Какие есть виды швов. Седельный шов для прошива кожи

Каждый из нас, в особенности женщины, рано или поздно сталкиваются с необходимостью взять в руки инструмент швеи, чтобы зашить, подшить, перешить, заштопать или элементарно пришить пуговицу.

Разумеется, хочется, чтобы выполненная работа была максимально аккуратной, не так ли? Но как достичь желаемого результата? В нашей статье мы постараемся разобраться в этом вместе.

Виды спаев и цель их применения

Прежде чем приступить к существующим видам стежков, давайте подробно рассмотрим понятие шва и для чего он служит. Итак, шов – это манипуляция , позволяющая скрепить в определённом положении две или несколько слоёв материи при помощи ручной или машинной строчки. На сегодняшний день существует большое количество различных видов швов, каждый из которых обладает собственным назначением. При помощи одного стежка смётывают различные детали изделия, а другие их воссоединяют в одно целое, третьи предназначены для подшива низа изделия.

Все без исключения стежки по способу своего исполнения подразделяются на машинные и ручные. Некоторые манипуляции при работе с тканью, необходимо осуществлять вручную, например: сметка, прокладывание копировальных силков - стежков и многое другое. В нашей статье речь пойдёт о ручных видах стежков.

Петельный шов

Алгоритм выполнения петельной спайки (фото):

  1. выполняя первую петлю, необходимо, чтобы начало нити было протянуто в петлю, которая потом будет затянута;
  2. начало нити необходимо поместить на ребро используемого среза материала;
  3. осуществить несколько петельных спаек;
  4. начало нити обрезать, предварительно её немного стянув.

Продолжение петельного стежка в том случае, если нить закончилась:

  1. оставить свободный конец закончившейся нити;
  2. сделать петлю следующей спайки уже с новой нитью, не затягивая при этом петли;
  3. продеть в эту петлю конец первой нити и начало новой, после чего умеренно затянуть петлю;
  4. концы нитей необходимо поместить на ребро используемого среза материала;
  5. осуществить ещё несколько спаек;
  6. концы нитей необходимо немного подтянуть, после чего обрезать.

Завершение петельного стежка:

  • необходимо осуществить несколько последних стежков на одном месте;
  • перевернуть материал на изнаночную сторону;
  • подвести иголку под последние несколько стежков, умеренно подтянуть нить, после чего обрезать.

Потайной шов вручную

Потайной стежок используется для подгибки нижней части изделия, которое состоит из высококачественного материала, например: или шелка. На хлопчатобумажных изделиях не применятся. Необходимо придерживаться следующего интервала: на 1 см строчки должно приходиться 3 стежка. Спайка должна осуществляться шелковыми нитями в тон цвета ткани. Нитку во время выполнения стежка затягивать не надо. В результате проделанной работы, на лицевой и изнаночной стороне нить не должна быть видна.

Алгоритм выполнения:

  • необходимо делать отгиб ткани на 50 – 70 мм на изнаночную сторону одинаково вдоль всей длины изделия, после чего отогнутый край следует приметать и хорошо отутюжить;
  • от получившегося изгиба по лицевой стороне, необходимо отмерить ширину подгибки, которая, как правило, варьируется от 3 до 6 см;
  • отогнуть полученную ширину подгибки на изнаночную сторону, после чего приметать и отутюжить;
  • осуществить при помощи иголки прокол изделия, затрагивая 1-2 нити ткани, и соответствующей манипуляцией продеть иглу сквозь внутреннего отогнутого края;
  • расстояние между проколами должно быть стабильно полсантиметра.

Фигурный шов «козлик»

Этот вид спайки необходимо делать для подгибки нижней части изделия в том случае, если срез материала открытый и не подгибается во внутреннюю часть . Используется для изделий, которые изготовлены из несыпучих и плотных материалов.

Стежок необходимо делать слева направо. Необходимо, чтобы стежки спайки покидали пределы края подгибки на 10 мм для тонких и до 30 мм для плотных тканей. Размер каждого стежка для тонких тканей не должен превышать 50 мм, а плотных — 70 мм.

Алгоритм выполнения:

  • отгибаем ткань материала на изнаночную сторону, шириной не более 3–6 см и идентичной вдоль всей длины шва;
  • вводим иголку под подгибку, осуществляем в ней первый прокол;
  • проводим нить вперёд, а иголку справа налево, задействовав 2 нити подгибки, но при этом, не прокалывая ткань изделия.

Выполнение спайки:

  • спайку необходимо осуществлять слева направо;
  • необходимо, чтобы игла всегда перемещалась справа налево, а нить, в свою очередь, слева направо, образуя стежки крестообразные;
  • нить затягивать не надо, спайки должны находиться на весу.

Обметочный шов вручную

Эта спайка необходима для того, чтобы сделать срез материала более аккуратным и предотвратить осыпание изделия . Эту строчку используют для изделий с подкладкой. Обметочный шов, выполненный с помощью шелковой нити в тон цветам изделия из тонких тканей практически незаметна и не создаёт визуальной объёмности толщины припуска стежка, что крайне важно для внешних характеристик изделия. Как правило, делают порядка 3–4 стежков в течение каждых 0,1 см длиной не более 70 мм. Аналогом ручного шва является ролевая спайка, которая выполняется при помощи оверлока.

Спайка « «

Этот шов подобен машинной строчке. Начинается он аналогично со сметочной спайкой . Затем необходимо сделать один стежок назад, положив его сверху первого стежка. Игла вновь и вновь выходит на лицевую сторону ткани, расстояние которой составляет один промежуток между стежками.

Прежде чем приступать к выполнению поставленной задачи, вам необходимо иметь представление о том, как он должен выглядеть в итоге. С лицевой стороны мы видим идеально ровные стежки, а с изнаночной — под наклоном, словно они находят друг на друга.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов является одним из наиболее распространённых среди швов в . В результате работы мы получаем изящные контуры линий, которые могут быть прямыми, изогнутыми или округлыми. Превосходно смотрится в вышивке растений. К слову, это один из самых старых швов на свете.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Для того, чтобы научиться красиво и грамотно шить, нам необходимо внимательно изучить тему «ручные стежки и швы». Это основа-основ швейного мастерства, секретами которого я буду делиться с вами на страницах своего блога!

В этой статье познакомимся с ручными швами — где они применяются и как выполняются. И для начала скажу, что такое стежок, и что такое шов.

Стежок – это законченный цикл переплетения нитей между двумя проколами иглы.

Строчка – последовательный ряд стежков.

Итак, рассмотрим виды ручных швов и их применение:

Сметочный шов – служит для временного скрепления деталей изделия. Длина стежка от 0,7 до 2,5 см, в зависимости от вида ткани и вида работ. Расстояние между стежками 0,2 — 0,5 см. То есть с лицевой стороны мы видим стежки по 0,7-2,5 см, а с изнаночной по 0,2-0,5 см.

Наметочный шов – применяем для прикрепления одной детали к другой. Например: карман наметываем к фартуку. Длина стежка 1,5-3 см. Чем мельче детали, тем мельче стежки.

Заметочный шов – используем для скрепления подогнутого края изделия. Длина стежка 1-3 см, в зависимости от структуры ткани. «Непослушные» ткани заметываем тщательнее и делаем короткие и частые стежочки. Для толстых и плотных тканей длину стежка увеличиваем.

Выметочный шов – служит для скрепления предварительно обтачанных и вывернутых швом внутрь деталей. Длина стежка 1-2 см. Так же учитываем тип ткани. Чем толще ткань, тем крупнее стежок.

Копировальный шов
– необходим для переноса размеченных линий на симметричную деталь. Две детали сметываем по линии, требующей переноса, стежки при этом не затягиваем. Они должны выглядеть в виде петелек на лицевой стороне. Затем детали раздвигаем и разрезаем нитки между ними. Таким образом у нас на обеих деталях останутся торчать ниточки, по которым мы сможем смело провести меловые линии. Длина стежка 1 — 2 см, высота петель 0,3 — 0,5 см.

Наметочный шов косого стежка – служит для временного скрепления деталей при наметывании с посадкой. Например, для скрепления верхнего воротника с нижним или деталей клапана. В уголках этих деталей необходимо делать небольшую посадку из детали верха. Наметочный шов косого стежка будет очень хорошо держать посадку. Ткань не будет «съезжать» и перекашиваться. Длина стежка 0,7 — 2 см. Ширина стежка 0,4 — 0,6 см.

Выметочный шов косого стежка – служит для скрепления предварительно обтачанных и вывернутых швом внутрь деталей. И применяется в тех случаях, когда нам нужно образовать кант, рамку или закрепить швы враскол. Применяется этот шов при обработке края борта, лацканов, воротников и карманов. Длина стежка 0,7 — 1 см. Ширина стежка 0,5 — 0,7 см.

Обметочный шов косого стежка – применяем для закрепления края детали и предотвращения высыпания нитей. Может вполне заменить оверлочную строчку. Длина стежка 0,5 — 0,7 см. Ширина стежка 0,3 — 0,5 см.



Подшивочный шов
– используем для постоянного закрепления подогнутых краев изделия. Для закрепления низа рукава, низа изделия. Для прикрепления внутренних срезов подбортов. Длина стежка для закрепления подогнутых краев изделия 0,3 — 0,4 см, для подшивания подборта 1 — 1,5 см. Ширина стежка в швах с открытым срезом 0,2 — 0,3 см, с закрытым (подогнутым) срезом 0,1 см. Ширина шва для подшивания подборта 0,3 — 0,5 см.

Обметочный крестообразный шов – применяем для подшивания отлета воротника, низа женских пальто, платьев, брюк из легкоосыпающихся тканей. Так называемый «козлик» 🙂 . Выполняется слева направо. Длина стежка 0,5 — 0,9 см. Ширина стежка 0,5 — 0,7 см.

Разметочный петлеобразный шов – служит для постоянного скрепления нескольких слоев ткани, в местах где необходимо создать прочное эластичное соединение (для разметки проймы, пришивания плечевых накладок…) Длина стежка 1 — 1,5 см. Стежки делаем слева направо. По другому он называется шов «назад иголкой»

Стачивающий петлеобразный шов – используем для постоянного соединения деталей, в местах, где невозможно выполнить машинную строчку. Шов похож на разметочный петлеобразный, только стежки располагаем вплотную один к одному. На лицевой стороне шов похож на машинную строчку. Длина стежка по лицевой стороне 0,2 — 0,3 см.


Подшивочный петлеобразный шов
– применяется для постоянного закрепления подогнутых краев с закрытым срезом. И служит для подшивания подкладки, накладных карманов. Его практически не видно с лицевой стороны. Длина стежка 0,3 — 0,4 см. Ширина стежка 0,05 — 0,1 см.

Шов, закрепляющий стежки — применяем для закрепления концов строчек по выполнению ручных работ, таких как пришивание пуговиц, крючков, кнопок. А так же для выполнения закрепок на концах петель, карманов и т.д. Длина стежка 0,3 — 0,4 см.

Стегальный шов — постоянный. Применяется для скрепления основной и прокладочной тканей, например, для выстегивания лацкана мужского пиджака. Сейчас применяется крайне редко, так как прокладочные материалы выпускаются в основном на клеевой основе.Длина стежка 0,5 — 0,7 см. Ширина стежка 0,3 — 0,5 см.

Вспушной шов — применяется для постоянного скрепления и для отделки краев деталей пиджака или жакета: бортов и воротника. Длина стежка 0,3 — 0,5 см.

Друзья, это основные ручные швы, которые применяются для изготовления швейных изделий! Предлагаю вам для закрепление теории выполнить каждый шов на небольшом отдельном кусочке ткани. Если возникнут вопросы, задавайте их в комментариях или . А затем переходите к знакомству с .

© Ольга Маризина

Фрэнк Саливан


Одно время мой непоседливый характер сильно нервировало, когда надо было какую-то часть швов выполнять вручную. То ли дело на машинке — вжик! — и готово.

Не могу сказать, что с тех пор я сильно изменилась, однако отношение к ручным швам заметно улучшилось. Например, при чистом вытачивании того же воротника ну никак не обойтись без наметки, которая помогает правильно отутюжить деталь. Можно, конечно, и почти под утюгом выворачивать и сразу приутюживать, но помимо риска обжечься очень высока вероятность перекоса края детали из-за неравномерного вытяжения.

В этом разделе, как и ранее в «Машинных швах», мы разберем только базовые варианты ручных швов, то есть те, которые пригодятся всегда, везде и всем любителям шитья.

Помимо основных ручных швов существует огромное количество швов декоративных, вышивальных и обметочных, с некоторыми из них мы встретимся позднее, когда будем разбирать тематические разделы шитья, например, обработку низа изделия.

Сразу хочется сказать по поводу выполнения обметочных швов вручную.

В литературе можно встретить описание выполнения «обметочного косого шва», «петлеобразного обметочного шва» и некоторых других. По большому счету, обметка вручную ни что иное, как рудимент, атавизм и издевательство над нежными женскими (а может и сильными мужскими) ручками. Да и на редкость нерациональная трата времени, тогда как всю обметку можно выполнить за считанные минуты на машинке, швейной или оверлочной. Даже наличие простого зиг-зага является веским аргументом для отказа от подобных операций. Посему тему с обработкой швов вручную будем считать закрытой и перейдем к полезным в швейной практике ручным швам.

Сметочный шов или шов «вперед иголкой». Самый распространенный и часто используемый вид стежков. На ткани он выглядит как пунктир, а его выполнение осваивают еще в школе на уроках труда. Во взрослой портновской жизни такими стежками соединяют детали, чисто выметывают края, припосаживают ткань или выполняют сборку (о роли сметочного стежка в сборке можно будет почитать позднее в тематической статье с соответствующим названием).

Существование шва «вперед иголкой» определяет наличие антонима, шва «назад иголкой». В стародавние времена такой шов использовался для вшивания молний, что в современных условиях кажется дикостью.

Шов «назад иголкой» очень похож на шов «ручная строчка», только между стежками есть расстояние.

Шов «ручная строчка» — самый прочный ручной шов, с лицевой стороны он выглядит как машинная прямая строчка и каждый новый стежок начинается точно в месте окончания предыдущего, а с изнанки — как цепной шов.

Область использования «ручной строчки» лежит там, где невозможно подлезть на машинке, либо машинка у вас дома, а вы на курорте и у вас неожиданно разорвались брюки на самом пикантном месте.

использовался ранее для подгибки низа изделия из трикотажа или толстого драпа, а при сегодняшнем разнообразии способов обработки низа он почти полностью перешел в категорию декоративных.

Потайные швы, выполняемые вручную, тоже слегка утратили свою актуальность из-за огромного выбора различных лапок и приспособлений для подгибки низа ручным швам (более подробно о роли потайных швов при подгибке низа мы поговорим позднее, а в этом разделе разберемся только с основной техникой выполнения).

Основная цель потайного шва — скрепление при отсутствии стежков на лицевой части изделия. Это довольно кропотливая работа, требующая внимания, терпения и напряжения глаз, так как загнутая часть пришивается всего к одной ниточке основной детали.

Освоение потайного шва пригодится также в ходе пришивания подкладки к пиджаку или пальто, или другой модели. Безусловно, существует способ экономичного пришивания подкладки, когда в среднем шве спинки остается только небольшое отверстие, через которое выворачивается все изделие с пришитой на машинке подкладки по всему периметру. Однако это не всегда достижимо, поэтому нужно быть готовым взять в руки «шашку да коня, и — на линию огня».

Для ровного выполнения потайного шва следует предварительно соединить края сшиваемых деталей во избежание смещения. Это можно сделать наметочным швом или просто соединить портновскими булавками, вколов их перпендикулярно линии шва.

Узелок на нитке делаем тонкий и вводим иголку с изнанки так, чтобы узелок не был виден. Делаем стежок внутри подгибки, выводим иглу, вытягиваем нитку. Затем в месте выхода иглы захватываем с основного полотнища (которое расположено к нам, как знаменитая избушка на курьих ножках, то есть «задом») буквально одну ниточку, осторожно протягиваем нитку и снова заводим иголку внутрь подгибки, делая новый стежок. И повторяем эти действия до тех пор, пока ткань не закончится, после чего закрепляем кончик нити и с чистой совестью отправляемся утюжить подгибку.

Выполняя потайной шов при подгибке тонких тканей, следует очень осторожно подводить иголку под нити, при сильном натяжении может получиться затяжка, а то и вовсе разрыв волокна. Тут лучше не усердствовать, а воспользоваться военной хитростью: подхватить не одну, а две или даже несколько нитей, пусть при этом с лицевой стороны будет виден стежок. Главное — нить надо не затягивать, а оставить как бы с напуском. В дальнейшем при утюжке подгибки этот стежок расправится и замаскируется под волокна основной ткани (при условии, конечно, подобранных тон в тон ниток).

Возвращаясь к упомянутому всуе шву «козлик», можно порекомендовать его и как декоративный для тех любителей шитья, которые пока еще не разжились швейными машинками с отделочными строчками. Выполненный контрастными нитками по краю борта или накладных карманов, он способен внести заметное оживление в «интерфейс» выбранной модели.

В заключение хочется отдать дань уважения мастерицам, владеющим техникой выполнения декоративных швов. Хоть это имеет мало отношения к шитью, по большей части относится к вышивке, но при сочетании этих двух искусств — шитья и вышивания — можно создавать такие шедевры, что любой заморский «hand made» обзавидуется.

Рано или поздно, в руках у любой хозяйки оказывается нитка с иглой, а вместе с ними возникает необходимость что-нибудь подшить, обметать, заштопать или наметить вручную. Одним из популярнейших видов ручной обработки хлопчатобумажной ткани является обметочный шов, применяемый в случаях, когда в хозяйстве нет швейной машинки. Подробнее об этом и о других видах швов читайте в нашей статье.

Виды ручных швов для соединения тканей и подшивки

Наличием в доме швейной машинки может похвастаться не каждый. К счастью, этот полезный гаджет можно частично заменить ручной обработкой, и выглядеть это будет не менее аккуратно. Для начала, поговорим о швах, которые применяют при соединении и подшивки тканей.

Сметочный шов . Один из самых простых, применяется для скрепления деталей или для создания сборок. Стежки (длиной от 0,2 см до 5 см) прокладываются справа налево с промежутками. Длина стежка зависит от плотности ткани. К примеру, если вы обрабатываете шерсть или грубый лен, то и стежок должен быть подлиннее, и нитка с иглой потолще. А для таких деликатных материалов, как или тонкий , следует использовать маленькие стежки и тонкие иголки.

Подшивочный шов. С его помощью закрепляют подгибы рукавов и подшивают низ платья, рубашки, юбки либо шорт.

Подвиды подшивочных швов


  • Потайной – сшиваем ткани справа налево, не сильно затягивая стежки. Захватываем несколько нитей на ткани, которая находится сверху и край верхнего сгиба на нижнем слое.

  • Бархатный шов (крестообразный, «козлик») – им обрабатывают плотные несыпучие ткани: твид, бархат.

Ручная строчка (он же стачной шов). Внешне данный вид обработки выглядит, как на машинке. Расположение стежков – справа налево без промежутков. Нить необходимо укладывать в место выхода иглы, как бы возвращаясь назад после проделки предыдущего стежка. Схемы прокладывания швов вы можете изучить на рисунке, также вас ожидает видео в конце раздела.

Шов «за иголку» похож внешне на предыдущий с тем отличием, что между стежками предусмотрены пробелы. Этот шов идеален, если вам необходимо сметать детали тканей в полоску или соединить декоративные части ткани в клетку.

Штуковка – служит при скреплении плотных тканей, таких как , драп и пр., когда необходимо соединить материалы стык в стык. Также такими стежками часто шьют по коже, чтобы с лицевой стороны не было видно строчки. Стежки делают через края ткани, притягивая их друг к другу.

Ручные швы для обработки краев ткани

Если существует сметочный шов, то должен быть и обметочный шов вручную, и как раз о нем пойдет речь далее. Существуют разные подвиды обметочных швов.

  • Косой – его выполняют справа налево через край ткани.
  • Крестообразный – косой шов мы выполняем в двух направлениях сразу.
  • Петельный – укладываем нить в виде петельки вокруг иглы, слева направо. По длине стежок должен быть не более 0,4 – 0,6 см.

Для обработки краев салфеток, скатертей, простыней и прочего домашнего текстиля используют петельные швы . Как делать строчку из петельных швов, смотрите на видео.

Еще один шов, применяемый для отделки краев оборок или воланов называется круглый или «взакрутку». Для создания такой строчки ткань закручивают и прошивают частыми стежками косого обметочного шва.

Ручные швы для создания пометок на ткани

Ручные швы применяют не только для обработки краев и скрепления тканей. Иногда мастеру необходимо, к примеру, обозначить середину изделия, и для этого он применяет прокладочный шов .