Молодежная субкультура как фактор социализации личности. Молодежные субкультуры как фактор социализации. Предлагаемые критерии оценки эффективности работы

Направление конференции: для обучающихся.
Тема: Молодежные субкультуры как фактор социализации личности.
ФИО автора: Бутримова София Алексеевна.ФИО руководителя: Андреева Александра Александровна.
ГБПОУ «Профессиональное училище №18»
В современном обществе понятие « молодежная субкультура» интересует многих педагогов, психологов, социальных педагогов, дефектологов, социологов. При этом причины интереса достаточно обширны. Молодежная субкультура может рассматриваться в контексте:
1. Источник инноваций и открытий в различных сферах жизнедеятельности- это и мода, и музыка, организация досуга.
2. Один из вариантов примитивной массовой культуры молодежи.
3. Результат медиа-индустрии.
4. Форма творческой активности молодежи.
5. Средство самовыражения и самопознания, и так далее.
Долгое время молодежную субкультуру относили к девиации в поведении, иными словами рассматривали как отклоняющееся от нормы поведение, что приводила к нарушению процесса социализации ребенка и к негативным последствиям.
Но с изучением данной категории, молодежную субкультуру, многие ученые стали рассматривать как один из важных факторов социализации личности, который стал признаваться официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960-1970-х годов. Современные научные подходы акцентируют своё внимание на следующих функциях молодежной субкультуры:
1. Социализация личности в обществе.
2. Адаптация личности к обществу.
3. Интеграция личности в общество.
Значимость данного личности фактора социализации проявляется в свободе выбора той группы, которая близка личности по ряду критериев: интересы, потребности, желания. Данная группа становится определенной ступенькой дальнейшего развития, она обеспечивает понимание, защиту, саморазвитие личности. Молодежная субкультура является неким игровым полем где личность может принимать различный социальный статус, социальную роль, положение в группе, отрабатывать организаторские или лидерские качества и многое другое.
Если рассматривать молодежную субкультуру как общественное явление можно выделить ряд характерный черт:
1. Молодежная субкультура - это социальная общность, в которой каждый участник идентифицирует себя не как «Я», а как «Мы».
2. Если молодой человек входит в молодежную субкультуру это значит, что он принимает и разделяет правила, нормы, ценности, традиции, стиль жизни участников своей, а также соответствует внешнему виду принятым в данной группе.
3. Зачастую молодежные субкультуры формируются на общем интересу участников (музыка, искусство, мода, взгляды на жизнь, отношением к политике, книгам и т.д.).
4. У каждой молодежной субкультуры есть своя символика и атрибутика, через неё участники группы выражают свои нормы, ценности.
Таким образом, можно сказать о том, что молодежная субкультура- это определенный вид культуры которая:
1. Создана молодыми людьми для удовлетворения личных потребностей, интересов.
2. Это культура которая имеет конечной целью, интеграцию молодых людей в общество.
3. Это маленькая ячейка внутри общей культуры, которая определяет образ и стиль жизни, ценности и мировоззрение её участников.
В социальной педагогике, психологии, педагогике, проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках теории социализации личности. Которая предполагает приобщение личности к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры общества. Процесс приобщения к культурным стандартам – сложен и не всегда протекает плавно, дело в том, что не всегда культурный стандарт соответствует потребностям и устремлениям молодежи, что в конечном итоге и порождает создание молодежных субкультур. Можно сделать вывод, молодежная субкультура не является инновацией в рамках культуры общества, а представляет собой лишь переработанный ее продукт, который в дальнейшем помогает молодежи без особых проблем адаптироваться в условиях общества.
В настоящее время социологи выделяют два вида молодежных субкультур:
1. Формальная молодежная субкультура.
2. Неформальная молодежная субкультура.
Формальная молодежная субкультура (ФМС)- это социальная общность молодых людей, которые построили свои взаимоотношения на формальных социальных связях, на нормах и ценностях, приемлемых в данной группе. Данные объединения не наносят вреда общественным установкам и традициям.
Можно выделить следующие группы ФМС:
1. Общие атрибуты, символика- отражающая суть данной субкультуры, и отличающая её от других.
2. Стихийно возникшие объединения, не постоянны во времени.
3. Внешне организованные группы людей.
4. Общие интересы, увлечения, жизненная позиция.
5. Поведение ФМС не идёт в разрез с принятыми нормами и ценностями в обществе.
Неформальная молодежная субкультура (НМС)-это социальная общность молодых людей,объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых,
традиционных представлений о том или ином общественном явлении.
Общие признаки НМС:
1. Группа выбивается из формализованных структур повседневной жизни.
2. Не вписываются в общепринятые нормы поведения в обществе.
3. Живут в соответствии со своими потребностями, не думая о других.
4. Группы носят ассоциальный характер.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы, касаемые молодежной субкультуры как фактора социализации молодежи:
1. Молодежная субкультура носит зачастую развлекательную направленность.
2. Приоритет собственных интересов над интересами других людей.
3. Слабая индивидуализированность членов группы.
4. Культурная самореализация личности.

Вишневская Т.Д.,

старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 27"

г. Камень-на-Оби

Пояснительная записка

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Однако если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и освоен ими, то процесс для многих из них сложен, так как, не имея специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка - актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения в том числе, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую субкультуру, основными компонентами которой являются: детский фольклор, смеховой мир детства, собирательство и коллекционирование. Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми.

Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего МБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Переживая положительные эмоции, дети будут проявлять фантазию созидательного, а не разрушительного характера. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.

И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации дошкольников в ДОУ , как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.

Актуальность вышеизложенных направлений обусловила цель и задачи работы.

Цель и задачи работы

Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование компонентов детской субкультуры.

  1. Создать условия для развития у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
  2. Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
  3. Заложить начало формированию образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли.

ГИПОТЕЗА: если создать в ДОУ предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться гармонизации социализации детей - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Концептуальные основы работы

Как показывает опыт общения с современными педагогами и родителями, подавляющее большинство из них не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Большая часть усилий взрослых направлена на познание внешней, объективной формы существования мира детства как особой демографической группы с присущими ей атрибутами. По отношению к ней сложились определенные установки, касающиеся правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и на "причесывание" подрастающего поколения.

Вместе с тем, мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.

Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой - детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).

Функции детской субкультуры

В связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной её функцией является социализирующая. Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе с семьей (а порой и без неё) берет на себя обучающие и воспитывающие функции. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств - детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил - происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию - половую принадлежность - ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.

Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению задач в нестандартных ситуациях.

Пространство детской субкультуры создает ребенку "психологическое укрытие", защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру - своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.

Детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды.

Принципы работы

  • принцип региональности - ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно-воспитательном процессе;
  • принцип гуманитаризации - широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности;
  • принцип ориентирования на общечеловеческие понятия - ребенок как полноправный партнер, гражданин;
  • принцип интегрирования - интеграция образовательных областей в различных видах деятельности.

Прогнозируемый результат:

  • Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в группе сверстников, осознание своего социального "я"; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;
  • Приобретение ребенком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне
  • Готовность к позитивному принятию роли школьника;
  • Преодоление авторитаризма в воспитании со стороны педагогов, родителей и понимание мира детей с позиции ребенка, совместное переживание его радостей и горестей;
  • Обогащение духовного мира ребенка, обеспечение эмоционального благополучия и создание внутренних предпосылок для дальнейшего психического и личностного развития.

Предлагаемые критерии оценки эффективности работы

Эффективность реализации будет отслеживаться через:

  • организацию выставок;
  • совместные мероприятия (праздники, презентации, общественно полезный труд, походы, концерты и др.)
  • анкетирование и опрос педагогов, детей и родителей;
  • ведение книги отзывов об отдельных мероприятиях;
  • фотовыставки, оформление фотоальбомов.

Этапы работы

1. Работа с педагогическим коллективом;

2. Реализация проекта социально-личностной направленности "Все вместе".

Работа с педагогическим коллективом

Семинары "Социальное развитие детей в ДОУ".

Цель: Создание условий для реализации Программы в области "Социализация" путем приобщения к детской субкультуре.

  • формирование компетенций педагогов по приобщению к детской субкультуре как механизму социализации дошкольников;
  • развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • активизация творческого потенциала педагогов.

План проведения семинаров

Сроки

Ответственный за проведение

Понятие детская субкультура.

Основные компоненты детской субкультуры.

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

Старший воспитатель

"Создание предметно-развивающей среды"

Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе постоянно.

Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе периодически.

"Педагогическая копилка"

Презентация проекта социально-личностного направления "ВСЕ ВМЕСТЕ"

Старший воспитатель

"Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре"

Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

Реализация проекта социально-личностного направления "Все вместе"

1 этап. Исследовательский

Цель: Изучение представлений детей о мире человеческих взаимоотношений и понимание родителей детской субкультуры.

1. интервьюирование детей 4-7 лет на темы:

  • увлечения и досуг ("Увлекаешься ли ты коллекционированием? Что ты любишь собирать?", "Чем ты занимаешься в выходной день?", "Какие дразнилки ты знаешь? Кто тебе их рассказал? Знаешь ли ты считалки? Давай с тобой посчитаемся!"
  • предпочитаемые источники информации (книги - "Назови любимые книги", "Нарисуй любимого литературного героя", телевидение - "Твоя любимая телепередача", "Мой любимый телевизионный герой"
  • представления детей о любви, браке, семье ("Как ты думаешь, что такое любовь?"…)
  • отношение детей к миру взрослых и к миру школьников ("Что обычно делают взрослые? Чем они занимаются? Что делают школьники? Как ты думаешь, кем лучше быть - взрослым, школьником или маленьким ребенком? Почему?…)

2. анкетирование родителей "Какие вы родители?" (Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? Есть ли у вас общие занятия и увлечения? и т.д.)

2 этап. Основной.

Цель: Целенаправленно создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разного возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Формы работы:

  • презентации жизни детской группы, презентации как личных так и семейных коллекций, что способствует развитию детской уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;
  • выставки - авторские и тематические. Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а так же дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе поливариантности;
  • развлечения и игровые тематические проекты, что обеспечит накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;
  • совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений;
  • совместная трудовая деятельность дошкольников и их родителей на территории детского сада и за ее пределами.

3 этап. Оценочный

Цель: Подвести итоги работы, проанализировать полученные результаты и составить отчет по проекту.

  • воспитатели групп проводят повторный опрос участников проекта (дети ДОУ и родители);
  • руководитель проекта проводит сравнительный анализ результатов интервьюирования детей и анкетирования родителей с целью изучения качественных изменений в процессе социализации детей и принятию взрослыми особенностей детской субкультуры и составляет отчет.

Поэтапный план реализации проекта

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

1 этап

Анкетирование родителей.

Интервьюирование детей

Сведения о характере детско-родительских отношений

Сведения о детских предпочтениях и увлечениях

Ст. воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

2 этап

Событие "Праздник смеха и добра"

Приобретение опыта самореализации в группе сверстников

Воспитатели и дети 2 мл.группы "Б"

Акция "Делу - время, потехе - час!"

