Культурно гигиенические навыки 2. Культурно гигиенические навыки в младшей группе детского сада. «Вот что мы умеем». Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада. План мероприятий по реализации проекта

НОД во второй младшей группе ДОУ в ОО "Познавательное развитие" на тему: "Да здравствует мыло душистое"

Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- познакомить детей со свойствами мыла;
- закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло.
Развивающие:
- способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;
- воспитывать культурно - гигиенические навыки.

Предварительная работа
- чтение, рассматривание книги К.И. Чуковского «Мойдодыр»;
- беседа о культурно - гигиенических навыках;
-игровая деятельность (дидактическая игра «Хорошо – плохо», словесная игра «Как вырасти здоровым», сюжетно - ролевая игры «Больница», творческие игры с мыльными пузырями);
-рассматривание иллюстраций на тему «Гигиена и здоровье»
- решение проблемных ситуаций «Грязные руки», «В доме больной».

Предметно-пространственная среда
- киоск с образцами мыла: туалетное, банное, хозяйственное, жидкое;
- выставка «Чистота – залог здоровья»;
- алгоритм «Моем руки»;
- мини - лаборатория для экспериментирования с мылом и водой;
- ноутбук.
Материал
посылка с письмом от Мойдодыра; кусочки туалетного мыла по количеству детей разных форм, размера, цвета и назначения; для опыта: ёмкости с водой на каждого ребёнка, трубочки для коктейля, жидкое мыло; алгоритм «Моем руки»; флешкарта с мультфильмом «Мойдодыр».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, самообслуживание.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;

Проблемные;
- ИКТ;
- исследовательская;
- личностно – ориентированные.
Ожидаемые результаты
- проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
- может использовать в речи новые слова и выражения: душистое, туалетное мыло, пена, гигиена.

Вхождение в занятие
Настроение у нас – отличное,
(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)
А улыбки – дело привычное,
(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра,
(руки в стороны над головой и опустить вниз.)
А сейчас, мультфильм смотреть нам пора!
Показ отрывка из мультфильма «Мойдодыр» и постановка проблемно- игровой ситуации.
- Узнали эту сказку?
- Да, это «Мойдодыр». Что делал неправильно, не так этот мальчик? Как его называли в начале сказки?
- Мы можем помочь мальчику – грязнуле?
- Как ему помочь? (научить, рассказать, показать, как надо ухаживать за собой, чтобы быть чистым и опрятным.)
Сюрпризный момент – Мойдодыр прислал посылку.
- А нам Мойдодыр прислал посылку с письмом. Давайте прочитаем:
«Дети, эта посылка волшебная, чтобы её открыть нужно отгадать загадку и тогда вы узнаете, что находится внутри:
- Чтоб грязнулею не быть,
Следует со мной дружить.
Пенное, душистое,
Ручки будут чистые.
Правильно, ребята, это мыло. Теперь мы можем открыть посылку… Действительно, ребята, здесь мыло. Тут его много, на всех хватит. Возьмите каждый по кусочку.
Исследовательская деятельность «Узнай какое мыло»
- Какое мыло на ощупь? (гладкое, твёрдое)
- Какое мыло по запаху? Понюхайте его. (душистое, ароматное, приятно пахнет…)
- Какое мыло по цвету? (разноцветное: белое, розовое, жёлтое, красное, голубое, зелёное…)
- Какое мыло по форме? (овальное, круглое, прямоугольное…)
- Какое есть у вас мыло по размеру (большое и маленькое)
- А для чего нужно мыло? (мыть руки, умываться, стирать, купаться, смывать грязь…)
- А зачем умываться, купаться, мыть руки? (чтобы быть чистым и опрятным, соблюдать гигиену и чистоту, не заболеть, уничтожить микробы…)
Экскурсия в киоск по продаже мыла
- А сейчас мы отправляемся в киоск, в котором продаётся мыло.
(Детей встречает продавец мыла)
Продавец мыла:
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите как много здесь разного мыла. И у каждого своё назначение.
Мыло, которым моют руки и умываются, называется туалетное. Которым купаются, называется банное. А мыло, которым стирают, называется хозяйственным. А кроме твёрдого мыла, есть ещё и жидкое мыло.
- Если мы просто потрём мыло в руках, они у нас станут от этого чистыми? (нет)
А у мыла есть подружка:
«Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я –… (вода)
- Правильно, вода. Мыло и вода дружат и вместе помогают нам быть чистыми, опрятными и аккуратными.
Алгоритм «Моем руки»
- Я предлагаю рассмотреть картинки и показать, как правильно, в какой последовательности нужно мыть руки.
Физминутка «Если дети утром умываются» (песенка из м/ф «Маша и медведь»
Продавец мыла:
- Дети, какие вы молодцы! И я хочу вам подарить мыльные пузыри. Когда вы пойдёте на прогулку, вы сможете поиграть с ними на улице.
Проведение опыта с водой и мылом. Игра «У кого пена выше и пышнее»
- Дети, а как же получают мыльные пузыри. Как вы думаете? Хотите узнать?
- Сейчас мы отправимся в нашу мини - лабораторию и узнаем, как люди делают мыльные пузыри и какими свойствами обладает мыло.
- Ребята, мыло и вода - наши друзья и помощники. Но мыло может быть и опасным. Ни в коем случае нельзя, чтобы оно попало в глазки или ротик. Что тогда может произойти? (будет щипать, кусать, будет больно и неприятно…)
- И что нужно сразу же сделать, если такое произошло? (скорей промыть подружкой водой)
- Давайте поиграем: размешаем трубочкой жидкое мыло в воде и станем выдувать воздух в воду с растворённым мылом для образования пены и узнаем, у кого пена выше и пышнее.
- Мы пришли к выводу: мыло растворяется в воде, пенится и образуется много пузырьков. Вот так люди делают мыльные пузыри для игры и забавы детей.
Релаксация. Показ отрывка из мультфильма «Мойдодыр.
- Мы узнали много о пользе, важности и необходимости в жизни людей мыла. А теперь вспомним, как об этом говорится в сказке « Мойдодыр»

Александра Ефимова
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка . Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи, проведения гигиенических процедур, в игровых ситуациях. При этом воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформированными в программах .

Так по программе дошкольного образования Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "От рождения до школы. " в направлении "Физическое развитие" и образовательной области "Здоровье" в разделе "Воспитание культурно-гигиенические навыков " во второй младшей группе написано , что, у детей должно быть совершенствование , формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.

Формирование привычки следить за своим внешним видом : умения правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытирать после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формирование элементарных навыков поведения за столом : правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

В своей работе мы занимались подбором художественной литературы, способствующей развитию у детей второй младшей группы детского сада культурно-гигиенических навыков . Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимым средством воспитания у детей культурно-гигиенических навыков : во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых , в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение. Кроме того, художественное произведение создает условия для обобщениям и в итоге - отрыва от конкретной ситуации. Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения.

Для этого мы сделали подбор комплекса занятий, дидактических игр, художественной литературы способствующих формированию у детей культурно-гигиенических навыков .

В связи с этим мы поставили задачи :

1. Составление плана мероприятия с использованием художественного слова по формированию у детей второй младшей группы культурно-гигиенических навыков ;

2. Подбор соответствующей художественной литературы, позволяющей достичь поставленную цель.

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу запланировать . Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «От рождения до школы» под редакцией Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми : в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и. т. д. Формирование культурно- гигиенических навыков требует , чтобы дети овладели этими навыками , соответственно требует их планирование , так как формирование навыков - процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.

При планировании все мероприятия с использованием художественной литературы мы объединили в 4 группы :

1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Произведения.

3. Чтение художественной литературы.

Все режимные моменты,с использованием художественного слова и подобранные к ним комплексы игр, занятий, потешек, стихов, загадок представлены ниже.

Режимные моменты :

1. Умывание :

1. Занятие по ознакомлению с окружающим миром : Занятие "Как учили Машу умываться"

Цель : Сформироватьу детей умение правильно умываться.

Задачи : Сформировать у детей знания о последовательном мытье рук. Развить навыки мытья рук . Воспитать чистоплотность.

2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения :

1 «Утром звери просыпались, чисто звери умывались»

2 Подвижная игра «Зайка белый умывапся»

Цель : Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить умение умываться, следить за внешним видом.

3. Чтение художественной литературы : Чтение рассказа "Как Маша и Миша учились мыть руки.» Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»

Загадывание загадок из цикла «Ванная комната»

4. Использование художественного слова при проведении гигиенических процедур. «Любит наш малыш купаться» , «По утрам и вечерам открываю в ванной кран» , «Ой, лады, лады, лады» , «Кран, Откройся!Нос, умойся!» и др.

2. Одевание-раздевание

«Как Машу учили одеваться»

Цель :

Задачи : Сформировать у детей знания о одежде. Развить навыки правильно надевать одежду, застегивать пуговицы. Воспитать аккуратность.

2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения :

1 «Мне уже четыре года.»

2 «Одеваться сам умею»

Цель : Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить умение одеваться. «Наша Таня маленька» , «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять» , «Вот они сапожки» и др

3. Культура еды

1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие "Поможем Маше накрыть стол"

Цель : Сформировать у детей знания по столовому этикету.

Задачи : Сформировать у детей знания о назначении посуды.

Развивать умение правильно пользоваться посудой, накрывать на стол.

Воспитать бережное отношение к посуде.

2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения :

1Э. Мошковская «Маша и Каша»

2 «Я-чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд»

3 «Чашка синяя для Мити»

Цель : Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить навыки поведения за столом .

3. Чтение художественной литературы. Чтение рассказа "Как вести себя за столом",

стихотворение

Благининой Е. «Обедать» .Загадывание загадок из цикла «Кухня»

4. Использование художественного слова при проведении гигиенических процедур : «Каша из гречки» , «А у нас есть ложка, волшебная немножко» .

4. Уход за телом, одеждой, обувью

1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие «Чистота –залог здоровья»

Цель : Сформироватьу детей представление о чистоте, соблюдении правил ухода за собой.

Задачи : Сформироватьу детей понятия чистоты, опрятности,болезнях грязных рук.

Развить у детей умение следить за внешним видом, мыть руки.

Воспитатать в детях чистоплотность.

2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения :

1 «Вова-растеряшка,Где твоя рубашка?»

2 «А у нас сегодня - стирка. Вместе с мамочкой вдвоем.»

Цель : Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить умение следить за чистоплотностью.

3. Чтение художественной литературы. Чтение сказки «Чучело»

Стихотворение Нертера «Носовой платок» Н. Павлова «Чьи башмачки»

Загадывает загадок из цикла : «Ванные принадлежности» .

4. Использование художественного слова при проведении гигиенических процедур. «Расти коса до пояса» , «Уж я косу заплету» , «Под окном лиса поет» , «Петушок, петушок подари мне гребешок» , "Нету краше нашей Глаши".

Данную работу мы запланировали на период с сентября 2013 по май 2014 года во второй младшей группе №1 МБДОУ №28 «Лесная сказка» города Елабуга республика Татарстан.

В своей работе мы использовали художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, рассказы, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков .

Для формирования культурно-гигиенических навыков нами были разработаны конспекты занятия по ознакомлению с окружающим миром, на которых мы напомнили детям о важности культурно-гигиенических навыков . Такие как, "Как учили Машу умываться" и др. Во время которых у детей развивали культурно-гигиенические навыки в игровой форме , формировали крепкие знания о гигиенических процедурах и их важности для здоровья. На данных занятиях дети помогали героям освоить культурно-гигиенические навыки . На них использовались загадки, стихи, обыгрывания действий в стихах для того, чтобы повысить интерес детей к умению следить за внешним видом, потренироваться в культурно-гигиенических навыках и развить желание выполнять навыки правильно .

Использовании художественной литературы оказало положительное влияние на обучение детей культурно-гигиеническим навыкам . У детей повысился уровень их сформированности .

культурный гигиенический детский навык

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребёнка имеет гигиеническое воспитание и воспитание культуры поведения. В дошкольном учреждении гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщения детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническое воспитание проводится как индивидуально, с каждым ребёнком, так и коллективно, со всей группой в целом. Гигиеническое обучение и воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни учреждения.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой сформированы задачи содержания гигиенического воспитания. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками}