Младших школьников во внеурочное время. Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочное время. Виды внеурочной деятельности

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Одной из главных задач современной школы - раскрытие способностей каждого ученика .

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе . Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно усвоение детьми ценностей. При этом воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и учебную и внеурочную деятельность.

Задача воспитателя таким образом развивать творческие способности младшего школьника, чтобы он был готов к принятию и созданию принципиально новых идей.

В совместной деятельности воспитателя и школьников решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели мы определили следующие задачи:

Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

Находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

Воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

При работе над развитием творческих способностей мы стали экспериментаторами, так как преобразовали учебную и внеклассную деятельность учащихся. Наша главная задача - вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль воспитателя здесь - роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели мы используем все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Так как же развивать творческое мышление младших школьников?

Во внеурочной деятельности мы используем элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), Генрих Альтшуллер, автор этой теории, в свое время поставил задачу: «Как без бессистемного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» . Так родилась ТРИЗ, один из инструментов которой - алгоритм решения задач с помощью универсальных инструментов.

Основанная на объективных законах развития окружающего мира, ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Ученикам младшего школьного возраста очень нравится играть, сочинять интересные загадки, сказки, истории.

Игра - самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках и во внеурочной деятельности.

Плюсами игровой формы являются

  1. Реальность ситуации.
  2. Вовлеченность участников. Дух соревнования.
  3. Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон (поиграть им).
  4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения
  5. Развитие ассоциативного мышления.

Рассмотрим примеры использования изобретательских задач:

Пример 1.Игра «Теремок» .

На что похож предмет? В теремке поселился мел.

Ответ: Иней на него похож тем, что тоже белый, карандаш или ручка - тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т.д.

Пример 2.Приведите примеры, когда количество букв в названии числа равно самому числу.

Ответ: один, два, ТРИ! - (годится), четыре... сто - (годится) и т.д.

Пример 3.Игра «Цепочка». (Проводится в кругу).

Ученик бросает мяч и называет любое слово (существительное). Другой ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему ученику. И т. д.

Например: Облако - белое - вата - мягкая - трава - гладкая - бумага - лёгкая - задача - длинная - верёвка - мокрая - земля - грязная - одежда - дорогая - ваза - стеклянная.

Пример 4. Игры «Ассоциации» или ассоциативные цепочки

а) Ассоциации по смежности.

Учитель называет предмет или явление, а ученики приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов:

в пространстве: глаз - очки, ресницы, брови; туча - молния, дождь.

во времени: утро - восход солнца, роса, подъем и т.д.; болезнь - высокая температура, кашель, лекарство и т.д.

б) Ассоциации по подобию:

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

3. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей)

Прекрасно развиваем ассоциативное мышление, когда составляем загадки, метафоры, используя групповую форму работы.

Пример 5 - формируем противоречие. Игра «Суд».

Класс делится на две команды. Организуется суд над каким-либо объектом (снег, мороженое, уроки и т.д.). Одна команда «прокуроров» указывает на отрицательные стороны объекта, а другая «адвокаты» - на положительные. Ответы оцениваются баллами.

Пример 6. Разгадывание друдлов .

Суть изобретения заключается в том, что ученикам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей. Друдлы загадываются ученикам для расширения их кругозора. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления.

Рис. 1. Пример вариантов друдлов

Игры, описанные в нашей работе, лишь пример того, как на основе некоторых приемов ТРИЗа мы используем стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления.

Все эти игры и приёмы мы используем во внеурочной деятельности. Кроме того, элементы этих приёмов можно использовать на уроках литературного чтения, музыки, русского языка, рисования и т. д.

Такой подход к обучению повышает интерес ученика, его самосознание, формирует творческие способности, уверенность в себе и в своих силах.

Не менее важной задачей современной школы является воспитание порядочного и патриотичного человека , социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного гражданина России. Однако в младшем школьном возрасте ученик еще не проявляет себя по сути как гражданин. Функция воспитателя - мотивировать ребенка принимать участие в социально значимых мероприятиях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования конкретизируются требования к уровню личностного развития гражданских чувств учащегося начальной школы. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки .

Понятие творчество является ведущим понятием креативной педагогики и характеризуется как деятельность или результат деятельности человека, обладающей определенной новизной, значимостью и полезностью.

Социальное творчество школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений в окружающих их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском нестандартных решений, персональной ответственностью перед сверстниками, педагогом, общественностью. В качестве примера воспитания высоконравственного, творческого, инициативного гражданина России можно привести участие младших школьников в городской программе тимуровского движения. Любое социально значимое дело: концерт для ветеранов, подготовка и рассылка праздничных открыток, первоначально организуется взрослым и предполагает ознакомление с этапами поиска и принятия решения: выбор цели - постановка задачи - поиск вариантов решения - анализ вариантов решений - оценка вариантов и выбор решения. В результате над решением любой задачи (создать боевой листок или подарок своими руками) учащиеся находятся в творческом поиске, преодолевая метод проб и ошибок.

Социальное творчество невозможно без такого метода активизации творческого мышления как мозговой штурм. Метод мозгового штурма - это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн (США).

Мозговой штурм включает три обязательных этапа.

  • Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  • Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное - количество идей, не делайте никаких ограничений;

Полный запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;

Необычные идеи приветствуются;

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

  • Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Примером использования метода мозгового штурма является социальный проект «Рядом с нами живут ветераны».

Цель проекта: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, о вкладе жителей нашего города в Победу над фашизмом.

Методом мозгового штурма определили, как мы будем реализовывать поставленную цель. Все участники тимуровского отряда отметили необходимость встреч с ветеранами ВОВ, организация им посильной бытовой помощи. На вопрос «А действительно ли это нужное дело?» - получили такой ответ: «Хотим, чтобы не исчезла в веках память о тех, благодаря кому мы сейчас живем, учимся, строим планы на будущее». Вместе с председателем Совета ветеранов узнали, кто из ветеранов войны нуждается в нашей заботе, и начали разработку социального проекта «Рядом с нами живут ветераны».

Задачи проекта:

  • Организовать поиск сведений о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла, проживающих в 28 комплексе Автозаводского района.
  • Организовать посещение и посильную помощь ветеранам.
  • Организовать конкурс сочинений и презентаций «Вклад моей семьи в Победу» учащимися начальной школы гимназии.
  • Разместить материалы о ветеранах войны в книге Памяти гимназии «Я помню! Я горжусь!», на сайте гимназии и в СМИ.
  • Развивать познавательный интерес, коммуникативные и исследовательские способности обучающихся.

Планируемый результат: неформальное общение воспитанников с ветеранами Великой Отечественной войны, их родственниками, расширение знаний об исторических событиях, оказание различной помощи

Для реализации проекта были осуществлены все три этапа мозгового штурма, была организована слаженная коллективная работа, школьники разделились на две группы - участники, осуществляющие поиск необходимой информации и эксперты, занимающиеся обработкой предложенных материалов.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль воспитателя в мозговом штурме очень важна. Именно он может вдохнуть свежие силы в процесс творческой деятельности.

Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, уже в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни.

Самостоятельность учащихся лежит в основе проектной деятельности.

Проектная деятельность влияет на формирование организационно-деятельностных качеств учащихся (способность осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать его информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе).

Следует отметить, что проблема использования проектной деятельности является одной из самых актуальных проблем в воспитательной работе в начальной школе.

Актуальность проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план - внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов … создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий» .

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив, необходимые знания из разных областей, получив реальный и ощутимый результат .

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Отношение к самому существованию и соответственно определению метода проектов у ученых неоднозначно.

Суть метода проектов - стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения .

Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

Через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

Через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т. е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

В связи с этим представляется важным выделить характерные черты разных образовательных моделей, определить их особенности, которые могут быть учтены при проектировании.

Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Это один из методов активного обучения, способствующий организации поисковой деятельности обучаемых, формированию у них навыков продуктивного, творческого изучения дисциплины. Преподаватель должен исходить из того, что процесс усвоения знаний не может сводиться лишь к их простому восприятию, ознакомлению и воспроизведению .

Проект (от лат.«projectus», буквально - брошенный вперёд) замысел, план.

Естественно, младший школьный возраст не позволяет в полной мере организовать проектную деятельность, но вовлечение учащихся всё же необходимо. Бытует мнение, что младший школьник не в состоянии реализовать проект самостоятельно. Конечно, ему потребуется помощь взрослого - родителя или учителя. Поэтому, проектная деятельность сближает родителей и детей одной проблемой, которую необходимо решить, а так же развивает в ребёнке желание мыслить, исследовать, находить пути решения, что способствует развитию творческой личности.

Любой проект начинается с выбора темы, к которой необходимо подходить обдуманно, учитывая возрастные особенности детей. Хорошо, когда объект исследования вызывает у ребёнка желание заниматься исследовательской деятельностью. А бывает и так, что ребёнок хочет, но никак не может выбрать объект исследования или тему проекта. Поэтому, если ребёнок испытывает трудности с выбором темы, то учитель или родитель должны попытаться определить область интересов ребёнка и помочь ему с выбором темы. Взрослый должен только подталкивать, не навязывая, а прогнозируя будущие результаты.

Тема должна быть необычной - яркой, вызывающей интерес. Она должна быть интересна, прежде всего, ребёнку, а не родителю или учителю. Поэтому родителей также необходимо готовить к осуществлению проекта. Навязывание темы может повлечь негативизм со стороны младшего школьника, что скажется не лучшим образом на его дальнейшем отношении к проектной деятельности. Проблема должна касаться реальной жизни, быть знакомой ребёнку, изучение которой приведёт к получению новых знаний.

Проектная деятельность в начальной школе. Выбор темы исследования.

Пример исследования: Можно ли вырастить стрижа в домашних условиях?

Тема должна быть выполнима, непосильная тема приведёт к потере интереса. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный документ]. URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591 (дата обращения 05.03.2013).
2. Пояснительная записка к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ. [Электронный документ]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_98/322-1.html (дата обращения 05.03.2013).

Yuliya Kataeva,

a primary school tutor,

Olga Kravchenko,

a primary school tutor, the Municipal Autonomous providing general education Establishment «Gymnasium 77», Naberezhnye Chelny, Republic Tatarstan

Yuliya Todorova,

a primary school tutor, the Municipal Autonomous providing general education Establishment «Gymnasium 77», Naberezhnye Chelny, Republic Tatarstan

Development of creative thinking of primary school pupils in an extra curriculum activity

Abstract. In the article we consider the possibility of using some methods of creative thinking in an extra curriculum activity. We also review the theory of solving creative tasks, brainstorming method, creative problem solving, projects and give examples of their using.

Key words: creative pedagogy, creative tasks, brainstorming, social creativity, creative problem solving,projects.

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Прядуха Людмила Николаевна

МБОУ СОШ № 13, учитель начальных классов

мо Брюховецкий район

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Условием возникновенияпослужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения

Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого в оспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Необходимость решать эту проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

    Целью моей деятельности является создание условий для развития активной творческой личности школьников.

    Задачи :

    а) формировать творческий потенциала личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;

    б) уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

    в) приобщать учащихся к творческой работе;

    г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;

    д) развивать навыки созидания, самореализации;

    е) поддержать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях;

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
I. Творческие проекты (1-4 классы). Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
II.
Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а
дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Этап 4. Защита проекта. Презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Мной были подготовлены ученики на краевой конкурс научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников - Ивженко Василий был награжден дипломом II степени , Дацко Лидия – получила диплом III степени .

«Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

В своей работе я широко использую все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить.

