Летние проекты по экологии старшая группа. Экологический проект для детей старшей группы «Волшебные семена. План реализации проекта в средней группе ДОУ

Проект по экологическому воспитанию «Защитим природу!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тимашевского района Краснодарского края

«Детский сад № 14»

Воспитатель первой квалификационной категории

Карнаух Наталья Витальевна

2016 год

Проект по экологическому воспитанию в старшей «А» группе

«Защитим природу! »

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите
!

(М. Дудин)

Тема проекта: «Защитим природу!».

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения : в течение недели

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать , искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта.

Подготовительный:

что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

Почему это может произойти?

Как это повлияет на нас?

Как не допустить этого?

Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях;

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап - организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

Познавательные занятия;

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

дидактические игры;

чтение литературы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

оформление стенгазеты «Береги природу!»

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.

Развитие речи:

Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,

«Санитары леса», «Спички не игрушка»

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Руслана А.

Женя К.

Олеся А.

Заучивание стихотворения (отрывок)

Т. Коваль «Про ёжика»

Нашли в саду мы ёжика
И принесли домой.
Он прятался от дождика
Под старою ольхой.

Сперва боялся ёжик нас
И под столом сидел,
Но только в доме свет погас,
Наш ёжик осмелел.

Всю ночь он топал и шуршал,
Пыхтел как паровоз,
А утром наш колючий гость
Нас рассмешил до слёз.

К себе под стол он натаскал
Три груши, десять яблок,
Газету, носовой платок
И даже папин тапок.

Смеётся солнце за окном,
Не плачет больше дождик,
Жалеем только об одном -
Пора прощаться, ёжик.

Тебе в дорогу соберём
Мы яблоки и груши,
А хочешь, тапок забирай,
Раз так тебе он нужен.

Художественная литература

Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;

3 этап-заключительный.

Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу».

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в досуговой деятельности.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.

Фотоотчет.








С П А С И Б О!

Цель проекта: Формировать представление детей об окружающем мире. Развивать познавательный интерес к природе. Формировать чувства удивления и восхищения миром природы.

Задачи:

  • Формировать представление детей о многообразии животного мира.
  • Расширять представление о диких и домашних животных.
  • Расширять представление о жизни животных в природных условиях.
  • Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
  • Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы.

Возраст: пять-шесть лет.

Время реализации проекта: сентябрь - май.

Аннотация к проекту

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и воспитателя. Работа педагога с группой детей - это рассмотрение возникающих ситуаций. Педагог создает ситуацию, которая воздействует на эмоциональную сферу ребенка. Постановка проблемной задачи направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса. Формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать подобные проблемы.

Схема реализации проекта и Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

  • Аппликация: «Котёнок»
  • Рисование: «Щенок»
  • «Я люблю свою лошадку…»
  • Лепка: «Медвежонок»
  • «Домашние животные»
  • «Деревенское подворье»
  • Мастер-класс с участием детей и родителей «Эти загадочные животные» (поделки из природного материала) Оформление выставки детских работ «В мире животных» .
  • Развлечение «На лесной полянке»

Социально-коммуникативное развитие

Организация сюжетно-ролевой игры

  • «Цирк»
  • «Зоопарк»

Дидактические игры с использованием ИКТ, обучающие презентации:

  • «Дикие животные»
  • «Домашние животные»
  • «Животные севера»
  • «Животные жарких стран»
  • «Составь фоторобот лисицы»
  • «Кто потерял хвост?»
  • «Расскажи зайчику о животных»

Речевое развитие

Рассказывание детей по теме:

  • «Животные леса осенью»
  • «Расскажи о зимующих лесных жителях»
  • Проведение тематических индивидуальных бесед на тему: «Животные у нас дома»
  • «Обитатели деревенского подворья»
  • Знакомство детей с пословицами и поговорками о животных
  • Чтение и заучивание стихов из серии «Животные»
  • Чтение сказки «Кот и лиса»

Инсценировка сказки:

  • «Теремок»
  • «Заюшкина избушка»

Настольный театр:

  • «Маша и медведь»
  • «Медведь и зайцы»
  • «Три медведя»

Познавательное развитие Образовательная деятельность:

  • «Где зимуют лягушки»
  • «Знакомство с животными севера и жарких стран»
  • «Красная книга»
  • «Животные в природе и дома»
  • «Путешествие по Африке»

Тематические экскурсии в библиотеку «Земля – наш общий дом»

Этапы работы над проектом

Познавательный этап

  1. Составляют рассказы о животных.
  2. В самостоятельной деятельности создают

Рисунки о животных

  1. Читает рассказы о животных.
  2. Оформляет выставку детских работ

Формирование проблемы

  1. Осознает и лично воспринимает проблему
  2. Принимают задачи проекта

Систематизация информации о животных

Диалоговые беседы:

