Игры развивающие ориентацию в пространстве. Ориентировка в пространстве. Знакомимся с мозаикой

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве .

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

ЦЕЛЬ: научить детей ориентироваться в пространстве.

ЗАДАЧИ:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Цель

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

2. Разговор по телефону.

Цель . Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры . Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме.

Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. Добавь слово.

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

Стол стоит… (называет имя ребенка) .

Позади.

Полочка с цветами висит…

Справа.

Дверь от нас…

Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

Правая.

6. Внизу – вверху.

Вариант 1 . Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».

Например:

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2 . Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Например, если воспитатель говорит: «Самолет летит! », дети приседают и т. д.

7. Сделай так, как я скажу.

Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

8. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры: любые игрушки.

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »

Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит:

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? ».

9. Солнышко.

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

10. Скульптор.

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей – либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Контролер.

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

11. Кто правильно назовет.

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

12. Кто из детей стоит близко, а кто далеко?

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

13. Автогонки

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

14. Найди игрушки

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

15. Разведчик

Цель : закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: «Ты – разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

16. Волшебный сундучок

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки

17. Разноцветное путешествие

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т.д.).

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

18. Замри

Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило . Останавливаться строго по сигналу.

Ход игры . «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня…, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

19. Мяч по кругу

Дидактическая задача. Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Игровое правило . Не уронить мяч, следовать команде.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.

20. Аист

Дидактическая задача. Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Игровое правило . Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

21. В лесу

Дидактическая задача . Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.

Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.

Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

Почему вы так думаете?

Каковы признаки лета?

В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.

Что вам это облако напоминает?

А что может находиться под деревом?

Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

Покажите правую руку, левую.

Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.

С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?

Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

22. Динамические картинки

Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Игровое правило . Выкладывать картинки по заданию.

Материал. Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввожу детей в игровую ситуацию:

Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по моему заданию.

Берёзка справа от ёлки.

Ворона над ёлкой.

Заяц слева от ёлки.

Лиса идёт к ёлке.

Куст под ёлкой.

- Ёжик идёт от ёлки.

Грибок под ёлкой.

Домик за ёлкой.

Белка на ёлке.

В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.

23. Котята разбежались

Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

24. Наоборот

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.)

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное.


Не знаю, как у вас, а у меня иногда бывает ступор, когда приближаются дни рождения племянников, потому что вопрос «что подарить?» - отнюдь не из лёгких. А поскольку регулярно мучиться по этому поводу мне порядком надоело, я решила обобщить все знания по детской психологии, которые у меня есть, изучила современный рынок детских товаров, посоветовалась со своей дочерью (ей 15, и она довольно разумная девушка, ерунду не скажет), и как результат – несколько, надеюсь, полезных советов о том, как выбрать подарок для девочки (мальчики – это совсем другой народ, о нём как-нибудь в другой раз).

Но в первую очередь давайте скажу, что точно не нужно покупать:

  • Не воспринимаются в качестве подарка «полезные» со взрослой точки зрения вещи: школьные принадлежности, например, или познавательные книги и диски. Исключение: если девочка страстно увлечена, скажем, химией, то написанная доступным языком книга на эту тематику вполне может ей прийтись по вкусу.
  • Повседневная одежда (особенно колготки, трусики, маечки, простые футболки, носки, пижамы и прочее). По мнению детей (кстати, вполне справедливому), все эти вещи родители и так должны покупать, вне праздников. Да, девочка позже поймёт, когда вырастет, что эти «мелочи» съедают заметную часть бюджета, и получить в подарок те же качественные колготки или труселя с кружевами тоже может быть приятно (хотя, чего уж там, хочется-то чего-то поинтереснее и пооригинальнее). Исключение: если это не просто одежда, а какая-то очень дорогая или необычная (например, колготки с особым рисунком, о которых девочка давно мечтала; или футболка с изображением любимого героя из мультфильма; или не обычная пижама, а кигуруми, и не просто носки, а «SuperSocks » с прикольными рисунками или надписями). Кстати, сюда же относится школьная форма – она может обрадовать только первоклассницу, да и то не всегда.
  • Также сомнительны в качестве идеи для подарка девочке так называемые «ванно-банные» принадлежности – гели для душа, шампуни, бальзамы, дезодоранты и т.д. Эти вещи тоже сами собой подразумеваются в любой обычный день, да и особой ценностью и привлекательностью у детей (даже у девочек) не пользуются. Исключение: если вы дарите эксклюзивный продукт (изумительной красоты мыло ручной работы) или дорогой продукт класса премиум-люкс, который просто так, без повода, девочке вряд ли будет куплен (но опять же, это не маленькому ребёнку, а уже скорее девушке, к тому же ценящей качественный уход за собой).
  • Не годятся на подарок девочке разнообразные безделушки и «красивые вещи» типа вазочек, шкатулок, статуэток, подсвечников, свечей и прочего, потому что с детской точки зрения (да и с точки зрения здравого смысла) особой ценности они не несут, а только захламляют пространство. Исключение: если девочка собирает коллекцию из подобных предметов.

Теперь перейдём к главному вопросу: как же выбрать подарок девочке, чтобы не разочаровать её и не опозориться самим?

Перед родителем и педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо — на всех занятиях, вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо).

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства;

Учить детей ориентироваться «на себе», иными словами, ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себе» стороны справа, слева, вверху и т. д.

Ориентировки «на себя», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под — с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Изучаем руки

Игрушки — гномик, зайчик, слоник, котик, мышка; кружочки: красный, синий.

Взрослый: Слышите, кто-то стучится к нам в дверь? Давайте посмотрим, кто там? К нам в гости пришел гномик. Он хочет посмотреть, как мы с тобой будем заниматься. Покажи, пожалуйста, мне правую руку, а теперь левую. В правую руку возьми красный кружок, подыми руку вверх и покажи кружок гномику. А теперь в левую руку возьми синий кружок. Покажи кружок гномику. А теперь давайте поиграем. Опусти руки вниз. Теперь правую руку подыми вверх, левая — внизу. Теперь руки вытяни вперед, правую руку отвести направо, левую — налево, опустить руки. Правой рукой дотронься до левого уха, а теперь левой рукой дотронься до правого уха. Правой рукой дотронься до правого колена, левой — до левого и т. д.

Гуляя вместе с ребенком, в такт шагам декламировать:

Левой, правой, левой, правой,

Блики солнца по кустам.

Мы идем к цветам и травам,

В гости к травам и цветам!

Впереди зеленый остров.

Позади остался дом.

Мы к веселым птицам в гости,

К небу синему идем!

В мягких травах тонут ноги,

Золотого солнца свет.

Нет асфальтовой дороги,

Ни домов, ни улиц нет...

Мы гуляем на просторе,

Мы в зеленом тонем море.

— Хорошо! — кричим друг другу,

Синь и зелень так чисты!

А по лугу, а по лугу

Всюду яркие цветы.

Мы резвимся беззаботно,

Синева плывет волной.

А пора, и неохотно,

Еле тянемся домой...

В. Краснер

Прятки и уравнения

Эта игра основана на любви детей к «домикам» (базовая пространственная метафора «внутри — снаружи»). Перед домиком кучка игрушек (или в группе — детей). Ребенок или дети закрывают глаза, и часть тех, кто перед домиком, прячется внутрь, ведущий прячет игрушки или говорит, кому пойти в домик. Открыли глаза — а кто в домике? Первые раз двадцать малыш просто идет и смотрит, потом начинает предсказывать. Можно использовать одинаковые игрушки: было три мишки и кукла, осталось два мишки — кто в домике?

Веселая путаница

Это можно делать с любым «отношением между двумя». Например, отношение «на»: человек на стуле — стул на человеке; ворона на дереве — дерево на вороне; ковбой на коне — конь на ковбое. Или отношение «после»: надел штаны после трусов — трусы после штанов. Игру интересно разыгрывать для детей где-то от года, а двух — трехлетние могут разыгрывать и сами.

Художники

Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закреплению терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Педагог с детьми придумывают и рисуют картину: в центре — избушка, вверху, на крыше, — труба, из которой идет дым, внизу, перед избушкой, сидит кот и т. д.

Медвежонок думает

Кто находится вверху, внизу, справа, слева от медвежонка?

Глупый робот

Один дает команды, второй выполняет. Команды должны быть простые, собственно, играть можно и с шестимесячным — куда показывает пальцем, туда его и нести. Постарше ребенок может, например, говорить, куда идти, сидя на ручках — и пытаться довести маму до цели. «Пять шагов вправо» ... После трех-четырех дети могут строить так пошаговые алгоритмы сложных действий: «Возьми стакан. Нет, дном книзу! (мама берет стакан дном кверху, если не указано). Поднеси под кран. Включи воду...». Это очень весело и интересно, особенно когда взрослый «робот» балуется (не той стороной берет предметы, если не указано, и так далее).

Где что находится?

Слева, справа, вверху, внизу, в левом нижнем углу, левом верхнем углу, в правом нижнем углу, в правом верхнем углу, в центре, между... и т. д.

Снеговики

Необходимо внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Сосчитать, сколько всего различий. Начать взрослый может так:

Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках...

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих,

Лишь морковку гложет,

Но что разного у них —

Он понять не может.

Как найти сундук?

Помоги Ивану-царевичу найти волшебный сундук (как он должен идти, кто ему встретился?)

