Новый год в израиле. Новый год. Название, смысл и даты праздника

Все о смысле, традициях и днях наступления 5778 года по еврейскому календарю в Израиле и в мире в статье Шломо Громана, профессора университета Бар-Илан:

Название, смысл и даты праздника

Еврейский Новый год Рош ха-Шана (רֹאשׁ הַשָּׁנָה‏‎), точное произношение на иврите «рош hа-шанА», на идише «рошешОнэ»; здесь и далее ударение в словах отмечено заглавными буквами) отмечают 1-го и 2-го числа иудейского месяца тишрей (тишри). В 2017 году его празднование начинается вечером в среду, 20 сентября, и завершается вечером в пятницу, 22 сентября .

Поскольку в этом году второй день Рош ха-Шана плавно перетекает в шабат, учреждения, многие магазины и другие предприятия, а также общественный транспорт не функционируют трое суток подряд, вплоть до вечера субботы, 23 сентября . В отличие от шабата, в праздник разрешено приготовление пищи, но только предназначенной для съедания в ближайшие часы.

«Рош ха-Шана» дословно означает «голова года». Подобно тому как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош ха-Шана зависит, каким будет для него наступающий год.

Рош ха-Шана празднуется два дня, хотя Тора предписывает соблюдать его только 1 тишрея: «И в седьмом месяце , в первый день месяца будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар» (Ваикра/Левит 23:23-25; Бемидбар/Числа 29:1-6).

Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Стране Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Сангедрина (Синедриона), когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца 29 элуля считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 тишрея или 30 элуля и следует ли начинать праздник. Во избежание сомнений постановили праздновать Рош ха-Шана два дня.

Когда был сотворен мир?

Какому из шести дней сотворения мира соответствует Рош ха-Шана, начало года? Оказывается, не первому дню, в который были сотворены небо и земля, а шестому, когда был создан человек. В этот день сотворение мира было завершено и начался первый год его полноценного существования.

«И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всей землей» (Берешит/Бытие 1:26).

Почему Тора говорит «сделаем» — во множественном числе? Разве не Бог в одиночку создал человека? На этот вопрос есть разные ответы, один из них таков: множественным числом глагола «сделаем» Бог обращается к самому человеку, который тем самым становится участником в Божественном сотворении его же личности.

Бог как будто говорит Адаму (и тем самым каждому человеку): «Если ты хочешь, если ты приложишь усилия, если ты постараешься, то мы вместе — ты и Я — сделаем из тебя человека». Таким образом, сразу при сотворении мира на человека была возложена личная ответственность за то, чтобы он был Человеком. И каждый праздник Рош ха-Шана — напоминание ему об этом.

Предтеча Йом-Кипура (Судного дня)

Установление 1 тишрея религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано и с тем, что в этот день Бог судит весь мир. В эти дни, учит иудейская традиция, Он записывает в Книгу Жизни главные события, которые произойдут с людьми в грядущем году. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник. С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния – «ямИм нораИм» («дни трепета» или «дни раскаяния»), заканчивающиеся Йом-Кипуром — днем всепрощения, искупления. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Богослужения в эти дни призваны повлиять на решение Творца. Лишь после Йом-Кипура Божественный вердикт утверждается — «скрепляется печатью». Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош ха-Шана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги.

«Ташлих» – выбрасывание грехов в воду

Слова пророка Михи: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты бросишь в пучину морскую все грехи наши» (Миха 7:18-19) легли в основу обряда «ташлИх» («выбрасывание»).

После полудня в первый день Рош ха-Шана (или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, родника или моря, встряхивают полы одежды, «вытряхивая» грехи, и произносят вышеприведенный стих, а также другие принятые в данной ситуации тексты и покаянные гимны и молитвы.

Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу и «вечноглядящее око». Обряд ташлих сам по себе не очищает человека, но символизирует его намерение укрепиться на пути покаяния в наступающем году.