  1. «О чем беседуют животные»
  2. «Где живут животные»

Проблемные ситуации:

«Эти забавные животные»

«Диалоги о животных»

Практическая деятельность детей

  1. Выбирают животное о котором хотят рассказать
  2. Совместно составляет схему последовательности рассказа
  3. Художественное творчество по подгруппам с соблюдением выбранной последовательности
  4. Экспериментирование с различными материалами (красками, бумагой)
  5. Представляет различные материалы, пособия.
  6. Оказывает практическую помощь (по необходимости)
  7. Ведет совместно с детьми экспериментальную деятельность, используя обучающие презентации

Оформление

Оформляют выставку детских работ

Помогает в оформлении выставки детских работ

Презентация

  1. Договариваются о защите проекта, разучивают стихи, песню.
  2. Представляют продукт деятельности

Принимает участие в защите проекта.

Описание материала:

Проект по экологии "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой.

Продукт проекта - карта "Зеленый наряд детского сада", созданная совместно с детьми. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов. Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы. Продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада.

Карта проекта «Зеленый мир детского сада»

Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе. Участники проекта : дети, родители, воспитатели. Срок реализации проекта : июль

Тип проекта : информационно-творческий

По количеству участников : коллективный По продолжительности : краткосрочный

Ожидаемые результаты:

Воспитанники: -знакомы с деревьями, растущими на территории детского сада и их функциями; -знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека; -имеют представление о природе родного города Родители: -активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность; -знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей Воспитатели: -осуществляют инновационную деятельность; -повышают профессиональный уровень; -расширяют свой экологический кругозор

Задачи:

Обучающие: -формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека; -дать первоначальные сведения о карте местности Развивающие: -развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность; -приобретать детьми опыт исследовательской деятельности; -развивать мотивацию на здоровый образ жизни. Воспитательные: -воспитывать эмоциональное отношение к деревьям; -воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный 2.Аналитический 3.Практический 4.Презентационный

Подготовительный этап

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях. Мероприятия: 1. Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада. 2. Рассматривание физической карты Республики, карты города. 3. Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе "Город, вид с неба" , "Пейзажи". 4. Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влияние на состояние деревьев. 5. Беседы с родителями "Деревья вокруг нас" . 6. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев. Беседы с детьми: 1. В чем отличие деревьев от других растений? 2. Какие деревья растут на территории детского сада? 3. Как на территории детского сада появились деревья? 4. Кто сажает деревья в лесу? 5. Какую пользу приносят деревья? 6. Как люди заботятся о деревьях? 7. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть? 9. Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.

Аналитический

1.Составить план мероприятий по реализации проекта. 2.Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории; детской литературы о деревьях, художественного слова, физминуток и т.д.

Практический

1.Целевые экскурсии по территории детского сада. 2. Беседа: "Для чего нужны деревья". 3. Составление гербария "Листочки наших деревьев". 4. Составление "Круга полезности".

5.Составления карты «Зеленый мир детского сада»

5. Художественное творчество. Зарисовки деревьев. 6. Цикл дидактических игр: -"Найди свое дерево".

-"Защитим наши деревья". Цель: придумать знаки охраны деревьев. -"Вкусные деревья". Цель: найти в саду места для посадки вишни, яблони, черемухи. -"Столовая для птиц". Цель: найти на территории детского сада деревья, которые кормят птиц. -"Расставим знаки". Цель: определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева. -"Ароматное дерево". Цель: найти на территории детского сада деревья, распространяющие во время цветения особые запахи.

Заключение

Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Елена Кузнецова
Экологический проект в старшей группе «Оглянись вокруг»

Проект в старшей группе

«Оглянись вокруг… »

Я свежести природной зачерпну

И ею на рассвете лишь умоюсь,

Живую душу каждую пойму,

Я просто за природу беспокоюсь.

Подготовила и провела : Кузнецова Е. А.

Участники проекта : дети старшей группы , родители, воспитатели.

Проблемная ситуация : Так как наш посёлок находится среди леса и дети с родителями очень часто гуляют в нём или просто идут из дома в детский сад, через лес. Все чаще и чаще ребята приходили и рассказывали, что они увидели на дереве белочку, в траве бурундука, дятла или большую ворону. На участке детского сада дети всегда внимательно наблюдали за насекомыми, природными явлениями, стали замечать, что на деревьях и кустарниках появляются плоды . Задавали вопросы : кто посадил деревья, когда можно съесть ту или иную ягодку, когда наступит зима, где будут жить мухи и т. д. Потому и появилась острая необходимость осуществления проекта «Оглянись вокруг » .

Актуальность : В настоящее время понятие «экология » из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности человека. Ученые не уверены в том, смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным небом, полакомиться урожаем без нитратов. Как решить проблему? Что делать родителям, воспитателям, взрослым? Самое важное – научить любить и понимать мир природы, формировать экологическую культуру с детства . И начинать эту работу с дошкольниками необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого -краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями ближайшего окружения (на участке детсада, в парке, у своего дома, на даче и т. п.) .

Проект «Экологическая тропа » открывает возможность формировать собственный жизненный опыт ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

Цель проекта : обогащать и систематизировать экологические знания детей средствами экологической тропы ДОУ , исследовательская деятельность по изучению объектов экологической тропы во взаимосвязи с экосистемой, приобщение к природоохранной деятельности.

Задачи проекта :

углублять, уточнять, систематизировать знания детей о растениях, животных, птицах и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие; приобщать к миру природы, воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основы экологической культуры личности ;

развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой) ;

формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение.

Предполагаемый результат :

воспитание экологической культуры

выработка навыков экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе

активизация знаний о растительном, животном мире и явлениях природы

Образовательная область Формы организации деятельности педагога с детьми

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность :

Поливка комнатных растений.

Мытье комнатных растений.

Поливка клумб с многолетниками.

Наблюдения :

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени) .

Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе .

Беседа : «Как вести себя в лесу»

Календарь погоды.

Экскурсия в лес.

Познавательное развитие Дидактические игры : «Найди растение» , «Найди, что опишу» , «Отгадай, что за растение» , «К названному растению беги» , «Собери цветок» , «Найди такое же растение» , «Какого цветка не стало?» , «Отгадай по загадке» , «Собери букет» , «Четвертый лишний» , «Украсим комнату» , «Найди такой же» , «Что изменилось?» , «Где спряталась матрешка?» , «Найди растение по названию» , «Продайте то, что назову» , «Где спрятано растение?» , «Узнай растение» , «Найди о чем расскажу»

Настольные игры : «Выложи цветы» (мозаика,

«Собери комнатное растение» , «Собери букет» , «Цветочное лото» , домино – «Наш сад»

Речевое развитие Разучивание стихов и загадок о деревьях

Сочини сказку на тему : “Как я подружилась с лесом”

Беседы : «О хвойных и лиственных деревьях» ,

«Растения лечат»

Художественно-эстетическое развитие Коллективная работа : «Зачарованный лес»

Лепка : «Насекомые» .

Рисование : «Правила поведения в лесу»

Аппликация : «Берегите природу»

Раскрашивание цветов в раскрасках.

Физическое развитие П. и. «Солнышко и дождик» , «Цветы и ветер» , «Растения» , «У медведя во бору» , «Хитрая лиса»

Пальчиковые игры : «Наши алые цветы» , «Цветы» , «Мак» , «Растения»

Приложение №1.

Маршрут по экологической тропе .

Название

цикла Цель Объекты наблюдения

«Деревья и кустарники » - закрепить названия деревьев и кустарников , их строение, внешние признаки;

Учить детей различать деревья и кустарники по их внешним признакам и систематизировать знания о растениях ближайшего окружения;

Воспитывать бережное отношение к растениям;

Формировать представление о том, как человек использует природу.

Знакомить с понятиями «лес» , «сад» . - береза

«Цветник» (клумба) - уточнять представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, условия роста, способы ухода;

Учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия, воспитывать эстетический вкус. многолетние и однолетние цветущие растения (пионы, петуньи, бархатцы, календула, василек и др.)

«Огород» - продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними

Вызвать интерес к выращиванию овощных культур и пряных трав. - огородные грядки

Семена, рассада, плоды овощных культур

«Зеленая аптека» - закреплять и расширять знания детей о лекарственных растениях;

Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

Учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. - деревья, кусты

Цветущие растения и травы

«Насекомые» - углубить знания о насекомых, их образе жизни;

Сформировать представление о роли насекомых в жизни леса;

Воспитывать бережное отношение к насекомым. - бабочки

Кузнечики

Божьи коровки

Осы и т. д.

(на участке детского сада)

«Птичий столбик» - развивать интерес к птицам, закреплять названия зимующих у нас птиц, уметь различать их по внешнему виду и называть их;

Приучать осторожно и внимательно наблюдать за зимующими птицами, прилетающими на кормушку;

Воспитывать желание подкармливать их и бережно к ним относиться. Кормушки на участке детсада

Список литературы

1. Сигимова М. Н. «Мир глазами ребенка» .

2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» .

3. Леонтьева А. А. «Здравствуй, мир!» .