Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Социальные эмоции Игра как средство развития социальных эмоций

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Рисунок 1. « »

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Джамиля Мердеева
Игры на развитие эмоциональной сферы детей

В психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольников . И главная цель моей работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста – это научить детей понимать свое эмоциональное состояние и окружающих людей, научить способам рассказывания о своем внутреннем мире, а также совершенствовать умения управлять своими чувствами.

Если ребенок научится распознавать свои и чужие эмоции , осознавать их значение и смысл от этого зависит успешность его взаимодействия с окружающим миром, а значит и успешность его социального развития .

Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей ? Конечно же, в игровой деятельности. И на своих занятиях с дошкольниками я постоянно использую игры на развитие эмоциональной сферы . На каждой нашей встрече, помимо приветствия, мы используем игровое упражнение «Наше настроение» . Дети по очереди проговаривают, какое у них настроение. Для этого используем «волшебный мяч» или «кубик эмоций » . Если ребенок затрудняется ответить, то он может показать какого цвета или на что похоже сейчас у него настроение.

Кроме этого представляем вашему вниманию игровые пособия на развитие эмоциональной сферы детей , которые я использую в своей работе с детьми, начиняя с младшего дошкольного возраста.

«Кубик эмоций »

Цель : , обозначение своего эмоционального состояния словом , соотнесение эмоции с явлением .

Мягкий поролоновый кубик, на каждой стороне куба изображение различных эмоциональных состояний .

Правила игры .

Ребенок бросает кубик на стол, и по верхней грани, изображает мимикой, жестами ту эмоцию , которая выпала. Или рассказывает про данную эмоцию , когда ее человек испытывает.

«Волшебные дощечки»

Цель : развитие восприятия окружающего мира, умение выразить свои ощущения словом, изобразить эмоциональное состояние полученный путем тактильного восприятия.

Пластиковые полоски, покрытые материалом различной фактуры : мех, наждачная бумага, сетка, фланель, пленка и др.

Правила игры .

Ребенок на ощупь берет полоску и говорит, на какое настроение похожа данная полоска, или же находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает.

«Грустный и веселый мешочек»

Цель : развитие эмоциональной сферы дошкольника , снижение эмоционального напряжения , формирование способности управлять своими чувствами.

Сшитые тканевые мешочки с различным наполнением. «Грустный мешочек» внутри содержит колючие шишки. Содержание «Веселого мешочка» может быть разным : это мягкие ватные шарики, теннисные шарики с пиктограммами.

Правила игры .

Данное пособие может быть наполнено различным содержимым, все зависит от цели игры . В «Грустный мешочек» ребенок может «сложить» свое плохое настроение и крепко его завязать. В «Веселом мешочке» ребенок может найти мягкие шарики, и поиграть с ними, или грустный ребенок может выбрать себе мячик, на котором изображен один из способов регуляции своего настроения.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора «Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора» С поступлением ребенка 1,5 – 3 летнего.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольника Игра «Создание рисунка по кругу» Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют.

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы Цель занятия: развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности; снижение агрессии; снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;.

Проект выполнила: Козлова Лариса Александровна Воспитатель, МБДОУ №4 Общеобразовательного вида С приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие эмоциональной сферы Цель:создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала;развивать навыки эмоциональной регуляции. Ход занятия:.

«Ой, лады»

Цель – воспитывать добрые отношения друг другу.

Воспитатель и малыши произносят слова и выполняют действия.

Лады-лады-ладушки,

Хлопают в ладоши.

Мы пекли оладушки,

Имитируют действие.

Маслом поливали,

Указательным пальцем водят по ладошке.

Деток угощали…

Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками»,

Тане – два, Ване – два и…

(воспитатель называет свое имя) – тоже два!

Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья!

Все дружно хлопают в ладоши.

«Паровозик»

Цели: учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» - дети. Воспитатель поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы – вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс – вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».

«Передай мяч»

Цель – учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя»).

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

«Ласковое имя»

Цель – учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные

дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка,

стоящего в центре круга.

«Дотронься ласково»

Цель – учить детей включаться в разные формы коммуникации.

Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Взрослые также участвуют в игре, и если дети затрудняются в обращении, то помогают им.

Игра предполагает несколько вариантов – можно дотрагиваться до руки, до носа. Некоторым детям трудно выполнять такие действия – не нужно заставлять выполнять все. Взрослые активно помогают малышам включаться в разные формы коммуникации.

«Спаси птенца»

Цель – воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Детям раздают ватные комочки – это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.

«Ласковый ребенок»

Цель – продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбнуться: «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму – вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему повторить эти действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» затем взрослый поочередно вызывает остальных детей, игра повторяется.

«Цветные коврики»

Цель – учить передавать эмоции в соответствии с цветом.

Для игры понадобятся игрушки, а также желтый и черный коврики (их кладут перед детьми). Воспитатель показывает игрушку (например, волка) и говорит детям: «Волк злой, сердитый, мы его поставим на черный коврик. А петушок веселый, добрый, его мы поставим на желтый коврик».

Так можно обыграть все знакомые игрушки или сказочных героев.

Затем можно усложнить игру: добавить коврики других цветов (голубой – слезы, грусть; зеленый - спокойствие); предложить детям самим проявить эмоции на коврике любого цвета: «Анечка, ты – сердитая кошка. Встань на коврик черного цвета и изобрази ее».

«Кто лучше разбудит?»

Цель – способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково.

«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель – способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

« Вместе играем »

Цель – учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Для игры понадобятся парные игрушки: шарик и желобок, паровозик и вагончик, машина и кубики.

Воспитатель расставляет детей парами и раздает им игрушки, предлагая поиграть вместе. Затем помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки.

В конце игры педагог фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик. Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали в машину кубики и возили».

«Кто пришел к нам в гости?»

Цели: способствовать развитию самоуважения детей, активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Воспитатель отводит в сторону ребенка и договаривается с ним о том, что он будет изображать какое-нибудь животное (педагог подсказывает), которое придет в гости к детям. Ребенок изображает это животное, дети отгадывают. («Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…»)Дети стараются догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них настроение.

«Листочек падает»

Цель – развивать умение сотрудничать.

Воспитатель поднимает над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого педагог просит детей «превратить свои руки в листочки бумаги». Поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Затем опускает лист, он плавно падает на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол.

Игру можно повторить несколько раз.

Воспитатель подчеркивает умение ребят действовать вместе.

«Колокольчик»

Цель – учить проявлять симпатию к сверстникам.

Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик: С колокольчиком играю – динь-динь-динь (2 раза)

С колокольчиком гуляю – динь-динь-динь (2 раза)

Позвеню и покружусь, всем ребятам покажусь.

Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой?

Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.

«Солнечный лучик»

Цели: развивать тактильные ощущения, учить выполнять нежные прикосновения.

Дети вытягивают ладошки. Воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки:

Солнечный лучик коснулся руки

Я попрошу его: «Ты не беги, ты посиди на ладошке моей, вместе нам будет с тобой веселей».

«Подарим фрукты»

Цель – учить проявлять добрые отношения к сверстникам.

Для игры понадобятся фрукты. Дети выполняют «инструкцию» воспитателя:

Ты яблоко бери и Тане дари.

Ты грушу бери и Маше дари.

Ты банан бери и Пете дари.

«У кого какая игрушка?»

Цель – учить делиться игрушками.

Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить всем детям, затем на одну меньше.

встали дети в круг, в круг,

кулачками стук-стук.

Мы идем вперед, вперед,

Ножками топ-топ.

Мы идем назад, назад,

Вот так, вот так!

Побежали, побежали

И к игрушкам прибежали.

«Флажок»

Цель – учить реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам.

Для игры понадобится флажок.

Дети встали в кружок,

Дети становятся в круг.

Увидали флажок:

Флажок держит воспитатель.

Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок.

Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними.

Ваня берет флажок, поднимает его.

Вот наш Ваня идет и флажок свой несет:

«Кому дать, кому дать, кому флаг передать?»

Ваня выбирает ребёнка, которому передает флажок, ь- игра повторяется.

