбери картинку». Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача – подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.

    «Нарисуй настроение». Эмоции в этой игре нужно выразить через рисунок. Звучит музыка, выражающая определенное настроение. Ребенок рисует картину, которая передает эмоциональное содержание музыки. Игра подойдет для подготовительной группы, детям 5-6 лет.

Важно помнить, что свои эмоции дети со звуковым вектором почти не выражают внешне. Маловыразительная мимика – их психологическая особенность, а не признак нехватки эмоций. Игры для такого ребенка должны быть ориентированы на распознание чувств. Помимо музыки, могут помочь карточки и настольные пособия, описанные выше.

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование. Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко. Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Грамотное воспитание чувств: для развития эмоций игр недостаточно

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому для эмоционального развития детей она имеет большое значение. Но для полноценного воспитания чувств ее недостаточно. Очень важно развивать навык сопереживания и сострадания через чтение малышам классической литературы:

Для маленьких зрительников чтение классической литературы – это судьбоносный вопрос. Их огромный чувственный диапазон не насыщается игрой. Развитие чувств должно быть достаточным, иначе ребенок вырастет неспособным к состраданию, истеричным, может страдать фобиями и паническими атаками.

Для детей развитие эмоций и воспитание чувств – залог успешной социальной адаптации, способности находить общий язык с другими людьми, строить отношения, приносящие радость и удовольствие.

Психологическая грамотность взрослых помогает справиться с различными задачами. Например, позволяет понимать, как использовать игры для детей, развивающие память, а каким малышам подойдут игры, развивающие внимание. Понимание свойств малыша – ключ ко всему, и слушайте отзывы родителей, прошедших тренинг.

Уникальные знания, без которых не обойтись при воспитании ребенка, ждут вас на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Игра, как средство социально-эмоционального развития ребенка.

Курсова Наталья Юрьевна

Воспитатель первой

квалификационной категории

МДОУ детский сад N 100

2017

Одним из факторов, влияющих на состояние современного ребёнка в детском саду, является эмоциональное благополучие воспитанника в группе. С поступлением ребёнка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений. Они создают для дошкольника стрессовую ситуацию, которая в свою очередь способствует возникновению отрицательных эмоций, что в целом негативно влияет на его здоровье.

В соответствии с положениями ФГОС ДОО для воспитанников ДОУ должны быть созданы условия, направленные

на сохранение и укрепление их психического и физического здоровья;

обеспечивающие их эмоциональное благополучие.

Наиболее эффективным средством работы в развитии благоприятной эмоциональной сферы воспитанников является игра. Влияние игры на развитие личности дошкольника заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими детьми.

Всё вышесказанное подтверждает значимость выбранной методической темы «Игра, как средство социально-эмоционального развития ребёнка».

Целью работы с детьми раннего возраста является повышение уровня развития эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

Создать условия для эмоционально радостного проживания ребёнком этапов дошкольного детства;

Формировать у воспитанников умения соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям;

Развивать эмоциональное отношение воспитанника к содержанию игры;

Развивать умения действовать соответственно правилам игры;

Развивать координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

Развивать зрительное восприятие, внимание, речь, воображение воспитанников;

Воспитывать доброжелательного отношение к сверстникам.

В соответствии с положениями ФГОС ДО игрушки должны обладать следующими качествами:

1. Полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.

2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки, совместные игры.

3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и т.д., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки.

4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Ежедневно в педагогический процесс с учётом специфики эмоционального поведения воспитанников включаются различные виды игр.

Игры-забавы, пальчиковая гимнастика, игры-хороводы учат воспитанников сотрудничать, активно слушать, воспринимать информацию, развивают речь, вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Особое место в развитии ребёнка занимает подвижная игра. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности. Для увеличения двигательной активности используются игровые модули, маты, игрушки-каталки, крупные машины.

Для усвоения знаний и умений применяются дидактические и сенсорные игры, в которых воспитанники учатся общаться друг с другом. У детей появляется первый опыт взаимодействия, приобретаются навыки вежливого общения .

Дети третьего года жизни уже приобщились к образно-ролевой игре, у них формируются основы сюжетно-ролевой игры. С целью формирования у воспитанников навыков сюжетно-ролевой игры используются игры-ситуации различной тематики: игры с куклами; игры с транспортом; игры в больницу; игры в парикмахерскую; игры со строительным материалом. Данные игры способствуют тесному общению детей друг с другом, учат подчинять свои желания желаниям других детей, способствуют становлению доброжелательных отношений между детьми.

Большой эмоциональный отклик у воспитанников вызывают театрализованные игры: игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к театрализованной деятельности, стремление воспроизводить фрагменты знакомых спектаклей по собственной инициативе. При этом дети учатся выражать разные состояния с помощью соответствующей интонации. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость.

В самостоятельной игровой деятельности для воспитанников создана возможность саморазвития. Ребёнок свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. У педагога появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их желания. В группе создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Одним из направлений в работе по созданию эмоционального благополучия воспитанников является сотрудничество с семьей. Только в тесном единстве родителей и воспитателя можно перестроить эмоциональную сферу ребёнка.

