Конспект занятия для детей второй младшей групп: Моя семья. «Гигиена всем полезна». Конспект занятия во второй младшей группе Ребенок и общество занятия 2 младшая группа

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

во второй младшей группе

на тему: "Детский сад - второй наш дом "

Цель: показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть

взрослые, они заботятся о детях.

Задачи:

    обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (воспитателей, няни, повара, медицинской сестры);

    продолжать формировать положительное отношение к детскому саду;

    учить понимать смысл загадки и находить отгадку;

    различать эмоциональные состояния (весёлый, сердитый);

    воспитывать любовь к детскому саду, уважение к труду взрослых, доброе отношение друг к другу (называть друг друга ласково, нежно, весело);

    развивать положительные эмоции у детей, общую и мелкую моторику.

Предварительная работа:

тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара); рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; сюжетно-ролевые игры: «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад»; дидактическая игра: «Кому что нужно для работы», разрезное лото: «Профессии».

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; презентация «Наш любимый детский сад»

Ход занятия:

(Дети стоят в кругу на ковре).

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся."

Воспитатель: «Посмотрите-ка, ребята,

В гости к нам пришли зверята!»

Ребята, а кто к нам пришел сегодня в гости? (Мишутка, Зайка)

Мишутка:

Здравствуйте, ребята! Как вас много в детском саду! Мы с Зайкой очень хотим с вами познакомиться, поэтому предлагаем вам сыграть с нами в игру.

Игра: «Давайте познакомимся!»

(Дети встают в круг, передают Мишку вправо, а Зайку влево, по очереди называя свое имя ласково «Лерочка», «Сашенька» и т.д.).

Воспитатель: Ну, вот и познакомились, только, Миша, Зайка, почему вы такие невеселые? Чем огорчены?

Мишутка:

«Мы на полках лишь сидим,

На игры детские глядим,

Хотим, чтоб был, как у ребят,

Детский сад, для нас – зверят».

Воспитатель: Оказывается, ребята, зверята грустные, потому что у них нет детского садика, а они так хотят быть вместе, как и вы. Они даже не знают, что такое детский сад. Мишутка, Зайка, не грустите, наши ребята сейчас вам расскажут про то, что же такое на самом деле детский сад.

Давайте пригласим Зайчика и Мишутку посмотреть вместе с нами фотографии, но сначала отгадайте загадку:

« В этом доме все для нас –

Сказки, песня и рассказ,

Шумный пляс и тихий час,

В этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом!

В нем растем мы с каждым днем,

А когда подрастем,

Вместе в школу все пойдем. (Детский сад).

Фотография здания детского сада

Воспитатель:

Молодцы, догадались. Конечно, это наш родной детский сад.

А вот чем мы занимаемся в детском саду, мы сейчас с вами покажем.

Игра « Как живете?».

(Дети имитируют движения): Как утром делаете зарядку? Как танцуете? Как рисуете? Как умываетесь? Как ждете обед? Как машете вслед?)

Воспитатель:

Вот какие молодцы, не скучаете в детском саду. Так что же вы здесь делаете? (Играем, читаем книги, гуляем, ходим на музыкальные занятия и т.д.) Вам нравится ходить в детский сад? (Да). Но, ведь детский сад - это не только дом, но и взрослые, которые заботятся о малышах, о вас, чтобы вам здесь было хорошо, весело. Посмотрите, вот фотографии-помощники.

Фотографии сотрудников детского сада

Я буду загадывать загадки, а вы смотреть и отгадывать, про кого я буду говорить, только слушайте внимательно.

Первая загадка:

«Кто научит рисовать,

Лепить, строить и играть,

Усадив ребят в кружок,

Прочитает им стишок?

Кто сейчас же разберется

Почему Максим дерется?

Очень любит всех ребят,

Кто же это?…» (Воспитатели).

Молодцы, а как ваших воспитателей зовут? (Татьяна Владимировна и Светлана Александровна).

Следующая загадка:

« Кто же нам на стол накроет,

Подметет, пропылесосит?

Вымоет окна, стены, пол?

Протрёт от пыли стол?

Проследит, чтоб тут и там

Всё стояло по местам?…» (Няня).

Правильно, это наша няня. А как её зовут? (Анна Васильевна ).

Воспитатель: Какие, ребята, вы молодцы! Посмотрите, зверята что-то с собой принесли.

Зайка:

Мы принесли вам от наших лесных друзей вот этот конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

(Открывают конверт, достают две картинки, на которых изображены повар и врач). Так как мы не ходим в детский садик, мы никак не можем разобраться, кто же нарисован на этих картинках. Вы нам поможете, ребятки? (Да).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите внимательно, кто нарисован на картинке слева? (Повар).