«Праздничный салют»

Цель – учить эмоционально откликаться на содержание стихотворения.

Для игры понадобятся барабан и мелко нарезанная бумага для «салюта». Воспитатель читает стихотворение:

Грянул гром, веселый гром.

Засверкало все кругом.

Рвутся вы небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют.

Это праздничный салют.

Раз, два, три, салют радости дари!

Все вместе подбрасывают нарезанную бумагу вверх.

«Мотылек»

Цель – вызвать радость от ожидания легкого прикосновения.

Воспитатель держит в руках мотылька из картона, привязанного к палочке:

Летал мотылек, порхал мотылек.

Присел отдохнуть на душистый цветок.

Летал мотылек, порхал мотылек,

Присел подремать на прохладный пенек.

«Наше солнце»

Цель – способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на листе ватмана большой круг, затем обводит ладони детей, создавая таким образом «лучики солнца». Дети раскрашивают нарисованные ладошки, взрослый им помогает. В итоге получается изображение красивого солнца, которое вывешивают в группе.

«Покажу, как я люблю»

Цель – способствовать формированию любви к окружающим.

Воспитатель говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Один из детей й «превращается в маму», другой – в ее «сыночка», и показывают, как они любят друг друга. Следующие пары – «мама и дочка», «»бабушка и внук.

«Звериное пианино»

Цель – развивать умение сотрудничать.

Дети садятся в одну линию. Они – «клавиши пианино», которые звучат голосами разных животных. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями животных (кошки, собаки, свиньи и т.п.), голосами которых будут звучать «клавиши». Потом педагог дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.

«Радуга-дуга»

Цель – активизировать позитивное настроение.

Радуга-дуга, не давай дождя.

Дети, держась за руки, идут по кругу.

Чтоб ребяткам играть

Отбивают ритм пальцами по коврику.

И со взрослым поскакать.

Подпрыгивают на месте.

Дай нам солнышко-колоколнышко, обнимаются.

«Чижик»

Цель – формировать чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Воспитатель предлагает каждому ребенку построить из мягких модулей свой домик. Затем приглашает всех в круг и предлагает игру «Чижик».

Чижик по небу летал,

Воспитатель и дети изображают птичек: машут «крыльями» и «летают» по кругу.

Правой ножкою кивал,

Забрасывают ногу назад, пытаясь достать ею до ягодицы.

Кив-кив, не кивай, к себе в домик улетай!

Каждый убегает в свой домик.

Игра повторяется несколько раз.

«Подари салют»

Цель – учить проявлять положительные эмоции.

Воспитатель предлагает каждому ребенку цветную бумагу – на выбор. Под спокойную музыку дети рвут бумагу на мелкие кусочки, образуя кучку. По окончании музыки педагог просит малышей выбрать, кому бы они хотели «подарить салют». Каждый ребенок подбрасывает свои кусочки бумаги над тем, кого он выбрал, кричит «ура» и хлопает в ладоши.

Важно, чтобы ребенок, который дарит, и тот, кому дарят, испытали положительные эмоции.

«Украсим дом»

Цель – учить выполнять поручения вместе.

Материал : обруч, предметы для украшения.

Воспитатель предлагает детям украсить «домик» (обруч), используя для этого ленты, нитки, монетки и т.п. воспитатель вместе с детьми участвует в процессе. Потом все любуются «домиком», педагог хвалит ребят за проделанную работу.


Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах к руководству формированием эмоций у ребенка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шевелева О.В., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 60 Калининского района

Санкт-Петербурга

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах к руководству формированием эмоций у ребенка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой деятельности.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а уже сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определенного содержания. Дети совершают большое количество действий с игрушками, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

Для усвоения знаний и умений в развитии эмоциональной сферы детей с большим успехом применяются дидактические игры, для формирования физического совершенства – подвижные, а для развития социальных эмоций и социальных качеств личности – игры с правилами, сюжетно-ролевые. Театрализованные игры также оказывают большое влияние на эмоциональное развитие детей.

Так, с помощью дидактических игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т.д. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.

Подвижные игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сюжетный эпизод (птицы и автомобили, пилоты, волк и гуси, обезьянки и ловцы). Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек, очень близки к сюжетным играм. Так в них нет образов, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные действия всех участников. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.

Игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств.

Игры-забавы, аттракционы - они часто проводятся на вечерах досуга, физкультурных праздниках. Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее много радости. Двигательные задания выполняются в необычных условиях («Бег в мешках», «Ложка с шариком») и требуют двигательных умений, ловкости, сноровки.

У ребенка 4-го года еще более возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время внимание не устойчиво, он отвлекается и часто переходит от одной деятельности к другой. Поэтому большая роль взрослого в организации поведения ребенка сохраняется. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей. Это повышает их активность в игре и придает действиям яркую, эмоциональную окраску.

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2-3 человека для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Такие игровые объединения весьма неустойчивы (продолжительность взаимодействия детей колеблется в среднем от 3 до 10 минут) и ситуативны. При возникновении конфликтов в игре дети не пытаются согласовать свои желания, а прибегают к различным видам давления на партнера: физического, вербального, прибегают к помощи взрослого.

Нужно отметить что и театрализованные игры помогают развитию эмоциональной сферы ребенка: в них дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Театрализованная игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность, творчество. Дети становятся эмоционально отзывчивыми, активно используют выразительные средства (мимика, пантомимика, жесты), в процессе игры знакомятся с основными эмоциями.

Н.С Ежкова предлагает для развития эмоциональной сферы младших дошкольников использовать следующие виды игр: эмоционально-сенсорные игры и эмоционально-экспрессивные.

Эмоционально-сенсорные игры имеют своей целью развитие эмоционального реагирования посредством воздействия на сенсорную сферу личности. Они направлены на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорные процессы и актуализацию разномодальных ощущений. Такие игры вводят детей в мир содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Они не предполагают большой подготовки к их проведению и весьма привлекательны для дошкольников, поскольку связаны с воздействием на сенсорику. Эти игры в младшем дошкольном возрасте служат начальным этапом эмоционального развития. Эмоционально-сенсорные игры не требуют от детей высокого уровня игрового поведения, проявления самостоятельности при распределении ролей, удерживания общей сюжетной линии и т. п. Ценность их заключается в том, что эмоциональные реакции возникают непроизвольно, без преднамеренной социальной активизации. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу осуществляется естественно, за счет воздействия на процессы ощущения, планомерной регуляции потока сенсорной информации, подаваемой в игровом контексте. Последовательное введение сенсорного стимулирования, различного по знаку, качеству и интенсивности воздействия, можно рассматривать в качестве методического ориентира работы с детьми на начальных этапах обогащения эмоционального опыта дошкольников – на этапах развития кратких эмоциональных реакций. Эмоционально-сенсорные игры служат своего рода тренингом, стимулирующим эмоциональные формы поведения у детей.

Основой игрового контекста эмоционально-сенсорных игр служат сенсорные стимулы, которые рекомендуется вводить в такой последовательности.

1. Постепенное расширение диапазона сенсорного воздействия. Вначале вводятся сенсорные стимулы, провоцирующие детей к переживанию привычных, наиболее знакомых им ощущений, к которым относятся осязательные и вестибулярные. Именно эти ощущения в онтогенетической последовательности в развитии анализаторов выделяются в качестве первых. Затем вводятся игры, в которых сенсорная информация подается по двум дистанктным анализаторам – зрительному (различные цветовые ощущения и др.) и слуховому (использование звуков различного качества). И последними вводятся стимулы, подающие информацию по каналам вкусового, обонятельного анализатора и требующие определенного уровня подготовленности к встрече с сенсорной информацией. Вот почему такие игры, как «Вкусно не вкусно», «Как много запахов вокруг» и другие, рекомендуется проводить начиная со среднего дошкольного возраста.

2. При подаче сенсорной информации любой локализации необходимо обеспечивать свободную открытую позицию детей, самостоятельность в регулировании потока сенсорной информации. Так, по собственному желанию дети могут повторить понравившееся сенсорное воздействие, изменить его интенсивность, например ускорить темп движений или, наоборот, замедлить, выйти из игры и т. п. Педагогу важно поддерживать спонтанную активность детей, их стремление к повтору сенсорного воздействия, к повтору переживания удовольствия в процессе ощущения.

3. Последовательно изменять характер подачи сенсорной информации, увеличивать коэффициент ее сложности, разнообразить сочетание сенсорных воздействий, их интенсивность, модальность, степень новизны.

Так, в младшем дошкольном возрасте подача сенсорной информации осуществляется как ненавязчивое сенсорное воздействие малой интенсивности и продолжительности с использованием побуждающих и подражательных действий и элементов сюрпризности.

Развитие эмоциональной экспрессии у дошкольников- это направление педагогической работы строится с учетом выделенной психологами и психофизиологами связи между эмоциями и движениями. Так, психологи, характеризуя тоническую функцию движений, называли их «экстериоризированными эмоциями» и отмечали, что движения являются экспрессивным средством выражения ребенком собственных переживаний.


Елена Вавина
Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре

«Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре ».

На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Для формирования такого отношения дошкольный возраст считается наиболее синзитивным. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в содержании образовательной области социально-коммуникативное развитие подчеркивается необходимость развития у детей социального и эмоционального интеллекта , эмоциональной отзывчивости , сопереживания. Старший дошкольный возраст является наиболее ценным и благоприятным для становления социальных эмоций . В этом возрасте ребенок постепенно теряет импульсивность, чувства становятся более глубокими и осмысленными. Роль эмоции в деятельности старшего дошкольника меняется . Ранее основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, а теперь он может испытывать удовольствие и радость предвидя положительные результаты своей деятельности. Ребенок овладевает выразительными, экспрессивными формами выражения эмоций , использует интонацию, мимику, жесты. Все это способствует более глубокому осознаванию переживаний другого человека.

Игра, оставаясь ведущей детской деятельностью, имеет огромное значение для развития эмоций ребенка . В процессе игры происходит психическое, эмоциональное , социальное становление личности дошкольника . Но в старшем дошкольном возрасте , в связи с подготовкой к школе, увеличивается объем учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО. В настоящее время требования к выпускнику ДОО усложняются. Ребенок должен быть социально ориентированным , понимать свои эмоции и эмоции окружающих его людей. Социальные эмоции не даются с рождения, а образуются в процессе развития . Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволил мне установить возрастающий интерес исследователей к данной проблеме, с одной стороны, и недостаточную разработанность методических аспектов развития социальных эмоций дошкольников в игре .

Большое значение в исследовании проблемы эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста является поиск и разработка методов и средств, способствующих наиболее эффективному развитию социальных эмоций ребенка .

Анализ научной литературы позволил мне определить важную роль игры в развитии социальных эмоций старших дошкольников .

Игра традиционно считается одним из эффективных средств развития дошкольников . В тоже время, стоит отметить, что игра как средство не получила достаточного рассмотрения в психолого-педагогических исследованиях, в частности недостаточно изученным является методический аспект проблемы.

Игра будет являться эффективным средством , если :

В ходе определения вида и содержания игры опираться на актуальный уровень развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста ;

Комплекс игр будет включать игры, направленные на распознание и понимание эмоций , передачу эмоциональных состояний различными способами.

Включение в педагогическую работу разнообразных игр позволяет решать целый комплекс задач эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста : от осознанного восприятия социальных эмоций , до формирования собственных эмоций и индивидуального стиля эмоционально -экспрессивного поведения.

Для формирования и развития эмоций детей старшего дошкольного возраста предлагаю использовать в работе комплекс игр по развитию и формированию социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста . Для осуществления данной цели мною были подобраны игры, которые проводятся ежедневно в старшей группе . Игры проводились с детьми в любое свободное от других видов деятельности время, чаще всего после сна.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

- развивать словарь эмоций ,

Учить детей распознавать свои эмоции и эмоции окружающих людей ,

Формировать позитивное самовосприятие,

Формировать умение дифференцировать эмоции свои и окружающих людей,

Обучать контролировать свои эмоции ,

- развивать навыки социального поведения .

При проведении работы необходимо учитывать следующие принципы :

1. Принцип индивидуализации : учет возраста , индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Принцип природосообразности и амплификации развития .

3. Принцип субъективности, опоры на внутренние ресурсы ребенка.

4. Принцип жизненного оптимизма.

5. Принцип недерективности формирования психологического здоровья. Не программировать скорость и результат изменений, а предоставить возможность изменений путем формирования адекватной среды.

6. Принцип оптимального педагогического взаимодействия и сотрудничества.

1. Для полноценной работы воспитатель должен учитывать желание или нежелание ребенка играть.

2. Необходимо убедиться в физическом здоровье ребенка на момент реализации комплекса.

3. Во время работы педагогу необходимо внимательно наблюдать за детьми, видеть насколько активны они в работе, какие именно игры вызывают положительную ответную реакцию.

4. Необходимо предварительно создать благоприятную психологическую обстановку в группе и снять напряжение с детей (небольшая беседа, физ. минутка) .

6. Ругать ребенка ни в коем случае нельзя!

Комплекс игр, направленных на развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста .

Название Цель игры Ход игры

Пиктограммы - ознакомить детей с эмоциями , научить определять эмоции - на столе лежат карточки с изображение лиц с различными эмоциями . Ребенок берет карточку и не показывает остальным, а пытается мимикой выразить эмоцию . Дети угадывают ее и пытаются объяснить по каким признакам они ее угадали.

Зеркало - научить ребенка выражать эмоции , ознакомить его с эмоциями . Дети сидят на стульчиках. Педагог дает первому ребенку маленькое зеркальце предлагает ему улыбнуться своему отражению и сказать : «Здраствуй, это я.» . Далее зеркало передается по кругу, выполняются те же действия. Когда все закончили педагог объясняет детям что, если человек улыбается уголки рта подымаются вверх, щечки становятся круглыми, а глазки превращаются в щелочки. Так можно проиграть другие эмоции : страх, удивление, обиду и т. д. Перед игрой можно показать детям пиктограммы с различными эмоциями .

Назови похожее - укрепляет связь между вербальным и мимическим выражением эмоций . Педагог показывает детям карточки с основными эмоциями (радость, удивлении, страх, обида) или же сам мимически изображает их. Дети должны словами описать данные эмоции .

Испорченный телефон - научить распознавать и воспроизводить эмоции . Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами – «спят» . Педагог и один ребенок с открытыми глазами. Педагог показывает молча ребенку какую-то эмоцию с помощью мимики и пантомимики. Ребенок «будит» соседа и молча воспроизводит увиденную эмоции , все действия производятся по цепочке до последнего ребенка. Далее преподаватель начинает опрос с последнего ребенка, заканчивая первым – какую эмоцию тот получил ? По каким признакам он это понял? Замечает где произошел сбой передачи информации, выясняют и разбирают ошибку все вместе.

Один дома (игра -этюд*) - с помощью мимики и пантомимики научить выражать страх. - воспитатель читает текст, ребенок пытается выполнить озвученные действия. Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Соленый чай (игра-этюд) - развитие способности выражать эмоции , отвращения. - воспитатель читает текст, ребенок выполняет действия. Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Фокус (игра-этюд) - развить способности выражать эмоции удивления , изумления. - воспитатель озвучивает текст, ребенок старается его воспроизвести в действиях и мимике. Мальчик очень удивился : он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Новая кукла (игра-этюд) - научит выражать ребенка эмоции радости и счастья (девочки**) . - воспитатель произносит текст, ребенок его воспроизводит в действиях и мимике. Мама подарила доченьке куклу. Девочка очень рада, обнимает куклу, гладит ее волосы, целует, кружит на руках.

Новая машина (игра-этюд) - научить выражать эмоции радости и счастья (мальчики) . - воспитатель произносит текст, ребенок его воспроизводит в действиях и мимике. Мама купила сыну новую машину. Мальчик очень рад, трогает ее, осматривает, начинает катать по полу.

Как котенок потерялся - научить детей выражать эмоции другого человека (животного) с помощью движений и мимике, научить сопереживанию. Дать опыт негативного эмоционального переживания . - воспитатель предлагает детям послушать историю : «Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает : "Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?"

