Когда семуха в году. Православные белорусы празднуют Троицу: Сёмуха, Пятидесятница, день рождения церкви. Традиции и обряды

Семуха

Семуха, Зеленые святки - именно так называют белорусы праздник Троицы. Этот день является одним из самых важных праздников православного календаря. Отмечается он на 50-й день после Пасхи, поэтому можно услышать еще одно его название - Пятидесятница. У белорусов Троица включена в целый цикл праздничных дней, связанных между собой. Начинаются эти праздничные дни в четверг седьмой недели после Пасхи, отсюда и - Семуха.

В этот цикл кроме Троицы входят еще такие дни, как «родительская суббота», или «троицкие дзяды», когда поминают умерших предков. Понедельник после Троицы называется Духов день: считается, что именно в этот день на апостолов сошел Святой Дух, который подвигнул их проповедовать христианство. Четверг на этой неделе называли «Навской троицей», «Сухим днем» или «Кривым четвергом».

Зелеными святками эти дни наши предки окрестили не зря. Семуха праздновалась тогда, когда все вокруг было зеленым. Одним из главных обрядов этого праздника было «завивание» березки. Молодые девушки ходили в лес и закручивали на березе ветки в виде венка, украшая их лентами. В некоторых регионах березу заламывали - то есть пригибали ветки к земле и сплетали с травой. Иногда по таким венкам предсказывали будущее: у той девушки, чей венок зеленел, жизнь будет долгая. Высохшие венки бросал в воду: если плывет, то будет еще хоть один год жизни, если сразу тонет - быстрая кончина.

После «завивания» девушки начинали танцевать вокруг березки, водить хороводы, петь частушки. Например, такие:

Мы веночки завили,

Мы гарэлочку попили,

И яешню поели!

После праздника березку нужно было развить, чтобы дерево не затаило обиды. В некоторых местах деревце даже срубали, наряжали в девичье платье, украшали цветами и лентами и водили по деревне, а потом топили в реке или сжигали.

Дома в этот день было принято украшать зеленью - березовыми ветками, аиром. И в церковь тоже все несли березовые веточки, полевые цветы. Их потом высушивали и хранили за иконами. Зелень, которой украшали дома, принято было уничтожать. Это было нужно, чтобы избавиться от русалок. В Брестской области засохшую зелень выбрасывали только через неделю после Троицы, «а то на ней русалка будет сидеть».

Существовала примета, что если на Семуху походить босыми ногами по земле, то ноги болеть не будут.

На второй день Семухи в большинстве деревень Полесья проходил обряд, который назывался «куст». В деревне выбиралась самая красивая девушка, которую украшали различной зеленью - ветками березы и клена, цветами. Она возглавляла шествие. Люди с песней обходили всю деревню, заходили на панский двор, поздравляли всех с праздником.

За это им давали деньги или еду. Потом все собранное сносили в один дом, и начиналась гулянка.

В белорусских деревнях ходило много легенд о русалках, которые в эти дни начинают свои игрища. Нагие, с длинными развевающимися черными волосами и черными глазами они бегают по полям и лесам, качаются на ветках. Кто увидит их вблизи, у того лицо навсегда сведет страшной гримасой. Считалось, что русалки - это девочки, которые умерли некрещенными.

На Гомельщине даже существовал обряд проводов русалок. Опять-таки выбирали самую красивую девушку, на голову которой надевали венок. Она должна была с распущенными волосами, нагая бегать по житу и ловить других девушек. В других регионах девушки приходили к полю, бросали в него свои венки - как можно дальше - и убегали.

На Полесье существовали свои традиции, связанные с русалками. Считалось, что на Троицу нужно обязательно помянуть предков в тех семьях, где недавно умирали молодые незамужние девушки. В таких домах в ночь перед Навской Троицей устраивали поминальный ужин, за ограду вывешивалась одежда, которую носили умершие. Кроме того в этот день нельзя было шить, прясть, белить хату и печь, работать в огороде и даже купаться в реке, чтобы не обидеть русалок.

Смотрите так же:

В 2019 году православная Троица празднуется – 16 июня

Католическая Троица отмечается в 2019 году – 23 июня

На границе весны и лета, в ажуре нежной листвы и щебете птиц, празднуется Троица – православный праздник, один из самых важных в православном календаре. Троица символизирует сошествие Святого Духа на апостолов после Вознесения Иисуса Христа и демонстрирует триединство Бога.

Этот день считается днём рождения Церкви. Потому что именно после этого события апостолы пошли по земле проповедовать слово Христа. Отмечается Троица на 50-й день после Пасхи, поэтому дата праздника «скользящая» и меняется от года к году.

Праздник начинается ещё накануне, в родительскую субботу, когда принято приходить на могилы усопших родственников. В саму Троицу посещают праздничные богослужения, приглашают в гости родных и близких, вкусно угощают и дарят друг другу подарки. А потом праздник продолжается ещё целую неделю, поэтому в народе его ещё называют «зелёные святки», по аналогии с Рождественской неделей.

Много традиций этого дня пришло из глубины веков, от языческих предков. Впрочем, сейчас языческие и христианские традиции мирно соседствуют друг с другом. Так, например, веточки берёзы, которые освящают в этот день в церкви, как символ сошедшего Святого Духа, появились из древней традиции поклонения берёзе, как божеству. В то время веточки берёзы были символом жизни, продолжения рода, благополучия.

День поминовения умерших – «родительская суббота» накануне Троицы – тоже берёт своё начало в глубокой древности, из культа предков.

С этим праздником связано много народных обычаев, примет и ритуалов. Считается, что травы (мелисса, мята) и цветы после освящения в церкви ставятся целебными, поэтому из этих трав заваривают чай. Даже роса, выпавшая в Троицу, считается очень полезной для здоровья и красоты. Поэтому советуют ей умываться. Добрым знаком считалось сватовство в этот день: если посватались на Троицу, а женились на Покров – это было залогом дружной, счастливой и крепкой семьи.

Примечали на Троицу и погоду: дождь в этот день – к знатному урожаю, к теплу, к грибному лету. Духов день – следующий день поле Троицы – считается именинами земли. В этот день не работали, особенно на земле, зато искали клады – ведь для доброго человека земля в день своих именин ничего не пожалеет и непременно одарит каким-то сокровищем.

К слову, в Белоруссии в этот день отмечают Сёмуху - праздник, завершающий весну. Как и в России, в этот день в Белоруссии принято украшать дома молодой зеленью – веточками берёзы, дуба или клёна. Устраивались народные гуляния и ярмарки. На Западном Полесье существовал обряд «вождения куста».

Кленовые ветки ломали и связывали их между собой наподобие веника – вот «куст» и готов. Им украшали самую красивую девушку в деревне, и ходили вместе с «кустом» по дворам, желая всем здоровья и благополучия. А варёные яйца и юшка из свежей рыбы были обрядовыми блюдами. Сейчас в сельской местности празднование Сёмухи снова возрождается.

Троица венчает собой весенние праздники, начинает летние. Издревле перед этим праздником хозяйки наводили порядок в доме и украшали жилище цветами и травами.

Сегодня православные празднуют один из важнейших праздников годового цикла — Троицу, или Пятидесятницу. Именно в этот день открывается истина о существовании Триединого Бога, который един по существу, но троичен в сущности: Отец, Сын и Дух Святой. Церковь считает этот день своим днем рождения. Белорусы называли Троицу Сёмухой, в самом значении которой был заложен срок празднования — через семь недель после Пасхи.

В этот день в храмах совершается одно из самых красивых богослужений в году, а верующие украшают свои дома ветками березы и полевыми цветами в знак того, что Святой Дух обновляет всякого человека, в знак того, что человек, питаемый Святым Духом, начинает расцветать. Прихожане молятся не только о ниспослании Духа Святого всем присутствующим, но и особым образом просят такой милости для умерших, чтобы они тоже могли стать участниками Царства Славы в стране живых. Именно в этот день впервые после Пасхи читают коленопреклоненные молитвы. Троицу отмечают три дня — собственно в воскресенье, а также в следующие понедельник и вторник.

Троица празднуется на 50-й день после Пасхи, от чего и получила свое второе название Пятидесятница. По преданию, именно в этот день на апостолов сошел Дух Святой, и они получили дар разуметь Священное Писание, чтобы проповедовать. Дух святой явился в виде огненных языков. Огонь стал символом того, что учение Христово может опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. Именно после этого апостолы заговорили на языках, прежде им неведомых и стали распространять учение Христа по всему миру. Так родилась церковь, которая объединила людей по всему миру и продолжает и сегодня учить заповедям Христовым.

Традиции предков

Народный календарь говорит о том, что если на Троицу дождь — год будет урожайным и грибным. Жара в этот праздник, напротив, предвещала засуху. Девушки в этот день плели венки из молодых веток деревьев, их или надевали на головы своим избранникам во время общих гуляний или опускали на воду. Чей венок уплывет — та выйдет замуж и будет счастлива в браке. Священнослужители в наши дни обращают внимание на то, что все традиции, связанные с христианскими праздниками, являются только дополнением к ним, только украшением этих праздников, но никак не основной их сутью.