Как построить доверительные отношения с ребенком? Как наладить отношения со своим ребенком: мой опыт

1) Будьте другом для своего ребёнка. Необходимо дать ребёнку почувствовать, что вы всегда готовы на общение. Малышу очень важно ощущать, что рядом есть тот, кому всегда можно доверить свои тревоги, да и просто рассказать, что интересного случилось с ним за день. Он будет чувствовать себя безопасно, если будет уверен, что вы всегда в нужный момент с должным вниманием выслушаете его. Кроме того, не забывайте также демонстрировать ребёнку своё доверие, делиться тайнами, и интересоваться его мнением на тот или иной счёт.

2) Уважайте чувства ребёнка. Какими бы незначительными и необоснованными вам ни казались переживания и проблемы ребёнка, которыми он делится с вами, не стоит смеяться или принижать его чувства и страхи. Принимайте всерьёз все его трудности и помогайте справляться с ними. Ребёнок будет чувствовать, что его понимают, и что впоследствии он может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

3) Совместное времяпрепровождение. Найдите общие занятия со своим малышом, попросите ему помочь вам в приготовлении еды или уборке, скажите, что без него вы не справитесь, пусть он почувствует свою необходимость. И наоборот, проявите инициативу оказать ему помощь в его делах. По возможности как можно чаще играйте и гуляйте вместе.

4) Выполняйте свои обещания. Не давайте ребёнку тех обещаний, которых не сможете выполнить. В противном случае малыш будет чувствовать обиду и разочарование, а подобные систематические ситуации подорвут доверие и ваш авторитет в глазах ребёнка. Давая обещание, лучше заранее оговаривать некоторые условия, например, что ваш воскресный поход в парк зависит не только от вас, но и от погодных условий.

5) И, наконец, главное при установлении доверительных отношений с ребёнком руководствоваться одним базовым правилом, которое называется – безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка – это признавать все его достоинства, а также недостатки, любить его не потому что он послушный или талантливый, а просто за то, что он есть. Как часто, родители не задумываясь, употребляют следующие обращения к детям: «Если ты будешь смирным, я буду тебя любить», «Не подходи ко мне, пока не уберёшься в комнате», но через эти фразы ребёнку прямо заявляется, что его принимают условно, что его будут любить только если…

К тому же некоторые наши условия могут оказаться непосильными для ребёнка, и что же тогда, прощай родительская любовь? Никак нельзя, чтобы ребёнок чувствовал шаткость вашей любви, что он должен каким-то образом заслужить её, что сделай он что-нибудь неправильно, вы можете лишить так необходимого ему чувства. Учёными давно доказано, что потребность в любви – это одна из фундаментальных человеческих потребностей, а её удовлетворение – непременное условие для гармоничного развития ребёнка. Эта потребность находит удовлетворение в нежных прикосновениях, одобрительных взглядах, ласковых обращениях: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Мне радостно, когда мы вместе», «Я люблю, когда ты дома».

Возможно, вы подумаете: «Как я буду с ним ласкова, если он ещё не выучил уроки/не получил отличной отметки/не убрался в доме?» Посмею предположить, что вероятнее всего, ваш вопрос вызван убеждением: «Сначала дисциплина, а затем доброе отношение». Но вот парадокс, такая позиция ни к чему хорошему не приводит, чем больше мы ругаем ребёнка, тем неуправляемее он становится, и в ответ на критические высказывания, порицания и упрёки, вы получаете предсказуемое сопротивление, отговорки и пререкания. А все почему? Потому что сначала добрые и доверительные отношения, а дисциплина после, и только на базе них.

Хотели бы вы знать, что действительно думает, хочет и чувствует ваш ребенок? А также узнать, как он себя ведет и что делает. Так важно установить доверительные отношения с ребенком. Но можно ли ему верить? Многие родители озадачены, как защитить или уберечь чадо от неправильных поступков. Но как «залезть в голову» к своему ребенку? Поделюсь способами общения с детьми и техникой «Двойного доверия».

