Игры на тему закаливание. Урок здоровья "Если хочешь быть здоров - закаляйся!". Физиологический механизм закаливающего воздействия

Когда выглядываешь в окно и видишь сказку со снежными деревьями, дорогами, сразу же вспоминаешь детство со снеговой бабой, санками, лыжами, снежками. В голове начинают закрадываться мысли: надеть пуховик, угги, теплые варежки, взять санки, морковку, и снова оказаться в детской сказке. Почему бы и нет? Многие врачи говорят о том, что зимние игры на воздухе . Не стоит держать постоянно ребенка в закрытом помещении с пересушенным воздухом и множеством микробов, дайте возможность ему почувствовать, что на улице зима. Чем же заняться с детками на улице? Какой игре отдать предпочтение?

Лепка из снега

На улице можно слепить интересного снеговика. Пусть ваш малыш почувствует себя скульптором. Только не забудьте носик сделать из моркови, а для ручек снеговика идеально подойдут ветки. Включайте фантазию! Так ваш ребенок будет совмещать два в одном: закаляться и развиваться.

Можно попробовать слепить мультяшного героя, которого любит ребенок, пингвина, персонажа со сказки. Если у вас несколько детей, устройте конкурс с призами. Вы не заметите, как весело пролетело время, а главное эти занятия полезны для детского здоровья.

Устройте пикник

Казалось бы, как в морозную погоду, когда везде куча снега, можно устраивать пикник? Легко! Для этого вам нужно отправиться в заснеженный парк, набрать с собой пряников, конфет, печенья и термос с вкусным и полезным чаем. Это может быть:

  • Чай с лимоном и медом.
  • Чай с ромашкой, липой или шиповником.

Табуретки и стол слепите из снега. Также позаботьтесь с ребенком о бедненьких птичках, которые не улетают в теплые края, а остаются зимовать здесь. Соорудите интересные кормушки, насыпьте туда крошек.

Игра «Найди клад»

Уровень сложности игры будет зависеть от возраста малыша. Кладом может быть шоколад, чупа-чупс, игрушки – обязательно все упакуйте в непромокаемую тару, затем заройте в снег (только не забудьте где). Потом вам нужно нарисовать карту сокровищ и отдать ребенку. Это может быть очень интересный снежный квест. Придумывайте интеллектуальные подсказки, используйте «горячо или холодно». Такая игра быстро согреет ребенка!

Изготавливаем украшения изо льда

Это развлечение подходит для частного дома, где есть свой елка. Воду можно подкрасить, затем разлить в разные формы, добавиться ягоды, мишуру, веточки ели, шишки. Обязательно опустите в воду веревочки, так получится петелька, на которой будет висеть игрушка изо льда. Именно ей нарядите елочку.

Игра «Снежный художник»

Вам нужно тщательно подготовиться: купите пищевой краситель. Заранее его нужно развести, после взять ведерко на улицу. Краска разбрызгивается затем из красивого, цветного снега можно много чего слепить. Кроме того, рекомендуют нарисовать красивую картину на снегу.

Особенно привлекают цветные снеговики, разное снежное «панно». Ваш ребенок будет не только дышать свежим воздух, но и научиться пользоваться красками. Покажите, что красный + желтый – это оранжевые. Синей + желтый – это зеленый, а красный + зеленый – коричневый.

Сделайте интересную мозаику со льда. Предварительно заморозьте цветную воду, из нее сделайте мозаику. В виде посудины можете использовать пластиковые тарелки.

Игра «Зимние войнушки»

Кто в детстве не любил играть в снежки? Это всегда динамично, весело, но здесь важно помнить о правилах безопасности. Лучше всего повесить специальную доску, чем самому быть мишенью. Если снежка попадет в глаз, может быть синяк, гематома, еще хуже появится . Метайте с детьми снежки в доску, кто будет попадать в центр, пусть получает утешительный приз. Можно совместить квест и войнушки.

Строим зимнюю крепость

Современные мамочки и папы наверняка помнят со своего детства, как сооружали на площадке, в парке крепости, используя картонные щиты, при этом отстреливались от врагов снежками и перекусывали сладостями. Крепость может иметь балконы, тоннели. Не забудьте устроить перемирие с чаепитием. Настоящую крепость можно соорудить из больших снежных шаров, скрепив ее водой. Лабиринты и тоннели можно вырыть в снегу. Это очень интересно и полезно для детей.

Сооружаем снежную хижину

Для «строительства» подойдет только мокрый снег, из которого можно слепить крепкий дом. Сделайте такой, чтобы в него можно было заползать. Так гораздо интереснее. Дополнительно стены покрасьте цветной водой, придумайте герб семьи. Рядом соорудите хижину для машинки. Можете поиграть с маленьким ребенком в прятки, который будет прятаться в своем домике.

Зимняя олимпиада для деток

В Новогодние праздники, Рождество, Старый Новый Год, Крещение вы должны обязательно весело провести время. Купите заранее шоколадные медальки, распечатайте грамоты и соберите команду деток. Конкурсы подбираются в зависимости от возраста, фантазии. Можно, например, взять лопату и расчистить дорожку, кто быстрее сделает, получит приз. Также очень хорошо устраивать:

  • с преодолением разных препятствий.
  • Метку снежек.

Предложите слепить снеговика на скорость, сделать лабиринт, домик и много чего другого.

Внимание! В любом случае проигравших в вашей олимпиаде не должно быть. Детки могут сильно расстроиться, расплакаться. Лучше всего для каждого купить медальку в серебряной, золотой обертке. Так вы сможете избежать обид, конфликтов, все закончится Happy End.

Лыжи и санки

Найдите хорошую горку и съезжайте с нее с ребенком. Это увлекательное занятие, которое еще поможет похудеть, потому что санки каждый раз нужно вытаскивать на горку. Для детей постарше подойдут лыжи, хоккей, футбол на снегу.

Итак, зима – отличная пора для организма. Если вы будете проводить достаточно времени на свежем воздухе, активно гулять с детьми, можете не бояться гриппа, ОРВИ. Главное прийти домой и хорошо согреться. Дайте ребенку теплый чай, молоко, приготовьте вкусный, полезный обед или ужин, не забудьте на десерт угостить апельсином, мандарином – это источник витамина С, который не дает заболеть. Придумывайте интересные игры, сами развлекайтесь с детками, вспоминайте, как хорошо быть маленьким и беззаботным. Находите время для себя и своей семьи, так улучшится работоспособность, настроение, и не будет беспокоить !

При легких недомоганиях применяйте слабодействующие процедуры: обливание замените обтиранием, используя воду на 2-3 градуса теплее той, которую применяли ранее. После выздоровления, температуру воды следует вновь постепенно понизить.

Систематичность. Проводить процедуры следует в одно и то же время суток, иначе неподкрепляемый условный исчезает.

Способы закаливания

Воздух. Воздушные ванны должны предшествовать другим видам закаливания и проводиться систематически с 1,5-2-месячного возраста. Для этого ребенка следует раздеть и на 2-3 минуты положить в кроватку или на пеленальный столик. Во время процедуры, малыша следует несколько раз перевернуть со спины на живот и обратно.

Проводите воздушные ванны 2-3 раза в день по 1-2 минуты. Постепенно увеличьте количество процедур до 4-х раз в день, а время до 10-15 мин.

Обязательно приучайте ребенка к ежедневным прогулкам, но не укутывайте его. Иначе в будущем он начнет болеть от малейшего дуновения ветра. Сухие и теплые стопы безошибочный показатель температурного комфорта малыша. А еще ребенку полезно спать на свежем воздухе. Особенно это показано легковозбудимым малышам и детям с ослабленным здоровьем.

Вода. Водные закаливающие процедуры - это обтирание, обливание и купание. Начинать следует наиболее щадящей и простой - с обтирания. Быстро оботрите руки, шею, живот, спину и ноги ребенка мягкой рукавичкой или губкой, смоченной в воде, затем разотрите его сухим полотенцем до легкого покраснения кожи. Эта процедура наилучшим образом подходит для закаливания детей грудного возраста.

Имейте в виду, что вода должна быть теплой, около 33-35º C, и чуть соленой (1 ч. ложка соли на 1 ст. кипяченой воды). Постепенно градус нужно снизить. К тому моменту, когда малышу исполнится год, вода должна быть комнатной температуры (28º C).

Обтирание детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) проводят обычной водой 31-33º C, постепенно снижая ее температуру до 26-25º C.

Для обтирания детей дошкольного возраста, температура воды первое время должна составлять 30-32º C. Постепенно, через каждые 3 дня, ее снижают на 1 градус. Для 3-4-летних детей ее можно довести до 20-22º C, а для 5-6-летних - до 18-19.

Более серьезной и действенной процедурой является обливание детей с 2-3 лет из лейки в течение 20-30 секунд. После этого их следует энергично растереть полотенцем. Но учтите, обливать нужно тельце ребенка - мочить голову не рекомендуется. Температуру с 34-36º C нужно постепенно снижать до 25-27. Обливание детей старше 3 лет начинают водой 30º C.

Хорошо закаляет детей ежедневное мытье ног перед сном прохладной водой. Температуру воды постепенно снижают с 28º C до 16-18. Эта гигиеническая процедура должна стать для ребенка привычкой, и с 5-6 лет он должен выполнять ее самостоятельно.

Солнце. Солнечные ванны - отличная закаливающая процедура. Она повышает сопротивляемость организма различным заболеваниям, особенно рахиту. Но перед этим стоит проконсультироваться с врачом.

Солнце действует на организм сильнее, чем вода и воздух, поэтому солнечным ваннам обязательно должны предшествовать воздушные и водные упражнения.

Подвижные игры на свежем воздухе как способ закаливания детского организма у детей с нарушением интеллекта в ДДИУОД

(из опыта работы)

Дети с нарушением интеллекта - особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, нарушение речи, страдает эмоциональная сфера. Поведение хаотично и плохо управляемо. Ребёнок плохо переключается с одного вида деятельности на другой. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к ограниченности, малоподвижности зоны ближайшего развития этих детей.

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики. Поэтому неотъемлемой частью физического воспитания и режима дня является закаливание как средство сохранения и укрепления здоровья детей, тренировки защитных сил организма

В настоящее время закаливание получило всеобщее признание как одно из действенных средств укрепления здоровья не только взрослых, но и детей. Под этим термином понимается правильно составленная система физических воздействий, которая способствует тренировке адаптационных возможностей организма и мобилизации всех защитных сил для сохранения нормального состояния. Обычно под закаливанием понимается комплекс воздействий,

направленных на улучшение приспособляемости организма к резким изменениям метеорологических факторов: температуры, влажности и движения окружающего воздуха, степени и продолжительности облучения солнечными лучами. При более глубоком изучении физиологической сущности закаливания стало очевидным, что оно способствует совершенствованию регулирующей функции центральной нервной системы, выработке наилучших адаптационных реакций организма не только в ответ на изменения погоды, но и на другие внешние воздействия. Установлено, что регулярно принимающий закаливающие процедуры, гораздо реже болеет, особенно процедурными заболеваниями, связанные с переохлаждением. А также легче переносит любое заболевание, быстрее выздоравливает и имеет некоторый иммунитет к «зимним болезням».

Мой опыт показал, что подвижные игры на свежем воздухе делают закаливание более интересным и увлекательным. В организации игры проявляется мастерство педагога. В руководство игрой входят наблюдение за каждым играющим и игрой в целом, регулирование нагрузки, коррекция неправильных действий, стимулирование и эмоциональная поддержка играющих, предотвращение конфликтных ситуаций.

Подготовка к проведению подвижной игры начинается с ее выбора. При этом важно учесть состав группы, возраст, медицинские показания, количество участников, условие, место и форму проведения игры. Например, утреннюю зарядку для детей можно провести под музыку в виде игровых имитационных упражнений, каждое из которых имеет свое название: «Лошадка», «Силачи», «Березка», «Пружина» и т.д. Подвижным играм на воде должны сопутствовать хорошие погодные условия и абсолютная безопасность. При проведении спортивного праздника заранее должен быть составлен его сценарий с описанием содержания и последовательностью подвижных игр, эстафет, полос препятствий, спортивных игр, включенных в программу, с назначением ответственных за проведение каждой игры

Любой игре предшествует объяснение, которое дается в следующей последовательности:

1)название игры;

2)роли играющих и их расположение на игровой площадке; 3)правила и ход игры;

4)определение победителя.

Поэтому для преодоления и компенсации недостатков в развитии является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

Так же игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему.

Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире.

Не случайно В.В. Зеньковский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. психологи детства считают игру основным средством социализации личности. Благодаря игре в психике ребенка формируются качества, подготавливающие переход к высшей стадии развития. Глубочайший биологический смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В.М. Лебедев).

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Дети с нарушением интеллекта отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения.

Желание играть - главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Особая ценность подвижных игр для детей с нарушением интеллекта заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех.

Используя игру в своей работе у детей появилась положительная динамика развития. Улучшилась координация движений, речь и память, дети стали более, самостоятельней, спокойней, эмоционально отзывчивей, чаще улыбаются, идут на контакт со взрослыми и детьми.

Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов - физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки - приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.

Список литературы:

    Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы /под редакцией. – М.: ВЛАДОС, 2010.

    Конеева Е.В. Детские подвижные игры– Ростов – на Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка).

    Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.:1998.

    Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.И. Игралочка. – М.: Баласс,2001.

    Стаковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. –М.:2005.

Тема: Закаливание организма.

Цель и ожидаемые результаты: дать элементарное представление об охране здоровья, о зимнем закаливании; знать что такое закаливание и виды спорта; прививать любовь к спорту.

Оборудование: рисунки о спорте, видеозапись о зимних видах спорта, плакат «Хочешь быть здоровым - закаляйся!».

Ресурсы: рисунки, таблицы, оценочные листы, цитаты.

Ход урока:

«Денсаулық - зорбайлық»

«Здоровье - большое богатство».

I .Психологический настрой: (чтение стихотворения по ИКТ)

Мы зарядку делали, Чтоб зимой у нас пятерки

Прыгали и бегали, Зазвенели в дневнике,

Стали загорелыми Мы зарядку делали,

Сильными и смелыми. Прыгали и бегали,

Мы зимой катались с горки, Стали загорелыми,

Летом плавали в реке. Сильными и смелыми.

II .Вводная беседа: Учитель обращает внимание детей на плакат

«Хочешьбыть здоровым - закаляйся!».

Объясните, как вы понимаете эти слова.

III. Учитель показывает кадры видеозаписи о зимних и летних видах спорта, одновременно беседуя с детьми.

Знакомы ли вам эти виды спорта?

Какая польза от занятий спортом?

Какие еще виды спорта вы знаете?

(ответы детей, похвала, поощрение)

IV . Чтение притчи:

Один юноша все время жаловался на свою бедность.

Почему ты жалуешься? Ведь у тебя есть большое богатство!-

Воскликнул старик.

Где же оно? – удивился юноша.

Твои глаза. Что бы ты хотел получить хотя бы за один твой глаз?

Нет, свой глаз я никому не отдам ни за какие богатства,-ответил

Юноша.

Хорошо, тогда дай мне твои руки. А я за это всего тебя осыплю золотом.

Нет, своих рук я никому не отдам, если даже мне предложат за них

целую гору золота.

Теперь ты сам видишь, как ты богат. Поверь мне самое большое богатство

человека – это здоровье. Его нельзя купить ни за какие деньги, сказал

старик.

V .Мозговой штурм: (вопросы для обсуждения)

*Почему здоровье - самое большое богатство человека?

*Что вы делаете для сохранения своего здоровья?

VI . Работа с учебником и дневником наблюдений. Слайдовая презентация:

«Закаливание организма»

а) Чтение детьми текста из слайда и чтение стихотворений.

б) Беседа по содержанию рисунков.

в) Составление рассказа по рисунку.

г) Нарисовать в дневнике наблюдений рисунок на тему:

«Моя любимая игра зимой».

«Моя любимая игра летом».

VII . Презентация рисунков.

VIII . Работа в группах.

Дети выбирают для своей группы рисунок одного из видов спорта и рассказывают о его закаливающем влиянии на организм человека.

IX .– Д/з. Попробуйте дома составить рецепты от грусти и плохого настроения.

Для этого мы прочитаем примерный рецепт от лени:

«Перед сном составить план дел на завтрашний день. Выпить стакан молока с медом для крепкого сна. С утра, встав с постели, хорошенько потянутся, сделать зарядку, позавтракать и громко перечислить вслух все, что было сделано, и составить план на завтра».

X . Подведение итогов урока: Учитель совместно с детьми выясняет, что зимние и летние виды спорта - лыжи, фигурное катание, прыжки с трамплина, конькобежный спорт, плавание, бег - это лучшее лекарство от болезней.

Урок заканчивается словами.

Чтобы быть здоровым, сильным,

Нужно, дети, закаляться.

Чтоб успешно закаляться,

Нужно спортом заниматься.

Игры в ЛФК подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы: 1) игры на месте; 2) малоподвижные; 3) подвижные; 4) спортивные. Они позволяют использовать избирательное воздействие, достаточно точную дозировку интенсивности упражнений, разносторонних по своему влиянию на волевые качества больных. Игры применяются в целях нормализации функций или закрепления различных компенсаций.

2.4.5. Естественные факторы природы

Естественные факторы природы применяются в следующих видах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных водоемах и в море.

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Закаливание - комплекс методов целенаправленного по­вышения функциональных резервов организма и его устой­чивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воз­действия этими факторами.

Закаливание - одно из важнейших направлений профи­лактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах. Закаливание можно рассматривать как адаптацию, которая достигается путем систематического многократного воздействия того или иного физического фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых физиологических функций, на­правленную на обеспечение гомеостаза; при этом совершен­ствуются нейрогуморальные и обменные процессы в различных органах и системах.

Закаливание специфично, т.е. определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию определенного физического фактора.

Организм человека, несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов, обладает высокой способностью сохранять

постоянство своей внутренней среды (состав крови, температура тела и т.п.), при которой только и возможна его жизнедея­тельность. Малейшее нарушение этого постоянства уже свидетельствует о заболевании.

Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.

Наиболее эффективны систематические закаливающие тренировки с использованием воздействия разнообразных природно-климатических факторов.

Приступая кзакаливанию воздухом, водой и солнцем, необходимо учитывать следующее.

    Закаливание необходимо начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой и др.) и только после этого постепенно увеличивать закаливающую дозировку и переходить к более сложным формам. Приступать к купанию в холодной и ледяной воде можно только после соответствующей подготовки и консультации у врача.

    Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе. При этом нужно одеваться так, чтобы не испытывать в течение продолжительного времени ни холода, ни излишнего тепла (чрезмерное укутывание создает тепличные условия для кожи и сосудов, что способствует перегреву, а понижение температуры приводит к быстрому переохлаждению и

простуде).

Нельзя злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода нельзя допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. Под их воздействием происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расши­ряются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость организма к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это

совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость орга­низма заболеваниям.

Злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные осложнения, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, а при повышенной радиационной активности солнца - развитие лейкемии. Поэтому, приступая к солнечным закаливающим процедурам, необходимо строго соблюдать постепенность и последовательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, климатические и радиационные условия солнцестояния и другие факторы.

Начинать прием солнечных ванн лучше летом - утром (с 8 до 11 ч), весной и осенью - днем (с 11 до 14 ч) в защищенных от ветра местах.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в течение 10- 20 мин, постепенно увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 мин с доведением ее до 2-3 ч (не более). Через каждый час закаливания необходимо не менее 15 мин отдыхать в тени.

Закаливание воздухом является простейшей, наиболее доступной и легко воспринимаемой формой закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы. Такое закаливание можно проводить независимо от времени года и погодных условий (во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, во время прогулки и др.).

Важной формой закаливания являются воздушные ванны (табл. 2.2). Начинать их прием лучше всего в теплые дни в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений), при этом продолжительность процедуры дозируется индивидуально (в за­висимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, а также в соответствии с температурой и влажностью воздуха).

Таблица 22 Продолжительность процедуры закаливания (мин)

Закаливание водой. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, сочетаемые с физическими упражнениями, массажем, являются мощным стимулятором бодрости и источником здоровья.

Влияние холодной воды рефлекторно вызывает сужение сосудов кожи (а в ней содержится "/ 3 объема крови). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и в мозг и несет с собой дополнительные питательные вещества и кислород к клеткам организма. Вслед за перво­начальным кратковременным сужением кожных сосудов наступает вторая рефлекторная фаза реакции - их расширение, при этом происходят покраснение и потепление кожи, что сопровождается приятным чувством тепла, бодрости и мышеч­ной активности. Сужение, а затем расширение кровеносных сосудов являются как бы гимнастикой сердечно-сосудистой системы, способствующей интенсивному кровообращению. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резервной массы крови, особенно находящейся в печени и селезенке.

Под воздействием холодной воды активизируется диафрагма, усиливается вентиляция легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благоприятно сказывается на повышении окислительных процессов и обмене веществ в целом. Однако основным моментом в закаливании водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой

готовности».

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаждении тела происходит стойкое сужение сосудов кожного покрова, чрезмерно увеличивается потеря тепла, а тепло­продукция оказывается недостаточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным послед­ствиям. Поэтому при закаливании организма холодной водой большое значение следует придавать дозированию Холодовых нагрузок и постепенности в их наращивании.

Особенно благоприятна комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные формы закаливания с двигательной активностью.

Обтирание тела - наиболее мягкое средство закаливания. При этом вначале следует использовать воду комнатной температуры, снижая последнюю постепенно, в течение 2-3 нед,

до 10-12 °С. После адаптации к обтиранию можно приступить к обливанию или душу.

Эффективным средством закаливания, интенсивно тре­нирующим механизм терморегуляции и значительно повы­шающим тонус нервной системы, является контрастный душ (попеременно теплый и холодный). В зависимости от разности температуры воды различают сильноконтрастный душ (перепад температуры более 15 °С), среднеконтрастный (перепад температуры воды 10-15 °С) и слабоконтрастный (перепад температуры воды менее 10 °С).

Практически здоровые люди мо|ут начинать закаливание со среднеконтрастного душа и по мере адаптации к нему переходить к сильноконтрастному.

Купание в открытых водоемах - наиболее действенное средство закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не менее 2-3 купаний в неделю. При плавании водная среда оказывает легкое масси­рующее воздействие на тело - мышцы, подкожные сосуды (капилляры) и нервные окончания; одновременно происходит повышенный расход тепловой энергии, в то же время уси­ливается теплопродукция в самом организме, которая обеспе­чивает сохранение нормальной температуры тела при правиль­ном дозировании на весь период купания.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, а также от степени тренированности и состояния здоровья занима­ющихся закаливанием.

Систематическое закаливание водой обязательно для всех, кто хочет достигнуть высшей формы закаливания холодом - «моржевания». Зимнее плавание дает наибольший закаливающий эффект.

2.5. Формы и методы лечебной физической культуры

К основным формам проведения ЛФК относятся: а) утренняя гигиеническая гимнастика (УГТ); 6) процедура (занятие) ЛГ; в) дозированные восхождения (юрренкур); г) прогулки, экскурсии и ближний туризм.

2.5.1. Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма.

Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Здесь неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом надо учитывать состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.

Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин, в комплекс включают 9-16 упражнений. Это могут быть общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, дыхательные упражнения, упраж­нения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.

Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Следует начинать с простых упражнений (разминка), а затем переходить к более сложным.

Каждое упражнение несет определенную функциональную нагрузку.

    Ходьба медленная. Вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения, «настраивает» на предстоящее занятие.

    Упражнение типа потягивания. Углубляет дыхание, увеличивает подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, укрепляет мышцы плечевого пояса, исправляет осанку.

    Поднимание рук с отведением их в стороны и назад, медленные вращения плечевых суставов, сгибание и разгибание рук. Эти и подобные движения увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы рук.

    Упражнения для стоп. Способствуют увеличению подвижности суставов, укреплению мышц и связок.

    Приседания. Укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетренирующее влияние.

    Ходьба с медленным глубоким дыханием. Способствует рас­ слаблению и восстановлению функций организма.

    Рывковые и маховые движения руками. Развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды движений.

    Наклоны туловища вперед. Укрепляют мышцы спины, увели­ чивают гибкость позвоночника (хорошо сочетаются с глубоким, энергичным дыханием).

    Прогибание и другие упражнения для мышц спины и позво­ ночника. Способствуют увеличению его гибкости.

    Выпады с движением рук и туловища. Хорошо развивают и тренируют мышцы ног.

    Силовые упражнения для рук. Увеличивают мышечную силу.

    Повороты, наклоны, вращение туловища. Увеличивают подвиж-

ность позвоночника и укрепляют мышцы туловища.

13. Поднимание вытянутых ног в положении лежа. Укрепляет мышцы брюшного пресса.

14. Бег, прыжки. Тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость.

15. Ходьба в конце занятия. Способствует равномерному снижению

физической нагрузки, восстановлению дыхания.