Одной из задач, решаемых в ходе этой работы, является создание условий для воспитания нравственно-патриотических качеств личности ребенка через ознакомление с историей и культурой родного края.

Задачи:

    создать условия для формирования личности ребенка через сказку;

    воспитывать интерес к художественной литературе, литературно­художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

    прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.

В системе работы со сказкой я выделила следующие направления деятельности:

    совместная и индивидуальная работа;

    занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;

    традиционные фольклорные праздники и развлечения.

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:

Загадывание и отгадывание загадок ..

Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек .

Придумывание определений к заданному слову .

Конструирование слов, словосочетаний и предложений.

Рассказывание сказки детям .

Творческие задания по содержанию сказок.

Пример: Сказка «Морозко». Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков выясняю, как дети оценивают поступки героев, выбираем жёлтый кружочек, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко». Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».

Придумывание сказки на заданную тему .

Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:

    К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...»

    К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот - три
    медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не
    было, как повели себя медведи?».

Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, я использую «Волшебную палочку». В результате дети помогли Колобку стать непобедимым, великаном, Зайцу - храбрым и сильным. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить.

Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» -
«А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»

В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю -запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.

Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.

Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу. Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь.

Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, ученых и т.д. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Я стараюсь воссоздать психологически комфортную атмосферу раскованности, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно. Стараюсь сформировать желание трудиться с интересом, с охотой. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Всё равно в каждой работе проявится индивидуальность исполнения, творчество.

Организуя занятие с детьми, помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика, вселить уверенность и помочь довести работу до конца. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение.

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают.

Список литературы.

1 .

2. Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»

Главные принципы нравственности и духовности человека получают свою основу в воспитании детей, когда они находятся в начальной школе.

Воспитанием младших школьников во внеурочной деятельности занимаются педагоги и родители.

Ребенок учится важнейшим основам поведения, складываются его взгляды на окружающее пространство, он учится понимать сверстников, создаются нравственные убеждения личности младшего школьника. В это время необходимо научить школьника правилам и нормам, которые действуют в обществе.

Внеурочная деятельность — воспитательный процесс

Младшие школьники эмоционально воспринимают окружающий мир.?
Этот возраст особенно восприимчив к нравственному и эстетическому воспитанию, важно не пропустить это время и способствовать формированию полноценного члена коллектива, который усвоит нравственные и культурные ценности общества, в котором он живет. Согласие с окружающими – это главная цель воспитания. Исследователи в области педагогики свидетельствуют о том, что в настоящее время духовное совершенствование детей отстает от интеллектуального развития. Мальчики и девочки приносят домой дневники с хорошими отметками, однако не умеют понимать окружающих и правильно оценивать их действия.


Направления внеурочной деятельности

Нравственное воспитание в школе и в семье

Для того чтобы нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности приносило свои результаты в виде положительного поведения детей, необходима слаженная работа всех звеньев воспитательного процесса. К ним относятся: уроки по школьной программе, воспитание и обучение детей в группах продленного дня, руководство поведением детей дома. Родителям не следует перекладывать ответственность за духовное и нравственное воспитание своих сыновей и дочерей на школьного учителя и воспитателя ГПД. Школа – это только часть образовательной системы, где по специальным программам младших детей обучают грамоте: счету, письму и основам жизнедеятельности. Родители обязаны активно включаться в воспитательный процесс, несмотря на занятость на работе, и ознакомиться с основными образовательными программами, по которым обучаются их дети.


Духовно-нравственное воспитание — задача и родителей, и школы

Положительный пример взрослых оказывает наиболее сильное влияние на младших школьников. Дети копируют поведение родителей: мамы и папы.

Образовательная программа, в основном, рассчитана на обучение детей школьным предметам, при этом государство берет на себя ответственность за этот процесс. Многие родители понимают процесс воспитания детей, как обучение их грамоте и знанию школьных предметов, не заботясь об их эстетическом и нравственном воспитании. Главное внимание они уделяют контролю выполнения детьми домашних заданий и ставят целью хорошие отметки, не размышляя о духовном развитии ребенка.