Техника «Двойного доверия»

Даже если вы в курсе, что ребенок обманывает, скажите ему: «Я знаю, что тебе можно верить. Ты у меня умный и хороший ребенок. И если ты что-то скрыл, то на это у тебя были причины, о которых ты мне расскажешь. Правда? Я доверяю тебе и твоему выбору. И ты тоже можешь мне доверять ».

Таким подходом вы сможете снять с ребенка психологическую защиту, убрать страх наказания и наставления. Ему не придется что либо доказывать. И не нужно будет оправдываться. Вы сразу почувствуете, что всем станет легче.

Почаще говорите ему: «я тебе верю » и «я в тебя верю ».

Если вы уже отругали ребенка. Вас боятся или вам не доверяют

В этом случае лучше извиниться и заявить о своих чувствах, а также о причинах своего поведения. Сообщите, что вам жаль, каким образом сложилась обстановка. Вы были вынуждены так среагировать. Обязательно скажите, что хотите на самом деле добра, переживаете и заботитесь о нем. Что расстроены. И что уж точно не хотите ссориться и доводить до такого расклада в будущем. Сообщите, что готовы понять его, а также предлагаете договориться.

Как тогда воспитывать и учить, что нельзя?

Общение важно строить не в ключе, что неправильно, запрещено, плохо или осуждается. Говорите, что нужно делать взамен (!) Что хорошо, что поощряется, отчего легче. Лучше всего работает не словесное поучение и наставление, а личный пример. Старайтесь, своими поступками показывать, как правильно, чтобы ребенок видел реальный опыт и что в итоге получается.

Как лучше общаться?

При общении лучше исключать повелительное наклонение. Вместо того чтобы говорить в ключе «делай!», расскажите, что бы вы сами сделали в этой ситуации или что будет хорошего, если ребенок это сделает.

Пример. Вместо «делай уроки!»

— «если ты сделаешь уроки, то…», например, «успеешь погулять»;

— вопрос с вдохновением: «наверное, там что-то интересное по урокам задали?»;

— «я, например, любила выполнять домашнее задание, потому что на следующий день легко на занятиях и все понятно. Мне это помогло закончить с отличием два университета и получить хорошую работу».

В просьбах о чем-то фразу можно начинать с «было бы здорово, если », «я был(а) бы рада, если ».

Замените в своем общении и поведении понятия «должен» и «надо» на «хочу» и «могу». Лучше, чтобы ребенок хотел то, что надо делать и что он должен. А для этого наша задача, как родителей, воспитать в нем желание, а не просто послушание.

Надеюсь, мои предложения помогут вам гармонизировать свои отношения с детьми и выйти на уровень доверительного общения. Удачи вам в построении таких отношений!

С детьми, чтобы дети делились своими проблемами. Доверительные отношения – это способность детей полностью раскрывать перед родителями свою душу и быть уверенными, что любой поступок будет если не одобрен, то поддержан ими. между детьми и родителями – это основа воспитания.

Сколько я слышу разных историй на консультациях. Взрослые клиенты рассказывают о пережитом в детстве безразличии со стороны взрослых; оскорблениях и унижениях сверстников. У них искалечена психика только потому, что не к кому было прийти, некому было их выслушать, не на кого было опереться и получить поддержку.

Доверительные отношения – это не вседозволенность, не слабость со стороны родителей. Это осознание того, что, если вашим детям когда-то потребуется помощь, они придут к вам.

Консультативная практика позволяет мне утверждать, что доверительные отношения, к сожалению, легко потерять, но сложно восстановить, особенно в .

Доверительные отношения с детьми помогают наладить следующие правила:

  • Всегда будьте готовы к диалогу с ребенком. Научитесь использовать «я-высказывания». При систематическом использовании «я-высказывания» между родителями и ребенком исчезнет напряженность, элементы противостояния и враждебности, увеличивается взаимное доверие друг к другу.
  • Поощряйте детей выражать свои чувства без агрессии (без истерик, криков и хлопаньем дверью, разбрасыванием вещей), а спокойно, с помощью слов. Ребенок должен иметь возможность открыто высказывать свои чувства, у него должна быть уверенность в том, что его поймут. При невнимательном отношении к чувствам ребенка, чувства «прячутся» и, таким образом, накапливаются, вытесняясь из сознания. Со временем «отдаленность» родителей может вылиться в различные психоэмоциональные отклонения у детей: страхи, депрессия, агрессия, тревожность, застенчивость, плаксивость.
  • Тщательно продумывайте запреты. Например, почему совсем нельзя бегать по лужам, если на улице тепло и хочется? Побегайте вместе. Избегайте категоричных запретов «нельзя и все» или «нельзя, потому что я так сказала».
  • Всегда объясняйте то, что можно пояснить. Американский семейный консультант Дороти Нолт утверждает, что «если ребенка поддерживают, он учится ценить себя; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире ». Моя работа практика это доказывает ежедневно.
  • Научитесь решать свои психологические проблемы, не делая ребенка их «заложником». Не все родители могут установить тесную эмоциональную связь с ребенком. Причиной этому может быть незрелость чувств и характера, неуравновешенность взрослого. В основном, это те взрослые, у которых в детстве не было доверительных отношений с собственными родителями. В этом случае взрослым лучше обратиться за помощью к психологу, который поможет найти основную преграду детско-родительскому доверию.
  • Обязательно общайтесь, не закрывайтесь от детей; говорите и задавайте вопросы. Вопросы должны быть открытыми, исключающими односложные ответы «да или нет». С ребенком должны общаться оба родителя! Мужская точка зрения часто иная, и там, где не поймет мама, здравое зерно внесет папа, и наоборот!

Психологическая помощь. Тамбов.

Здравствуйте, прекрасные читательницы! Иногда родители считают, что для воспитания детей нужны разнообразные методики или педагогический талант. Однако, никакая методика не приведет ни к чему хорошему, если мы упускаем главное — отношения.

Ребенок не слушается, не желает устанавливать с вами контакт, не помогает вам, отгораживается от вас... В чем дело? Иногда родители реагируют на подобное поведение наказанием, строгостью и жесткими требованиями. Насколько это мудро?

Представьте, что на месте ребенка оказался ваш супруг. Что неожиданно ваш супруг начал отдаляться от вас, делать что-то наперекор, избегать вас и отказываться от разговора по душам. Что вы сделаете? Будете стараться силой изменить поведение супруга? Спишите все на капризы? Попробуете наказать? Или все-таки задумаетесь о том, как улучшить ваши отношения?

Если отношения в семье дали трещину, строгость и угрозы не приведут ни к чему хорошему. Ребенок отличается от вашего супруга только тем, что ему некуда уйти. Он не может дать сдачи. Он слабее. Именно поэтому мы привыкли прибегать к таким воспитательным методам, которые не позволили бы себе с другими людьми.

Главное, что нужно сказать: если у вас возникают любые проблемы в общении с вашим чадом — не стоит воздействовать на него силой. Лучше подумать о том, как наладить отношения с ребенком, как вернуть его доверие.

Расположенность и доверие детей

Если ребенок ведет себя неадекватно и не готов к сотрудничеству с вами — вполне вероятно, что вы не удовлетворяете его основные потребности.

Дети любого возраста нуждаются в удовлетворении трех потребностей:

  • потребность во внимании, принятии, любви. Как это делать — я разбирала ;
  • потребность в свободе;
  • потребность в сопричастности к чему-то.

В этой статье я хочу раскрыть простой способ — как дать своему чаду ощущение свободы.

В такой свободе нуждаются дети всех возрастов — и малыши 3 лет, и подростки. Недостаток свободы вызывает бунт, желание идти наперекор, бороться за свои «права», расширять границы дозволенного.

Что же нужно делать? Секрет прост: достаточно дать ребенку почувствовать себя взрослым. И найти для этого наиболее безобидные методы.

Желая стать взрослым, трехлетка пытается самостоятельно зажечь огонь на плите и включить в розетку утюг. Желая стать взрослым, подросток покупает сигареты, посещает ночные клубы и ругается матом.

В наших силах — смягчить это стремление стать взрослым любой ценой. Более того, удовлетворяя детскую страсть к взрослению, мы улучшаем отношения с ребенком, получаем его доверие и оказываемся с ним по одну сторону баррикад.

План действий:

  1. Разговаривайте со своим чадом максимально уважительно. Неважно, сколько ему лет — 15 или 2. Общайтесь так, как будто он — ваш друг. Не используйте принижающих обращений — таких, как «малыш», «мой сладкий», «зайка», «сынуленька» и т.п. Особенно, если «сынуленька» уже подросток.
  2. Обсуждайте с ребенком свои планы. Заранее сообщайте, что идете на выходных в гости, что ждете на ужин своего друга или планируете поездку на природу.
  3. Стучитесь, когда входите в комнату.
  4. Спрашивайте мнение ребенка по самым разным вопросам — что он хотел бы съесть на ужин, куда лучше пойти с ним на выходных, кого приглашать на праздник.
  5. Спрашивайте советов, в зависимости от возраста вашего чада. Какое платье вам больше идет? Какой фильм стоит посмотреть? Возможно, ребенок с удовольствием сходит с вами в магазин, чтоб помочь выбрать вам модное платье, или изучит анонсы популярных фильмов.
  6. Старайтесь больше доверять. Если ребенок уже достаточно большой, чтоб самостоятельно собраться в школу или пообедать — не контролируйте этот процесс.
  7. Школьнику необходимо личное пространство. Если ваше дите дома — не выпытывайте у него, чем он занимается, и как провел день.

Мой опыт

Страсть к взрослению проявлена у детей любого возраста. В том числе, у дошкольников. В 3, 4, или 5 лет дети сильно зависят от нас. Они еще не могут быть самостоятельными. Но это не значит, что мы не можем дать им почувствовать эту самостоятельность.

Что делала я, когда осознала важность этого принципа:

  • разрешила трехлетней дочке поучаствовать в одевании младшего брата (1 год);
  • разрешила ей самой купить хлеб в магазине (протянуть продавцу деньги);
  • разрешила мыть посуду;
  • а также убирать диван;
  • предложила выбрать маршрут прогулки;
  • попросила показать мне дорогу домой, вести нас домой;
  • лепила вместе с ней печенья;
  • спрашивала ее совета в приготовлении еды и выборе продуктов;
  • доверяла ей подержать ключи, пока я одевала брата, просила «набрать код» в домофоне;
  • предлагала вытереть пыль с верхних полок, встав на стул;
  • спрашивала, какая часть нашей квартиры нуждается в уборке;
  • играла с ней в «настоящую школу»;
  • спрашивала ее мнения при выборе подарка папе.

Этот список — лишь небольшая часть, показывающая, что именно можно добавить в ваше общение с . Просто пример. Однако, когда я ввела в свою жизнь новые правила, когда стала постоянно думать — что бы еще такого «взрослого» предложить дочке, у нас мгновенно исчезли конфликты.

Всего несколько дней такой практики — и мы с дочкой стали ближе друг к другу. Она перестала отстаивать свои невыполнимые желания. Перестала идти наперекор. Стала гораздо спокойнее и сговорчивее.

Конечно, с детьми постарше результат придет вовсе не так быстро. Возможно, один этот метод не решит все ваши проблемы. Но освоив его, вы однозначно улучшите свои отношения с ребенком. Вы начнете уважительно относиться к своему чаду, а это всегда хорошо сказывается на общении.

Если статья была полезной — сделайте репост в социальных сетях. И подпишитесь на обновления блога. Буду рада видеть вас здесь снова. До новых встреч!

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Доверие – основа продуктивных «питающих» отношений. Когда исчезает доверие, начинаются метаморфозы, приводящие либо к разрушению отношений, либо к увеличению напряженности в них. Когда такое происходит в детско-родительских отношениях, «сипмтомы» могут проявляться в том, что ребенок обманывает родителей, не делится проблемами, становится скрытным и замкнутым. Родители, как правило, реагируют на это обвинениями в адрес ребенка, попытками пристыдить его, призвать к морали, благодарности и совести. Но как гласит народная пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». В данном случае дети – это как раз зеркало родительского поведения и отношения к ним. Что засеял, то и пожинаешь. Но как сделать так, чтобы не допустить таких перекосов в отношениях с ребенком? Как посеять в ребенке доверие и открытость с родителями?

  1. 1. Безопасность.

Дети обычно лгут не потому что они плохие, безнравственные и т.д. Дети лгут тогда, когда понимают, что говорить правду – небезопасно. Если ребенок уже подвергался наказанию, чрезмерной критике, получал в ответ слишком эмоциональную, пугающую его реакцию от родителя, то в дальнейшем на его откровенность и правдивость можно не рассчитывать. Потому что он усвоит, что с родителем – не всегда безопасно и в противоречивых ситуациях будет «извиваться» как может, лишь бы защитить себя от вероятной психологической или физической угрозы.

Если вы обнаружили, что ребенок вам соврал и станете его попрекать или преследовать за это, то вряд ли этим вы добьетесь его доверия. Скорее всего, ситуация только усугубится, и ребенок не то, что не отучится врать, а научится врать более искусно, чтобы правда не раскрывалась. Вместо того чтобы морализаторствовать в таких ситуациях, было бы уместней поговорить с ребенком «по душам», выяснить, почему он предпочел скрыть правду, чего он боится, почему не доверяет. И говорить с ним при этом с позиции родителя-друга, а не родителя-следователя. Это сложнее, и вряд ли вы услышите комплименты относительно своего воспитания, но это поможет заложить основы доверия и, может быть, заручиться верой ребенка в дальнейшем.

  1. Уважение.

Как сказано в хадисе Кудси: «Нет любви выше, чем уважение». Справедливо это и в отношении ребенка. Родитель может любить или не любить те или иные черты своего чада, но уважать его личность обязан. Однако некоторые родители относятся к ребенку как к «живой вещи», то есть с их точки зрения нехорошо, но дозволено ребенка бить, оскорблять, унижать, принуждать, лезть в его личные дела, выпытывать его секреты, смеяться над ним, обесценивать его поступки, способности, чувства, наказывать и т.д. О соблюдении границ здесь и не может быть речи. А как говорится в известной пословице «Хорошие заборы делают хороших соседей». Если ребенок найдет в родителе «хорошего соседа», который разъяснит, посоветует, поддержит и поможет при необходимости, но не станет переступать границы его психологической и физической территории, то это, конечно, увеличит уровень доверия ребенка к родителю.

  1. Сопереживание.

Когда ребенок в случае ошибки или проступка ожидает от родителя нравоучения и обвинений, ему легче довериться кому-либо другому, более понимающему и, может быть, более безразличному к его делам. Что не всегда служит на его благо. Многие родители путают переживания за ребенка с сопереживанием. Они считают свою тревогу и желание контролировать проявлением последнего. И ошибаются.

Сопереживание – это не про контроль и чувства свысока, а про то, чтобы быть рядом, слышать и слушать ребенка, проявлять искренний интерес к тому, что он думает и испытывает, и доверие его силе. Это не про непрошенные им советы, не про «а я тебе говорила», не про укоры и лекции о морали. Ребенок не защищен от ошибок так же, как и родитель. И лучший способ помочь ему осознавать их – это позволить ему искренность, открытость и возможность брать у вас столько знаний, сколько он считает нужным.

Как сказано в одном из хадисов: «Лучшее, что может дать родитель своему ребенку – хорошее воспитание». Невозможно дать хорошее воспитание, не сопроводив его хорошим отношением к ребенку. Хорошее отношение немыслимо без уважения, умения сопереживать и создания чувства безопасности в пространстве детско-родительских контактов. А получилось ли у вас это или нет, можно определить не по тому, что вы говорили ребенку, а по тому, каким человеком он растет.

Ася Гагиева

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта