Конспект занятия по развитию связной речи. Занятие по развитию речи Индивидуальное занятие по развитию связной речи

I период обучения

Занятие 13

Тема: Пересказ рассказа, составленного

По демонстрируемому действию.

Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышле­ние детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (ро­бот, кукла, пирамидка; луноход, кон­структор, коляска и т. п.).

1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произой­дет. В помещение входят мальчик и девочка из той же группы, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходи­мо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике.

2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девоч­кой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отве­чать полно и точно:

Кто вошел в группу?

Что взял Алеша?

Что взяла Катя?

Что строил Алеша?

Кого кормила Катя?

(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной категории.)



3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Алеша выстроил баш­
ню, а что еще можно строить?»

Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.).

Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»

(Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.)

4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчи­ков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ножками топают, ручками хлопают,

Головкой кивают, все вместе отдыхают.

5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и подталкивает ход рассуждений
детей наводящими вопросами: «Какого цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть три большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по раз­
меру) и т.д.

6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услы­шат рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби. Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

Логопед просит детей самих рассказать о том, что они виде­ли. Начинается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашива­ются трое-пятеро ребят. .... .

7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность
детей.

Занятие № 15

Тема: Составление рассказа по демонстрируемому действию.

Цели : Учить детей отвечать на вопрос 3-6-словной фразой, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе; объе­динять фразы в рассказ из четырех-пяти предложений с наглядной опорой в виде предметов и объектов с их свой­ствами и качествами, действий с ними. Развивать внима­ние и словесно-логическое мышление детей.

Ход занятия

Организационный момент . Логопед предлагает детям взять свои

стульчики и пройти в умывальную комнату. Здесь дети ставят стульчи­ки перед умывальниками и встают; рядом. Логопед просит детей повто­рить за ним по три-четыре определе­ния. Признаки называются к предме­там, которые логопед берет в руки: (мыло) гладкое, розовое, тяжелое; (полотенце) белое, чистое, легкое; (зубная щетка) красная, длинная, лег­кая. (При затруднениях подбираются более простые определения и ко­личество их уменьшается.)

1. Логопед объясняет, что сегодня дети опять увидят выступ­ление трех «артистов».

Два мальчика и девочка, действия которых логопед оговорил с ними заранее, подходят к умывальникам. Один мальчик берет щетку, пасту и начинает чистить зубы; другой - моет руки с мылом. Девочка причесывается перед зеркалом.

Когда «спектакль» окончен, логопед задает всем вопросы, на­поминая, что отвечать надо полным предложением, громко и четко:

Что взял Петя?

Что взял Витя?

Что взяла Лена?

На что Петя выдавил пасту?
- Что намылил Витя?

Что расчесывала Лена?

Чем Лена расчесывала волосы?

(Разные вопросы к одному и тому же действию полезны для отработки падежных форм и для работы над фразой.)

2. После детальных и последовательных вопросов логопед просит одного из детей сильной подгруппы рассказать о том, что делали Петя, Витя и Лена. В качестве опорных сигналов можно
использовать предметы, с которыми действовали «артисты». После рассказываний двух-трех ребят можно переходить к физ­культурной паузе.

3. Динамическая пауза. Логопед командует: «Правую руку на пояс, левую - вперед, затем правую руку к плечу, левую - вверх» и т. п. (Такие упражнения не только позволяют детям подвигаться,
но и положительно влияют на развитие их внимания.)

4. С целью развития словесно-логического мышления можно предложить игру «К какому предмету подходит действие?» Логопед называет действие, а дети - соответствующий предмет: вытирать... (лицо) полоскать... (рот) чистить... (зубы) вытираться... (полотенцем)

причесываться... (расческой) и т.п.

Можно усложнить игру, предложив найти ошибку в сочета­ниях слов: «Расческой чистят зубы», «Полотенцем намыливают руки», «Пастой вытирают лицо» и т. п.

5. Словарная работа. В занятии, где отсутствует образец рассказа, его составление должно следовать сразу же после разбора темы. Словарную работу можно провести после демонстра­ции объекта.

В качестве объекта, к которому нужно подобрать определе­ния, на этом занятии можно взять мыло или полотенце. С помо­щью подсказок логопеда (жестов, опорных слов, слов-антонимов) дети называют 5-6 определений. (Мыло - гладкое, скользкое, тяжелое, белое, ароматное, липкое и т. п.)

Для подбора действий логопед предлагает детям сказать, что можно делать с полотенцем (стирать, гладить, вытираться, ве­шать, сушить и т. п.). Здесь также логопед помогает детям жес­тами, словами.

6. Логопед вновь предлагает ребятам вспомнить рассказ о том, что делали Петя, Витя, Леня, и двум-трем детям воспроизвести его целиком. После чего дает, при необходимости, свой вариант
связного, полного рассказа.

Занятие № 17

Тема: Пересказ короткого рассказа с использованием

Фланелеграфа.

Цели: Продолжать учить детей точно и полно отвечать на воп-* рос, строя фразу из четырех-шести слов; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.

Ход занятия

Организационный момент . Логопед просит сесть только тех детей, которым он скажет слово «пожалуй­ста». Задания звучат примерно так: «Леня, сядь, пожалуйста», «Ваня, са­дись», «Катя, пожалуйста, сядь», «Петя, садись на место» и т. п.

/. Логопед показывает детям большой фланелеграф и объяс­няет, что сегодня они будут смотреть «телевизор», где появится разные картинка. Затем читает рассказ, поочередно выставляя на фланелеграф те персонажи, о которых говорит:

Наступил вечер. Вся семья дома. Мама в кресле вяжет шапку. Папа на диване читает газету. Наташа делает гимнасти­ку в своей комнате. А собака Тишка играет с мячиком.

2. Разбор рассказа по вопросам. Логопед просит отвечать детей не только полно и точно, но и обязательно громко, внятно.
Вопросы:

Наступило утро или вечер? (Понятие «время суток» на
этом этапе не дается.)