В своей деятельности использую следующие формы работы с семьей:

Анкетирование: «Какие мы родители?»;

Индивидуальные беседы по проблемам воспитания детей;

Консультации «В мире детских эмоций»; «Игра в жизни ребёнка»; «Давайте поиграем»;

Проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка»; «Роль игры в развитии эмоциональной сферы ребёнка»;

Оформление фотовыставок: «Наш день в детском саду», «Мы играем».

Таким образом, можно утверждать, что игра оказывает положительное влияние на формирование эмоционального контакта, доверия воспитанников к окружающим. С одной стороны, в игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребёнка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

«Воспоминания детства - это всегда
воспоминания чувства
и воспоминания - образов».
П. П. Блонский

Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психи-ческая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой ле-жит в преимущественном развитии эмоциональной сферы»

Какие бы понятия не формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно-значимыми, устойчивы-ми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им уда-стся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения.

Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удиви-тельно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям, детство остается неза-бываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далекое про-шлое, человек невольно связывает детство с определенными, эмоционально-окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек.

Мир для ребенка начинается с чувств и отражается в его переживаниях: чем богаче, ярче переживание, тем самобытнее личность ребенка.

Педагогическая работа ДОУ выстраивается на единстве постижения, действования, переживания и других компонентов-познавательного, и деятельностно-практического. Любые влияния, какой бы направленности они ни были (дидактической, воспитательной), отражаются на развитии мысли-тельных процессов ребенка, либо на его действиях, деятельности, способах поведения, либо на пристрастно окрашенной оценивающей деятельности, от-ношении к окружающему миру. Все три компонента, находясь во взаимосвя-зи, - своего рода векторы, к которым сводится многообразие педагогического воздействия.

Под эмоциональной сферой личности ребенка мы понимаем сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина); чувств (нравственных, эсте-тических, познавательных) и состояний (тревожность, неуверенность).

Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития, особенно в первые семь лет жизни ребенка.

Цель моей педагогической деятельности : научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмо-циями.

Для осуществления поставленной цели я определила для себя следующие за-дачи:

  • создать условия для развития эмоциональной сферы дошкольников;
  • развивать эмоциональную сферу детей во всех видах деятельности;
  • расширять словарь детей эмоциональной лексики, овладевать поня-тиями, соответствующими тому или иному состоянию;
  • понимать внешние признаки выражения эмоций, как положительных, так и отрицательных, границ их адекватного проявления;
  • открывать ребенку моральный смысл представлений об эмоциях, побуждать к самостоятельным этическим размышлениям.

Все указанные задачи взаимосвязаны, я решаю в комплексе. Особое внимание уделяю работе с родителями, так как только в тесном контакте с семьей можно перестроить эмоциональную сферу ребенка, раз-вить у него уверенность в себе, умение получать огромную радость от обще-ния с окружающим миром. В общении с родителями преобладают мотивы сотрудничества.

Для создания эмоционального комфорта провожу родительские собрания в форме игр и викторин. В нашем детском саду созданы все условия для развития эмоциональной сферы ребенка. Благодаря систематической работе заметно повысился уровень разви-тия эмоциональной сферы у детей. Учитывая индивидуальность и оригинальность каждого ребенка, я про-должаю создавать условия для развития эмоциональной сферы.

Кем бы ни были наши дети в будущем, мы надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь.

Приложение 1: .

Приложение 2: Сказки гуляют по свету .

Список литературы.

  1. Гаврина Ч.Е. Учимся понимать друг друга.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций.
  3. Воспитатель в детском саду. № 5, 6. 2008-08.
  4. Дурова Н.В. Очень важный разговор.
  5. Минаева В.М Развитие эмоций дошкольников.
  6. Жукова Р.А. Социально-эмоциональное развитие детей.
  7. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника, игры, упражнения.
  8. Семинака С.И. Уроки добра.
  9. Эмоциональное развитие дошкольников. (Под ред. А.Д. Кошелевой.).
  10. Формирование нравственного здоровья дошкольников (Под ред. Л.В Кузнецовой).
  11. Ребенок в детском саду. № 5, 2004

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане .

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и искусства. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности .

Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Так Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Н. Карпова и др. рассматривали игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и определяли ее значение в процессе развития ребенка; особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец. Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л.Н. Барсукова, М.А. Васильева, Л.Н. Венгер, Я.Л. Коломенский, И.Ю. Кулагина, М.А. Михайленко и др. .

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.

Игры детей развиваются в общении с взрослыми. В играх дети легко воспринимают черты быта семьи, впитывают богатства родной речи .

Игры детей дошкольного возраста богаты и разнообразны по содержанию и со временем всё больше приобретают коллективный характер. Дети трёх - шести лет играют много и дома, и в детском саду, и во дворе, и на улице.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели.

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через верёвочку, набрасывание лассо, движения с мячами, дают свой позитивный результат. Играя,дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом,следуя определённым правилам . Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояли, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний .

На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных детей, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру .

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Н.К. Крупская предъявила к педагогике высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело вернее глаз, развиваются сообразительность находчивость инициатива. Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» - писала она .

Искусство воспитания - это творческие технологии педагога, фундаментальная основа которых - наука. Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда - педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра - это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила .