Конспект логопедического занятия притяжательные прилагательные. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе.

Притяжательные прилагательные.

Лексическая тема: Как звери зимуют?

Программное содержание:

1. Создать условия для расширения, уточнения и активизации активного словаря у детей по теме занятия;

2. Создать условия для упражнения в практическом употреблении притяжательных прилагательных;

3. Создать условия для упражнения в подборе родственных слов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация , предметные картинки по теме, мяч.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Игра «Кто спрятался?»)

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Глубокий вдох - выдох. Настраиваемся на занятие. Вспомним наше правило (проговариваем вместе) : «Наши ушки внимательно слушают, наши глазки внимательно смотрят, наши ручки не мешают, а помогают».

(Перед детьми на доске изображения диких животных) Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами поговорим? (Мы будем говорить о диких животных)

Как зимуют дикие животные ? (проговариваем и имитируем движения: заяц скачет, волк по лесу бегает, охотится, лиса хвостиком следы заметает, белка с ветки на ветку скачет, медведь в берлоге сладко спит).

Основная часть

1. Игра «Чьи следы?»

Ребята, если мы зимой придем в лес, то сможем ли мы увидеть диких животных? (нет) Почему? (потому что они спрячутся от нас) Правильно, а что мы можем увидеть на снегу? (следы животных) Верно! Я приготовила для вас карточки с разными следами и предлагаю вам определить, чьи же они?

следы волка - волчьи; следы лисы - лисьи;

следы белки - беличьи; следы кабана - кабаньи;

следы лося - лосиные; следы зайца - заячьи;

следы медведя - медвежьи. (Медведь зимой спит, но иногда медведь может проснуться, если его потревожат, или если зима очень-очень теплая).

А теперь вы сами выберите карточку с изображением следа дикого животного, сравните его с картинками, и скажите, чей это след?

Пример: Это волчий след.

2. Игра «Кто спрятался» с использованием ИКТ (см. презентацию) .

Со следами мы с вами разобрались. А теперь предлагаю вам поиграть еще в одну игру. Вы уже говорили о том, что животные умеют хорошо прятаться. И сейчас мы с вами попробуем угадать, кто же спрятался на наших картинках. (Педагог включает мультимедийную презентацию. Детям предлагается рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопрос «Чьи ноги/лапы? Чьи уши? Чей хвост?»)

3. Офтальмологическая пауза

Нашим глазкам нужен отдых. Давайте быстро-быстро, легко-легко поморгаем, а теперь закроем глазки.

«Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют».

4. Физ. минутка «Прогулка в зимнем лесу».

А теперь настало время отдохнуть и отправиться в зимний лес на прогулку.

Мы пришли в зимний лес - ходьба на месте.
Снежинки в небе круж а тся - руки фонариком, кружатся вокруг себя.
На землю красиво ложатся - движение рук (фонарики)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал - прыжки на двух ногах.
Это серый волк здесь рыщет, он себе добычу ищет - руки на поясе, наклоны.
Вот мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас - приседаем.
В лесу тишина и покой, а мы опять пришли домой - ходьба на месте.

5. Игра с мячом «Подберем родственные слова»

А теперь предлагаю вам встать в круг и немного поиграть. Но для этого давайте вспомним, как мы подбираем слова-родственники. (Педагог бросает мяч детям по очереди и предлагает подобрать родственные слова к словам: ЗИМА, БЕЛКА и т.д.)

6. Игры «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?»

Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами - ий, -ья, -ье, -ьи с опорой на изображения животных.

Чей хвост длиннее:

Заячий или лисий?

Медвежий или волчий?

Волчий или беличий?

Медвежий или беличий?

Заячий или волчий?

Лисий или медвежий?

Чья лапа больше?

Медвежья или лисья?

Беличья или медвежья?

Заячья или волчья?

Лисья или беличья? И т.д.

Подведение итогов.

О ком мы сегодня говорили?

В какие игры мы с вами играли?

Что вам понравилось больше всего?

Оценка деятельности детей педагогом.

Тема: Притяжательные прилагательные.

Цель: Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Задачи:

    Учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

    Закрепить у детей знание животных и их детенышей.

    Закрепить знания частей тела различных животных.

    Активизировать словарный запас слов.

    Воспитывать у детей любовь к животным.

Оборудование: картинки животных,

картинки детенышей животных,

Картинки с изображением частей тела животных,

предметные картинки

Ход занятия.

Организационный момент.

К нам пришли гости. Угадайте, кто это?

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

(Медведь)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

А деревне кур крадет.

(Лиса)

Догадались, кто у нас в гостях? Звери.

У каждого зверя есть детеныши. Давайте их назовем.

1. Игра «Найди свою маму».

Детям раздаются маски зверей. Каждый надевает на себя маску и зовет своего детеныша. Например: Я лиса. Где мой лисенок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? Звери находят своих детенышей и строятся парами. Потом можно поменяться масками и повторить игру.

2. Дидактическая игра «Чей хвост, чьи уши?»

На доске выставлены картинки с изображениями зверей.

Дети, давайте посмотрим, что вы видите на картинках, что общего у этих зверей?(Морда, хвост, лапы, уши, туловище).

Дети, назовите части тела различных животных. Это лиса. У лисы морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей. Чья морда? – Лисья. Это волк. Чья морда? – Волчья. Чей хвост? – Волчий, лисий.

Дети проговаривают сочетания: лисья, медвежья морда и т.д.

Детям раздаются картинки с изображением животных, где перепутаны части их тела. Дети должны правильно подобрать соответствующие картинки. Те дети, которые правильно подобрали картинки и правильно проговорили притяжательные прилагательные получают фишку.

3.Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»

Образование притяжательных прилагательных:

Папа – папин Таня – Танин

Мама -… Нина - …

Тетя -… Вова - …

Дядя - … Дима - …

Образование словосочетаний:

Папин диван (пуфик, банкетка, ботинки, туфли, рубашка)

Мамин…(тапки, юбка, платье, кофта, стол, сумочка, блокнот, духи и т.д.)

4. Дидактическая игра «Найди свой домик».

Справиться с этой игрой нам помогут картинки, на которых нарисованы части тела животных и домики, где живут разные животные.

Все звери живут в домах, которые по-разному называются. Давайте вспомним, как они называются? (конура, берлога, нора, гнездо).Для каждого зверя надо найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных. Например: Это лисий хвост, Мой зверь – лиса. Она живет в норе. Это беличий хвост. Мой зверь – белка. Она живет в дупле и т.д.

5. Дидактическая игра с мячом.

Логопед объясняет, что дети, получившие мяч, должны правильно назвать любую часть тела того животного, которое укажет логопед. Например: козел – козлиная борода, кошка – кошачьи лапы, собака – собачья морда. Желательно выбрать тех животных, которых еще не называли: жираф, крокодил, корова, лошадь, обезьяна, кролик и пр.Возможные ошибки исправляются сразу же, и ребенок повторяет правильный вариант ответа.

6.Итог занятия . Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед выставляет на доске 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она не подходит.

Например: лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост;

Беличья морда, медвежьи лапы, волк, заячьи уши.


Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе.

Тема «Притяжательные прилагательные».