Куда пойдешь, то и найдешь

Ведущий в разных местах комнаты прячет знакомые детям игрушки или предметы. Перед началом игры, вызвав одного из участников, ведущий говорит ему:

— Направо пойдешь — зайца найдешь. Налево пойдешь — слона найдешь. Назад пойдешь — котика найдешь. Вперед пойдешь — гномика найдешь. Куда же ты хочешь пойти?

Ребенок выбирает направление, называет его, когда игрушка найдена, говорит, где он ее нашел. Например: «Я пошел направо и нашел зайчика».

Игры с детьми: учимся ориентироваться в пространстве и отличать право и лево, вверх и вниз, впереди и позади. Учимся ориентироваться на листе бумаги. Знакомимся с планом и картой.

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Какие игры нам могут помочь? Как заниматься с детьми разного возраста дома? Ответы на эти вопросы — в статье

На самом деле, научить ребенка различать «право» и «лево» не так уж и сложно при одном условии – регулярности проведения игр на эту тему в течение примерно месяца – максимум двух месяцев. Регулярно – это значит примерно 4 раза в неделю по 5-7 минут игры. А еще лучше – ежедневно по 3-5 минуток. Ежедневные веселые мини-игры-пятиминутки гарантируют надежный результат в достаточно краткое время. Дополнительно к играм нужно постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестает путаться.

Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия этих двух понятий и начать без ошибок ими пользоваться – это пятый год жизни. Но слышит слова «право» и «лево» малыш с самого своего рождения. А уже в три года показывает, где у него правая ручка, а где левая ручка.

Самые маленькие дети учатся ориентироваться в пространстве «на себе», на своем теле: вверху – это где голова, внизу – это где ноги, вперед – где лицо, назад – где спина, вправо – где правая рука, влево – где левая рука.

Сначала у детишек Вы сможете увидеть помогающие им жесты. Например, ребенок, пытаясь определить, где это – «позади», касается предмета спиной. Или чтобы определить, где у него правая рука, начинает ей двигать. В дальнейшем вместо движения появляется только взгляд в нужную сторону или еле заметный жест. И уже после этого малыш, просто слыша слово «влево», «вправо», «вперед», «назад», понимает его без жестов.

Когда мы играем с детьми в игры, помогающие научиться ориентироваться в пространстве, то обязательно знакомим малышей не с одним понятием (только «правая рука»), но с парами слов: влево и вправо, выше и ниже, впереди и сзади. Например, когда мы учим различать правую и левую руку, то объясняем так: «Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб». Или во время рисования: «В правой руке у тебя кисточка. Где твоя правая ручка. А где левая? Что она держит? А левая держит листочек бумаги, на котором ты рисуешь». То есть упоминаем сразу обе руки.

Игры с детьми дома: учимся ориентироваться в пространстве

Игры с самыми маленькими: знакомимся с пространством

Тра-та-та

Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в маминых пестушках и потешках, в мамином массаже с песенками, от которых получают радость.

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка — кошку

За левую ножку!

На слова «левую ножку» мама ласково потряхивает левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.

Или другая потешка – для деток постарше, которые уже учатся ходить и «танцевать» и топать ножкой под песенку.

Топни-ка, ножка

ПрАва, понемножку!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем-переступаем правой ножкой).

Топни-ка левая –

Маменька велела!

Топ-топ-топ-топ-топ – топ (топаем – переступаем левой ножкой)

Ай, деточка, попляши!

Твои ножки хороши! (подпрыгивание или пружинки)

Для детей постарше можно использовать стихотворения и делать под них движения.

При одевании ребенка можно приговаривать строчки из этого стихотворения Елены Благининой: «Вот они – сапожки! Это – с левой ножки! Это – с правой ножки!» и просите ребенка: «Дай мне левую ручку. А теперь правую ручку»:

Е.Благинина

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

Вверх — вниз

Маленьких детей мы знакомим прежде всего со словами «Вверх» — «вниз» (птичка полетела на дерево – вверх! Мячик упал вниз – бух! На качелях качаемся вверх – вниз, вверх — вниз), вперед – назад (беги ко мне, догоняю). И лишь затем ребенок сможет освоить слова «вправо» и «влево».

С малышами можно сделать простую аппликацию, которая научит ориентироваться не только в комнате, но и на листе бумаги. Например, сделать платочек или салфетку для куклы или другой игрушки.

Сделай узор на платочке

Вам понадобится набор вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур: например, четыре красных треугольника и красные круги. Или другой набор: один зеленый круг, четыре зеленых треугольника и один зеленый прямоугольник.

Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Пусть любимая игрушка ребенка попросит малыша помочь ей и подарить точно такой же платочек.

Рассмотрите внимательно образец вместе с малышом: обведите пальчиком малыша фигурку на образце: круглая они или есть уголочки? Если есть уголочки, то сколько их — три уголочка или четыре уголочка? Как она называется? Назовите формы – это круг, а это квадрат. Опишите словами, как расположены фигуры. например: «Смотри, в серединке круг, а в уголках – квадраты. Так мы и сделаем! Разложи фигурки на своем платочке»

Самые простые орнаменты состоят из 2 фигур (например, на одном коврике, салфеточке или платочке приклеены круг и квадраты). Более сложные – из трех разных геометрических фигур. Сначала малыш выкладывает фигуры на своем платочке, и только потом приклеивает.