1где сидит мама?

Что мама делает?

Где сидит папа?

Что читает папа?

Что делает папа?

Где папа читает газету?

Где мама вяжет шапку? и т. п. (Вопросы предусматривают наращивание фразы.)

3. Словарная работа. Логопед просит детей придумать на следующие вопросы различные варианты ответов и дать их пол­ным предложением: «Что может делать мама? Что может делать
Наташа? Что может делать Тишка?»

За каждый правильный ответ логопед дает ребенку звездоч­ку или фишку.

4. Для уточнения родственных отношений и развития мыш­ления проводится игра «Кто - кому». Логопед задает вопросы:
«Кто Наташа маме? А бабушке?», «Кто папа для мамы? А мама для папы?», «Кто мама для бабушки?», «А кто Наташа для бра­та Алеши? и т.п.

5. Динамическая пауза. Логопед просит детей представить
действия, которые герои рассказа могут совершать дома и изобразить; как мама подметает кухню, пылесосит комнату, стирает белье; как папа забивает гвозди; как Наташа делает гимнастику; как Тишка спит.

6. Логопед, показывая на картинки, расположенные на фланелеграфе, повторно рассказывает (а не читает!) текст. Трое-четверо ребят выходят к доске и повторяют услышанное.

После каждого рассказа логопед поощряет отвечающих за до­бавления в нем, выразительность, отсутствие пауз, громкость и четкость ответа и т. п.

7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

II период обучения

Занятие №8

Тема: Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

Цели: Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих после­довательность событий, и, следовательно, являющихся зрительным планом изложения.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит сесть тех детей, ко­торые вспомнят, какие животные и птицы могут жить в наших кварти­рах. Дети называют собаку, кошку, попугая, рыбок, хомяка, канарейку и т. п.

1. Логопед выставляет перед детьми серию сюжетных карти­нок о девочке, у которой в доме жили кошка и попугай.

Объяснение содержания картинок дается в такой последова­тельности: вот что случилось вначале, вот что потом и вот что в самом конце. Так как, возможно, это первая серия картинок, увиденная некоторыми детьми, логопед дает им время рассмот­реть изображение и предлагает послушать рассказ о девочке Маше, ее кошке и попугайчике:

- Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла в ком­нату - и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежит
несколько перышек. Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша - хороший, Петруша - хороший!» Подняла Маша
голову, а это ее любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!»

2. После эмоциональной паузы, завершающей чтение расска­за, логопед проводит традиционный разбор по вопросам:

Кто жил у Маши в доме?

Как звали кота?

Как звали попугая?

Почему попугай вылетел из клетки? (На этом этапе уже можно задавать несложные вопросы, начинающиеся со слова «почему».)

Что увидела Маша, когда вошла в комнату?

Почему Маша решила, что кот съел попугая?

Что лежало рядом с котом?

Откуда взялись перышки? и т. п. (Отрабатываются вари­анты ответов.)

3. С целью развития словесно-логического мышления можно провести игру «Кто лишний?» Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображениями кота, собаки, хомяка, попу­
гая. Просит найти «лишнее» живое существо и объяснить ход своих мыслей. Когда сообща выясняется, что «лишний» - попугай, логопед убирает картинку с его изображением и вновь
предлагает найти «лишнего». При затруднениях детей логопед объясняет, что хомячок очень маленький и поэтому отличается от кошки и собаки.

4. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям изобразить: как попугай взлетел на лампу, как кот прыгнул на попу­гая, как кот умывается лапкой, спит на диване, как попугай
клюет зернышки и т. п.

5. Логопед возвращает внимание детей к картинкам, вновь выразительно, немного другими словами, рассказывает историю о Маше и попугае, просит детей пересказать услышанное.

(Количество детей, занятых в пересказе, определяется време­нем, оставшимся до конца занятия.)

III период обучения

Занятие № 11

Тема: Пересказ рассказа, составленного по сюжетной

Картинке.

Цели: Учить детей пересказывать текст, составленный по сю­жетной картинке. Уточнить и активизировать словарь де­тей. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет, что можно собирать в лесу.

Дети отвечают: «В лесу можно собирать ягоды (грибы, шиш­ки, цветы, веточки, листья, орехи й т.п.)».

1 . Логопед предлагает рассмотреть картинку, на которой изоб­ражена в лесу девочка, бинтующая лапу собаке.

После рассматривания картинки логопед рассказывает исто­рию о заботливой девочке, которая помогла собаке:

Оля со своей собакой Альмой пошла в лес. Оля собирала грибы, Альма бегала по траве. Вдруг Альма жалобно заскулила. Оля бросила корзинку и побежала к собаке. Альма сидела около
разбитой бутылки, а из ее лапы текла кровь. Оля расплела косу, вынула из нее ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.

2. После небольшой эмоциональной паузы проводится разбор рассказа. Логопед задает примерно такие вопросы:

Когда это было?

С кем Оля пошла в лес?

Как звали Олину собаку? (Можно сравнить имя девочки и кличку собаки.)

Почему Альма заскулила? (Уточняется значение этого гла­гола») Обязательно дается нравственная оценка поступка тех, кто не убрал острые осколки.

3. Для развития логического мышления можно провести игру «Чей домик лишний!?»

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жениями муравейника, дупла, скворечника и норы. Предлагает­ся выбрать «лишний» домик и объяснить, почему он отличается от других. (Логопед помогает детям наводящими вопросами.)

4. Динамическая nayза. Проводится игра «Где растет?»

Логопед просит детей встать в линейку и отвечать на его воп­рос тому, кому он бросит мяч. Логопед спрашивает: «Где растут шишки (иголки, грибы, орехи, малина, трава, камыши и другие растения, которые можно встретить в лесу)?»

5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и повторяет историю о девочке и собаке, но с установкой на пересказ.

Историю пересказывают трое-четверо ребят. После каждого рас­сказа дается краткая установочная оценка. Например: «Мне очень понравилось, как точно Петя назвал все действия в рассказе и как выразительно он говорил».

6. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Занятие № 13

Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке.

Цели: Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой - конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, правильно строить длинные фразы с включением: определения. Развивать внимание и словес­но-логическое мышление детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает подобрать слова с противоположным значением к на­зываемым им:


отнимать - давать;

опускать - поднимать;

падать - вставать;

ссориться - мириться;

смеяться - плакать;

кричать - молчать;

открывать - закрывать и т. п.

Те, кто правильно отвечают, садятся на свои места.

1. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой изображена девочка с полной корзиной грибов, дающая плачущему мальчику гриб.

Логопед задает ребятам вопросы до картинке:

Когда это было?

Куда пошли мальчик и девочка?

Что они собирали?

Почему мальчик заплакал?

Что сделала девочка?

Что сказал ей мальчик?

Как поступила девочка? (Отрабатываются варианты ответов.)
На этом этапе обучения желательно уделить внимание со­ставлению предложений с включением нескольких определений:

Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний и т. п.)

Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, кра­сивые, белые и т. п.)

Какая девочка поделилась грибами? (Добрая, чуткая, внимательная, заботливая).

Новые, трудные слова проговариваются хором, их значение уточняется. При составлении предложений обращается внима­ние на то, что определяемое слово стоит в конце предложения.

2. Для развития внимания можно провести игру с мячом. Логопед бросает мяч и просит поймавшего его ребенка сказать два-три слова на заданную тему и называет обобщение: лесное животное (лесное растение, лесная птица, лесная ягода, лесной цветок и т. п.).

Для развития словесно-логического мышления проводит­ся игра «Лишний плод». Логопед произносит: «Шишка, земляника, орех, малина (или более трудный вариант: земляника, малина, орех, гриб)».

При затруднениях детей с ответом логопед задает наводящие вопросы: «Что из этих плодов едят? Что не едят? Что едят сы­рым и что только после варки и жаренья?» и т. п.

4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом соответствующих действий, которые дети повторяют вслед за ним:

Лена с Витей в лес пошли,

Всю поляну обошли,

К старой елке подошли

И огромный гриб нашли.

После 2-го показа можно попросить детей назвать похожие действия.

5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и просит составить интересные, выразительные, точные и полные рассказы. Логопед опрашивает трех-четырех детей. К оценке их
рассказов привлекаются остальные ребята. При необходимости логопед дает короткий вопросный план: «Что дети делали в лесу? Почему заплакал мальчик? Что сделала девочка?»

6. Подводится итог занятия оценивается деятельность детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «РУЧЕЁК»

Муниципального образования город Новый Уренгой

Ямало-ненецкого автономного округа

Конспекты занятий

по развитию связной речи

у детей дошкольного возраста 6-7 лет

с ОНР (3-й уровень) второго года обучения

с использованием метода интервьюирования.

Подготовила:

Кротова Ирина Владимировна

учитель-логопед

МДОУ ДС КВ «Ручеёк»

Г. Новый Уренгой ЯНАО

Новый Уренгой

2010

Тема: Интервью детей на зимней городской площади.


Цель:

Задачи:

    Уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствование грамматического строя речи: подбор слов-признаков и синонимов к словам, употребление существительных в косвенных падежах, глаголов движения с приставками.

    Развитие умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества, креативности, опыта. Развитие просодической стороны речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развитие коммуникативных способностей.

    Воспитание умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитание чувства эмпатии к родной природе.

    Вырабатывание и закрепление диафрагмального типа дыхания. Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи. Устранение аграмматичного использования слов в структуре связной речи.

Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, снежные комки, указка.

Предварительная работа:

Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения». Чтение сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы».

Ход занятия:

    Организационный момент и объявление темы занятия.

Стук в дверь. Почтальон передает письмо.

Ребята посмотрите, какой красивый конвертик, со снежинками. А почему снежинки, а не листочки зеленые? (Потому что сейчас на улице, в природе зима)

Хорошо. Сейчас посмотрим, что там внутри: в конверте лежат картинки, где нарисованы дети в зимнем смешанном лесу; картинки зимних месяцев; картинки-эмоции.

Ребята, взгляните, эта картинка нам уже знакома. Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Вспомните, в прошлый раз мы отправлялись в зимний смешанный лес. А во что мы были одеты? (Мы были одеты в зимних теплых шапках, в шубах, в валенках, в варежках и т.д.)

Здесь еще есть картинки – эмоции, а вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к этому времени года.

Зима – это хорошо, почему? (Потому что можно кататься на лыжах, коньках и т.д.)

Зима – это плохо, почему? (Потому что дует сильный ветер, мороз, холодно, метет метель, животным и птицам холодно и голодно)

Молодцы. Но это еще не все, здесь еще лежит письмо. Сейчас я зачитаю:

«Здравствуйте мальчики и девочки. Пишут вам ваши друзья подготовительной группы детского сада «Ручеек». У нас здесь так весело, интересно, даже не хочется возвращаться в детский сад. Вы еще не догадались, о чем мы пишем вам и где мы находимся? Тогда мы вам отправляем загадки, и по ответам вы поймете, куда мы вас приглашаем. В этих загадках есть отгадка ».

    Два коня у меня, два коня, 3. Все лето стояли,

По воде они возят меня. Зимы ожидали

А вода-то тверда, Дождались поры-

Словно каменная. Помчались с горы.

(Коньки) (Санки)

2. По снегу покатите-

4. На городской площади на снегокате Я подрасту,

Ваня к горке (подъехал) На костре согреете-

на горку (въехал) Я пропаду.

С горки (съехал) (снежный ком)

За горку (заехал)

Вокруг горки (объехал)

Из городской площади (уехал).

Молодцы, отгадали загадки . Кто догадался, куда приглашают нас ребята?

(На городскую площадь)

- Сегодня мы с вами отправимся на городскую площадь. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью у детей, которые отдыхают на городской площади. Водитель, который нас повезет должен быть внимательным на дороге, и его глаза должны хорошо видеть. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.

2. Зрительная гимнастика

Наши глазки отдохнули, сняли напряжение. Все ли мы подготовили, чтобы поехать к ребятам на площадь и начать брать интервью? Мы должны подготовить наш план работы и дальнейшие наши действия.

Корреспонденту в построении диалога, помогут условные знаки. Посмотрите на первый условный знак. Что изображено? (Нарисованы волнистые линии, волны.)

Вы правильно сказали. Попробуйте сказать, что это будет обозначать?(…….)

Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.

Взгляните, что изображено на следующем условном знаке? (Нарисовано пожатие рук.)

С чего начинают корреспонденты свой диалог, т.е. что нужно сказать, когда подходишь к незнакомому человеку и хочешь чем-то поинтересоваться?

(Здравствуйте. Добрый день…)

Молодцы! О чем нам подскажет следующий условный знак? Что нарисовано? (Лицо ребенка.)

Эта схема будет обозначать «Позвольте представиться». Нужно ли представиться? И как вы это скажите? (Меня зовут Катя, Сабина..)

Микрофон будет обозначать «Объявление темы диалога». Как корреспондент объявит тему диалога? (Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Зимних развлечениях детей на городской площади».)

Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Изображены зимние развлечения на улице )

Правильно. Так мы и назовем следующий план «Зимние развлечения». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы знаете, предпочитаете зимние развлечения? - Нам нравиться кататься на коньках, на лыжах, на санках, лепим снежную бабу, играем в хоккей, играть в снежки…)

О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено?

Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы принимаете участие в зимних развлечениях? - Я выбираю радость, потому что мне весело скатываться с горки и т.д.)

Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает?

Этот знак обозначает безопасность . Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время зимних развлечений?)

О чем нам подскажет следующий условный знак. Что изображено, и что обозначает? (На седьмой схеме нарисована дверь.)

Этот условный знак обозначает «выход из диалога». Что говорит корреспондент, когда заканчивает интервью?

Смотрим на седьмую схему. Что нарисовано? (На восьмой схеме нарисовано сердце)

Эта схема будет обозначать «Благодарность». Как скажет корреспондент, выражая благодарность за полученное интервью? (Спасибо вам за рассказ.)

Молодцы! Вы знаете дети, которые ждут нас на площади, лепят снеговиков, катаются на лыжах и т.д. Нам тоже с вами нравиться играть в зимние развлечения, поиграем?

4. Динамическая пауза.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы.

5. Распределение ролей.

Дети остаются в кругу. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.

6. Зимнее интервью детей на городской площади .

Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться на городскую площадь (проводится упражнение на общую моторику).

Мы приехали на елку, вокруг много детей. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми. Фотограф фотографирует, видеооператор - снимает. (Дети не используют условные знаки).

7. Итог занятия.

Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о зимних развлечениях. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Ребята решили вам преподнести медали - снежные комки: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, - зимняя площадь с новогодней елкой. Вместе с Ольгой Николаевной, воспитателем по изобразительной деятельности, нарисуйте вокруг елки зимние развлечения, о которых мы сегодня с вами беседовали, и вы давали интервью. Пока-пока.

Схема составления связного высказывания по лексической теме

«Зимние развлечения»

Тема: Экскурсия детей к водителям автотранспортного предприятия.

Цель: Развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность.

Задачи:

    Уточнять и расширять словарь детей по теме «Транспорт» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствовать грамматический строй речи: подбор родственных слов, употребление существительных в косвенных падежах, активизация словаря по теме «профессия».

    Развивать умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельно проявлять творчество, креативность, опыт. Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развивать коммуникативные способности.

    Воспитывать умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитывать чувства эмпатии к родной природе.

    Вырабатывать и закреплять диафрагмальный тип дыхания устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время речи. Устранять грамматичное использование слов в структуре связной речи.

Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, игрушки машин, письмо, посылка, карточки с буквами, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, мячик, указка.

Предварительная работа:

Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».

Ход занятия:

1. Организационный момент и объявление темы занятия.

Стук в дверь. Принесли посылку.

Ребята, посмотрите, какая посылка: большая, красивая. Прислали ее вам водители с автотранспортного предприятия. Не хотите посмотреть, что там внутри? Мне тоже так интересно посмотреть, что они вам прислали.

Обращение водителей к ребятам:

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам водители автотранспортного предприятия. Мы посылаем посылку с сюрпризами: чтобы отгадать, что внутри посылки, написали вам слова, по которым вы должны составить в кроссворде слово по первым буквам этих слов. Слова эти необычные, связанные одним из времен года, которое сейчас у нас за окном ».

(Логопед достает слова из посылки)

- Т еплая (карточка……………………………………………….)

- Р учьи (карточка …………………………………………………..)

- А прель (карточка …………………………………………………..)

- Н енастье (карточка …………………………………………………..)

- С осульки (карточка …………………………………………………..)

- П одснежник (карточка …………………………………………………..)

- О ттепель (карточка …………………………………………………..)

- Р анняя (карточка …………………………………………………..)

- Т рещит (карточка …………………………………………………..)

Молодцы. Какое слово получилось? (Транспорт ).

Итак, в посылке лежит транспорт. А какой транспорт, вы должны отгадать по загадкам, которые прислали водители:

Он в безбрежном океане Что за чудо – синий дом! Паровоз без колес!

Туч касается крылом. Ребятишек много в нем. Вот так чудо паровоз!

Развернется над лугами, Носит обувь из резины Не с ума ли он сошел-

Отливает серебром. И питается бензином. Прямо по морю пошел.

(Самолет)воздушный (Автобус)наземный (Пароход)водный

Молодцы. Назовите родственные слова к слову Транспорт.

(Транспортное депо, трансагенство, транспортировка, транспортник, транспортер, транспортный, транспортировать и т.д.)

Здесь еще есть картинки – эмоции. Вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к слову транспорт.

Транспорт – это хорошо, почему? (Потому что можно ……………..)

Транспорт – это плохо, почему? (Потому что если ездить неаккуратно, не соблюдать правила дорожного движения, то можно попасть в аварию и т.д.)

Молодцы. Водители не просто так прислали посылку вам, они вас приглашают в гости туда, откуда они начинают свой путь, работу. Хотите к ним съездить, ребята? (Да.)

Сегодня мы с вами отправимся в автотранспортное предприятие, где работают водители на различных машинах. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью по теме «Транспорт» у водителей, которые там работают. Водитель, который повезет нас, должен хорошо видеть и знать правила дорожного движения. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.

2. Зрительная гимнастика

Дети смотрят на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см., и на счет «1-4» приближаем его к кончику носа, затем переводят взор вдаль на счет «1-6». Повторить 4-5 раз.

Молодцы ребята. Глазки отдохнули. А что водители и пешеходы встречают на дороге? (На дороге водители и пешеходы могут увидеть светофор). Правильно. А сейчас я проверю, как вы знаете цвета светофора.

«Светофор» Динамическая пауза

Три цвета есть у светофора. Логопед показывает 3 круга

Они понятны для шофера:

Красный цвет – проезда нет. (Если я покажу красный – вы стоите на месте)

Желтый – будь готов к пути, (показав желтый цвет – нужно приготовиться)

а зеленый свет – кати, (показав зеленый – дети имитируют движения).

Дети садятся на свои места.

Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы отправиться дальше в путь. А в этом нам помогут наши условные знаки.

3. Предварительная беседа по схеме ведения диалога в форме интервью.

Вам эти условные знаки уже знакомы. Поэтому мы только рассмотрим основную часть беседы по теме «транспорт».

Посмотрите на первый условный знак. Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.

Взгляните, что изображено и что должен говорить корреспондент, увидев следующий условный знак? (Нарисовано пожатие рук.)

Корреспондент говорит (Здравствуйте. Добрый день…)

Молодцы! Следующий условный знак нам подскажет о чем говорить: «Позвольте представиться». (Позвольте представиться. Меня зовут Катя, Сабина..)

Молодцы! А что изображено дальше? Какой следующий вопрос будет задавать корреспондент? (Объявление темы диалога. Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Транспорте» )

Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Транспорт )

Какие виды транспорта вам известны? (наземный, воздушный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, водный)

Какие автомобили ездят в Новом Уренгое? (Легковые, грузовые, специальные)

На каком виде транспорта вы сегодня приехали в садик?

Как называется транспорт, который перевозит людей?

Как называется транспорт, который перевозит грузы?

На каком виде транспорта, вы предпочитаете передвигаться?

О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено? (На пятой схеме нарисованы эмоции, настроения.)

Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы возите людей на автобусах, на самолетах, на корабле)

Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает? (Изображена скорая помощь. Здоровье человека….)

Этот знак обозначает безопасность. Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время передвижения на транспорте?)

Следующий условный знак обозначает выход из диалога.

(Вы очень интересно рассказывали…)

Седьмая схема обозначает «Благодарность». (Спасибо вам за рассказ.)

Молодцы! Водители, которые ждут нас в автотранспортном предприятии, знают, кто, чем управляет. А вы знаете? Я тоже хочу проверить, справитесь ли вы с этим заданием. А в этом нам поможет озорной мячик.

    Динамическая пауза.

Игра с мячом «Кто чем управляет?»

Нужно продолжить предложение.

Автобусом управляет ….водитель,

Грузовиком управляет ……шофер,

Поездом управляет …..машинист,

Вертолетом управляет …. Вертолетчик,

Самолетом управляет …….Летчик,

Мотоциклом управляет …мотоциклист,

Велосипедом управляет …велосипедист

5. Распределение ролей.

Дети остаются в кругу и тянут жребий или бумажку. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.

6. Экскурсия детей в автотранспортное предприятие.

Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться в автотранспортное предприятие. (Проводится упражнение на общую моторику).

Мы приехали в автотранспортное предприятие, фотограф не забывает фотографировать разнообразные машины. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми, видеооператор - снимает.

7. Итог занятия.

Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о транспорте. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Водители решили вам преподнести веселые машинки с надписями: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, собеседнику, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, где нарисовано, по центру, земля, вода, воздух. Все это говориться одним словыом – транспорт. Вместе с Ольгой Николаевной нарисуйте вокруг АТП разные виды транспорта, о которых мы сегодня с вами беседовали, и брали интервью. Пока-пока.


Схема составления связного высказывания

по лексической теме «Транспорт»


Список литературы.

    Ванюхина Г.А. Секреты-советы связной речи. Сборник – 3. Новоуральск, 2005 – 68 с.

    Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. – (Логопед в

    Покутнева С.А. Развитие связной речи у дошкольников с нарушением зрения. Киев, 1988.

    Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. М., 2003.

    Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ,2002. – 144 с.

    Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.

Список интернет-ресурсов:


Тема: «Весна»

Цель:

Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы

Задачи:

1. Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

2. Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна», «Поведение птиц, животных весной».

3. Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до семи элементов.

4. Развивать общую моторику.

5. Воспитывать доброту, отзывчивость.

6. Формировать правильное отношение к объектам природы.

Оборудование:

Схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, снег, земля, птицы и животные), ландыши из бумаги; магнитофон; диск с записью музыки; контурные изображения подснежников на каждого ребенка.

Организационный момент:

Л: Послушайте внимательно загадку.

Снег снова тает.

День прибывает,

Ночь убывает.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает? (Весной)

Л: Сколько весенних месяцев? Как они называются? Какой месяц самый холодный (теплый)?

Что вы знаете о весне как о времени года?

Д: Весной солнце пригревает и тает снег. На крышах появляются сосульки. Птицы прилетают из теплых краев. В лесу на проталинах появляются первые цветы – подснежники. На деревьях набухают почки и появляются листочки.

Л: Вы назвали приметы весны. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.

Основная часть

1. Составление предложений по схемам

Л: Сегодня я к вам пришла с букетом из ландышей – это тоже весенние цветы, они не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ о весне. Вот наш первый помощник первый ландыш-сюрприз. (Логопед размещает на доске схему «солнца»). О чем мы будем составлять предложения?

Д: О солнце.

Л: Какое бывает солнце?

Д: Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

Л: А как солнце светит и греет весной?

Д: Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом.

Л: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Логопед размещает на доске схему «неба»).

Д: О небе.

Л: Что можно сказать про весеннее небо?

Д: Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое.

Л: Что вы можете сказать о снеге весной? (Логопед размещает на доске схему «снега»).

Д: Снег темнеет, тает, превращается в воду.

Л: Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале весны, какими в конце? (Логопед размещает на доске схему «дерева»).

Д: Сначала на деревьях появляются почки, а потом первые листочки.

Л: О чем теперь будем составлять предложение? (Логопед размещает на доске схему «земли»).

Д: О земле.

Л: Что вы можете сказать о земле весной?

Д: Земля освобождается от снега, появляется трава и цветы.

Проведение динамической паузы

Тихо звучит музыка.

Л: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Солнце пригревает. В полях снег тает. Птицы прилетают. Подснежники расцветают. Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы как лучи. Наклоняются вперед, одновременно делая взмахи руками в стороны. Выполняют резкие взмахи руками как крыльями. Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют руки в виде цветочного бутона.

Л: Пока мы играли, появился новый ландыш со схемой. (Логопед размещает на доске схему «птицы»). О ком мы будем говорить?

Д: О птицах.

Л: Какие изменения происходят в жизни птиц весной?

Д: Птицы прилетают к нам из теплых краев и начинают вить гнезда.

Л: Для чего птицы вьют гнезда?

Д: Чтобы отложить яйца и вывести птенцов.

Л: Как люди могут помочь прилетающим птицам?

Д: Они строят для птиц скворечники.

Л: Что делают животные весной? (Логопед размещает на доске схему «животные»).

Д: Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

2. Развитие психологической базы речи

Логопед собирает букет из ландышей-схем и предлагает детям разместить их на доске в том же порядке. Дети выполняют задание.

3. Составление описательного рассказа по схемам

Л: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про весну, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа.

Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом. Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое. Снег темнеет, тает, превращается в воду. Появляется трава и цветы. На деревьях сначала появляются почки, а потом первые листочки. Птицы прилетают из теплых краев и начинают вить гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Итог занятия

Л: Дети, что вам запомнилось, понравилось?

Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы. Старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам подснежники. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о весне – прекрасном времени года, ее приметах.

прислала

Лукина Т. А.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в

Тема: Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок («Сказка "Три медведя"»)
Цель: развивать связную речь
Задачи:
- учить пересказывать рассказ с опорой на серию сюжетных картинок
- расширять словарный запас по теме «Мебель»
- упражнять в образовании относительных прилагательных
- упражнять в употреблении предлога на
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Оборудование: серия сюжетных картинок «Сказка "Три медведя"», картинка «Найди отличия»
Речевой материал: тропинка, большой-средний- маленький

Ход занятия:


Организационный момент

Подготовительная работа

«Что лишнее?»
«Назови ласково» (Мебель для медведей»)

Работа с компьютером «Сказка "Три медведя"» (Сюжетные картинки, аннимация)


Рассказ логопеда без дополнительной установки на последующий пересказ
Логопед предлагает послушать рассказ:
- Послушай сказку про Машу и трех медведей
Словарная работа: тропинка

Работа по тексту сказки
- О ком сказка?
- Как звали девочку?
- Где гуляла девочка?
- Что она увидела?
- Зашла ли Маша в дом?
- Какую мебель увидела девочка в доме?
- На какой стул девочка села сначала? Потом?
- С какого стула упала Машенька?
- Почему девочка упала со стула?


Повторный рассказ логопеда с установкой на пересказ

Пальчиковая гимнастика

Самостоятельный рассказ ребенка с опорой на сюжетную картинку
Игра «Найди отличия»

Подведение итогов занятия (рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Составление картины «Зимние забавы» и рассказа по ней.

В конспекте представлены методы и приемы работы над развитием связной речи у детей с ОНР....

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ. ...

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...

Гомзяк О.С.

Г64 Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию

связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

ISBN 978-5-296-00749-0

Вниманию логопедов предлагается пособие, входящее в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников*. Оно включает перспективный тематический план и конспекты занятий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе логопедической группе.

Предлагаемые занятия помогут логопеду спланировать и провести целенаправленную коррекционную работу по развитию связной речи и словесно-логического мышления в течение всего учебного года.

Пособие адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп.

мастерскую-студиюеСИНЕРГИЯ» ([email protected] )

и лично Юрия Петровича Боровского

и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь,

оказанную в издании данной книги.

©Гомзяк О.С, 2007ISBN 973-5-296-00749-0 ф Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ ч Д», 3007


ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений, «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.

Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:

Конспекты фронтальных занятий I, II, III периодов обучения;

Три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению грамоте»;

Три тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя;

Конспекты занятий по развитию связной речи и демонстрационный материал к ним.

В данном пособии вниманию педагогов предлагается перспективный тематический план и 32 конспек-

Введение

Та занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.



На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:

Составление описательного рассказа с опорой на схему;

Пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

Составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;

Придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

Составление рассказа на заданную тему.

В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.


перспективный тематический

план занятий по развитию связной речи

у детей 6-7 лет с онр

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Недели Темы № зан.
Сентябрь
1,2 Обследование речи детей
Рассказывание по теме «Осень»
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания
Октябрь
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов
Ноябрь
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Составление описательного рассказа с опорой на схему

6 Перспективный тематический план занятий



II период обучения (декабрь, январь, февраль)


Перспективный тематический план занятий 7

III период обучения (март, апрель, май)


Недели Темы № эан.
Декабрь
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец - рассказ логопеда)
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)
Январь
1-2 Каникулы
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
Февраль
Пересказ сказки «Две косы»
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

Недели Темы № эан.
Март
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа ГА, Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий
Апрель
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий
Май
Составление рассказа «Человек» по серии картин
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин


Ход занятия

/. Организа ционный момент. Игра «Отга дай загадку»

Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет - Вот и завтрак, и обед. (Картофель)


Врос он в землю крепко. Сидит на грядке колобок. Круглый бок, желтый бок. Что же это? (Репка) Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста)

2.Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3.Чтение сказки с последующим обсуждением*

Что посеял мужик?

Почему ему пришлось делиться с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

Как он разделил урожай? Почему?

Почему рассердился медведь на мужика?

Что посеял на следующий год мужик?

Как поступил медведь?

Кто выиграл в этот раз? Почему?

Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4.Игра «Отгадай по вкус у».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор - он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.

* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 109-110).


Конспекты занятий по развитию связной речи

5. Физкультминутка «Урожай».

6.Повторное чтение с установкой на пересказ.

7.Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь - маску, мужик - кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

8.Итог занятия.

Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

Кто главные герои?

О каком овоще говорилось в сказке?


Конспекты занятий по развитию связной речи 19

Ход занятия

У. Организационный момент.

Логопед говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).


20 Конспекты занятий по развитию связной речи

Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)

Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.

2.О бъявление темы.

Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.

После прочтения рассказа логопед объясняет

слова «горница» и «сочла»,

О ком этот рассказ?

Что купила мама?

Почему Ване очень хотелось слив?

Как он поступил?

Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?

Что произошло за обедом?

Как поступил папа?

Почему все засмеялись после Ваниных слов?

А почему Ваня заплакал?

Как вы бы поступили на месте Вани? Логопед анализирует ответы детей, исправляет

аграмматизмы и следит за звукопроизношением (если звуки поставлены и автоматизируются). 4. Физкультминутка.

* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 110).


Конспекты занятий по развитию связной речи 21

5.Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в рассказе.

6. Пересказ рассказа детьми.

7. Итог занятия.

О чем говорилось в рассказе?

Правильно ли поступил Ваня?

Как нужно поступать в таких случаях?

Ход занятия

/. Организационный момент. Отгадывание загадки: Хоть они и жалят больно, Их работой мы довольны. (Пчелы)

2.Объявление темы.

Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз. Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Логопед угощает детей медом. Дети рассказывают, какой у меда вкус и запах.

3.Беседа по предметной картинке и схеме.

- Кто изображен на картинке?

Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)

Какой звук издает она при полете?


Конспекты занятий по развитию связной речи 23

Назовите части тела пчелы (совместно с логопедом).

Где живет пчела?

Как передвигается?

Чем питается?

Пользу или вред приносит природе?

Какую пользу или вред приносит человеку?

Что делает в зимнее время?

Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)

Как называется семья пчел? (Пчелиная.)

Что делает пчела? (Носит мед.)

Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)

4. Составление рассказа с опорой на схему. Логопед предлагает детям образец рассказа.

Конспекты занятий по развитию связной речи


Конспекты занятий по развитию связной речи 25

Примерный образец Это пчела. Пчела - это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.

5. Рассказы детей.

6. Итог занятия.

О ком составляли рассказ?

Почему пчелу называют медоносной?

Какую пользу пчела приносит человеку?

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост - значит, это короткохвостая утка.

У грача острый клюв - значит, это остроклювый грач.

У гуся красные лапы - значит, это краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы - ...

У грача черные крылья - ...

У аиста тонкая шея - ...

2. Объявление темы.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как - те, которые остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».


26 Конспекты занятий по развитию связной речи

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.

Куда собрались улететь журавли?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Как собираются журавли для полета?

Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)

Над чем пролетали журавли?

Где останавливались на отдых?

Какой был лес? (Мрачный, темный.)

Когда журавли продолжили свой путь?

Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

Когда можно ждать журавлей обратно?

4.Физкультминутка. «Кукушка».

5. Повторное чтение рассказа с установкой на переска з.

Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111).


Конспекта/ занятий по развитию связной речи ____________________ 27_

в. Пересказ произведения детьми.

7. Итог занятия.

Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?

Полет каких птиц был описан в рассказе?

Как выстраиваются журавли для полета?

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «По грибы»

Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.

2.Объявление темы.

Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.

3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.

Кто приехал погостить к Жене и Павлику?

Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?

Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?

Как вы оцениваете их поступки?

Кто больше насобирал грибов?

Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?

Почему Инночка тихо стояла в сторонке?

Что увидела мама в ее корзинке?

Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111-112).


Конспекты занятий по развитию связной речи ____________________ 29

4.Игра «Сосчитай грибы».

У каждого ребенка - по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»

5.Физкильтминитка, «По грибы».

Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.

7. Пересказ рассказа детьми.

8. Итог занятия.

Куда ходили дети?

Кто был самым лучшим грибником?

Какие грибы нельзя класть в корзинку?

Ход занятия

/. Организаиионный момент.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род,

На охоту вышел... (кот.) (Из коробочки логопед достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)

2. Объявление темы.

Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята,


Конспекты занятий по развитию связной речи 31

зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Логопед выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)

3.Игра «Составь предложение».

Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям.

Выставляется игрушечное дерево. Логопед помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.

Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.

4.Беседа по картинкам.

Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.

Какое время года изображено на картинках? (Осень).

Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася - воробьи - зимующие.)

Что делает Вася?

Почему он обратил внимание на воробьев?

Какая мысль пришла ему в голову?

Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)

Заметили его птицы?

Почему охота у Васи не удалась?


32 Конспекты занятий по развитию связной речи

5. Физкультминутка. «Кошка».

6.Составление рассказа детьми. Коллективное составление рассказа детьми, с

помощью логопеда, по картинкам. Логопед начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.

Примерный рассказ После вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

7.Итог занятия.

- Чью историю вам пришлось расшифровывать?


Конспекты занятий по развитию связной речи ___________________ 33

Какие особенности вы узнали об охоте кошек?

Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Логопед «спрашивает» у игрушечного котенка и говорит, что Вася очень удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)

Ход занятия

/. Организационный момент.

Игра «Назови семью»

Логопед показывает картинки, а ребенок называя всю семью, отвечает:

По картинке, на которой изображена лиса: лис -лиса - лисята - это лисья семья;

По картинке, на которой изображен медведь: медведь - медведица - медвежата - это медвежья семья. И т.д.

2.Объявление темы.

Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей.)

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.

Почему испугался охотник?

Куда он взобрался от испуга?

Кто появился на берегу реки?

Медведица и медвежата - это какая (чья) семья?

Что стала делать медведица?

Почему один из медвежат убежал в лес?

Почему медвежата остались довольны купанием?

Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?

Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?

А вы рассказали бы?

* Текст рассказа представлен в приложении {см. с. 112-113).


4. Физкильтминитка.

5. Повторное чтение с установкой на пересказ.

6. Пересказ произведения детьми.

7. Итог занятия.

Как назывался рассказ?

Чья семья испугала охотника?

Что больше всего вам запомнилось из рассказа?

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Что из чего - какое?» Сядет тот, кто скажет:

Платье из ситца (какое?) - ситцевое.

Рубашка из шелка (какая?) - ...

Шуба из меха (какая?) - ... и т.д.

2.Объявление темы.

Логопед говорит о том, что перед занятием почтальон принес письмо для ребят. (Открывает конверт и читает.) Письмо пришло от Карлсона. Он пишет, что на крыше нашел одежду, но не знает, что ему можно носить, а что нет, и просит вас помочь решить эту трудную задачу.

Мы сегодня попробуем помочь Карлсону. (Логопед выставляет предметные картинки с изображением предметов одежды.)

3.Беседа по картинкам.

Как одним словом назвать эти картинки?

Для кого платье, рубашка, куртка, плащ?


Конспекты занятий по развитию связной речи

Логопед выставляет схему описания одежды и говорит, что в такой последовательности детям нужно будет рассказывать. (Подробное объяснение схемы.)

Какого цвета?

Из какого материала?

Из каких частей состоит?

Когда носят?

Кто носит?

Может ли надевать Карлсон?

Как ухаживать?

(Для закрепления навыка составления рассказа объяснение может провести кто-то из детей.)

4. Составление рассказа.

Первый рассказ составляют ребенок и логопед совместно (например, о плаще), затем об остальных


Конспекты занятий по развитию связной речи

38 Конспекты занятий по развитию связной речи

предметах одежды дети составляют рассказы самостоятельно.

5. Физкультминутка.

6. Рассказы детей.

7. Итог занятия.

Кому помогали на занятии?

О какой одежде говорили? (Мужской, женской, детской.)

Ход занятия

/_ Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».

Снежный (что?) - ... Морозный (что?) - ...

Снежная (что?) - ... Ледяная (что?) - ...

Белый (что?) - ... Трескучий (что?) - ...

Холодная (что?) - ... Сильный (что?) - ...

2.Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. (Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем в игру.

3.Игра «Подбери признаки».

Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.


40 Конспекты занятий по развитию связной речи

Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.

Лед (какой?) - блестящий, зеркальный, скользкий.

При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? - скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? - зеркальный и т.д.)

4.Беседа по картине. Рассмотрите картину и скажите:

Где гуляют дети?

Какой выдался день?

Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)

Какие стоят кусты? А деревья? А дома?

Что можно сказать о настроении детей?

Если подойти поближе к горке, что можно услышать?

Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)

5.Физкультминутка «Снег».

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто)


Конспекты занятий по развитию связной речи 41

6. Составление рассказа.

Логопед говорит, что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.

Примерный рассказ

Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко.

Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!

7. Рассказы детей.

8. Итог занятия.

О каком времени года говорили?

В какие игры можно играть зимой?

На чем можно кататься зимой?

Ход занятия

7, Организаиионный момент. Игра «Узнай по описанию»

Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) -воробей.

Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) - синица.

Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) - снегирь.

Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) - сорока.

Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев - дятел.

Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает - ворона.


Конспекты занятий по развитию связной речи ________________ 43

При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.

2. Объявление темы.

Логопед: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

.?. Составление рассказа.

Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

Почему дети решили сделать кормушку?

Что им для этого понадобилось?

Где дети повесили кормушку?

Кто с радостью прилетал к кормушке?

Логопед просит придумать имена детям.

4. Физкильтминитка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки -

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою


44 Конспекты занятий по развитию связной речи

Каруселью снеговою. На снегу-то, посмотри, - С красной грудкой снегири.

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.

Примерный рассказ, составленный детьми Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот робота закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.

6. Игра «Сосчитай птиц у кормушки».

Выставляется кормушка, изготовленная детьми. Логопед дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры логопед говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.


Конспекты занятий по развитию связной речи ______________ 45

7. Итог занятия.

О чем составляли рассказ?

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Как можно помочь птицам зимой?

После занятия дети совместно с логопедом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»

Берете книгу и тетрадь, Садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной, Пришел он из глуши лесной. Вот этот стол - сосновый стол - К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной - Он сам когда-то был сосной. Сочилась из его ствола Прозрачная смола...

Но вот горячая пила Глубоко в ствол его вошла. Вздохнул он - и упал...

И в лесопилке над рекой


Конспекты занятий по развитию связной речи 47

Он стал бревном, он стал доской. Потом в столярной мастерской Четвероногим стал...

Стоит чернильница на нем, Лежит на нем тетрадь. За ним работать будем днем, А вечером - читать. На нем чертеж я разложу, Когда пора придет, Чтобы потом по чертежу Построить самолет.

2.Объявление темы.

Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».

3.Беседа по картинкам.

Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)

Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)


48 Конспекты занятий по развитию связной речи

Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)

Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)

Чем занимается каждый из них?

Что нужно сделать для то