Как помочь подростку найти интересное занятие, обрести любимое хобби. Интересы в подростковом возрасте

Наверное, самый ужасный период как для детей, так и родителей. Еще вчерашний безобидный ребенок начинает уже исследовать мир, утверждаться в нем, хочет занять определенное место. У подростков начинают формироваться собственные взгляды на жизнь, независимые от родителей. У них могут появиться новые компании друзей, странные хобби, увлечения. Часто вампиры, призраки, зомби становятся частью их жизни. Некоторые полностью меняют свой имидж: красивая, аккуратная девочка превращается в ЭМО с черными волосами, ногтями. Что же делать в этой ситуации? Как реагировать на выбор ребенка родителям?

Отражение внутреннего мира

Все психологи говорят о том, что конкретное увлечение – это внутренние желания, фантазии, чувства ребенка. Не стоит родителям сразу же падать в обморок, если подросток заинтересовался зомби, вампирами. Это только часть образа, а вот внутри могут быть вовсе другие чувства – неуязвимость, всемогущество, бессмертие. На каком-то этапе жизни ребенку интересуют эти понятия, поэтому он начинает верить в чудеса, магию.

Многие дети воспитываются на сказках. Хотя подросток не является ребенком, но он продолжает по-своему верить в волшебство. Для них чем-то страшным и чарующим является потусторонний мир.

Важно! Виной всему еще является современная художественная литература, кино, компьютерные игры, с помощью которых можно стать частью потустороннего мира. Подростками интересно наблюдать, как борются силы добра и зла, одолевать смерть.

Часто кумиром становится фантастический герой, у которого получается одолевать разные препятствия на пути к достижению своей цели. Фантастические образы задевают его душу, а волшебные сюжеты притягивают.

Причины странных увлечений

Желание противостоять кому-то

Часто дети подросткового возраста имеют проблемы с родителями, сверстниками, учителями. Они чувствуют свое бессилие, поэтому им хочется обрести сверх способности, стать немного сильней как главные герои игр, кино, романов.

Одиночество

У подростков появляется достаточно часто. Они уже не так связаны с родителями, все чаще они не понимают их. Детям приходится терпеть ссоры, конфликты, обиды. Кроме того, подростки в первый раз влюбляются, практически всегда отношения заканчиваются , расставанием, грустью и разочарованием в жизни. Именно фэнтези помогают заглушить их душевную боль. Когда ребенок начинает сопереживать герою, он обретает «выдуманного» друга.

Возраст

Здесь важно понимать, раньше дитя вкладывало все свои силы в учебу, теперь для него главное сформироваться как личности. Поэтому возникают такие вопросы:

  • Кто я?
  • С кем общаюсь?
  • Какое у меня окружение?
  • Какой статус имею?

Для тинейджеров очень важно, чтобы его принял социум. Родители теряют свой авторитет, поэтому подросток ищет новых кумиров. Именно в этот период он присоединяется к какой-то группе, учится контактировать с людьми. Для него главное – одобрение, поддержка, понимание.

Какие группы выбирают подростки?

Стоит отметить, что всегда было много разных социальных видов групп. Сюда относятся секции, кружки, школа танцев, спорта, музыкальные организации. Всегда с подозрением относились к определенным группам, которые имели свой статут, полностью пытались противостоять культуре. На таких подростков сейчас говорят – неформалы.

Действительно, очень тяжело родителям, когда их ребенок решает связаться с подозрительной компанией. В данном случае тинэйджер сразу же меняет:

  • Стиль одежды.
  • Поведение.
  • Внешний вид.
  • Речь.

Внимание! Нельзя проявлять агрессию, запрещать подростку состоять в группе. Здесь он ждет, чтобы родители приняли его таким, каким есть. Если этого не будет, он начнет искать поддержки у своих однодумцев, и еще долго не покинет группу. Некоторые подростки на зло родительским запретам вступают в такую группу. Поэтому лояльно и терпимо относитесь к выбору ребенка.

Папе и маме придется смириться и осознать, что их нравоучения, крики подростки вовсе не воспринимают. Здесь нужно быть хитрей: во всем поддерживать и понимать ребенка, вот тогда у вас не возникнет с ним проблем.

В это время подросток ищет свое место в жизни, может менять хобби каждый день. Здесь нет ничего страшного, наоборот, помогите ему, тихонько направьте на верный путь. Вы должны понимать, что ваше чадо переживает очень сложный для себя период жизни. Ему нужно принимать собственные решения и еще учиться их защищать. Дайте почувствовать силу ребенку, иначе он будет искать ее на стороне – в дворовых компаниях с сигаретами, бутылочкой пива. Создайте дома такую атмосферу, чтобы подростку хотелось возвращаться в семью и не переступать моральные ценности.

Ценный совет! Постарайтесь направить подростковую энергию в хорошее русло – танцы, спорт, дизайн, сейчас многим молодым людям нравятся веб-дизайн, IT-технологии. Главное, чтобы все было не насильно, а согласовано с ребенком. Ваш дом должен всегда быть безопасным и спокойным местом.

Когда нужно волноваться?

Не страшно, когда тинэйджерам нравится фантастика. Пусть смотрит увлекательные фильмы, читает книги. Так ваше чадо на некоторое время оказывается в сказочном мире, но потом все-таки возвращается к реальности.

Опасно, когда подросток перестает жить в реальном мире – у него нет друзей, первой любви, новых знакомств, вообще не общается со сверстниками. Нельзя допускать, чтобы ребенок полностью отгородился от внешнего мира и жил только фантазиями. В данном случае не обойтись без психологической помощи. Специалист своевременно поможет решить проблему, даст ценные советы родителям.

Уважаемые родители, каждый ребенок когда-то вырастает, вам просто нужно смириться с этим и дальше жить. Не нужно мучить свое чадо, превращать его жизнь в сплошные конфликты, нравоучения, так вы только вредите подростку, травмируете его психику. Ваши отношения должны строиться на абсолютном доверии, спокойствии, положительных эмоциях. Станьте другом своему ребенку!

Успех воспитательной работы с подростками, как известно, во многом зависит от умения правильно направить их интересы. В чем же своеобразие интересов в подростковом возрасте?

В процессе изучения основ наук расширяется кругозор подростка, область его интересов становится значительно более широкой по сравнению с интересами младшего школьника. Интересы младшего школьника в основном вращаются вокруг узко конкретного содержания его жизни, связаны по преимуществу с его деятельностью в школе и дома. С расширением круга знаний, обогащением жизненного опыта у подростков появляются новые, самые разнообразные интересы, развиваются и углубляются, в частности, познавательные, общественно-политические интересы и устремления.

Интересы подростка отличаются большей устойчивостью по сравнению с интересами детей младшего школьного возраста. Часто приходится наблюдать, как какой-нибудь интерес сохраняется у школьника в течение всего- подросткового возраста, углубляясь и Обогащаясь содержанием, и впоследствии сохраняется на всю жизнь. Наряду с этим для подростка характерна большая любознательность в соединении с активностью, которые часто приводят к неустойчивости и разбросанности интересов, периодически сменяющимся стремлением заниматься то одним, то другим или многими делами одновременно. Семиклассник Гера В. упорно старается записаться одновременно в кружки «Умелые руки», драматический, филателистический, в волейбольную и туристическую спортивные секции. Кроме этого, он состоит членом авиамодельного кружка при Доме пионеров. Его одноклассник Петя Ю. не отличается такой разбросанностью-он состоит членом всего одного кружка, но зато область его интересов очень часто меняется: в течение года он последовательно «менял» кружки: географический, художественного слова, волейбольный, пока, наконец, не остановился (надолго ли?) на шахматном. Об одном из таких подростков остроумно писала школьная газета:
То амебы, то Алехин, То поэзия, то спорт. Больше сотни увлечений За один лишь только год!

И наличие одновременно многих интересов, и частая смена их в равной степени нежелательны. Хотя это и диктуется часто свойственным подростку жадным стремлением познать больше, но приводит обычно лишь к удовлетворению поверхностного любопытства. Поэтому правильно поступают те учителя и родители, которые сдерживают такую «любознательность». В частности, во многих школах ученикам запрещается состоять более чем в двух кружках, а также часто переходить из кружка в кружок без уважительных причин. Школа и семья должны всемерно содействовать развитию стойких интересов. При многообразии интересов (что в разумных пределах не только допустимо, но и необходимо) надо особо выделять и воспитывать основной, жизненный, «стержневой» интерес.

Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму увлечений, причем таких, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям. Если шахматы - то десятки партий в день, если чтение - то бессонные ночи за книгами, если уж увлечение техникой - то до самозабвения. Таков семиклассник Алексей Р. Читая интересную книгу, он затыкает уши и весь отдается чтению. Его зовут обедать - он не идет и отвечает резкостью. Из-за увлечения чтением он нередко опаздывает в школу. У него отнимают книгу - не помогает. Зачастую он засиживается за чтением книги до поздней ночи, и его не могут уложить спать. Таким же было его увлечение фотографией. Учение было заброшено, целые дни он снимал, проявлял, печатал. Увлекается он и футболом, убегает на стадион с уроков и готов сидеть там целыми днями. Конечно, с подобной формой проявления интересов мириться не следует.

Интересы в этом возрасте становятся более осознанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. В этой связи возникают и опосредствованные интересы (чтореДко встречается в младшем школьном возрасте) - подросток может с увлечением заниматься тем, что еще недавно казалось ему неинтересным и скучным, если это имеет отношение к объекту его интереса. Например, интересуется он моделированием кораблей или самолетов, а для этого нужно иметь представление о теории устойчивости корабля, аэродинамической теории, для чего, в свою очередь, надо хорошо знать математику и физику и уметь производить довольно сложные вычисления. Вот и заинтересовался подросток математикой, которую еще вчера «терпеть не мог».

Наконец, интересы подростка отличаются большей активностью, действенностью, чем интересы младшего школьника. Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен; он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Не просто интересоваться техникой, а сооружать модели, приборы, конструировать, не просто интересоваться, агротехникой, а работать на опытном участке, выращивать растения, не просто быть футбольным «болельщиком», а самому играть в футбол.

Остановимся более подробно на некоторых видах интересов подростка.

Важнейшее значение имеют познавательные интересы подростка, направленные на познание явлений природы и общественной жизни. Они развиваются в процессе изучения основ наук.

В отличие от учебных интересов младшего школьника познавательные интересы подростка начинают определяться уже самим содержанием знаний, а не только различными привходящими моментами (как-то: внешняя занимательность, способ обучения и т. д.). Интересы, сформировавшиеся в процессе обучения, становятся важнейшими мотивами приобретения новых знаний. В подростковом возрасте познавательные интересы выходят за рамки школьных программ. Подростки начинают читать и изучать научно-популярную литературу, посещать популярные лекции, принимают активное участие в различных кружках, в туристических походах. Познавательными интересами, как правило, определяется и распространенное в подростковом возрасте стремление к коллекционированию растений, насекомых, геологических пород, почтовых марок, старых монет. Коллекционирование следует поощрять, давая ему правильное направление, чтобы оно не выродилось в простое «собирательство», в бесполезное накопление тех или иных экспонатов.

Не следует резко и бестактно пресекать естественный интерес подростков к сбору предметов, даже когда он и приобретает нежелательные формы.

В одной из школ к учителю физики стали обращаться шестиклассники с просьбой пояснить назначение различных частей машин, станков, оборудования, которые они, оказывается, специально собирали. Учитель вместо того, чтобы удовлетворить их любознательность, запретил подросткам собирать «хлам» и приставать к нему с несерьезными вопросами. В другой школе учитель истории высмеял подростков, которые сообщили ему, что собирают в окрестностях Москвы «археологические находки».

Совсем иначе поступил учитель истории другой школы. Узнав, что шестиклассники собирают марки, но делают это без всякой цели и системы, он познакомил школьников с задачами и организацией филателистического дела, рассказал историю почтовой марки, показал, как"природа, история и экономика страны находят свое отражение на рисунках марок. Коллекционирование марок приняло в этой школе правильное направление и дало новый толчок развитию познавательных интересов: учащиеся стали особенно интересоваться географией, экономикой и историей различных стран, марками которых они располагали.

Одна из читательниц журнала «Семья и школа» рассказывала, как ей удалось превратить бесцельное стремление к сбору растений у своих детей-подростков в сознательное коллекционирование с познавательной целью. В этом помогла ей книга Н. Верзилина «По следам Робинзона». Эта книга вызвала большой интерес к наблюдению и коллекционированию растений еще и потому, что она умело ориентировала читателей-подростков на непосредственные наблюдения.

Обычный сорняк - мокрица приобрел в глазах подростков новое значение после чтения этой книги. Оказывается, это - «растительный барометр». По его цветам можно предсказать погоду. Если до девяти часов утра венчик цветка не поднимается и не раскрывается, то днем будет дождь. Учащиеся узнали,., что это растение можно употреблять в пищу в сыром виде как салат, варить из него щи.

По цветку одуванчика стали определять время. Корзиночки цветка в ясную погоду открываются в шесть часов утра, закрываются в три часа дня. Ребята стали собирать цветы мать-и-мачехи, зная, что это лекарственное растение, хорошо помогающее при кашле.

Познавательные интересы подростков весьма избирательны., Одни учебные предметы в связи с этим их очень интересуют, к другим они относятся равнодушно. На возникновение и развитие у подростка интереса к различным учебным предметам большое влияние оказывает личность учителя, а также способ и форма подачи им учебного материала. Известны факты, когда уважение к учителю переносится и на его предмет. Нам приходилось наблюдать очень яркий случай. В V-VII классах одной из школ преподавал очень хороший географ, остроумный и жизнерадостный человек. И он сам, и его предмет были очень популярны в школе. Географию все учащиеся считали самым интересным предметом.

В следующем учебном году географ не работал в этой школе. Пришла в школу новая учительница химии, большой мастер своего дела. К географии быстро охладели, но.химия стольже быстро стала любимым предметом семиклассников. На следующий год - снова перемены: сменилась учительница химии, по« явился новый учитель русского языка (этот предмет считался среди подростков «скучнейшим»). Учитель оказался не только превосходным знатоком своего предмета, но и отличался особенной любовью к нему. Любопытно было наблюдать, как быстро его предмет завоевал популярность, и с каким интересом подростки занимались грамматическим анализом предложений. А химия - та вновь стала в глазах школьников заурядным предметом. Все это было настолько ярко выражено, что учителя шутили: «Была «эпоха» географии, потом - химии, теперь настала «эпоха» русского языка!»

Большое значение в развитии интересов к учебным предметам имеют успехи, достижения или, наоборот, неудачи подростка в изучении предмета. Успехи, обычно связанные с радостными переживаниями, повышают интерес к предмету, неудачи (особенно частые неудачи) в значительной степени снижают интерес.

Нам рассказывали об одном подростке, который не интересовался иностранным языком, не любил его, как он говорил сам. Но положение резко изменилось, когда ему была дана возможность пережить несколько раз радость успеха. Учитель несколько раз добился хорошего выполнения задания этим подростком и очень серьезно, тепло, в присутствии класса отметил его успехи. Сейчас этот подросток кончает институт иностранных языков.

Значительно реже встречаются случаи, когда неуспех, неуда* ча вызывали бы интерес к соответствующему предмету. Если после ряда неудач подросток начинает усиленно заниматься предметом, то это чаще объясняется не возникновением интереса к нему, а самолюбием. Интерес же может возникнуть позже.

Исследования показали, что возникновению и развитию познавательных интересов у подростков способствуют такие учебные задания, которые требуют умственного напряжения, само^ стоятельного, активного размышления. Занимательное и развлекательное, а также легкое и Простое может, конечно, вызвать интерес, но интерес этот не будет носить подлинно познавательного характера. О вреде такого обучения, связанного с злоупотреблением внешней занимательностью, говорил еще К. Д. Ушинский.

В наибольшей степени познавательный интерес у подростков возникает тогда, когда изложение учителем материала построено в виде развернутого описания деятельности исследователя, прокладывающего новые пути в науке, открывающего новое, причем поиски нового связаны с борьбой, преодолением трудностей. Борьба за решение новых задач в науке для младшего подростка должна быть показана конкретно на доступных его пониманию фактах. Для подростка старшего возраста может иметь место более отвлеченное, более обобщенное описание. Таким способом удавалось возбудить познавательный интерес подростков к учению Павлова, Мичурина, Циолковского, к исследованиям Менделеева, Ломоносова, Миклухо-Маклая. Конеч-* но, большую роль играет и умение учителя убедительно показать значение того или иного научного открытия, его общественную ценность. (Исследование Н. Г. Морозовой.)

Важное значение имеет и такой характер сообщения подросткам новой темы, который пробуждал бы у детей интерес к знаниям. Например, учительница зоологии ленинградской школы № 217 Э. Д. Ягудина перед началом изучения в VII классе темы «Происхождение птиц» вывешивает таблицу с изображением ящерицы и орла и предлагает учащимся установить черты сходства этих, казалось бы, совершенно различных по внешнему виду животных. После того как учащиеся с ее помощью найдут сходные черты (размножение с помощью яйца, отсутствие желез на теле, что вызывает его сухость, наличие рогового покрова в чешуйках ящерицы и на клюве, когтях и перьях орла), учительница говорит: «Это сходство ие может быть случайным, оно говорит о родстве птиц и пресмыкающихся. Очевидно, от пресмыкающихся и произошли птицы. О происхождении птиц и пойдет речь на этом уроке». Такой прием введения в новую тему вызывает у подростков интерес, желание узнать то, что еще неизвестно. Известны и другие средства, стимулирукидие развитие познавательного интереса, такие, как введение элемента новизны, опора на прошлый опыт подростков, вовлечение их в творческую работу на уроке, а также экскурсии, лабораторные работы и так далее.

Значительно развиваются в подростковом возрасте читательские интересы. Содержательная сторона читательских интересов подростка определяется в какой-то мере, его возрастными особенностями. В книгах особенно интересует подростка яркий, занимательный сюжет, напряженное, динамически развертывающееся действие. Он предпочитает книги, где описывается деятельность отважных героев, людей сильной воли, мужественных в борьбе с трудностями, книги, где много действия, борьбы, приключений. Это характеризует не только мальчика-подростка (как это принято думать), но и девочку, но, конечно, первых в несколько большей степени. «Молодая гвардия» Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Полевого, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Чапаев» Фурманова, «Два капитана» Каверина- это любимые книги не только юношей и девушек, ной старших подростков. Советский подросток любит также читать книги о жизни и подвигах своих сверстников. Книги: «Судьба барабанщика» и «Тимур и его команда» Гайдара, «Дорогие мои мальчишки» Кассиля, «Улица младшего сына» Кассиля и Поляновского, «Четвертая высота» Ильиной, «Сын полка» Катаева, «С тобой товарищи» Прилежаевой очень популярны среди подростков. Особое место среди таких книг занимают «Повесть о сыне» Е. Кошевой и «Повесть о Зое и Шуре» Л. Т. Космодемьянской.

Наряду с этим подросток любит книги с научно-фантастическим и приключенческим сюжетом, книги о путешествиях, где его привлекает смелое предвидение грядущих успехов науки и техники, необычные приключения, загадочные происшествия. Такие романы Жюля Верна, как «Дети капитана Гранта», «80 ООО километров под водой», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», некоторые рассказы и романы Джека Лондона, Г. Уэллса, Конан-Дойля, Дюма, Майи Рида, а также книги о путешествиях Пржевальского, Миклухо-Маклая, Ли-вингстона, Ф. Нансена, Т. Хейердала, научно-фантастические романы Обручева, Беляева интересовали и будут интересовать целые поколения подростков. Наконец, подростка привлекают книги о жизни исторических личностей - Петра I, Суворова, Кутузова. Повышается в подростковом возрасте и интерес к научно-популярной литературе.

О большой силе эмоционального воздействия литературных произведений могут свидетельствовать некоторые высказывания подростков.
«Прочитал «Повесть о настоящем человеке». Досадно, что книга кончилась! Я стал как бы старше после прочтения этой книги, начал внимательно присматриваться к людям, к окружающей жизни». (Ученик VI класса В. А.)
«Книгу о Зое и Шуре Космодемьянских я почти выучил наизусть. Какие это были люди!» (Ученик VII класса Н. П.)

«У меня головы не выходит образ капитана Гаттераса из одноименного романа Жюля Верна. Какая удивительная целеустремленность! Человек идет к цели и весь наполнен только ею». (Ученица VII класса Р. И.)

«Даже слезы выступили на глазах, когда прочитал о гибели Д"Артаньяна». (Ученик VII класса П. С.)

Интерес подростка к острой, занимательной фабуле, напряженному действию с неожиданными поворотами событий приводит иногда к нездоровому увлечению малохудожественной литературой.

Свойственное большинству подростков нетерпеливое стремление следовать за развитием сюжета часто приводит к весьма характерному для них способу чтения - всецело поглощенный динамическим развитием сюжета, борьбой, действиями героя или героини, подросток пропускает, как досадные помехи, замедляющие действие, описания природы, действующих лиц, различного рода рассуждения, историко-географические сведения и т. д. Он желает скорее узнать, «чем кончится дело», и все эти описания и рассуждения воспринимаются подростком как нечто «скучное» и «неинтересное».

Мы специально наблюдали, как подростки читают такие разнохарактерные произведения, как «Тарас Бульба» Гоголя, «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, «Белеет парус одинокий» Катаева. В большинстве случаев оказывалось, что они напряженно следили за основной сюжетной схемой произведения, судьбой геров (и хорошо, во всех деталях запоминали это). Как правило, бегло просматривались (или даже совсем пропускались) и плохо запоминались художественные описания быта запорожских казаков («Тарас Бульба»), многие описания природы и геогра-« фических исследований («Дети капитана Гранта»), описания моря, шумного города («Белеет парус одинокий»).

Читательские интересы подростков не должны выпадать из поля зрения воспитателя. Воспитатель, во-первых, должен заботиться о правильном подборе литературы для подростков, о воспитании у них вкуса в этом отношении, о создании хорошо подобранной домашней библиотечки ученика, учитывая прежде всего идейную и художественную стороны произведения, а также доступность его подростковому возрасту. Дело в том. что подросток еще не подготовлен к восприятию и пониманию ряда серьезных произведений классиков художественной литературы. К таким произведениям, всю глубину содержания которых трудно самостоятельно осмыслить учащимся VI-VIII классов, относятся «Война и мир» Л. Толстого (не говоря уж об «&нне Карениной» и «Воскресении»), «Гроза» А. Островского, «Отцы и дети» Тургенева, многие произведения Горького. Учитель должен помогать даже пятнадцатилетним мальчикам и девочкам понять такие классические произведения, как «Евгений Онегин», «Горе от ума» или «Герой нашего времени». Преждевременное чтение вредно еще и тем, что может создать у подростка предубеждение против тех или иных не понятых им высокоценных произведений. К сожалению, иногда учителя (и чаще родители) не учитывают в должной мере этих соображений и даже поощряют слишком раннее знакомство с классиками.

На страницах журнала «Семья и школа» О. Левина описала такую сценку:
В библиотеку приходит мать.
- Скажите, у вас есть «Хождение по мукам» А. Толстого и «Тысяча и одна ночь»? Мой сын нигде не может достать этих книг.
- А;сколько лет Вашему сыну?
- Четырнадцать. Он учится в шестом классе.
- Не считаете ли вы, что ему еще рано читать эти книги?
- Нет, что" вы! Мой мальчик читает все. Он даже «Угрюм-реку» Шишкова читал.
- А вы сами-то читали «Угрюм-реку»?
- Нет, не читала.

Учитель, родители должны рекомендовать подростку полезные, доступные его возрасту книги (но чтобы эта рекомендация не носила характера «навязывания»), в частности книги, соответствующие основному интересу подростка, с целью его углубления. Тактично и осторожно следует показать бесполезность или даже вредность той или иной книги, ее слабые художественные достоинства, примитивный сюжет. Реже над% прибегать к прямым запретам (запрещение часто приводит к обратному результату- возникает и усиливается интерес к такой книге).

Если интерес к чтению приобретает форму страсти (подросток бессистемно читает одну книгу за другой), нужно сдерживать его от такого слишком «азартного» чтения. Прочитывая чрезмерно большое количество книг, подросток не успевает обдумывать их содержание, приучается к поверхностному чтению.

Важно следить, чтобы чтение подростка не превращалось в торопливое поверхностное «скольжение» по страницам в погоне за внешней занимательностью. Надо обращать его внимание на художественную ценность описаний природы, быта, портретов людей, на высказываемые автором мысли. Нужно чаще вовлекать подростка в беседы по поводу прочитанных им книг, обмениваться с ним мнениями, помогая правильно понять и оценить идею произведения, те или иные его стороны.

То, что говорилось по поводу читательских интересов подростка, целиком относится и к весьма распространенному в этом возрасте интересу к кинофильмам. Кино, будучи очень серьезным фактором воспитания, может принести большой вред, если подросток смотрит кинокартины в неограниченном количестве и без контроля со стороны воспитателей за соответствием их содержания возрастным возможностям школьника. Сила воздействия на подростка кинокартины вследствие большей яркости, наглядности в ряде случаев превосходит силу воздействия литературы. Нездоровые увлечения низкопробной кинопродукцией (в свое время это был пресловутый «Тарзан», теперь - «Парижские тайны», «Железная маска») или фильмами для взрослых приобретают в подростковом возрасте иногда характер своеобразной «эпидемии». Многие из подростков смотрят такие фильмы по нескольку раз. Например, мы знали подростков, которые смотрели «Парижские тайны» по 6-8 раз! Подобные фильмы, как неоднократно отмечалось, вызвали среди подростков волну нездорового подражания. «Мне нравится, когда в кино показывают смелых и находчивых героев. Мне нравятся драки и приключения, как в «Мушкетерах»,- говорит пятиклассник.

Наряду с этим в старшем подростковом возрасте появляются и более серьезные киноинтересы:. «Больше всего люблю фильмы, которые заставляют думать о жизни, размышлять»; «Люблю фильмы о наших сверстниках. Но хороших таких картин мало. У нас в классе большинство ребят гораздо умнее и интереснее, чем герои в кино»,-говорят восьмиклассники («Материалы лаборатории психологии воспитания Института психологии АПН РСФСР»).

Родителям и учителям необходимо регламентировать посещение кинотеатров школьниками. Кино не должно поглощать много внимания, отвлекать ученика от его основных обязанностей. Д. С. Макаренко считал, что наиболее разумная норма посещений кинотеатров школьниками не более 2-3 раз в месяц. По данным же обследования, проведенного лабораторией психологии воспитания Института психологии АПН РСФСР, оказалось, что городские подростки в среднем смотрят по 2-3 фильма в неделю.

При частом посещении киио и неразумном подборе кинофильмов у школьников вырабатывается дурная привычка поверхностно воспринимать содержание фильма, бездумно «глазеть», по выражению А. С. Макаренко, на экран. Это предупреждается строгим регулированием количества посещений, тщательным подбором фильмов (в соответствии с возрастом школьников), а также организацией обсуждений, обмена мнениями, предварительных и последующих бесед и т. д.

Необходимо упомянуть и об общественно-политических интересах, которые в подростковом возрасте достигают заметного развития, хотя в основном характеризуют более старший возраст. Развитие общественно-политических интересов связано не только с повышением общего кругозора подростка, но прежде всего с более активным участием его в общественно-политической жизни. Подросток начинает активно интересоваться событиями общественной жизни, внешней и внутренней политикой, международным положением, борьбой трудового народа за мир во всем мире.

Подросток обычно с интересом читает газеты, в первую очередь «Пионерскую правду». Старшие подростки читают «Комсомольскую правду», а также некоторые другие газеты, хотя язык газет (кроме детских и для молодежи) понятен и доступен не всем подросткам. Они обычно с большим интересом участвуют в политинформациях, любят высказывать свои собственные суждения по общественно-политическим вопросам (и далеко не всегда эти суждения являются примитивными или наивными), знают имена многих политических деятелей, дела и подвиги борцов ЗА мир.

Весьма характерным для подростка, преимущественно мальчиков, является резко возрастающий интерес к технике. Здесь половые различия выражены довольно часто. Разумеется, технические интересы свойственны и девочкам-подросткам (и в немалой степени), но в основном они все-таки характеризуют подростка-мальчика.

Развитие интересов к технике связано с быстрым ростом производства, научным прогрессом, огромным значением техники, в жизни нашей страны, широкой популярностью людей - творцов техники. Подросток довольно глубоко для своего возраста интересуется новейшими достижениями технической мысли в нашей стране: развитием радиолокации, телевидения, замечательными воздушными кораблями, ракетной техникой. Надо было видеть необычайно увлеченных подростков, которые толпились на Выставке достижений народного хозяйства в Москве в те дни, когда там были экспонированы макеты космических кораблей, с каким жаром обменивались они впечатлениями, обнаруживая недюжинные познания!

Подростки любят читать такие журналы, как «Знание - сила», «Техника - молодежи» (рассчитанные на читателей более старшего возраста), посещают научно-популярные лекции и доклады, подбирают собственные библиотечки по техническим вопросам.

Интерес к технике отличается ярко выраженной действенностью. Подростки охотно занимаются в кружках авиамодельных, электротехнических, радио, стремятся строить довольно сложные механизмы и действующие модели машин, участвуют в работах по радиофикации школы, по оснащению физического кабинета.

Очень часто интерес к технике возникает и развивается в процессе игр, связанных с решением технических задач: соору-. жением плотин, шлюзов, ветродвигателей, мостиков, плотов, пещер и т. д. Такие игры увлекают младших подростков и очень полезны для развития технической мысли.
Гидролог Г. Д. Савостии рассказывает о том, как у него впервые возник интерес к его будущей специальности, к технике.

«Началось это все, на первый взгляд, с пустяка. Любимым занятием младших подростков было,- рассказывает Герман Данилович, - возиться в ручьях. В деревне, где я рос, за нашим домом была канава, в которой и проходили наши игры. Мы любили делать запруды и в образовавшемся водоеме пускать наш «флот». Здесь я впервые познакомился со шлюзованием: наша шумная игра привлекла соседа, он учился в Москве и приехал в деревню на каникулы. Он заинтересовался нашей игрой и дал совет сделать отвод от нашего главного «водохранилища» и на нем установить щиты, которые можно поднимать. Мы так и сделали. Образовалась водяная мельница. Мы усовершенствовали ее, обложив кирпичами и камнями. Здесь же установили маленькое водяное колесо, которре-вращалось, вызывая наш восторг. Затем перекрыли маленький ручей и там поставили большие колеса. Вот с этих игр и возник у меня устойчивый интерес к гидросооружениям. Кажется пустяк, а определил мой жизненный путь».

Такие игры полезны тем, что ставят подростка перед определенной технической задачей, определенным вопросом, заставляют его думать и искать ответ.