Когда платочек готов, подарите его торжественно игрушке, пусть она скажет малышу «Спасибо», порадуется вместе с ним.

Внимание! Это важно! Никогда малыш не должен видеть, что его рисунок или аппликация после игры выбрасывается! Если он делает свою салфеточку для куклы, то кукла должна сама взять у него аппликацию, положить ее на свой игрушечный столик как салфеточку, поставить игрушечную посуду, восхититься, какой же красивый стол стал с этой салфеточкой. Сказать, что пригласит гостей и покажет им новую салфеточку. Поблагодарить малыша. Только тогда Вашему ребенку будет и в дальнейшем интересно заниматься с Вами.

Знакомимся с мозаикой

В самых простых играх с мозаикой мы тоже можем начать знакомить ребенка с пространством и учить ориентироваться в нем.

Игра 1. Покажите малышу детали мозаики (подойдет магнитная мозаика с геометрическими разноцветными формами или любая другая мозаика для малышей). Покажите ребенку синие детали – пусть это будет дождик. Дождик кап-кап-кап-кап – капает по крыше, по окошку, по деревьям. Пусть ребенок сделает дождик на игровом поле из синих деталек и научится заполнять деталями равномерно всё игровое поле мозаики. Вот какой дождик у нас пошел! Важно, чтобы малыш располагал детали по всему игровому полю, а не ставил кучкой где-то в центре или сбоку.

В следующий раз попробуйте разложить другие детали, придумав, что же это будет. Белые детали могут быть летающими снежинками. А желтые – осенними листочками. Красные – конфетами на столе, а крупные детали – воздушными шариками, которые летят в небо. Много мелких разноцветных деталей может быть салютом в небе.

Ребенку не так просто класть детали на мозаику – покажите ему, как сначала взять деталь двумя-тремя пальчиками и как потом прижать ладошкой к магнитному полю, чтобы фигурка «прилипла».

Игра 2. В следующих играх познакомьте малыша с понятиями «вверху» и «внизу». Сделайте вместе с ребенком из всех синих деталей «речку» внизу игрового поля. Для этого выложите широкую полосу из деталей синего цвета. Проведите по ней пальчиком ребенка – «течет речка», речка длинная — длинная. Можете сделать рядом из отдельных зеленых деталей «травку» — так же, как мы делали дождик.

А потом сделайте солнышко вверху игрового поля, собрав желтые детали в круг. Дополнительно можно собрать рядом с солнышком облачка из белых деталей.

Что вверху? Солнышко. А что внизу? Речка и травка. Так малыш начинает понимать слова «вверху» и «внизу» применительно к картинке, листу бумаги, игровому полю игры.

Игра 3. В следующей игре с мозаикой пусть полетят наши листочки – куда они летят? Вверх или вниз? Давай на них подуем – дует ветер! Куда мой листочек полетел? Вверх. А твой куда полетел? Вниз!

Когда малыш подрастет, наши листочки будут летать еще и вправо или влево. Куда твой листок полетел? Вправо! А мой сейчас полетит влево. Я подую на него. Вот! Уже летит!

В этой очень простой игре малыш начинает ориентироваться на плоскости, понимать, где верх, а где низ, видеть ограничение игрового поля его сторонами (правой и левой).

Игры для детей 3-5 лет: учимся различать «право» и «лево» и не только

Примерно на четвертом году жизни малыш уже различает и называет свою правую и левую руку. А в 4-5 лет ребенок учится определять направление по отношению к себе. Ему еще трудно понять, что у человека, который стоит напротив, «лево» находится там, где у него «право». Он может определить направление только «от себя». Поэтому во всех играх с детьми 4-5 лет взрослый стоит так же, как и ребенок (лицом в одну сторону) – показывая и подсказывая на первых порах.

Найди игрушку

Вариант 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте игрушку. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.

Вариант 2. Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу. Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь ищи!

Когда малыш освоится с названием разных направлений, то поменяйтесь ролями с ребенком. Пусть он спрячет игрушку, а Вы ее будете искать. Детям очень трудно дать инструкцию. Поэтому помогайте малышу вопросами: «А дальше мне куда идти – по какой стрелочке? А! По желтой стрелочке, значит, направо. А сколько шагов сделать?» и т.д.

Эту игру можно проводить от имени сказочного героя: например, Карлсон спрятал игрушку, и надо ее найти. Или Старуха Шапокляк спрятала любимую игрушку Чебурашки, и мы ему помогаем разыскать ее. Можно поиграть и по-другому с любым любимым героем ребенка, который будет отдавать команды (например, мальчики любят чтобы им отдавали команды их любимые герои — воины).