(совместная трудовая деятельность взрослых и детей по уборке территории детского сада)

Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле)

Воспитатели всех возрастных групп, родители

Фотовыставка-презентация "Мир увлечений детей и родителей"

Раскрытие ребенком собственного внутреннего мира

Воспитатели, дети и родители старшей группы, Трудовой десант

"Оборудуем прогулочную площадку"

Приобретение опыта эмоционального, содержательного общения

Все участники проекта

"Ярмарка спортивных игр"

Самореализация в группе сверстников, умение адекватно оценивать свои возможности

Воспитатели всех возрастных групп

Создание детского журнала "Мой любимый герой"

Умение общаться, сотрудничать и сравнивать себя с другими

Все участники проекта

Выставка-презентация "Причуды осени"

Умение объединяться на основе общих интересов

Воспитатели, дети и родители средней группы

Игровой проект "Русские народные сказки"

сентябрь

Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников

Воспитатели группы раннего возраста

Концерт для пожилых людей, чаепитие

Проявление доброты, отзывчивости и уважения к пожилым людям

Все участники проекта

Выставка "Моя любимая игрушка"

Раскрытие собственного внутреннего мира

Воспитатели второй младшей группы

Выставка "Моя любимая книжка"

Раскрытие собственного внутреннего мира, освоение социальной роли (автор работы)

Воспитатели подготовительной группы

КВН "Устами младенца", торжественное закрытие проекта

Формирование положительной самооценки

Все участники проекта

Подведение итогов работы

Отчет по работе

Ст. воспитатель

Распространение результатов

Данный опыт работы могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников.

Введение.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Однако если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и освоен ими, то процесс индивидуализации для многих из них сложен, так как, не имея специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Этому вопросу были посвящены работы Абраменковой В.В., Кудрявцева В., Алиевой Т., Осориной М.В., Ивановой Н., но вместе с тем остается непонятным, как организовать образовательную деятельность с учетом субкультуры.

Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения в том числе, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую субкультуру, основными компонентами которой являются: детский фольклор, смеховой мир детства, собирательство и коллекционирование. Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми.

Актуальность вышеизложенных направлений обусловила цель и задачи работы.

Целью данной работы изучение особенностей детской субкультуры как механизма социализации дошкольника.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть теоретические подходы к понятию субкультуры, выделить её компоненты. Раскрыть особенности детской субкультуры.

Определить особенности образовательной деятельности с учетом детской субкультуры.

Проанализировать результаты и сделать выводы.

Объект исследования данной работы - детская субкультура.

Предмет исследования - особенности детской субкультуры в образовательной деятельности.

    Детская субкультура.

1.1. Понятие детская субкультура.

«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» (6, С.299).

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.

Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (2, С.188).

В.Кудрявцев, Т.Алиева рассматривают детскую субкультуру как «особую систему бытующих в детской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место» (3, С.87). Детская культура является культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.

Детская традиция – это «совокупность разнообразных форм активности детской группы, тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках данной субкультуры (тайные языки и шифры, шалости, детская «магия» и т.д.)» (6, С.299).

В разных периодах детства особую важность приобретают различные элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников – игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения.

М.В.Осорина в своих работах отмечает, что «мир детей существует в одном пространстве с миром взрослых. Взрослые бывают слепы по отношению к жизни и культуре детского сообщества» (5, С.5). Любая человеческая культура несёт в себе модель мира, которая создана этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований. Она воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке, материализуется в планировке поселений человека и организации внутреннего пространства жилищ. (5, С.9).

В детской субкультуре просматривается своеобразный способ освоения ребёнком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Мир детства в детской субкультуре «манифестирует» своё отличие от мира взрослых (3, С.65).

Каждое поколение получает определённую модель мироздания в наследство. И эта модель служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека. Вместе с тем она объединяет этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребёнок получает о взрослых, активно усваивая её из культурно-предметной и природной среды. Также он активно творит модель мира сам.

Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и письменные тексты – всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборники анекдотов, «гадалки».

1.2 Компоненты детской субкультуры.

Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них.

Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является главным спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности.

Д.Б.Эльконин изучал значение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он отмечает: «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек – его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности» (7, С.10). В.Кудрявцев, Т.Алиева подчёркивают, что игра – это своеобразный способ преодоления разрыва между взрослыми и детьми. В игре дети усваивают общие смыслы и мотивы деятельности человека, воспроизводят социальные отношения, которые складываются в мире взрослых. Через игру дети включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя свои потребности в причастности к этой жизни.

В.Абраменкова отмечает, что «традиционная игра – это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире». (1)

В играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивать отношения между людьми, моделировать их, совершенствовать своё поведение и учиться управлять им. Важное значение здесь приобретают групповые игры, которые носят особый интерактивный характер и предполагают строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К таким играм можно отнести такие традиционные для Росси игры, как «Жмурки», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Лапта», «Бояре» и другие.

Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.

Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.

Все русские праздники проходили с участием детей. Среди них - русская свадьба. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак.

Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых.

Детский фольклор является важнейшей составляющей детской субкультуры. По определению М.В.Осориной детский фольклор – это «одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности» (5,C.41).

В основе детского фольклора лежат произведения, авторами которых являются взрослые. Эти произведения, передающиеся из поколения в поколение, используются для общения с детьми. В их число входят всевозможные колыбельные песни, считалки, прибаутки, сказки, загадки, игры и т.д., которые максимально адаптированы к восприятию детьми.

Как правило, эти произведения не транслируются в детской среде в чистом виде, и сами дети не обращаются к ним спонтанно. Но всё же они становятся достоянием детской субкультуры, утрачивая при этом свои функции и приобретая новые, так как дети всячески видоизменяют их, насыщают нетривиальной информацией. Поэтому произведения детского фольклора в разных модификациях могут передаваться из поколения в поколение в устной форме.

Детский фольклор может показать две взаимопротиворечивые характеристики детской субкультуры. Удерживая и воспроизводя в себе тексты, игры, ритуалы, «возраст» которых исчисляется десятилетиями и столетиями, детская субкультура является достаточно консервативной. Вместе с тем она и довольно динамична за счёт того, что ни одно произведение в ней не имеет лишь одного варианта. Обычно можно найти несколько «версий» одного и того же фольклорного произведения.

