Марийские обрядовые праздники. История, обычаи, обряды и верования народа мари (14 фото). Территориальные и национальные праздники и фестивали Марий Эл

Комитетом Марий Эл по туризму подготовлен Календарь туристских мероприятий на 2017 год. В подборку основных туристских событий вошло более 70 разнообразных мероприятий, которые заинтересуют ценителей всех видов туризма.
Сформированный событийный календарь представляет собой список мероприятий, который направлен на продвижение туристского потенциала региона.
Как сообщили в комитете, использование календаря является одним из наиболее удобных способов планирования туристских поездок, который позволяет гостям и жителям республики совмещать знакомство с объектами турпоказа региона с участием в мероприятиях, проводимых на его территории.
Информация о наиболее масштабных мероприятиях республики будет размещена на официальном портале каталога «Национальный календарь событий» и сайте Национального туристического портала Russia.Travel, которые реализуются Федеральным агентством по туризму.

Календарь туристских мероприятий в Республике Марий Эл на 2017 год

Дата проведения Название мероприятия Место проведения Организаторы мероприятия
4-8 январь Международные соревнования по спортивному туризму на лыжных дистанциях ФСОиСТ Республики Марий Эл
6 января Рождественская сельскохозяйственная ярмарка г.Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль
7 января Марийский календарно — обрядовый праздник «Шорыкйол» («Рождество») д.Мари –Купта,
д.Мари Китня Мари-Турекский район
13-15 января Чемпионат и первенство России по синхронному катанию на коньках г.Йошкар-Ола, Ледовый

Дворец «Марий Эл»

Министерство спорта России,

Федерация фигурного катания на коньках России,

25-28 января Открытые Чемпионат и первенство Республики Марий Эл по спортивному туризму на лыжных дистанциях г. Йошкар-Ола, лесопарк «Сосновая роща» ФСОиСТ Республики Марий Эл
01 января-31 декабря «Марий Эл: традиции и современность» — постоянная экспозиция произведений изобразительного искусства Республики
Марий Эл
27 января Праздник валенка дер. Карай Волжского района Редакция молодежной газеты

«Кугарня»

январь-февраль Фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера» г. Йошкар-Ола, Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева
10-12 февраля XXXI республиканские соревнования среди обучающихся по лыжному туризму г. Йошкар-Ола Минобрнауки Республики Марий Эл,
ДЮЦ «Роза ветров»
11 февраля Всероссийская лыжная гонка
«Лыжня России-2017»
г.Йошкар-Ола,

УТБ «Корта»

Министерство спорта России,

Министерство спорта Республики Марий Эл

21 февраля Посиделки «Душа моя, Масленица» Замок
Шереметева
24-25 февраля Межрегиональный турнир по дзюдо памяти Героя России уроженца Республики Марий Эл Евтюхина г.Йошкар-Ола,

ФОК «Спартак»

Федерация дзюдо Республики Марий Эл
25 февраля Республиканский календарно-обрядовый праздник «Ӱярня мелна» («Праздничные блины») Центральный парк культуры
и отдыха
г. Йошкар-Олы
Республиканский центр марийской культуры
23-26 февраля Чемпионат России по настольному теннису среди ветеранов г.Йошкар-Ола

ФОК «Спартак»

ФНТР, ФНТ Республики Марий Эл, Министерство спорта Республики Марий Эл
26 февраля «Барыня Масленица» народно-обрядовый праздник Республиканский центр русской культуры, Информационно-туристский центр,

«Царевококшайский Кремль»

26 февраля Сельскохозяйственная ярмарка «Масленица-2017» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
февраль Межрегиональный турнир по боксу памяти Воинов — Интернационалистов г. Йошкар-Ола Федерация бокса Республики Марий Эл
9 марта Встречи у камина. Вечер русского романса «Я помню чудное мгновенье» Каминный зал замка Шереметева Замок
Шереметева
13-17 марта Первенство России по спортивному туризму на лыжных дистанциях лыжная база «Корта» Министерство спорта России,

ФСТ России

Министерство спорта Республики Марий Эл,
ФСОиСТ Республики Марий Эл

13-17 марта Всероссийские соревнования по спортивному туризму на лыжных дистанциях лыжная база «Корта» Министерство спорта России,

ФСТ России,

Министерство спорта Республики Марий Эл,
ФСОиСТ Республики Марий Эл

18 марта Фестиваль
эстрадной песни «Чолга шÿдыр» («Яркая звезда»)
г. Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы
19 марта Обрядовый праздник тюркских народов «Навруз» г. Йошкар-Ола, Республиканский центр татарской культуры Республиканский центр татарской культуры
30 марта-
2 апреля
Международный конкурс-фестиваль исполнителей танца
и хореографов-постановщиков «Михаил Мурашко приглашает друзей»
г. Йошкар-Ола,

Дворец культуры имени ХХХ-я Победы

21-27 марта Фестиваль
«Йошкар-Ола театральная»
г. Йошкар-Ола,

Им. Э.Сапаева

Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана

Академический русский театр драмы имени Г.Константинова

30 марта — 01 мая Персональная выставка «Жизнь народа мари: Быт и занятия. Праздники
и обряды. Астральный культ
и мифология»» Т.В. Мартьяновой
Республиканский музей изобразительных искусств
март-апрель Фестиваль искусств «Йошкар-Ола весенняя — 2017» г. Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы ДК им. Ленина

Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана

Марийская государственная филармония им.Я.Эшпая
21-22 апреля Чемпионат и Первенство Республики Марий Эл по спортивному туризму на водных дистанциях Советский р-н ФСТиСО Республики Марий Эл
21-22 апреля Чемпионат и Первенство РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ по спортивному туризму на средствах передвижения (вело) г. Йошкар-Ола ФСТиСО Республики Марий Эл,

ДЮЦ «Роза ветров»

21-22 апреля Открытое Первенство РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
по спортивному туризму на пешеходных дистанциях
пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

ФСОиСТ Республики Марий Эл,
ДЮЦ «Роза ветров»
23 апреля Пасхальная ярмарка г.Йошкар-Ола, Царевококшайс-кий Кремль Царевококшайский Кремль совместно с Йошкар-Олинской и Марийской Епархией
25 апреля Календарно-обрядовый праздник «Кугече» («Пасха») Центральный парк культуры и отдыха
г. Йошкар-Олы
Республиканский центр марийской культуры
28 апреля – 1 мая VI республиканские соревнования обучающихся по спортивному туризму на пешеходных дистанциях «Весенний призыв» пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

Минобрнауки Республики Марий Эл,

ДЮЦ «Роза ветров»

28 апреля – 1 мая Всероссийские соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

ФСТ России

ФСО и СТ Республики Марий Эл,

ДЮЦ «Роза ветров»

28 апреля -2 мая Чемпионат Российского студенческого спортивного союза (РССС) по спортивному туризму на пешеходных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

РССС,

ФСТ России

Министерство спорта Республики Марий Эл,
ФСОиСТ Республики Марий Эл,
ДЮЦ «Роза ветров»

28 апреля -2 мая Международные соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

ФСОиСТ Республики Марий Эл

апрель Фестиваль балета в честь великой русской балерины Г.С. Улановой Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева
29 апреля Межрегиональный фестиваль исторической реконструкции «Наследие» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Царевококшайский кремль
07 апреля – 21 мая Выставка «Групповой портрет на фоне мира» Юрия Роста, лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (Мультимедиа Арт Музей, г. Москва) г. Йошкар-Ола, Национальная художественная галерея Республиканский музей изобразительных искусств
1-15 мая Концертная акция «Оркестр под открытым небом» г. Йошкар-Ола, у Русского драмтеатра (или на площади Ленина)

(место уточняется)

Марийская государственная филармония им.Я.Эшпая
20 мая Культурная акция «Ночной музей», посвященная Международному дню музеев Национальный музей Республики Марий Эл им. Т.Евсеева и его филиалы Национальный музей Республики Марий Эл им.Т.Евсеева,

Республиканский музей изобразительных искусств,

Царевококшайс-кий Кремль

май Межрегиональная акция «Салтак солык» («Солдатский рушник») г. Йошкар-Ола Республиканский центр марийской культуры
10 июня Опера «Акпатыр» ТК «Раздолье», Килемарский район, д. Алешкино Марийский государственный театр оперы и балета
им. Э.Сапаева
12 июня Праздник русской культуры «Русская березка» г. Йошкар-Ола
17 июня Межрегиональный праздник «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов») г. Йошкар-Ола Республиканский центр марийской культуры
17 июня Балет «Лебединое озеро» г. Козьмодемьянск Марийский государственный театр оперы и балета
им. Э.Сапаева
24 июня Сельскохозяйственная ярмарка «Праздник цветов» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
июнь Межрегиональный праздник песни «Пеледыш айо» («Праздник песни») Горномарийский район
д.Сиухино
Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности,
Отдел культуры Горномарийского района
июнь-июль Фестиваль спектаклей под открытым небом «Летние сезоны» Патриаршая площадь г.Йошкар-Олы, Туристический комплекс «Раздолье»,
г. Козьмодемьянск
Марийский государственный театр оперы и балета
им. Э.Сапаева
2-4 июля IV открытое Первенство Республики Марий Эл по спортивному туризму на водных дистанциях среди обучающихся ДОЛ «Сосновая роща» ДЮЦ «Роза ветров»
8 июля Фестиваль народных умельцев Республики Марий Эл г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
8 июля Межрегиональный фольклорно-этнографический праздник
«Земля предков»
Килемарский район
с.Арда
Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности
22 июля Чемпионат и первенство Республики Марий Эл по горному бегу в рамках Гран-при России д.Шиндыръялы Горномарийского района,

гора «Аламнер»

Министерство спорта Республики Марий Эл
22 июля Межрегиональный фестиваль сатиры

и юмора «Бендериада»

г.Козьмодемьянск Администрация
г. Козьмодемьянска, при поддержке Министерства культуры, печати
и по делам национальностей Республики Марий Эл
27-29 июля Чемпионат Республики Марий Эл по туризму среди инвалидов по зрению г. Йошкар-Ола МРКСРЦИ ВОС
11-15 августа Чемпионат России по спортивному туризму – спорт слепых г. Йошкар-Ола Министерство спорта России, Министерство спорта Республики Марий Эл
12-15 августа Республиканская праздничная ярмарка «Медовый Спас» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, Царевококшайский кремль
17 августа-24 сентября Выставка фотографий «Гималаи. Тибет» МОО «Центр духовной культуры» (г. Самара) г. Йошкар-Ола, Республиканский музей изобразительных искусств Республиканский музей изобразительных искусств
30 августа-01 октября Выставка «От Античности к Средневековью: монеты Древнего Рима
и Византии из коллекции М.А.Российского» (г. Москва)
г. Йошкар-Ола, Национальная художественная галерея Республиканский музей изобразительных искусств
6-11 сентября Всероссийские соревнования по спортивному туризму на комбинированных дистанциях пос. Куяр,

ДОЛ «Сосновая роща»

Министерство спорта России,

ФСТ России,

Министерство спорта Республики Марий Эл

8-10 сентября Фестиваль воздухоплавания «Легкие люди» г.Йошкар-Ола Клуб воздухоплавателей «Легкие люди», (Йошкар-Ола)
23-24 сентября IV фестиваль «Роза ветров», посвященный Всемирному дню туризма ДОЛ «Сосновая роща» ДЮЦ «Роза ветров»
27 сентября Летнее спортивное ориентирование памяти Е.Матюковой в честь Дня туризма Картуков. пов. Горномарийский муниципальный район
29 сентября – 1 октября Открытые республиканские соревнования обучающихся по спортивному туризму на водных дистанциях «Осенняя Кокшага» г. Йошкар-Ола, лесопарк «Сосновая роща», р.М.Кокшага ДЮЦ «Роза ветров»
6-7 октября Открытый Чемпионат
Республики Марий Эл по спортивному туризму на пешеходных дистанциях
г. Йошкар-Ола, лесопарк «Сосновая роща» Министерство спорта Республики Марий Эл,

ФСОиСТ Республики Марий Эл

14 октября Покровская сельскохозяйственная ярмарка «Золотая осень Марий Эл-2017» г.Йошкар-Ола, площадь им. В.И.Ленина Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
25 октября Этнофестиваль «Ӱдыр сий» («Девичий пир») Республиканский центр марийской культуры
октябрь Межрегиональный конкурс национального костюма «Марий вурегм пайрем унала ужеш» («Праздник марийского костюма приглашает в гости») г.Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности
октябрь –ноябрь Фестиваль искусств «Марийская осень-2017» г.Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы Марийская государственная филармония
им. Я.Эшпая
октябрь-декабрь Фестиваль декоративно-прикладного творчества «Национальные и современные украшения» п. Медведево
Историко-художественный музей
Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности
3 ноября Культурная акция «Ночь искусств» г.Йошкар-Ола, Национальная художественная галерея, Национальная художественная галерея,

Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева,

Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана

11 ноября Фестиваль «Кузьминки. Курьи именины» г. Йошкар-Ола, Царевококшайский кремль Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл
15-19 ноября Всероссийский фестиваль театров кукол «В гостях у Оле Лукойе» г.Йошкар-Ола, Республиканский театр кукол Республиканский театр кукол
21-27 ноября Международный фестиваль русских театров России и зарубежных стран «Мост Дружбы» г.Йошкар-Ола, Академический русский театр драмы им. Г.Константинова Академический русский театр драмы им. Г.Константинова
ноябрь Международный фестиваль русской культуры «Корнями в России» г.Йошкар-Ола, Дворец культуры имени ХХХ-я Победы Республиканский центр русской культуры
декабрь Молодежный новогодний бал-маскарад г.Йошкар-Ола Минкультуры Республики Марий Эл, Минобрнауки Республики Марий Эл

Формирование народа мари началось в первом тысячелетии нашей эры. Упоминания о марийцах историки находят в трудах готского историка Иордана, а также в древнерусской летописи "Повесть временных лет".

Луговые, горные и восточные

Мари (марий, мары, маре) на русский переводится как "мужчина" или "человек". Марийцы большей частью проживают в Марий Эл, а также в городах и селениях Уральского и Приволжского округов Российской Федерации. Численность народа, согласно последней переписи населения, составляет чуть больше 547 тысяч человек. Марийский язык относят к финно-угорской группе уральской языковой семьи.

