Консультации для приемных родителей в детском саду. Консультации для замещающих родителей тему: «Правильное воспитание хороших привычек. От осины не родятся апельсины

Телефон Доверия – один из наиболее доступных видов психологической помощи. Цель деятельности Телефона Доверия – оказание экстренной психологической помощи по телефону детям, родителям для конструктивного своевременного выхода из трудной жизненной ситуации.

Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей (Телефон Доверия) существует в МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Вологды с 2004 года и является одним из направлений оказания помощи детям и родителям.

Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

    оказание экстренной психологической помощи;

    телефонное консультирование детей, подростков, молодежи, взрослого населения по актуальным проблемам развития личности;

    информационное консультирование.

Общее количество обращений за последние три года составило от 200 до 240 звонков. Ежегодно к наиболее часто встречающимся проблемам обращений относятся следующие: проблемы детско-родительских отношений и межличностных отношений в семье; учебные и профессиональные проблемы; проблемы личностного характера; проблемы психофизиологического и психического развития; сиротство, проблемы замещающей семьи.

МОУ Центр «Развитие» участвует в реализации региональной долгосрочной целевой программы "Дорога к дому", целью которой является укрепление института замещающей семьи, повышение уровня психолого-педагогической и медико-социальной компетентности родителей и лиц их замещающих, сокращение численности детей, воспитывающих в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет развития альтернативных форм семейного устройства. В рамках программы предусмотрено оказание помощи консультантами Телефона Доверия родителям, воспитывающим приемных и опекаемых детей. Консультирование на Телефоне Доверия открывает возможности для незамедлительного решения проблем, возникающих у замещающих семей.

В настоящее время звонки на Телефоне принимают 5 психологов - консультантов. Все сотрудники имеют сертификаты повышения квалификации по консультированию на Телефоне Доверия.

На сегодняшний день у родителей, взявших на себя обязанности по воспитанию детей в замещающих семьях, возникает ряд трудностей, которые препятствуют созданию оптимальных условий для их нормального развития. Часто замещающие родители не справляются с проблемами, возникшими в процессе воспитания, и возвращают ребенка в детское учреждение. Как показала практика, родители, принявшие на воспитание ребенка, не всегда понимают задачи воспитательной и развивающей работы, являющейся основой в воспитании детей в условиях замещающей семьи, и нуждаются в специальном обучении для выполнения родительских функций.

Тематика обращений на Телефон Доверия замещающими семьями достаточно разнообразна:

    общение со службами в процессе оформления документов на ребенка;

    особенности возрастной психологии детей;

    основные депривационные проблемы у детей, развивавшихся вне семьи; виды депривационного поведения детей; возможности реабилитации;

    общение с окружающими и посторонними людьми; правила поведения;

    процесс адаптации, стадии, их особенности; определение перехода одной стадии в другую;

    особенности адаптации родителей; повышение роли отца и других членов семьи в процессе адаптации и реабилитации;

    интерпретация поведенческих проявлений ребѐнка в замещающей семье; основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей;

    особенности поведения детей в замещающей семье, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и во время нахождения в учреждении;

    особенности адаптации сиблингов (в случае одновременного приема двух и более детей); налаживание отношений с другими детьми в семье;

    особенности психологии приемных подростков; основные ошибки усыновителей в интерпретации поведения подростков;

    тайна усыновления; как и когда, рассказать ребѐнку о его происхождении;

    идентичность приемного ребенка; проблемы контактов ребѐнка с биологическими родственниками; выработка / корректировка отношения ребѐнка к его биологическим родителям;

    взаимоотношения усыновителей с биологическими родителями ребѐнка, юридические, этические и психологические аспекты;

    специфические проблемы детей-сирот и детей, имеющих опыт пребывания в интернатном учреждении – психосоматические заболевания, тревожность и страхи, нарушение и искажение привязанности, последствия переживания травматического опыта, детское воровство.

    трудности замещающих родителей в воспитании детей – 60%;

    вопросы, касающиеся образования (проблемы с администрацией школы или с другими педагогами, проблемы устройства ребенка в сад, школу) -18%;

    вопросы опеки и попечительства, получение социальных выплат – 9%;

    обращения по вопросам конфликтов с представителями правоохранительных органов и других государственных структур (правомерно ли допрашивали ребенка, можно ли снимать отпечатки пальцев у ребенка и т.д.) – 9%.

