Методики развития памяти у детей разного возраста. Развитие памяти до и после рождения Какая память развивается у ребенка до года

Скорее всего, дети не болеют этой болезнью. Возможно, она даже не существует. Но врачи ее определяют и выписывают коктейли из опасных медикаментов.

У двухлетних детей выявляют биполярные расстройства и выписывают мощные, даже смертельные психотропные медикаменты, хотя малыши вовсе не больны. Заболеваемость подростков и детей этими расстройствами в течение последних десяти лет выросла в сорок (!) раз. Можно сказать, что началась эпидемия биполярных расстройств, и определенную часть «дров» в этот «котел» подбросила Фарминдустрия.

Навыки борьбы со страхами. Тренинг


как расслабляться перед и во время стрессовых ситуаций;
как справляться с иррациональными тревожными мыслями в стрессовой ситуации.

Основы

Дональд Мейхенбаум (1977), один из ведущих психотерапевтов, разработавший тренинг по навыкам борьбы со страхами, утверждает, что реакция страха включает в себя взаимодействие двух основных элементов: первый - психологическое возбуждение, второй - мысли, которые трактуют ситуацию как угрожающую или опасную, добавляя психологическое возбуждение к эмоциям тревоги или страха. Сама же стрессовая ситуация практически не имеет никакого отношения к вашей эмоциональной реакции. То, как вы оцениваете опасность и как определяете реакцию вашего тела - вот реальные факторы, влияющие на ваш эмоциональный отклик. Поэтому один и тот же человек испытывает восторг, прыгая с парашютом, но в смертельном ужасе запрыгивает на стул, едва завидев на полу крохотного мышонка.

Как управлять гневом

Изучив эту статью, вы узнаете:
как снимать напряжение и достигать релаксации в ситуациях, провоцирующих раздражение;
как разрабатывать позитивные аффирмации для контроля состояния, вызывающего раздражение;
как использовать раздражающие образы для репетиции новых навыков и для того, чтобы сделать себе прививку от гнева;
как построить планы борьбы с ситуацией, вызывающей гнев.

Постановка цели и управление временем

Изучив эту статью, вы узнаете:
как определять пределы многозадачности;
как правильно определять свои цели и разрабатывать планы для их достижения;
как определить, правильно ли вы распределяете свое время;
как распределить свое время и расставить приоритеты;
как бороться с проволочками;
как быстро научиться управлять своим временем.

Когда новорожденный бодрствует, в его первозданном мозге все отпечатывается. Чем больше его стимулируют, тем лучше развиваются его способности. Вам известно, с какой быстротой дети запоминают и заучивают все новое, гораздо легче, чем взрослые. Новорожденный же запоминает еще быстрее, чем ребенок постарше. У новорожденного малыша сказочные способности к запоминанию.

Новорожденный быстро все запоминает

Опыты показали, что новорожденный в возрасте 45 часов способен через 10 часов после предъявления вспомнить условный ответ. Например, он поворачивает голову направо и получает соску под звуки какой-либо музыки, при повторении музыкальной фразы, он способен повторить это движение. Ребенок в возрасте 20 дней сохраняет в памяти воспоминание десятидневной давности, а малыш в возрасте 11 недель даже через месяц узнает поощрительный сигнал, если все происходит точно так же. Малыш может запомнить какой-нибудь особенный момент. Я вспоминаю о маленьком мальчике в возрасте пяти недель, которому однажды вечером отец впервые дал соску. После этого он немного резко положил его себе на плечо и малыша вырвало. Спустя несколько недель после этого случая ребенок все еще отказывался от соски, когда ее предлагал отец.

Новорожденный узнает вас

Почему я с такой настойчивостью рассказываю вам о ранних способностях ребенка? Это позволяет с пониманием отнестись к его первоначальному развитию, которое играет значительную роль в формировании будущего характера, умственных возможностей и эмоциональной сферы.

Новорожденные наделены значительно большими ранними способностями, чем предполагали прежде. Через 5-6 дней после рождения малыш способен узнавать запах подмышки и груди матери, вкус ее молока. Он чувствует разницу между молоком матери и молоком другой женщины.

Долгое время я думал, что новорожденные начинают узнавать голос в возрасте 6 недель. Я наблюдал за маленькой девочкой, мать которой рассказывала мне, что та закрывала глаза и морщилась, когда слышала голос своего двухлетнего брата, обычно досаждавшего ей. Но эта способность развивается значительно раньше. С уверенностью можно сказать, что малыш узнает голос матери, а позже, начиная с возраста 3-х недель, а возможно, и раньше, различает интонации.

То же самое относится и к зрению. Он узнает материнские черты уже в возрасте 5 или б недель, может быть, и еще раньше. Были проведены опыты, когда младенцу в этом возрасте показывали его мать, но говорящую голосом другой женщины. Ребенок был совершенно дезориентирован этим несоответствием, беспокоился и чувствовал себя «не в своей тарелке». Также, если вместо улыбающегося он видит серьезное лицо матери и она не говорит ему ничего приятного, это приводит ребенка в состояние сильного дискомфорта, что выражается его поведением и взглядом. То же самое происходит, если он видит мать в темных очках и шляпе, и она молчит, ребенок с трудом узнает ее, и его беспокойство не вызывает сомнения.

Память новорожденного развивается благодаря его чувствам

Таким образом, малыш узнает вас благодаря своему слуху, обонянию и зрению, если в вашем облике или поведении что-то резко меняется, он это улавливает и переживает, можно даже сказать, что это его приводит в шок...

Узнавание, конечно, не означает, что младенец говорит себе: «Посмотри, вот твоя мама»! Но в его мозге уже появилась связь между вашим лицом, голосом, заботами, которыми вы его окружаете, и удовольствием, которое вы ему доставляете, когда кормите и ласкаете. Именно так формируются первые представления и первые связи, из которых складывается привязанность.

Я помню о тройняшках, за которыми долго наблюдал. Двух месяцев от роду одна из малышек спокойно принимала соску, которую ей давал отец, но если в этот момент мать входила в комнату, держа на руках одну из ее сестренок, которую она тоже кормила, первая переставала сосать и упрямо отказывалась продолжать кормление с отцом, без сомнения, предпочитая, мать. А ей было всего только 2 месяца!

Как взаимодействовать с новорожденным ребенком

Все, о чем мы говорили, помогает общению, диалогу, или, как теперь говорят, близкому взаимодействию между вами и малышом, между малышом и другими членами семьи.

Малыши с очень раннего возраста способы к подражанию. Разумеется, вы видели на страницах газет и журналов фотографии новорожденного, который открывает рот, высовывает язык и закрывает глаза, имитируя свою мать. За последние 10-15 лет врачи, наконец, пришли к выводу, что стоит заострить внимание на этой замечательной способности, которая дает возможность ребенку, если его проявления находят ответную реакцию, поверить в собственные силы и возможности, как говорят, «ребенок, смотрящий на свою мать, видит ее глаза, но он также видит, что она на него смотрит». Одним из путей общения наряду с физическим диалогом, называемым так же тоническим, является еще и словесный диалог.

Для взаимодействия с новорожденным необходим постоянный контакт

Диалог путем физического контакта - это ваша манера брать ребенка на руки, то как вы его держите, как управляетесь с ним, как он прижимается к взрослому, который им занимается. Новорожденных всегда нужно крепко держать, но прикасаться к ним нужно с большой нежностью, жесты должны быть спокойными и медленными. Если вы слишком быстро переворачиваете ребенка, при этом немного резко опускаете его в кроватку, то можете заметить отстраняющее движение рук и беспокойный и встревоженный взгляд малыша, он может даже начать очень сильно кричать. Он очень маленький, поэтому нужно всегда обращаться с ним с большой мягкостью. Мы уже останавливались на роли массажа и телесного контакта.

Словесный диалог начинается очень рано, задолго до того, как ребенок начинает говорить. Как мы уже заметили, дети внимательно слушают, начиная с рождения, с возраста 4 недель малыши начинают производить отдельные звуки, называемые «лепетом», не похожие ни на крик, ни на плач.

