Когда цаган сар в году. Традиции празднования цаган сар у калмыков. Традиции и обычаи

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

Жилище

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса.

Характерная черта жилища коми - односкатность крыши, крытой тесом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома.

Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб.

На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (кöзöд), баня (пывсян) и реже колодец (юкмöс, öшмöс, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет. Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние - ближе к реке.

Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Одежда

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.

Пища

К традиционной пище коми относился широкий ассортимент блюд из растительных, мясных и рыбных продуктов - продукции различных отраслей комплексного хозяйства. Питались коми три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд, нередко их количество превышало два с половиной десятка. В качестве первого блюда были общераспространены щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом - холодные похлебки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой (реже перловой) крупы. Наиболее распространенным продуктом питания была рыба, ее употребляли в вареном, соленом, сушеном, жареном виде, использовали как начинку для пирогов. Рыбный пирог был обязателен и в праздники. Мясо как второе блюдо использовалось реже, обычно для этого шло мясо из поданного на первое супа. Чаще было мясо на столе у северных коми-оленеводов и у охотников. Из овощей в питании использовались брюква, репа, редька, лук, капуста, со второй половины XIX в. - картофель. Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, были распространены отвары трав и ягод, хлебный квас, березовый сок. Из пареной репы или брюквы варили компот. Домашнее пиво обязательно присутствовало на праздничном столе.

Ремесла

Обработка дерева: Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

Ткачество: Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью браного ткачества Восточной Европы.

Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

Обработка меха, кожи: Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.

Духовная культура

Творчество: Красочная и многообразная духовная культура коми наиболее ярко представлена в образцах народного искусства, фольклоре, народных верованиях и обрядах. В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.

Наиболее богато представлена обрядовая поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт северного земледельца и промысловика. Коми фольклор дает представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей и их социализации.

Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, народной. музыки и изобразительного искусства. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку. Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.

Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и в настоящие время частушки и элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости "Шондi баной оломой" (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.

Орнамент: Красочен и глубоко символичен коми орнамент. Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера-прикладники, коми художники и графики.

Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.

Обряды: Семейные и календарные обряды коми были близки к севернорусским. В похоронно-поминальной обрядности сохранялись древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправление на промысловую охоту и др. Сложный мировоззренченский комплекс представлений отражали дохристианские верования коми, которые включали в себя пережитки различных культов: деревьев, духов-хозяев, промысловых животных, огня; других ранних религиозных форм: анимизма, зоолатрии, магии, фетишизма и т.д. Были распространены вера в колдовство, гадания, заговоры, порчу.

Многовековой народный опыт отражают рациональные знания коми: народный календарь, метрология, медицина, сельскохозяйственные и промысловые приметы и др.

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционого хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения. Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционный хозяйственный комплекс без особых деформаций вплоть до начала ХХ в. Хотя в наиболее плотно заселенных районах южной части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса. Наибольшая трансформация традиционной системы природопользования наблюдалась у самой северной группы коми, ижемцев. Приспособление к новым, наименее пригодным для традиционного хозяйственного комплекса экологическим условиям выразилась у них в заимствовании у аборигенного тундрового населения (ненцев) целой хозяйственной отрасли - оленеводства.

Оленеводство

Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее конца XVII в., по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к концу ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью около 2 тысяч голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.

Земледелие

Традиции земледелия связаны, по археологическим данным, еще с культурой перми вычегодской, непосредственных предков коми народа. Первоначально, в Х-ХI вв., оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с ХII в. Деревянная соха в это время оснащается железными сошниками. В ХV в. постепенно внедрилось трехпольное земледелие. Переход от лесного перелога к двух- и трехпольной системе севооборота и от ручной обработки земли к пашенной не был единовременным процессом. Даже в ХIX - нач. ХХ вв. применялись все три системы земледелия: трехполье, перелог и подсека. Правильный трехпольный севооборот осуществлялся преимущественно на давно освоенных и близлежащих участках и преобладал лишь в южных районах. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, его сеяли на солнечных склонах и на хорошо унавоженных землях. Второе место по значению занимала рожь. Овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лен и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук. К началу ХХ в. повсеместно распространился картофель. Картофель, как и овощи, сажали на приусадебных участках.

При обработке земли на подсеках использовались ручные орудия - нечто среднее между топором и секирой, для заделывания семян применяли борону-суковатку. Основным пахотным орудием была соха с двумя железными ральниками. В начале ХХ в. у коми получили распространение вятские косули и другие сохи-односторонки, плуги имелись только у некоторых зажиточных крестьян в южных районах. В конце ХIX - начале ХХ вв. широко распространились бороны с железными зубьями, которые использовались на тяжелых почвах. Пахота считалась мужской работой, боронили обычно подростки. Сеяли вручную из берестяных лукошек, преимущественно мужчины. Женщины производили ручную уборку зерновых серпом. Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны, в зароды или скирды. На подсеках сжатый хлеб оставляли в снопах часто до зимы, а иногда его и молотили там. В северных районах, где зерновые часто не дозревали, их развешивали в снопах на пряслах. Перед молотьбой снопы сушили в овинах. Молотили вручную цепом или кичигой (деревянным молотилом с выгнутым плоским концом) на специальном току, устроенном на гумне. Провеивали зерно при помощи специальной лопаты. Мололи зерно для личных нужд на ручных жерновах, а в южных районах - на водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась деревянная ступа. Несущественное товарное значение земледелие имело лишь в южных районах Коми края, на севере регулярно производился закуп недостающей земледельческой продукции.

Скотоводство

На давние традиции скотоводства у коми указывают языковые данные, ряд его терминов в коми языке относится к древнеиранским заимствованиям. В археологических памятниках перми вычегодской костные останки коров, лошадей, овец и свиней являются массовым материалом. В дореволюционном хозяйстве коми удельный вес скотоводства был особенно высок в северных районах, в южных районах - по рр. Сысоле и Вычегде скотоводство было побочной отраслью хозяйства. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей. Продукцию скотоводства население использовало в основном для личного потребления. Продуктивность молочного скота была низкой. Организованного выпаса не было, пастьба была вольная, без пастухов. Стойловое содержание скота продолжалось в среднем 7-8 месяцев. Возможности интенсификации скотоводства в традиционном хозяйстве коми ограничивал недостаток сенокосных угодий.

Охота

Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских коми, имела охота. Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края. Со второй половины ХIХ в. товарное значение приобрела также добыча боровой дичи. Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания. К началу ХХ в. значение промысловой охоты в крестьянской экономике резко упало в южных земледельческих районах края, но сохранялось в северных и восточных. Промысловый сезон у охотников подразделялся на два периода (осенний и весенне-зимний). В осенний период охота велась в одиночку в ближних охотничьих угодьях, на дальний зимний промысел охотники отправлялись в составе артелей. Угодья охотников представляли собой районы постоянного промысла, находящиеся в семейной собственности. Каждое угодье было оснащено промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи. Начало охоты на ту или иную дичь было приурочено к постоянным церковным праздникам. Основными объектами добычи были боровая дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; из водоплавающих: утка, гусь; из пушных зверей: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка. В осенний период охотились преимущественно в ближних промысловых угодьях, в одиночку. Завершалась осенняя охота к Николе зимнему (6 декабря старого стиля). На весенне-зимнюю охоту промысловики отправлялись в январе и возвращались лишь в конце марта. Зимний промысел велся артелями в дальних охотничьих угодьях, находившихся в общинной собственности. В основном добывались пушные звери, реже дикие копытные и боровая дичь. В тундровой зоне в этот период основу промысла северных коми составляли песец и белая куропатка. Летом, в выводковый период, охота не производилась, исключение составляла добыча линной птицы (гусей) в тундровой зоне. В течение года большая часть охотников затрачивала на промысел от трех до шести месяцев.

Отличительной особенностью у коми было широкое применение различных самоловных орудий. С помощью самоловов добывалось абсолютное большинство боровой и водоплавающей дичи, зайцев, горностаев, песцов. Огнестрельное оружие появилось в конце ХVII - начале XVIII вв., с его помощью велся беличий промысел, добывались крупные животные.

Рыболовство

Давние традиции у коми имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий. Рыба наиболее ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое товарное значение имело промысловое рыболовство у северных коми. Промысловый быт коми рыбаков имел большое сходство с охотничьим. Значительная часть рыбы для собственного потребления добывалась в ближних охотничьих угодьях. Широко применялся в прошлом лов рыбы запорами. Помимо индивидуального и семейного рыболовства по всей территории расселения коми существовала добыча рыбы артелями. Особенно распространен был лов рыбы неводами, бреднями, ставными и ботальными сетями. Почти всю пойманную рыбу заготавливали впрок засолом. Очень популярна у коми вплоть до настоящего времени малосольная рыба со специфическим вкусом. Часто запасали для себя также сушеную и вяленую рыбу.

Собирательство

Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство. В значительном количестве каждая крестьянская семья запасала на зиму различные ягоды. Их употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели, собирали для продажи. У печорских коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали березовый сок. У всех этнографических групп коми (кроме северных коми оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением). Большое значение приобретало собирательство весной и в начале лета, когда наблюдалась общая нехватка продуктов питания. В это время, преимущественно детьми, производился массовый сбор различной зелени. К особой разновидности собирательства можно отнести заготовку т.н. пищевых суррогатов (различных примесей к муке), особенно распространенную у северных и восточных коми. Основной суррогатной добавкой традиционно служила пихтовая кора.

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект « Быт коми народа»

Вид проекта: краткосрочный, информационный.

Подготовила: Морокова Л.Н., воспитатель первой квалификационной категории, Кочанова О.В., воспитатель без категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара г. 2016

  1. Постановка проблемы: Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. Актуальность: поверхностные знания у детей о традициях и быте Республики Коми, в которой они проживают.
  2. Цель проекта: познакомить детей старшей группы с традициями и бытом коми народа, с внутренним обустройством деревянной избы.
  3. Задачи:

Углубить знания детей о традициях коми народа;

Способствовать расширению и углублению знаний о жизни коми народа, внутреннем обустройстве избы, назначении, местоположении основных предметов быта;

Активизировать в речи детей названия предметов быта на русском и коми языках;

Создать обстановку коми избы, вызывать теплые чувства к быту коми людей;

Развивать у детей интерес к истории родного края. Обогатить знания детей о быте (посуде, утвари, одежде) народа коми.

Учить ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы, созданные руками человека;

Вызывать интерес к народным играм;

Продолжать воспитывать у детей интерес к родной культуре, обычаям своего народа;

Активизировать участие родителей, детей в проекте «Быт коми народа», повысить их заинтересованность, способствовать позитивному отношению, к сотрудничеству.

Продолжать закреплять полученные знания детей совместно с родителями.

4. Методы и формы работы:

Система НОД;

Интегрированные творческие занятия;

Детское экспериментирование (при изготовлении и подборе атрибутов) ;

Словесные методы: метод творческой беседы; рассказ;

Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию) ;

Методы моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций;

Практические методы: посещение музея с последующим анализом, рисование илюстраций к художественным произведениям, изображения героев в разных видах изобразительной деятельности, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях.

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые);

5.Ожидаемый результат:

Для педагога:

Освоение проектного метода;

Повышение уровня педагогической компетентности

Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности

Для детей

Развитие интереса детей о быте коми народа;

Выставки детских работ;

Макет «Коми изба»;

6.Участники проекта: дети старшей группы номер 4, воспитатели, родители.

7.Время реализации проекта: 3 недели

8.Новизна проекта и практическое значение:

Новизна и инновация выражается в создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по развитию интереса детей дошкольного возраста к истории родного края , которая позволит сделать работу с семьёй более интересной и эффективной. Будет способствовать погружению родителей в процесс воспитания у детей любви к своему народу.

Установление тесного сотрудничества между социальными партнёрами: национальным музеем, педагогами, родителями в вопросах воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории , традициях, быте родного края.

9.Обеспечение проекта:

Информационные: кабинет старшего педагога оснащен современной методической литературой, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Материально – технические: в ДОУ кабинете старшего педагога имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, в музыкальном зале имеется мультимедийное оборудование.

  1. План графика-мероприятий:

Срок (дата)

Действия педагогов(в том числе по совершенствованию РППС)

Действия родителей(в том числе по совершенствованию РППС)

Действия детей

1 этап -Организационный(предварительный)

Март, 1 неделя

1.Подбор и изучение литературы:

1. Потолицына Н.Б. Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики. Сыктывкар, 2009.

2. Пантелеева Е.И. Родник. Сыктывкар, 1998.

4. Клейман Т.В. Детям о культуре народа коми (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.

5. Вавилова Л.Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Сыктывкар, 1993.

6.Кудряшова В.М. Коми народные загадки.Сыктывкар, 2008.

7. Остапова З.В. Мый ме тода, кужа, верма. Сыктывкар, 2009.

2.Постановка целей и задач;

3.Подбор демонстрационного материала и художественной литературы;

4.Выставка детских рисунков «Моя любимая коми сказка»

5.Пополнение РППС дидактическими играми:

«Найди пару», «Накроем на стол», «Современная и старинная одежда», «Современная и старинная посуда», Город «Сыктывкар в прошлом и настоящем»;

«Раздели на группы ».

6.Рисование печки для оформления группы;

7.Организация бесед и рассматривания альбомов с детьми;

8.Мониторинг знаний детей;

1. «Совместная встреча»

Создать обстановку, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Выделить в группе и продумать место для оформления « Коми уголка». Продумать содержание.

2.«Беседа с родителями» по подборке иллюстраций и альбомов для рассматривания:

«Интерьер коми избы»

«Коми одежда»

«Коми сказки»

3.«Совместная деятельность родителей и детей» сбор информации и иллюстраций по РК для изготовления дидактических игр:

«Найди пару», «Накроем на стол», «Современная и старинная одежда», «Современная и старинная посуда»

4. Консультация для родителей «Кухня коми народа» (папки-передвижки)

1.Беседы

«Моя маленькая Родина»

«Самые красивые места, достопримечательности родного города»

2.Книжная выставка

«Мои любимые коми сказки»

3.Чтение коми народной художественной литературы:

«Пера – богатырь»

«Фома»

«Три брата и сестра»

«Яг-Морт»

«Марпида-царевна»

«Ёма и две сестры»

«Охотник и Чукля» «Медвежьи няньки»

«Лиса и заяц»

4.Рисование

«Моя любимая коми сказка»

5.Рассматривание альбомов: «Интерьер коми избы»,

«Коми музыкальные инструменты»

«Коми одежда»

«Коми сказки»

«Национальный орнамент коми народа»

«Коми народный фольклор»

2 этап

Март,2 неделя

1.Подбор подвижных игр коми народа;

2.Составления конспектов и подготовка к непосредственно образовательной деятельности;

3.Пригласить для сотрудничества Коми национальный музей;

4.Изготовление макета «Коми изба»

1. Папка-передвижка

«Коми подвижные игры»

2 .Совместное рисование коми избы;

3.Пополнение музея «Коми изба» старинными вещами;

4.Помощь в изготовлении макета коми избы;

1.Экскурсия в музей «История «бабушки Лампы»

2. НОД по краеведению «Обустройство коми избы» Цель: Уточнить представления детей об обустройстве коми дома, назначении, местоположении основных предметов быта.

3. Знакомство с коми фольклором (загадки, пословицы, поговорки и т.д.)

4. НОД Лепка: «Предметы утвари коми народа»(чугунок, ухват)

Цель: вызвать желание изготовить утварь коми народа, создать положительные отношение, чувство радости от выполняемых действий, закрепить умения лепить пластилином.

5. НОД Рисование:

«Украсим одежду коми орнаментом»

Цель: Закрепить знания детей об элементах коми узоров; формировать умение изображать элементы; побуждать использовать различные цвета в рисовании коми узоров;

«Украсим избу коми узорами»

Цель: Развивать представление детей о декоративном искусстве коми, о характерных особенностях коми орнамента, предметах быта коми людей; развивать чувство композиции, цвета, воображение; развивать мелкую моторику рук, навыки работы с красками.

6. НОД Конструирование: «Коми изба»

Цель: Уточнить представления детей из каких материалов строили дома, вызвать желание изготовить коми избу, закреплять умение скручивать трубочки (стены – брёвна)

7. Сюжетно – ролевая игра «Коми изба» (экскурсовод - ребенок).

8.Дидактические игры:

«Подбери посуду»(современная и старинная посуда)

«Найди пару варежке»(коми орнамент)

«Узнай по описанию»(героев коми сказок)

«Современная и старинная одежда»

Город «Сыктывкар в прошлом и настоящем»;

«Раздели на группы »(узоры русских и коми мастеров)

8.Подвижные игры

«Стой, олень!» «Воробышек»

«Невод»

«Мышь и угол»

«В Медведя»

« Ловля оленей»

3 этап

Март, 3 неделя

1.Организация выставок детских работ по проведенным занятиям

2.Сбор информации по проекту и создание презентации для родителей и детей «Быт коми народа»

2.Подготовить конспект родительского собрания «Игра в жизни ребенка»

3. Выступление на педагогическом совете и защита проекта «Быт коми народа»

  1. Презентация проекта

« Быт коми народа»

2.Родительское собрание «Игра в жизни ребенка» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, обсудить с родителями проблему значения коми игр(подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых) на развитие ребенка-дошкольника;

Презентация проекта «Быт коми»

Цель: учить видеть результат своей деятельности-выставки детских работ, ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы быта, созданные руками человека;

  1. Оценка результатов и отчетность:

Выступление на педагогическом совете и защита проекта на базе МБДОУ №96

Защита проекта на стажировочной площадке на базе детского сада г.Сыктывкара №107

3. Список используемой литературы:

1. Потолицына Н.Б. « Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики» Сыктывкар, 2009.

2. Пантелеева Е.И. «Родник» Сыктывкар, 1998.

3.Программа «Парма» под редакцией С.С. Белых

4. Клейман Т.В. «Детям о культуре народа коми» (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.

5. Вавилова Л.Д. «Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем.» Сыктывкар, 1993.

6.Вавилова Л. Д., Рочева О. И. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре»

7.Кудряшова В.М. «Коми народные загадки» Сыктывкар, 2008.

4. Приложения (В электронном варианте: папка –передвижка «Коми подвижные игры» , « Коми кухня
Рецепты блюд коми кухни
», Конспект по краеведению на тему: «Обустройство коми избы»,презентация «Быт коми народа» )

Коми подвижные игры

«Стой, олень!»

Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры . Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Воробышек»

По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел как соловей.

Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.

«Невод»

Играющие, выбирают «рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1, 5-2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. «Рыба», пробравшись сквозь невод (под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если «рыбу» не догнали и она спряталась за шестом, она остается «рыбой», если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

«Мышь и угол»

Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:

Мышка, мышка дай мне угол (2 раза)

Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом.

«В медведя»

Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют:

Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка

Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,

Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.

Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.

«Ловля оленей»

Среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники - олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три - лови! » пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

Правила игры. Игру надо начинать, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

Конспект по краеведению на тему: «Обустройство коми избы»

Цель: Уточнить представления детей об обустройстве коми дома, назначении, местоположении основных предметов быта.

Задачи:

Познакомить с устройством коми дома;

Дать детям сведения о размещении предметов мебели, «красного угла», люльки, печи в интерьере избы.

Обучать детей делать выводы, подводить детей к самостоятельному поиску причин.

Побуждать использовать в речи сложные предложения.

Формирование интереса к устному народному творчеству.

Учить самостоятельно, составлять узор из элементов коми орнамента.

Закрепить название элементов коми орнамента.

Расширять кругозор, развивать мыслительные операции, анализ, сравнение.

1. Организационный момент

Ребята нам пришло письмо, давайте откроем и посмотрим что в нем написано. Здесь написана загадка, отгадав ее мы узнаем чем мы будем сегодня заниматься.

Друг на дружке ровно в ряд
Эти бревнышки стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет.

Правильно это дом !

А скажите, зачем человеку нужен дом? В старину дом спасал человека от диких зверей, в доме можно спрятаться от непогоды и холода, погреться у огня. Мы приходим домой чтобы отдохнуть, набраться сил, дома нас ждут родные.

Дидактическая игра «Прошлое и настоящее»

2.Основная часть

А вы хотите очутиться в этой старинной избе и узнать, что в нем есть? Глазки закрывайте. (Воспитатель накидывает платок и передник)

Видза оланныд, челядь! Как я рада гостям, проходите. Вот сижу я здесь одна, прибрала избу, хозяин на охоте, дети в лес по ягоды ушли, и решила вас, ребята в гости позвать. Осмотритесь вокруг, скажите, что вас заинтересовало, а я вам расскажу.

Отличается ли ваша квартира, от моей избы? Чем?

Вот в таких избах, раньше в деревнях жили коми крестьяне. Интерьер крестьянской избы составлял: стол, стул, лавки, табуретка, полки, люлька, полать, кровать, красный угол.

На полке ставили вот такой туесок, жбан, как вы думаете, для чего они? Из какого материала сделан туесок? Много место занимает печь, по стенам тянулись широкие деревянные лавки, на высоте человеческого роста устраивались полки, на которых ставили посуду.

А где у вас дома храниться посуда?. (Кухонная мебель). Обратите внимание на стол, на столе стоит деревянная солонка, в форме утки, и лежит коврига хлеба, завёрнутая в домотканую скатерть. Домотканая, от слова – дома ткать. Ведь раньше коми женщины всё делали своими руками, ткали, пряли вот такой прялкой, шили одежду. Просто мастерицы.

Какие еще занятия были у женщин коми? (готовили пищу, ткачество, вязание, готовка пищи, вышивание, шитье одежды и обуви).

А чем занимались мужчины? (плетение рыболовных сетей, ловля рыбы, заготовка еды для долгого хранения, изготовление посуды, игрушек для детей, мебели, охотились)

Посмотрите, около кровати, на длинном шесте, прикреплённом к потолку – качается деревянная колыбель – люлька. А почему люлька около кровати, как вы думаете?.

А вот рукомойник – медный котелок с носиком. Рукомойник помещался около печи. Под него ставили лохань или таз, вставленный в железный обруч, прикреплённый к печи.

А давайте сравним мебель, которая у вас дома, и мебель коми избы. (в коми избе нет диванов, компьютеров, телевизоров, нет водопровода) .

Дидактическая игра «Современная и старинная мебель»

Посмотрите, угол, где висят иконы, называется «красный угол». Перед иконами висит лампада и есть полочка, на которой лежат крашеные яйца, верба.

Кто хочет полежать на моей печи? Ну, что, ж отдохнули?

А ещё коми народ очень любил украшать своё жилище. У меня есть шаблоны печки, люльки хотите разукрасить. Но обратите внимание, что вся мебель украшена элементами коми орнамента.

Назовите какие знакомые орнаменты вы видите. Я сейчас включу коми мелодии, и мы с вами приступим к работе.

3. Заключительная часть

Какие вы молодцы, как у вас красиво получилось. Расскажите, какие коми орнаменты вы нарисовали. Для чего мы с вами рисовали? У всех получилось? Понравилась ли вам коми изба? Чем понравилась? Что больше всего запомнилось.

Спасибо, вам ребята, что скрасили моё одиночество, вот я виду в окошко, хозяин возвращается с охоты. Скоро и дети в лесу придут, будем ягоды чистить, я им расскажу, что ко мне приходили такие замечательные дети. До встречи, ребята!

Коми кухня
Рецепты блюд коми кухни

Для каждой национальной кухни применяется единая нумерации рецептов.
Рецепты составлены, в основном, из расчета на одну порцию.
Вес продуктов указан в граммах.

Коми кухня

Коми широко используют в своей национальной кухне блюда из мяса, рыбы, картофеля, муки. Мясо употребляется любое: говядина, баранина, свинина, а также, особенно в северных районах, мясо лося, медведя, оленя и дичь (рябчик, глухарь, тетерев и пр.). Чаще всего мясо готовят натуральным – в тушеном или запеченном виде. На севере республики дежурным блюдом является строганина из мороженой оленины. Любят коми и сушеное мясо.

Мясные и рыбные блюда гарнируются картофелем и различными овощами, тушат мясо часто в молочных, сметанных соусах и масляных смесях.

Из первых блюд наиболее популярны супы с большим содержанием мяса, капусты, картофеля, крупы, а также супы – грибные, холодные, на квасе, уха из речной рыбы.

Хлеб употребляется черный.

На десерт подаются густые кисели, компоты, а также свежие ягоды (морошка, брусника, клюква, голубика, черника, земляника, смородина и т. д.) с сахаром, молоком, сметаной и сливками.

Рецепты блюд коми кухни

1. Ыроша кушман (редька с квасом)

Очищенную редьку натирают на терке. Вареный картофель нарезают мелкими ломтиками. Репчатый или зеленый лук мелко рубят. Подготовленные овощи перемешивают, посыпают солью и заливают квасом. При подаче добавляют сметану или растительное масло.

Квас 130, редька 50, картофель вареный 50, лук репчатый или зеленый 10, соль.

2. Моркова кушман (редька тертая с морковью)

Редьку и морковь моют, очищают от кожицы, измельчают на крупной терке, солят. Добавив сахар и уксус, заправляют сметаной и тщательно перемешивают.

Редька 70, морковь 60, сметана 20, уксус 2, сахар 2, соль.

3. Сола тшак (грибы соленые со сметаной)

Соленые грибы промывают, отжимают, нарезают на 3–4 части (мелкие грибы не режут), смешивают с мелко нарубленным репчатым луком и заправляют сметаной.

Грибы, соленые 100, лук репчатый 20, сметана 15.

4. Шома капуста (квашеная капуста)

Капусту квасят в деревянных кадках (или бочках), хорошо промытых, а затем пропаренных с ветками можжевельника, горячим камнем и кипящей водой. Для квашения берут сочную белокочанную капусту плотной консистенции. Кочаны зачищают, а затем разрезают на 2–4 части (в зависимости от величины кочана), кладут в кипящую подсоленную воду, варят 3–10 минут и охлаждают. В подготовленную тару слоями кладут смородиновые ветви и укроп, затем капусту, заправляя ее специями, опять ветки смородины и укропа и т. д. Так полностью наполняют тару. Заливают капусту водой, в которой она варилась. Накрывают марлей, кладут деревянный кружок, а на него – хорошо промытый камень. Оставляют на 2–3 дня для брожения, периодически снимая пену. После этого капусту ставят в холодное место. Во время хранения надо периодически снимать появляющуюся плесень, хорошо промывать марлю, кружок и камень.

Капуста 10 кг, укроп свежий 100, лавровый лист 1, перец душистый 1, анис 1, соль 500.

5. Коми борщ

Говяжью грудинку рубят на куски по 40–50 г, заливают холодной водой и варят 30–40 минут. Затем кладут пшено, нарезанные тонкими ломтиками свеклу, морковь, картофель, а перед концом варки – кефир и специи (лавровый лист, черный молотый перец), соль.

Подают блюдо в той же посуде (чаще всего это глиняный горшок). При подаче посыпают репчатым луком и заправляют сметаной.

Говядина 100, картофель 100, свекла 75, морковь 15, лук репчатый 15, пшено 15, простокваша или кефир 70, сметана 10, перец молотый черный, лист лавровый, соль.

6. Кома шыд (кислый суп)

Перебранную и промытую овсяную крупу засыпают в горячую подсоленную воду и варят до полуготовности. Затем добавляют простоквашу и на слабом огне доводят до готовности. При подаче кладут сметану. Подают горячим.

Простокваша 100, овсяная крупа 60, сметана 20, соль.

7. Пражитом чери (рыба по-коми)

Язь потрошат и хорошо промывают, нарезают на порционные куски, посыпают солью, перцем, заливают яично-молочной смесью и в жарочном шкафу запекают при 150°. Подают в посуде, в которой рыба запекалась.

Язь 150, молоко 200, яйцо 1 шт., соль.

8. Пражитом коряй (оленина, тушенная с картофелем)

Подготовленное мясо рубят на кусочки с косточкой, кладут в смазанный жиром глиняный горшочек и тушат в жарочном шкафу в собственном соку до полуготовности. Добавляют нарезанный крупными ломтиками картофель, рубленый репчатый лук, а через 10–12 минут – протертые ягоды брусники или клюквы, специи и доводят до готовности. Подают в этом же горшочке.

Оленина 170, картофель 175, лук репчатый 40, жир 10, брусника или клюква 50, специи, соль.

9. Йола кукань яй (телятина в молоке)

Телятину рубят на кусочки весом по 30–40 г, посыпают солью, кладут в порционный (глиняный) горшочек, заливают молоком и варят на слабом огне до готовности. Подают в том же горшочке.

Телятина 200, молоко 100, соль.

10. Картупеля нянь (шаньги с картофелем)

В теплой воде или молоке растворяют сухие дрожжи, соль, сахар. Готовят дрожжевое тесто густой консистенции. Формуют шарики и раскатывают их в лепешки. Отваренный в небольшом количестве воды картофель тщательно разминают и, добавив горячее молоко, массу взбивают. На середину шаньги кладут картофельное пюре, поверхность разравнивают и смазывают яично-сметанной смесью. Изделия выпекают при 200–220° и смазывают растопленным маслом.

Для теста: мука 120, сахар 3, дрожжи 1, маргарин 5, вода 50, соль; картофель 150, молоко 200, сметана 20, яйцо 1/5 шт., масло сливочное 10.

11. Картофель молодой в масле

Очищенные и вымытые картофелины небольшого размера складывают в сотейник, солят, посыпают мелко нарезанной зеленью петрушки и укропа, кладут сверху сливочное или топленое масло, накрывают крышкой и на слабом огне доводят до готовности.

Картофель 200, масло сливочное или топленое 25, зелень (петрушки, укропа), соль.

12. Весеннее пюре

Готовят картофельное пюре, добавляют предварительно отваренный, мелко нарубленный или пропущенный через мясорубку щавель (вместо щавеля можно использовать шпинат), заправляют солью, перцем, сливочным маслом и молоком.

Картофель 150, щавель 35, масло сливочное 25, молоко 60, перец черный молотый, соль.

13. Шыдеса шаньга (шаньги с крупой)

Готовят пресное тесто густой консистенции: в простоквашу кладут соль, размягченный маргарин, всыпают ржаную муку и хорошо промешивают (тесто должно быть однородным). Дают ему полежать 30 минут. Затем тонко раскатывают (1–2 мм) в круглые лепешки с утолщенными бортиками. Ячневую крупу заливают молоком (или простоквашей) в оставляют в нем на 12 часов. На тонко раскатанные лепешки раскладывают замоченную крупу, разравнивая ее по всей поверхности, кладут на смазанный жиром противень. Поверхность смазывают льезоном. Выпекают в жарочном шкафу при 210–220°. Готовые изделия смазывают растопленным сливочным маслом.

Для теста: мука ржаная 330, простокваша 220, маргарин 20; простокваша 400, ячневая крупа 160, жир для смазки противня 5; для льезона: яйцо 1 шт., сметана 70, масле сливочное, соль.

14. Картупеля сочон (картофельные сочни)

Вареный горячий картофель протирают. Добавляют соль, сметану, яйца и немного муки. Хорошо перемешивают, разделывают на шарики, из которых затем формуют лепешки толщиной до 1 см. Кладут их на смазанный маслом противень и посыпают сверху мукой. Выпекают в жарочном шкафу при 220°. Готовые сочни смазывают маргарином. Подают горячими.

Картофель 110, мука 25, яйцо 1 / 6 , сметана 5, жир 5, маргарин 10, соль,

15. Дрочон (драчена)

Размягченное сливочное масло (или маргарин) соединяют со сметаной. Добавляют соль, просеянную пшеничную муку и замешивают тесто слабой консистенции. Кладут на чугунную сковороду и выпекают в жарочном шкафу при 250–270°.

Мука 60, сметана 50, масло сливочное (или маргарин) 50, соль.


Государственный герб Республики Коми представляет собой изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите: на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции, выполненной в стиле культового литья, нашли отражение мифоэпические воззрения коми. В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу "Золотой Бабы", жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты.


Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Наряду с этим, в современной общественно- политической трактовке красное поле (фон) означает деятельность, активность народа и власти, а в сочетании с формой щита может ассоциироваться с исторической судьбой коми народа, входящего в состав многонационального Российского государства. При этом сама фигура птицы с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста, что может трактоваться как символ духовной и государственной власти.


Государственный флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально трех полос в последовательности сверху вниз: синего, зеленого и белого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Отношение ширины флага к его длине 1:2. Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным обозначением необъятных таежных массивов Республики Коми. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет - символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.


ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОМИ Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно- прикладного и устно- поэтического творчества.


Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Самобытность коми национальной культуры нашла выражение и в народной одежде. До того, как во второй половине XIX века начали распространяться доступные привозные ткани и готовая одежда, широко были развиты прядение и ткачество. У коми сохранились собственные термины для обозначения техники и орудий производства, а также некоторые своеобразные приемы прядения и тканья. Впоследствии повседневная одежда среднего крестьянина состояла из нательного белья, верхней рубахи и штанов, сшитых из простых и дешевых тканей.


Праздничный костюм составляли шелковая или сатиновая рубаха, суконные штаны и покупной суконный кафтан и обязательно кожаные сапоги. Значительно более разнообразной была женская одежда: имелось различие между одеждой девушек, замужних женщин, вдов и старух. Различие это проявлялось в форме головных уборов, расцветке верхнего платья и даже в материале.


ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ Традиционно у коми одежда воспринималась как "покров, оболочка" и одновременно "след, тень" человека. Вся одежда, которую носит в течение жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Выражением "человек без одежды" называют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека.


Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для ее владельца. Можно легко подвергнуть порче человека через определенное воздействие на его одежду. У прилузских коми говорят, что можно обезопасить себя от колдуна или снять порчу, насланную им, если тайно сжечь фрагмент его одежды.


С помощью собственной одежды можно и избавиться от недуга. У ижемских коми считается, что больному либо его родственникам следует отнести "одежду с болезнью или порчей" в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева до полного истлевания. До настоящего времени у ижемских и угорских коми сохраняется традиция оставлять по завету одежду больного человека(либо ее фрагмент) в качестве приклада на обетном кресте. Традиционное восприятие одежды как тени-оберега человека во многом определило строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее надевания, ношения и хранения. До настоящего времени соблюдается определенная последовательность в надевании различных элементов одежды. Нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течение всего дня.


Повсеместно бытует представление, что избавиться от болезни можно, "передав" ее другому человеку вместе со своей одеждой. В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду даже во временное пользование. По этой причине обветшавшую одежду никогда не выбрасывали, а вывешивали на чердаке или в сарае дома до полного истлевания. До сегодняшнего дня музейные работники сталкиваются с этой проблемой при сборе экспонатов.


Не менее строго соблюдался и порядок снятия одежды перед сном. Так, например, сарафан предписывалось снимать с себя обязательно наизнанку и через голову (снимать через ноги - грех, "так только с покойника снимают"). Хранить сарафан, вывернутый наизнанку, можно только в сундуке - "если оставишь такой сарафан на ночь не укрытым, его потом черти будут носить". По этой причине повседневно носимую одежду, снятую на ночь, всегда оставляли не вывернутой наизнанку. Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как колдовство, ворожба.


У коми существует ряд поверий и запретов, связанных с одеждой: рубашку, принадлежащую живому человеку, нельзя вешать на веревку, развернув грудью вверх - "как у покойного". Для снятия с младенца порчи достаточно совершить магические процедуры над свертком из его пеленок и одежды. У человека можно вызвать болезнь того или иного органа, если на его нестираной одежде вырезать круглое отверстие, соответствующее местоположению определенного органа. Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно ("лист да пласт"), вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место.