    вопросы жилищного характера – 4%;

Наибольший процент обращений замещающих родителей на Телефон Доверия составляют вопросы по поводу своих детей (60%).

Родители чаще всего обеспокоены учебными проблемами ребенка (48%): плохая успеваемость, сложности с выполнением домашнего задания, отсутствие дисциплинированности, прогулы; конфликтным поведением («грубит», «отвечает», «не слушается», «поздно приходит домой») – 23%. Кроме того, 12% замещающих родителей беспокоит курение, употребление подростками алкоголя и наркотиков. Невыполнение предъявляемых норм поведения волнует 28% замещающих родителей: частая ложь и обман, проблемы с деньгами, кражи, «невинное присвоение предметов», отказ от посильной работы по дому, невыполнение гигиенических норм, нарушение норм просмотра телепередач и норм сна, всеобщее неподчинение. Одна из наиболее волнующих тем в консультировании – установление доверительных отношения замещающего родителя и ребенка (43%), отношения с биологической семьей – 44% (см. диаграмму 1).

кем они являются в большей степени: родителями или нанятыми на работу воспитателями;

на какую помощь от органов опеки они вправе рассчитывать;

вопросы взаимодействия с кровными родителями ребенка.

При анализе обращений замещающих семей, выделяется значительное число родителей, которым необходима поддержка, совет, консультация, реальная помощь со стороны педагогов, психологов, специалистов органов опеки и попечительства в решении актуальных проблем замещающей семьи, систематическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение.

Таким образом, деятельность Телефона Доверия по оказанию экстренной психологической помощи замещающим семьям очень актуальна в условиях дефицита очной профессиональной психологической помощи населению. Она позволяет получить мгновенную доступную психологическую помощь на высоком профессиональном уровне.

ПАМЯТКА

СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(для приёмных родителей)

Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев жизни. В его процессе формируется половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. В процессе индивидуального развития человека можно условно выделить следующие возрастные периоды психосексуального развития.

  1. Парапубертатный период (1-7 лет), в течение которого формируется половое самосознание (1 этап психосексуального развития).
  2. Препубертатный период (7-13 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (2 этап психосексуального развития).
  3. Пубертатный период (12-18 лет) - происходят половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии 3 этапа психосексуального развития).

Психосексуальное развитие - один из аспектов индивидуального психического развития. При этом формируются половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых можно выделить три этапа психосексуального развития.

Формирование полового самосознания, осознание принадлежности к полу (1-5 лет) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной степени детерминировано половой дифференцировкой мозга в перинатальный период. Формируются сознание половой принадлежности собственной личности и окружающих, уверенность в ее необратимости, после чего попытки изменить половое самосознание ребенка оказываются малоуспешными. Детское любопытство направлено на выяснение причин появления на свет детей и изучение половых признаков. В норме в завершающей фазе этого этапа при определении ребенком пола окружающих его лиц равнозначную роль играют все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов).

Формирование стереотипов полоролевого поведения. На этом этапе (5-12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности (или феминности) микросоциальной среды. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.

Формирование психосексуальных ориентаций (12-26 лет), которые обуславливают в последующем в последующем выбор объекта влечения с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение ит.д.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, подчас составляющих определенный ритуал.

Ребёнок от 2 до 3 лет

(Памятка для приёмных родителей)

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная . У девочек на основе речевой деятельности - коммуникативная .

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста : начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам - новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

Половая идентификация. К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно.

Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Усвоение языка. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 - 50 слов, в 2 года - примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 - 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений.

Ребенок 1,5 - 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".

Страхи

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик - все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Базовая потребность возраста

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви . Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери.

3-4 года - формирование эдипова комплекса и комплекса Электры.

Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

Литература

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М., 1992.

Джайнотт Х.Д. Родители и дети.- М., 1986.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1993.

Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М., 1990.

Лешли Д. Работать с маленькими детьми.- М., 1991.

Макарова Е. В начале было детство.- М., 1990.

Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.

Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.- М., 1987.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М., 1991.

Педагог-психолог М.К.Стеценко

Адаптация приемных детей в новых семьях.

Приемная семья, как и любая другая, с появлением ребенка может столкнуться с рядом проблем.

Попадая в новые условия, приемный ребенок и его новые родители будут испытывать состояние, которое называется адаптацией — процессом привыкания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т. к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым — к изменившимся условиям.

Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни.

Чем раньше ребенок будет помещен в семью, тем меньше на нем скажутся последствия сиротства. Однако в принятии ребенка любого возраста есть свои плюсы и минусы.

Ребенок от 1 года до 3 лет .

— видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья, заметить патологии развития (если такие есть);

— ребенок податлив внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера;

— ребенок начинает говорить, речь своеобразная и забавная;

— он много передвигается, интересуется окружающим миром.

— нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все время занимает любопытный и любознательный малыш;

— ребенок подвержен различным заболеваниям, простудам инфекциям.

Ребенок от 3 до 7 лет.

— ребенок уже самостоятелен и независим;

— можно определить отдельные черты характера, темперамент;

— проявляются его способности, склонности и интересы;

— он реже болеет;

— он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, побеседовать на разные темы.

— он помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и других людей;

— нужно больше труда и заботы, чтобы выровнять поведение детей этого возраста.

Ребенок от 7 до 12 лет.

— ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода;

— видны особенности характера, поведения, привычки, склонности, способности, уровень интеллекта;

— ребенок очень хочет иметь хорошую семью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов назвать родителем;

— ребенок может оценить желание приемных родителей заменить ему родных.

— бывает трудно приспособиться к особенностям поведения, привычкам, чертам характера и принять его таким, каков он есть;

— если что-то не нравится, ребенок проявляет характер;

— нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражаться, понимать, что ребенок - продукт среды и обстоятельств, стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых.

Дети старше 12 лет.

С ними, конечно, очень сложно. Даже дети из вполне благополучных семей в этом возрасте доставляют своим родителям массу проблем. А подростки-сироты тем более. Однако они не столько сложнее, сколько необычнее.

Многие черты характера и некоторые личностные качества уже трудно исправить, но изменить определенные жизненные установки и стремления возможно даже в этом возрасте. А главное - можно подготовить детей к самостоятельной жизни.

Чтобы облегчить процесс адаптации приемных детей в новой для них семье, обратите внимание на следующую памятку:

1. Помогите детям в этот период осознать, что мир вокруг них безопасен и надёжен. Стремитесь быть с ребёнком как можно чаще, говорите с ним о том, что ему интересно. Внимательно слушайте его.

2. Выясните его предпочтения в еде. Не настаивайте, если ребёнок будет отказываться от каких-то продуктов. Не беспокойтесь, со временем он начнёт есть сам.

3. Не спешите выдать ребёнку все удовольствия в максимальных количествах. Необходимо, чтобы дома он почувствовал себя защищенным. Главное - стабильность и отсутствие избыточной новизны, её и так будет предостаточно. Не торопитесь перегружать ребёнка впечатлениями.

4. Не обязательно в первое вовремя совершать поездки в музеи, клубы, на праздники. Сначала хорошо бы ознакомиться с домом.

5. Не надейтесь, что ребёнок сразу проявит к вам положительную эмоциональную привязанность. Скорее, он будет испытывать беспокойство в ваше отсутствие.

6. Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте всё, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, не цезурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.

7. Не перегружайте ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с друзьями, другими родственниками, пока ребёнок не адаптируется и не почувствует себя увереннее.

Как помочь детям в подготовке домашнего задания, хорошо учиться, быть успешным

(консультация психолога)

С каждым годом в нашей стране растет престиж образования, с каждым годом к выпускникам школ предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Поэтому сегодня для наших детей учеба - самый главный труд. Труд нелегкий, требующий умственных, моральных и физических усилий. Дети нуждаются в родительской поддержке и помощи. Очень терпеливо, с пониманием нужно относиться к каждому шагу вашего приёмного ребенка в учебном процессе, знать плюсы и минусы в учебе. Хвалить за успехи, вовремя поддержать и помочь, если есть трудности и проблемы. Только заинтересованность самого ученика в получении глубоких и прочных знаний, в повышении своего интеллектуального уровня, стремление получить достойное образование будут способствовать успеху и в учебе, и в дальнейшей жизни. Во всем этом учебном процессе должно быть взаимопонимание, сотрудничество между детьми, родителями и учителями. Чем больше будет умных, воспитанных, образованных людей, тем цивилизованнее будет наше общество.

