Как работает память человека новейшие исследования. Понятие памяти. функции и свойства памяти.виды памяти. Как помочь ученикам лучше запоминать информацию

Моя дочка пошла в первый класс и столкнулась с тем, что правила приходилось заучивать наизусть. Ей это очень тяжело давалось поначалу. Даже если она могла повторить весь текст в первый час после заучивания, то потом часть информации терялась. А я помнила эти правила наизусть ещё со школы.

Тогда мой маленький гений задал вполне логичный и мудрый вопрос: «Почему я не могу вспомнить правило, которое учила сегодня, а ты знаешь его до сих пор?». С ответом я не торопилась – решила изучить теорию и сопоставить с жизненным опытом.

Изучение вопроса я начала с основ. Что же такое память? Где хранится память человека? Какова структура памяти?

Согласно определению, это мыслительный процесс, состоящий из следующих компонентов: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Как работает память? Она формируется на протяжении всей жизни и хранит наш жизненный опыт. Физически процесс можно описать возникновением новых связей между огромным количеством нейронов головного мозга.

Процессы в головном мозге не изучены до конца, и учёные продолжают исследования в этой области человеческого организма.

О том, где находится память человека, до сих пор ведутся споры. На сегодняшний день доказано, что за эту часть сознания отвечают следующие участки мозга: подкорковый гиппокамп, гипоталамус, таламус, кора полушарий.

Основными местами хранения являются гиппокамп и кора. Гиппокамп находится в височной доле по обе стороны головного мозга. На вопрос о том, какое полушарие отвечает за память, можно смело ответить, что оба, только правая доля «контролирует» фактические и лингвистические данные, а левая – хронологию жизненных событий.

Появление нейронных связей обусловлено работой рецепторов органов чувств: зрения, вкуса, обоняния, осязания и слуха. Головной мозг фиксирует все электрические импульсы от них, причём наиболее яркие моменты, вызывающие сильные эмоции (например, первая любовь), запоминаются лучше.

Таким образом эмоции человека оказывают влияние на память.

У каждого человека возможно преобладание запоминающего свойства посредством какого-либо органа чувств.

Например, одни хорошо выучивают текст из учебника при чтении, другим лучше услышать текст от другого человека, у третьих отменная память на запахи и так далее.

Различные внешние и внутренние факторы влияют на «качество» нашей памяти. Много причин, вызывающих нарушения этого процесса.

К внутренним причинам относят неправильное обращение с информацией по следующим направлениям:

  • запоминание – чтобы информация не забылась, с ней нужно работать;
  • помехи – большое количество новой информации приводит к забыванию важной ранее приобретённой информации;
  • вытеснение – негативные воспоминания забываются быстрее;
  • искажение – запоминание и воспроизведение информации происходит на фоне наших чувств и эмоций, поэтому такая обработка делает данные субъективными;
  • ошибки хранения и воспроизведения – если данные запомнились с ошибками или неточностями, или не полностью, то их воспроизведение окажется неверным.

Внешних причин тоже достаточно:

  1. Генетические отклонения (например, аутизм).
  2. Гормональные нарушения (в том числе, сахарный диабет, патология щитовидной железы).
  3. Депрессивные или стрессовые состояния и заболевания (невроз, шизофрения).
  4. Истощение организма, вызванное переутомлением, бессонницей, болезнью, плохим питанием, алкоголизмом, курением, приёмом некоторых препаратов (например, бензоди-азепинов).
  5. Возрастные изменения (болезнь Альцгеймера).

Особенно пагубно, помимо заболеваний и травм, действует на память увлечение алкоголем. Известно, что даже разовое употребление спиртного приводит к нарушениям, а при алкоголизме происходит разрушение нейронных связей в гиппокампе, нарушение мозгового кровообращения, возникновение авитаминоза.

Всё это приводит к потере способности усваивать новую информацию.

Такие острые состояния, как инсульт и инфаркт, также способны вызвать уничтожение нейронных связей, причём последствия могут быть колоссальными, и для восстановления нужно много времени, сил и терпения. Иногда все попытки являются безуспешными.

В гиппокампе содержится вещество – ацетилхолин, — отвечающее за передачу импульсов от одного нейрона к другому. Недостаток его служит причиной нарушения памяти. Особенно это явление наблюдается в старческом возрасте и вызывает болезнь Альцгеймера.

Структура

Длительное изучение того, как устроена память человека, повлекло создание подробной классификации. Одним из критериев является продолжительность хранения информации. Согласно ему можно выделить следующие виды памяти:

  • мгновенная (сенсорная);
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

Мгновенная характеризуется тем, что информация фиксируется рецепторами органов чувств, но обработке не подлежит. Она, в свою очередь, делится на иконическую (зрительное восприятие) и эхоическую (слуховое восприятие).

Пример иконического вида – вы видите на улице баннер с рекламой и номером телефона, через секунду вы уже этот номер не вспомните. Эхоический вид можно рассмотреть также на рекламе, но номер телефона вы не увидели, а услышали по радио. Мгновенная память позволяет хранить информацию до 5 секунд.

Кратковременная является последствием однократного восприятия и немедленного воспроизведения. Если взять пример с правилом для первого класса, когда дочка читает его по слогам один раз без повторения. Удержать правило в памяти она сможет на протяжении времени от 5 секунд до одной минуты.

За кратковременную память отвечает гиппокамп. Доказательством является тот факт, что при повреждении гиппокампа (во время оперативного вмешательства, например) человек сразу же забывает только что произошедшее с ним событие, но помнит информацию, накопившуюся до повреждения.

Оперативная память – это то же, что и кратковременная, но информация хранится только в пределах периода её использования. Например, дочка прочитала правило и использовала его для выполнения упражнения из домашней работы, а после забыла.

Этот вид позволяет человеку быстро решать проблему здесь и сейчас и забывать ненужную впоследствии информацию.

Долговременная хранится в коре полушарий мозга. Она развивается одновременно с кратковременной и является её следствием. После многократного запоминания и применения информации, находящейся в пределах кратковременной памяти, происходит её фиксация в головном мозге, а именно в коре полушарий, на длительное время или даже на всю жизнь.

Это пример, когда правило, выученное в первом классе и применяющееся на протяжении 11 лет обучения в школе, запоминается навсегда. Долговременная память требует участия всех ресурсов сознания: психического, чувственного и интеллектуального.

Только осознанная и осмысленная в полной мере информация может занять место в долговременной памяти человека.

Структура памяти упрощённо представляется следующей схемой: запоминание – сохранение – воспроизведение. При запоминании происходит выстраивание новых нейронных связей.

Благодаря этим связям мы вспоминаем (воспроизводим) информацию. Воспоминания могут быть извлечены из долговременной памяти самостоятельно или под воздействием раздражителей на определённые участки головного мозга (например, гипноз).

На продолжительность сохранения информации влияет внимание человека к последней. Чем больше сконцентрировано внимания, тем более длительно информация будет храниться.

Неотъемлемой частью памяти является также забывание. Этот процесс необходим для разгрузки центральной нервной системы от ненужных воспоминаний.


Вывод

Теперь я могу ответить на вопрос дочери:

  1. Память представляет собой процесс из нескольких отдельных составляющих. Чтобы запомнить информацию, нужно осмыслить её, много раз повторить и периодически применять на практике. Это обусловлено определёнными свойствами головного мозга и, соответственно, существованием нескольких видов памяти.
  2. Важно знать, где хранится память, чтобы понимать, от чего зависит запоминание правила. Она содержится в головном мозге с большим количеством нейронов. Для фиксации информации в коре полушарий необходимо создание прочных нейронных связей.
  3. Знание о том, как устроена память, поможет развить её, и получить от этого процесса удовольствие.

Эта часть сознания связана с органами чувств, поэтому можно понаблюдать, как текст лучше запоминается: при чтении или на слух.

Процесс запоминания связан также и с интеллектом: чем больше и качественнее мы учим, тем легче запоминание будет даваться впоследствии.

Успешное запоминание связано с психическим состоянием человека: подавленное настроение может помешать процессу; чем больше положительных эмоций, интереса проявляет человек к информации, тем внимательнее он её изучает, и тем лучше её запоминает.

То есть важно иметь положительный настрой. Для детей можно создать условия игры для привлечения внимания.

Необходимость развития

Устройство памяти человека предполагает взаимосвязь с интеллектом. Развивая её, мы развиваем и интеллект.

Человек, который много времени уделяет запоминанию и осмыслению, становится более внимательным и организованным, у него развиваются все виды мышления, воображение и творческие способности. Кроме того, такая тренировка мозга предупреждает возрастные болезни, связанные с нарушением памяти.

В зависимости от целей тренировки запоминания выделяют три направления использования:

  1. Бытовое направление – нужно для устранения забывчивости на бытовом уровне (например, периодическое забывание телефона дома).
  2. Естественное – когда тренировка памяти сочетается со здоровым образом жизни, а результаты могут использоваться в любой сфере деятельности человека.
  3. Искусственное – это применение мнемотехник, освоение которых позволяет запоминать колоссальные объёмы различной информации.

Неважно, какой способ выберете вы, но, если хотя бы один из них будет изучен, то это уже будет шагом к самосовершенствованию и возможности пойти дальше. Эти бесценные навыки, несомненно, пригодятся в любой сфере жизни, делая вас успешными и счастливыми.

Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика Ассман Алейда

Накопительная и функциональная память

Если живые воспоминания безвозвратно утрачиваются с уходом их носителя, для материальных следов культуры существует шанс на «вторую жизнь» в институциях вне прежнего функционального контекста60. То, что находит свое место в музеях, библиотеках и архивах, собирается, хранится и каталогизируется там, получает шанс на необычайное продление своего существования. Однако предпосылки и условия для возникновения культурной памяти описываются таким образом еще весьма неполно. Ведь культурная память создается не только задним числом, посредством собирания и сохранения предметов прошлого, но и посредством целенаправленного отбора и формирования того, что должно быть перенесено из наших дней в будущее на неопределенный срок. Чтобы лучше понять оба названных аспекта культурной памяти, следует провести различие в динамике культурной памяти между «накопительной памятью» и «функциональной памятью» общества. Это различие отражает противоречивую структуру памяти, в которой сочетаются, взаимно проникая друг в друга, припоминание и забвение. Ведь многое из того, что мы забываем, утрачивается не навсегда, а оказывается лишь временно недоступным61. То, что в индивидуальной памяти погружается в неразличимость забвения, при определенных обстоятельствах может вновь всплыть на поверхность, как пирожное «мадлен» пробудило в лирическом герое Пруста воспоминания о глубоко забытом. Зачастую мы называем забвением всего лишь латентную память, к которой мы потеряли пароль; если он случайно находится, то к нам неожиданно возвращается кусочек чувственно ощутимого прошлого. О подобном возврате можно говорить тогда, когда определенные элементы, осевшие в накопительной памяти, по-новому актуализируются в сознании, причем, наоборот, именно эти сохранившиеся элементы формируют нынешнюю мысль. Говоря словами Вальтера Беньямина, следы прошлого, контактируя с нынешней мыслью, порождают состояние «читаемости». Возникают все новые и новые виды «избирательного сродства» между продолжающимся настоящим и прошлыми эпохами. Ту же роль, которую, по определению Пруста, «непроизвольная память» («m?moire involontaire») исполняет для индивидуума, архив или накопительная память играет для культурной памяти: хранилище для латентных воспоминаний, час которых уже миновал или еще не настал. Прустовской непроизвольной памяти соответствуют на уровне культуры материальные реликты минувших эпох, уже вышедшие из употребления и не интегрированные в настоящее, но все еще где-то существующие. Ведь то, что в определенный момент времени общество выбраковывает, лишает своего внимания и чем оно пренебрегает, еще не совсем утрачено и забыто; материальные следы могут быть собраны и сохранены для другой эпохи, когда они будут вновь открыты и заново истолкованы.

Различие между накопительной и функциональной памятью можно наглядно продемонстрировать на примере художественного музея, который в своей постоянной экспозиции выставляет определенный набор картин, закрепляя его в сознании и памяти посетителей; однако в музейных запасниках хранится гораздо большее количество художественных произведений различных жанров и эпох. Такой музей выполняет две четко различаемые функции: во-первых, это функция ценностного канона с его отражающей и формирующей вкусы ориентацией, а во-вторых, это функция исторического архива . Сохранение, консервация вещей является лишь одной стороной культурной памяти, ее другая сторона состоит в строгом отборе, активной оценке и индивидуальном освоении. Функциональная память страдает постоянным дефицитом места. Попадающее туда – от канона библейских текстов до канона литературной классики – проходит жесточайшую селекцию. Процедура «канонизации», которая подразумевает наряду с селекцией также фиксацию и ауратизацию текстов или картин, обеспечивает им место не только в пассивной, но и в активной памяти общества. Ведь канонизация означает еще и принятие на себя трансисторических обязательств снова и снова продолжать прочтения и толкования. Поэтому, несмотря на динамику ускоренных инноваций, то, что входит в функциональную память, остается в программах учебных заведений, в репертуарных планах театров, в музейных залах, в концертных или издательских программах. То, что заняло свое место в функциональной памяти общества, претендует на все новые постановки, выставки, на все новые прочтения, толкования, обсуждения. Подобное сохранение культурных артефактов и обращение к ним приводят к тому, что некоторые из них не становятся чуждыми, полностью безмолвными, а ревитализируются из поколения в поколение через соприкосновение с меняющейся современностью.

Накопительная память также хранит лишь малую часть культурного наследия. Она тоже всегда является продуктом забвения; и здесь срабатывают механизмы отбора, обесценивания, разрушения и утраты. Но она предоставляет гораздо больше места и не производит столь жесткой селекции, поэтому накопительная память библиотек и архивов оказывается заполненной до предела. Подобная наполненность накопителя, как заметил уже Монтень, а позднее Ницше, является оборотной стороны его пустоты. Консервация и хранение служат необходимой предпосылкой для культурной памяти; однако лишь индивидуальное восприятие, оценка и усвоение сохраненных материалов, как это происходит благодаря средствам массовой информации, культурным и образовательным учреждениям, делают ее культурной памятью . Накопительная память – это архив культуры, где хранится определенная часть материальных следов минувшего времени, утративших живую и контекстуальную связь со своими эпохами. Визуальные или вербальные документы становятся немыми свидетелями прошлого, ибо утрачены связанные с ними повествования и воспоминания. Это содержимое накопительной памяти резко отличается от культурных артефактов, хранящихся в функциональной памяти, ибо последние особенно защищены от процессов забвения и отчуждения. Разумеется, институционально обеспеченная долговременность артефактов не исключает их возвращения в культурную память. Это происходят благодаря тому, что граница между функциональной и накопительной памятью не является герметично непроницаемой, эта граница может быть преодолена в обе стороны. Элементы функциональной памяти, которая активизируется волей и сознанием, постоянно уходят в архив, если к ним падает интерес; а из «пассивной» накопительной памяти сделанные в ней открытия вновь возвращаются в функциональную память.

Структура культурной памяти определяется напряженным взаимоотношением между функциональной и накопительной памятью, между припоминанием и забвением, между сознательным и бессознательным, между явным и латентным. Подобная динамика делает культурную память гораздо более сложным образованием, гораздо более изменчивым и одновременно более гетерогенным, хрупким и спорным, чем национальная память, ориентированная на единство и однозначность. Предназначение как национальной, так и культурной памяти заключается в передаче опыта и знаний из поколения в поколение, благодаря чему формируется долговременная социальная память. Но оба вида памяти различаются самими формами своей репродукции. Если политическая память достигает стабилизации за счет чрезвычайной плотности содержания, высокой символической интенсивности, коллективных ритуалов и нормативной обязательности, то культурная память характеризуется необходимым многообразием воплощения в текстах, визуальных образах, трехмерных артефактах. Оба вида памяти базируются на символических средствах , которые обеспечивают либо «долгосрочность» с помощью таких технологий сохранения, как письменность и изображение, либо «повторяемость» с помощью таких перформативных технологий, позволяющих осуществлять обновление, как ритуал, участие и усвоение. Политическая память отдает предпочтение коллективным формам усвоения, а для культурной памяти центральную роль играют индивидуальные способы обращения к ней.

Содержимое культурной памяти – локализованное в виде библиотек, коллекций, скульптур или архитектурных сооружений и темпорализованное в виде празднеств, обычаев и ритуалов – нуждается по ходу истории в постоянном истолковании, обсуждении и обновлении, поскольку это содержимое усваивается следующими поколениями и должно соответствовать актуальным потребностям, вызовам современности. Политическая память имеет тенденцию к унификации и инструментализации, а вот культурная память в силу своих медиальных и материальных свойств противится подобному сужению. Содержимое культурной памяти невозможно подвергнуть радикальной унификации. Это не позволяет сделать само устройство накопительной памяти, которая вбирает в себя именно то, что утрачивает актуальные связи и тем самым открывает в себе историческое измерение. То же можно сказать и о функциональной памяти, чьи компоненты принципиально открыты для множества различных толкований и должны осмысляться заново, опираясь на множество различных индивидуальных позиций и многообразие опыта.

Из книги Философский словарь разума, материи, морали [фрагменты] автора Рассел Бертран

68. Память Подлинная память, которую мы должны сейчас попытаться понять, заключается в знании о прошедших событиях, однако не во всяком таком знании. Немалая часть знания о прошедших событиях, например то, что мы узнаем, читая историю, находится в одинаковом положении со

Из книги Система вещей автора Бодрийар Жан

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Функциональная жестуальность контроля В своем практическом опыте мы ощущаем, как истончается жестуальная опосредованность человека и вещей. В бытовой технике, автомобилях, «гаджетах», системах отопления, освещения, информации, транспорта от человека требуется лишь

Из книги Общество потребления автора Бодрийар Жан

Функциональная форма: зажигалка Обо всем этом и говорит стилизованная обтекаемость «функциональных» форм; их внутреннюю динамику образует симулякр утраченной символической соотнесенности, они пытаются с помощью знаков заново внести в мир целесообразность. Такова

Из книги О четверояком корне закона достаточного основания автора Шопенгауэр Артур

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ» ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ Итак, степень совершенства той или иной машины постоянно выставляется как прямо пропорциональная степени ее автоматизации. Но, чтобы автоматизировать машину, приходится отказываться от многих ее рабочих возможностей. Чтобы

Из книги Простая правильная жизнь автора Козлов Николай Иванович

ПАМЯТЬ Индийские философы не обратили на память (смрити) того внимания, которого она заслуживает. Если ее трактуют как средство знания, то подводят под рубрику анубхавы, которая бывает непосредственная или посредственная, и тогда ее называют смрити. Предполагается, что

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

154. ПАМЯТЬ Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые придут после.Библия - Экклезиаст, 1:11Благословен, кто вспоминает то, что забыто.Агнон - Из эссе, 1952 г.Если б человек не обладал способностью забывать, его бы никогда не покидала

Из книги Матрица Апокалипсиса. Последний закат Европы автора Бодрийар Жан

Функциональная красота В этом долгом процессе сакрализации тела как экспоненциальной ценности, функционального тела, то есть такого, которое больше не является ни «плотью», как в религиозном видении, ни рабочей силой, как диктует индустриальная логика, но взято в его

Из книги Практикум лидера автора Менегетти Антонио

Культ искренности и функциональная терпимость Чтобы иметь возможность быть произведенным и потребленным как материальные блага, как рабочая сила и в соответствии с той же логикой, отношение должно быть «освобождено», «эмансипировано», то есть оно должно освободиться

Из книги Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика автора Ассман Алейда

§ 45. Память Особенность познающего субъекта, вследствие которой он в воспроизведении представлений тем легче повинуется воле, чем чаще такие представления уже возникали у него, т. е. его, способность к упражнению, есть память. Я не могу согласиться с обычным пониманием

Из книги автора

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

Из книги автора

Из книги автора

Экскурс: функциональная калькуляция остатка Социальное занято тем, что устраняет всякий прирост богатства. Если бы дополнительное богатство было пущено в процесс перераспределения, это неизбежно разрушило бы социальный порядок и создало недопустимую ситуацию

Из книги автора

8.4. Утилитарно-функциональная идентичность бизнеса Зарабатывать деньги – значит иметь возможность реализовывать себя, становиться главным действующим лицом (протагонистом) истории, обретать независимость. По статистике, потребительство чаще встречается среди бедных,

Из книги автора

«Я-память» и «меня-память» (Гюнтер Грасс) «Я вспоминаю…» – этими словами Гюнтер Грасс начал свою речь 1 октября 2000 года в Вильнюсе на «Литовско-германском диалоге о будущем памяти»169. Для участия в диалоге по приглашению Института имени Гете в барочный Вильнюс вернулись

- Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
- А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще - иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная памят ь отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения - и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память , в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память - к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая - она касается различных событий и жизненных переживаний.

Наконец, мы добрались до проспективной памяти - она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание - это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми - да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания - внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, - эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом - упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, - то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей - . Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


1. Безумствуйте!

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства памяти:

1. Запоминать (новую информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)

6. Сохранять (информацию)

Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без

специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с

помощью специальных приемов).

3. Кратковременная память , которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память

4.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)

5.Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

6.Промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

7.Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти.

8.Механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.


ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Память нужно развивать и тренировать . Для этого используют:

Различные методы укрепления;

Улучшения;

Специальные тренировки.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление -материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально- эстетическая насыщенность материала;

Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

Материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

Сенсорная память — это мгновенный отпечаток полученной сенсорной информации на периферических частях анализаторов. Информация сюда попадает благодаря целенаправленному процессу восприятия физических характеристик стимулов, и ее объем, по сути, равен объему восприятия. В зависимости от модальности раздражителя различают следующие основные разновидности сенсорной памяти: коническую — сенсорную копию визуальной информации и эхоическую — сенсорную копию акустической информации. В памяти конической информация сохраняется до 250 мс; в эхоической — до 1 с. Забывается информация в сенсорной памяти вследствие угасания следов.
Кратковременная память — это такая память, хранение информации в которой характеризуется ограниченным временем и ограниченным объемом. Материал поступает или из сенсорной, или из долговременной памяти: из сенсорной поступает новая информация; из долговременной — информация, которая вспоминается. Необходимым условием для этого является направленность внимания человека на эту информацию и ее сенсорная организация (акустическая, визуальная или семантическая).

Опыты американского психолога Дж. Миллера продемонстрировали ограниченный объем памяти кратковременной: 7±2 единицы, т.е. от 5 до 9 единиц. Однако путем перекодирования информации в новые структурные единицы ее объем может вырасти, правда количество этих новых структурных единиц дальше продолжает равняться 7±2. Таким образом, объем кратковременной памяти определяется не столько количеством отдельных объектов, сколько количеством хорошо интегрированных групп объектов. Этот объем имеет тенденцию увеличиваться от детства к взрослости (если в детском возрасте он составляет 4-5 единиц, то во взрослом — 7-8). Для различных модальностей у одного человека он также может быть различным, в зависимости от доминирования того или иного типа памяти.
В памяти кратковременной информация сохраняется очень короткое время: до 30 сек., следовательно, она характерна для той стадии запоминания, когда следы раздражителей только образуются. Однако в основном материал необходимо задержать дольше, чем на несколько секунд, и поэтому его следует повторять «про себя». Механическое повторение обеспечивает повторное поступление информации в память кратковременную. Важным условием при этом является то, чтобы объем материала, который повторяется, не превышал объема памяти (7±2 единицы). Если же повторение является осмысленным, материал перекодируется в семантический код и переходит в длительную память.

Забывание информации в памяти кратковременной происходит в результате трех причин: вытеснения (при переполнении объема новая информация частично стирает старую), интерференции (одна информация смешивается с другой) или угасания (если материал не повторять, каждое мгновение уменьшается интенсивность образа). Потеря информации может быть необратимой, т.е. она не переходит в долговременную память, а просто исчезает.

Кратковременная память играет значительную роль в жизни человека. Благодаря ей прорабатывается значительное количество информации, отсеивается ненужная и в результате не перегружается долговременная память. Без нее невозможно нормальное функционирование памяти долговременной, потому что она исполняет роль своеобразного фильтра на пути к ней, пропуская только нужную, отобранную информацию.

На рубеже 50-60-х годов XX в. внимание исследователей привлекли оперативные преобразования, которые могут происходить в кратковременной памяти во время выполнения человеком познавательных задач, например, во время мышления. Такая память получила название оперативной. Память оперативная — это такой вид памяти, который обеспечивает непосредственное осуществление человеком актуальных действий и операций. Она позволяет сохранить информацию на время, необходимое для решения тех или иных задач. Пока этот рабочий материал функционирует, он составляет содержание оперативной памяти, в которой сочетается информация из кратко- и долговременной памяти. Например, при выполнении сложных математических действий мы храним в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока ими оперируем. В ходе продвижения к конечному результату эти части могут забываться. Оперативная память, так же, как и кратковременная, имеет ограниченный объем (7±2 единицы); время хранения информации определяется исключительно задачей, стоящей перед человеком и, как правило, колеблется в пределах от нескольких секунд до нескольких минут. Излишняя или нужная для дальнейшей работы информация быстро из нее стирается. Своевременное забывание позволяет избежать ошибок, связанных с использованием устаревшей информации и освобождает место для хранения новых данных. Итак, по своим характеристикам оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Вы можете записаться консультацию на интересующую вас тему, оплатив стоимость 1 консультации

или 5 консультаций со скидкой.

После этого свяжитесь со мной, чтобы выбрать удобное время для консультации

https://www.facebook.com/marina.korobkova.1

whatsapp +84 93 558 40 15

Или на e-mail через кнопку Контакты