В ритуалах одежда человека рассматривается одновременно и как "граница" от воздействия иного мира, и как средство установления контакта с потусторонним миром. В семейной обрядности и любовной магии коми целостность личной одежды супругов выступает метафорой их близости и символом семейного благополучия.


ЖИЛИЩЕ. РЕМЕСЛА Обработка дерева На протяжении всей истории формирования территории Республики Коми, лесное изобилие предопределяло и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари.истории формирования территории Республики Коми,


Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.


Ткачество. Вязание Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухсуточного бранного ткачества на большом количестве дощечек, односуточного бранного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью бранного ткачества Восточной Европы.


Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.


Музыкальные инструменты Традиционный музыкальный инструментарий народа коми представлен всеми типами народных музыкальных инструментов. Многие из них, такие, как чипсаны, поляны и другие - оригинальны, отличаются своеобразной манерой игры, наличием своей терминологии и своеобразным строем. Кроме того, имеются убедительные свидетельства значительного вклада мастеров Коми края в развитие музыкальной инструментальной культуры народов России и мира (музыкальный мастер Налимов и др.).


Обработка меха, кожи Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.

Основными его этнографическими группами являются вымичи, верхневычегорцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы. Предшественницей Республики Коми считается Пермь Вычегодская.

Традиционные ремесла

С давних времен наибольшее распространение у этого народа получили ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях невозможно было найти крестьянина, не умевшего изготовить из этого материала любой бытовой предмет. Ижемские коми - народ, у которого, помимо этого, очень хорошо было развито замшеделье. Выделкой кожи занимались в специально выстроенных для этой цели домах - «замшевых избах». В Сысольской и Нижневычегодской областях когда-то большое распространение получило такое ремесло, как выделка валенок.

Еще одним древнейшим занятием коми было гончарство. Занимались изготовлением посуды для дома в основном женщины. при этом практически не использовался. Появился он у коми еще в XV веке, однако большого распространения так и не получил. Посуду изготавливали древнейшим ленточно-жгутовым способом. Обжигали вылепленные заготовки в русской печи.

Традиционная пища

Традиции коми - народа, веками жившего рядом с русским, в отношении пищи схожи с нашими. Основной едой крестьян была каша. Что же касается первых блюд, то чаще всего хозяйки готовили супы и разного рода похлебки, в том числе и с мясом. Жидкую пищу ели в основном в летний период времени. Очень разнообразным у коми было рыбное меню. Рыбу варили, жарили, солили, пекли с ней пироги. У северных народов на столе часто можно было видеть жаркое из дичи. Что касается овощей, то на огородах выращивали репу, редьку, лук, брюкву. Начиная с XIX в. большое распространение получил картофель.

Очень популярной у коми была выпечка, для которой использовалась в основном ячменная и ржаная мука. подавался на стол ежедневно. По праздникам хозяйки выпекали сочни, калачи, пирожки, оладьи и т. д. Очень популярными были также блины из ячменной муки.

Земледелие

Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.

Молотили урожай с использованием специального инструмента - цепа. Конструкция его была предельно простой: длинная деревянная ручка и соединенный с ней сыромятным ремнем короткий бил.

Животноводство

Коми - народ с древнейшими традициями в плане разведения скота. О том, что оседлое животноводство существовало в Прикамье уже во II-I тысячелетии до н. э., свидетельствуют открытые здесь археологические памятники. В бассейне же скот начали разводить, скорее всего, несколько позднее - в I тысячелетии нашей эры. Ученые обнаружили кости домашних животных в памятниках вымской культуры XI-XII вв. Разводили коми в древности, в основном, Также в домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Шерсть, молоко и мясо не продавали, а использовали лично для себя.

Культура и обряды

Самобытностью и неповторимостью отличается культура коми - народа, помимо всего прочего, необыкновенно интересного своей обрядностью. Последнюю можно разделить на три основных разновидности:

  1. Родильная. Обрядность этого вида была направлена в основном на благополучное появление ребенка на свет. Новорожденных называли необычным словом «чурка». Слово это происходит от «пращур». Это свидетельствует о том, что коми свято верили, что дети приходят в этот мир из мира предков. Символикой плодородия были насыщены многие обряды коми. Например, невесте и жениху на свадьбе стелили овчинную шубу для того, чтобы в последующем у них было много детей. Кроме того, перед венчанием невесте с той же целью сажали на колени ребенка. Очень большую заботу проявляли коми о здоровье будущих детей. Перед свадьбой родственники сторон тщательно проверяли, нет ли в той семье, с которой они собрались породниться, умственно отсталых или больных.
  2. Свадебная. У коми существовало всего три формы заключения браков: с калымом, с приданым и с похищением. Свадьбы у коми характеризовались большим количеством самых разных обязательных церемоний.
  3. Погребально-поминальная. Похоронные ритуалы отличались у этого народа особой сложностью. После смерти человека в доме завешивались все окна, картины, иконы, предметы с глянцевыми поверхностями. Покойника обмывали и укладывали в еловый или сосновый гроб. Очень распространенным был обряд преломления хлеба.

Коми - народ с богатейшей культурой, очень самобытный. Некоторые его обряды и традиции похожи на наши русские. Однако существует и множество отличий. Сегодня коми прилагают массу усилий для того, чтобы традиции их предков не были забыты, устраивая разного рода национальные фестивали и праздники.