Они начинают лепетать «ба», «бе», «ме». Когда вы разговариваете с ребенком, повторяете слоги, которые он сам произносит, вы на самом деле беседуете с ним. Вы делаете это инстинктивно, когда кормите его грудью, купаете, прижимаете к себе, для него же это очень важно: понемногу разовьется его собственная речь, а пока он слушает собственный лепет и получает от этого огромное удовольствие, прислушиваясь к вам, он постепенно начнет имитировать звуки вашей речи. Он наделен значительными способностями в различении и имитации звуков, ведь с самого рождения ребенок гораздо чувствительнее к материнской речи, нежели к чужой (к этому вопросу мы вернемся в главе, посвященной психоэмоциональному развитию ребенка).

Глухие малыши так же, как и другие дети, начинают лепетать, но очень быстро, в 3 или 4 месяца, прекращают это делать, потому что не слышат звуков, которые производятся ими самими, и у них нет модели для имитации. Необходимо выявить глухоту как можно раньше, чтобы сразу же начать лечение, так как за глухотой приходит немота, несмотря на то что малыш наделен всеми возможностями говорить.

Как новорожденный взаимодействует с вами

Разумеется, новорожденные кричат и плачут. Это способ их самовыражения, который что-нибудь да означает. Долгое время не обращали внимания на тот факт, что малыши плачут по вечерам, часто в одно и то же время, иногда с приходом ночи. Этот плач трудно объяснить, многие педиатры, возможно, ошибочно видели причину в появлении вечерней колики, но это, наверняка, связано с биологическим ритмом в соответствии с цикличностью день-ночь.

Кроме подобного плача неопределенной природы у ребенка есть еще по крайней мере набор из пяти или шести видов плача, с помощью которых он выражает свои нужды и эмоции. Внимательные родители очень быстро начинают понимать их: голод или жажда, желание спать или боль, испытываемое неудобство, приглашение пообщаться.

Все еще распространено мнение, что дети плачут из-за капризов, и нужно их понемногу воспитывать, оставляя плач без внимания. Это неправильно. Взрослый человек не должен вести себя с ребенком в возрасте 6-12 недель так же, как с десятилетним мальчиком или18-летним юношей.

С детьми всегда нужно вступать в диалог, для малышей это тоже очень важно. Нужно отвечать на их просьбы. Все исследования показывают, что дети, которых не заставляли плакать понапрасну, но в то же время к которым и не бросались при первом же писке, обычно вырастают спокойными и не создают проблем. Именно в этом и состоит значение того, что называют «правильным взаимодействием» между родителями и новорожденным. С самых первых часов между матерью и ребенком устанавливается взаимодействие, то есть общение, в котором ребенок занимает, пожалуй, не меньшее место, чем взрослый.

Как правильно взаимодействовать с новорожденным

Современные исследования показывают, насколько велика роль малыша, готового к этому общению и требующего ответы на свои просьбы, и каково значение правильного реагирования на эти просьбы. Этот предмет был изучен на примерах того, как ребенку дают грудь, как родители способны ответить на просьбу ребенка оставить его в покое, дать ему отдохнуть или, наоборот, пообщаться. Сначала ребенок нуждается в том, чтобы ему помогли организовать его собственную спонтанную деятельность и чередовать периоды покоя, голода и активности. Главное - не нарушать ритм этих чередований.

Моменты общения занимают пока еще очень немного времени. Для новорожденного значима каждая секунда, за несколько минут или секунд может произойти масса событий. Постарайтесь прочувствовать, ощутить естественные реакции своего малыша и в соответствии с ними моделировать свое поведение: например, не тормошите малыша, когда он хочет спать, постарайтесь успокоить его, если он тревожится, утолите его голод или снимете боль.

Я полностью ручаюсь, хотя еще несколько лет тому назад я не осмелился бы этого утверждать, что такое отношение родителей способствует формированию спокойных, с характером, легких приятных детей, которые к тому же и хорошо спят. После многолетней практики я убедился в том, что отношение окружающих к ребенку в первые недели его жизни и реакция взрослых на поведение малыша оказывают, действительно, очень сильное влияние на формирование основ его поведения: аппетит, спокойствие или беспокойство, хороший сон или нет, довольный вид и активность или хмурый вид и раздражительность. Все зависит от того, насколько правильно близкие реагируют на спонтанное поведение ребенка, на его просьбы и нужды, конечно, с учетом индивидуальных особенностей (а они весьма значительны). Отчасти именно это регулирует настроение ребенка.

Новорожденный появляется на свет уже наделенный чувствами и эмоциями: испуг и страх, удовольствие или неудовольствие, которые выражаются мимикой, голосом, различными движениями, он даже чрезмерно чувствителен и плохо контролирует свои реакции. Матери ощущают это интуитивно. Врачи начинают это признавать. А совсем немного времени тому назад полагали, например, что новорожденный нечувствителен к боли.

Осознание существования всех этих феноменов приводит к тому, что мы начинаем относиться к крошечному созданию, как к полноправной личности, и уважать ее.

Память – один из важнейших психических процессов. Она делает возможным обучение и развитие. Память помогает ребенку познавать мир и устанавливать связи между предметами, событиями, явлениями, людьми. Без нее невозможна ни одна целенаправленная деятельность. Развитие памяти у детей взаимосвязано с развитием речи, мышления, восприятия, внимания и двигательной активности. «Помочь» этому процессу взрослые могут, разобравшись в возрастных нюансах формирования памяти.

Развитие памяти у детей 1-2 лет

Годовалый ребенок живет сегодняшним днем. Он не помнит того, что было вчера, и не способен нарисовать в воображении «завтра». Все его внимание сконцентрировано на том, что его окружает в данный момент. Малыш способен различать знакомые предметы, звуки, запахи, вкусы, поверхности. Опираясь на знания, полученные от органов чувств, он учится быстрее распознавать предметы вокруг себя.

  • На прогулке и дома показывайте ребенку как можно больше разных предметов. Называйте их и рассказывайте о них (что это, какое оно, что делает). Обращайте внимание на свойства: приятно пахнет, мягкое, холодное, звенит, красное и т.д. Давайте малышу как следует «насладиться» исследуемым объектом. Многочисленное повторение приведет к запоминанию новых слов, обозначающих названия предметов, их свойств и действий.
  • Реагируйте на все, что интересно самому крохе. Следуйте за его активным указующим пальчиком, называя все, что привлекает внимание малыша.
  • Из игрушек для этого возраста подойдут разноцветные пирамидки (в 3–4 кольца), кубики, разные емкости, вкладывающиеся друг в друга.

Игры

«Угадайка»

С ребенком можно поиграть в игру «Что это?» или «Кто это?». Сначала сами показывайте на предмет и спрашивайте: «Что это?» Подождав несколько секунд, чтобы привлечь внимание малыша, назовите предмет. Как только ребенок поймет, что все имеет названия, он захочет узнать как можно больше. Поэтому скоро сам начнет показывать пальчиком и произносить какой-нибудь звук с вопросительной интонацией, а потом и задавать вопрос самостоятельно. Эта игра развивает словарный запас и тренирует память.

«Называлки»

Поскольку ребенок в этом возрасте активно изучает свое тело, родители помогут ему в этом, задавая вопросы: «А где у тебя носик (глазки, ручки, пальчики, пятки, коленки и т.д.)?» По мере освоения материала игру можно усложнить, спрашивая «где носик у папы?»,

«а у мамы?», «а у мальчика на картинке?». И уже к 1,5 годам малыш, как правило, будет хорошо знать части своего тела.

Развитие памяти у детей 2-3 лет. Упорные исследователи

В этот период развитие памяти у детей идет очень активно: ребенок осваивает связи между предметами, их свойствами, признаками и действиями. Например, если малыш заинтересовался предметом, теперь мало его назвать – нужно сказать, что он делает (плавает, летает, ездит, лает, чирикает и т.д.) С 2 лет малыш хорошо запоминает небольшие стишки; знает некоторые цифры, буквы, геометрические фигуры, животных, фрукты, овощи, ягоды. По пути на детскую площадку вы можете описывать все, что видите.