Дети имеют возможность наделять произведения фольклора новыми смыслами, что развивает их воображение, приобщает к процессам культурного творчества. В этом просматривается демократизм детской субкультуры, которая открыта к изменению и развитию. Она приглашает любого ребёнка стать своим автором. Следует отметить, что вариативность свойственна практически всем компонентам детской субкультуры.

Колыбельные песни, потешки и прибаутки помогают ребёнку познакомиться с простейшей моделью окружающего мира, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют основу доверия к близким и миру в целом. Дом в произведениях детского фольклора предстаёт как защита от опасного внешнего мира, куда пока ещё «ходить не надо». У ребёнка место в доме – самое хорошее и красивое, а мама самая заботливая и лучшая. Семья становится символом защиты и надёжности.

В детском фольклоре находят своё отражение и страшные фантазии, в устной форме передающиеся от поколения к поколению детей. М.Осорина выделяет один из самых распространённых по территории России сюжет, в котором рассказывается о том, как некая семья с детьми живёт в комнате, где на стене или потолке есть подозрительное пятно. Оно может быть жёлтым, красным или чёрным. Иногда пятно обнаруживается при переезде на новую квартиру. Бывает, что кто-то из членов семьи ставит его случайно (капнет чёрными чернилами). Герои сюжета пытаются безрезультатно оттереть это пятно. Ночью пятно начинает проявлять свою зловещую сущность. Оно начинает медленно расти, и из него появляется огромная, в соответствии с цветом пятна, рука, уносящая из ночи в ночь в пятно всех членов семьи. Как правило, руку удаётся проследить. Тогда вызывают милицию, устраивают засаду, отрубают эту руку и находят на чердаке колдунью, бандита или шпиона. В конце все члены семьи могут ожить.

Исследователями отмечено, что для индивидуальных страшных детских фантазий характерен мотив уноса ребёнка из пространства дома в иной мир. Этот мотив нашёл своё отражение в текстах коллективного детского фольклора (сюжет об уходе ребёнка внутрь картины, висящей на стене). Также он встречается и в литературе для детей, например, «Алиса в зазеркалье». Субкультурные формы порой играют немаловажную роль при овладении ребёнком содержанием общечеловеческих ценностей. Такой формой являются стихийные детские проблематизации. Чаще они выражаются в форме вопросов на темы превращения обычного в необычное, предполагают выход за рамки обыденных причинно-следственных связей. Вопросы служат средством расширения детского сознания, ориентируют как ребёнка, так и взрослого на динамическое общение и творческое сотрудничество, создают такую ситуацию, в которой необходим творческий поиск, совместный для взрослого и ребёнка. Эти явления исследователи называют «детским философствованием», которое образует особую составляющую субкультуры детства.

«Философствованием» могут быть размышления детей о природе, жизни, космосе, добре и зле, душе, мысли и многом другом. Они носят преимущественно косвенный характер, но всё же затрагивают вопросы человеческого бытия. «Философские темы» детей во многом создают ту самобытную картину мира, которая рождается в их сознании. Обычно эта картина объединяет в себе всё необходимое и случайное, общее и частное, реальное и вымышленное. Она не столько упорядочивает действительность, сколько задаёт вопросы, разрушая очевидное. Это и является началом человеческого познания, которое имеет творческую природу. Субкультурный феномен познания помогает ребёнку более глубоко приобщиться к творческому опыту людей.

Детское словотворчество занимает значительное место внутри детской субкультуры. Оно является своеобразным вызовом сознанию взрослых, ограниченному готовым общественным опытом.

В попытках словотворчества ребёнок пытается выделить свою уникальную речь из речи взрослых, вместе с тем побуждая взрослых к общению. Словотворчество является средством обособления ребёнка, его призывом к творческому единению с взрослым.

Занимаясь словотворчеством, дети делают слово более живым и предметным, гибким и пластичным, вбирающим в себя все возможные оттенки его значения. Дети освобождают силу, свёрнутую в лингвистических и грамматических нормах языка. Можно сказать, что они дарят языку жизнь в культуре, не позволяя ей омертветь.

Как отмечают В.Кудрявцев и Т.Алиева, субкультура детства неэлитарна, а «массовидна», её опытом в той или иной степени овладевает каждый человек. Именно эта особенность обеспечивает огромные возможности языка, которые не ограничиваются профессиональными литературными текстами. В словотворчестве дети бессознательно раскрывают резервный потенциал родного языка, скрытый для большинства взрослых: «колоток», «кусарик», «мазелин», «мокресс».

Перевёртыши являются примечательной сферой явлений детской субкультуры. «Перевёртыши – это особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычное положение вещей, проблематизируются повседневные общепринятые представления об окружающем» (3,С.66). Свои истоки они черпают из народной смеховой культуры и малых фольклорных жанров, рассчитанных на детей:

«Ехала деревня мимо мужика,

Глядь, из-под собаки лают ворота».

В различных культурах такое «переворачивание» считалось средством расширения творческих способностей детей и взрослых. Его момент всегда имел смысл в науке, изобретательстве, искусстве. В дошкольном возрасте «перевёртыши» имеют особый смысл. Не случайно К.Чуковский называл их как «лепые нелепицы». Малыш, чтобы воспринять мир таким, какой он есть, сначала должен увидеть его перевёрнутым. Это связано с особенностью зрения новорождённых. И лишь постепенно картина выправляется. То же самое исследователи относят и к умственному и духовному зрению ребёнка, чем объясняют противоречивость и парадоксальность детской картины мира, в которой всё постоянно меняется местами, наделяется непривычными свойствам и возможностями. Педагогическая ценность перевёртышей состоит в том, что в них ребёнок разоблачает фантазии и служит торжеству разума, пытается по-новому утвердиться в знании «нормы».

Жанр считалки, характерный для детской субкультуры, является уникальным. Он не имеет аналогов во взрослом фольклоре и представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную подготовку к игре. Это необходимый атрибут игры и культурно представленная реализация распределения ролей:

«Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить –

Всё равно тебе водить!»

Считалка помогает устранять нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, обогащает традиционные тексты.

Дразнилки высмеивают детские недостатки и проступки: ябедничество, глупость, хвастовство, жадность, плаксивость:

«Жадина-говядина, солёный огурец,

На полу валяется, никто его не ест!»

В.Абраменкова отмечает, что помимо указанных форм фольклора в детской субкультуре существуют так называемые «низовые» формы устных фольклорных текстов. К ним можно отнести разнообразные розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых, пародии, детские неприличные и садистские стишки, в которых комическое, весёлое приобретает психологический смысл нарушения запретов взрослых:

«Дети в подвале играли в гестапо.

Зверски замучен сантехник Потапов».

Любовь ребёнка ко всяческим дразнилкам, смеховым ситуациям одновременно и разрушает, и утверждает порядок окружающего мира, проверяя тем самым его на прочность. Смеховая активность детей – это подтверждение их собственного существования через выворачивание себя и окружающих «наизнанку».

Как отмечает В.Абраменкова, дети с чувством юмора в детской субкультуре органично вписываются в представления о смеховом мире как мире нарушения приличий и норм поведения, свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Они могут увидеть смешное в серьёзном, представить ситуацию в самом неожиданном свете, вызывая повышенный интерес окружающих к себе. Шалуны, используя для своих экспериментов вялых, трусливых или безалаберных детей, потешаются над ними, заставляют их двигаться. Обороняться. В этом они имеют большое значение в педагогическом процессе.

Одним из важных компонентов детской субкультуры является наличие собственного языка общения между детьми, который отличается особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью.

В процессе общения дети придумывают «тайные языки», которые не доступны пониманию взрослых или других детей, не посвящённых в это дело. Например, к каждому слову дети могут прибавлять какие-либо тарабарские приставки или окончания и получится примерно такой текст:

«Нашаус кошкаус вчераус принеслаус домойуc котятус».

Дети более старшего возраста пользуются в устном общении особым сленгом, а в письменном – специально разработанной тайнописью. Всё это свидетельствует о стремлении детской культуры к автономизации.

В.Абраменкова выделяет ещё одну важную черту, присущую детской субкультуре – табуирование личных имён в сообществах детей и наделение сверстников прозвищами и кличками. В отличие от имени собственного, прозвище эмоционально насыщено и несёт в себе момент оценки, которая может быть позитивной, негативной или же носить какой-нибудь подтекст или скрытый смысл.

В младшем школьном возрасте прозвище обычно является выражением яркой индивидуальности ребёнка. У подростков могут быть оскорбительные прозвища. Но в любом случае иметь прозвище – значит, быть замеченным сверстниками.

Религиозные представления и духовная жизнь детей – ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя.

Исследователи отмечают особую мифологичность детского сознания, веру в сверхъестественное. В силу этого каждый ребёнок естественно религиозен. Даже если ребёнок отлучен от религиозной традиции, его душе свойственен поиск эмоциональной связи с внешним.

В традиционных детских верованиях среди младших школьников довольно распространенными являются «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (чёрная рука, белое пианино и т.д.). Вболее старшем возрасте в детской среде бытуют и христианские православные представления: рассказы о святых, о чудесном спасении, о посещении «того» света. Как отмечает В.Абраменкова, чаще всего дети скрывают свои религиозные чувства от сверстников во избежание насмешек, предпочитая обращаться к «высшим силам» непосредственно.

М.Осорина среди компонентов детской субкультуры выделяет разнообразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) и коллекционирование.

Детское собирательство раннего детства характеризуется тем, что «штучки», найденные ребёнком, не имеют никакой потребительской ценности и привлекают его внимание своей формой, цветом, некоторым сходством с реальными вещами. Находя в большом мире разные «штучки», ребёнок прибирает их к рукам во благо собственных интересов. Таким образом он раздвигает свои границы и, как высказывается М.Осорина, «уточняет» себя этими маленькими символами «Я» - «его делается много» (5, С.129). Находки настолько приобретают смысл для ребёнка, что он включает их в свои фантазии и переживания.

Примерно после пяти лет детское собирательство приобретает другие черты. У ребёнка появляется своя «сокровищница», которая обычно хранится дома. Это может быть коробочка, мешочек у девочки и карман у мальчика, так как мальчики предпочитают всё носить с собой. «Сокровищница» наполняется мелкими предметами, найденными на улице. Это всевозможные бусины, красивые пуговицы, значки, сломанные брошки, редкие монеты и предметы с интересной внешностью, привлекающие внимание ребёнка. Обычно ребёнку нравится общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не помешал: рассматривать их, любоваться и фантазировать.

Как правило, «сокровищница» существует несколько лет и незаметно исчезает. На смену ей, примерно после шести-семи лет, приходит детское коллекционирование. Если «сокровищница» была более личной, индивидуальной, то коллекция социальна и более обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребёнка в группе сверстников: престижем, соперничеством, модой. Коллекции дети показывают друг другу, хвастаются и гордятся ими.

Появление коллекции свидетельствует о вхождении ребёнка в новую фазу социализации в детской субкультуре. Обычно это связано с началом школьной жизни. В это время происходит активное формирование самостоятельного опыта детей среди людей, где ребёнок учится подчиняться правилам жизни в группе, усваивает общепринятые модели поведения.

Чаще всего дети семи - десяти лет коллекционируют предметы, которые можно добыть без денег: фантики, обёртки, пробки и т.д. Содержимое такой коллекции воспринимается детьми как личная добыча её владельца. Количество и редкость найденных предметов говорит о высоком развитии у него социально ценных, с точки зрения сообщества детей, качеств, благодаря которым он добыл то, что имеет.

Многие привлекательные предметы становятся содержимым девчоночьих «секретов» и «мальчишечьих» тайников.