А котенок ей отвечает : "Я потерялся. Мне страшно, и я не знаю, как найти мой дом и Васю".

Девочка приласкала котенка и проводила его домой». Далее вместе обсуждают рассказ, разбирают по ролям и проигрывают.

Мимическая игра «Передавалки» - учит ребенка воспринимать эмоции , воспроизводить и передавать. - воспитатель просит детей сесть на стульчики и объясняет в процессе игры :

Передай улыбку соседу (по кругу)

Передай сердилку (сердитое выражение лица)

Передай хлопок (хлопки могут быть разными – о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени; комбинированные хлопки : хлопок над столом и два о стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок.

Передай «испуг» .

Передай «страшилку»

Передай «смешинку»

Передай приветствие и т. д.

Игра-пантомима по стихотворению «Муравей» (З. Александрова) - овладение детьми разными видами эмоций , развить способность выражать эмоции . - воспитатель читает стихотворение :

Муравей нашёл былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

В то же время дети старательно воспроизводят текс с помощью мимики и действий, очень хорошо использовать строительный материал (игрушки, конструктор, кубики) .

Живое зеркало - учить детей распознавать эмоциональные состояния , подражать им. - дети разбиваются по парам (по желанию, становятся лицом друг к другу. Один из пары показывает мимикой и пантомимикой любое, выбранное им, эмоциональное состояние . Второй ребенок пытается повторить действия и назвать эмоцию . Воспроизвести необходимо абсолютно точно, как зеркальное отражение.

Придумай слова (И. Климина) - развитие эмоциональной сферы и воображения (рисунки с изображением сказочных персонажей, дети рассматривают рисунок и придумывают как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке. Взрослый помнит о том, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может меняться.

Оживлялки (И. Климина) - развитие умения выражать свои эмоции невербально . (рисунки детей , дети рассматривают рисунки, потом один из участников пытается изобразить мимикой и жестами любой из рисунков, другие дети угадывают, какую картинку показывают. Если вариантов будет несколько, детям надо объяснить, что одно и тоже явление или предмет у разных людей могут вызвать разные чувства, каждый имеет право на самовыражение.

Жужа (Н. Кряжева) - отработка отрицательных эмоций (необходимо полотенце, выбирается ведущий «Жужа» , он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, строят рожицы, дразнят. Когда «Жуже» надоест, она вскакивает и пытается задеть кого-нибудь полотенцем по спине. Этот ребенок становится ведущим. Дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должна терпеть как можно дольше.

Доброе животное (Н. Л. Кряжева) -снятие психомышечного напряжения, научить детей понимать чувства других, сопереживать. Педагог просит всех встать вкруг, взяться за руки и тихим голосом говорит : «Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. А теперь подышим вместе с ним. На вдох делаем шаг вперед, а на выдох – шаг назад. А теперь на вдох 2 шага вперед, на выдох -2 шага назад. Как ровно дышит животное, так же ровно стучит его сердце. На стук – шаг вперед, на стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Три характера - сопоставление различных характеров. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка» , «Плакса» и «Ревушка» . Вместе с педагогом дают оценку злости, плаксивости и сравнивают эти состояния с хорошим настроением. Трое из детей изображают каждое из состояний, остальные пытаются угадать кто из них, кто.

Волшебный стул - активация положительных эмоций , снижение интенсивности печали и грусти. Выбирается самый грустный ребенок в группе, его садят на стул в центре группы. Остальные дети должны придумать как можно больше ласковых и добрых слов. Затем каждый из них подходит к сидящему, поглаживая говорят ласковые слова. Педагог, для примера, может быть первым. Сидящем на стульчике может стать каждый желающий.

* игра-этюд – короткая по времени драматизация на основе текста или стихотворения, которая осуществляется ребенком при помощи и наблюдении воспитателя. Необходимо учитывать возрастной период детей . Воспитатель читает текст, дети показывают действия героев. Возможна импровизация.

** к 5-7 годам дети начинают осознавать свою половую принадлежность. В старше дошкольном возрасте происходит полное приятие и осознание своего пола, необходимо учитывать это в любом виде деятельности, так как в дальнейшем исправить ошибки в половом воспитании будет очень сложно.