Нравственное воспитание школьника на примере родителей

Педагоги советуют родителям помнить о том, что главная цель воспитания ребенка – подготовить его к общению со сверстниками, с людьми разных возрастов (нравственное воспитание), научить видеть красоту природы (эстетическое воспитание).


Результаты всестороннего нравственного воспитания

Нравственное формирование личности младших школьников должно осуществляться родителями. Педагоги акцентируют внимание на том, что основы нравственности закладываются, в первую очередь, в семье. Благополучная семейная пара, имеющая детей – основная ячейка общества, в которой будут воспитаны полноценные члены общества. Если младший школьник видит маму и папу, совершающих неблаговидные поступки, ссоры, конфликты внутри семьи, скандалы своих родителей с соседями, он непременно станет повторять эти сценарии в своей личной жизни.

Совет родителям: если подобная ситуация произошла в жизни и ребенок стал свидетелем ссоры или конфликта, то для предотвращения негативного влияния на его нравственное развитие нужно дать оценку своим поступкам и действиям окружающих с позиций морали и этических норм.


Результаты и эффекты внеурочной деятельности

Гражданское воспитание детей во внеурочной деятельности

Гражданское воспитание младших школьников представляет собой процесс, когда формируется личность ребенка как члена общества. Это происходит в коллективе сверстников на школьных уроках в классе, в разновозрастном коллективе на различных школьных и внешкольных мероприятиях, в семье, когда родители и другие родственники своим личным примером показывают ребенку образцы поведения. Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к таким стандартам, которые задаются взрослыми. Родители – это те люди, которым они особенно доверяют, поэтому усваивают их поведение, не рассуждая, и воплощают их действия и поступки в своей собственной жизни. Младшим школьникам трудно отличить положительные поступки и поведение взрослых от недоброго поведения. Поэтому они подражают родителям, не задумываясь.


Национальные ценности как результат гражданского воспитания

Детей надо научить многим качествам, которые будут им необходимы во взрослой жизни:

  • понимать окружающих людей,
  • уметь оценивать поступки другого человека,
  • верно оценивать свои собственные поступки по отношению к другим людям,
  • правильно строить взаимоотношения с окружающими людьми,
  • уметь самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия,
  • брать на себя ответственность за свою судьбу и за судьбы родных и близких людей, друзей.

Морально-правовое воспитание через игру

В воспитательной деятельности педагоги применяют ролевые игры, разыгрывая с детьми сцены из реальной жизни, из книг и учебной литературы. Это способствует усвоению детьми морально-этических норм, принятых в обществе. Научить детей коммуникациям – главная цель игры. В этом случае игра представляет собой оригинальную репетицию, которая позволяет разыграть разнообразные случаи из жизни и научить детей правильному поведению в разных жизненных ситуациях.


Игра Зарница как воспитательный метод

К примеру, педагоги на занятиях в ГПД через игру учат детей такому поведению:

  • как подружиться со сверстником, показать ему свою симпатию и наладить дружеские отношения,
  • как ответить на проявление дружбы,
  • что необходимо делать, когда возникает конфликт в школьном коллективе, в классе или с незнакомыми людьми на улице, в транспорте; как правильно подобрать нужные слова и как ответить, чтобы ссора не развивалась,
  • учат сдержанности: не дать волю гневу по отношению к окружающим, когда другие школьники сказали обидные слова или попытались высмеивать,
  • как решительно отказаться от рискованных предложений незнакомцев, которые пытаются чем-то угостить, или друзья решили развлечься и пытаются втянуть ребенка в свою авантюру.

Игровая форма способствует лучшему усвоению морально-этических правил поведения в коллективе сверстников и в обществе людей разного возраста.