В младшем школьном возрасте все дети хотят хорошо учиться, быть успешными. Но со временем, особенно в подростковом возрасте, это желание у них пропадает.

Причины могут быть разные. Всех обучающихся можно условно разделить на следующие группы:

1. Есть ребята всесторонне развитые. Они легко и быстро усваивают учебный материал по всем предметам. У них есть огромное желание учиться. Эти ребята во всем аккуратны, дисциплинированны, отзывчивы. Отличаются самостоятельностью. Чувствуется родительская поддержка. С этой группой ребят приятно работать.

2. Особого внимания требуют со стороны учителей и приёмных родителей дети, которые могут хорошо учиться, умные, способные, энергичные, но ленивые, не хватает чувства ответственности, мягко говоря “забывчивые”. (Главная причина всех бед - забыл тетрадь, дневник, учебник, забыл записать домашнее задание, забыл расписание, забыл выучить стихотворение, написать сочинение и т.д.)

Эти ребята быстро отвлекаются, нет осознанного отношения к учебе, целеустремленности. Обидно, что таких ребят большинство. Самая главная беда в том, что эти дети не выполняют домашнего задания. А ведь без закрепления изученного никаких знаний не будет.

Уважаемые приёмные родители! Вот где нужна ваша помощь и поддержка.

Ведь одной из причин такого отношения к учебе является отсутствие должного контроля со стороны родителей, не чувствуется ваше участие в выполнении домашнего задания. Есть родители, которые просто не интересуются учебой своих детей. Бесконтрольность, отсутствие внимания расслабляет, портит детей, мы можем потерять будущих талантливых специалистов, если не научим вовремя дисциплине, ответственному отношению к учебе, к любому виду деятельности.

3. К третьей группе я бы отнесла детей, которым “не дается” математика, русский зык, литература. Есть ребята, которые плохо читают вслух, с трудом общаются со сверстниками.

Учителя, родители, взрослые должны осознать, что существует множество складов детского ума и что требуется понять специфику их обучения. Укреплять сильные стороны детского мышления (обычно эти дети сильны в спорте, музыке, хорошо рисуют и т.д.), т.е. развивать другие их способности, которые помогают этим подросткам “не потеряться”, “не уйти в себя”, обрести уверенность в себе и постепенно преодолевать трудности в учебе. А это, в свою очередь, помогает другими глазами посмотреть на эти же проблемы. Безболезненно и реально.

Всем этим детям надо помочь и в учебе, и в общении со сверстниками.

  1. Детей надо приучать порядку и дисциплине, надо выработать привычку обязательного выполнения уроков
  2. Домашнее задание делать в определенное время.
  3. У ребенка должно быть закрепленное рабочее место.
  4. Вашего ребенка нужно приучать заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, в хорошем темпе.
  5. Сильно не опекать ребенка, учить самостоятельности, самоконтролю и самооценке.
  6. Учить умению управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний: не хочу, но надо или не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
  1. Систематически просматривайте дневники, тетради детей. Попросите объяснения, за что “2”.
  2. Предложите ему свою помощь. Узнайте, какой предмет трудно дается, обязательно встречайтесь с учителем, выясните пробелы и начинайте помогать ребенку.
  3. Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на ошибки и объясните с помощью рисунков, опорных схем. Выразительно несколько раз прочитайте задание. Объясняйте поэтапно. Учите ребенка мыслить, а не заучивать.
  4. Устные предметы пусть перескажет. Скажите, что это для вас интересно. Если трудно, разделите на абзацы. Ребенок должен понять смысл прочитанного.
  5. Хвалите ребенка за любой успех пусть даже самый незначительный.
  6. Любите своего ребенка и вселяйте в него уверенность. Помните, что в вашем контроле за приготовлением уроков должны главенствовать только доброта и терпение. Настойчивость и четкая система в дополнительных занятиях может привести к успеху, к положительным результатам.
  7. Особое внимание уделяйте совершенствованию чтения. Быстрое чтение и одновременное осмысление прочитанного - залог дальнейшей успешной учебы по всем предметам.