Выделяют три этнические группы – луговые, горные и восточные мари. Официально мари придерживаются православия, но это не мешает сохранению марла вера – традиционной марийской религии, которой придерживаются в основном восточные и луговые мари. Как у столицы, так и практически у каждого селения есть свои священные рощи, где регулярно проходят массовые моления. Считается, что священнослужители – карты – умеют разговаривать с деревьями.

На формирование марийского этноса оказали влияние соседи-тюрки: чуваши, татары, волжские булгары. Любопытно, что во времена покорения Москвой Казанского ханства марийцы выступали в военном противостоянии как на стороне русских, так и на стороне их противников. Марийцы весьма воинственный этнос, но в обычной жизни очень дружелюбны, отзывчивы и гостеприимны.

С 1920 года существует национально-территориальное образование в рамках российского государства. Сейчас это республика Марий Эл.

Народная культура и праздники

Традиционное занятие мари – сельское хозяйство. С давних времён они занимаются земледелием и разведением домашнего скота: лошадей, овец, коров и т.д. Марийские сельские общины позапрошлого века обычно включали в себя несколько селений. При этом нередко встречались смешанные – марийско-русские, марийско-чувашские общины. Дома к XIX веку черемисы, а именно под этим именем марийцев знали в Российской империи, строили уже вполне по русскому обычаю: ставилась срубная изба с сенями и клетью, внутри возводилась русская печь, обустраивался красный уголок с иконками. Летом марийцы перебирались жить в кудо – небольшую срубную кухоньку с земляным полом и кладовыми помещениями на втором этаже, из которой было удобнее уходить на работы в поле.

Большинство обрядовых ритуалов и народных праздников земледельцев-марийцев связано с сельскохозяйственным календарем. Большинство, но не все.

Новый год – У Ий Пайрем – марийцы встречали первого января. Святочная неделя – Шорыкйол – отмечается в те же дни, что у других православных народов России. Но несмотря на христианский характер праздника в нем присутствуют языческие отголоски. Само слово "шорыкйол" переводится с марийского как "овечья нога" – именно в эти январские дни люди совершали традиционный ритуал дёрганья овечьей ноги, призывая тем самым хороший приплод домашнему скоту, а также благо и успех в свои семьи.

"Гвоздём" праздничной программы в дни Шорыкйол было шествие ряженых, во главе которых шли Старик Василий и его Старуха. Сельские жители щедро одаривали их сладостями и напитками. Считалось, что богатство подношений символически притянет к жертвователям всё самое лучшее в наступивший год.

Начало февраля у марийцев знаменуется празднованием Конга Пайрем (на русский язык словосочетание переводится как "праздник печки"). В этот день – 12 февраля – практически в каждом доме черемисских селений во всю мощь пыхтела печь, преподнося хозяевам вкусные блюда: каши, пироги, блины и сдобные румяные караваи.

Масленичная неделя наступала с 20-го февраля. Как и у славян в Уярню (то есть, Масленицу) провожали зиму и встречали весну. В течение целой недели марийцы веселились со всей широтой своей беззаботно-народной души: много ели и пили всяческой вкуснятины, пели и танцевали, играли во дворах и на улицах в снежки.

12 апреля, в конце Пасхальной недели, марийцы справляли праздник Кугече (Большая Среда Пасхи). Кугече прежде всего связан с традиционным поминовением умерших родственников. Исполняя в течение Пасхальной недели разного рода магические обряды, марийцы просили защиты у ушедших в иной мир предков, просили их о мире и благополучии.

Лето для черемисов начиналось с большого сельского праздника Ага-пайрем (праздник пашни), проходившего после окончания весеннего сева. В этот день мари приносили в жертву языческому божеству плодородия национальные кушанья: ватрушки, мёд, яйца, сырники, пиво и квас и т. д. Любопытно, что в тех районах, где марийцы соседствовали с башкирами, Ага-пайрем зачастую проходил вместе с Сабантуем.

2 августа отмечали Угинде - праздник урожая, после которого начинались уборочно-полевые работы.

Обрядовые праздники мари – это не "дела давно ушедших дней". В республике и других регионах, где живут мари, чтят национальные традиции. Инициаторами большинства народных гуляний являются национальные активисты, в большинстве своем люди молодые.


Тема урока: Марийские народные праздники. 5 класс
Цель урока: Познакомить обучающихся с функцией и годовым циклом календарных праздников мари.
Задачи:
Обучающие: Научить учащихся вести беседу о праздниках
Развивающие: 1. Развивать умения и навыки работать с дополнительной литературой
2. Развивать сплоченность, самостоятельность, смекалку.
Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к национальным праздникам
Оборудование: Выставка книг, проектор, компьютер.
Опережающее индивидуальное задание (по желанию):
1. Подготовить выступления к уроку:
А) «Шорыкйол(овечья нога)»
Б) Агавайрем В) “Кугече (пасха)»
Г) Ϋдырсий
Ход урока
1.Организационный момент (Выявить готовность учащихся к уроку, мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач, отметка отсутствующих)
-Улыбнитесь другу, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для нашей работы. Думаю, что поможет нам настроиться на рабочий лад и это стихотворение:
Подарите каждому по кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся души их до донышка.
И тогда увидите вы картины светлые,
Облака небесные, легкие, несмелые
- А когда у человека на душе бывает радостно, спокойно?
- Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно? Помогло оно настроиться на наш урок?
- Как вы думаете, какая атмосфера будет царить в нашем классе сегодня? (теплая, добрая, прекрасная)
-Мне очень хочется, чтобы атмосфера мира, добра, радости общения сохранилась в классе не только до конца урока, но и гораздо дольше. Ну а сегодня в конце нашего урока вы попробуете словами выразить чувства, которые остались в вашей душе.
2. Актуализация знаний по теме «Основы религиозной культуры РМЭ
Православие Ислам Язычество
Храмы Мечеть Богослужители (кто проводит службу) Батюшка
Последователи религии язычники
Священные книги Символ веры 3. Новая тема.
Мы знаем, что у каждого народа есть свои традиционные праздники. У народа мари тоже свои праздники. Наш урок сегодня посвящается самым красивым и светлым праздникам марийского народа. На уроке вы узнаете исторические сведения о праздниках, познакомитесь его обычаями и обрядами.
- Итак, тема нашего урока -Марийские праздники (слайд1, см. Презентацию)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Ребята, а какие марийские праздники вы знаете?
Корни многих марийских праздников уходят глубоко в язычество марийского народа. Язычество марийского народа- это целый необозримый мир. Ко всему прочему, этот мир жив и по сей день. Приверженцев язычества называют «чимарий», что означает «чистый мари» или «настоящий мари». Почему «чистый мари»?- Мари, сохранивший изначальную веру, не примкнувший к другой. Марийский народ во все времена поклонялся силам природы, ощущал себя ее частицей, осознавал, что он не царь природы, которому позволено губить ее как угодно.
Шорыкйол (Святки) – «Овечья нога». Шорыкйол - один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.
(стук в дверь. Заходит ученик в костюме Васлий Кугыза)Учитель: Дети, вы не знаете кто это? (ответы детей)
Учитель: У нас в гостях главный персонаж марийского праздника Шорыкйол пайрем - дедушка Васлий. Дедушка Васлий расскажет нам о празднике Шорыкйол пайрем. (слайд 3)
Учитель: Васлий кугыза пришел с сюрпризом. Он хочет показать нам отрывок проведения праздника «Шорыкйол пайрем» (Фильм отрывок)
- А в какой праздник пекут блины?(ответы детей)
Учитель: правильно, ребята, у русского народа этот праздник называется Масленица, а у мари-Ϋярня пайрем.
Но не только в Масленицу марийцы пекут блины,пекут и во время Конта Пайрем (Праздник печки). Отмечается он 12 января. Хозяйки готовят национальные блюда, приглашают гостей на обильные застолья. (сообщение ученика)
Ϋярня (Масленица). Широко отмечается 15-22 февраля. В этот день большую роль играет праздничное застолье. Одно из главных блюд застолья - блины. Приходят гости и с другими угощениями, поют обрядовые песни. Как и в некоторых других народных традициях (например, русской, украинской), молодёжь катается с гор, устраиваются прогулки на лошадях, украшенных лентами и бубенчиками.
3. Физминутка (Барашеньки крутороги.)
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (показывают, как на дудочке играют),
Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).
Учитель: На зимних праздниках мы с вами порезвились, отдохнули.
- Скажите, а какие весной проходят народные праздники? (ответы детей)
4. Правильно, Юля нам расскажет о марийском празднике Кугече (рассказ ученицы, слайд5)
Праздник Кугече приходится на конец пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца. Многобожие не мешает его носителям уважать другие религии. Как выяснилось, участники праздника в основном не разделяют в своём сознании две религии: традиционную веру и православие. Одна из традиций праздника- катание на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые стали прародителями марийского народа. А в честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях.
Учитель: Сегодня на уроке мы слышали о том, что вовремя праздника «Кугече» молодежь проводила разные игры. Сейчас мы поиграем в игру «Муным пöрдыктен модмаш»(Катание яйца) сначала еще раз послушаем, как играли в эту игру, а потом поиграем и сами.
- Ознакомление условиями игры (Дети собирались на полянку, приносили яйца, и каждый желающий поиграть вложил на серединку полянки яйцо. Затем по очереди катали следующее яйцо по земле. Если яйцом попали на другое яйцо, забирали его, а если яйцо прокатилось мимо, отдавали свое, и выходили из игры.)5. Игра
6. Семык один из значимых и любимых праздников марийцев. Он знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). В нем сосредотачиваются сложные и многообразные обряды, которые связаны с культом предков, растительности, с семейно-брач-ными отношениями. В прошлом все они были направлены на упрочение хозяйства, семейного благополучия людей. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению
7. Сÿрем (Очищение). Ритуальный обрядовый праздник связан с определёнными магическими действиями - изгнанием нечистой силы, игрой на ритуальных трубах. Отмечается 9-12 июля.
8 . Угинде - первый праздник осеннего календарного периода, с него начинается цикл обрядов и праздников, связанных с осенними уборочными работами - жатвой, обмолотом хлеба и с его потреблением. Главная идея праздника - поблагодарив богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и обеспечить в будущем свою семью хлебом.. 9 . Ϋдырсий (девичник; девичий праздник с угощением) Сообщение ученика.
10 . Итог урока
- А теперь посмотрим, как хорошо запомнили марийские народные праздники
Хозяевами какого праздника являются Васли кува и Васли кугыза?
В какой праздник совершалось катание на лошадях с колокольчиками вокруг деревни?
Какие праздники входят в весенний календарный цикл?
Какой праздник знаменует собой наступление лета?
В какой праздник хозяин трубил в ритуальную трубу?
Какой праздник завершает осенний календарный цикл?
11. Рефлексия попробуйте словами выразить чувства, которые остались в вашей душе от нашего урока. Спасибо,ребята, за работу на уроке
9. Домашнее задание на выбор.
1. составить кроссворд она тему «Марийские праздники»
2. оформить один марийский праздник в альбомном листе.

Григорьева Анастасия

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Визимьрская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ

на тему

«КАЛЕНДАРЬ МАРИЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ»

Выполнила: ученица 5 «б» класса Григорьева Анастасия.

Руководитель: учитель ИКН Зурагаева Ю.К.

2016

  1. Введение………………………………………………..стр. 3 - 4
  2. Основная часть………………………………………...стр. 5 - 9
  3. Заключение…………………………………………….стр. 10
  4. Литература………………………………………….....стр. 11

Введение.

Мы живём в Республике Марий Эл, коренным населением которой является народ мари.

Марийцы - трудолюбивый, веселый народ. У марийского народа есть свое богатство - традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение.

Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.

Цель нашей работы – рассмотреть праздники мари, связанные с народным земледельческим календарём.

В связи с данной целью поставили следующие задачи:

  1. изучить литературу о марийских праздниках;
  2. узнать, какие народные земледельческие праздники являются традиционными у марийцев;
  3. выяснить, отмечаются ли в настоящее время марийские земледельческие праздники или их некоторые элементы.

Считаем данную работу актуальной, так как в наше время идёт возрождение многих национальных традиций. Мари, чья история уходит в глубокую древность, прошёл суровый и сложный жизненный путь. Но, несмотря ни на какие трудности, он сумел сохранить и донести до наших дней свою самобытную национальную культуру.

Определив тему работы, мы приступили к поиску информации и столкнулись с тем, что литературы по данной теме немного. В основном мы опирались на традиционное марийское издание «Марла календарь» /на русском и марийском языках/. Также мы черпали информацию из книги «История и культура марийского народа», энциклопедии «Я познаю мир» («Праздники народов мира»).

Предмет моего исследования : культура и традиции марийского народа.

Объект исследования: марийские праздники.

Исследуя данную тему, надеюсь получить дополнительный материал о культуре, традициях, обычаях своего родного народа, как носителях народных знаний, передать изученный мной материал и оформленный в виде перекидного календаря моим сверстникам и заинтересовать их историей и культурой своего народа и сохранить ее.

Основная часть

Неотъемлемой частью общественного быта народа были календарно-трудовые, престольные (храмовые), местные деревенские праздники. В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представление о счастье, полноте существования, гармонии и творческой жизни.

Зимний цикл марийских календарных праздников.

В новогодние праздники марийцы избавляются от плохого старого и мечтают о хорошем новом .

В зимнем цикле календарных праздников важное место занимали Святки (Шортйол , Шартял, Шочъйол, Шорыкйол ). Шортйол марийцы проводили в период зимнего солнцестояния. Праздник завершал старый, начинал новый земледельческий год. В дни праздника проводились различные магические действия, моления, гадания, игры и ряженья, готовились обрядовые и праздничные блюда. Сложившись в большой комплекс праздничных обрядов, они были направлены на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличения будущего урожая, домашних животных.

Праздник сегодня.

Это праздник остается одним из любимых. Ряженые дети и взрослые ходят по домам, меняя свои голоса, разговаривают с хозяевами, справляются о здоровье, домашних делах. У всех ряженых корзинки или мешочки для угощений.

Прощаясь, желают успеха, богатства, здоровья.

12 февраля отмечается старинный марийский национальный праздник «Конга пайрем» («Праздник печки» ). Нет ничего удивительного в том , что у печки есть свой праздник . Но вряд ли его сейчас широко отмечают ведь в современных деревнях далеко не в каждом доме есть печка.

Весенний цикл праздников.

Уярня (Масленица) (конец февраля начало марта)

Предки марийцев в конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом. В нем сочетались элементы зимней и весенней обрядности, что стало особенностью праздника. Стремление пробудить и оживить природу, возродить плодородные силы земли, а также обеспечить хозяйственное благосостояние семьи, оградить себя и свое хозяйство от темных сил - первоначальная идея Масленицы, забыта в настоящее время. Праздник сегодня.

Жители нашего поселка до сих пор отмечают этот праздник: катаются с горок, пекут блинчики, сжигают масленицу, а также устраивают различные игры.

Кугече (Большая Среда Пасхи)

Традиционный марийский праздник Кугече – Великий день - традиционно отмечается в конце пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца. Праздник сегодня . Праздник не утратил своих особенностей и в настоящее время. Дети ходят по домам собирают крашеные яйца, произнося «Христос воскресе!» Отвечая «Воистину воскресе» взрослые подают яйца, куличи, сладости. Взрослые едут на всенощную службу в церковь. Освящают яйца, куличи.

Ага - пайрем (Праздник пашни)

Праздник пашни, праздник сохи. Это праздник завершения полевых работ, большой аграрный языческий праздник с жертвоприношениями.

Летние праздники

Семык (Семик) - главный праздник марийцев.

Семык отмечался через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье - в день Троицы.

Значение праздника. Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев, он является одним из значимых и любимых. В отличие от русского Семыка, основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.

Праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Впервые Пеледыш пайрем под названием Йошкар пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавайрем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников.

Праздник сегодня. В нашем поселке этот праздник не отмечается. Но некоторые жители ездят на этот праздник в Йошкар-Олу. На празднике можно увидеть представителей горных, луговых. восточных марийцев, увидеть особенности нарядов, танцев разных регионов. Где проживают марийцы.

Ритуальный обрядовый праздник связан с определёнными магическими действиями - изгнанием нечистой силы, игрой на ритуальных труба х .

Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника - поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом.

Праздник сегодня.

Этот праздник не отмечается как раньше, но старшее поколение до сих пор почитает его, ведь «хлеб - всему голова». Свежеиспечённый хлеб – главное блюдо на праздничном столе. И на каждый праздничный стол первым ставят хлеб, желая, никогда не быть обделенным от него. В нашей школе такой праздник отмечается выставкой «Чудо овощ», а в детском саду утренник «Праздник урожая».

Осенние праздники

Проведение - священная Роща "Ош Куэр", деревня Нурсола Куженерского района Республики Марий Эл. Всемарийское моление Тyня Кумалтыш проводится в священных рощах, куда приходят карты и их помощники из числа членов общины.

Проведение – поселок Мари-Турек Республики Марий Эл.

Молитвы своему легендарному предку - заступнику марийского народа Туреку (Туру), прах которого, по преданию, покоится под святым курганом, вознесли язычники - маритурекцы.

Место проведения - священная роща Тумерото, город Йошкар-Ола. Мер Кумалтыш – это моление союза религиозных общин. Проводится обычно раз в три года. Место, время, характер жертвоприношений определяет совет картов - мера. Каждое тиште направляет на это моление своих представителей.

Тисте кумалтыш – общинное моление марийцев. Место проведения: священная Роща "Шинурото", Куженерский район Республики Марий Эл.

Место проведения Немда кундем кумалтыш - Новоторъяльский район Республики Марий Эл

Место проведения – деревня Туня Уржумского района Кировской области.

Моление ял кумалтыш проводится раз в год до или после летних полевых работ.

Праздник установлен в честь образования Марийской автономной области (1921) и имеет государственный статус. Впервые праздничное торжество состоялось 1 марта 1921 года.

У пучымыш (Праздник новой каши)

У пучымыш проводится до православного Михайлова дня (21 ноября), в некоторых местах - в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других - в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.

Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он проводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.

10 декабря 1775 года императорская Академия наук Санкт - Петербурга издала первую марийскую грамматику «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка» . Ее автором считают казанского архиепископа Вениамина Пуцек - Григоровича . Учитывая историческую значимость издания первой грамматики марийского языка , с 10 декабря 1998 года в Республике Марий Эл отмечается День марийской письменности - Марий Тиште Кече .

Заключение

У каждого народа есть свои традиционные праздники. Изучив марийские праздники, знакомясь с традициями и обычаями родной деревни, можно утверждать, что корни многих марийских праздников уходят глубоко в язычество марийского народа. Язычество марийского народа - это целый необозримый мир. Ко всему прочему, этот мир жив и по сей день. Приверженцев язычества называют «чимарий», что означает «чистый мари» или «настоящий мари». Почему «чистый мари»?- Мари, сохранивший изначальную веру, не примкнувший к другой. Марийский народ во все времена поклонялся силам природы, ощущал себя ее частицей, осознавал, что он не царь природы, которому позволено губить ее как угодно.

Сохранив, чтя культуру, традиции родного края, мы сохраним нашу нацию, наш народ.

Собранный материал поможет моим друзьям глубже познакомиться с традициями, обычаями марийского народа и не утратить его богатство.

Литература.


1. Календарные праздники и обряды марийцев. Йошкар-Ола, 2003.

2. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. С. 200-214.

3. Калинина О.А. Марийские праздники. - Йошкар-Ола,2006.-51 с.

  1. История и культура марийского народа/ Под ред. А.А.Андриянова, О.М.Герасимова,-Йошкар-Ола: Марий книгоиздат.,1994 г.
  2. История и культура марийского народа: Хрестоматия для учащихся 5,6 класса / Под ред. Г.И.Соловьева. - Йошкар-Ола: Марий книгоиздат.,1993

Тезисы к исследовательской работе

«Марийские народные праздники»

Руководитель: Прокопьева Аделина Валерияновна, учитель МБОУ «Большешиинская СОШ»

Я проживаю в марийской деревне Большая Шия, являюсь участницей фольклорного ансамбля. Марийские традиции, обычаи и культура родного края меня заинтересовало уже в 1 классе и поэтому я поставила перед собой цель: изучить марийские праздники и сравнить насколько праздники родного края сохранили обычаи, традиции наших предков.

Передо мной были поставлены следующие задачи:

собрать материал о праздниках, проводимых в родной деревне.

Исследование строилось методами:

Сбора информации о праздниках (беседы с бабушкой);

Поиском старых фотографий и созданием новых;

Посещением музея в МБОУ «Большешиинская СОШ»

Актуальность темы: 2014 год объявлен годом культуры. В план мероприятий класса, запланированных на этот год вошло, и изучение традиций и быта родного села. Сохранение своей нации, культуры – это всегда интересно и важно.

В нашей работе описаны народные праздники «Шорыкйол», «Уй арня». «Кугече», «Агавайрем», «Угинде», «Семык», «Пеледыш пайрем», которые проводились марийцами разных регионов. Мы попытались узнать, не утратили ли праздники свои обычаи и традиции: в исследовательской работе приведены воспоминания старожилов деревни о проведении этих праздников в нашей деревне.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

    В нашем районе марийские праздники, за исключением некоторых, сохранены и проводятся.

    Кроме православия у марийцев существует собственная языческая традиционная религия, которая помогает сохранить самобытность традиций и обычаев родного края.

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Кто такие марийцы и как они оказались в Татарстане?..............4

Глава 2. Марийские праздники..…………………………………………..5

2.1.Шорыкйол (Святки)…………………………………………..5

2.2 Ӱярня (Масленица) …………………………………………...7

2.3 Агапайрем (Праздник пашни)………………………………11

2.4 Семык (Семик) - главный праздник марийцев……………13

2.5 Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)………………………15

2.6 Угинде (Праздник урожая)………………………………….16

Глава 3. Праздники с жертвоприношением………………………………

3.1 Ритуальный обрядовый праздник Сярем (Очищение)……..

3.2 У пучымыш (Праздник новой каши)………………………..

Глава 4 Праздники деревень Старые Черкассы и Гришкино……………

Введение.

В Республике Татарстан проживает около 19,5 тысяч марийцев.

В Мамадышском районе, где я проживаю, население марийцев составляет 1,4 % от общего населения. В районе 4 марийские деревни. Марийцы - трудолюбивый, веселый народ. У марийского народа есть свое богатство - традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение.

Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.

Цель моей работы: изучить марийские народные праздники и определить, насколько схожи эти праздники с праздниками нашей деревни, определить причины изменений в традициях и обычаях их празднования.

изучить литературу о марийских праздниках;

ознакомиться с интернет - ресурсами по теме;

собрать материал о праздниках, проводимых в родной деревне

Предмет моего исследования: культура и традиции марийского народа.

Объект исследования: марийские праздники.

В моей исследовательской работе использованы материалы, собранные из уст старожилов нашей деревни, наблюдения на собственных выступлениях.

Исследуя данную тему, надеюсь получить дополнительный материал о культуре, традициях, обычаях своего родного народа, как носителях народных знаний, передать изученный мной материал моим сверстникам и заинтересовать их историей и культурой своего народа и сохранить ее.

Глава 1. Кто такие марийцы и как они оказались в Татарстане?

Мари́йцы (мар. марий, мары, маре, мӓрӹ; ранее: рус. черемисы, тюрк. чирмыш) - финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 604 тысячи человек (2002). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.

Выделяют три группы марийцев: горные (они живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (они составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье), восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) Марийцы, проживающие в Мамадышском районе, относятся к луговым. Разговаривают на марийском лугово-восточном марийском языке финно-угорской группы уральской семьи. Религией марийцев является марийская традиционная религия. Большинство марийцев исповедуют православие.

С 13 века марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью Московского государства. Повсеместно стали заставлять принять христианство.

Черемисов стали крестить, но среди луговых марийцев было очень много упертых людей, которые не желали молиться новому богу. Десятки тысяч человек бежали в Башкирию, Пермь, на территорию нынешней Свердловской области, расселялись в разные уголки нынешнего Татарстана. Черемисы спрятались в лесах и сохранили свою языческую веру в доброго бога неба Юмо до наших дней. Проживание марийцев в Мамадышском районе - это следствие исторического развития государств.

До обращения в православие у марийцев существовала собственная языческая традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в духовной культуре и в настоящее время. Незначительная часть марийцев исповедует ислам. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».

Глава 2. Марийские праздники

2.1. Шорыкйол (Святки)

Шорыкйол - один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.

Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол - «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия - дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.

В прошлом марийцы связывали с этим днем благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод.

В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Подобные действия, связанные с «магией первого дня», должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.

К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. По погоде первого дня судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае: «Если снежную кучу, наметанную в Шорыкйол, занесет снегом - быть урожаю (Шорыкйол каваным лум петыра гын, кинде шочеш)», «В Шорыкйол будет снег - будут овощи (Шорыкйол кече луман лиеш- пакча саска шочеш)».

Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами - Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего, так как ряженые предвещают домохозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота в подворье, счастливую семейную жизнь. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, такова будет жизнь для каждого человека. Их угощают пивом, орехами, чтобы не было нареканий на скупость.

Чтобы продемонстрировать свое мастерство и трудолюбие, вывешивают на обозрение свою работу - сплетенные лапти, вышитые полотенца и спряденные нитки. Угостившись, Старик Василий и его Старуха разбрасывают на пол зерна ржи или овса, желая щедрому хозяину изобилия хлеба. Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Часто готовят пельмени с мясом (шыл подкогыльо). По обычаю в некоторые из них кладут монету, кусочки лыка, угля и т.д. В зависимости от того, кому и что попадется во время еды, предсказывают судьбу на год. Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.

Источник:http://sgodnt.ru

Из воспоминаний старожилов

В деревне очень любят праздник «Шорыкйол». Но в нашей деревне его называют «Шорчол», дети и взрослые выходят вечерами по домам. Показывают свои умения хозяевам (танцуют и поют). Взрослые ряженые нерадивых ругают. Всех поздравляют с праздником, желают семейного благополучия, чтобы овечки приносили большой приплод.

Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье гадали о замужестве - выйдут ли замуж в новом году, какая жизнь ожидает их в замужестве. Старшее поколение пыталось узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.

Праздник сегодня.

Это праздник остается одним из любимых. Ряженые дети и взрослые ходят по домам, меняя свои голоса, разговаривают с хозяевами, справляются о здоровье, домашних делах. У всех ряженых корзинки или мешочки для угощений.

Прощаясь, желают успеха, богатства, здоровья.

2.2 ӰЯРНЯ (Масленица)

Обычай марийского обрядового праздника "Уярня" ведет свое начало с древних времен. Предки марийцев в конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом. В нем сочетались элементы зимней и весенней обрядности, что стало особенностью праздника. Стремление пробудить и оживить природу, возродить плодородные силы земли, а также обеспечить хозяйственное благосостояние семьи, оградить себя и свое хозяйство от темных сил - первоначальная идея Масленицы, забыта в настоящее время. Масленица справляется в течение одной недели с пятницы по пятницу - спустя 4 недели после Шорыкйол пайрем. В праздновании участвовало все сельское население, независимо от возраста, но главная роль принадлежала молодежи, которая веселилась в течение всей масленичной недели. Было такое ощущение, что всю Масленицу люди только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от души.

Название Уярня (масляная неделя) не случайно. В церковных книгах Масленица называется сырной неделей, потому что в последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты: сыр, яйца и масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, - еще не были под запретом. Блины - главное угощение праздника.

Из воспоминаний старожилов

Рано утром одна из женщин деревни (её называли Менай кокай) раньше всех скатывалась с горки на санках. Было поверье, что кто раньше всех скатится и на большее расстояние, у того уродится хороший урожай льна. Также утром взрослые наряжали лошадей, прикрепляли колокольчики. Женщины на улице пекли блинчики, готовили сладкий горячий чай. На лошадях ездили вдоль деревни, катают детей, поют песни. Таким образом, пугают нечистую силу, подвозят к «блинчикам». Здесь водят хоровод, играют в игры, угощаются чаем и блинами.

В конце праздника сжигали сделанную из ржаной соломы куклу, кричат «Уярня каен», прыгают через костер, отгоняя сглаз и порчу, чтоб до следующего года быть здоровым.

Праздник сегодня.

Жители нашей деревни до сих пор отмечают этот праздник: катаются на лошадях, пекут блинчики, сжигают сноп, а также устраивают различные игры.

2.3Кугече (Пасха)

Традиционный марийский праздник Кугече – Великий день - традиционно отмечается в конце пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле.

Кугече входит в комплекс праздников кон пайрем (праздник щелока или праздник умерших), поэтому значительное место в нем отводится поминовению умерших родственников с ритуальным угощением. В праздничной обрядности слились языческие и христианские традиции. Марийцы, будучи приверженцами древней языческой веры, выполняют обряды своих предков, в то же время соблюдают и христианские. В прошлом, совершая различные магические действия, обряды очистительного, оградительного и искупительного содержания, моления, поминовения умерших предков, исполняя ритуальные танцы, игры, марийцы надеялись повлиять на природные силы, окружающий мир и обеспечить в будущем благополучие в семейной и хозяйственной жизни.

Во время праздника Кугече проводились семейно-родовые моления за благосостояние хозяйства, благополучия семьи. В каждый день недели перед пасхой совершались определенные обряды. Во вторник, называемый пел кон кече (половина щелокова дня), предохранялись от проникновения злых сил, колдунов - запирали на засовы двери, ворота, над дверями вешали ветки рябины. Мылись в бане, приглашая и пришедших на праздник умерших родственников. У восточных марийцев принято было проводить в этот день благодарственное моление божествам с вареной конской головой. Среда - кон кече, тоштомарий кон кече (день щелока, день древних марийцев) являлся днем запретов. До обеда не разводили огонь, не топили печь, не заходили к соседям. Несоблюдение запретов могло сказаться на приплоде домашних птиц, а также, по поверью, летом буря и град могли уничтожить урожай. В четверг - сорта кече (день свечи), собравшись со своим родом (тукым), поминали умерших родственников, угощали обрядовой едой. Вечером провожали их.

В пятницу кугу кон кече (большой щелоков день) праздник продолжался, молодежь устраивала разные игры на улице, качалась на качелях, специально установленных к празднику Суббота юмын аяр кон кече (божий злой щелоков день) - не работали, готовили ритуальные блюда для моления, красили яйца. В воскресенье утром наблюдали за тем, как поднимается солнце, мылись в бане, затем проводили подворные моления, совершали бескровное жертвоприношение - кусочки ритуальной еды, пиво бросали в горнушку (возак).

Одна их традиций праздника - катание на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые стали прародителями марийского народа. А в честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях.

Источник:http://www.ethnoinfo.ru

Из воспоминаний моей бабушки Спиридоновой Анфисы Илларионовны.

Кугече - почитаемый праздник в нашей деревне.

Сейчас, начиная с Вербного воскресенья (Мама кече) начинают готовиться к празднику «Кугече»: убираются в доме, украшают дом пихтовыми ветками (так очищаются от нечистой силы), кладут ветки на пол, есть поверье, что по эти веткам пройдется воскресший Иисус. Красить яйца, печь куличи – любимое занятие каждой женщины. Ей с удовольствием помогают дети. Крашеные яйца раздают детям, которые ходят по домам и собирают их.

Взрослые 3 дня после Кугече не выходят из дома, не ходят по гостям. В эти дни нельзя печь блины. Говорят, что можно обжечь щеки Иисуса, нельзя выполнять тяжелую работу, ругаться, говорить о других плохо. Все молятся о благополучии в семье и хозяйстве.

Накануне на стол на 3 дня кладут хлеб, соль, крашеные яйца кладут перед иконой и держат их там целый год. Говорят, что они оберегают от пожаров и болезней.

Праздник сегодня . Праздник не утратил своих особенностей и в настоящее время. Дети ходят по домам собирают крашеные яйца, произнося «Христос воскресе!» Отвечая «Воистину воскресе» взрослые подают яйца, куличи, сладости. Взрослые едут на всенощную службу в церковь. Освящают яйца, куличи, пихтовые ветки.

2.4 Агапайрем (Праздник пашни)

Это праздник завершения полевых работ, большой аграрный языческий праздник с жертвоприношениями.

Ритуальный обряд совершается в определённом месте, в роще. Принято готовить яйца, блины. Самым массовым, наиболее значимым был весенний праздник агавайрем, или агапайрем. Первоначально он проводился перед пахотой. Под влиянием обычаев соседних народов его сроки передвинулись к лету и были приурочены к концу сева. Он призван был обеспечить хороший урожай. Собравшиеся в священном месте, разложив принесенное угощение, обращались к богу с просьбой дать урожай, благоприятствовать в приплоде скота, в разведении пчел. Кусочки еды бросали в костер. Моление заканчивалось совместной трапезой и игрищами.

В местах проживания марийцев с башкирами и татарами агапайрем слился с сабантуем, переняв его увеселительную часть с состязаниями, конными скачками, играми.

Перед сенокосом проходило двухнедельное моление в роще с жертвоприношениями овцы, коровы, коня и птицы. В первый день перед молением проводили обряд су рем - изгнание духа-шайтана. Молодые мужчины обходили дворы под звуки трещоток и барабанов, ударяя по заборам и стенам домов прутьями и плетками. Им выносили угощение.

Источник:http://tttiho.blogspot.r

Из воспоминаний учителей – ветеранов Сидоровой Антониды Илларионовны

« Праздник проводили перед посевом. К этому празднику запасаются яйцами (символом плодородия), которыми устраивают различные магические действия. Яйца дарят молодым невестам, чтобы имели много детей. В этот день нельзя было стирать, красить нитки, устраивать шум.

В поле оставляли невспаханное место, площадью дома. Перед посевом сюда ходили молиться. Приносили яйца. Часть их съедали, часть – клали на посевное зерно и молились, чтобы зерно было с размера яйца».

В день праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво.

Праздник сегодня

В настоящее время праздник Агавайрем отмечают во время проведения татарского Сабантуя. По всем дворам собирают вещи для проведения праздника. Дети тоже участвуют в сборе. Они весело танцуют и поют на улице, созывая всех на предстоящий праздник.

Считалось, что вещь, выигранная в соревнованиях, принесет здоровье на целый год. Дети по всей улице танцуют и поют, созывая всех на праздник

2.5 Семык (Семик) - главный праздник марийцев

Семык отмечался через 7 недель после Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье - в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.

Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев, он является одним из значимых и любимых. В отличие от русского Семыка, основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.

Обряды раньше совершались в течение всех праздничных дней и носили обязательный характер. Надо отметить, что первый день праздника был связан со многими поверьями предохранительного характера и был тяжелым, по представлениям марийцев, днем. С утра, кроме приготовления еды, прекращали все виды работы, до обеда не выходили за пределы своего двора и следили, чтобы никто к ним не заходил, а то могли навлечь беду, даже скот в этот день не выгоняли на пастбище.

Приготовив необходимые ритуальные кушанья, начинали поминать. Старший член семьи зажигал на специально установленной полке или у иконы свечки по количеству им светлую и спокойную жизнь, просил их содействия на благополучную жизнь живым. Затем угощались едой, откладывая кусочки еды в отдельное блюдо для покойников. Ночь со среды на четверг считалась самой опасной - временем выхода нечистых сил (осал вий). Люди верили, что ночью оживает деятельность нечистых сил, колдунов, которые напускают порчу. Чтобы уберечься, зажигали костры, стреляли из ружей, создавая шум, караулили деревню, свои дома.

Каждый считал обязательным окатить себя водой, настоянной на травах и цветах, похлестать свое тело веником, связанным из 41 вида растений. Молодые парни и девушки на всю ночь уходили на луга встречать Семык, возвращались домой под утро.