«Секрет» девочки представляет собой небольшую ямку, выкопанную в земле, которая выкладывается чем-либо красивым. Обычно делается фон из фольги или листьев, на нём раскладываются различные интересные «штучки», головки цветов, камешки. Сверху сделанная композиция накрывается кусочком красивого прозрачного стекла. Затем всё засыпается тонким слоем земли так, чтобы снаружи не было видно.

Создание «секретов» является традицией детской субкультуры, следовательно, идея и формы воплощения передаются от старших детей к младшим в виде культурного наследия. «Секреты» по своей сути можно считать массовой формой детского дизайнерского творчества.

Мальчишечьи «тайники» создаются с целью материализации своего тайного присутствия в пространстве окружающего мира. Чаще всего они располагаются в различных нишах, укрытиях, щелях, незаметных для окружающих. Туда складываются разнообразные предметы, которые могут быть личностно значимыми, ценными для мальчика.

В детской субкультуре М.Осорина выделяет способы и формы свободного времяпровождения, среди которых - походы детей в различные места, разнообразные виды продуктивной деятельности детей, например, рассказывание страшных историй. Наблюдения исследователей дали возможность выделить перечень мест, которые посещают дети.

Места игр - те места, где дети собираются для тех или иных видов игр. Как правило, места игр девочек и мальчиков находятся отдельно, но неподалёку друг от друга. Для организации общей игры они собираются между этими территориями.

«Страшные места» относятся к разряду опасных, запретных и чуждых ребёнку зон пространства. Обычно это чердак, подвал, погреб, колодец, заброшенный дом и т.д. Входы в эти места являются для детей точками соприкосновения их обычного мира с миром другим - таинственным, мрачным, населённым враждебными силами. Они вызывают у детей ужас. Ребёнок, объединившись с группой других детей, пытается активно совладать с этим ужасом.

Постепенно «страшные места» становятся «страшно интересными», куда дети отправляются не только переживать, а целенаправленно их познавать, исследовать. В 6-7 лет страхи символически прорабатываются детским коллективным сознанием, а уже в младшем школьном возрасте исследование «страшных мест» становится испытанием храбрости и её тренировкой, даёт возможность удовлетворения исследовательских инстинктов и личного самоутверждения. Это также является и своеобразным выяснением статуса каждого участника в групповой иерархии.

«Интересные места» - это места, где можно беспрепятственно наблюдать чужую жизнь, отличную от жизни ребёнка. Обычно это жизнь маленьких существ (головастиков, лягушек, муравьёв) или взрослых людей, которые не знают, что на них смотрят, и заняты чем-либо интересным для ребёнка (стройка, мастерская и т.д.)

«Злачные места» - места, где добывается запретное или совершается недолжное. Самое типичное место - свалка. Она является для ребёнка изнанкой мира взрослых, его потаённой стороной, вывернутой наружу.

Вид «нечейных вещей», наличие ломаного и отсутствие какой-либо регламентации пробуждает у некоторых детей деструктивные желания. Здесь можно нарушать запреты взрослых на проявление агрессивных чувств и выплёскивать их в разрушающих действиях, за которые не будет наказания. Помойка для детей становится «островком свободы для ненормативных действий» (5, С.94). Но есть и другая сторона общения детей с помойкой, более конструктивная и творческая. Сломанные вещи, ставшие негодными для обычного употребления, могут быть использованы детьми для самых различных нужд благодаря их фантазии. Свалка становится местом творческого экспериментирования.

«Места уединения» - те места, где не потревожат, где ребёнку удобно и уютно. «Места встреч» являются местом общего сбора детей, посиделок, разговоров компании приятелей. Они выбираются там, где удобно сидеть, где много места и всех видно, где взрослые не мешают.

«Места экзистенциально-философских и религиозных переживаний» - места, самостоятельно найденные ребёнком, куда он ходит один, чтобы пережить особые состояния души.

Таким образом, в теоретической части данной работы мы рассмотрели теоретические подходы к понятию субкультуры, выделили её признаки и виды. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты, среди которых: детская игра, детский фольклор, словотворчество, детское философствование, своеобразный детский язык, табуирование имён и придумывание кличек, религиозные представления и духовная жизнь детей, увлечения, способы и формы свободного времяпровождения. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.

    Образовательная деятельность с учетом детской субкультуры.

2.1 Субкультура, как механизм социализации.

Социализация - это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам; это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.

В качестве основных задач приобщения дошкольников к детской субкультуре можно выделить следующие:

    развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;

    расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

    формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

Для решения первой и второй задач необходимо создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Используются следующие формы работы:

    презентации жизни детской группы («Новогодние фантазии», «Давайте познакомимся», «В гостях у сказки» и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;

    выставки - авторские («Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка», «Мое хобби», «Мои достижения», «Семейные увлечения» и др.) и тематические («Смеховой мир детства», «История одного предмета» и др.). Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а также дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе принципа поливариативности; праздничные события и игровые тематические проекты («Ярмарка игр», «Остров дружбы», организация работы по выпуску детского журнала «Фотомастерская»). Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;

    совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, желания «быть хорошим»).

Основные задачи, стоящие перед педагогами по улучшению социальной готовности ребенка к обучению в школе в процессе приобщения к детской субкультуре, следующие:

формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;

создание условий для обретения личностью таких социально важных качеств, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.

Для этого можно использовать:

традиционные формы работы детского сада и школы, в ходе которых происходит ознакомление с учебным заведением и расширение представлений детей о школьной жизни (экскурсии и целевые посещения школы, совместные занятия);

формы работы, способствующие непосредственному сближению дошкольников и первоклассников (встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада, совместные праздники и трудовая деятельность), благодаря чему происходит также и знакомство детей со школьной субкультурой: модой, историей школьных принадлежностей, досугом учеников и миром их увлечений.

2.2 Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре.

Выставки могут быть тематическими (коллекционные, творческие), раскрывающими или представляющими предметы, объединенные общим содержанием, и авторскими (семейные, персональные), в создании которых может принимать участие семья или же один ребенок или взрослый.

Для выставки определяется специальное место в группе, при этом учитываются тематика, объем и материалы. Выставочные материалы должны содержать информацию о владельце, экспонаты - название и имя, фамилию владельца.

Общие задачи социализации:

Создавать условия для раскрытия ребенком собственного внутреннего мира;

Осваивать социальные роли.

Формировать умение ребенка заниматься каким-либо делом рядом с другими;

Побуждать детей объединяться на основе общего интереса;

Способствовать совместному участию детей в выполнении заданий.

Помочь ребенку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»);

Дать возможность усвоить правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование игрушками, материалами).

При организации выставок особая роль отводится предварительному этапу, который включает в себя работу по накоплению, расширению или уточнению знаний детей о предметах (объектах) выставки: чтение познавательной литературы, проведение бесед, экскурсий, организация совместной продуктивной деятельности по созданию выставочных экспонатов, т.е. делается все, чтобы вызвать у ребят интерес и желание поучаствовать в мероприятии. Педагог вместе с детьми определяет место расположения выставки, проводится работа по ознакомлению с новыми социальными ролями (экскурсовод, посетитель, автор работы).

Младший и средний дошкольный возраст. В соответствующих группах устраиваются в основном тематические выставки, посвященные самым близким и значимым для ребенка предметам (модные игрушки года, игрушки из киндер-сюрпризов, наклейки и др.).

К старшему дошкольному возрасту диапазон тематических выставок расширяется. Добавляются выставки по результатам совместного творчества (творческие), авторские (персональные и семейные), отражающие увлечения детей, родителей, педагогов. Предварительная работа включает в себя продуктивную деятельность детей по созданию выставочных экспонатов, участие в определении тематики выставок и их оформлении, привлечение ребят к роли организаторов и экскурсоводов.

Презентация - активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы.

Общие задачи социализации:

Создавать условия для накопления ребенком первичного опыта общения;

Содействовать разновозрастному общению;

Оказывать помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:

Обучать детей налаживанию отношений со сверстниками;

Создавать условия для овладения разнообразными способами и средствами общения;

Воспитывать начала культурного общения;

Содействовать совместному участию детей в общем деле.

Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

Расширять круг общения детей;

Формировать способы их контактов с малознакомыми людьми;

Приобщать детей к ценностям сотрудничества;

Развивать инициативу в общении.

Большая роль в подготовке презентаций отводится предварительной работе, в которую входит:

Изготовление приглашений для детей другой группы;

Подготовка подарков и призов для гостей;

Приготовление угощений для всех участников;

Подготовка групповой среды к презентации, а также личных или групповых объектов и материалов;

Подбор и разучивание стихов, песен, рассказов, которые будут включены непосредственно в презентацию и др.

Презентации могут быть разными по структуре и по содержанию, но должны выражать общие интересы группы. Условно можно выделить презентации:

1) группы (предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых зон);

2) выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы;

3) групповых достижений, раскрывающих результаты детской группы в каком-либо виде деятельности.

Младший и средний дошкольный возраст. Данную форму работы рекомендуется проводить с детьми среднего возраста, начиная с презентаций результатов группы в каком-либо виде детской деятельности, где ребята могут продемонстрировать свои умения, например: презентация «Мир увлечений детей и родителей» (дети и родители показывают свои творческие работы). В предварительную подготовку входят изготовление приглашений, подарков для гостей, разучивание стихов, песен, проведение развлекательных игр и упражнений.

Старший дошкольный возраст. Добавляются презентации группы, например: презентация «В гостях у сказки» (дети представляют зоны группы с помощью сказочных персонажей «Лукоморья»), а также презентации выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы (традициями, отдыхом детей, праздниками и увлечениями), например: презентация «Экскурсия по фотовыставкам» (знакомство с жизнью группы через фотографии, которые отражают отдых, развлечения и деятельность детей в разное время года).

В предварительную работу входят приготовление угощений для участников и гостей, подготовка групповой среды к презентации, личных и групповых объектов, материалов, подбор развлекательных игровых упражнений, стихов, песен и рассказов.

Игровые проекты - групповые формы взаимодействия детей в деятельности, способ ее организации, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровой цели.

Общие задачи социализации:

    обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;

    осваивать разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстников;

    формировать у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.

Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:

- формировать у детей умение заниматься каким-либо общим делом рядом с другими;

- поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе общего интереса;

- способствовать совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий.

Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

- создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в продуктивных видах деятельности;

- обеспечивать ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений;

- учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;

- способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

Организация и проведение игровых проектов требуют длительного времени. Проекты могут быть как кратко-, так и долгосрочные, которые включают в себя ряд мероприятий, направленных на достижение цели. Через проекты могут быть реализованы и презентации и выставки.

К игровым проектам предъявляется ряд требований:

- обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;

- включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.

Младший и средний дошкольный возраст. Проекты рекомендуется проводить со среднего возраста, отдавая предпочтение краткосрочным, а именно: выпуск журналов про любимых сказочных героев, игрушки; оформление альбомов с фотографиями детей в разные их возрастные периоды. Например, проект «Фотомастерская» включает в себя: сбор фотографий детей группы, начиная с раннего возраста, и организацию мероприятий по заполнению фотоальбома в рамках одного возрастного периода жизни детей («Страна малышей», «Я пришел в детский сад», «Я перешел в группу») и т.д.

Старший дошкольный возраст. На этом этапе особое внимание уделяется ролевым проектам (с элементами творческих заданий, когда дети входят в образы персонажей сказок и по-своему решают поставленные проблемы) и творческим проектам.

Событие - форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей.

В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности.

Общие задачи социализации:

Создавать условия для самореализации ребенка в группе сверстников;

Развивать у детей адекватную оценку своих возможностей;

Воспитывать нравственные качества у дошкольников.

Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:

Развивать у детей самостоятельность и уважение к себе;

Поддерживать потребность в положительной самооценке;

Воспитывать желание этично вести себя по отношению к другим.

Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

Создавать условия для формирования нравственной основы личности;

Поддерживать в ребенке уважение к себе;

Развивать чувство собственного достоинства;

Способствовать проявлению доброты, отзывчивости и других благородных качеств.

События могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным датам группы, на основе событий в дальнейшем могут формироваться традиции группы, но, как правило, это самостоятельное мероприятие.

Обязателен в организации событий подбор игр и упражнений, где дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга, знакомиться, а также игр и ситуаций, направленных на формирование нравственной основы и развитие у детей чувства собственного достоинства.

В события, как и в другие формы приобщения ребят к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп.

Младший и средний дошкольный возраст. Использовать в работе с детьми такую форму работы, как события, можно, начиная со второй младшей группы, отдавая предпочтение играм и упражнениям на обучение нормам и правилам поведения, развитие начал культурного общения. Например, событие «Час улыбки и доброты» включает в себя игру, которую педагоги назвали «Сюрприз-ка»: сначала детям предлагается встать в круг, почувствовать тепло рук, улыбнуться друг другу, а затем по очереди, сказать о каждом ласковые и добрые слова после чего все участники получают призы, которыми по желанию можно поменяться с другом.

Старший дошкольный возраст. На этом этапе при проведении событий ставятся уже более сложные задачи на осознание и творческое применение норм и правил поведения, самореализацию ребенка в группе сверстников и адекватную оценку своих возможностей. В события включаются игры, в которых дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать друг друга ближе. Например, «Ярмарка игр»; ребята старшей группы зазывают детей средней для участия в разных играх, последние самостоятельно определяют место для игр и тех, с кем будут играть.

В событиях, приуроченных к темам и датам: «Пасха», «Остров дружбы», с целью сплочения группы используется практическая деятельность (украшение пасхальных яиц) и блок игр для сближения и знакомства детей друг с другом.

В каникулярный период в дошкольном учреждении целесообразно проводить различные тематические праздники: «Царица-водица» (круговорот воды в природе, польза воды и бережное отношение к ней), «День пожилых людей», «Мой четвероногий друг», «Пожарный - это тот, кто тушит огонь».

Таким образом, педагогический коллектив создает условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста детей, видит перспективы в совершенствовании приемов работы по социально-нравственному воспитанию и развитию дошкольников.

Заключение.

Целью нашей работы было изучение особенностей детской субкультуры как механизма социализации дошкольника. Для достижения цели нами были решены следующие задачи: мы рассмотрели теоретические подходы к понятию субкультуры, выделили её компоненты, раскрыли особенности детской субкультуры, определили особенности образовательной деятельности с учетом детской субкультуры.

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир. В теоретической части данной работы мы рассмотрели теоретические подходы к понятию субкультуры, выделили её признаки и виды. Нами раскрыты особенности детской субкультуры, выявлены её основные компоненты, среди которых: детская игра, детский фольклор, словотворчество, детское философствование, своеобразный детский язык, табуирование имён и придумывание кличек, религиозные представления и духовная жизнь детей, увлечения, способы и формы свободного времяпровождения. Все эти компоненты играют важную роль в процессе социализации детей.

Во второй части нашей работы мы приходим к выводу, что приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем, а педагогический коллектив создает условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста детей. И должен видеть перспективы в совершенствовании приемов работы по социально-нравственному воспитанию и развитию дошкольников.

Список литературы.

    Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре [Текст] : - М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, Воронеж, 2000. – 416 с.

    Иванова, Н. О детской субкультуре [Текст] / Н. О. Иванова //Дошкольное воспитание, -2004.- № 4.-С. 187-207.

    Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры [Текст] / В. Кудрявцев, Т. Алиева //Дошкольное воспитание, -1997-, -№ 3- С.87-91, -№ 4- С. 64-68.

    Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. В. А. Сластёнина. – М.И «Академия», 2000. – 200 с.

    Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. [Электронный ресурс]: / М. В. Осорина. – Электрон. дан.- «Питер», 2008. – 304 с. – Режим доступа: http://psi-gram.livejournal.com/69546.html. – 28.04.2013.

    Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368с.

    Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] : учебное пособие / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - Москва: Владос, 1999. - 360 с.

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе¬цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи¬нальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен¬ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др. Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на¬селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек¬ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль¬ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж¬ники, филателисты, компьютерщики и т. д.). Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих). Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер¬претированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо¬лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото¬рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны. В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль¬ных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност¬ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен¬ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»). В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль¬турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче¬ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия¬нием. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом. Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп¬пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра¬женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос¬тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз¬недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле¬нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина¬комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы. Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа¬ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet"e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран¬ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак¬терными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа¬лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их вли¬яния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества. Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под¬ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас¬пектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но¬сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под¬ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой. Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз¬можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры. Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно¬шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере¬жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив¬ный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас¬суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский). Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль¬ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура. В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело¬века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува¬жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо¬ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации.

Субкультура - это автономное относительно единое образование, совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий.

В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.

Понятия «субкультура», «подростковая субкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультуральность подростковой субкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих к самостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры, которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения.

К признакам субкультуры относятся:

Специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

Статусная структура;

Набор предпочитаемых источников информации;

Своеобразные увлечения, вкусы и способы время препровождения;

Специфический жаргон;

Фольклор.

«Социализация, -- пишет И. С. Кон, -- близка к русскому слову "воспитание». Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».

Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности.

3. Обучение в школе. Это формальный процесс-- определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида.

4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.