Конспект занятия по развитию лексического строя речи. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе детей с ОНР «Игрушки. в старшей логопедической группе

Юлия Роднова
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья»

Цель: уточнить, расширить, закрепить знания детей о семье

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогащение и активизация словаря по теме «семья»

Продолжать работу по обучению образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Учить образовывать сравнительные степени прилагательных

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение подбора прилагательных

Развивать умение образования притяжательных прилагательных

Развивать слуховое внимание, связную речь, логическое мышление

Воспитательные:

Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким, стремление заботится о них;

Создание позитивного микроклимата в группе;

Привитие любви и уважения к мамам;

Интеграция образовательных областей:

«Физическое развитие»;

«Социально – коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»

Ход работы

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение, давайте пожелаем все вместе друг другу доброго утра. 3,4

Теперь садитесь, пожалуйста, за свои места.

2. Объявление темы

Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Верно. О семье. Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.

С кем ты живешь?

Сколько человек в твоей семье?

Кто старше всех? Кто младше всех (полным предложением)

3. Кто кем приходится?

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

4. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра с мячом.

Я буду называть членов семьи. Тот, кому я брошу мяч, должен назвать ласково.

В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

5. Подбор прилагательных

Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник мы скоро будем отмечать?

Международный женский день – это светлый праздник - праздник наших бабушек, мам, праздник всех женщин и девочек. Традиционно каждый год 8-го марта в нашей стране все мужчины поздравляют женщин с праздником. Дарят им подарки и цветы, помогают по хозяйству.

Скажите, какими качествами обладает мама? Какая она? (красивая, терпеливая, нарядная, нежная, ласковая, скромная, заботливая, веселая, умная, щедрая)

6. Динамическая пауза

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три – в ладоши три хлопка,

(Хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка.

(Движения головой.)

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

(Движения руками.)

Шесть – за парту тихо сесть.

7. Игра на развитие слухового внимания

Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат, что педагог назвал родственника. Педагог перечисляет различных персонажей: маму, одноклассницу, папу, соседа, дворника, сестру…

8. Выберите предмет. Подумайте, кто и что может делать этим предметом?

Детям предлагаются предметные картинки.

9. Образование притяжательных прилагательных

Платок мамы

Фартук бабушки

Инструменты папы

Шляпа дедушки

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)

Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)

Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

10. Образование сравнительной степени прилагательных

заботливая

трудолюбивая

здоровая

счастливая

11. Заключительная часть

Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?

Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/

Публикации по теме:

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Летние цветы» Летние цветы Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Летние цветы». Задачи: 1. Образовательные: -учить детей подбирать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

Возрастная группа: подготовительная

Речевое нарушение: ОНР 3 уровня

Тема «Волшебная страна»

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать имена прилагательные от имен существительных, подбирать однокоренные слова.

Закреплять правильное употребление предлогов.

Учить подбирать антонимы.

Формировать навыки словообразования и подбора действий к предметам. Развивать логическое мышление.

Развивать двигательные навыки: ходьба по канату, прыжки с одной ноги на другую.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: канат, мяч, модули круглой формы, модель ручья, эмблемы городов, дидактическая игра на классификацию предметов «Чемоданы», магнитофон, макет карты.

Ход занятия

1. Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы пригласить вас в волшебную страну. Хотите в нее отправиться? (Да!)

Путь туда не простой, чтобы попасть, надо преодолеть препятствия. Будьте внимательны в пути!

Посмотрите, ребята, нам надо пройти по навесному мосту (канату). Я пойду впереди, а вы за мной друг за другом.

(звучит песня «Гномы», дети идут друг за другом, наступая всей ступней).

Вот мы и прибыли в волшебную страну. И первый город, который нас встречает - «Город гномов».

В этом волшебном городе живут самые маленькие жители. Все у них маленькое и одежда, и обувь, и домашние животные. Маленькие гномики любят носить не колпаки, а …(колпачки) не ботинки, а …(ботиночки), не штаны, а …(штанишки) играть не мячом, а …(мячиком). Кушать не конфеты, а …(конфетки), не яблоки, а…(яблочки). У них в доме живут не кошки, а… (кошечки), которые любят пить не молоко, а …(молочко). На клумбах растут не цветы, а…(цветочки).

Молодцы, ребята. Все назвали правильно.

Продолжаем наше путешествие по Волшебной стране и отправляемся в следующий город, который называется «Наоборот».

Дорога трудная, пойдем по кочкам через болото. Смотрите, не упадите! Шагаем с одной кочки на другую.

(дети идут по мягким модулям округлой формы. Звучит музыка.

Вот мы и прибыли. В этом городе жители все делают наоборот. Самая любимая их игра «Скажи наоборот». Хотите в неё поиграть?

Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны сказать, как это слово будет наоборот и вернуть мяч мне.

Большой -… маленький

Длинный -…короткий

Сухой -… мокрый

Горький -...сладкий

День-…ночь

Добро-…зло

Жара-..холод

Вперед-…назад

Быстро -… медленно

Тихо-…громко

Много-…мало

Темно-.. светло

Понравилось играть? (Да!)

Но нам надо продолжать путешествие.

Путь в следующий город лежит через лес. Идите за мной.

(звучит музыка «Зайчика»).

- Ребята, кто-то прыгает по лесной тропинке? Кто же это может быть? (Заяц.)

Правильно, это заяц.

Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)


- Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Мы помогли зайчику, пора продолжать наш путь.

Посмотрите, путь в город преградил ручей, чтобы не намочить ноги, надо через него перепрыгнуть.

(дети перепрыгивают через «ручей»)

3 город «Путешественников»

Мы прибыли с вами в город Путешественников.

Живут они в разных домах, одни сделаны из дерева, значит они какие - …? (деревянные). Другие из кирпича- значит они какие? (кирпичные). Третьи- сделаны из камня, значит они какие?-…(каменные).

Молодцы, ребята! Вы все назвали правильно!

Жители этого города очень любят путешествовать, и им приходится часто собирать чемоданы. В этот раз они что-то напутали. Давайте поможем найти лишний предмет в чемодане и объяснить, почему этот предмет лишний.

(дети садятся за столы и выполняют задание на классификацию предметов «Найди лишнее»).

Молодцы, ребята, помогли жителям правильно собрать чемоданы.

Время нашего путешествия, к сожалению истекло. И нам нужно возвращаться…

Закройте глаза, а я скажу волшебные слова и мы вернемся в детский сад. (произношу «волшебные слова»)

Ребята, вам понравилось наше путешествие в волшебную страну? (Да!)

Мне кажется, что другим детям тоже будет интересно побывать в этой стране, чтобы они нашли дорогу, давайте составим карту!

В каких городах мы сегодня побывали? (ответы детей)

С кем мы встретились в лесу? (с зайчиком)

Что мы сделали для зайчика?

Какая любимая игра у жителей города «Наоборот»?

Что мы узнали про город гномиков? (В городе гномиков все маленькое)

Что мы делали в городе Путешественников? (помогали собирать чемоданы)

Какие любимые занятия и игры у жителей волшебных городов?

Второй год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Первый период обучения (сентябрь – ноябрь). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи.

ЦЕЛЬ: Научить использовать в речи приставочные глаголы: наливать, поливать, выливать.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать слуховую память.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ: стакан с водой, банка, тарелка, пустые чашки, компот в банке, молоко в банке, вода в банке, картинки (врач, лекарство, шофёр, канистра, девочка Маша, сок, дедушка, чайник, садовник, цветы на клумбе, папа, вода), лейка, вода, цветы на подоконнике, платок.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед беседует с детьми по вопросам:

Кто в детском саду готовит для детей?

Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник, свекольник ).

А что пьёте на третье? (компот, кисель, чай, молоко ).

Логопед : Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит за мной три слова:

Чай, кисель, компот.

Сок, кофе, какао.

Молоко, кефир, кофе.

Борщ, щи, свекольник.

Какао, сок, кисель.

Сообщение цели занятия.

Логопед: Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Кто хочет с завязанными глазками попробовать напиток и определить, что это был за напиток? Я завяжу тебе глазки, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпил(а)? (ребёнку предлагается выпить глоток из стаканчика с водой).

Ребёнок: Воду.

Логопед: А теперь вылей воду. (Ребёнок выливает воду).

Маша выливает воду.

Дети: Маша выливает воду. (Предложение повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе).

Логопед: Подойди ко мне, Ира. Налей воду. Дети, что делает Ира? Ира наливает воду.

Дети: Ира наливает воду. (Предложение повторяют 2-3 раза, а затем и все вместе).

Логопед: Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Маша и Ира?

Дети: Разные.

Логопед: Правильно. Налить – можно во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить – можно из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки. Посмотрите на эти напитки, что ещё можно налить? Иди, Миша, налей молока. А ты, Максим, налей компота.

Дети составляют предложения про Мишу и Максима.

Логопед: Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

Дети: Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т.д..

Логопед: А что наливает шофёр в бензобак своей машины?

Дети: Шофёр наливает бензин.

Логопед: Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Давайте представим, что у нас вот в этой тарелочке прокисший суп, а в этой чашечке совсем холодный чай. Кто выльет прокисший суп и чай и расскажет нам о своих действиях?

Дети: Дима выливает суп (чай).

Физкультминутка.

Логопед: Дети, посмотрите-ка на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли и цвели, их надо поливать. Давайте возьмём лейку и польём их.

Дети поливают по цветочку, остальные комментируют действия товарища: Маша поливает цветок.

Логопед: А что поливает садовник, дворник?

Дети составляют предложения: Садовник поливает цветы, клумбу. Дворник поливает дорожку, улицу.

Логопед ещё раз обращает внимание детей, что в слове «поливает» часть слова по- , выражающая другое действие.

  1. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед: А сейчас мы поиграем. Внимательно слушайте и хлопайте только тогда, когда услышите, что я называю часть слова (на, налить, по, полить, по, вы, вылить, на ).

А теперь исправьте ошибки. В предложениях части слова на-, по-, вы- перепутались между собой.

Мама поливает суп.

Садовник наливает клумбу.

Паша поливает молоко.

Дворник выливает улицу.

Дети проговаривают предложения с правильным действием и интонационно выделяют префиксы глаголов.

  1. Составление предложений по картинкам.

Дети составляют предложения по картинкам : врач – лекарство, шофёр – канистра, девочка Маша – сок, дедушка – чай, садовник – цветы, папа – вода .

Логопед: У вас на столе конверты с картинками. На счёт «раз» возьмите конверты. На счёт «два» достаньте картинки и положите их перед собой, на счёт «три» составьте предложение. В вашем предложении должно быть одно из слов-действий: наливает, выливает, поливает.

Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофёр наливает бензин.

  1. Итог занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы выполняли разные действия и составляли предложения. Назовите, какие действия вы выполняли? (С префиксами на-, по-, вы-).

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Транспорт

Третий год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Второй период обучения (декабрь –март). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи.

ЦЕЛЬ: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

ЗАДАЧИ:

1) обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

2) закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

3) активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

4) закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

5) закреплять усвоение категории творительного падежа союзом с.

6) закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

7) закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

8) познакомить детей с многозначными словами. Объяснить разницу в значении этих слов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

проектор или экран; презентация в программе Power Point к занятию; видеоролик про автомобили; компьютерная программа «Развитие речи. Учимся правильно говорить»; «водительское удостоверение» на каждого ребенка; игрушечные автомобили; картинки на тему «транспорт»; опорная схема для описательных рассказов; листы бархатной бумаги с контурами разных машин; клубки ниток на каждого ребенка; мяч; сигнальный кружок на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед обращает внимание детей на экран. Дети смотрят видеоролик про автомобили.

Логопед: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

Дети: О транспорте.

Логопед: Правильно, о транспорте.

Логопед : Ребята, посмотрите на экран.

А как вы думаете, какой бывает транспорт?

Дети: Транспорт бывает наземным, водным и воздушным.

Логопед: Верно, транспорт бывает наземным, водным и воздушным. Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, водный. Индивидуальные ответы детей

Логопед обращает внимание детей на экран

Проводится игра «Дружит или не дружит».

На экране по три картинки.

Машина «дружит» с автобусом или глобусом?

Самолет «дружит» с ракетой или котлетой?

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?

Трамвай «дружит» с поездом или домом?

Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?

Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Дети должны сказать правильно и аргументировать свой ответ.

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем, какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить».

Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

Логопед: А сейчас я вам предлагаю произнести звуки различного транспорта, но сначала нам нужно размять наш язычок, губки.

Артикуляционная гимнастика

«Пыхтит паровоз», «Лодочка качается на волнах», «Шторм на море», «Гребем веслом».

«Лодочка», «Гудит пароход», «Вагон на рельсах», «Самосвал высыпает груз».

«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.

«Машины едут по мостовой».Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

«Гудит поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»

«Сигналит машина». Произнесение слога би на одном выдохе: «Би-би-би-би»

На экране картинки.

Логопед: Обратите внимание на экран, что вы видите на картинке?

Дети : Хвост самолета и лисий хвост.

Логопед: правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего лисе и самолету хвост?

Дети: Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.

Логопед: Как вы думаете для чего крыло самолета? крыло птицы?

Как вы думаете для чего нос теплохода? нос волка? нос человека?

Упражнение «Из чего-какой?» закончи предложения.

Логопед: Ребята, посмотрите на экран.

Дверца из металла (какая?)

Дети: Металлическая.

Логопед: Руль из пластмассы (какой?)

Дети: Пластмассовая.

Логопед: Сиденье обшитое кожей (какое?)

Дети : Кожаное.

Логопед: Колесо из резины (какое?)

Дети: Резиновое.

Дети стоят около логопеда полукругом

Логопед: Ребята, давайте поиграем в

игру «Летит, едет, плывет».

Поднять сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту и назвать действие, совершаемое этим транспортом (самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик)».

Упражнение «Что на что похоже»

На ковре размещены две группы картинок.

Первая группа картинок: Экскаватор, трактор, подъемный кран, руль, самолет, автомобиль.

Вторая группа: жираф, баранка, птица, крот, жук, конь.

Логопед: Ребята, вы должны подумать и сказать, что на что похоже. Выберите предмет из одной группы картинок и сравните его с предметом из другой группы картинок и объясните, почему вы так думаете.

Дети : Руль круглый, как баранка. Самолет похож на птицу, потому что он тоже имеет крылья, нос, хвост и летает. Экскаватор похож на крота, потому что он роет землю. Автомобиль похож на жука формой, оба двигаются и гудят. Трактор и конь пашут землю. Подъемный кран похож на жирафа, потому что он тоже высокий и большой.

Физкультминутка

«Шофер» (проводит один из детей)

Едем, едем на машине,

(движения рулем)

Нажимаем на педаль,

(сгибать и вытягивать ногу)

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль.

(ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли:

Влево, вправо - чистота.

(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)

Волосы ерошит ветер.

(шевелить пальцами)

Мы шоферы хоть куда!

(поднять большой палец)

Логопед: А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).А кто знает, что такое автомагазин?

Дети: Автомагазин - это магазин, где продаются машины.

Повторение шуточного стихотворения.

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),

Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),

Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),

Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),

Во двор... (заехали), вот и... (приехали).

Логопед проводит

игру с мячом «Один-много».

На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).

На витрине микроавтобус, а в магазине... (микроавтобусы).

На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).

На витрине милицейская машина, а в магазине... (милицейские машины).

На витрине спортивный самолет, а в магазине... (спортивные самолеты).

На витрине мотоцикл, а в магазине... (мотоциклы).

Упражнение «Расскажи-ка»

Логопед: Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я - продавец.

Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ.

Логопед: Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

Дети на листе бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин выкладывают нитью машину по контуру.

Итог занятия.

Логопед : Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: …

Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали.

Дети прижимают кулачок к уху.

Ответы детей.

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Второй год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Второй период обучения (декабрь –март). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи.

ЦЕЛЬ: Учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать общую моторику.
  2. Учить согласовывать движения с речью.
  3. Развивать мыслительную деятельность.
  4. Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.
  5. Учить имитировать голосом особенности зверей.

ОБОРУДОВАНИЕ: маски зверей (лисы, белки, медведя, зайца, волка), картинки (лисы, волка, зайца, медведя, белки, части тела этих животных, жилища этих животных).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Логопед : Отгадайте загадки.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В лесу, на старом дубе,

Орешки я грызу. (Белка)

Ходит летом косолапо,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь).

Рыжая плутовка,

Хитрая и ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

Каким словом можно назвать всех этих зверей?

Дети: дикие животные, лесные звери.

Логопед: У каждого большого зверя есть детёныши. Давайте назовём их.

Дети называют детёнышей зверей.

  1. Игра «Найди свою маму».

Логопед раздаёт детям маски животных. Каждый ребёнок надевает на себя маску и зовёт своего детёныша голосом, имитирующим особенность зверя, чья маска на нём надета.

Дети: Я лиса. Где мой лисёнок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? И т.д.

  1. Физкультминутка.

Зайцы скачут: скок-скок-скок.

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идёт ли серый волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, подтянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

  1. Игра «Чей хвост, чьи уши?»

Выставляются картинки с изображением зверей.

Логопед спрашивает детей, что они видят на картинках, что общего у всех этих зверей? (морда, хвост, лапы, уши, туловище).

Назовите части тела различных животных. Это лиса. У лисы морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей. Чья морда? – Лисья. Это волк. Чья морда? – Волчья. Чей хвост? – Волчий, лисий. Чьи лапы? – Волчьи, лисьи.

Дети проговаривают сочетания: лисья, медвежья морда и т.п..

Детям раздаются картинки с изображениями животных, где перепутаны части их тела. Дети должны правильно подобрать соответствующие картинки.

  1. Игра «Найди свой домик».

Логопед: Все звери живут в домах, которые по-разному называются: конура, нора, гнездо, берлога. Для каждого зверя надо найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных.

Дети: Это лисий хвост. Мой зверь – лиса. Она живёт в норе. Это беличий хвост. Мой зверь – белка. Она живёт в дупле. И т.д.

  1. Итог занятия.

Логопед выставляет 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она лишняя.

(лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост;

Беличья морда, медвежьи лапы, вол, заячьи уши).

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЗИМА.

Второй год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Второй период обучения (декабрь –март). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи.

ЦЕЛЬ: Учить детей составлять рассказ по теме «Зима».

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать слуховую память.
  2. Учить образовывать прилагательные от наречий и наоборот.
  3. Учить составлять простые распространённые предложения.
  4. Учить согласовывать движения с речью.
  5. Развивать мыслительную деятельность.
  6. Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, картинки для составления предложений.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Логопед : Сядет тот, кто запомнит и повторит слова:

Холодная, морозная, снежная зима.

Белый, пушистый снег.

Холодные, крупные снежинки.

Прозрачный, гладкий, ровный лёд.

Холодный, сильный ветер.

Снегири, воробьи, синицы.

  1. Беседа о зиме.

Логопед: Я вам загадаю загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: Какая погода стоит зимой?

Дети: Холодная.

Логопед: Если зимой холод, то какая это зима?

Дети: Холодная.

Логопед: Что выпадает зимой?

Дети: снег.

Логопед: Если зимой снежно, то значит зима какая?

Дети: Снежная.

Логопед: А если зимой морозно, то какая зима?

Дети: Морозная.

Аналогично от наречий: рано, поздно, метельно – ранняя, поздняя, метельная.

Логопед: Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним всё, что мы рассказали. Какая зима?

Дети: Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная.

Логопед: А если зимой очень-очень холодно, дуют сильные ветры, то такую зиму называют «студёная».

А сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: Наступила холодная, суровая зима.

Дети составляют предложения о зиме, разглядывая картинки (снег, дом, деревья и т.п.).

Логопед: Вы говорили, что зимой падает снег. А какой он, снег?

Дети: Белый, пушистый, лёгкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый, скрипучий.

Логопед: Какие бывают сугробы?

Дети: Большие, высокие, пушистые, мохнатые.

Логопед: Давайте составим предложение о сугробах.

Дети: Появились огромные пушистые сугробы.

Логопед: Что происходит с реками, озёрами, прудами зимой?

Дети: Они замерзают. Покрываются льдом.

Логопед: Какой бывает лёд?

Дети: Твёрдый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий.

Логопед: Значит реки и озёра покрываются прозрачным, скользким льдом.

  1. Физкультминутка.

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом),

  1. Помогите птицам.

Логопед: А птицы зимой есть? Какие птицы остаются у нас зимовать?

Дети: Воробьи, синицы, вороны и т.д.

Логопед: Если эти птицы у нас зимуют, то как их называют?

Дети: Зимующими.

Логопед: Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?

Дети: Холодно. Голодно.

Логопед: Давайте составим предложения о том, как птицам зимой.

Дети: Зимующим птицам холодно и голодно.

Логопед: А как можно помочь птицам зимой?

Дети: Сделать кормушку.

  1. Составление предложений по сюжетным картинкам и объединение их в рассказ.

У каждого ребёнка на столе лежит конверт с сюжетной картинкой.

Логопед предлагает каждому ребёнку составить предложения по картинке, а затем объединить их в связный рассказ.

Например: Наступила холодная, снежная зима. Выпал блестящий, пушистый снег. Появились мягкие сугробы. Реки и озёра покрылись прозрачным твёрдым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети повесили птицам кормшку.

  1. Итог занятия.

Логопед: Сегодня мы составляли предложения о зиме и рассказы. А кто помнит, какое новое слово мы узнали о зиме? Какая она бывает, когда очень-очень холодно и дуют сильные ветры?

Вам хочется помочь птицам зимой? Тогда вы тоже можете сделать кормушки и насыпать в них птичкам корм.

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Наш дом.

Третий год обучения (подготовительная группа). Второй период обучения.

Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи.

ЦЕЛЬ: Обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать развивать связную речь.
  2. Продолжать развивать внимание, мышление.
  3. Продолжать учить сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.
  4. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.

ОБОРУДОВАНИЕ: игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

Где живет лиса? (Лиса живет в норе)

(волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

  1. Образование родственных слов.

– А где живет человек? (В доме)

Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

О большом доме? (домище)

Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

  1. Расширение словаря за счёт пассивного словарного запаса.

– В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке).

Кто строит дома? (строители)

Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник).

  1. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют слова-действия.

Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

  1. Физкультминутка.

Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки: Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки. предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора. постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше, а потом встают на носки.

  1. Образование прилагательных.

– Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

– Понравились Бабе-Яге эти дома и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы - из бумаги -

из камня – из металла - изо льда -

из глины - из стекла - из дерева –

– Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

  1. Итог занятия.

Логопед: Вам понравилось занятие? А что больше всего понравилось? Логопед отмечает, что у детей получилось на занятии, а что не очень. И подводит итог.


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Непоседы».

Город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ

Тема : «Весна пришла»

Цель : Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Расширить словарь детей по лексической теме, упражнять в подборе глаголов, закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением и совершенствовать навыки деления слов на слоги.

Совершенствовать фонематическое восприятие, развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление и художественно-эстетический вкус.

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование:

Слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Ход НОД

1.Организационный момент

(На столе лежит дидактическое пособие «Солнышко», обращаю на неё внимание).

Логопед: Ребята, кто заглянул к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед : Да, ребята, только что-то тут не то.

Как вы думаете? (пропали лучики).

Солнышко по секрету мне сказало, что лучи его находятся в волшебной корзиночке. Выполнив одно важное задание, вы сможете их вернуть (ответы).

Логопед читает:

Чтобы солнце засияло,

Нам собрать лучи все надо.

Ты заданье выполняй,

Лучи солнца собирай!

Чтобы лучики зажглись,

Друг другу улыбнись! (мимическая гимнастика).

- Давайте, поприветствуем солнышко, друг друга и гостей:

Здравствуй, солнце золотое, (дети раскрывают ладони в сторону солнца).

Здравствуй, небо голубое (поднимают руки вверх)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг друга)

Здравствуй, матушка-земля!

Логопед:

- А теперь слушайте важное задание, о котором я вам говорила: если вы отгадаете загадку, наше солнышко снова засияет золотыми лучами.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День пребывает.

Когда это бывает? (весной.)

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне.

2. Основная часть

1) Презентация

Логопед: Давайте вспомним, что же происходит в природе с приходом весны? (Слайды «Весна пришла!»)

Вопросы по слайдам:

  1. Что можно сказать о снеге? Что делает снег весной? (падает, кружится, блестит, тает).
  2. Что происходит с сосульками весной? (тают, капают, падают).
  3. Что делают почки весной? (наливаются, набухают, раскрываются, появляются первые листочки).
  4. Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, выводят птенцов).
  5. Что делают звери весной (просыпаются из зимней спячки, появляются детеныши).

Логопед: Все рады весне и ждут её с нетерпением. Раньше весну зазывали, в гости приглашали…

Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Давайте вместе скажем закличку о весне, чтобы она скорее к нам пришла.

2) Фонематическая зарядка

Логопед: Ребята, а теперь встаньте возле стульчиков и внимательно слушайте условие игры. Я назову слово, а вы хлопните в ладоши, если оно относится к весне, а если нет - присядете на корточки.

Слова: сосулька, зима, карандаш, мороз, луч, самолет, почки, птицы, солнышко, капель.

Поделим слова на части - слоги? Из скольких частей состоит слово: луч, тепло, солнышко.

Логопед: Весной оживает вся природа: прилетают птицы, раскрываются почки, просыпаются звери. Какие звери просыпаются весной? (Предполагаемые ответы детей). А теперь послушайте сказку и повторяйте движения.

3) Су-джок терапия « Путешествие Ежика»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож

(дети катают Су-джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи (дети катают Су-джок между ладонями).

Логопед : Ребята, давайте поиграем в весенние слова. Я называю слово, а вы подбираете признак к заданному слову.

4) Игра «Подбери слово»

Как можно назвать весну? Какая она, опишите ее (ранняя, красивая, теплая, долгожданная, веселая, поздняя…)

День какой? (солнечный, ясный…)

Весной солнце какое? (яркое, лучистое, теплое, ласковое…)

Настроение весной, какое? (радостное, весёлое, счастливое...)

3. Итог НОД

Рефлексия

А сейчас у вас какое настроение? Вам понравилась наша сегодняшняя встреча? Что вам понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)

Логопед:

Нашему Солнышку, мне и нашим гостям тоже понравилось, как вы дружно отвечали и все лучики собрали! Это яркое, веселое и лучистое Солнышко останется вместе с нами и будет нам дарить радость и тепло! Чтобы солнышку было веселее, мы нарисуем ему хорошее настроение и яркие лучи!

План-конспект НОД

по формированию лексико-грамматического строя речи

в старшей логопедической группе

(согласно ФГОС)

Тема: «Весна пришла»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формировать представления детей о весне, обогащать кругозор и активизировать словарь детей.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить словарь детей по лексической теме;
  • упражнять в подборе глаголов, согласовании существительных с прилагательными;
  • продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • совершенствовать навыки деления слов на части.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление, художественно-эстетический вкус.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе и друг другу.

Оборудование : слайдовое сопровождение на тему: «Весна пришла!», экран, мячи Су-джок, дидактическое пособие «Солнышко», прищепки, картинки по лексической теме.

Предварительная работа:

Беседа о временах года, рассматривание иллюстраций, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов и рассказов о весне.

Ход НОД

1. Организационный момент (мимическая гимнастика , мотивация).

2. Основная часть.

Слайдовое сопровождение «Весна пришла!»

Цель: активизация словаря детей по лексической теме, совершенствование знаний в согласовании глаголов с существительными.

Дидактическая игра «Поймай слово» (фонематическая зарядка).

Цель: совершенствование фонематического восприятия, развитие общей моторики.

Су-джок терапия « Путешествия Ежика».

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование речевых зон коры головного мозга

Игра «Подбери слово».

Цель: совершенствование знаний детей в правильном поборе прилагательных к существительным и в согласовании слов.

3. Итог НОД (рефлексия).

Конспект логопедического фронтального занятия

по формированию лексико – грамматических категорий.

«В гостях у Лесовичка».

Подготовительная группа.

Учитель-логопед:

Храмова Раушания Жаудатовна

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Золотая осень».

    Формировать и расширять у детей семантическое поле слова «лес».

    Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

    Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

Коррекционно-развивающая:

    Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная:

    Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, осенние листья, вырезанные из бумаги, заготовки для картины, выполненные из ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Скажите, какое сейчас время года?

- Осень.

Логопед: Назовите осенние месяцы.

- (ответы детей).

Логопед: Как называется осенняя пора, которая наступает в начале октября?

- Золотая осень.

    Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

1. Объявление темы. Подбор родственных слов.

Логопед: Ребята, я хочу познакомить вас со своим старым другом, Лесовичком. Он живет в лесу. Он очень любит лес и бережет его. Какие родственные слова к слову «лес» вы знаете? Назовите лес ласково (лесок) . Кто ухаживает за лесом? (лесник) . Кто выращивает лес? (лесовод). Как называются ягоды, которые выросли в лесу? (лесные). Как называются мелкие деревца, которые растут под большими деревьями? (подлесок). Как называется небольшой лесок между двумя большими лесами? (перелесок). Давайте спрячем в ладошки слова (делим слова на слоги и хлопаем).

Молодцы! Как много слов мы с вами вспомнили. Лесовичок прислал нам электронное письмо. Давайте, посмотрим его вместе! (На слайде презентации - грустный Лесовичок и черно-белая картина «Золотая осень» И.И. Левитана). Ребята, это – картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана. Называется она «Золотая осень». Но с ней что-то не так, правда? Неужели лес Лесовичка тоже потерял все краски? Я предлагаю вам отправиться в лес и во всем разобраться.

2. Игра «Лист какой?»

Логопед: А по дороге в лес, давайте, соберем опавшие листья. Назовите какой это лист и какого он цвета. (Логопед поднимает с пола листья, дети называют их). Это лист березы, он какой?

- (Это березовый лист, он желтый.)

Логопед: Это лист рябины, он какой?

- (Это рябиновый лист, он красный)

Логопед: Это лист каштана, он какой?

- (Это каштановый, он оранжевый)

Логопед: Это лист дуба, он какой?

- (Это дубовый лист, он коричневый)

Логопед: Это лист осины, он какой?

- (Это осиновый лист, он золотой).

Логопед: Это лист клена, он какой?

- (это кленовый лист, он бардовый).

(Каждому ребенку логопед дает листочек).

3. Гимнастика для глаз.

Логопед: Подул ветер, поднял лист и закружил его (гимнастика для глаз).

4. Игра «Назови признак».

Логопед: Листья все такие разные по цвету. Листья какие?

- (пестрые, разноцветные, яркие).

Логопед: Осенний ветер какой?

- (порывистый, пронизывающий, холодный, северный, колючий)

Логопед: Осенние облака какие?

- (серые, тяжелые, дождливые).

Логопед: Осеннее солнце какое?

- (холодное, тусклое, бледное)

Логопед: Осенний дождь какой?

- (мелкий, моросящий, затяжной)

Логопед: Погода какая?

- (Переменчивая).

5. Игра «Назови действие».

Логопед: Ветер что делает?

- (Ветер срывает листочки с деревьев, дует).

Логопед: Листья что делают?

- (желтеют, опадают).

Логопед: Дождь что делает?

- (моросит, льет, идет)

6. Игра «Признаки золотой осени»

Логопед: Ребята, назовите признаки золотой осени.

- Дует северный ветер.

Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.

Листья покрывают землю разноцветным ковром.

Перелетные птицы улетают в теплые края.

Животные готовятся к зиме, меняют шубку.

Люди убирают урожай.

    Развитие мелкой и общей моторики.

1. Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать:

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем.

2. Физкультурная минутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево!

Тихо сели – вновь за дело.

    Составление предложений и запись графической схемы предложения.

(На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень» в черно-белом варианте). Логопед: Ребята, давайте создадим свою картину, изобразим золотую осень.(Логопед выставляет панно и части картины). Перед вами лежат части картины. (На столе лежат вырезанные из ткани кроны деревьев, тучка, солнце, трава). Выберите любой предмет, прикрепите на нашу картину и объясните, почему вы решили его прикрепить.

- Я прикреплю солнышко, потому что золотой осенью погода переменчивая, и часто светит солнце.

Я прикреплю зеленую и желтую траву, потому что золотой осенью трава в некоторых местах желтая, а в некоторых еще зеленая.

Я прикреплю желтые и красные деревья, потому что золотой осенью деревья надевают разноцветный наряд.

Я прикреплю серые тучи, потому что осенью по небу плывут серые тучи.

Логопед: Посмотрите, ребята! Картина художника тоже приобрела яркие и сочные краски! (На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень»). Что на ней изображено? (Золотая осень). Кто написал эту картину? (Левитан). Лесовичок обрадовался, его лес стал ярким, разноцветным. Чтобы лес не тускнел, не погибал, его надо беречь, охранять от мусора, от болезней, от пожаров. Лес надо выращивать и ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас в любое время года. А нам с вами пора возвращаться в детский сад.

    Итог. Ребята, что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?

А что вам не понравилось?

(Ответы детей)