В период праздника соблюдались разные запреты - не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган. Пятница, называемая в народе "лопка Семык" (широкий Семик), была днем всеобщих гуляний. Ходили в гости, пели и плясали под игру гусель и волынок. Молодежь устраивала игры, пела песни. Затевали в этот день и свадьбы. Кругом царила праздничная атмосфера. В субботу праздничное застолье заканчивалось. В воскресенье православные марийцы отмечали Троицу, а в понедельник - Духов день ("мланде шочмо кече"). После этих праздников наступало время "яра кенеж" (свободное лето) или "сынса жап" (время цветения ржи), которое продолжалось 2-3 недели. В течение этой недели по христианскому обычаю нельзя было трогать землю. Так заканчивалась праздничная неделя, крестьяне начинали готовиться к сенокосу.

Из воспоминаний учителя-ветерана Сидоровой Антониды Илларионовны.

Накануне праздника Семык молодые ходили в церковь. Здесь они всю ночь молились. Утром вместе с попом приезжали в деревню. Поп ходил по дворам. Во дворе ставили стол, покрывали белой скатертью, клали на стол буханку хлеба, зажигали свечку. Поп благословлял и совершал молебен. Буханку хлеба заворачивали и вешали на крышу, под навес до следующего года, молились, чтобы в этом доме был мир и спокойствие. На праздник приезжали гости из разных деревень. Вечером устраивали игры, гуляния.

Cобираясь за столом, старшие зажигали свечи и поименно вспоминали всех умерших, просили их помочь в воспитании детей, молились о плодородии, чтоб скотина была здорова, чтобы умершие оберегали от бед. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки: парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу, заткнуть дымоход у бани или дома, опрокинуть в бане котлы с водой. В эту ночь, под утро топили баню («тувын: монча»), купание в ней входило в обрядовый комплекс праздника Семык и выполняло очистительную, лечебную и предохранительную функции.

Праздник сегодня.

Ежегодно праздник Семык проводится в региональном масштабе. На праздник съезжаются делегации всех районов Татарстана, Удмуртии, Кировской области, где проживают марийцы.

Делегация из нашей деревни каждый год участвует на этом празднике. В самой деревне этот праздник не отмечается. В честь этого праздника проводится поминовальный день усопших. Топится баня, пекутся пироги.

2.5 Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)

Праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Впервые Пеледыш пайрем под названием Йошкар пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавайрем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников. В сельской местности установилась единая форма проведения Пеледыш пайрема. Праздник состоит из 2-х частей - торжественной и развлекательной. В торжественную часть входит открытие праздника с поднятием флагов, подведением итогов весенне-полевых работ, чествованием передовиков сельского хозяйства.

Пеледыш пайрем в Йошкар-Оле проходит как массовое народное гулянье. В программу праздника входят: костюмированное шествие по главным улицам города, открытие праздника на главной площадке центрального парка культуры и отдыха, концертные выступления лучших профессиональных и самодеятельных коллективов и исполнителей, игры, конкурсы, национальная борьба.

Из воспоминаний старожилов.

В нашей деревне этот праздник не отмечается. Но некоторые жители деревни ездят на этот праздник в Йошкар-Олу. На празднике можно увидеть представителей горных, луговых марийцев, увидеть особенности нарядов, танцев разных регионов. Где проживают марийцы.

2.6 Угинде (Праздник урожая)

Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника - поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом.

Праздник Угинде традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, благодарил богов за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные.

В некоторых селениях богу изобилия Перке Юмо делали жертвоприношения в священной роще. Горные марийцы посещали в день праздника церковь - молились и освящали новое зерно, новый хлеб. Сегодня освящаются в церкви и свежие овощи.

Из воспоминаний старожилов:

«После Петрова дня уходили на поля жать хлеб. Из муки нового урожая пекли «мушник»- лепешку на капустных листьях. Говорили, чтобы в день праздника печь не должна оставаться холодной, обязательно в доме должен быть запах хлеба».

Праздник сегодня.

Этот праздник не отмечается как раньше, но старшее поколение до сих пор почитает его, ведь «хлеб - всему голова». Свежеиспечённый хлеб – главное блюдо на праздничном столе. И на каждый праздничный стол первым ставят хлеб, желая, никогда не быть обделенным от него.

Глава 3. Праздники с жертвоприношением

3.1 Ритуальный обрядовый праздник Сярем (Очищение)

Ритуальный обрядовый праздник связан с определёнными магическими действиями – изгнанием нечистой силы, игрой на ритуальных трубах. На Сярем зажигают семь очищающих душу костров, посвящённых каждому из языческих богов, вслушиваются в слова древней молитвы жрецов – картов, катаются верхом, приносят жертвоприношения богам. В празднике, как правило, участвуют несколько сот почитателей древнемарийского культа. Также во время проведения данного праздника-моления осуществляется традиционный обряд изгнания злой силы.

3.2 У пучымыш (Праздник новой каши)

У пучымыш проводится до православного Михайлова дня (21 ноября), в некоторых местах - в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других - в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.

Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он проводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.

К празднику готовится каша из овсяной крупы, из муки пекутся пресные лепёшки шергинде. На праздник, прежде всего, приглашали родных, соседей, духовных родственников юмын тан. Вкусив новой каши, пели и плясали под игру гуслей, волынки. Считалось, чем больше гостей на празднике «У пучымыш», тем богаче будет хозяин, т.к. гость, съевший ломоть хлеба и ложку каши, оставляет за собой вдвое больше. В день праздника каждый хозяин, выйдя в огород, трубил в ритуальную трубу шыжывуч (осенняя труба), давая знать о семейном торжестве. В праздничную обрядность входил ритуал угощения кашей и блинами хозяина овина (агун оза).

Глава 4. Праздники деревень Старые Черкассы и Гришкино

Жителей деревни Старые Черкассы и Гришкино придерживаются традициям православным и языческим. Музафарова Люба, библиотекарь Гришкинской сельской библиотеки рассказывает, что марийцы д. Старые Черкассы почитают праздники православные, а жители деревни Гришкино – языческие праздники с жертвоприношениями. В деревне Гришкино почитают праздник Николая Чудотворца. Этот православный праздник у марийцев д. Гришкино имеет языческий оттенок. Также принято жертвоприношение

Заключение

У каждого народа есть свои традиционные праздники. Изучив марийские праздники, знакомясь с традициями и обычаями родной деревни, можно утверждать, что корни многих марийских праздников уходят глубоко в язычество марийского народа. Язычество марийского народа - это целый необозримый мир. Ко всему прочему, этот мир жив и по сей день. Приверженцев язычества называют «чимарий», что означает «чистый мари» или «настоящий мари». Почему «чистый мари»?- Мари, сохранивший изначальную веру, не примкнувший к другой. Марийский народ во все времена поклонялся силам природы, ощущал себя ее частицей, осознавал, что он не царь природы, которому позволено губить ее как угодно.

Сохранив, чтя культуру, традиции родного края, мы сохраним нашу нацию, наш народ.

Собранный материал поможет моим друзьям глубже познакомиться с традициями, обычаями марийского народа и не утратить его богатство.

    Калинина О.А. Марийские праздники. - Йошкар-Ола,2006.-51 с.

    История и культура марийского народа/ Под ред. А.А.Андриянова, О.М.Герасимова,-Йошкар-Ола: Марий книгоиздат.,1994 г.

    История и культура марийского народа: Хрестоматия для учащихся 5,6 класса / Под ред. Г.И.Соловьева. - Йошкар-Ола: Марий книгоиздат.,1993