  • Продолжайте удовлетворять любопытство крохи. Называйте все, что его интересует.
  • Отвечайте на его вопросы как можно более просто и точно.
  • Учите стишки и песенки.
  • Разглядывайте картинки и многократно перечитывайте любимые книжки.
  • Чем больше видов деятельности освоит ребенок, тем больше ассоциативных связей, помогающих запоминанию, будет создаваться.

Игры

«Секретики»

Попробуйте зарыть секретик (это может быть вырезанная картинка из журнала, положенная под кусок прозрачного пластика, или пуговка). «Секретики» можно зарыть у приметного дерева и запомнить ориентиры. Через какое-то время предложите ребенку найти спрятанное. Помогайте только в случае большого затруднения. Так тренируется память.

Цифры и буквы

Малыш в состоянии выучить цифры до 10 и некоторые буквы. Для этого можно разровнять снег и, пользуясь палочкой, рисовать на нем числа или буквы и произносить их. А для лучшего запоминания обращать внимание малыша на особенности буквы (на что она похожа), а с цифрами проводить ассоциации – например, сколько ему лет. Это упражнение тренирует память и расширяет кругозор.

Развитие памяти у детей 3-4 лет. Начинающие аналитики

В этом возрасте ребенок учится четко различать основные цвета, знает основные геометрические формы, начинает сравнивать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету, количеству. И учится подбирать пару по заданному признаку. Овладевает такими понятиями, как «мало-много», «большой-маленький», «высоко-низко». Может соотнести цифры до 3 (иногда до 5) с количеством пальцев на руке.

  • Важно, чтобы ребенок как можно больше говорил. Для этого просите, чтобы он подробно описывал увиденное. Играйте в «Что делает?», проходя мимо кого-то/чего-то или рассматривая картинки, спрашивайте: «Этот дедушка что делает?» Ответом может быть: «Идет» или «Сидит и смотрит».
  • Расширяйте кругозор ребенка. К 4 годам ему положено знать основные овощи, фрукты, ягоды, деревья, цветы, грибы, животных (причем выделять домашних и диких), птиц; одежду и обувь. Малыш должен ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), знать времена года.

Игры

«Повторялки»

Взрослый показывает подряд 1–2 движения, и ребенок должен их повторить в той же последовательности. Игру можно усложнять, добавляя трудные движения. Так будет развиваться мышечная память тела.

«Запоминалки»

Приготовить 10 карточек с изображениями. Ребенок вытаскивает три и разглядывает их некоторое время. Потом ему даются все 10 карточек, и он должен выбрать из них те, которые вытаскивал.

«Найди пару»

Надо находить пару из предложенных картинок или предметов. Еще следует позаботиться о том, чтобы малыш умел классифицировать предметы по группам и давать им названия (яблоко, груша и персик – фрукты; майка, рубашка и штаны – одежда и т.д.).

Развитие памяти у детей 4-5 лет. Младшие дошкольники

В этом возрасте уже ясно, какими «талантами» обладает ребенок, что ему легче дается. Также видны слабые места – то, чего не знает или не может понять ребенок и что нужно постараться ему объяснить.

  • Постарайтесь определить, что малышу легче запомнить – картинку (образ) или слова на слух. Помогайте запоминать новую информацию с опорой на разные органы чувств. Уделяйте внимание тому, что вызывает затруднение.
  • Учите с ребенком стишки, песенки, считалки. Обсуждайте разные профессии (название, кто и что делает).
  • Обратите внимание на то, как ребенок запоминает правила игры. Можно разучивать их заранее, проговаривать возможные игровые ситуации. И тогда в нужный момент память малыша «не подкачает».

Игры

«Почемучка»

На прогулке и дома можно задавать ребенку разные вопросы. «Можно ли осенью купаться в речке?», «Почему утром чистят зубы?», «Для чего зимой одевают шубу?» и т.д.