Цели:
1. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные по лексической теме «Животные». 2. Развивать связную речь через театрализацию сказки «Теремок». 3. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. 4. Формировать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности.
Ход занятия:
1. Логопед приглашает детей встать в круг. Читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Путаница», воспитанники должны исправить ошибки, которые есть в стихотворении. Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря! Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-ууу! Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку! 2. На поляне стоит сундучок. Дети подходят к нему и встают вокруг. Логопед предлагает заглянуть в сундучок. Из сундучка дети достают маски – шапочки героев сказки «Теремок». Логопед раздает маски – шапочки детям и спрашивает - Ребята, героями какой сказки вы стали?
- Мы стали героями сказки «Теремок» 3. Герои расходятся на свои места. Логопед читает сказку. - Живут в высоком тереме звери: мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайка – попрыгайка, лисичка – сестричка, медведь косолапый и петушок – золотой гребешок. Петушок всех утром будит, мышка кашу варит, лягушка воду носит, зайчик ягоды собирает, лисичка в доме прибирает, медведь дрова колит. У каждого свои дела, заботы. Вдруг звери услышали стук в дверь. - Кто там? - Почтальон. Я принес вам письма, только не могу понять – кому какое? Но здесь есть символы, вы сможете мне помочь? - Конечно, сможем! Почтальон отдает письма. Дети разбирают их. Чтение мнемознаков. - На конверте нарисованы заячьи уши, значит письмо для зайца. - На конверте нарисован лисий хвост. Это письмо для лисы. - Это письмо для медведя, потому что на конверте нарисован медвежий хвост. - А это письмо для петушка, потому что на конверте нарисован петушиный гребешок. - Письмо для мышки, т.к. на письме нарисован мышиный хвост. - А это письмо для лягушки, на конверте нарисованы лягушачьи лапки. Все звери получили свои конверты. В них разрезные картинки, которые нужно собрать. - Молодцы, собрали картинки верно. А теперь поднимите ту часть картинки, на которой изображен хвост, (голова, лапы….) Логопед спрашивает у каждого ребенка: - Чей хвост, (голова, …..) изображен у тебя? Мышка: « У меня заячий хвост» (заячья голова, ….) Петушок: « У меня медвежий хвост» (медвежья голова, …) Динамическая пауза. Звучит мелодия. Кто из героев услышал свою музыку, выполняет движение, остальные дети повторяют за ним. - Веселая прогулка получилась. Вы наверное проголодались. А я приготовила, для вас обед. Логопед выставляет корзину. Дети выбирают предмет, называют его, называют чья это еда.
- Это морковка. Это заячья еда. - Это колосок с зерном. Это мышиная еда. - Это комар. Это лягушачья еда. - Это мед. Это медвежья еда. - Погуляли звери, пообедали, пора и отдохнуть. Дети возвращаются на свои места. Звучит музыка, дети закрывают глаза и мечтают. - Уснули звери с мечтой, а с какой – скоро узнаем. Логопед прикрепляет возле каждого ребенка карточку. Музыка закончилась, дети проснулись. Рассматривают карточки и отвечают на вопрос: - Что вам приснилось во сне? Что произошло? Мышка: «Ах, как давно я хотела лисий хвост! Наконец – то моя мечта сбылась!» Заяц: «А я всегда хотел петушиный хвост! Ура!» Лягушка: «Мне нравились медвежьи лапы». Медведь: «Какие красивые лягушачьи лапы» Петушок: «Посмотрите, у меня вырос маленький заячий хвост». - Рады звери, что их мечты сбылись. Стали они жить поживать с новыми хвостами, да лапами. Много времени прошло, мало ли. Но плохо зверям, с новыми хвостами и лапами. Плачут, жалуются друг другу. Решили звери вернуть все, как было. Подошла лягушка к медведю: - Неудобно мне воду носить, медвежьи лапы очень большие. Возьми их назад. - А мне дрова трудно рубить. Ты забери свои – лягушачьи. Мышка подходит к лисе: - Мешает мне лисий хвост готовить, забери его. -А мне совсем не подходит мышиный хвост. Заяц подходит к петуху. - Увидят охотники яркий петушиный хвост и поймают меня. - А меня никто не узнает с заячьим хвостом. Давай меняться. - Вернули звери все на свои места и стали любоваться друг другом, да собой. Радуются, что стали такие, как были.

Занятие № 1. Тема: Относительные прилагательные.

Цели: формировать навыки словообразования. Упражнять в образовании относительных прилагательных, развивать зрительную, слуховую память. Воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование: пакетики с крупами, сухофруктами, вермишелью; предметные картинки, игрушка или картинка с изображением Карлсона, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед спрашивает детей, знают ли они сказку про Карлсона и просит изобразить сердитого, грустного, веселого Карлсона. Логопед показывает игрушку Карлсона и говорит, что он прилетел к ним на занятие.

2. Педагог говорит детям, что сегодня мы будем говорить о том, что очень любит Карлсон, что можно приготовить ему из продуктов.

3. Дидактическая игра "Угадай, что в пакете”.

У детей на столах маленькие полиэтиленовые пакетики, в которых различные крупы, лапша, кисель, сухофрукты. Дети на ощупь определяют, что находится в пакете, затем рассказывают, что можно приготовить из этих продуктов. (Кашу гречневую, рисовую, ячневую, перловую; вермишелевый суп; фруктовый кисель; яблочный, грушевый, абрикосовый компот.)

4. Дидактическая игра "Найди лишнюю картинку”

На панно выставлены картинки, на которых нарисованы продукты питания и другие предметы. Дети должны сказать, из чего нельзя приготовить кушанье и убрать лишнюю картинку. Игра повторяется 2-3 раза.

5. Физминутка. "Полеты с Карлсоном”.

Дети бегают по группе, выполняя круговые движения руками, как пропеллером.

6. Дидактическая игра "Назови одним словом”.

Дети стоят в кругу. Логопед объясняет, что тот, кому бросят мяч, должен ответить одним словом. Педагог бросает мяч и произносит словосочетания:

  • напиток из брусники – брусничный,
  • пирог с яблоками – яблочный,
  • кисель с клубникой – клубничный,
  • сок из слив – сливовый,
  • варенье из груш – грушевое,
  • запеканка из творога – творожная,
  • сок из яблок – яблочный.

7. Составление предложений по предметным картинкам.

У детей на столах предметные картинки на которых нарисованы фрукты, овощи, продукты питания. Логопед предлагает придумать "вкусные” предложения для Карлсона.

8. Письмо от Карлсона.

Логопед достает письмо и говорит, что Карлсон допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки:

  • Мама купила яблока сок (яблочный сок).
  • Миша съел клубника мороженое (клубничное мороженое).
  • Бабушка сварила вишня варенье (вишневое варенье).
  • Папа купил липа мед (липовый мед).

9. Итог занятия.

Оценка деятельности детей. Карлсон угощает детей сладостями, прощается и улетает.

Занятие №2. Тема: Притяжательные прилагательные.

Цель : образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Развивать память, мышление. Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию логопеда.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, макет леса, мяч, картинка лешего.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логоритмическое упражнение: при помощи левой руки дети загибают пальцы правой руки, начиная с большого:

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, волчишке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Логопед спрашивает, про кого говорится в потешке, кто лишний.

3. На столе логопеда макет леса (елочки, деревья). Логопед говорит о том, что в лесу беда. Маленький леший по имени Лешик, учился колдовать и перепутал у животных все части тела. Логопед говорит детям, что животные просят вас исправить ошибки, и навести порядок в лесу.

3. Логопед показывает из-за ширмы часть тела и просит назвать: чей хвост, чья голова, чьи рога? Если ребенок ответил правильно, педагог показывает игрушку и говорит ребенку, что он помог животному найти свою часть тела.

4. Дидактическая игра "Чьи следы?”

Логопед показывает картинку, на которой нарисованы следы животных и говорит, что Лешик не знает, чьи следы, просит помочь ему. Педагог показывает и спрашивает: "Чьи следы?” (Лисьи, заячьи, волчьи, медвежьи и т.д.).

5. Физминутка. Игра с мячом.

Педагог бросает мяч детям и просит назвать часть тела того животного, которое укажет логопед:

  • у медведя голова -…медвежья,
  • у белки уши - беличьи,
  • у волка хвост - волчий,
  • у лисы лапы - лисьи,
  • у оленя рога - оленьи и т.д.

6. Дидактическая игра "Назови части тела”

На столах у детей предметные картинки с изображением диких животных. Дети называют все части тела животного. (Лисья голова, лисий хвост, лисья морда и т.д.)

7. Дидактическая игра "Угадай чьи шаги”.

Логопед производит определенные звуки, создавая образ зверей, и просит угадать чьи шаги дети слышат. (Медвежьи, заячьи, оленьи и т.д.)

8. Итог занятия.

Оценка деятельности детей. Лешик раздает детям поощрительные орешки.