Формы организации внеурочных занятий

Индивидуальные воспитательные беседы с детьми

Воспитательные мероприятия проводятся в группах, что способствует коллективному усвоению детьми морально-этических норм и правил поведения в обществе. Иногда требуется индивидуальное занятие со школьником. Опытный педагог определяет в этом необходимость и проводит с ребенком личную воспитательную беседу. Нужно дать младшему школьнику возможность высказать свое мнение и различные сомнения, понять, что беспокоит его, помочь осознать свои недостатки и дать совет по их исправлению, корректировать его поведение. Родителям важно знать, что в такой беседе важно не оказывать на школьника давление и тем более не высмеивать ребенка, когда сын или дочь высказывают свои сомнения и беспокойство.


Воспитательная беседа с ребенком

Окрики и наказания не способствуют развитию гармоничной личности ребенка.?

Формирование эстетически развитой личности школьников

Человек является частью природы, поэтому важно дать младшим школьникам основы экологических знаний, научить их жить в гармонии с природой и чувствовать свою ответственность за ее состояние. Для достижения этих целей в младшей школе проводятся мероприятия по нравственно-эстетическому воспитанию школьников:

  • конкурсы рисунков и поделок из природных материалов,
  • походы на природу, прогулки в парках,
  • беседы о прекрасном, основанные на просмотренных фильмах о природе или прочитанных произведениях литературы,
  • экскурсии на выставки художественного творчества и в музеи,
  • работа на пришкольном участке (самостоятельное выращивание растений, посадка цветов),
  • привлечение детей к оформлению классной комнаты.

Экскурсия в музей

Таким образом, в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников у детей складывается бережное отношение к природе, формируются основы эстетического восприятия мира, они чутко откликаются на все прекрасные проявления мира. Занятия в кружках творчества способствуют пробуждению у детей фантазии, они самостоятельно создают красивые вещи. Лучшими занятиями для этого считаются: лепка из природной глины, моделирование, рисование карандашами и акварелью.

Совет родителям: помогите своему ребенку определить, какое творческое занятие ему больше всего подходит, что ему по душе. Создание произведений искусства способствует его эстетическому развитию и созреванию ребенка как нравственной и духовной личности.

Воспитание у детей чувства долга перед обществом

Гражданско-патриотическому воспитанию школьников в начальных классах уделяется много внимания. Прочтение художественной литературы призвано формировать у детей чувство долга. Вначале у ребенка вырабатывается ответственность перед коллективом за свои поступки, а затем, по мере взросления, дети начитают осознавать свои обязанности перед обществом в целом и перед своей родиной.


Семейное дерево — метод воспитания

Совет родителям: создайте вместе с сыном и дочкой семейное дерево, расскажите об истории семьи, какой вклад в развитие общества внес каждый член семьи, о патриотических поступках, как защищали родину их деды и прадеды.

Таким образом, ответственность о духовном развитии детей возложена на родителей, от них зависит моральный облик взрослого человека, которым станет их ребенок. Окончив обучение в общеобразовательной школе, человек должен быть полностью подготовлен к дальнейшей жизни, а основы его воспитания и нравственности закладываются именно в начальной школе.

Статья на тему «Организация исследовательской деятельности младшего школьника во внеурочное время»

Статья предназначена для педагогов, работающих с младшими школьниками. Роль педагога как научного руководителя исследовательской работы в начальной школе отличается от работы с учащимися среднего и старшего звена. В статье даются рекомендации по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов.
Цель статьи – описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время учителя иностранного языка.
Задачи статьи – описать алгоритм организации исследовательской работы; определить интересные для младшего школьника способы исследовательской работы; описать роль учителя в подготовке исследовательской работы в начальной школе.
В основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования положен системно – деятельностный подход.

Один из способов реализации системно – деятельностного подхода в обучении – это организация поисково – исследовательской деятельности младшего школьника и представление результатов на научно – практических конференциях для учащихся начальных классов.
Поисково – исследовательская деятельность – непростая задача для школьников среднего и старшего звена, а для учащихся начальных классов оказывается зачастую непосильной ношей. Роль учителя при подготовке младшего школьника к научно – практической конференции колоссальна.
Прежде всего, необходимо выбрать тему для учащегося начальных классов. Как показывает практика, наиболее интересны темы, связанные с культурой страны изучаемого языка, а также те, которые имеют практическое, а предпочтительнее, личностное значение для ребёнка. Если тема не затрагивает эмоции школьника, интерес к исследовательской работе быстро гаснет.
После выбора темы необходимо наметить цель работы. И проще всего это сделать, если ребенку предложить подумать, для чего его работа нужна, помочь сформулировать предположение. И уже потом пояснить, что это и будет целью работы. Наметить задачи, как и план работы, младший школьник также не может самостоятельно, поэтому я применяю методику «мозговой штурм». Ребенок с подсказкой учителя делает всевозможные предположения, как можно достичь намеченной цели, выбираются из них наиболее понравившиеся и достижимые. Так составляется и план работы.
Очень интересна младшим школьникам такая деятельность, как опрос общественного мнения по теме исследования, поэтому применяем мы его часто. Конечно, опрос наиболее целесообразно проводить среди сверстников, в это среде младший школьник чувствует себя уверенно. Учитель обучает ребёнка и обрабатывать анкеты, подсчитывать результаты. Как показывает практика, не стоит использовать вопросы, которые требуют математического подсчёта в процентах. Это математическое действие в начальных классах не изучается, и тратить время на обучение, мне кажется, не стоит. Гораздо более интересны вопросы с открытыми вопросами, типа «допиши предложение». При обработке ответов выбираются наиболее часто встречающиеся, а также единичные, которые дают пищу для дальнейшего размышления и, вполне вероятно, корректировки плана дальнейшей работы.
Учащиеся начальных классов плохо владеют навыками работы на компьютере – если в компьютерные игры играют все, то набрать текст и оформить его в соответствии с требованиями им довольно сложно. Зачастую педагогу при выполнении научной работы приходится обучать ребенка элементарным действиям в Word. И практически вся оформительская работа ложится на плечи учителя.
Сбор информации по теме для младшего школьника посильная задача, учителю необходимо лишь направлять вектор поиска. Младшие школьники способны работать в сети Интернет (при условии безопасного подключения, что соблюдается в школе), умеют они работать со словарями и справочной литературой. Но вот обработка информации - довольно сложный процесс для учащегося начальных классов, поэтому педагогу приходится обучать и работе с текстом. Здесь вполне применима технология развития критического мышления через чтение и письмо, если какая – то часть материала предложена учителем. Текст, который ребенок нашел сам, анализировать целесообразнее не по схеме «знал – хочу узнать – узнал», а по алгоритму «узнал по теме – хочу рассказать другим».
Младшему школьнику интересен практический результат его исследования, поэтому я стараюсь включать элементы проектной деятельности в исследовательскую работу в части подготовки продукта, а если это возможно, то и его презентации. Изготовление открытки, памятки, другого наглядного продукта - процесс очень увлекательный для ученика начальных классов, к тому же посильный.
Подготовка к выступлению с работой – также отдельный, довольно трудоемкий этап работы над научным исследованием. Если с составлением краткого пересказа своей работы у младшего школьника проблем не возникает, то публичное выступление – стрессовая ситуация для ребенка. И здесь не обойтись без банальных репетиций, причем сначала один на один с учителем, потом перед своим классом, затем – перед незнакомыми людьми (приглашаю несколько педагогов и учащихся из других классов).
Таким образом , научно – исследовательская работа в начальных классах – процесс долгий и трудоемкий, требует от педагога не только создания особых условий и постоянного сопровождения деятельности школьника, но и включающий в себя обучение ребёнка: навыкам работы на компьютере, анализу текста, составлению плана работы, мастерству публичного выступления. Вместе с тем, именно в начальной школе нужно начинать обучение ребенка навыкам поисково – исследовательской работы, это способствует формированию УУД и повышению познавательной мотивации.