Противоположности

Ребенку предлагается запоминать пары слов-антонимов: девочка-мальчик, кошка-собака, холодно-горячо и т. д.

Времена года

Взрослый описывает время года, а малыш как можно быстрее должен догадаться и назвать его. Усложнить игру можно объяснением, что ему помогло догадаться и как еще можно описать данное время года. Если детей несколько, то играть можно на скорость.

«Отгадайка»

Загадываем слово. Затем, не называя слова, даем описание предмета, человека, животного, явления. Например, солнышко. Мы говорим: «Большое, теплое, светит». Сначала пусть малыш научится отгадывать, а со временем сможет сам подбирать нужные для описания слова.

Не за горами у малыша поступление в первый класс. И нагрузка его ожидает гораздо более значительная, чем в детсадовские годы. А хорошо развитая память сможет облегчить ему адаптацию к школьным правилам и освоение новых предметов. Дело родителей – помочь ребенку развить этот заложенный природой механизм вовремя.

Важно!

От 1 до 3 лет ведущей является предметная деятельность, направленная на овладение традиционными способами употребления вещей (т.е. в игрушки надо играть, одежду – надевать, ложкой – есть и т.д.). Именно она оказывает наибольшее влияние на развитие памяти.

С 3 до 6 лет ведущая деятельность – ролевая игра. Происходит освоение социальных норм и взаимоотношений между людьми, формируется произвольность поведения. Восприятие, которое во многом развивает память, в этом возрасте становится более осмысленным. Ребенок начинает анализировать увиденное и услышанное.

Память у новорожденных будет развиваться в несколько этапов. Это постепенный процесс, и нет конкретного возраста для определения полного развития памяти:

Время своего рождения, новорожденный записал у себя в уме, но на самом деле, он совсем не понимал, что с ним происходит. Узнавать ваш голос он начал уже на третьем триместре беременности. Корме голоса малыш с самого рождения распознает еще и ваш запах.

Будет уметь распознать ваше лицо среди незнакомцев уже через четыре дня после рождения. В ближайшее время, малыш начнет распознавать и папу, если он был рядом с вами во время беременности.

Этапы развития памяти новорожденного

В один или два года он будет помнить некоторые факты и слова, но они не будут связаны между собой, у ребенка еще нет собственного опыта. Он будет распознавать и других членов семьи, когда будет видеть их. На самом деле, как ваш новорожденный подрастет, он может удивлять вас тем, насколько много он помнит.

Будет в состоянии запоминать факты и события, которые с ним произошли. Это может быть поход в зоопарк с бабушкой или посещение качелей с папой.

Особенности запоминания у новорожденных

Так, память у детей формируется с обретением опыта (иногда и раньше) рождения. Каждое событие будет откладываться у него в памяти. Ребенок не сможет запомнить все свои переживания, через которые он прошел в раннем возрасте, но они, конечно же, оказывают влияние на развитие его способностей и возможности запоминать вещи.

Память ребенка тесно связана с теми вещами, которые он видит каждый день или просто часто. Если дети часто видят свою бабушку например, они быстро запоминают и могут отличить среди множества других. Эта способность вспоминать людей, которых ребенок раньше видел, дает ему чувство опасения к незнакомцам. Как правило, около восьми-девяти месяцев, ребенок может начать ощущать тревогу рядом с незнакомыми людьми.

Новорожденный, вероятно, будет в состоянии копировать часто происходящие вокруг него действия. В очередном исследовании ученый поднял три пальца вверх, чтобы увидеть, как группа детей будет реагировать на его действие. Некоторые из детей вспомнили и скопировали его движение в точности также, прежде чем могли сказать какие-либо слова!
По мере развития новорожденного, вещи, которые происходили с ним раньше, он сравнивает с теперешним. Затем малыш начинает использовать обретенный опыт, чтобы сформировать свои догадки будущем.

Клуб Увлеченных Мам

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы у его ребёнка была хорошая память. Ведь от этого зависит его успех во многих жизненных сферах. Как развивать память ребёнка? Это, в первую очередь, зависит от возраста малыша и его темперамента. Но, в любом случае, важно иметь представление об особенностях развития памяти у детей.

Какая бывает память?

Ещё несколько десятилетий назад известный психолог и педагог П.П. Блонский, исследующий мышление, память, речь, эмоции ребёнка и взаимосвязь этих психических процессов, выделил 4 вида памяти:

  • Моторная
  • Эмоциональная
  • Образная
  • Словесная

По убеждению профессора, память появляется у ребёнка именно в этой последовательности, и эти этапы развития памяти генетически обусловлены.

Возрастные особенности развития памяти у детей

С рождения до года

У новорожденного первой появляется моторная память , основанная на условных двигательных рефлексах. В первую очередь, это пищевые реакции ребёнка. То есть двухнедельный малыш уже «помнит» (на уровне рефлекса), что требовать еду можно раскрыванием рта или искательными движениями головы.

В первые месяцы жизни ребёнок отлично запоминает различные простые движения. Поэтому родители и акцентируют внимание на простейших подвижных играх и действиях («Ладушки», «Пока-пока», пальчиковые игры).

Примерно в 5 месяцев у малыша начинает функционировать эмоциональная память . Он узнаёт маму и других близких людей, реагирует на их появление улыбкой и радостными движениями рук.

К концу первого года жизни ребёнок знает много предметов. По просьбе найти что-либо, поворачивает голову в нужном направлении.

Второй год жизни

Главное достижение этого возраста - ходьба. Ребёнок научился ходить, а значит, у него теперь в разы больше возможностей для обогащения опыта и знаний об окружающем мире. Именно в этом возрасте у малыша складываются первые представления о людях, окружающих предметах, их величине и размерах, о действиях, которые можно с ними совершать.

В этот период закладываются основы образной памяти , что связано с появлением первых осознанных воспоминаний.

2-4 года

Этот возрастной период характеризуется активным развитием речи, в связи с чем воспоминания становятся более чёткими и полными. Начинает формироваться долговременная память, при этом лучше всего ребёнок запоминает то, что тронуло его эмоционально. Память носит непроизвольный характер, то есть у ребёнка нет цели что-то сознательно запомнить. Он запоминает то, что его впечатлило в рамках какой-либо (преимущественно игровой) деятельности.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

У ребёнка этого возраста прекрасно развита моторика, а значит, всё лучше становятся навыки, вырабатываемые на основе двигательной памяти. Это прыжки, бег, действия рук при умывании и одевании и т.п.

На этом возрастном этапе формируются основы логического мышления. Словесная память (которая начала складываться уже до года) сливается со смысловой. Ребёнок уже может составить осмысленный рассказ.

Старший дошкольный возраст

Всё также память ребёнка носит, в первую очередь, наглядно-образный характер. То есть дети лучше запоминают вещи и предметы через образные и эмоциональные переживания или описания. Отвлечённые понятия и абстрактные рассуждения плохо воспринимаются ребёнком.

К концу дошкольного возраста у ребёнка начинает проявляться произвольная память , то есть ребёнок задаётся целью выучить что-то.

Воспоминания становятся длительными и прочными. Если годовалый малыш способен удержать в памяти лишь то, что случилось несколько дней назад, в 3-4 года — несколько месяцев, то многие впечатления, полученные в старшем дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь.

Как развивать память ребёнка

Так как память ребёнка раннего возраста носит преимущественно непроизвольный характер, то развивать её лучше всего в игре.

Показывайте и называйте грудничку все окружающие предметы, пойте песенки и рассказывайте потешки. С годовалым ребёнком учите простые движения. Подкрепляйте эти движения весёлыми стишками. С 2-3 лет можно начинать играть в логические игры для развития памяти и учить стихи и песни.

О том, как развивать память ребёнка старшего дошкольного возраста, посмотрите в этом видеоролике

Идеи интересных игр для развития памяти ребёнка читайте на нашем сайте .