Как определить лицевую сторону у подкладочной ткани. Конспект урока "Лицевая и изнаночная стороны однотонных тканей. Свойства тканей". Вопросы и задания

Перед покупкой материала для шитья следует знать, как определить лицевую сторону ткани по кромке, рисунку, ворсу и т. д. Ведь внешний вид изделия будет зависеть именно от ее выбора. Но самое главное, что нужно сделать, - определить стороны перед раскроем изделия. Таким важным делом не рекомендуется заниматься вечером и при очень ярком искусственном освещении, так как оно искажает реальность. С утра может оказаться, что сделанный выбор был ошибочным, а виной всему обман зрения.

Как определить лицевую сторону ткани

Придя в магазин или рассмотрев ткани на имеющихся дома вещах, можно заметить, что по внешнему виду они достаточно сильно различаются. Отличие их может быть как по типу поверхности (ажурные, вышитые, с вытканным рисунком), так и по виду расцветки (пестротканые, набивные, гладко крашенные или отбеленные). Существуют и жаккардовые пестротканые ткани - гобеленовые. Такие ткани считаются сложными в производстве, но определить лицевую сторону на них очень просто.

Многие знают, что в зависимости от своего волокнистого состава ткани проходят разную отделку. Натуральные опаливаются, отбеливаются, красятся. Вся отделка производится с одной стороны изделия - лицевой. При ткачестве все неровности и узелки прячут на изнаночную сторону, поэтому с лицевой стороны все ткани более гладкие и яркие, с чистой поверхностью или, наоборот, с рельефным, выпуклым рисунком. На ощупь она тоже будет отличаться (гладкая и приятная, имеет более четкий, рельефный рисунок).

Как отличить лицевую сторону ткани от изнанки

Следует знать, что ткани бывают односторонние и двусторонние. Изнаночная и лицевая стороны у односторонних тканей достаточно сильно отличаются. У двусторонних же отличаются незначительно или вовсе не отличаются. Иногда могут быть использованы равноценно обе стороны полотна.

Лицевая сторона разных видов тканей

Итак, как определить лицевую сторону на тканях однотонных и не только:

  • Ткань с рисунком печатным: там, где ярче, там и лицевая сторона.
  • Ткань с узором (вытканным): на таких тканях рисунок с лицевой стороны будет более четким и выпуклым.
  • Ткани с атласными и сатиновыми переплетениями. С лицевой стороны эти переплетения имеют более блестящую и гладкую поверхность, рубчик идет под разным углом, имеют красивый внешний вид. С изнанки эти ткани больше похожи на полотна, имеющие полотняные переплетения.

  • Ткань с отделкой из пайеток, металлической нитью «люрекс», нанесенным тиснением, покрытием «под кожу», вышивкой. В тканях из смешанного сырья лицевая сторона всегда будет выглядеть «дороже». Во всех случаях изнаночную сторону по красоте будет превосходить лицевая. Нити вышивки будут лежать ровно, без узелков, стежок покроет рисунок полностью.

Более сложные признаки определения лицевой стороны

Не все ворсовые ткани имеют ворс с лицевой стороны. У бумазеи ворсовая сторона - изнанка, но обычно эта ткань обладает набивным рисунком и красивой гладкой поверхностью с лица. А вот бархат, вельвет, велюр красив со стороны ворса, поэтому трудно ошибиться в определении лицевой стороны. Например, однотонная фланель относится к двусторонней ткани - она с обеих сторон имеет одинаковую окраску, полотняное переплетение и ворсинки.

У драпа с лицевой стороны приглажен ворс, и расположен он в одном направлении, или присутствует плотный безворсовый узор. Ткань этого вида с изнаночной стороны может обладать более рыхлым переплетением.

К сукну это тоже относится. Оно, в большинстве случаев, и сильно заворсовано, что приводит к некоторым трудностям в процессе определения лицевой стороны. Необходимо с усилием провести пальцами с разных сторон и в разных направлениях, и та сторона, где ворс менее плотный, менее качественный, и есть изнанка.

Что делать, если все вышеперечисленные методы того, как определить лицевую сторону ткани не дали ответа? Можно опознать сторону по качеству поверхности материи. То есть лицевой будет та сторона, где поверхность ткани не имеет пушинок, узелков, она более гладкая. Наличие пушинок присуще только тканям из натурального волокна.

Для определения наличия ворсинок или яркости окраски, материю следует поднести до уровня глаз и смотреть на свет. Если не удалось обнаружить выраженных дефектов, то такую ткань можно отнести к двусторонним.

Определение стороны полотна по кромке

Можно определить лицевую сторону ткани по кромке (как по ее качеству, так и по дырочкам на ней). Кромка будет более качественной с лицевой стороны. Когда ткань в процессе отделки натягивается на каландры, остаются дырочки. Принято считать, что они должны быть наверху выпуклой стороной, а вогнутой - с изнанки, но на практике бывает и наоборот.

Заключение

Перед раскроем сложных тканей необходимо в нескольких местах, предпочтительно в межлекальных выпадах, обозначить лицевую сторону. Делается это обычно мелком, рисуя крестики. Важно это не только для того чтобы не перепутать детали при стачивании, но и для подрезки планок, подбортов, клапанов и т. д.

Если все визуальные способы были перебраны, а сомнения никуда не исчезли, не стоит забывать о тактильных ощущениях, ведь чувствительность пальчиков никогда не подведет.

Бывает и так, что швея заведомо хочет выбрать изнаночную сторону (ту, которая для людей, создавших ткань, и является изнанкой), потому что она кажется ей наоборот более привлекательной.

И если так и не удалось с полной уверенностью выбрать одну из сторон, то кроме владельца готового изделия никто и не узнает об этом, потому что все познается в сравнении.

Если вы хотите научиться изготавливать свадебные и вечерние наряды наш видео курс "Крой, пошив и декорирование нарядов для торжеств" для вас! Начало обучения 30 июня 2019 года Весь курс состоит из готовых уже отснятых видео уроков Видео уроки остаются с вами навсегда! ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ КУРСА: 1.Снятие мерок 2.Построение чертежа деталей свадебных и вечерних корсетов и моделирование: 2.1. Корсет с горизонтальной линией верха/по переду 2.2. Корсет с сердцевидным верхом/по переду 2.3. Корсет с V-образным вырезом/по переду 2.4. Корсет с вырезом "Лодочка"/ по переду 2.5. Симметричная и Асимметричная линии низа корсетов 2.6. Моделирование корсетов нужной длины/коротких и длинных 2.7. Нужного по модели количеством рельефов 2.8. Изменение наклона рельефа 2.9. Изменение размера в корсетах 2.10. Изготовление комплекта лекал ​ 3.Построение прозрачной кокетки с круглой горловиной 3.1. Моделирование выреза по спинке кокетки в виде сердца 3.2. Моделирование выреза по спинке кокетки в виде треугольника 3.3. Моделирование выреза по переду кокетки с кареобразным вырезом ​ 4. Изготовление свадебных и вечерних корсетов с цельновыкроенной чашкой (Все этапы в виде подробных МК: подготовка ткани, раскрой, дублирование, прокладывание швов, утюжка швов, изготовление петель, подгонка по линии верха и по линии низа) : 4.1. Непрозрачные корсеты на подкладке из деталей продублированных клеевой по всей длине каждая. По спинке вкладыш язычок, пришитый одним швом в подкладку 4.2. Непрозрачные корсеты на подкладке, детали которых продублированы точечно. Шнуровка по спинке и под шнуровкой в язычок вшита молния. Кости "китовый ус" 4.3. Прозрачные корсеты 4.3.1 Прозрачный корсет из сетки: 4.3.2 Корсет из органзы. Раскрой, пошив, утюжка, изготовление и вшивание петель. Соединение корсета с чашками и изготовление чехла для чашек. Обработка линии верха и линии низа корсета. По спинке шнуруется по голой спинке. 4.4. Четыре вида кулисок для прокладывания костей. 4.5. Декоративные швы с кантом по рельефам. 4.6. Техника работы с "регилином". 4.7. Тема: Ремонт и переделки - укорачивание и изменение конфигурации линии низа непрозрачного корсета, переделки язычка. ​ 5. Материаловедение - вы узнаете какие материалы используются для изготовления нарядов для торжеств, как они ведут себя при работе и дальнейшей эксплуатации готовых изделий из них. 6. СВАДЕБНЫЕ ЮБКИ ОТ ПРОСТЫХ ДО СЛОЖНЫХ: 6.1. Юбки А-силуэта и силуэт «Принцесса». 6.2. Комбинирование полусолнца и солнца, построение шлейфов и самих основ. 6.3. Особенности кроя юбок солнце со сборками при работе с материалами 3-хметровой ширины /на примере еврофатина. 6.4. Юбки со сложными оборками. Особенности работы с прозрачными оборками. 6.5. Юбки «Хризантема»/Две схемы формирования. 6.6. Прямой силуэт. Два вида прямых юбок. 6.7. Моделирование расклешённых юбок из прямой юбки. 6.8. Трапеция 6.9. Юбки комбинированной длины/спереди короткая, сзади до пола и со шлейфом. Два вида этих юбок: на основе трапеции и на основе солнца 6.10. Работа с юбками пенками.Закладывание драпировок 6.11. Лучевые драпировки и драпировки в виде розы 6.12. Расклешённые юбки из кружев с «сохранением» кружевного края. Разворот кружев по кругу 6.13. Турнюр внешний и внутренний (поднятие шлейфа) ​ 7. Цветоведение. Комбинирование цвета в юбках (контраст и монохромная растяжка). ​ 8. СОЕДИНЕНИЕ КОРСЕТА С ЮБКОЙ из пяти слоёв материала для "А силуэта" и силуэта Принцесса. ПОДРОБНЕЙШИЙ МАСТЕР КЛАСС ВКЛЮЧИЛ В СЕБЯ МАКСИМУМ СЛОЖНЫХ МОМЕНТОВ ПО РАБОТЕ на каждом этапе. В рамках этой темы вы узнаете: 8.1. Как кроить все слои, как присбаривать, закладывать складки. 8.2. Как пришивать к корсету. 8.3. Как сделать бесшовный слой из фатина,но втачать в него потайную молнию. 8.4. Как комбинировать такие бесшовные слои со слоями содержащими швы по линии середины спинки. 8.5. Как обрабатывать все швы. Технологии обработки с оверлоком и без оверлока. 8.6. Обработка линии низа юбки разными способами: мягким регилином, московским швом и др. 8.7. Как делать красивый и аккуратный "Французский шов" на прозрачном сыпучем материале (на примере манки с напылением). Для юбки используются: для двух верхних слоев еврофатин(евросетка), третий слой из прозрачной манки с напылением (типа органзы), четвёртый слой из тафты, пятый слой из тафты с нашитыми на неё оборками из жёсткого фатина 9. Декорирование: 9.1. Декор кристаллами, перьями, накладными цветами. 9.2. Изготовление подвесок и Вышивка веток, цветов, листьев бисером, стеклярусом, пайетками 9.3. Вышивка кружев и ткани бисером 9.4. Изготовление бантов 9.5. Изготовление цветов из ткани методом выстрачивания и методом выжигания ​Срок обучения - два месяца Стоимость курса - 250 ЕВРО (или 290 $) Для прохождения обучения пишите преподавателю курса дизайнеру Алёне Пекур по этой ссылке