Догонялки с кулачками

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги, если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки.

А теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,
Руки быстро поднимаем!
Раз, два, три!
Левая, беги!
На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать – коснуться левого кулачка на столе.

Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.

Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать – например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок — картинок.

Найди сюрприз!

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок (см. рисунок). Например. ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома).

Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно.

Пусть малыш встанет в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т.е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. А теперь повернись два раза влево. Еще раз повернись два раза влево. А теперь три раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье!

Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура!

Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Народная подвижная игра «Корабль плывет!» — учимся отличать «право» и «лево», «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад»

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

Вот какие движения можно использовать в игре для различения направления право и лево:

  • «Правая повертушка» – это вращение кистью правой руки (другой вариант — правым предплечьем) как будто «заводим мотор».
  • «Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки (другой вариант – левым предплечьем) как будто заводим мотор левой рукой.
  • >«Правая потоптушка» – топаем правой ногой.
  • «Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Как играть в игру?

Ведущий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль и кричит: «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, « с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».

Задача игроков (ребенка или детей) – не ошибиться. Когда дети освоятся с игрой, можно ее усложнить.

  1. Выкладываем на пол 10 карандашей (палочек, камешков или любых других предметов, которые будут обозначать шаги). Малыш правильно выполнил задание – идет вперед на один шаг (встает около следующего камешка или карандаша). Неправильно сделал – остается на месте. Задача – дойти до Вас как капитана. Как только малыш стал капитаном, Вы меняетесь ролями, и он придумывает, какой корабль плывет. Причем ребенок может придумать и новые движения, которых не было в предыдущей игре.
  2. С группой детей можно провести игру так. Малыши стоят в ряд. Если кто-то ошибается, он делает шаг назад. Если сделал правильно — то шаг вперед. Задача – быстрее дойти до капитана. Кто дошел до капитана первым – будет водящим в следующей игре.

Что изменилось?

Играть в эту игру можно как с игрушками, так и с несколькими детьми.

Игра с игрушками. Посадите на стол или диван 5-7 игрушек. Они должны сидеть спиной к малышу! Это важно! Нужно, чтобы ребенок и игрушки располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок.

Потом попросите малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки непрозрачным платком. И поменять игрушки местами.

Малыш открывает глаза – и … что же изменилось? А! Кукла сидела вправо от меня, а медведь влево. А теперь наоборот стало – теперь кукла сидит слева от меня, а медведь справа».

Игра с детьми. Малыши садятся на коврик в ряд. Один малыш – ведущий закрывает глаза. Остальные быстро меняются местами. Дополнительно можно поменяться еще чем – то или взять в руки предметы. Малыш – ведущий открывает глаза и ищет, что же изменилось: «Ой, у Маши в руках появилась кукла. А у Наташи, наоборот, в руках был мяч. А теперь мяча нет. Петя сидел справо от меня, а теперь сидит влево.

Мальчишки очень любят эту игру как игру в «разведчиков».

В первых играх делайте только 2 изменения. Потом количество изменений можно постепенно увеличивать.

От подвижных игр можно перейти к более сложным играм с геометрическими фигурами, помогающим научиться ориентироваться на плоскости (листе бумаги).

Выложи узор

Попросите малыша догадаться, как узор вышила Красная Шапочка для своей бабушки на ее платочке (можно использовать любых любимых персонажей ребенка).

Возьмите два одинаковых квадратных листа бумаги. Это будет игровое поле для Вас, и для ребенка. И вырежете из цветного картона парные одинаковые фигуры – например, зеленый квадрат, синий квадрат, красный треугольник, желтый треугольник, зеленый круг, синий круг и т.д. Получится два набора одинаковых фигур. Один набор возьмите себе, а другой – ребенку. Мы будем выкладывать на игровом поле разные фигуры.

Перед тем, как играть покажите ребенку, как мы будем выкладывать фигурки на квадрате – платочке. Где верх, где низ, где право, где лево.

Поставьте перед собой большой лист картона или любую другую вещь, которая станет перегородкой. Перегородка нужна, чтобы ребенок не видел Ваш узор. Выложите узор на своем листочке. И после этого попросите малыша внимательно послушать Вас и сделать такой же узор. Примерный узор представлен на картинке: «Вверху – красный треугольник. Внизу – желтый треугольник. Справа – где у тебе правая ручка? – синий круг. Слева – зеленый круг. В середине – синий прямоугольник. Получилось? Давай посмотрим».

Уберите перегородку и сравните два платочка. Исправьте неточности, если они есть.

При более сложной игре ребенку нужно учесть расположение фигур. И тогда мы говорим, например, так: «Вверху – красный треугольник. Он смотрит уголком вверх, а стороной в серединку/в центр».