Как вы догадались? (Он готовит, режет овощи, у него белый колпак…)

Правильно, молодцы.

«Ходит повар в колпаке

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед,

Кашу, борщ и винегрет».

А как зовут наших поваров, которые здесь, в детском саду, готовят для нас вкусную еду каждый день? (Елена Викторовна и Вера Михайловна ).

Ребята, а кто нарисован на картинке справа? (Врач). А в нашем садике, кто помогает нам, чтобы мы не болели и росли здоровыми? (Медсестра). Молодцы!

«За здоровьем деток

Медсестра следит.

Лечит без таблеток

Ангину и бронхит».

Как ее зовут? (Любовь Ивановна). А что делает Любовь Ивановна? (Взвешивает, измеряет температуру, мажет зеленкой раны .

Воспитатель:

Ну что, Зайка и Мишутка, теперь вы поняли, кто здесь нарисован и чем они занимаются в детском садике? (Да). (Дети садятся на стулья полукругом).

Воспитатель:

Ой, ребятки, посмотрите, Зайка с Мишуткой принесли еще вот эту красивую коробку. Зверята, а что в ней лежит?

Зайка:

Зайка:

Эта коробка необычная. В ней лежат предметы, которые так нужны для повара и медсестры. Мы их несли в ваш детский сад, чтобы отдать вам. Но мы так спешили к вам в гости, что Мишутка, который нес коробку, упал, а все предметы рассыпались и перепутались. Теперь нам нужна ваша помощь, чтобы разобраться, кому же какой предмет необходим для работы. Вы нам поможете, ребята? (Да).

Воспитатель:

Я положу картинки с изображением повара и врача на два стола, а вы

будете отбирать необходимые предметы и класть их к нужной картинки. Дидактическая игра «Волшебная коробка». (Дети вытаскивают предметы из коробки, называют, объясняют их назначение). Каждый предмет кладут тому, кому он нужен - повару: плиту, кастрюлю, сковороду; медсестре: шприц, градусник, витамины).

Мишутка:

Молодцы! Вы все сделали правильно, поэтому мы с Зайкой дарим вам эти игрушки.

Воспитатель:

Спасибо, друзья, а ещё мы хотим сказать вам, что для того, чтобы всем было хорошо и весело, нужно жить дружно. Правильно, ребята? Давайте покажем, как мы играем.

Пальчиковая игра «Дружба».

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики-

(пальцы обеих рук соединяются в замок)

Мы с вами подружим маленькие пальчики –

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

(поочерёдное загибание пальцев на правой руке)

Раз, два, три, четыре, пять -

(поочерёдное загибание пальцев на левой руке)

Вот какие мы дружные. Главное, чтобы в нашем детском саду всегда были мир, дружба, улыбки.

Психогимнастика:

Бывает, что мы ссоримся, и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то сразу всем становится весело, и мы улыбаемся. (Пиктограммы).

Это, какое личико? Как догадались? А это, какое? Почему так решили? Покажите, какое бывает выражение лица, когда мы сердимся? (Дети показывают). А теперь покажите веселое выражение лица. (Дети показывают

Игра на внимание «Сердитый, веселый».

(Дети топают ножками, когда видят картинку с сердитым выражением лица и хлопают в ладоши, когда видят « веселое» личико). Ребятки, давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселые улыбки. (На картинках нарисованы глаза и нос.) Дети дорисовывают на них улыбку ватными палочками. Молодцы, вот какой дружный у нас детский сад и наши детки. Любите детский сад - ваш второй дом!

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают,

Незаметно подрастают.

Детский сад - второй ваш дом,

Как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети,

Самый добрый дом на свете!»

Мишутка:

Вот, Зайка, видишь, как много мы сегодня узнали от ребят: что такое на самом деле детский сад, что там делают, как там весело и красиво. Пойдем скорее обратно в лес, к нашим мамам, расскажем им об этом. Пусть они тоже устроят для нас, зверят, лесной детский сад. И мы пригласим тогда ребят к нам в гости. До свидания, ребята, спасибо вам за такой интересный рассказ.

(Зверята уходят).

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, понравился наш рассказ Мишутке и Зайчику?

О чём вам было особенно интересно рассказывать? (Ответы детей). Молодцы, вы все сегодня очень старались, а теперь давайте поиграем в игрушки, которые подарили нам наши друзья.

Выполнила воспитатель
1 классификационной категории
Вдовина С. Г.

Цель: Формирование представлений у детей о различных формах вежливого общения.