Если вы хотите что-либо сшить своими руками, вам необходимо определить лицевую и изнаночную сторону ткани перед раскроем. Это не только положительно скажется на внешнем виде изделия, но и облегчит процесс шитья.

Многие ткани выпускаются фабриками в двустороннем виде. То есть имеют идентичный вид с обеих сторон. В этом случае выбирайте ту сторону, которая вам нравится, и шейте. Но что делать, если у ткани есть и лицевая часть, и изнанка; как их отличить друг от друга?

Ткани без рисунка

Начнем с того, что ткани, поступающие с фабрики, сложены вдоль отреза материи. При этом лицевая часть «спрятана» внутрь. Это делается для того, чтобы сразу можно было накладывать выкройку, кроить и приметывать (только с изнанки).

Ткани с рисунком

Если рисунок – печатный, то на лицевой стороне он будет выглядеть ярче и четче. Если изображение создается штамповкой (прокалываемыми отверстиями), игла проходит с изнанки на лицо, поэтому их можно определить на ощупь: на «нарядной» стороне отверстие будет выпуклым, а на внутренней – вогнутым и гладким.

Изнаночная сторона

На ней стремятся «спрятать» всевозможные узелки, утолщения и другие «зацепки»; также именно эта часть будет скатываться. Определяется это, если провести рукой по поверхности (или слегка ее потереть) и сравнить с противоположной стороной.

Лицевая сторона

Если ткань по определению имеет ворсистую поверхность, то она будет располагаться на внешней стороне. Если же предусмотрен абсолютно гладкий внешний вид, то изнаночная часть может быть покрыта небольшим пухом или ворсинками, но на лицевой их не будет. Если обе стороны имеют ворс, то с лица он будет иметь более ухоженный, гладкий вид и идти в одном направлении.

Золотые и серебряные нити в тканях с люрексом, аппликацией или аккуратной вышивкой располагаются на «нарядной» нитеоснове.

У таких тканей, как атлас, гладкой, блестящей и более яркой частью обозначается лицо.

У материй, имеющих рубчики, они располагаются слева направо и идут снизу вверх.