В дальнейшем, когда малыш освоит игру, можно сделать его водящим.

А можно сделать другой вариант этой игры – более сложный, когда мы прямо не говорим, что за фигуру надо положить. А малыш сам выбирает ее из набора фигур: «Догадайся, что же вышила Красная Шапочка вверху – это не квадрат, не круг. Что это? Точно, треугольник. Не желтый, не красный, не синий, а какой? Как же ты угадал – зеленый! Значит, что будет вверху платочка? Да, зеленый треугольник!»

Если ребенку трудно сориентироваться, то помогите ему. Нарисуйте на его игровом поле – белом квадрате — сверху красную линию, а снизу синюю. Справа нарисуйте ложку (правая рука держит ложку), а слева нарисуйте кусочек хлеба (левая рука держит хлеб). И когда диктуете – рассказываете, то помогайте подсказкой: «Вышила Красная Шапочка красный квадрат вверху. Где это? Да, там где красная линия. А справа она вышила зеленый треугольник. Покажи, где зеленый треугольник? Вот он! А где это справа – где ложка нарисована. Вот она! А где у тебя правая ручка? Значит, куда надо положить фигурку? Молодец! Красивый платочек получится!»

В такой игре нужно постоянно менять сюжет – то украшать флажками разной формы и разного цвета силуэт — кораблик (вместо квадрата), то расставлять разноцветные чашки разного размера на стол (право – лево, выше – ниже), то помогать герою написать зашифрованное письмо (прямоугольник — фон будет обозначать конверт, на котором в определенном порядке выкладываются фигуры), то делать ковер-самолет для Старика Хоттабыча (выкладывать рисунки на прямоугольнике). Сюжет игры может быть любым и из любой любимой сказки малыша!

Для пятилетнего ребенка можно усложнить задание и по-другому – научить правильно называть углы: правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. Тогда узор может получиться, например, таким: «В правом верхнем углу – красный треугольник. И в левом нижнем углу – красный треугольник. В правом нижнем углу – желтый круг. И в левом верхнем углу – желтый круг. А в центре голубой ромб».

Игра в магазин

Еще один вариант предыдущей игры – игра в магазин. Вы делаете парные карточки для игры (как показано на предыдущей картинке) с разным расположением фигур на квадрате — основе. Это наши «ковры» или «платочки» или «салфеточки», которые будут продаваться в магазине. Нам нужны два одинаковых набора — один у продавца, другой у покупателя.

Ребенок-покупатель выбирает из своего набора одну карточку – это «коврик» (полотенце, шарфик, салфеточка и т.д.), который он хочет купить в магазине. Малыш должен объяснить продавцу, какой ковер или салфеточку он хочет купить. Так объяснить, чтобы продавец дал ему именно этот предмет с именно таким узором. Для этого ему нужно очень точно описать свой «коврик»: что нарисовано в середине, что вверху, что внизу, что справа, что слева.

Малыш может сам выбрать «коврик» для покупки. А может быть, в другом варианте этой игры, его попросит помочь сказочный персонаж и даст ему картинку с изображением нужного ему «коврика».

Найди такую же картинку.

Для изготовления игры потребуются наклейки (наборы одинаковых наклеек) и картон. Карточки делаются из картона в виде длинных прямоугольников, на которые наклеены наклейки в разном порядке: например, чайник – платье – мячик – девочка. На другой карточке: платье – уточка – мячик – девочка. На третьей: платье – чайник – мячик – девочка. На четвертой: мячик — платье — девочка — чайник. И так далее. Делаются два одинаковых набора карточек для игры.

Задача – найти пару одинаковых картинок и объяснить, почему эти картинки — пара (ребенок может объяснить так: «Здесь слева приклеено платье, справа от него чайник, еще правее мячик. А потом девочка. И на этой картинке точно так же»). Дети раньше 3 — 3,5 лет обычно не понимают смысла такой игры, ведь на всех картинках похожие игрушки. Они могут на любые картинки сказать, что они одинаковые. Примерно к 4 годам малыш уже может объяснить, чем отличаются картинки – расположением игрушек на них. К этому возрасту ребенок может и рассказать словами, в чем он видит отличия.

Новоселье

Если у Вас есть набор картинок с изображением мебели, то можно поиграть в эту игру с картинками. Или можно поиграть с игрушками и кукольной комнатой, сделанной из большой коробки.

Есть три варианта игры:

Вариант 1. Более простой.

Рассказываем малышу историю о том, что у куклы (зайчонка, кенгуренка, бегемотика или другой игрушки) – новоселье. И ему нужно помочь расставить мебель. Договариваемся с ребенком, что где будет стоять (рядом с окном, слева от него, справа от него, перед столом, за креслом и т.д.). Рисуем план комнаты. А дальше заполняем ее мебелью по нарисованному плану (для малыша этого возраста достаточно 4-6 предметов, обозначенных на плане плюс обозначения окна и двери). Как только всё будет готово — празднуем новоселье 🙂 — приглашаем в гости игрушки, которые поздравят с новосельем, угостятся чаем со сладостями и подарят подарки нашему игрушечному герою..

Вариант 2.

Есть уже готовый план комнаты для нашей игрушки. Его нарисовал главный друг нашей игрушки Топтыжка (или кто-то другой из любимых игрушек малыша). И нам надо помочь «прочитать» этот план и расставить все предметы точно по плану комнаты. Если малыш ошибается, то игрушка ему говорит: «Нет, я так не хочу. Посмотри, я хотела здесь большой диван поставить, а не круглый стол. Стол тут неудобно размещать – как из-за него выходить будем?»

Вариант 3. Перестановки.

Наша игрушка решила сделать перестановку мебели в комнате, потому что купила новое пианино или новый шкаф или новый стол. И надо ей помочь – разместить на плане эти предметы, всё проверить — поместится ли здесь, удобно ли будет, а потом уже расставить мебель в комнате.

Как провести такое новоселье и научить составлять план комнаты детей 3-4 лет, мы уже знаем из статьи

Внимание: чтобы понять план, ребенку сначала нужно определить, а где он сам находится в комнате, где окно, где дверь. И уже от этих ориентиров отталкиваться, выполняя задание. Вскоре он сам быстро поймет, как «читать» план, и сразу будет отыскивать на плане нужное место.

Если Вы будете проводить игру с детьми более старшего возраста, то тогда можно усложнить задание – пусть в нашей комнате будет до 10-11 предметов. А кукла может купить не один новый предмет мебели, а сразу два.

Игры для детей 6-7 лет

Детей 6-7 лет уже можно познакомить с тем, что такое карта и как ее читать и научить составлять подробную карту своего пути (как идти в гости к другу, к бабушке, к магазину, в детский сад, на игровую площадку, в парк).

Что такое карта и масштаб, Ваш малыш узнает из телепередачи «Шишкин лес» телеканала «Радость моя». Приятного просмотра!

Сделайте вместе с ребенком карту Вашего двора, района, начертите на ней дорогу в детский сад, в магазин, к друзьям, в детский клуб, в школу.

А теперь еще несколько игр для уже подросших малышей — будущих школьников.

Капитан и корабль

Эта игра учит сотрудничать друг с другом, и одновременно закрепляет умение ориентироваться в пространстве. В игре ребенку нужно будет ориентироваться с закрытыми глазами, по слову ведущего.

Играет пара. Один игрок – капитан. Другой – корабль. Их общая задача – переплыть море без кораблекрушения. Морем будет наша комната. В ней посередине расставляются стулья – рифы. Задача – нужно, переплывая наше «море» – комнату не задеть за стулья – «рифы».

Как играть? Игроку — кораблю завязываются глаза. Капитан ведет корабль, давая ему указания: «Шаг вправо. Еще шаг вправо. Назад. Еще назад. Маленький шаг влево. Теперь 5 шагов вперед» и так далее.

Ура! Задача выполнена. Теперь можно поменяться ролями:). Пытаясь пройти комнату — наше море — с закрытыми глазами, Вы поймете. насколько же это не просто! А своему маленькому капитану помогайте вопросами: «Куда дальше идти? На сколько шагов? Мне остановиться или идти вперед?»

Читаем план комнаты с помощью веселого человечка

Ребенок старшего дошкольного возраста уже может усвоить, что пространственные взаимоотношения «право», «лево», «вперед», «назад» меняются в зависимости от положения человека. Например, если Вы встанете с ребенком лицом друг к другу, то Ваша правая рука будет напротив левой руки ребенка! И тогда для Вас «вправо» – это будет, например, к окну. А для него «вправо» – это будет, наоборот, к двери.

Чтобы малыш смог это усвоить, нам понадобится прием, предложенный Л.А. Венгером. Нарисуйте картинку с веселым человечком (мы рисуем человечка так, будто смотрим на него сверху). Там, где у человечка круглый носик – это его лицо, в эту сторону он смотрит. Еще вырежете из цветной бумаги или цветного картона две стрелки – ручки человечка: красную и синюю. Красная стрелка будет обозначать правую руку, а синяя стрелка – левую. Можно сделать стрелки и другого цвета, но обозначение должно быть постоянным. Например, у Вас будет правая ручка человечка – это всегда коричневая стрелка. А левая ручка человечка – это всегда зеленая стрелка.

Поставьте нашего человечка на план комнаты, с которым ребенок уже знаком по предыдущим играм. Пусть малыш посмотрит на носик человечка и решит, куда прикрепить ручки – стрелки. Где будет правая, а где левая рука у человечка? Что будет впереди у человечка, а что позади?

Затем поставьте человечка в другое положение на плане комнаты. И предложите малышу прикрепить к нему стрелочки – ручки и сказать, что теперь у человечка впереди, сзади, вправо, влево.

Самое трудное – это когда человечек расположен лицом к ребенку. Пусть ребенок поэкспериментирует, сам попробует занять разные места в комнате, чтобы решить эту задачку.

Найди клад

В этой игре ребенок научится ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

Как сделать игровое поле для игры?

Для изготовления игрового поля Вам понадобятся листы бумаги в клетку. Каждая строчка или каждый столбик имеют свое условное обозначение. Можно нарисовать картинку или подписать буквы или подписать цифры, нарисовать геометрические фигуры. На рисунке Вы видите примерные варианты игрового поля для детей 6-7 лет.

Для первой игры нужно простое игровое поле (5 на 5 клеточек). В дальнейшем можно сделать более сложное игровое поле – 5 на 10 клеточек, или 10 на 10 клеточек).

Как играть в игру?

Играет пара игроков, игровое поле у них одинаковое.

Ведущий – взрослый отмечает на своем игровом поле крестиком, где находится клад.

Ребенок, который не видит игрового поля взрослого, должен найти этот клад.

Взрослый говорит, например, такой путь: «Найди солнышко (букву А, цифру 6 и т.п.) нарисованную сверху. Теперь тебе надо пойти вниз – опустись на 3 клетки вниз. Поставь точку. Давай проверим. Если ты нашел клад, то от гриба, нарисованного сбоку, ты отошел на 7 клеточек вправо». Сравниваем, попал ли ребенок в нужную клеточку – и нашел ли он клад, обозначенный крестиком.

Когда ребенок научится без ошибок передвигаться по игровому полю, то ему задается путь из 2-3 шагов, а затем и из 5-6 шагов до клада. И он сможет также стать ведущим и «прятать клад» для Вас.

Диктант

Вариант 1. Это уже даже не игра, а задание для ребенка, которое поможет ему научиться свободно ориентироваться на листе бумаги. Дайте ребенку квадрат бумаги и фигуры разного цвета и формы. Вы ничего не показываете, только рассказываете, куда что положить. Например: «Возьми зеленый квадрат и положи его в середину. Вокруг положи 8 красных треугольников так, чтобы они своим острым уголком смотрели на квадрат. Между треугольниками положи маленькие желтые круги. В левом верхнем углу будет зеленый прямоугольник. В правом нижнем углу тоже будет зеленый прямоугольник. В другие два угла положи желтые прямоугольники» Затем мы смотрим, такой же узор получился или нет.

Вариант 2. Ребенок видит выложенный узор и должен его «сфотографировать» — то есть запомнить. Обычно мы с детьми играем в фотографов — изображаем руками, как «берем фотоаппарат», «нажимаем» на кнопочку и «получаем фото». И его запоминаем. Дальше образец узора убирается, и дети выкладывают узор по памяти. Если задание проводится в этом варианте, то нужно использовать для узора не более 4-5 разных фигур.

Если узор выложен неправильно, то можно предложить ребенку «починить фотоаппарат» и сделать следующее фото без ошибок. Обычно дети с радостью соглашаются и с удовольствием изображают, как они ремонтируют фотоаппарат и в следующей игре уже ошибок не допускают:).

Это задание можно проводить в игровой форме – попробовать передать разведчикам тайное письмо, составить заколдованную телеграмму в волшебный лес для сказочного персонажа или придумать что-то другое.

Еще игры с предлогами для детей дошкольного возраста по теме «Ориентация в пространстве» Вы найдете в статьях:

А какие игры, стихи, потешки, идеи Вы использовали или используете чтобы помочь малышам научиться различать, где «право», а где «лево»?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Ирина Носкова
Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Материал игры : декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве . Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит : «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу» .

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности , внимания, воображения.

2. Разговор по телефону.

Цель. .

Игровой материал. Палочка (указка) .

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону : кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа : «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами .

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам . На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно , то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений . Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки : «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка : Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал , что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку : «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1) . Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. Добавь слово.

Цель игры : Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве .

Ход игры : Воспитатель говорит детям : «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня» ? (Уточняет и эти понятия) . А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол) . Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами : «справа» , «слева» , «позади» , «впереди» .

Воспитатель говорит :

Стол стоит… (называет имя ребенка) .

Полочка с цветами висит…

Дверь от нас…

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

6. Внизу – вверху.

Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят : «Внизу» , либо только в воздухе, тогда дети говорят хором : «Вверху» .

Например :

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Например, если воспитатель говорит : «Самолет летит!» , дети приседают и т. д.

7. Сделай так, как я скажу.

Материал игры : у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей , знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

8. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры : любые игрушки.

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»

Игры может быть усложнена : игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит :

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?».