Программные задачи:

  • Формировать эмоциональный интеллект у дошкольников.
  • Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
  • Развивать связную, диалогическую, интонационную, выразительную речь, закреплять умение использовать вежливые слова.
  • Развивать артистизм.

Предварительная работа.

Социально-коммуникативное развитие: Составление рассказа на тему: «Вежливый щенок.», «Наши добрые дела». Чтение В. Осеева «Волшебные слова»; С. Маршака « Урок вежливости»; сказка « Два жадных медвежонка».

Познавательное развитие:

Дидактическая игра: «Коробочка добрых дел»

Беседа на тему: «О хороших и плохих поступках.»

Рассматривали плакаты: «Будь вежливым.», «Этикет для маленьких.»

Сюжетно- ролевые игры: «Магазин», «Больница», « А у нас гости.»

Речевое развитие:

Словарная работа(этикет, одновременно, волшебные слова.)

Заучивание пословиц, отгадывание загадок.

Художественно-Эстетическое развитие:

Рисование: «Подарок для мамы» (салфетка); «Солнышко радуется, солнышко грустит.»; раскрашивание раскрасок.

Аппликация: «Солнышко»

Лепка: «Выставка посуды» (сервировка стола)

Конструирование: « Мебель для гостей.»

Физическое развитие:

Подвижные игры: « Помоги другу», « Море волнуется», «Догони- вежливое слово говори.»

Оборудование: домик, деревья 2шт., маска (коровы), игрушки(котик, ёжик, поросёнок, петушок, цыплёнок, белка, телёнок, корова). Платок для девочки.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята поздоровайтесь с нашими гостями. Мы сегодня с вами вспомним и расскажем гостям о волшебных словах, которые помогают людям жить дружно.

Дети а вы когда нибудь бывали в стране вежливых слов?

Дети: Нет.

В: А вы хотите там побывать?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте отправимся в страну вежливых слов.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Повернитесь к окну. Закройте глаза.

(звучит сказочная музыка, воспитатель одевает костюм феи.)

Воспитатель: Открывайте глаза.

Фея: Здравствуйте дети. Вы оказались в стране вежливых слов. А я фея этой замечательной страны.

Знают взрослые и дети

Много слов на белом свете!

А с волшебными словами,

Мы идём по свету с вами!

Скажите-ка мне, что это за волшебные слова?

Дети отвечают: Спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания и т. д.

И каждое слово имеет своё место.

Фея: Спасибо, молодцы!

А почему люди называют вежливые слова волшебными словами?

Дети: Потому что вежливые слова делают людей добрее.

Фея: Правильно!

Вежливые слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица. Люди начинают лучше относиться к тому, кто эти слова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться друг с другом, лучше относиться друг к другу.

Вспомните, пожалуйста, каким словом мы приветствуем и желаем здоровье?

Дети: Здравствуйте!

Фея: Верно! Добрые люди, особенно, дети рады здороваться со всеми на свете. Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается.

Это такой маленький секрет, его надо знать. (выделяем голосом.)

Дети, смотрите, а кто это там сидит под деревом. Давайте посмотрим.

Дети: Ёжик.

Фея: А что надо сказать ёжику?

Дети: Здравствуй ёжик.

Фея: Ребята давайте я вам прочту два стихотворения, как ребята общаются с ёжиком. И вы скажите, какой разговор вам понравился больше. И почему?

Слушайте внимательно.

(Доброжелательно)

Здравствуй, ёжик у дорожки!

Ты в траве, а я в пыли.

Я тяну к тебе ладошки

Ты меня не уколи.

(обращаться к ёжику громче, чем нужно, с вызовом.)

Слушай, ёжик у дороги!

Ты в траве, а я в пыли.

Уноси скорее ноги

И меня не уколи!

Так какой же разговор вам больше понравился?

Дети отвечают.

Фея: Молодцы. А давай-те отпустим ёжика, пусть он бежит дальше. До свидания, ёжик.

Представляете себе, что животные в моей стране тоже могут разговаривать с нами. Послушайте, как девочка беседует с коровушкой.

Девочка: Коровушка где была?

Корова: Далеко.

Девочка: Коровушка, что принесла?

Корова: Молоко.

Девочка: Спасибо, что столько смогла принести!

Корова: Вкусней моего молока не найти!

Девочка: Люблю молоко я парное, коровье!

Корова: Пожалуйста, милая пей на здоровье!

Фея: Какие слова здесь были волшебные?

Дети: «Спасибо» и «Пожалуйста»

Фея: А ещё было волшебное пожелание «На здоровье!» Тому, кто поел, попил и сказал «спасибо», мы отвечаем.

Дети: « Пожалуйста»

Фея: А вместо «пожалуйста» можно сказать?

Дети: «На здоровье»

Фея: Ой! Кто плачет. Давайте посмотрим.(Таня посмотри кто там плачет.)

Таня: Это котёнок.

Фея: Ребята спросите у котёнка. Почему он плачет?

Котёнок: Меня обидела девочка.

Фея: Ребята, если кто-то кого-то случайно обидит, что он должен сделать?

Дети: Попросить прощение, извиниться и т. д.

Фея: Да, молодцы!

А кто попросит прощение у котёнка? И расскажет нам стихотворение с волшебным словом «Извини».

Извини, меня котёнок,

Что тебя отогнала!

Я, наверное, спросонок

Ничего не поняла!

Я была спросонок-

Не сердись котёнок!

Фея: Молодец. Смотрите и котёнок повеселел. Ты котёнок больше не обижаешься на девочку.

Котёнок: Нет.

Фея: Давайте попрощаемся с котёнком.

Дети: До свидания.

Фея: История с котёнком приключилась с девочками и мальчиками, которые гостили у бабушки и дедушки. А когда возвращались домой, какое они волшебное слово сказали на прощание своим друзьям, птицам и животным?

Дети: « До свидания.»

Фея: Теперь послушайте, как замечательно это было.

1-й ребёнок.

До свидания, гусята!

И смешные поросята!

До свидания, петушок!

И цыплёночек пушок!

2-й ребёнок.

До свидания, сто дорожек,

По которым бродит ёжик!

Жаль не видно за сосной

Рыжей белки озорной!

3-й ребёнок.

Попрощаюсь я с котёнком.

И с коровой. И с телёнком.

Еду в город, я домой!

К вам приеду я зимой!

Фея: Молодцы ребята! Попрощались со всеми не кого не забыли.

А вот когда мальчики и девочки вернулись домой они всем своим родным и знакомым сказали…

Дети: « Здравствуйте!»

Фея: А когда садились за стол, то всем пожелали …

Дети: Приятного аппетита!

Фея: А когда поели, то сказали…

Дети: Спасибо!

Фея: А вечером ребята подошли к своим игрушкам и тихонько произнесли…

Дети: Спокойной ночи, приятных снов.

Фея: Замечательно, молодцы. Вы все так хорошо знаете волшебные слова. Я очень, верю и надеюсь что эти волшебные слова всегда будут с вами!

Ваше путешествие по стране вежливых слов заканчивается, вам пора возвращаться в детский сад.

Пока вы в дороге спойте песенку « Что такое этикет?»

Что такое этикет?

Мы сейчас дадим ответ:

Это правила такие.

Надо знать их с малых лет!

Что сказать когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.

Если вежливыми стать

И воспитанными быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить!

Вот мы и в детском саду. Ребята попрощайтесь с нашими гостями.

Название: Конспект занятия по этикету во 2 младшей группе «Путешествие в стану вежливых слов»
Номинация: Конспекты занятий, НОД / этикет


Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МКДОУ Детский сад «Родничок»
Месторасположение: Новосибирская область, Искитимский район, с. Лебедевка

В группе работают

Воспитатель

Бахарь Инна Генриховна, среднее специальное образование, первая категория, в должности с 1995г.

Подменный воспитатель

Барилюк Дарья Анатольевна, среднее специальное образование, без категории, в должности с 2018г.

Помощник воспитателя

Драчиловская Татьяна Владимировна, среднее специальное образование, в должности с 2018г.

Помощник воспитателя на замену Надобенко Елена Николаевна, профессиональное техническое образование, в должности с 1987г.
Музыкальный руководитель Анищик Лидия Николаевна
высшее образования, высшая категория,в должности с 2010г.

Руководитель физического воспитания

Кулеш Валентина Францевна, среднее специальное образование, вторая категория, в должности с 2001г.

Расписание занятий во 2 младшей группе №2

Понедельник

1. Фізічная культура 9.50-10.05

Вторник

1. Мастацтва (лепка/аплікацыя) 9.25-9.40

Среда

1. Фізічная культура 10.00-10.15

Четверг

1. Мастацтва (канструяванне/маляванне) 9.25-9.40

3.Фізічная культура 11.00-11.15

П ятніца

1. Мастацтва (музычная дзейнасць) 9.00-9.25

Распарадак дня

на летні аздараўленчы перыяд 2019 года

выхаванцаў 2 малодшай групы

Працэсы жыццядзейнасці

Час

Дома

Пад"ём, ранішні туалет

6.30 - 7.30

Ва ўстанове дашкольнай адукацыі

Прыём выхаванцаў на ўчастку, індывідуальная дзейнасць выхаванцаў. Гульні, ранішняя гімнастыка.

7.00 - 8.15

Гігіенічныя працэдуры, падрыхтоўка да сняданку. Сняданак

8.15 - 8.45

Гульнёвая дзейнасць аздараўленчага накірунку, самастойная дзейнасць дзяцей, эстэтычнае развіццё - мастацтва (маляванне, лепка, музыка), забавы з дзецьмі, чытанне мастацкай літаратуры (на свежым паветры)

8.45 - 10.00

Другі сняданак

10.00 - 10.10

Падрыхтоўка да прагулкі, прагулка на свежым паветры. Рухомыя гульні.

10.10 - 12.10

Вяртанне з прагулкі, гігіенічныя працэдуры,

12.10 - 12.20

Падрыхтоўка да абеду Абед

12.20 - 12.50

Падрыхтоўка да дзённага сну. Дзённы сон

12.50 - 15.00

Паступовы ўздым, паветраныя ванны, фізічныя практыкаванні, гігіенічныя працэдуры

15.00 - 15.30

Падрыхтоўка да падвячорка.. Падвячорак

15.30 - 15.50

Настольныягульні гульні, актыўны адпачынак

15.50 - 16.20

Падрыхтоўка да прагулкі, прагулка, актыўны вольны час на прагулцы, элементарная працоўная дзейнасць

16.20 - 17.35

Вяртанне з прагулкі, гігіенічныя працэдуры

17.35 - 17.45

Падрыхтоўка да вячэры. Вячэра

17.45 - 18.15

Індывідуальная дзейнасць выхаванцаў, гульні. Праца з бацькамі. Сыход дадому.

18.15 - 19.00

Дома

Прагулка, спакойныя гульні

19.00 - 20.00

Вяртанне з прагулкі, гігіенічныя працэдуры, падрыхтоўка да сну

20.00 - 21.00

Начны сон

21.00 - 7.00

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВО СПИТАННИКА

Физическое развитие

Основные антропометрические и физиологические показатели соответствуют возрастным нормам. К четырем годам рост ребенка достигает 96 - 107 см, масса тела 14,4 - 18,9 кг.

Ребенок имеет потребность и высокий интерес к двигательной деятельности, умеет использовать приобретенные под руководством педагогов двигательные навыки в самостоятельной игре.

Владеет всеми основными движениями (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); умеет использовать их в самостоятельной деятельности в зависимости от обстановки, условий; пытается продемонстрировать движения перед сверстниками, взрослыми.

Проявляет интерес к подвижным играм со сверстниками.

Умеет согласовывать движения в коллективной деятельности (строиться в колонну, круг, шеренгу, ориентироваться в пространстве).

Соблюдает правила безопасности при выполнении физических упражнений.

Усваивает сложные движения (езда на трехколесном велосипеде, катание на санках, передвижение на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых, элементы плавания).

Социально-нравственное и личностное развитие

Относится к себе позитивно, переживает чувство самоценности, уверенности в себе.

Осознает свою половую принадлежность, идентифицирует себя с представителями своего пола, знает отличия представителей противоположного пола. Присваивает стереотипы поведения, соответствующие своей половой принадлежности, ведет себя адекватно ей.

Переходит от притязания на признание ("Я хороший") к осознаваемой самооценке (сначала к общей, затем к дифференцированной). Способен адекватно оценить себя в продуктивных видах деятельности, в которых наглядно представлен результат. Характерна тенденция к переоценке себя в поведении, игровой деятельности, в системе межличностных отношений.

Чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение со стороны окружающих.

Самостоятельно моет руки и лицо; пользуется расческой, носовым платком; туалетом, вовремя сообщая о своих физиологических потребностях; под наблюдением взрослого чистит зубы.

Имеет представление о своем внешнем виде.

Правильно пользуется столовой и чайной ложками, вилкой.

Ест аккуратно.

Владеет разными формами выражения симпатии, уважения, любви к членам семьи, замечает их настроение и стремится улучшить его.

Проявляет интерес к совместной деятельности с детьми, распознает эмоциональные состояния сверстников и понимает их.

Знаком с речевым этикетом: использует вежливые обороты речи в общении друг с другом и взрослыми.

Имеет элементарное представление об общих признаках и возможностях человека, об особенностях своего внешнего вида, умеет быть опрятным.

Проявляет стремление к самостоятельности, в поведении руководствуется мотивами самоутверждения, признания сверстниками.

Соблюдает правила безопасного поведения в группе, на улице, на дороге, дома (осторожно спускается по лестнице, не приближается к открытому окну, двери балкона, не играет с огнем, не выходит за пределы участка детского сада, не доверяет незнакомым людям, не подходит к бездомным животным).

Не выполняет действий, способных нанести вред здоровью: не принимает лекарственные препараты без разрешения взрослых; не нарушает требований безопасности в процессе использования физкультурного и игрового оборудования, инвентаря; не купается в бассейне, водоеме без присмотра взрослых.

Имеет элементарные представления о пожарной безопасности.

Различает и называет существенные детали предметов, сравнивает и группирует их по цвету, форме, материалу, назначению.

Самостоятельно устанавливает связи между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он сделан.

Замечает закономерности и зависимость предметов и явлений.

Принимает роль персонажа, который задан в сюжете игры, и последовательно исполняет вытекающие из нее игровые действия.

Стремится передать характер отношений к другим участникам игры.

Подражает действиям взрослых.

Использует предметы в игре, подчиняя их функциональное употребление ее замыслу.

Замещает реальный предмет другим предметом или игрушкой в соответствии с сюжетом игры.

Взаимодействует с другими детьми и взрослыми в игре, обращаясь к ним с ролевой речью.

Под руководством педагога участвует в наведении порядка в группе, на участке; в уходе за растениями и животными в уголке природы.

Владеет элементарными умениями самоконтроля выполняемых действий.

Познавательное развитие

Познавательная активность

Проявляет интерес ко всему окружающему, стремится сам разобраться в новых явлениях, свойствах, функциях, задает много вопросов (определительные, причинные (почему? зачем? для чего?).

Осваивает новые способы познания, умственные действия, раскрывающие взаимосвязь явлений и событий.

Активно экспериментирует в практической деятельности (с водой, песком, снегом и др.).

Развитие сенсорных процессов

Расширяется круг сенсорных эталонов:

различает цвета спектра и их оттенки, называет цвета предметов и объектов природы, техники и др., усваивает сигнальное значение цвета (красный помидор - спелый, желтые листья - наступила осень, зеленый цвет светофора - путь открыт и т.д.);

знает расположение цветовых тонов в спектре;

осваивает приемы получения новых цветов путем смешивания красок;

свободно ориентируется в разнообразии геометрических фигур, различает, называет, использует в конструировании, аппликации, рисовании.

Овладевает сложными видами восприятия: при рассматривании картинки переходит от перечисления к описанию, выделяет образы, способен понять взаимосвязь объектов, понимает эмоциональное состояние персонажей (радость, печаль, страх, волнение и др.).

В сказке различает волшебное и реальное, плохих и хороших героев.

Развитие внимания

Способен обратить внимание на новые предметы и их свойства.

Замечает изменения в окружающем.

Способен к длительному сосредоточению на объекте, наблюдению за явлениями природы, поведением животных, работой транспорта, трудом людей.

Объем внимания расширяется до 4 - 5 объектов.

Может быть сосредоточен на интересной деятельности 10 - 12 мин.

Развитие памяти

Легко запоминает яркий наглядный материал, с которым действует (5 - 7 объектов).

Запоминает словесный эмоционально-насыщенный материал (сказки, рассказы, потешки, считалки - при многократном повторении); переходит от непроизвольной памяти к произвольной.

Принимает задачу запомнить, сохраняет в памяти поручения, способ действия, события, стихи, сказки, поговорки.

Начинает применять приемы самоконтроля при запоминании и воспроизведении.

Использует простые приемы осмысливания материала (соотносит, элементарно обобщает по сходным признакам, соотносит с ранее усвоенным).

Развитие мышления

Осваивает общие способы познавательной деятельности:

умеет анализировать, сравнивать, обобщать, находить и понимать связи и отношения;

легко оперирует образами при решении мыслительных задач в дидактических играх;

в проблемных ситуациях умеет выйти за пределы воспринимаемого, оперировать представлениями, наглядными образами знакомых предметов.

Решает умственные задачи без участия практических действий.

Планирует деятельность.

Представляет будущий результат своих действий.

Развитие воображения

Способен создавать наглядный образ на основе описания.

Начинает вычленять фантастическое и вымышленное, отличает его от реального.

Фантазирует на заданную тему, по собственному замыслу.

Использует приемы создания образов в воображении (комбинирование, смешение признаков, преувеличение, преуменьшение, неожиданные превращения и др.).

Элементарные математические представления

Оперирует понятиями "много", "один", "два", "три" (без пересчета), "столько - сколько", "поровну", "одинаково" на основе действий с предметами.

Имеет представления о величинных характеристиках предметов ("длинный", "короткий", "низкий", "высокий", "широкий", "узкий", "толстый", "тонкий", "большой", "маленький"), может сравнивать предметы по величине, группировать предметы по параметрам величины.

Может построить сериационный ряд из 3 - 5 предметов.

Может определить свойства геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр) осязательно-двигательным путем, классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (форма, величина, цвет).

Ориентируется на листе бумаги, на себе, в знакомом пространстве.

Имеет элементарные представления о частях суток, временах года.

Ребенок и природа

Проявляет доброжелательный интерес к физическим особенностям человека (части тела, лица; особенности строения глаза, уха и т.д.).

Различает и называет свойства воды, снега, льда, песка, глины, камней и т.д. (льется, лепится, гладкий и др.).

Различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений.

Различает и называет домашних и диких животных и их детенышей.

Обращает внимание на яркие сезонные проявления в мире растений и животных.

Активно участвует в уходе за растениями и животными.

Речевое развитие

Употребляет разные части речи.

Правильно называет предметы, выделяет характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека.

Обозначает словами результат сравнения предметов, игрушек, картинок. Соотносит целое и его части. Понимает и употребляет обобщающие понятия.

Знает многозначные слова: ножка (стула, стола, гриба). Называет слова с противоположным значением.

Образовывает названия детенышей животных.

Согласовывает существительные и прилагательные в роде и числе. Употребляет имена существительные единственного и множественного числа в родительном падеже.

Понимает и употребляет пространственные предлоги (в, на, под, за, около).

Правильно произносит гласные звуки и большую часть согласных звуков. Имитирует различные шумы, голоса животных.

Передает самостоятельно содержание литературного произведения связно, логично, последовательно. Отвечает на вопросы по содержанию картины. Составляет короткий рассказ сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно.

Эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Способен воспринимать и анализировать (с опорой на вопросы педагога) произведения изобразительного искусства, эмоционально откликаться на их красоту.

Понимает зависимость выразительности образа от использования художественных средств, способов изображения.

Проявляет желание выразить в рисунке свое отношение к предметам; пользуется кистью, краской, правильно держит карандаш и рисует им; рисует предметы, сюжеты, декоративные элементы, по замыслу; создает рисунки с использованием элементов живописных и графических техник, нетрадиционными способами; использует средства художественной выразительности в рисунке (цвет, простую композицию (середина листа или весь лист), основные формы).

Лепит предметы, сюжетные композиции на предложенную тему, по замыслу; использует разные способы и приемы лепки (отрывание, раскатывание, сплющивание и т.д.), средства художественной выразительности; соединяет отдельные части фигуры; освоил правила использования материалов для лепки.

Умеет составлять узоры на различных геометрических формах, предметные и элементарные сюжетные изображения; владеет навыками создания аппликации из разных материалов (бумаги, ткани) простыми способами - обрезать, разрезать, вырезать по контуру; старается использовать в аппликации сочетание цвета деталей и фона.

Конструирует: из строительного материала, простых деталей конструкторов; простейшие постройки, сюжеты (начальный опыт) по образцу; различает постройки по величине, форме; усвоил последовательность выполнения построек.

Музыкальная деятельность

Воспринимает и различает основные свойства музыкального звука (высоту, силу, тембр и длительность звучания), слушает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку. Различает эмоциональное содержание музыки (веселое, радостное, грустное, жалобное, плачущее, нежное, доброе, ласковое, спокойное, сердитое).

Исполняет попевки и песни с музыкальным сопровождением и без него, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой.

Воспринимает характер музыки и двигается в соответствии с ее характером. Выполняет основные движения (бег, ходьбу, прыжки), элементарные движения в плясках и образных танцах (топотушки на месте, покачивание корпуса с пружинкой, приседание и полуприседание и др.), движения с предметами и игрушками (мяч, лента, воздушные шарики и т.д.) в соответствии с характером музыки, водит хоровод, ориентируется в пространстве. Играет в сюжетные и подвижные музыкальные игры под инструментальную музыку и пение. Отображает характер музыкально-игровых образов с помощью образно-пластических действий.

Определяет, называет и различает детские музыкальные игрушки и инструменты по внешнему виду и тембру звучания (погремушка, бубен, треугольник, металлофон, ксилофон). Проявляет интерес к действиям с детскими музыкальными инструментами и игрушками.

Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» для воспитанников второй младшей группы «Мыльный пузырь»

Программные задачи:

Расширять представления воспитанников о здоровом образе жизни. Дать представления о назначении мыла. Упражнять в обследовании предметов, используя разные анализаторы. Развивать культурно-гигиенические навыки, потребность в чистоте и опрятности. Воспитывать чувство сопереживания по отношению к переживаниям людей, желание оказать помощь.

Материал и оборудование:

мыло разных форм, жидкое мыло, тазик, вода в лейках, мыло в мыльницах, полотенце, мыльные пузыри.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, вставайте в круг!

Раз ладошка, два ладошка.

Подружись со мной немножко

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

Доброе утро!

Вы проснулись?

Воспитатель:

Вы друг другу улыбнулись?

Воспитатель:

Сегодня к нам пришли гости, я предлагаю подарить им свои улыбки. (Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь»)

Воспитатель:

Подарили мне игрушку Не машинку, не хлопушку. Просто тюбик. А внутри Притаились пузырьки! Я лопаточку с «окошком» Окуну в раствор немножко Дуну раз, и два, и три Разлетятся пузыри. Пузыри легко взлетают, Цветом радуги сверкают!

Из-за двери выходит Мыльный пузырь с веселой рожицей.

Воспитатель:

Вот какой у меня получился пузырик большой!

Здравствуйте, дети! (Дети здороваются)

М.П.: Давайте знакомиться. Я - мыльный пузырик. Я сделан из мыла и воды. Очень люблю чистоту и ароматные запахи. А чем это у вас в группе сейчас пахнет?

Воспитатель:

Нет, пузырик, тебе, наверное, показалось. Хотя ты, наверное, прав. Ребята, подойдите поближе к столу и посмотрите, что находится под салфеткой. (Дети находят под салфеткой кусочки мыла).

Да это же мыло! Какое разное туалетное мыло!

Воспитатель:

Ребята, присаживайтесь на стульчики, и ты, мыльный пузырик, тоже с нами присаживайся! Ребята, для чего нужно мыло?

Умываться, мыть руки, чтобы были чистыми, стирать грязные вещи.

Воспитатель:

Ребята, давайте рассмотрим мыло. Скажите, какое мыло по цвету, по форме, на что похоже, какое бывает мыло? (Ответы детей).

Воспитатель:

А теперь возьмите в руки и понюхайте, чем пахнет? Поменяйтесь друг с другом. Какое мыло вам больше понравилось? Почему? (Ответы детей).

А вы умеете правильно мыть руки?

Покажите мне! На стол выставлены тазики с водой, на столе лежат полотенца, стоят лейки с водой, мыло в мыльницах.

Воспитатель:

Ребята, становитесь вокруг столов, и мы покажем, как умеем мыть руки и Мыльный пузырик нам в этом поможет. Процесс мытья рук воспитатель сопровождает вопросами: Что сначала нужно сделать?(засучить рукава, чтобы не намочить одежду) Затем открываем кран и … (намачиваем руки, берем мыло и намыливаем) Кладем мыло в мыльницу и растираем мыло по ладошке до белых перчаток. Покажите всем, какие у вас получились перчатки. Потом… (смываем мыло с рук). Отжимаем ладошки. Для чего? (Чтобы не капала вода на пол, чтобы не забрызгать друг друга). И вытираем полотенцем. Как вытираем? (Вытираем насухо одну руку, потом другую). Полотенце убираем. Раздается плач.

Воспитатель: Ребята, пойдем посмотрим, кто там плачет! Входит заплаканная чумазая девочка. Воспитатель: Рита, почему ты плачешь? Девочка: Потому что со мной никто не играет. Воспитатель: Рита, а ты не знаешь, почему с тобой никто не играет? Рита: Нет!

Воспитатель: А вы ребята не догадываетесь, почему с Ритой никто не играет?

Дети: Потому что она грязная, неумытая.

Воспитатель: А если не умываться, что может произойти? (Можно заболеть, появятся микробы) Воспитатель: Когда надо мыть руки? (Перед едой, после туалета, после прогулки, по мере загрязнения).

Воспитатель: А если вдруг нет мыла и воды, а руки грязные. Что делать? (Можно использовать влажные салфетки).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы знаете, для чего нужно умываться. А ты, Рита, теперь знаешь, почему дети не хотят с тобой играть?

Рита: Да! Потому что я грязная!

М.П.: Рита, вот дарю тебе мыло! Иди скорее домой, умойся, причешись и будешь чистая и красивая.

Рита: Спасибо! (Уходит).

Воспитатель: А еще с мылом можно играть в любимую детскую забаву «Мыльные пузыри» и выдувать вот такие большие веселые пузыри. (М.П. летает).

Воспитатель: Но чтобы надуть большой пузырь надо правильно дышать. (Дети делают упражнения на дыхание 3 раза).

М.П.: Ой, ребята, мне нравится, что вы знаете все о мыле, умеете правильно умываться, помогли девочке, и за это я вам подарю вот эти мыльные пузыри. А мне пора улетать, веселитесь! До свидания! (М.П. улетает)

Воспитатель: Открываем колпачки Выдуваем пузыри! Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь». Дети пускают мыльные пузыри.