Инструкция

1. Разложите ткань на столе, свернув ее так, чтобы одновременно были видны обе стороны: лицевая и изнаночная. На материале с набивным рисунком сравните четкость и насыщенность узора. На лицевой стороне орнамент должен быть ярче и отчетливей. Проведите по ткани рукой. Лицевая сторона набивного материала обычно гладкая и слегка блестящая, а изнаночная – немного ворсистая и матовая.

2. Осмотрите полотно с двух сторон. Обратите внимание на различные дефекты: утолщенные или вытянутые нити, узелки и т.д. Обычно их выводят на изнаночную сторону. На лицевой стороне качественной ткани никаких дефектов быть не должно. У дорогих тканей с металлическими нитями лицевая сторона должна быть более нарядной и блестящей.

3. У гладкоокрашенных материй с саржевым или полотняным переплетением нет качественных различий между лицевой и изнаночной стороной. Такие ткани называют двухлицевыми.

4. Внимательно рассмотрите кромку ткани. На лицевой стороне кромки суконных материй есть цветные нити, которые на изнанке почти не видны. Кромка любой ткани гладкая с лицевой стороны, а с изнаночной на ней можно увидеть узелки и шероховатости.
По кромке идут проколы, как правило, с изнанки на лицо. Тогда на изнанке будут дырочки вогнутые, а на лице - выпуклые. При этом будьте внимательны, иногда встречается наоборот.

5. Лицевая сторона шелковых и атласных тканей обладает привлекательным глянцевым блеском. Изнанка таких материй обычно матовая. Лицо ворсистых тканей, как правило, отличается более густым и длинным ворсом, нежели их изнанка. Необходимо помнить, что у некоторых материалов, например у байки, начесной ворс одинаков на лицевой и на изнаночной стороне. Флис считается двухлицевым материалом. Одежду из него можно шить с ворсом наружу или вовнутрь.

6. При покупке ткани обратите внимание на то, как полотно скатано в рулон. Отечественные шелковые, льняные и шерстяные материи, как правило, упаковывают лицевой стороной внутрь, а хлопковые – изнанкой внутрь.

Чтобы правильно определить лицевую и изнаночные стороны полотна, разложите ткань на столе таким образом, чтобы одновременно были видны обе стороны. Обычно, лицевая сторона отличается яркостью цвета, выраженностью рисунка и гладкостью поверхности. Но не для всех тканей подходит такой способ. Кроме того, если вы по каким-то причинам сомневаетесь в правильности определения сторон ткани, воспользуйтесь нашими простыми советами.


1. На поверхность набивных тканей нанесён печатный рисунок, который с лицевой стороны всегда яркий, насыщенный и чёткий, изнанка более блеклая или однотонная.

В гладких тканях изнаночная сторона более пушистая, что определяется как тактильно, так и визуально.

2. Допустимые (не считающиеся браком ткани) дефекты на некоторых тканях, такие как утолщенные участки нитей и мелкие узелки, всегда выводятся на изнаночную сторону полотна.

3. У большинства однотонных тканей на кромках с лицевой стороны есть цветные нити, которые практически не видно с изнаночной стороны.


4. Стороны фактурных тканей, таких как букле, жаккардовые и кружевные полотна, ткани в стиле шанель и другие, легко отличить и визуально, и тактильно - по объёму рисунка, структуре нитей, яркости и выпуклости принта и другим характерным особенностям для конкретной ткани.


5. В атласных тканях лицевая сторона всегда глянцевая, с выраженным блеском, а изнаночная - матовая.

Выкройка:

Платье нежно-аквамаринового оттенка, сочетающее глянцевую и матовую стороны одной ткани, выглядит…

Но в качестве лицевой стороны можно использовать любую сторону, для получения определённого эффекта в готовом изделии.


6. Креповые и двухлицевые ткани, как правило, одинаковые с обеих сторон.

7. Если у ткани ворсистая поверхность, то, как правило, это и есть лицевая сторона.

8. При покупке ткани, спросите у продавца, какая из сторон изнаночная, а какая лицевая.


9. В однотонных тонких и прозрачных тканях - шифон, батист, муслин, марлевка, визкозные и матовые шелка, а также хлопок и лён - изнаночную сторону определяют по кромке. Как правило, на кромке любой ткани есть проколы, с лицевой стороны они выпуклые, так как выполнены с изнаночной стороны.

Если визуально всё же не понятно, как выглядят проколы, проведите пальцем по кромке ткани, с лицевой стороны вы почувствуете упомянутую выпуклость от проколов.

Такой способ определения лицевой и изнаночной стороны можно применять для любых тканей.


Кроме того, на кромках встречаются надписи и буквенные обозначения, благодаря которым легко определить стороны ткани.


Кромка без проколов с изнаночной стороны выглядит шероховатой, с лицевой - гладкой.