Ошибку делают те учителя и родители, которые на все вопросы дают ответы сами. Следует не столько отвечать на вопрос подростка, сколько указывать источник, где можно найти ответ. Не следует забывать и о том, что поставленный вопрос может остаться без ответа, следовательно, необходимо через некоторое время проверить, как искал подросток ответ, нашел ли он его, правильно ли ответил.

Интерес к технике относится к числу таких, которые нужно всемерно развивать, создавая для этого благоприятные условия. Широкая сеть хорошо оборудованных и обеспеченных квалифицированными руководителями кружков, детских технических станций, организация экскурсий на предприятия, выставки, популяризация соответствующих книг, встречи со специалистами- все это содействует указанной цели. Разумеется, и дома следует помочь подростку найти удовлетворение своим желаниям и стремлениям, он должен, по возможности, иметь свой уголок, инструменты и материалы для поделок. Не следует пренебрежительно относиться к познаниям и умениям подростка в области техники, к его «возне» со старыми часовыми и велосипедными механизмами, к его попыткам самостоятельно починить электрический утюг, электрическую плитку, провести электрический звонок.

Наконец, интерес к спорту также принадлежит к числу интересов, характерных для подростка. В этом возрасте большим уважением пользуется сила, ловкость, а следовательно, и спорт как средство приобретения этих качеств. Подросток любит спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол), которые привлекают его яркими проявлениями силы, ловкости, находчивости, смелости. Он знает фамилии многих десятков спортсменов, составы команд, результаты многих спортивных встреч. Почти у каждого подростка есть свои любимые команды, успехи и неудачи которых он глубоко переживает. Интерес к спорту также носит действенный характер. Подростки охотно занимаются лыжным и конькобежным спортом, шахматами.

Увлечение спортом имеет и свои теневые стороны. Во-первых, оно часто так захватывает подростка, что отодвигаются на задний iyiaH все другие дела, а во-вторых, часто имеют место несистематические занятия спортом с нарушением режима, что вредно отражается на здоровье. В своем стремлении скорее приобрести силу, выносливость и ловкость подростки иногда увлекаются спортом до такой степени, что это начинает приносить им вред: поднимают тяжести, занимаются утомительным бегом, продолжительным плаванием и тому подобным.

В одной из школ старшие подростки увлекались «соревнованиями» по поднятию пудовой гири. Поднять такую гирю над головой одной рукой считалось у них «сдать экзамен на аттестат силача». Некоторые поднимали такую гирю до изнеможения. И это делалось в таком возрасте, когда заметно сказывается возрастная сердечная недостаточность.

Такой же характер носит часто и игра в футбол, продолжающаяся часами. В другой школе массовое увлечение футболом приняло столь пагубные формы, что пришлось специально пригласить для беседы заслуженного мастера спорта (личность для юных футболистов сверхавторитетная!), который убедил (не без труда) подростков в том, что при игре в футбол важен режим, правильные тренировки, врачебный контроль.

Развивать у подростка интерес к спорту, конечно, необходимо. Но воспитатель должен, помнить указания А. С. Макаренко: этот интерес, во-первых, не должен превращаться в пассивный интерес созерцателя-«болельщика», а В0_-втогшх, не должен становиться основным и даже единственным содержанием жизни подростка, В подростковом (обычно старшем) возрасте начинают складываться профессиональные интересы. Это связано не только с тем, что старший подросток, по мере того как он приближается к возрасту жизненно-трудового самоопределения, начинает задумываться о своем будущем, но и с тем конкретным фактом, что после окончания VIII класса многие учащиеся идут непосредственно в сферу материального производства или поступают в техникумы, специальные училища и на курсы. Если интересы младших подростков обычно еще не связываются в их сознании с выбором профессии, то у старших подростков на основе научных, технических и прочих интересов часто уже формируются профессиональные интересы. Если младший подросток интересуется собственно техникой, то старший подросток уже начинает интересоваться профессией инженера и техника.

Приведем несколько высказываний 15-летних подростков (материалы Н. И. Крылова), из которых видно, что, говоря о своих интересах, старшие подростки часто связывают с этим свои намерения в отношении будущей профессии, причем намерения эти приобретают нередко очень определенную форму- конкретного планирования своего будущего пути.

«Большую часть свободного времени я посвящаю радиотехнике. В дальнейшем я выберу профессию радиоинженера. После окончания VIII класса я поступаю на радиотехническое производство и иду в IX класс школы рабочей молодежи1, а потом поступлю в институт». По отзывам учителей, этот малЬчик очень интересуется радиотехникой, успешно занимается по физике и знания его гораздо шире и глубже программного материала, много читает радиотехнической литературы. «Я очень люблю работать на токарном станке, мастерить что-нибудь из металла. Я хочу получить профессию токаря-фрезеровщика». Школьник очень успешно работает в школьных мастерских, в свободное время помогает преподавателю готовить станки и инструменты к очередным занятиям. «Я хочу на будущее выбрать себе профессию педагога. Люблю возиться с малышами, заниматься с ними. В этом году летом я поеду работать вожатой в пионерский лагерь. После окончания VIII класса буду поступать в педагогическое училище, а если не примут - пойду туда после окончания X класса». «Я выбрал себе профессию механика. После окончания школы буду работать в нашем колхозе. Для меня самым интересным занятием является изучение машины. Я умею водить трактор и автомашину»,-рассказывают ученики.

Человек в любом возрасте может иметь хобби и получать от него удовольствие. Любые интересные занятия для подростков и взрослых людей считаются полезным времяпрепровождением, если только не связано с вредом для здоровья или для окружающих. Польза хобби в том, что это один из способов самореализации наряду с карьерой. На работе мы не всегда можем реализовать полностью свои желания, т. к. часто занимаемся не тем, чем хотим, а тем, что позволяет добывать средства к существованию в желаемых объемах. Именно хобби дает возможность не ставить крест на по-настоящему любимом деле, а также нивелировать стресс и усталость от не столь желанных, но необходимых в жизни занятий.

«Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби»Генри Форд

Если для взрослого человека хобби является делом однозначно второстепенным, которого может и не быть вовсе, то хобби для мальчика 13 лет будет восприниматься им гораздо серьезнее. Дело в том, что подросток находится в активном поиске себя, у него формируются интересы, раскрываются способности и предрасположенности. Он готовится сделать выбор, определить свою идентичность: кто я, чем я занимаюсь. На такой благодатной почве могут возникать ложные ценности, ребенок может предпочесть опасное направление или с головой уходить в первое попавшееся занятие, иногда в ущерб учебе и другим важным делам, может переоценивать свои способности или с презрением относиться к ценным и перспективным направлениям развития. Все это типичные симптомы переходного периода, лучшее лекарство от них – время. Однако, уделив внимание процессу обретения хобби ребенком, родители могут многое сделать для его будущего.

Важно ли иметь хобби

Трудный период потому и называется трудным, что связан с рисками попадания подростка под дурное влияние. Психология ребенка в подростковом возрасте характерна резкой сменой авторитетов. Он уже не воспринимает родителей, как непогрешимый источник любых знаний, а все сказанное ими – как непреложную истину. Подросток оспаривает все, что узнал ранее, пробует все, что отвергал или чего боялся прежде. К чему приведут пробы – вот главный вопрос.

Меньше всего шансов получить негативный опыт у ребенка, который чем-то занят и находится в поле зрения взрослых, то есть имеет дополнительное занятие, помимо основной учебы. Это занятие должно быть добровольным, чтобы подросток не засматривался на слоняющихся без дела сверстников, а был поглощен процессом и получал от него удовольствие. Постарайтесь заинтересовать ребенка, предложив ему интересные хобби для подростков 14–15 лет.

Что дает подростку хобби:

  • выход энергии;
  • творческую самореализацию;
  • опыт и навыки (в зависимости от занятия, это может быть профессиональный навык, жизненный, социальный или эмоциональный опыт и т. д.);
  • возможность проводить свободное время с пользой;
  • общество сверстников, объединенных полезным увлечением.

Простые идеи для интересного хобби

Чтобы предложить лучшее хобби для подростка, от которого он точно не откажется, нужно определить интересное ему направление. Стоит оговориться, что такие «интересные направления», как компьютерные игры, интернет или модная субкультура, лучше отложить подальше: их можно перетерпеть, но точно не следует поощрять. Однако даже в играх и субкультурах можно найти отголоски интересов детей – просто присмотритесь к ним внимательнее. Например, эмо: основная их «фишка» – это работа с внешностью. Ребенок, активно создающий свой имидж, может оценить курсы дизайнеров или модельеров.

«Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга»Цицерон

Компьютерные игры ориентированы на вид деятельности (стрелялки, гонки, ролёвки, стратегии, квесты-бродилки и т. д.). Обычно ребенок выбирает игру, дающую то, чего недостает в жизни. Любитель стрелялок оценит спортивную стрельбу или страйкбол, «гонщику» понравится картинг, верховая езда или велоспорт, любитель ролёвок оценит сценическое искусство, например, актерские курсы ВГИКа или занятия в театральной школе «Бенефис» . Важно проявлять внимание к мелочам и не бояться предлагать хобби для подростков девочек и мальчиков.

Необычные хобби

Если вы из тех, чьи представления о хобби ограничиваются охотой, коллекционированием марок и вышиванием крестиком, приготовьтесь, вас ждет настоящий хит-парад неожиданностей. Эти три удивительных увлечения доказали всему миру, что хобби человека не ограничивается ничем, кроме пределов его собственной фантазии.

  1. Шар из краски. Все началось с того, что декоратор М. Кармайкл в 1977 году решил покрасить бейсбольный мяч. Сегодня число слоев краски приблизилось к 23000, а сам шар весит более 1.5 тонны. Несмотря на странность хобби, у него появилось множество подражателей во всем мире.
  2. Карточные дворцы. Б. МакЛейн всю жизнь занимается карточным строительством, уже в 5 лет он построил первый пятиэтажный дом. Главным его достижением стало строительство точной копии королевского высотного комплекса по заказу правительства Саудовской Аравии. На всю композицию ушло 4351 колода карт, длина комплекса 15,3 м, высота – 3,5 м, стоимость заказа – 1,5 миллиона долларов.
  3. Резьба по грифелю. Американский художник Д. Гетти прославился вырезанием миниатюрных фигур и композиций на грифеле простого карандаша. Самая сложная его работа – две части одного карандаша, связанные цепочкой, выполненной из цельного грифеля без склейки. Это настоящая цепь, отличающаяся от обычной железной цепи только размерами и материалом исполнения. Трудно поверить, что ее звенья никогда не разъединялись.

Самые популярные хобби в России и мире

Топы популярных хобби современных подростков мира и отдельных стран отличаются друг от друга незначительно. Более того, это почти всегда один и тот же список, в котором меняются лишь порядковые номера занятий. Это происходит из-за растяжимости понятия «хобби»: для одних это второе дело жизни, для других – просто вариант досуга. Так, многие люди относят к хобби чтение книг, прослушивание музыки, туризм, уход за комнатными растениями и прочее. Возникает неравноценность: один человек мастерски вырезает фигурки из карандашного грифеля, а второй – поливает столетник, но хобби есть у обоих. Так в список хобби и увлечений для подростков России и мира входят следующие наиболее популярные направления:

  • путешествия;
  • чтение;
  • танцы;
  • кулинария;
  • кройка, шитье, вязание и прочее рукоделие;
  • занятия спортом;
  • охота и рыбалка;
  • коллекционирование редкостей (от марок и монет до шедевров мировой живописи и старинного оружия);
  • выращивание растений и уход за домашними животными;
  • литературное творчество (стихи, рассказы, статьи для личного блога и т. д.).

Несмотря на то что перечисленные подростковые хобби весьма банальны и обобщены, каждое из них может стать основой для выделения гораздо более узкого направления.

Нередко можно услышать от людей старшего поколения сетования на то, что современная молодежь ничего не делает, ничего не умеет, ничем не интересуется, кроме компьютеров и всевозможных электронных устройств.

Такой точки зрения, к сожалению, нередко придерживаются и преподаватели, и даже родители молодых людей. Увлечения подростков в лучшем случае кажутся им зачастую странными и никчемными, в худшем же случае они объявляются вредными и с ними ведется борьба!

«Темные» люди

Когда я только начинала работать в ВУЗе, меня ужасно огорчал тот факт, что многие из студентов, неплохо разбираясь в вопросах осваиваемой специальности, совершенно не имеют представления о живописи, литературе, искусстве, истории и других областях.

Их совершенно не интересовали вопросы, не имеющие непосредственного отношения к профессии. Когда же я пыталась поговорить с ними на эту тему, они искренне удивлялись: «А зачем мне это?» Размышления о том, что личность должна быть развитой всесторонне, им не были свойственны.

Я всеми силами пыталась хоть как-то изменить ситуацию. Придумывая задания для лабораторных работ, я старалась подобрать интересные и разнообразные темы, с которыми ребята вынуждены были ознакомиться, чтобы выполнить задание. Кому-то доставалась тема о великих полководцах, кому-то – о подводных лодках, кому-то – по произведениям русских классиков.

Мои старшие и более опытные коллеги лишь посмеивались надо мной. Скажу честно, мои усилия долгое время были тщетными. Ребята ухитрялись выполнять задания, не изучив тему. Так, например, разрабатывая базу данных полководцев, они бездумно вбивали фамилии военачальников в один столбец, названия битв - в другой и успокаивались на этом.

При сдаче лабораторной у них могли появляться совершенно парадоксальные ошибки. Например, когда разработанная ими система сообщала, что «М.И.Кутузов руководил сражением на Курской дуге», у меня волосы вставали дыбом, а они даже не понимали, с чего я взяла, что тут ошибка!

Я была в отчаянии и хотела уже отказаться от своей затеи, которая более трех лет не давала результатов, но все изменил случай.

Проблеск надежды

Однажды студент, которому досталась тема о классической музыке, спросил меня, можно ли поменять тему и сделать лабораторную, взяв за ее основу информацию о современной музыке. Разумеется, я согласилась.

Когда он сдавал лабораторную работу, мне сразу стало ясно, что она сделана очень тщательно, продуманно, и студент великолепно ориентируется в предметной области! Он более получаса рассказывал мне о современной музыке, о ее направлениях, о ее истории, об авторах и исполнителях.

В его программе, которую он написал для лабораторной, было сделано намного больше, чем требовалось. Я не являюсь поклонником современной музыки, но мне действительно было интересно. Видимо, почувствовав мой интерес, он как-то неуверенно предложил посмотреть еще одну возможность разработанной им системы.

Его программа могла воспроизводить некоторые мелодии. Одну мелодию мне довелось прослушать. Он спросил, понравилась ли мне эта музыка. Я ответила ему честно, что не являюсь поклонником такого направления в музыке, но настроение автора улавливаю, и описала ему те эмоции, которые вызвала у меня данная мелодия.

Он был просто горд! Автором этой мелодии оказался он сам. На основе этой лабораторной работы он сделал потом великолепный курсовой проект. К сожалению, руководитель не позволил ему писать дипломную работу по этой теме, и дипломная работа у него была слабенькой. А жаль… Мог бы получиться великолепный диплом!

Лед тронулся

После этого случая ребята стали сами предлагать темы, которые им интересны. Мы с ними обсуждали, как сделать лабораторную или курсовую работу на основе тех тем, которыми они интересуются. Большинство ребят впоследствии написали шикарные дипломные работы, взяв за основу свои собственные материалы.

Как я поняла, самая большая проблема заключается в том, что увлечения ребят не всегда адекватно воспринимаются взрослыми. Многие студенты никогда не рассказывали о своих увлечениях, опасаясь, что будут не поняты.


Так, например, среди наших студентов оказались несколько любителей пейнтбола. Я вообще имела весьма смутное представление об этой игре. В нашем городе всего только несколько лет назад открылся клуб для игры в пейнтбол. Мне почему-то казалось, что этой игрой увлекаются преимущественно весьма обеспеченные люди, которые коротают так свое свободное время.

Откуда взялось у меня такое представление? Не знаю. Возможно, увидела в каком-нибудь фильме. Оказалось все совсем иначе! Ребята с большим трудом уговорили меня сходить с ними на игру (в качестве зрителя, разумеется!) Оказалась весьма интересная активная спортивная игра, чем-то отдаленно напоминающая любимую с детства «Зарницу».

Один студент занимается поделками из спичек. Он приносил фотографии великолепных замков, собранных им за долгие годы. Красота неописуемая! Знаю наверняка, что мне не хватило бы терпения столько времени строить спичечный замок, а ему – хватает!

Еще один парень коллекционирует пробки от пивных бутылок. Казалось бы, что за увлечение? Но ему нравится! У него огромная коллекция этих пробок. Это вовсе не означает, что он сам выпил все пиво, пробки от которого сумел собрать.

Когда ребята узнали об этом увлечении, ему стали приносить пробки. Большую часть из принесенных пробок он отвергает, но про некоторые говорит, что это редкий экземпляр!

А однажды на выпускном вечере наша студентка (назовем ее Танечка) подарила каждому из преподавателей персональный подарок – нарисованную собственными руками маленькую картину с цветами.

И хотя на каждой картине были цветы, я обратила внимание, что цветы всем достались разные. Я не знаю этого наверняка, но думаю, что Танечка выбирала, для кого какой цветок нарисовать. К сожалению, почти все Танины картины остались лежать на столах среди использованных салфеток и грязной посуды.

Мне было очень обидно, что коллеги настолько невнимательно отнеслись к юношескому порыву. Моя картина до сих пор стоит у меня на полочке. На фотографии именно она.

Новые увлечения, новые ценности

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что у современных подростков и молодых людей есть увлечения, есть занятия, которые им по душе! К сожалению, их увлечения часто не воспринимаются старшим поколением. Мы порою даже не пытаемся их понять. Нам легче осуждать их «никчемные забавы».

Очень трудно понять, что те ценности, которые были дороги нам, потеряли свою значимость для нового поколения. У них появились свои. Они пытаются сформировать собственное мировоззрение, которое очень сильно отличается от нашего.

Возможно, со мною многие не согласятся, но мне кажется, что первый шаг для решения вечной проблемы отцов и детей должны сделать старшие. Именно старшие, как более мудрые, более опытные, более терпимые.

Да, нелегко, наверное, принять увлечение ребенка, который считает себя байкером и гоняет на мотоцикле в экстравагантном виде. Но можно попытаться понять. И только тогда можно будет рассчитывать на понимание со стороны подростка. Можно надеяться, что он с уважением будет относиться к нашим ценностям только тогда, когда мы сами научимся уважать его мир.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,