Конспект по рисованию нетрадиционной техникой. Нетрадиционное рисование в старшей группе, в том числе ватными палочками, ладошками и отпечатками листьев; конспект занятия. Изобразительное творчество на мокрой бумаге

Нетрадиционное рисование способствует развитию познавательного интереса детей, их творческих способностей, воображения, образного мышления. Детей очень легко увлечь творческим процессом создания необычных шедевров, каждый раз уникальных и неповторимых. Личность ребёнка эстетически обогащается, он начинает видеть прекрасное в окружающем мире, замечать детали, творчески мыслить, созидать. Материл статьи поможет и педагогам, и родителям использовать разные необычные техники для старшей группы с целью развития гармоничной и духовно богатой личности ребёнка.

Сегодня мы живём в мире с огромными возможностями для развития наших детей. Педагогика и психология находятся на том этапе научного развития, когда они могут предложить педагогам и родителям программы, тренинги, практические советы и рекомендации по вопросам комплексного всестороннего развития ребёнка. С ранних лет ребёнок шаг за шагом проходит разные сенситивные периоды развития, когда его интеллектуальный и творческий потенциал становится восприимчив ко всему новому, познавательная активность достигает своего апогея. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы каждый такой период в жизни ребёнка был максимально насыщен различными видами деятельности, раскрывающими его таланты, природные наклонности, скрытые возможности.

Дети дошкольного возраста открыты для новых видов деятельности, особенно когда они проходят в игровой форме. Познание мира в дошкольном возрасте происходит эмпирическим, то есть опытным путём. Дети приобретают знания, умения и навыки, из которых складывается их жизненный опыт.

Существует философская концепция нативизма, восходящая к Декарту и Платону, согласно которой дети рождаются с природными способностями, существующими в виде неких форм, которые необходимо наполнить содержимым.

В современном стремительно развивающемся мире, целью педагогов и родителей становится разработка воспитательной стратегии, которая бы включала богатую содержательную составляющую, позволяющую детям опытным путём познания раскрывать свои внутренние способности и таланты.

Нетрадиционное рисование: возможности и перспективы

Занятия рисованием - это прекрасная платформа для развития личности творческой и одухотворённой. Искусство положительно влияет на духовный мир ребёнка, воспитывает эстетическое восприятие мира, художественный вкус, фантазию, формируя творческую личность, способную принимать смелые решения и нестандартно мыслить. Традиционный подход в рисовании часто не даёт столь широкого простора для самовыражения ребёнка, загоняя его в рамки алгоритмов и стереотипов. Овладевая стандартными приёмами рисования и не двигаясь дальше, в богатый мир изобразительных возможностей, ребёнок не может выйти за пределы однообразных сюжетов, форм, превращая свои рисунки в однотипные, лишённые эмоций и индивидуальности работы.

Нетрадиционные методы рисования предоставляют сегодня колоссальные возможности для развития детей как на групповых и индивидуальных занятиях в детском саду, в кружках по рисованию, а также дома с родителями. Сейчас проводятся различные обучающие мастер-классы, где и педагоги, и родители могут научиться интересным изобразительным приёмам. Достоинством нетрадиционных техник является их универсальность, так как использовать их можно для обучения детей с самого раннего возраста, усложняя процесс обучения поэтапно по мере взросления ребёнка и освоения им всевозможных приёмов рисования. Такое рисование вызывает целую бурю положительных детских эмоций, раскрывает возможности использования знакомых предметов, пробуждает фантазию, воображение и желание заниматься творчеством. Возможности этой методики позволяют увлечь даже тех детей, которые не проявляют способности к рисованию, и при традиционном подходе не показывают должных результатов и умений.

В педагогической практике существует большое количество нетрадиционных техник рисования, которые будут варьироваться в зависимости от возраста детей. В старшем дошкольном возрасте дети могут осваивать сложные приёмы. В старшей группе добавляются такие техники, как граттаж, пейзажная монотипия, рисование пейзажа песком, кляксография трубочкой, батик. Усложняются сюжеты и композиции. Вводится декоративная роспись: городецкая, дымковская в нетрадиционных техниках, пейзажные мотивы становятся сложнее, в плане появляется тема космоса, сказочные сюжеты. Воспитатель может комбинировать и усложнять техники для знакомых сюжетов: например, «Одуванчики в траве» можно выполнить с помощью тычка жёсткой кистью и манки в старшей группе, в то время как в средней дети рисовали одуванчики восковыми мелками и тычкованием.

Рассмотрим подробно несколько нетрадиционных техник рисования с детьми 5–6 лет.

Техники рисования с описанием методики рисования и используемых материалов, фотопримеры

Рисование ладошками

Технику рисования ладошками можно начинать использовать с детьми младшего возраста. В старшей группе воспитатель может усложнять тематические композиции и приёмы дорисовки изображения.

Материалы для рисования: гуашь, широкая кисть или плоская тарелка, тонкая кисть, бумага, банки с водой, салфетки.

Методика рисования.

  1. Краска наносится на ладонь ребёнка с помощью широкой кисти или наливается в широкую плоскую ёмкость, в которую ребёнок обмакивает ладонь.
  2. Ребята делают отпечатки ладоней на бумаге, а потом дорисовывают недостающие детали композиционного образа кисточкой или пальчиками.

Данная техника предоставляет возможности создания как индивидуальной, так и коллективной композиции. Темы также разнообразны: «Букет в вазе», «Подводный мир» или «Аквариум», «Пейзаж из летних или осенних деревьев»; «Хоровод дружбы» (коллективное рисование).

Фотопримеры детских творений

Тюльпаны для мамы Четыре ладошки и бабочка готова Птичка, гуляющая на цветочной поляне

Отпечатками листьев

Техника отпечатки листьев позволяет получить интересное фактурное изображение с помощью натуральных листьев деревьев, кустарников и красок.

Материалы для рисования: листья деревьев и кустарников, гуашь, кисти, простые карандаши, бумажные салфетки, банки с водой.

Методика рисования.

  1. Дети создают своеобразный эскиз из листьев согласно теме занятия или придуманному сюжету. Можно сделать наброски простым карандашом и фон будущего рисунка.
  2. Дети покрывают гуашью обратную сторону листа, где хорошо видны прожилки. Необходимо напомнить детям, что с кисточки нужно убрать излишки воды.
  3. Ребята аккуратно кладут листок прокрашенной стороной вниз на бумагу. Сверху накрывают бумажной салфеткой и слегка придавливают. Снимают салфетку и листок с рисунка, на котором осталось изображение листочка. Процедуру повторяют с другими листьями.
  4. По окончании прорисовывают недостающие детали.

Техника применима как для создания индивидуальных, так и коллективных композиций на разные темы: «Осенний лес», «Букет из листьев», «Ёжик собирает дары леса».

Фотопримеры детских произведений

Собираем листья и рисуем лес Осенний пейзаж настоящими листьями Природные материалы в рисовании Рисуем букет с листочками

Рисование тычком

Материалы для рисования: гуашь, сухая жёсткая кисточка, простые карандаши.

Методика рисования.

  1. Сначала дети прорисовывают контур предмета простым карандашом или обводят по заранее подготовленному воспитателем шаблону.
  2. Потом опускают кисточку в краску и, держа вертикально, ударяют по листу бумаги. Начиная рисовать, дети должны делать тычки по контуру слева направо, стараясь не оставлять промежутки между тычками. После того как контур предмета готов, они начинают произвольно закрашивать пространство внутри контура.
  3. Если необходимо прорисовать детали образа или дополнить композицию некоторыми сюжетными элементами, дети делают это с помощью другой кисточки и краски.

Метод тычка позволяет передать фактурность образа (пушистый снег или шубка у белки, колючая ёлка или ёж).

Фотопримеры детских работ

Рисуем тычком пушистую белку Пушистый медвежонок ждёт маму Грустный котёнок хочет спать Передаём настроение природы

Кляксография

Материалы для рисования: жёсткие и мягкие большие кисти, банки с водой, акварель, пластмассовые трубочки.

Методика рисования.

Создать рисунок с помощью метода кляксографии можно двумя способами: капельным методом и методом растекания.

Капельный метод.

  1. Ребёнок пропитывает широкую кисть краской и начинает разбрызгивать акварель над листом бумаги.
  2. Если нужно небольшое пятно, то можно слегка постукивать по деревянной ручке кисточки. Если для задуманного образа нужно большое пятно, то пропитанную краской кисть нужно встряхивать над тем местом, где должно быть пятно. С помощью капельного метода можно создавать красивые пейзажи.

Метод растекания.

  1. Ребёнок хорошо пропитывает кисточку (необязательно жёсткую) краской и, встряхнув, делает большое пятно.
  2. При помощи пластмассовой трубочки для питья ребёнок раздувает краску в разные стороны, чтобы получилась большая клякса. Основа для творчества готова.
  3. Дети рассматривают кляксы и думают, что им напоминают очертания клякс. Чтобы образ получился законченным, прорисовываются недостающие детали. Метод растекания можно комбинировать с капельным методом, если это необходимо для реализации сюжетной идеи.

В кляксографии существует два направления, которые перекликаются с двумя вышеупомянутыми методами.

  • Ребёнок заранее продумывает образ, который он хочет создать на бумаге. Для этого уместнее подойдёт первый метод.
  • Ребёнок создаёт бесформенную кляксу, думает, какой предмет из окружающего мира она ему напоминает, и дополняет её деталями, чтобы этот образ воссоздать.

Фотопримеры детских работ

Красивые рыбки из клякс Цветная рыба из кляксы Подрисовали кляксе глазки Клякса превратилась в волшебное дерево

Рисование свечой и акварелью

Материалы для рисования: белая свеча, акварель, широкая кисть, банки с водой, бумага, простые карандаши.

Методика рисования.

  1. Дети рисуют набросок простым карандашом, так как белую свечу не видно на белом листе бумаги.
  2. Обводят контур свечой
  3. Широкой кистью закрашивают лист бумаги. В зависимости от темы можно закрасить весь лист одним или разными цветами.
  4. Как по волшебству появляются невидимые раньше белые узоры.

Этапы выполнения работы

Рисуем контур белой свечой Закрашиваем зелёным цветом травку Закрашиваем солнышко и небо Закрашиваем домик Волшебный рисунок готов

Фотопримеры детских работ

Рисуем свечой снежинку Леса бежит по лесу Рисуем пейзаж свечой и акварелью Ветка ёлки за окном Белые мишки в снегу

Техника эбру

Рисование в технике эбру - одна из самых невероятных и фантастических техник, применяемых в изобразительном искусстве. Универсальность этой техники в том, что и дети всех возрастов, и взрослые могут создавать поразительные шедевры на воде. Особенно эта техника может увлечь и привить любовь к рисованию детей, у которых возникают трудности в передаче образов традиционными методами рисования.

Материалы для рисования: специальная вода (раствор из воды и крахмала) и краски, лоток, веерная кисть, палитра, палочки, бумага, салфетки.

Методика рисования.

  1. В специальный лоток наливается заранее подготовленная жидкость для рисования эбру.
  2. В палитре дети готовят краски разных цветов.
  3. Дети берут веерную кисть, обмакивают её в краску и разбрызгивают над водой, создавая фон для будущего рисунка. Фон можно сделать, используя несколько цветов. Можно набирать краску палочкой и касаться ей поверхности воды.
  4. Острым концом палочки дети плавно водят по воде, соединяя цвета. Не стоит думать о результате, можно просто отпустить себя и свою фантазию в удивительный мир творчества и наслаждаться процессом превращения точек и линий в завораживающий своей загадочностью узор.
  5. Дети (с помощью воспитателя) берут лист бумаги и шершавой стороной опускают на воду на несколько секунд. Потом берут лист за края и плавно вытаскивают его, убирая лишнюю влагу о бортик лотка.
  6. Примерно через час шедевр готов!

Эбру - это своего рода арт-терапия, позволяющая ребёнку выражать свои эмоции и чувства через рисование, когда каждый раз получается неповторимый рисунок, уникальный и индивидуальный.

Для детей с психическими проблемами, испытывающих трудности в общении, эбру - это находка, исцеляющая психику, гармонизирующая личность ребёнка через возможность самовыражения и познания окружающего мира.

Фотопримеры детских работ

Эбру развивает воображение Сказочные пейзажи в стиле эбру Создаем удивительные картины с техникой эбру

Имитация батика

Батик - искусство росписи ткани, известное ещё с древних времён.

Материалы для рисования: натянутая на подрамник ткань (лён, шёлк, хлопок), резервирующий состав, стеклянная трубочка для нанесения резерва, краски для росписи тканей, кисти, банки с водой, палитра, заготовка рисунка на бумаге.

Методика рисования.

  1. Воспитатель предварительно рисует эскизы.
  2. Дети переводят эскиз: кладут его на изнаночную сторону ткани, а с лицевой стороны, слегка прикасаясь трубочкой с резервом, обводят эскиз по линиям. Главное - объяснить детям, что вести линию нужно, не отрываясь, чтобы не было пробелов, и краска не растеклась по ткани.
  3. Рисунок с обведённым контуром должен высохнуть. Это займёт приблизительно три часа.
  4. Работа с красками. На этом этапе можно напомнить детям о правилах смешивания красок и получения составных оттенков из трёх основных цветов палитры. Для этого воспитатель показывает таблицу смешивания цветов, напоминая также, что если добавить белый к любому оттенку, то можно получить пастельный тон разной насыщенности.
  5. Дети закрашивают сначала светлые детали рисунка, потом переходят к более тёмным элементам. Воспитатель напоминает детям, что если нужно сделать плавный переход от одного цвета к другому, то нужно наносить жидко разбавленную краску.

Таблица смешивания цветов

Жёлтый, синий, красный
Как нам смешивать краски Смешиваем краски правильно

Фотопримеры детских работ

Яркая бабочка в стиле батик Рисуем цветы в технике батик Рисуем сказочных героев в стиле батик

Рисование на мятой бумаге

Материалы для рисования: бумага, кисти, краски, палитра, банки с водой, салфетки.

Методика рисования.

  1. Подготовка листа для работы. Дети смачивают салфетку водой и протирают альбомный лист. Можно предварительно создать фон для будущего рисунка. Для этого на влажный лист кисточкой или салфеткой нанести несколько цветных пятен.
  2. Не дожидаясь пока, он высохнет, дети начинают аккуратно его комкать и мять.
  3. Пока лист бумаги ещё влажный, плавными движениями расправляют его, слегка разглаживая. Поверхность бумаги получилась неровная, или даже немного шершавая.
  4. Дети рисуют красками заранее придуманную композицию, согласно предложенной педагогом темы.

Фотопримеры детских работ

Мята бумага творит чудеса Творим на мятой бумаге Фактурные цветы на мятой бумаге Рыбки на мятой бумаге

Изобразительное творчество на мокрой бумаге

Материалы для рисования: бумага, акварель, большие круглые кисти, тонкие кисти, банки с водой, губка, салфетки.

Методика рисования.

  1. Воспитатель помогает детям намочить листы бумаги с помощью губки. Можно предварительно сделать эскиз рисунка простым карандашом.
  2. Дети сначала заполняют фон рисунка с помощью большой кисточки, смешивая краски и подбирая прозрачные оттенки. Воспитатель напоминает детям, что нужно слегка прикасаться кистью к бумаге и смотреть как растекается краска по поверхности листа.
  3. Дети рисуют основные элементы лёгкими мазками или касанием.
  4. Тонкой кистью прорисовывают отдельные детали декора. Для нанесения тонких линий необходимо подождать, когда работа немного просохнет, чтобы избежать сильного растекания контура.
  5. Оставить рисунок на рабочей поверхности для полного высыхания.

Фотопримеры детских работ

Мокрая бумага творит чудеса Нежное изображение на мокрой бумаге Природа на мокрой бумаге

Метод с использованием поролона

Материалы для рисования: трафареты, поролоновые губки, гуашь в плоских тарелках, кисти.

Методика рисования.

  1. Воспитатель готовит трафареты с изображением предметов согласно теме занятия.
  2. Дети прикладывают трафарет на лист бумаги, основываясь на задуманной композиции.
  3. Дети обмакивают губку в краску и постукивающими движениями закрашивают пространство внутри трафарета, потом аккуратно убирают трафарет.
  4. Кистью прорисовывают недостающие детали изображения.

Фотопримеры детских работ

Губка творит чудеса Ну что? Поиграем Придумываем и рисуем

Рисование штрихом

Материалы для рисования: простые и цветные карандаши, фломастеры, бумага.

Методика рисования.

  1. Воспитатель знакомит детей с графикой, с понятием штриха и показывает различные виды штриховки.
  2. Дети рисуют предметы согласно предложенной педагогом темы, отрабатывая размер, наклон и ритм штриховки. Учатся передавать не только цвет, но и форму, материал, характер.

Фотопримеры детских работ

Колючие штрихи Штрихи творят чудеса Пушистые штрихи

Рисование песком

Материалы для рисования: белые или цветные листы бумаги, простые карандаши, клей ПВА, обычный песок/цветной песок.

Методика рисования.

  1. На листе бумаги дети рисуют рисунок, можно с помощью шаблонов.
  2. Поэтапно обводят контур получившегося рисунка клеем.
  3. Посыпают песком. Те части изображения, которые должны быть темнее, посыпают большим количеством песка. Остатки песка аккуратно стряхивают.
  4. В работе можно использовать цветной песок, тогда картины получатся яркими, интересными и с необычной фактурой.

Фотопримеры детских работ

Цветной песок передает фактуру Яркая как из мультика Цветной песок делает мир ярче Мчимся на полном ходу Пушистый и яркий из цветного песка Пальмы на берегу моря

Новое применение зубной пасты

Материалы для рисования: цветной картон, зубная паста, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки.

Методика рисования.

Описание методики обучения рисованию зубной пастой непосредственно связано с темой занятия. В зависимости от предполагаемого изображения будет зависеть способ нанесения зубной пасты на картон, процесс её размазывания и способ - пальцем или жёсткой кистью, а также дальнейшая прорисовка деталей.

  1. На лист цветного картона дети выдавливают зубную пасту.
  2. Пальцем или жёсткой кисточкой дети размазывают пасту, создавая изображение.
  3. Прорисовывают детали для создания законченного образа. Можно применять другие техники нетрадиционного рисования: пальцами, ватными палочками, граттаж, сочетать с пластилином.

Фотопримеры детских работ

Рисуем облака и волны зубной пастой Рисуем снег зубной пастой Рисуем снежные узоры зубной пастой

Рисование мыльными пузырями

Техника рисования мыльными пузырями - это погружение в сказку, удивительный мир, который доставит много радости и позитивных эмоций детям.

Материалы для рисования: бумага, акварель, соломинки для коктейля, жидкое мыло, вода, пластиковые стаканчики.

Методика рисования.

  1. Воспитатель готовит раствор из воды, жидкого мыла и акварельных красок.
  2. Дети берут соломинки, опускают их в цветную воду и дуют до образования большого количества пузырей.
  3. Убирают палочку и прикладывают лист бумаги к пене из мыльных пузырей. Желательно взять растворы разных цветов, чтобы картинка получилась яркой, и было больше простора для фантазии.
  4. Рассматривают получившийся хаотичный узор из отпечатков пузырей.
  5. Придумывают сюжетную композицию и прорисовывают детали для завершения образа.

Фотопримеры детских работ

Мыльная фантазия превратилась в петушка Пузыри оказались похожи на цветы Детское воображение не знает границ Подводное царство из мыльных пузырей

Манка - не просто полезная крупа

Материалы для рисования: затонированные листы бумаги/цветной картон, клей ПВА, манка, простые карандаши, гуашь, кисточки.

Методика рисования.

Техника рисования манкой очень сходна с техникой рисования песком. Преимуществом манки является то, что это экологически чистый и совершенно безопасный продукт, который можно использовать на занятиях с детьми самого раннего возраста.

  1. Дети простым карандашом делают набросок рисунка. В зависимости от темы и идеи конечного результата, воспитатель может заранее сделать эскиз будущего шедевра.
  2. Дети наносят клей на контур, отдельные элементы рисунка и посыпают манкой.
  3. Когда рисунок просохнет, аккуратно стряхивают лишнюю манку.
  4. Если это необходимо, дорисовывают отдельные детали картины.

В работе можно использовать цветную манку. Для этого в белую манную крупу нужно раскрошить в пыль грифель цветных карандашей или восковые мелки. Изображения получаются фактурные, яркие и привлекательные.

Фотопримеры детских работ

Цветные шары на радость детям Работа с цветной манкой приносит радость Белая манка похожа на снег

Техника граттаж

Граттаж - это техника процарапывания рисунка острым предметом.

Материалы для рисования: основа-заготовка для граттажа, ручка.

Методика рисования.

  1. Воспитатель заранее готовит основу для граттажа. Для этого лист бумаги закрашивается разноцветными восковыми мелками или белой свечой, выбор зависит от тематики будущего рисунка. Потом лист покрывается чёрной тушью, в которую добавляется немного жидкого мыла. После высыхания основа готова к работе.
  2. Дети начинают процарапывать рисунок не пишущей шариковой ручкой. Техника граттаж связана с техникой рисования штрихом. Дети могут создавать рисунки, используя различные виды штриховки.

Тематика работ в технике граттаж весьма разнообразна: «Натюрморт», «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Космос» и многие другие.

Фотопримеры детских работ

Цветной граттаж Штрихи и граттаж Загадочный космос в стиле граттаж Штриховка в стиле граттаж

Пуантилизм

Пуантилизм - техника рисования точками.

Материалы для рисования: бумага, простые карандаши, ватные палочки и гуашь или фломастеры.

Методика рисования.

  1. На листе бумаги дети рисуют простым карандашом эскиз будущей композиции.
  2. Точечная техника позволяет рисовать фломастерами или гуашью и ватными палочками. Дети ставят точки сначала по контуру нарисованных предметов, потом заполняют точками пространство внутри.
  3. По такой же схеме дети работают с гуашью и ватными палочками. После работы с определённым цветом аккуратно откладывают палочку в сторону и для другого цвета берут чистую палочку.

Техника пуантилизма развивает усидчивость и мелкую моторику рук, а также любовь к искусству, так как «точечные» изображения отличаются от традиционных рисунков, раскрывая возможности для творчества.

Фотопримеры детских работ

Рисуем деревья точками Рисуем подводные растения точками Красивая рыбка в точечку Космический пуантилизм

Тематика занятий по нетрадиционному рисованию: основные моменты

На занятиях по нетрадиционному рисованию воспитатель может использовать ткани вместо альбомных листов бумаги и провести занятие на тему «Расписные ткани» (роспись по замыслу). Расписывая ткани, педагог предлагает сочетать традиционные приёмы рисования гуашью с техникой нанесения узора с помощью штампов и многое другое.

Угольные пейзажи

Расширяя представление детей о графике, педагог может познакомить детей с техникой рисования угольными карандашами, рассказать об их возможности передавать настроение, несмотря на то, что рисует художник только чёрным цветов, варьируя лишь его насыщенность. Кроме того, воспитатель знакомит с двумя способами работы углём: рисование кончиком для нанесения тонких линий, и плашмя для затушевывания больших поверхностей или фона. Интересными получаются пейзажи в угольной технике, позволяющей передавать настроение природы, погоду.

Рисование птиц восковыми мелками

Рисование восковыми мелками можно сочетать с работой акварелью. При работе над темой «Перелётные птицы» воспитатель учит детей изображать птиц, использовать разные виды штриховки, держа карандаш под разным углом. Потом в композицию можно добавить акварельные детали, а то, что нарисовали мелками, будет чудесным образом переливаться и выделяться на фоне акварельных мотивов.

Рисование слона ладошкой

На занятии по теме «Рисование слона ладошкой» воспитатель уточняет знания о пропорциях, строении, характерных особенностях животного, а также развивает умение дорисовывать детали изображения до получения нужного образа. Для того чтобы получился слон, дети закрашивают краской ладонь, большой палец и остальные пальцы до первой фаланги, прикладывают к листу бумаги, отводя большой палец в сторону. Недостающие детали композиции дорисовывают кисточкой.

Фотопримеры детских работ

Этапы рисования слона ладошкой Слон в Африке Передаём настроение природы Передаем безмятежность природы Рисуем весёлые узоры на ткани

Практические советы по составлению конспекта занятия по рисованию в старшей группе

Обязательным условием является мотивирующее начало занятия, как и в случае работы в традиционной технике рисования. Воспитатель должен помнить и об игровых моментах, о проведении физкультминутки. Если планируется использование сложной техники или непосредственного участия педагога, то лучше проводить такое занятие в небольших подгруппах или организовывать ИЗО кружки.

При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:

  1. Предварительная работа (2–3 минуты)
  2. Основная часть (15–17 минут)
  3. Физкультминутка (1–2 минуты)
  4. Заключительная часть (подведение итогов) (2–3 минуты)

Приведём пример конспекта занятия по рисованию в старшей группе.

О.Н. Мищук. Занятие по нетрадиционному рисованию на тему «Зимний лес»

Авторский конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования манкой

Организационная образовательная деятельность
Вид деятельности Тема/Материалы Задачи/Программное содержание
Рисование
Материалы.
Голубой картон, манная крупа, клей ПВА, гуашь, кисточки, банки с водой
Познакомить детей с новой техникой изображения зимней тематики (манной крупой).
Развивать творческое мышление, фантазию, мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к творчеству, художественный вкус.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассмотреть картинки с изображением зимнего пейзажа. Понаблюдать за снегом, обсудить его свойства. Рассказать о возможностях использования манной крупы в рисовании.
Основная часть Беседа с детьми
Воспитатель говорит, что сегодня к ним на занятие пришла необычная гостья, потому что она пришла прямо из сказки. Читает отрывок из сказки «Снежная королева», предлагая детям отгадать, какая это сказка и кто пришёл к ним в гости.
– Конечно, это маленькая, но очень храбрая Герда, которая отправилась на поиски Кая.
Задаёт вопросы по сказке.
Показывает иллюстрации.
– А вот тот самый ледяной дворец, в котором живёт Снежная королева и Кай. У него ледяное сердце, он живёт в царстве холода. Герда уже очень долго ищет Кая, и, кажется, очень устала и немного заблудилась.
– Ребята, вы хотите, чтобы Герда нашла Кая и растопила его сердце? (Ответы детей).
– Давайте поможем ей и нарисуем зимний лес, дорогу, которая приведёт её в царство Снежной королевы. Вы можете также нарисовать лесных зверей (зайчат), которые смогут помочь ей добраться до ледяного замка, или избушку, в которой Герда сможет отдохнуть перед долгой дорогой.

Читает стихотворение о Снежной королеве.

У Снежной королевы
одежды так белы,
Бриллиантами в караты
усыпаны они.
Из шубы Королевы -
снежинки, словно пух,
Летят и кружат в танце –
захватывает дух.
Сама сидит и правит
конями, что в санях,
И кони белой тройки
копытом бьют в снегах.
У Снежной королевы
дыханье - сущий хлад,
Морозит без разбора –
нет дела стар иль млад.
Нет дела Королеве
вообще ни до кого,
Совсем не бьётся сердце
холодное её.

Воспитатель рассказывает детям, что рисовать они сегодня будут необычными материалами - манкой и клеем, так как у них в гостях сегодня девочка из сказки, то и лес у них должен получиться сказочный.
Предлагает потрогать манку, посмотреть, что она похожа на снег, такая же пушистая и белая.
Педагог говорит, что с помощью манной крупы и клея можно создавать интересные рисунки. Просит проявить фантазию и аккуратность в работе.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Зимняя гимнастика
Снова к нам пришла зима, Дети разводят в стороны руки,
Стали белыми дома, складывают руки домиком над головой,
Снег на улице идёт, показывают, как падает снег,
Дворник улицу метёт, показывают,
Мы катаемся на санках, приседают, руки вперёд,
Во дворах снеговики, катают снежный ком,
Быстро бегаем на лыжах, показывают лыжников,
И играем мы в снежки. лепят и бросают снежки.
Заключительная часть (подведение итогов) – Какие красивые у вас получились рисунки. Настоящая зимняя сказка: пушистый снег, деревья и ёлочки в снегу, белые зайчата, домики. В чьём домике отдохнёт Герда? Кто из лесных зверей покажет ей дорогу к замку Снежной королевы?
– Ребята, вы большие молодцы! Теперь Герда точно найдёт своего Кая, растопит его ледяное сердце, они снова будут вместе играть, кататься на санках, и, может быть, даже придут вместе к вам гости.
Выставка детских работ. В центе рисунок дворца Снежной королевы. Из сказки «Снежная королева» Из сказки «Снежная королева» Из сказки «Снежная королева» ИЗ сказки «Снежная корлева» Из сказки «Снежная королева» Солнечный зимний день в лесу Иней блестит на солнце Зимние сумерки уводят в лес Зимнее умиротворение в деревушке Зимняя дорога в горы Поможем Герде найти Кая Герда отдыхает перед дорогой Снегопад в зимнем лесу Кто поможет Герде найти друга Домик для Герды Лес оживает и помогает

Владея основными изобразительными навыками, пытливый и любознательный ум ребёнка ищет других форм познания, безграничное воображение нуждается в правильном обрамлении. Традиционное рисование даёт фундамент, который может послужить основой для дальнейшего развития ребёнка. Нетрадиционные техники предоставляют огромное количество возможностей для проведения интересных занятий по рисованию, мастер-классов для педагогов и родителей, организации ИЗО студий и кружков. Придумывайте и воплощайте самые необычные художественные идеи в жизнь. Творите вместе с детьми и для детей.

Наталья Панаско
Конспекты занятий по рисованию нетрадиционными техниками

МБДОУ –детский сад №9

Конспект занятия по ИЗО в средней группе

Тема : «Белая береза под моим окном…» ()

Цель : формирование положительно-эмоционального отношения к красоте зимней природы.

Задачи : формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней; учить детей передавать в рисунке характерные особенности изображения березы с помощью нескольких изобразительных средств (рисование кистью и оттиск поролоном) ; закрепить знания о сезонных изменениях березы, учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно; закрепить навыки аккуратности; воспитывать интерес к рисованию .

Методические приемы :

Рассмотреть с детьми картину с изображением березы зимой;

Рассматривание готовой работы;

Показ приемов работы педагогом.

Дидактическое обеспечение :

1. Для педагога : картина с изображением березы летом; готовая работа; кисть, белая и черная гуашь, альбомного листа, салфетки, печатка из поролона, мисочка.

2. Для детей : альбомного листа, кисти на каждого ребенка, мисочки; печатки из поролона на каждого ребенка, влажные салфетки.

Воспитатель : Панаско Н. В.

Ход занятия

Ребята, я вам сейчас прочитаю строки из красивого стихотворения Сергея Есенина :

(чтение стихотворения)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

О чем это стихотворение? (о березе)

(вывешивается картина березы с зеленой кроной)

Ребята посмотрите на красавицу березку. Какой у нее ствол? (тонкий)

По каким признакам мы можем отличить березку? (по белой коре с черными пятнами)

Ребята, о каком времени года говорилось в этом произведении? (зиме)

Посмотрите, а правильно ли нарисовал художник картину с березкой (нет)

Какую ошибку допустил художник (на картине береза летом, она с зелеными листьями)

Давайте поможем художнику правильно нарисовать картину с березкой . Как мы изобразим березку на нашей картине? (без листьев, под снегом)

Верно, только мы ее будем рисовать необычным способом . Для рисования нам понадобятся гуашь, кисточки и печатки из поролона.

Какого цвета нам понадобится гуашь? (белая и черная)

На середине листа кисточками нарисуем ствол березки (показ : от середины листа по центру сверху вниз ведем линию, затем от начальной точки ведем сверху вниз вторую линию, образуя тонкий ствол березы)

Обмакнем печатку из поролона в белую гуашь и, прикладывая её к листу, рисуем крону березы (показ) . Когда ствол подсохнет, кисточкой нарисуйте черные короткие штришки.

Вот и получилась у нас зимняя березка.

Анализ работ.

МБДОУ – детский сад №9

Конспект занятия по ИЗО в средней группе

Тема : «Дерево под дождем» (рисование нетрадиционной техникой ) .

Цель : формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.

Задачи :

1. Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений - монотипии.

2. Учить составлять гармоничную цветовую композицию.

3. Совершенствовать технические рисования акварельными красками

4. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Методы и приёмы : беседа, воображаемая ситуация, вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы, показ, наглядный, словесный.

Дидактическое обеспечение :

1. Для педагога : кисть, акварельные краски, баночка с водой.

2. Для детей : альбомного листа, кисти на каждого ребенка, баночки с водой, салфетки, акварельные краски.

Воспитатель : Панаско Н. В.

Ход занятия

(чтение стихотворения)

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами,

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

Русский народ любит весну и придумал пословицы и поговорки, в которых рассказывается о весенних приметах. А вы знаете весенние приметы?

(Ответы детей) .

«Увидел грача, весну встречай» .

«Весна красна цветами, а осень пирогами» .

«Весенний дождик лишним не бывает» .

А сейчас, ребята, поиграем в игру «Веснянка» , становитесь в круг.

Игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу) .

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу) .

Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте) .

А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте) .

А цветочки подрастают, (дети медленно встают) .

Ребята, я вам принесла картины, где художники изобразили деревья весной.

А эту картину я нарисовала для вас сама (показ) . Ой, а что с ней случилось? Она намокла под дождем и краски размылись. Посмотрите, как вы думаете, что я на ней нарисовала ? (ответы дедей)

Я хотела для вас сделать сюрприз, а у меня не получилось. Но я знаю, как можно исправить ошибку, давайте назовем эту картину «Дерево под дождем» . Похоже?

А вы хотите нарисовать такую картину ?

Берем лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем листы и очень быстро, но аккуратно смачиваем бумагу водой. (Показ)

Берем кисти и быстро рисуем половину дерева на одной половине листа. Откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам. Раскрываем лист.

После объяснения педагог предлагает детям приступить к работе и напоминает, что надо все делать быстро, но аккуратно.

Посмотрите, какие необыкновенно красивые картины получились у нас.

Анализ работ.

МБДОУ – детский сад №9

Конспект занятия по ИЗО в средней группе

Тема : «Веточка вербы» (аппликация нетрадиционной техникой ) .

Цель : научить детей делать веточку вербы из ватных палочек; расширять представления детей об изменениях в неживой природе с приходом весны; закреплять и расширять знания детей о вербе; развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость и терпение.

Дидактическое обеспечение :

1. Для педагога : готовая работа, верхние части от ватных палочек, листа картона, клей, цветная бумага (коричневого цвета) .

2. Для детей : листа картона, клей на каждого ребенка, верхние части ватных палочек, цветная бумага (коричневого цвета) .

Воспитатель : Панаско Н. В.

Ход занятия

Ребята, какое ваше любимое время года? (Ответы детей) .

Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда всё пробуждается от зимнего сна и живёт ожиданием тепла и солнца. Как вы думаете, когда это бывает? (Это бывает весной)

Действительно, весной. Какое ласковое и нежное слово – весна! Весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей. Поэты пишут стихи. Художники, вдохновленные красотой весенней природы – пишут картины. Композиторы - сочиняют прекрасную музыку. Вот послушайте.

(Музыка для детей «Весна. Пение птиц» ) .

Ребята, закройте глаза и представьте, что вы сейчас находитесь в весеннем лесу. Ласково светит солнце, щебечут птицы, чист и прозрачен весенний воздух. Давайте сделаем глубокий медленный вдох через нос. Чувствуете, как ваши легкие наполняются ароматным воздухом весеннего леса? А теперь губки сложите трубочкой и медленно выдохните. Вот теперь можно открыть глаза. Ребята, посмотрите, к нам пришла Весна!

(Звучит музыкальное сопровождение, появляется девочка-Весна) .

Весна. Я – Весна-красна!

Бужу Землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду, в поле и в лесу, людям радость я несу!

Здравствуй, Весна-красна! Как долго мы тебя ждали.

Весна. Ребята, вы слышали, как красиво и весело поют весной птицы? Весной вся природа пробуждается и ликует. Я к вам пришла сегодня не с пустыми руками. А с чем попробуйте отгадать.

У нее цветочки –

Пушистые комочки.

Раньше всех она цветёт,

К нам весну она зовёт.

(Верба)

Весна. Молодцы, отгадали. Посмотрите, какие красивые веточки вербы, я вам принесла.

(Весна раздает детям веточки вербы) .

Верба распускается раньше других деревьев и символизирует пробуждение природы, возрождение, приход весны.

Собирайся народ в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить.

(Хоровод с ветками вербы)

Весна. Спасибо, дети. Хорошо и весело у вас, но мне пора идти. Ждут меня поля, луга, леса… До свидания.

(До свидания, Весна)

Ребята, давайте внимательно рассмотрим ветки вербы. На ветках есть серёжки. Раньше их называли – барашки.

Какой они формы? (Овальные) .

А что ещё можно сказать о барашках, какие они? (Маленькие, пушистые, мягкие, красивые, светлые) .

Как расположены барашки? (Поочерёдно) .

Какие ветки вербы? (Прямые, ровные, не разветвляются) .

К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Скоро она отцветёт и барашки опадут. Как нам можно сохранить её красоту для себя и близких надолго? (Нарисовать , сделать аппликацию, сфотографировать) .

Давайте мы с вами сделаем аппликацию веточек вербы. Но прежде необходимо ваши веточки поставить в вазу, чтобы они не завяли. Садитесь за столы.

Посмотрите на картину. Из чего сделаны наши веточки вербы? (из ватных палочек)

Желаете сделать такие веточки вербы.

Сколько веток? (Три) .

Как мы будем делать ветки? (из бумаги вырезать тонкие полоски)

А теперь посмотрите, как я буду это делать. Для того чтобы сделать барашек, мне понадобится верхняя часть ватной палочки. Её мы приклеиваем к вырезанным и наклеенным веточкам.

Прежде чем приступить к работе, давайте согреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук) .

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки) .

Мы колечки соберём

Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью) .

Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь) .

И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы) .

А теперь приступайте к работе.

(Вывешивает работы на доску) . Ребята посмотрите, какие замечательные картины у вас получились.

Какая работа вам понравилась больше всего?

Покажи нам, какая работа тебе больше понравилась? Эту работу выполнила … Чем тебе понравилась ее работа? (опрашиваю нескольких детей) .

