Как привить самоуважение и и чувство собственного достоинства ребенку. Как унижается чувство собственного достоинства у ребенка? Три подхода в воспитании

Мы живем в обществе, где одной из ключевых ценностей является свобода. Мы жаждем сбросить с себя все ограничения и преодолеть границы. Мы хотим воспитать свободными и независимыми своих детей. Но, как показывает практика, стать свободными можно, лишь наложив на себя определенные ограничения.

Британский психолог Роберт МакКензи считает, что весь родительский опыт воспитания укладывается в трехмерный подход к воспитанию наших детей. Согласно концепции ученого, большинство из нас использует одну из трех стратегий воспитания: вседозволенности, авторитарную или демократическую.

Три подхода в воспитании

Кто откажет в чем-то любимому чаду? Для своего ребенка мы готовы сделать все возможное и невозможное. Мы готовы «расшибиться», но купить ему все, что он захочет и не запрещаем ему делать, что он пожелает. Таков подход вседозволенности.

Его главный девиз – все для детей. Использующие такую стратегию родители боятся вывести детей из равновесия. Как правило, такие взрослые принимают участие в решении всех проблем детей, а те, в свою очередь, вырастают с убеждением, что родители им всегда и всем обязаны, что правила существуют для других, но не для них.

Часть родителей пытается формировать и контролировать поведение своих детей авторитарно в соответствии со своими представлениями о стандартах воспитания (как правило, нереалистично завышенными).

Дети должны выполнять требования родителей. Они обязаны быть послушными авторитетам, быть занятыми трудом и уважать традиционно установленный порядок. Все проблемы решаются при помощи силы, через стратегию «победитель-побежденный». Родители в таких семьях во всем направляют и контролируют ребенка.

Их дети растут с осознанием того, что коммуникация и решение проблем – болезненный процесс, а решение всех вопросов лежит в сфере ответственности родителей, а их голос не принимается в расчет. В таких условиях дети часто бунтуют, мстят родителям, разражаются гневом или, напротив, замыкаются и уходят в себя.

Родители, выбирающие демократический способ воспитания, руководствуются представлением, что дети способны сами решать свои проблемы, их только необходимо мотивировать к сотрудничеству со взрослым. Такие родители склонны оставлять детям пространство для выбора и позволять им учиться на своих ошибках. Они ориентированы на сотрудничество с детьми, реализацию стратегии «победитель-победитель», их отношения исполнены взаимного уважения, дети принимают активное участие в решение проблем. В таких условиях дети хорошо учатся ответственности, сотрудничеству, умению выбирать и делать выводы из своих поступков.

Наличие таких границ помогает ввести ясные принципы поведения и обнаружить ребенку свои ожидания по отношению к нему. Они также определяют равновесие сил в семье и устанавливают иерархию семейных отношений. Многочисленные исследования подтверждают, что дети, в чьих семьях такие границы есть, вырастают с осознанием собственного достоинства и уверенными в своих силах.

Те же исследования указывают, что в семьях, где родители относятся к детям с сердечной нежностью и теплотой, контролируют их в разумных пределах, одновременно ставя перед ними высокие требования, дети вырастают более приспособленными к самостоятельной успешной жизни.

Поэтому третью из предложенных моделей можно назвать моделью «золотой середины» и предложить как наиболее экологичную и успешную стратегию родительского воспитания. опубликовано

Александр Доброер

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Воспитание в детях чувства собственного достоинства - одно из важнейших условий их успехов в будущем. Но что делать с ребенком, который считает себя центром вселенной? Как, не нанося ущерб его уверенности в себе, объяснить ему, что у него - неправильные представления о мире?..

Даже в семьях, где несколько детей (трое и больше), случается, что кто-то из них начинает требовать к себе особого отношения и предъявлять родителям бесконечные претензии. Это зародившееся в ребенке ощущение собственной исключительности приводит к конфликтам не только с родителями, но и с братьями и сестрами, и мириться с такой ситуацией, конечно же, нельзя. Но что с этим делать?

Прежде всего, воспитание в ребенке чувства собственного достоинства не должно идти вразрез с обязанностью родителей поставить для него определенные рамки и научить его с раннего детства отличать хорошее от плохого. Ребенок нуждается в постоянном руководстве и опеке, особенно — когда он пытается самоутвердиться за счет окружающих, испытывая тем самым терпение взрослых.

Следует обратить внимание на то, как ваш сын (дочь) ведет себя в школе, у дедушки с бабушкой, с друзьями. Чаще всего, вне дома, с другими людьми, дети обращаются иначе, понимая, что только в безопасной домашней обстановке можно «расслабиться» и показать свой характер.

Сам по себе факт, что ваш сын (или дочь) способен быть «золотым» ребенком в школе и в гостях у дедушки с бабушкой, весьма важен. Во-первых, это свидетельствует, что в душе он — хороший мальчик. Во-вторых, то, что в качестве «жертв агрессии» он выбирает лишь родителей, братьев и сестер, означает, что на подсознательном, скажем так, уровне он хочет, чтобы его поставили на место. Его поведение — завуалированный крик о помощи, обращение к родителям с просьбой не игнорировать свои обязанности воспитателей.

Всякий раз, когда ваш ребенок проявляет себя не лучшим образом, предъявляя претензии, ему необходимо продемонстрировать свое недовольство и отчитать за недостойное поведение, одновременно подчеркивая свое уважение к его личности.

Мой свекор, воспитывая пятерых сыновей, руководствовался принципом — «это не достойно тебя». Если кто-нибудь из мальчиков совершал проступок, он заводил с провинившимся сыном разговор, перечислял его добродетели и положительные качества и приходил к выводу, что, плохое поведение при наличии столь прекрасных черт не вяжется с его характером. Детей в семье мужа ругали, но — никогда не унижали. Их чувство собственного достоинства оставалось не задетым.

В данном случае задача, которая стоит перед родителями, очень напоминает творческую позицию известного скульптора. Когда его спросили, как из бесформенных глыб у него получаются столь прекрасные статуи, он ответил, что сначала в его воображении формируется образ будущего произведения, а потом он просто освобождает его от лишней каменной массы. Подобно этому скульптору, родители, воспитывая детей и сталкиваясь в этом с трудностями, должны помнить о своей конечной цели и объективно оценивать заложенные в ребенке качества и его потенциал.

Если родителям удастся в нужные моменты показать ребенку свое недовольство, одновременно давая ему понять, что даже такое неблагоразумное поведение не может поколебать их хорошее мнение о нем — они добьются наиболее ощутимых и значительных результатов. Ибо дети, как правило, стараются не разочаровывать родителей.

Вспомните описанный в Торе случай с Йосефом, которого соблазняла прекрасная жена Потифара. Он устоял перед соблазном, — разъясняют ситуацию наши Учителя, — потому что хорошо помнил, что отец (Яаков) никогда не сомневался в его умении выбрать правильную линию поведения, высоко ценил его и ждал от него великих свершений. И это дало Йосефу силы побороть искушение.

Каждому хочется воспитать в своих детях позитивное отношение к жизни и чувство собственного достоинства, которое не покидало бы их до конца жизненного пути. Для этого нам нужно научиться «ловить» моменты, когда наши дети совершают хорошие поступки. К сожалению, наша роль в качестве опекунов этих маленьких людей нередко сводится в основном к выявлению отрицательных черт и активной борьбе с ними. Но все должно быть наоборот. В первую очередь, важно поощрять позитивные черты и достойное поведение и с ними «соизмерять» негативные проявления.

Поводы поощрить ребенка найти нетрудно. Его обязательно надо поощрить, если он, к примеру:

— в игре с братьями и сестрами, ни с кем не поссорился, и никого не обидел;

— ни разу не перебил маму, пока она разговаривала по телефону;

— проявил в разговоре с братом или сестрой доброжелательность;

— щедро поделился чем-либо с другими;

— выразил готовность помочь родителям убрать со стола, выполнить какое-либо поручение и т.д.

Да, все это, казалось бы — обыденные мелочи. Стоит ли благодарить детей за то, что является поведенческой нормой? Безусловно, стоит. Чтобы это осознать, вспомните, сколько раз вы пытались объяснить своему ребенку (иногда — в резкой форме), что в моменты, когда мама или папа разговаривают с другими людьми или между собой, обращаться к ним — невежливо. Но он делал это опять и опять. Не означает ли это, что порицания малоэффективны? Попытайтесь действовать «от обратного». Ищите случаи, когда ребенок, находясь в той же комнате, не вмешивается в беседу взрослых людей, и всякий раз хвалите его за это. Вскоре вы убедитесь, что ваша «уловка» подействовала.

Наша обязанность заключается в том, чтобы фиксировать и закреплять в ребенке позитивные черты. И, возможно, стремление заслужить похвалу и уважение пересилит в ребенке столь часто встречающуюся у детей жажду негативного внимания к собственной персоне.

Рекомендую также поговорить с «отбившемся от рук» сыном (или дочерью) с глазу на глаз и заручиться его поддержкой. Можно сказать ему, что он — особенный мальчик, что родители им очень гордятся и нуждаются в его помощи, чтобы наладить хорошие взаимоотношения в семье. Пусть он поделится с вами своими идеями, и примет активное участие в их реализации. Если вы снабдите его подобными «полномочиями», это, возможно, принесет пользу всем членам семьи и изменит ситуацию к лучшему.

Мы живем в сложное и напряженное время. Современная «улица» способна в течение одного-единственного дня подвергать человеческую психику стольким испытаниям, что представители предыдущих поколений не переживали и за всю свою жизнь. И самое эффективное противоядие от стрессов, как мне кажется — это любовь, поцелуи и объятия, перемежающиеся мягкими напоминаниями о том, как следует себя вести. Специалисты, занимающиеся вопросами воспитания детей, считают, что критика, как соль и перец — полезна в небольших дозах. Если ею злоупотреблять, она лишь наносит вред здоровым отношениям.

«Левая рука, — говорят наши Учителя, — должна отталкивать, а правая — притягивать и обнимать». Самое трудное в осуществлении этого принципа — поддерживать это хрупкое равновесие.

Это — фундаментальный и универсальный принцип, ибо он применим в любых обстоятельствах. Однако некоторые ситуации гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд, и требуют более тонкого и серьезного вмешательства. Если в обозримом будущем вы, воспользовавшись приведенными здесь рекомендациями, обнаружите, что не добились ощутимых результатов, это означает, что вам следует обратиться со своими проблемами к специалисту. Полагаю, что в «тупиковых» ситуациях профессиональный совет способен не только успокоить тревоги родителей, но, в некоторых случаях, даже определить направление их дальнейших действий.

И, конечно, не забывайте молиться, и просить Творца о мудрости, понимании и терпении. Пусть Он благословит вас, и дарует вам силы для воспитания ваших детей…

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

8 советов психолога, как вырастить уверенного в себе ребенка

«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе. Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать. О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики и социальных навыков детей «Академия Монсиков » Виктория Шиманская.

Уверьтесь в неуверенности

Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как , плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное. Родители относят такие «закидоны» к и оставляют попытки докопаться до причин. Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.

Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!

Как воспитать уверенную в себе личность

Дети — наше отражение, поэтому начните с себя

Учитесь нести ответственность за свои решения. десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей и т. д. Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было…» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.

Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства которых никогда не поздно начать разрушать.

Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.

Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком

Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.

Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так… Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!

Позвольте ребенку, конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. , принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.

Устраните вредные привычки воспитания

Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу. По привычке брошенные фразы могут на корню к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а », «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — и т. д. Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет. Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.

Проанализируйте игры и пособия ребенка

Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», « » — и т. д.

Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом. Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни и т. д. Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.

Практические шаги

Дерево достижений

Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями. Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша. Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.

Мяч умений

Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу…», «Я научился…», «Я знаю, как…» и т. д. На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.

Коробочка Эмоций: «Уверенность в себе»

В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша. Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома , а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!

Дневник чувств и эмоций

Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.

Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.

Фото: VGstockstudio/Olesia Bilkei/altanaka/Shutterstock.com

Как воспитывать у ребенка чувство собственного достоинства.Мы живем в обществе, где одной из ключевых ценностей является свобода. Мы жаждем сбросить с себя все ограничения и преодолеть границы. Мы хотим воспитать свободными и независимыми своих детей. Но, как показывает практика, стать свободными можно, лишь наложив на себя определенные ограничения.

Британский психолог Роберт МакКензи считает, что весь родительский опыт воспитания укладывается в трехмерный подход к воспитанию наших детей. Согласно концепции ученого, большинство из нас использует одну из трех стратегий воспитания: вседозволенности, авторитарную или демократическую.

Как воспитывать у ребенка чувство собственного достоинства: Три подхода в воспитании

Кто откажет в чем-то любимому чаду? Для своего ребенка мы готовы сделать все возможное и невозможное. Мы готовы «расшибиться», но купить ему все, что он захочет и не запрещаем ему делать, что он пожелает. Таков подход вседозволенности.

Его главный девиз – все для детей.

Использующие такую стратегию родители боятся вывести детей из равновесия. Как правило,такие взрослые принимают участие в решении всех проблем детей, а те, в свою очередь, вырастают с убеждением, что родители им всегда и всем обязаны, что правила существуют для других, но не для них.

Читайте также:

Часть родителей пытается формировать и контролировать поведение своих детей авторитарно в соответствии со своими представлениями о стандартах воспитания (как правило, нереалистично завышенными).

Дети должны выполнять требования родителей. Они обязаны быть послушными авторитетам, быть занятыми трудом и уважать традиционно установленный порядок.

Все проблемы решаются при помощи силы, через стратегию «победитель-побежденный». Родители в таких семьях во всем направляют и контролируют ребенка.

Их дети растут с осознанием того, что коммуникация и решение проблем – болезненный процесс, а решение всех вопросов лежит в сфере ответственности родителей, а их голос не принимается в расчет.

В таких условиях дети часто бунтуют, мстят родителям, разражаются гневом или, напротив, замыкаются и уходят в себя.

Родители, выбирающие демократический способ воспитания, руководствуются представлением, что дети способны сами решать свои проблемы, их только необходимо мотивировать к сотрудничеству со взрослым. Такие родители склонны оставлять детям пространство для выбора и позволять им учиться на своих ошибках.

Они ориентированы на сотрудничество с детьми, реализацию стратегии «победитель-победитель», их отношения исполнены взаимного уважения, дети принимают активное участие в решение проблем. В таких условиях дети хорошо учатся ответственности, сотрудничеству, умению выбирать и делать выводы из своих поступков.

Наличие таких границ помогает ввести ясные принципы поведения и обнаружить ребенку свои ожидания по отношению к нему. Они также определяют равновесие сил в семье и устанавливают иерархию семейных отношений.

Многочисленные исследования подтверждают, что дети, в чьих семьях такие границы есть, вырастают с осознанием собственного достоинства и уверенными в своих силах.

Многих родителей часто волнует вопрос о том, как развить в ребенке уверенность, как помочь ему не бояться иметь собственное мнение и уметь высказывать его, как научить ребенка достойно защищать себя, уметь преодолевать препятствия и не прятаться за спину родителей тогда, когда можно решить проблему самому.

Самое главное, с чего хотелось бы начать – это убедить родителей, что все это зависит от них, от подхода к ребенку, от стиля воспитания в семье и от личности самого родителя. Есть еще одно важное условие – это быть самому уверенным в себе человеком, ведь дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно.

Если у вас есть какие-то собственные нерешенные личностные проблемы, особенно если они связаны с вашей уверенностью, вам необходимо поработать над этим, скорее всего, с помощью психолога.

Есть и еще правила общения с собственным ребенком, выполняя и соблюдая которые, вы дадите ребенку шанс стать личностью и иметь чувство собственного достоинства.

Правило первое. Ребенок должен быть уверен в вашей безусловной любви. Это не должна быть любовь удушающая, любовь-одолжение или та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства.

Правило второе. Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, но не составляете с ним единое целое. Будьте всегда открыты и доступны для ребенка. Он должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самостоятельно трудные для него задачи.

Правило третье. Ребенок должен иметь право на ошибку, и возможность ее исправить, не получив за это оскорбление или незаслуженное наказание. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить, и предупредить ее появление в будущем.

Правило четвертое. Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, не с высоты своего возраста, и не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи.

Правило пятое. Позволяйте ребенку решать свои проблемы самостоятельно, не встревайте в детские разборки из-за игрушек, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, и тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, а не их решение.

Правило шестое. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите ребенка оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна.

Правило седьмое . Когда ребенок маленький, избегайте в оценке ребенка слово «плохой». Он не плохой, он просто оступился и сделал неправильно. Старайтесь объяснять, что есть неправильные поступки, которые причиняют боль или неприятности, от которых он может пострадать.

Правило восьмое. Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии, поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор.

Правило девятое.
Помогите ребенку адаптироваться в группе детей. Ведь вся жизнь ребенка с момента, как он пойдет в детский сад, будет так или иначе связана с общением и работой в группе. Это школа, студии, спортшколы, университет, лагерь. В группах детей всегда существует конкуренция. Особенно среди детей дошкольного возраста. Дети постарше считают себя взрослыми, опыт общения у них больше и они запросто могут «заткнуть за пояс» тех, кто помладше. А тем, кто младше, ничего не остается, как подчиниться и «набираться опыта». Если у вашего ребенка нет проблем общения с младшими детьми и со своими ровесниками, он со временем найдет общий язык и с детьми постарше. Поддерживайте его, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим в игре. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ повысить популярность в группе – это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

Правило десятое . Уважайте своего ребенка и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку).

Правило одиннадцатое . Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала вовремя и по делу.

Воспитать в ребенке уверенность – дело непростое, и все эти правила – это не только правила для развития чувства собственного достоинства. Они затрагивают все сферы общения и взаимодействия с ребенком, и в первую очередь с вами, родителями. Уверенность в том, что тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть – вот залог уверенности в себе и в своей будущей жизни.