Помощь приёмных родителей в учебной деятельности - именно тот труд, в котором обнаруживаются и проявляется педагогическое кредо приёмной семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Адаптация ребенка в приёмной семье

Процесс адаптации подопечного ребёнка в замещающей семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы: «Медовый месяц», «Уже не гость», «Вживание», «Стабилизация отношений». Зная особенности каждого этапа, замещающие родители могут избежать возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребёнком, а также сохранить привычную семейную атмосферу .

«Медовый месяц»

После знакомства и первых встреч с потенциальными приемными родителями ребенок отправляется в гости в семью. «Гостевание»— удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддержать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, характерны идеализированные ожидания.

Бережное отношение к ребенку предполагает сдержанность чувств к нему на данном этапе. В интересах ребенка и в целях успешности формирования приемной семьи взрослым необходимо сдерживать в себе желание быстрого сближения с ребенком без учета его эмоциональных возможностей.

На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы (называть его сыном или дочкой, претендовать на родитсльство). Желательно, чтобы взрослый и ребенок согласовывали свои действия со специалистом из детского дома или социальным работником, что поможет облегчить регулирование спорных моментов в жизни новой семьи.

Родителям очень важно учитывать один момент, который заключается в том, что, с точки зрения ребенка, он теряет свою кровную семью не тогда, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детский дом, а тогда, когда приходит в приемную семью («сожжение мостов»). Ребенок часто чувствует себя предателем «это я во всем виноват» и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ребенком, но не требовать ответных чувств благодарности.

На данном этапе ребенку не до конца ясна его роль и положение в приемной семье, что вызывает чувство тревожности. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но прежде, чем заводить разговор с ребенком о его будущем, необходимо проговорить этот вопрос с педагогом-психологом. Многое зависит от эмоциональных особенностей ребенка и от того, как складываются семейные отношения. Если специалисты (педагог-психолог, социальный педагог и др.) поддерживают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме:

«Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание совместного будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье и снижает уровень тревожности.

В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить ребенку:

«Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним».

Можно привести примеры, наглядно показывающие минимальную вероятность реабилитации биологических родителей детей.

«Уже не гость»

Причины ухудшения поведения ребенка

1) Появление доверия к приёмным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».

Эмоциональность ребенка в начальном периоде жизни в приёмной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым (состояние сжатой пружины). Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка.

Ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю (пружина в разжатом состоянии). Фактически с этого момента ребенок начинает доверять семье свои истинные неприглядные стороны, что является первым признаком близости в отношениях. У ребенка появляется чувство, что его «уже не прогонят».

Ребенок уже продемонстрировал приемным родителям способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям. На данном этапе ребенку предоставляется возможность реабилитироваться — восстановить свое попранное право жить в семье («утверждение своей личности»). Проявлениями самоутверждения могут быть: упрямство, агрессивность, по¬вышенная обидчивость, своеволие и т.д.

Взрослым следует уважительно относиться к стремлению ребенка «отстоять себя», пытаясь понять потребности личности ребенка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера. В более расслабленном состоянии ребенку легче далее адаптироваться в приемной семье.

Появление доверия по отношению к родителю — важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.

2) Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям

взрослых.

Распространенные ошибки взрослых на этом этапе: а) ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить;

б) приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть.

Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык

что-то делать. Его необходимо сначала научить;

в) ожидание успешности обучения в школе.

Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков и т.д.).

3) Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием

своего места и своей роли в приемной семье.

Недоверчивый ребенок испытывает приемную семью на прочность. Такая «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.

4) Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка

с биологическими родителями или другими родственниками.

5) Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.

Возможность ребенка эмоционально и поведенчески «отреагировать» на свой прошлый опыт создает условия для дальнейшего нормального развития.

Родителям нужно помнить о двух популярных методах воспитания: методе поощрения и методе профилактического обучения.

«Вживание»

На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность.

Другой дестабилизирующий момент семейной жизни — небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка. Эмоциональная жизнь ребенка еще продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. При неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка может пострадать его самооценка и, как следствие, могут ухудшиться отношения с приемными родителями.

Зачастую в таких ситуациях требуется помощь со стороны сопровождающих специалистов. Сотрудники детских домов, специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют большой опыт в решении проблем приемных детей и могут подсказать профилактические меры для предотвращения нежелательных последствий некоторых изменений в жизни приемной семьи.

«Стабилизация отношений»

Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.

Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме.

Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни семьи в целом.

Адаптация ребёнка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одного из главных качеств этого периода — принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой.

Правила общения с детьми

Ребёнок - это всего лишь маленький взрослый и общение с ним также требует определённых навыков. Помните, дети делают не то, что вы говорите, а повторяют то, что вы делаете.

Чтобы установить правильное общение с ребенком и добиться его правильного поведения, нужно придерживаться нескольких простых правил.

1. Дайте понять ребенку, что Вы всегда принимаете его таким как есть. Когда Вы говорите детям добрые слова, происходит эмоциональная подпитка, которая помогает им развиваться и создается высокая самооценка.
2. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.
3. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений.
4. Не вмешивайтесь, когда ребенок не просит помощи. Просто поддержите его. Иногда ему нужно получать и отрицательный опыт, видеть последствия своих поступков.
5. Не отказывайте ребенку в помощи из "педагогических соображений", помогите ему, если он не может справиться сам - сделайте это вместе.

6. Ничего не навязывайте, дети сами будут делать то, что им действительно интересно.

7. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями.
8. Уделяйте ребенку максимум внимания: читайте, играйте, занимайтесь. Часто плохое поведение детей вызвано недостатком внимания со стороны родителей и они любыми способами пытаются добиться его.
9. Показывайте, что Вы своему ребенку доверяете, делитесь чувствами, спрашивайте как правильно поступить. Общайтесь с детьми на равных.
10. Не спорьте с ребенком, ведь спор увеличивает расстояние между людьми. Просто спокойно, по-доброму объясняйте свою точку зрения.
11. Правильно реагируйте на его поведение, старайтесь понять, что заставило ребенка поступить именно так. Всегда оценивайте поступок, а не личность ребенка. Дайте понять ему, что Вы его все равно любите.
12. Чаще говорите "пожалуйста", "спасибо", учите хорошим манерам и правильному поведению на своем личном примере.

Правила общения с близкими

1. Как можно меньше ворчите друг на друга по поводу и без повода.

2. Не пытайтесь никого перевоспитывать, особенно если человек не осознаёт необходимости самосовершенствования.

3. Не увлекайтесь критикой: маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе хорошее, чем плохое.

4. Искренне восхищайтесь достоинством членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, ещё не проявившиеся возможности.

5. Постоянно проявляйте внимание к своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.

6. Будьте вежливым и предупредительным с родными и близкими, несмотря ни на какие трудности, возникающие при общении.

7. Почаще говорите близким, что вы любите их. Родителям необходимо знать, что дети нуждаются в них, не важно, сколько "ребенку" лет: 5 или 50.

Ошибки при общении

● Угрозы и запугивание быстрее всего прочего уничтожают сердечность, близость, открытые и честные взаимоотношения.

● Гнев и ругань. В результате этого окружающие вас люди испытывают состояние подавленности или хронического раздражения.

● Любая попытка манипулировать партнером, давить на него, чтобы получить желаемое (обманывать, кричать, плакать, подчеркнуто молчать) не проходит бесследно. Доверие может основываться только на честности, когда нет места притворству и давлению.

● Негативные ярлыки (ничтожный, посредственный, ленивый т.д.) и личные оскорбления порождают обиду и негодование.

● Прямые обвинения и попытки вызвать у собеседника чувство вины порождают протест и желание ответить тем же.

● Позиция "Я прав, а вы - нет" препятствует стремлению достигнуть компромисса.

● Требования и ультиматумы часто приводят человека в ярость или вызывают протест.

● Преувеличенные обобщения с использованием таких слов, как всегда, никогда, все, когда-либо еще, навсегда, - преувеличивают значимость происходящего или совершенного человеком поступка, осуждая его.

«Умей противостоять зависимости»

(консультация для приёмных родителей)

Влияние алкоголя на организм подростка

Алкоголизм- заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающие этим заболеванием. Лечение этого психического заболевания эффективно лишь в рамках длительных комплексных программ. Излечиваются от алкоголизма и наркомании не более 10 % пациентов.

Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) так охарактеризовал психологические причины пьянства: "Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае…"

Средь традиций самых разных

Есть нелегкая одна.

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну, и пей другую,

И седьмую, и восьмую,-

Просят, давят, жмут "друзья"!

Ну, а если не могу я,

Ну, а если мне нельзя?

Ну, а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит я уж не мужчина?

Хоть давись, но должен пить!

Алкоголь - это универсальное средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо. Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, в то же время у подростка такие изменения происходят через 3-4 года. Сначала подросток, употребляющий алкоголь, становится вялым, пассивным, равнодушным или, наоборот, раздражительным, несдержанным, агрессивным. Резко меняется характер - возникают конфликты со взрослыми, друзьями. Подросток начинает терять чувство долга, чести, дружбы и любви. Появляются цели, связанные с поиском алкоголя и компания для его употребления. Учеба, спорт, музыка перестают интересовать пьющего подростка. Нет цели, нет желания что-то узнать, совершенствоваться физически - развивается слабоумие. Вот почему очень опасно начинать эксперименты с алкоголем в детском и подростковом возрасте, когда организм еще недостаточно зрел и не способен оказать сопротивление разрушающему действию алкоголя. Известны случаи, когда маленькие дети погибали от 60-70 г водки, а 100-150 г водки могут вызвать смерть ребенка 8-10 лет.

Особенно тяжело страдают дети в таких семьях. Дети живут в состоянии хронического стресса. У них все время «болит душа» о родителях. Они разрываются между несовместимыми образами трезвого и пьяного отца. Отмечено, что у детей развивается созависимость и депрессия. В рамках протестных и компенсаторных реакций дети совершают побеги из дома, совершают попытки приема алкоголя и наркотиков, начинают беспорядочную половую жизнь и т.д.

Причины употребления алкоголя подростками:

Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна;

Также подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:
-негативные межличностные отношения внутри семьи;
-чрезмерная опека со стороны родителей;
-насилие;
-поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.

Шесть способов сказать алкоголю «нет»:

(от самого мягкого варианта до наиболее категоричного)

Нет, спасибо.

Что-то мне не хочется, а у вас есть сок или вода?

Алкоголь меня не интересует.

Ты говоришь со мной? Забудь об этом!

. Почему ты ПРОДОЛЖАЕШЬ давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?!

Отстань!

Научите ребенка самостоятельно принимать решения, научите, глядя в глаза, говорить «нет».

Поощрение и наказание

в процессе воспитания ребенка

(консультация для приёмных родителей)

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно - в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету - не куплю конфету». Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь - не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

. не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

. не хвалить больше двух раз за одно и то же;

. не хвалить из жалости;

. не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

=> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала - пособие и подарок для неимущих;

=> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала - гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

=> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. «Аванс» - это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет - это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

НАКАЗАНИЕ

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

  • вынужденное безделье - сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать - за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул - никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать - это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Ольга Шульц
Консультация для потенциальных приемных родителей

Сердце подскажет как найти своего малыша!

Приняв решение об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности, какие черты характера они хотят видеть в своем наследнике и т. д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления является одним из наиболее судьбоносных и занимает немало времени.

Решившись на этот шаг, тщательно взвесьте свои возможности (физические и материальные). Если вы хотите взять ребенка до года, определите, сможете ли вы уйти с работы и заняться воспитанием ребенка дома хотя бы до трех лет. Усыновляя младенца, вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Чем младше ребенок, тем больше возможностей у его усыновителей прожить все этапы родительства, а у ребенка - начать получать любовь в семье.

Если вы планируете взять ребенка постарше, продумайте, кто будет водить его в детский сад и забирать, кто будет провожать и встречать его из школы, станет ли он посещать кружки и секции. Определяясь с возрастом, понаблюдайте за детьми своих друзей, знакомых и родственников. Возможно, какой-то возраст будет вам особенно близок.

Многим усыновителям хочется, чтобы малыш в чем-то был похож на них. Но не стоит выбирать ребенка по принципу "хочу, чтобы у него был такой же нос". Достаточно отдаленного сходства, говорящего о принадлежности к определенной национальности. Многие усыновители говорят, что по прошествии времени их приемные дети стали похожи на них. Формирование похожести с усыновителями - это не чудо. Лицо находится постоянно в движении, и в общении с усыновителями ребенок приобретает похожие особенности мимики, улыбки.

Для усыновителей со спокойным темпераментом флегматиков воспитание ребенка-"моторчика" может быть утомительным, так же, как и для импульсивных, "быстрых" взрослых может быть испытанием общение с медлительным, обстоятельным малышом. Не стесняйтесь расспрашивать у персонала дома ребенка как можно подробнее об особенностях поведения малыша.

Здоровье ребенка. Конечно, это очень важный вопрос. Реалии домов ребенка таковы, что детей с записью в карте "Практически здоров" почти не встречается. Но и многие диагнозы звучат гораздо страшнее (из-за своей непонятности, чем являются на деле. О типичных заболеваниях таких детей пишут много, и с этой информацией стоит познакомиться заранее, чтобы не пугаться увиденного в карте. Многие проблемы (например, госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка) характерны именно для пребывания детей в учреждении, где по определению они не могут получить достаточно ласки и внимания, и проходят, когда малыш получает их в семье.

Одно из интересных открытий, сделанное доктором Уэмбеч, касается усыновления. Она пришла к выводу, что при усыновлении не бывает случайностей: не бывает случайностей для родителей, дающих рождение, нет случайностей для тех, кто усыновляет малыша, как нет случайностей и для самого ребенка. Если это Ваш малыш, то Вы почувствуете это сердцем, Вам подскажет правильный выбор Ваша интуиция. Иногда бывает достаточно только взгляда Вашего, пусть не кровного, но положенного Вам по судьбе ребенка. На примере рассказа одной из женщин, Вы можете увидеть как это бывает:

- «Выдали нам направление на выбор ребенка, и мы понеслись в один из домов ребенка. Знали бы вы, какой это стыд и мука выбирать, рассматривать и умирать от неловкости перед этими малышами от того, что ты их не возьмешь! Мы пробыли там долго, я много возилась с теми, с кем можно было, они славные, маленькие, но ни про одного я не почувствовала, что это мой сынок. Муж тоже был в смятении. На следующий день мы уже стояли перед дверьми другого дома ребенка. Нас приняли и, выслушав, что нам нужен мальчик до восьми месяцев, заявили сразу - есть для вас как раз один! И назвали такую говорящую фамилию, что стало ясно, что этого малыша нужно вытаскивать отсюда, и быстро менять для него все. Пока нас вели по коридору в его группу, мы уже решили, что повторения вчерашних выбираний не будет - мы возьмем этого ребенка, каким бы он ни был. Честно скажу, я очень боялась, что опять ничего не почувствую. Но также твердо знала, что больше отказаться не смогу. Муж еще накануне сказал, что надеется на мою интуицию и выбирать в таких делах вообще не способен! Нас попросили подождать. Тут няня вывела его нам - вот он! Он ревел и сердился, но у нас у обоих просто от сердца отлегло - заплаканный, сердитый, но Наш. Это необъяснимо, но есть такое Чувство! Потом нас уже мало волновали данные, зачитываемые из его карточки (хотя в период новорожденности малыш перенес очень серьезную операцию) - мы думали, как бы его побыстрей забрать домой».

Мы не советуем устанавливать жестких критериев - пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика пяти лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра, усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.

Усыновить ребенка, дать ему новый дом, любовь, заботу, понимание - это то, к чему стремятся люди, желающие стать усыновителями. Нужно обладать достаточной зрелостью, ответственностью и мудростью, чтобы идти по этому пути с достоинством. У усыновителей есть задача - помочь обустроить одну человеческую судьбу, с которой их соединило не кровное родство, а зов сердца. Они никогда не скажут слово "чужой" по отношению к своему усыновленному ребенку, потому что, как никто, понимают: чужих детей не бывает.

Психолог-консультант Шульц Ольга Эдуардовна.

Публикации по теме:

Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольников Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому человеку и так же естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда» Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем,.

Консультация для родителей от инструктора по физической культуре «Совместные занятия спортом детей и родителей» Консультация для родителей «Совместные занятия спортом детей и родителей» Инструктор по Физической культуре Шершнёва Е. В. Родители считают.

Консультация для родителей «Помощь родителей своим детям в адаптации к детскому саду» Чем хе может помочь мама? Каждая мама,которая видит насколько ребенку непросто,желает помочь своему ребенку быстро адаптироваться. И это.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Анастасия Свинухова Консультация для.