Все работы хороши и каждая по-своему. А главное, что ваши вербочки не завянут, останутся с нами надолго и будут радовать нас.

Смотрю я на вербу. Так нежно!

Она украшает прилежно.

Наш сад, нашу группу. Вы сами

Их сделали своими руками!

Занятие наше окончено , теперь можете навести порядок на своем рабочем месте.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе

Тема: «Бабочки»

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Бабочки". Данный материал будет интересен воспитателям старших групп.

Цель : Познакомить детей с новым способом передачи изображения «монотипия»
Задачи: Учить рисовать на мокром листе бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Продолжать развивать фантазию, воображение, эстетический вкус и чувство цвета. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы, заботливое отношение к насекомым.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек. Чтение художественных произведений о насекомых. Наблюдение за бабочками в природе.

Оборудование : Аудиозапись музыкальных произведений, гуашь, кисточка, подставочка под кисточку, ёмкость с водой, тряпочка, палитра, бабочки белые, согнутые пополам.
Словарная работа : монотипия

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. К нам прилетели гости. Я вам загадаю загадку, а вы скажите, кто у нас в гостях.
Загадка: Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Бабочки! Одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, крылья их сказочные! Самая благодатная пора для бабочек – лето. Питаются они сладким соком цветов – нектаром в теплые летние дни, перепархивая с цветка на цветок. Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую окраску. Если насекомое поймать, эти чешуйки, похожие на пудру, останутся на руках. Без этого покрытия бабочка может погибнуть. Перелетая с цветка на цветок, она переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести. Бабочки всегда красивы как будто собрались на королевский бал. Я приготовила вам видеоклип «Великолепные бабочки»(Просмотр)
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в маленьких бабочек.
Закройте глазки и представьте, что мы с вами бабочки.
Мы очень красивые и нарядные, различных цветов и оттенков.
Давайте расправим наши изящные крылышки.
Спал цветок (дети сидят, сложа руки)
И вдруг проснулся (встали)

Встрепенулся (наклоны влево – вправо; руки свободно опущены)
Потянулся (поднимают руки, тянутся вверх, встав на носочки)
Взвился вверх (движения кистями рук вперёд – назад)
И полетел (руки в стороны, повороты туловища влево – вправо)
Солнце утром лишь проснётся (повороты вокруг себя на месте)
Бабочка кружит и вьётся (имитация взмахов крыльев бабочки).
(Движения выполняются под музыку.)
Ну, вот мы и прилетели на поляну. Посмотрите,как много красивых цветов. Присаживайтесь на поляне. Кто из вас знает стихотворения о бабочках?
Дети:
1 Дотронуться хотела я руками До самого красивого цветка. А он, взмахнув своими лепестками, Вспорхнул и улетел под облака! (Т. Нестерова)

2 Бабочка-красавица, В ярком, цветном платьице, Покружилась, полетала, Села на цветок, устала. Не для отдыха я села, Я нектар цветочный ела. (С. Богдан)

3 На лесной полянке чудо - на цветочках бантики, это бабочки расселись как цветные фантики. (Г. Ряскина)
Воспитатель: А я знаю сказку,послушайте её.
Жила-была гусеница. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница, высунула наружу усики, чтобы посмотреть, нет ли там никого, кто бы мог над нею посмеяться. Никого не оказалось. Тогда она вылезала целиком из своего кокона. Гусеница чувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!» Бабочка захотела подружиться с другими бабочками, но увидела только бабочек белого цвета. А белые бабочки подлетали к ней и любовались красотой. «Какая красивая. Почему мы не такие?» И они очень огорчились. Вам жалко бабочек?
Дети : Очень жалко бабочек.
Воспитатель : Давайте мы им поможем-раскрасим бабочек в яркие цвета. Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать красивых бабочек при помощи одного интересного необычного приёма. Вы никогда так не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Этот способ называется «монотипия». Монотипия – это отпечаток. Рисунок наносится сначала на одну сторону листа. Затем второй половинкой листа мы накрываем рисунок и проглаживаем рукой от центра - линии сгиба – к краям листа. Так дорисовывать бабочку можно много раз, добавляя новые штрихи к ее образу. И сколько бы отпечатков мы ни делали, каждый раз это новый, неповторимый отпечаток. Теперь раскрываем крылышки. Посмотрите, как красиво получилось! Прежде, чем вы приступите к работе, мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков:
Пальчиковая гимнастика: «БАБОЧКА»
Бабочка-капустница
Над цветком летала,
Весело порхала
Пыльцу собирала.
(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.)
Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная летняя полянка у нас получилась! Бабочек у нас много, но среди них нет, ни одной одинаковой!
Ребёнок : Вот в платьях красивых, как сестры
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Ребенок: Бабочка, давай дружить,
В дружбе веселее жить.
В группе есть у нас цветы,
Полетай над ними, ты!
Литература
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. СПб.: КАРО, 2008.
Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: ТЦ Сфера, 2009.

Сценарий НОД в средней группе,

образовательная область «Художественное творчество»

(с использованием ИКТ)

тема:

«Украсим платочек».

Цель: расширить представления детей о различных способах изображения цветовых пятен: познакомить со способом изображения узора с помощью картофельных штампов на материале.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать осваивать умение видеть геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи чередования форм (цветовых пятен)

Познакомиться с правилами пользования штампами для отображения цветового пятна.

Осуществлять последовательность операций по стихотворному алгоритму

Получить первоначальные представления о свойстве материи впитывать краску

Развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев ведущей руки путем выделения объектов на интерактивной доске двойным нажатием, пальчиковой гимнастики.

Развивать цветовосприятие

Развивать умение видеть целое (представлять свою будущую работу)

Развивать образное мышление: ассоциативность (замещение отображения предмета его моделью – цветовым пятном)

Развитие метрических отношений: выстукивание двухударного ритма подушечкой пальца

Развитие координации руки и глаза

Развитие потребности вступать в речевые контакты с взрослыми, отвечать на вопросы

Воспитательные:

Воспитывать желание делать приятные сюрпризы (подарки), получать от этого радость и удовлетворение

Воспитывать потребность доводить начатое дело до конца, получая продуктивный результат

Воспитывать привычку работать аккуратно, неторопливо, пользоваться влажной салфеткой для рук

Побуждать всегда иметь чистый носовой платок

Предварительная работа: работа в уголке творчества с тычками, трафаретами. Игра с геометрическими фигурами «Выложи узор на квадрате».

Средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска, (можно использовать ноутбук), матерчатые белые квадраты, картофельные штампы, гуашь основных цветов (синяя, красная, зеленая, желтая) – по два цвета на рабочем месте, влажные салфетки для рук.

Ход.

Дети входят в группу, становятся в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг .

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель замечает игрушку Чебурашка.

Воспитатель: Чебурашка, чем ты так расстроен? Кто тебя обидел? Расскажи нам, поделились своей бедой».

Чебурашка (мягкая игрушка, оживляемая воспитателем): Здравствуйте, я рад Вас видеть (дети здороваются с Чебурашкой). «Знаете ребята, я сегодня собираюсь к крокодилу Гене в гости, а в гости надо идти с подарком, а я не знаю, что ему подарить, подскажите мне пожалуйста».

Дети рассказывают, что можно подарить: куклу, конфеты, цветы, машины и т.д.

Чебурашка: «А я слышал, что самый лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками, но я ничего не умею делать (плачет)».

Воспитатель: «Ты прав Чебурашка, подарок, сделанный своими руками, всегда приятно дарить, и ценится он больше, чем купленный в магазине (воспитатель с детьми подходят к интерактивной доске, на которой появляется слайд – коврик, салфетка и платочек)».

Чебурашка: «Ой, что это такое красивое и нарядное?»

Воспитатель: «А это Чебурашка, платочки, коврики и салфетки, которые можно сделать своими руками».

Чебурашка: «А у меня тоже есть платочек» (показывает белый кусочек материи). Отличная вещь, не правда ли? Без чистого платка я никогда не выхожу из дома. А у вас есть платок? (дети показывают свои платочки). Какие у вас красивые платочки. А у меня – просто кусочек материи. Такой платок неудобно дарить. Может мне его украсить? Чем же мне его украсить?»

Воспитатель: «Сложно так сразу придумать. Да ведь у нас есть волшебный экран. А на волшебном экране можно увидеть волшебную коллекцию картинок».

Чебурашка: «Ты, страничка, открывайся, и копилка, появляйся (нажимает на доску, появляется страничка с картинками). Кто поможет мне выбрать подходящий рисунок?»

Воспитатель: «Дети все хотят быть твоими помощниками. Тогда за дело. А волшебный экран нам поможет. Только давайте вспомним, что нам для волшебных появлений нужно? Нам нужен наш умелый пальчик! (воспитатель показывает указательный пальчик, нажимая на подушечку). Покажите ваш самый умелый пальчик (дети показывают, нажимая на подушечку пальца) . Этим пальчиком надо постучать по картинке два раза – вот так: стучим по коленкам: «Тук-тук, кто там, я тут» – учимся выстукивать двухударный ритм. Постучим по ладошке».

А теперь, Тамила, к доске беги, на картинку пальчиком два раза ты нажми.

Дети по очереди выбегают к доске, нажимают на понравившуюся картинку: появляется платочек, картинки разбегаются то по углам, то по сторонам, то в центре квадрата (педагог кратко поясняет особенности узора). Если используется ноутбук, то дети просто выбирают картинку, а воспитатель открывает.

Чебурашка: «Какие интересные узоры получаются. Какой бы мне выбрать для моего рисунка? Да я и сам, наверное, не хуже придумаю. Сейчас я попробую изобразить свой узор. Чем же мне его нарисовать? (воспитатель подает Чебурашке красивую коробку и предлагает посмотреть, что в ней лежит. Чебурашка открывает коробку и показывает детям краски, пробковые штампы, салфетки для рук, называя каждую вещь). Как же я этими пробковыми обрезками рисовать буду? Может кто-то мне объяснит? (Дети говорят, а воспитатель выполняет за ними действие)».

Воспитатель спрашивает детей, что необычного они заметили? Что происходит с краской на материале? (впитывается, а раньше на бумаге она долго сохла, могла растечься).

Воспитатель предлагает Чебурашке помощь, показывая алгоритм действий, от имени Чебурашки приговаривает стишок:

Штамп я в краску окуну,

А потом к платку прижму:

В уголок – оп!

В уголок – оп!

Снова в краску обмакну,

Снова я к платку прижму

В уголок – оп!

Новый штампик я возьму,

В другую краску обмакну,

К серединке я прижму – оп!

Красота! Какие у меня на платочке ягодки выросли! Вот какой я узор придумал!

Ой, измазал лапки я чуть-чуть – не беда! Тряпочку возьму и быстро их протру! Вот так!

Чебурашка: «А вы, ребятки, хотите пойти со мной в гости к крокодилу Гене, моему другу? (Да! ) Тогда вам тоже нужно приготовить подарок! А давайте ему много красивых платочков подарим! Тогда он у нас будет самым аккуратным и воспитанным на свете». Тогда пора размяться:

А ну-ка поднимайтесь

Плясать принимайтесь!

Физминутка:

Раз – подняли руки вверх

Два – их отпустили

Три – поставили на пояс.

Дружно покружились.

Раз, два, три, четыре, пять

Хватит нам уже плясать

Мы сейчас работать будем

И платочки украшать!

Начинает звучать медленная мелодия.

А теперь глазки закрываем

Свой платочек представляем!

Какого цвета будет у вас узор? Где вы разместите узоры? Представили?

Глазки открываем! А теперь за дело беремся смело!

Каждый из вас может выбрать себе рабочее место. Какая краска вам больше нравиться, туда и подходите! Вспоминайте, как вы хотели расположить узор на платочке. Кто не придумал узор, или забыл, тот может взглянуть на волшебный экран! Волшебный экран – ваш помощник, он вам подскажет идею!

Воспитатель: «Ребятки, давайте вспомним нашу присказку и за дело: штампик я возьму, в краску окуну, к уголку платочка ровненько прижму – оп!»

Дети украшают платочки, в это время на экране - слайд-шоу из вариантов оформления платочка, звучит релаксационная музыка.

По мере выполнения работы дети приносят платочки к Чебурашке.

Чебурашка: «Вот здорово, какие нарядные платочки! Ни одного похожего нет. Все замечательные. Такие платочки не стыдно дарить! А я тоже время не терял, я еще три платочка украсил».

Чебурашка благодарит малышей за помощь и прощается:

А теперь пришла пора

Нам прощаться детвора.

Я подарочки возьму

В гости к Гене я пойду.

Воспитатель отмечает, какие красивые платочки сделали дети, и предлагает подарить их мамам.

Марина Ракитина

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию

Тема: «Рисуем пальчиками» (рисование на свободную тему)

Старшая группа

Дата проведения занятия: 26.10.2015

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования «Пальчики-палитра».

Задачи:

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования «Пальчики-палитра»;

Развивать у детей художественные способности, воображение, фантазию;

Продолжать развивать мелкую моторику рук, сенсомоторику;

Продолжать обучать самостоятельному выявлению новых оттенков из заданной гаммы цветов.

Материал: бумага, гуашь, губки, тряпки, палитра.

Ход занятия

Дети садятся за общий стол и воспитатель рассказывает детям о важности пальцев рук, о том, как было бы человеку неудобно, если бы их не было или если бы они были неподвижны, не сгибались. Дети вступают в диалог с воспитателем, уточняя, что делаем мы пальцами. На каждый свой ответ воспитатель выполняет аналогичные движения: играют на фортепиано – показывает вместе с детьми игру на фортепиано (на столе, на гитаре – имитируют игру на гитаре, озорничают – щекочут соседа.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что пальчиками можно не только играть на гитаре и фортепиано, держать карандаши и ложку! (дети говорят свои варианты)

Воспитатель: А как вы думаете, умеют ли ваши пальчики рисовать без красок, кисточек, карандашей?

(дети приводят самые разнообразные примеры – это рисование пальцами на запотевшем стекле, ногтем, процарапывая замороженное стекло, пальцем на мокром песке, не снегу)

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал рисовать пальцами по воздуху? (дети отвечают)

Воспитатель загадывает детям загадку и рисует руками по воздуху, а дети отгадывают:

1. Крашеное коромысло над рекою повисло (радуга)

Скачет по болоту

Зелёная квакушка.

Зелёненькие ножки,

Зовут её. (лягушка)

2. Надевают их на ножки

В жизни - люди, в сказке – кошки (сапожки)

3. Эта палка станет крышей,

Если в дождь из дома вышел! (зонт)

Воспитатель: Вы молодцы ребята, легко справляетесь с таким сложным заданием. А теперь я покажу вам, как можно рисовать пальчиками на листе бумаге, используя краски (воспитатель демонстрирует рисование гуашевыми красками. А вместо кисточки пальцы. Воспитатель сначала рисует ромашку – окунает палец в желтую краску и ставит точку, затем палец вытирает о салфетку и снова окунает палец в белую или синюю краску и пальцем проводит продолговатые полоски вокруг желтой серединки. Затем воспитатель показывает как рисуется снежинка)

Воспитатель: Вам понравилось? (показывает рисунки) Дети отвечают.

А еще можно рисовать целой ладошкой и у вас получатся зайчики и осьминожки, ежики и кустики. Можно рисовать на белой и цветной бумаге.

Дети приступают к выполнению работы. Ребята задумывают целые сюжетные картинки. Увлекаясь содержанием, они делают не отпечатки, а просто рисуют пальцами рук. У каждого ребенка прослеживается в ходе работы свои прием. Одни используют каждый палец как носитель определенного цвета, а другие рисуют одновременно сразу двумя руками.

Воспитатель напоминает детям, что лучше не опускать палец в новую краску, пока не вытрешь его тряпкой.

Весь ход занятия сопровождается легкой непринужденной музыкой.

По окончании работы воспитатель прикрепляет детские работы на магнитную доску.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось рисовать пальчиками? (дети отвечают)

Воспитатель выслушивает детские рассказы о создании пальцами своих рисунков. Каждый ребенок делится своими впечатлениями, рассказывает о своем рисунке, что он задумал в своей картинке и что изобразил.

Нетрадиционные техники рисования «Рисуем ладошками»

Занятие по рисованию на свободную тему в старшей группе

Дата проведения занятия: 22.10.2015

Цель: познакомить детей разновозрастной группы с нетрадиционной техникой рисования- рисование ладошкой.

Задачи:

1. Развивать художественные способности детей, воображение, фантазию;

2. развивать внимание, воображение, воспитывать интерес к творчеству.

Материал: краски, листы, кисти, салфетки, стаканчики под воду.

Ход: Ребята, сегодня у нас будет необычное, интересное занятие, мы будем рисовать ладошками. Выберите любой цвет, который понравится, возьмите кисть и окуните ее в краску, а затем на ладонь. Потом прижимает ладонь на бумагу. Что получилось? Ваши маленькие, красивые ладошки, А теперь мы дорисуем стебель и листья, получаются красивые цветы. Что именно понравилось? Молодцы, у всех красиво получилось!

Ребята, Вам понравилось занятие?

Ответы детей

Нетрадиционные техники рисования «Печатаем растения»

Занятие по рисованию на тему «Цветы в вазе» в старшей группе

Дата проведения занятия: 05.11.2015

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования-«Печатка»

Программное содержание:

Познакомить с нетрадиционной техникой Печатка (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание)

Развивать художественно-творческие способности

Развивать умение подбирать краски по цветовой гамме

Развитие мелкой моторики рук

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой

Формировать композиционные навыки.

Материал: кисточки, гуашь, черный лист картона, листья цветов- гербарий

Ход занятия:

Ребята, скажите пожалуйста, что любит получать на праздник любая женщина? (ответы)

Любой подарок будет очень приятен, но букету цветов будут рады все. А как вы думаете, почему? (ответы)

Цветы привлекают нас своим внешним видом, разнообразием, нежным запахом.

Сегодня мы будем рисовать букет цветов в вазе, но не совсем обычным способом.

Перед вами лежат белые листочки разной формы. На них мы будем накладывать краску, а потом отпечатывать на черный лист.

Возьмите белый листок побольше. На нем карандашом намечаем форму нашей вазочки. Берем гуашь и накладываем ее на контур (но не рисуем).

Затем переворачиваем, накладываем на черный лист снизу и приглаживаем.

Снимаем, получилась вазочка.

Таким же способом делаем цветы. Накладываем гуашь на цветы по несколько цветов и печатаем в разных местах.

Цветы могут быть и круглой, и овальной, и треугольной формы (цветы не накладываем друг на друга, между ними должны быть промежутки.)

Ребята, а вы знаете, почему цветы такие красивые?

Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки. Давайте, и мы с вами тоже выполним «цветочную зарядку».

«Цветочная зарядка»

Говорит цветку цветок

Подними-ка свой листок.

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку,

Да притопни ножкой.

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

(вращение головой)

Стебель наклони слегка

Вот зарядка для цветка.

(наклоны на туловища)

А теперь росой умойся,

Отряхни и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Продолжим. Пальчиками берем зеленую краску (можно смешать с желтой) и рисуем листочки.

Моем руки. (отдых)

Берем тонкую кисточку и белую гуашь. Ставим точечки хаотично.

Вазочку поставим на стол и на салфетку (салфетку рисуем пальцами)

Вот такая красота у нас получилась.

Итог: Сегодня у нас получились чудесные букеты. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Давайте подарим эти букеты вашим мамам, они никогда не завянут и будут радовать ваших мам долгое время.


Конспект занятия с нетрадиционными техниками рисования кляксографии с трубочкой.

Старшая группа

Дата проведения занятия: 19.11.2015

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования кляксографией, делать кляксы с помощью трубочки, фантазировать и использовать любой подручный материал. Дети смотрят на них и видят образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. На последнем этапе - обводят или дорисовывают кляксы. В результате может получиться целый сюжет.

Назначение. Изготовление рисунков необычным способом.

Задачи:

1. Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования «Кляксография с трубочкой»

2. Развивать художественные способности

3. Развивать художественное воображение от абстрактного к конкретному.

4. Воспитывать аккуратность при работе.

5. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Можно не только дуть на кляксу из трубочки, но и наклонять бумагу в разные стороны. В первом случае получатся красочные брызги, во втором - цветные потеки.

Материал. Бумага, гуашь, разведенная в палитре, трубочка (соломинка для напитков, палитра, баночки с водой, влажные салфетки, палочки ватные, кисть для рисования.

Предварительная работа. Чтение стихов и загадок о весне. Тонирование листа бумаги. Техника рисования кляксографии с трубочкой.

Ход работы.

Ребята я получила письмо из разноцветной страны, от нашего друга, художника Раскраскина. Послушайте, что он пишет.

Здравствуйте, ребята! Хочу вам рассказать, что со мной приключилось.

Вчера принесла мне в подарок сестра

Бутылочку Чёрных-чёрных чернил.

Я стал рисовать,

Но сразу с пера

Кляксу огромную уронил.

И расплылось

На листе пятно,

Стало помалу расти оно:

Слева - хобот, А справа - хвост, Ноги - как тумбы, Высокий рост.

Я немедленно

К чёрной туше пририсовал Огромные уши,

И получился,

Конечно, он, - Вы угадали - Индийский. (слон) .

(стихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы») Посылаю Вам несколько своих новых работ, выполненных необычным способом рисования кляксографией с трубочкой. Надеюсь, вам они понравятся. До встречи. Ваш Раскраскин.

Показываются работы из клякс.

Воспитатель. Сейчас мы с вами продолжим знакомство при помощи воздуха, красок и трубочки нарисуем чудесные картины.

Загадки: 1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает (весной) .

2. Приходит с добром, веет теплом

Светом солнечным красна, а зовут ее (весна) .

Но для начала вспомним: какие признаки весны вы знаете? Ответы детей.

Давайте поиграем с вами в игру: какой? какая? какое? (ручей, солнце, проталины, дождь, грач, день) Я Буду называть слова, а вы будете подбирать к нему подходящие слова. Ответы детей.

А если, ребята, смешать краску желтую и красную, что у нас получиться? Ответы детей.

А какая весна у нас сейчас (ранняя) Ответы детей.

Смотрите на меня, а затем мы с вами выполним работу. Посмотрите, как можно рисовать трубочкой. (Воспитатель объясняет способ рисования) Зачерпываем ложкой краску (на политре - разведенная гуашь, выливаем ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Трубочку убираем.

Физпауза. Солнышко(2р) золотое донышко!

Гори(2р) ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей, прилетели 100 грачей.

А сугробы тают, тают, а цветочки подрастают.

Воспитатель. А сейчас приступайте к рисованию. Не спешите, работаем аккуратно.

Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая музыка). В процессе рисования воспитатель следит за техникой кляксографии, при необходимости помогает детям, дает советы.

Анализ работ. Дети рассказывают чему они научились.

Воспитатель. Молодцы, все сегодня постарались, получились интересные работы. Рисунки свои покажите и другим ребяткам, их тоже научите рисовать трубочкой. Раскраскин будет доволен работами ребят.