Как поздравляем, как справляем

Самый простой способ поздравить с еврейским новым годом, не требующий знания иврита, – сказать «шанА товА» («год добрый»). Если ваши знакомые владеют идишем, их обрадует приветствие «а гут ёр», означающее то же самое.

После молитвы «Маарив» в первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни: «ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму» («Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью»). В этот день дарят подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Что едим

Стремясь призвать в свой дом радость и счастье, в Рош ха-Шана едят яблоки с медом, различные сладости. Также на столе стоят блюда из рыбы — символа плодородия и размножения; баранья голова — символ главенствования, «чтоб нам быть головой, а не хвостом»; гранат — «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; кружочки моркови, напоминающие золотые монеты; много других овощей и фруктов — в знак надежды на обильный урожай. В начале праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую сладкую халу с изюмом), над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует и обычай есть яблоки с медом, говоря: «Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год».

Кислое, горькое и острое есть не принято. Орехов в Рош ха-Шана не едят, потому что гематрия (числовое значение) букв этого слова на иврите равна гематрии слова «грех».

Особенности праздничных молитв и благословений

Сборник еврейских праздничных молитв называется «махзОр», (круговорот, цикл). Среди молитв на Рош ха-Шана есть обычные, читаемые и в другие дни, например «Шма, Исраэль» и «Амида», текст которых модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют «пиюты» — поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние 2000 лет.

Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, содержат десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (специально обработанный бараний рог) — один из главных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

Трубление в шофар

Одно из библейских названий Рош ха-Шана — «день трубных звуков». Важнейшая заповедь праздника – слушать, как трубят в шофар (непосредственно, а не как звук, транслируемый с помощью электроники), что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной.

Голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик души, обращенный к небесному Отцу, пробуждает человека к тшуве (раскаянию). Слушать звуки шофара принято стоя. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы «Мусаф» запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре.

Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар — напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака. Наше поколение само по себе, может, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: «Вспомни заслуги праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова — и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя, и ради праведного Машиаха Твоего». Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде, пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.

Точное время начала праздника и конца шабата

В канун первого дня Рош ха-Шана принято зажигать свечи. При этом произносят два благословения:

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ашЕр кидшАну бе-мицвотАв ве-цивАну леhадлИк нэр шель йом hа-зикарОн. АмЭн»(«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня памяти. Аминь»)

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ше-hэхьЯну ве-киймАну ве-hигиАну ла-змАн hа-зЭ. АмЭн» («Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, Который позволил нам дожить до этого времени. Аминь»)

Время зажигания праздничных свечей и исхода шабата 20/23 сентября в Москве – 18.16/исход – 19.21.

Евреи отмечают свой Новый год - Рош ха-Шана, который приходится на сентябрь-октябрь (месяц тишрей). Этот праздник означает начало года и символизирует день окончания Всевышним процесса сотворения мира. Рош ха-Шана празднуется по лунному календарю, обязательно в новолуние, только в понедельник, вторник, четверг или субботу. Это дни, когда верующие подводят итоги уходящего года и планируют дела на наступающий год.

При праздновании Рош ха-Шаны евреи совершают ташлих - бросают, читая молитвы, в реку или море кусочки хлеба или камушки, что символизирует очищение от грехов.

Родных и близких следует поздравить, подарить подарки, пожелать самого лучшего в наступающем году. Семьи собираются за традиционным столом с угощением, носящим символический характер. Это яблоки в меду (сладкая жизнь), порезанная кружками морковь (символ богатства), хала с изюмом (символ здоровья), овощи и фрукты (символ богатого урожая). Завершает празднование Нового года Иом-Киппур - День всепрощения и раскаяния.

Привычная для дата празднования Нового года, 1 января, еще лет 20 назад в Израиле практически не отмечалась. Появление в стране большого количества эмигрантов из бывшего СССР привело к тому, что постепенно этот праздник прижился и здесь. В Израиле его называют «Сильвестр». Это даже не выходной день, за исключением случаев, когда первое число приходится на субботу. Празднуется он традиционно, под новогодние телепередачи, в кругу семьи и друзей, с салатом оливье, икрой и шампанским.

Празднование Рождества

Самая распространенная религия в Израиле – иудаизм, но, тем не менее, Рождество Христово отмечается в стране как праздник общегосударственного и мирового уровня. Множество религиозных паломников и туристов приезжают в Вифлеем, где в базилике Рождества Христова, месте, где родился Иисус, всю ночь идет праздничная служба. Этот небольшой городок преображается в рождественские дни - на улицах стоят нарядные сияющие елки, витрины магазинов привлекают покупателей многочисленными товарами, все сверкает и переливается.

Рождественские службы проходят по всей стране, в самых известных храмах: Верхней соборной церкви, Кафоликоне, пещере Рождества, храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Назарете, причем как 25 декабря, по католической традиции, так и 7 января – по православной.

В Рождественскую ночь верующие могут прикоснуться к Вифлеемской звезде, находящейся в пещере, где появился на свет Иисус.

Периодически Рождество может совпадать по дате с исконно еврейским праздником Ханука (праздник свечей). Этот праздник возник как дань памяти победе евреев над греками, и отмечается он в течение недели, когда каждый вечер в специальном подсвечнике-менорате зажигается по одной новой свече.

Празднуют ли в Израиле новый год? И как именно? В этой удивительной и загадочной стране отмечают его трижды, и это совершенно самостоятельные праздники.

Иудейский или религиозный Новый год называется Рош-Ха-Шана, дата его определяется по еврейскому календарю. Как правило, празднование выпадает на сентябрь или октябрь и напрямую зависит от лунного календаря. Согласно Торе, именно в этот день Бог сотворил мир, поэтому от него и ведется отсчет времени. Летоисчисление, общепринятое в мире, отстает от еврейского на 3761 год (то есть в 2017 году наступил 5778 еврейский год). Все иудеи верят, что в первый день Нового года Бог оценивает дела всех живущих на земле, которые они совершили за год, и выносит решение о планах на год наступающий. Поэтому они произносят молитвы и соблюдают определенные ритуалы, в том числе и гастрономические.

В январе или в феврале в стране отмечают Ту-би-Шват - это еще один Новый год, только он посвящен Деревьям. Принято сажать зеленые растения и устраивать пышные застолья, основными блюдами которых являются овощи и фрукты.

Традиция отмечать европейский Новый год в Израиль пришла благодаря выходцам из стран СНГ и Европы.

В статье пойдет речь о особенностях празднования Рош-Ха-Шана, о традициях и обычаях, связанных с ним.

Еврейский новый год: дата

В Израиле праздник называется Рош-Ха-Шана на иврите (רושה שנה). Дословно переводится - «голова года». Как и когда отмечают новый год в Израиле? Отмечают его первого и второго числа иудейского месяца тишри. Тора обязывает соблюдение строгих традиций только в первый день.

Праздник выпадает либо на сентябрь, либо на октябрь, вычисляется по лунному календарю, поэтому даты каждый год разные. Главное правило - его празднуют в новолуние. С этого дня начинается новый еврейский год.

Рош-Ха-Шана - наиболее важный еврейский праздник. Характерная его черта - это использование для призыва на молебен специальной трубы - шофар. Этот звук истолковывается как призыв на Суд Господний и призыв к покаянию.

Покаяние

Название праздника впервые встречается в Мишне (так именуют устную Тору). Он еще называется Йом Труа, это наименование связано с особой заповедью, которую приписывают этому дню: издавать трубный звук.

Согласно традиции, в новый год в Израиле в синагогах обязательно трубят в шофар (музыкальный духовой инструмент, созданный из Этот звук призывает всех верующих к переосмыслению всех своих грехов, покаянию, доброте всех помыслов и вызывает всех людей на Суд Божий.

«Шофар» означает «улучшение, исправление». Традиция трубить сохранилась с древних времен, сам рог символизирует овна, которого Авраам принес в жертву. Поэтому этот звук очень важен и имеет символическое значение в период, когда отмечают Новый год в Израиле.

Кроме того, считается, что в первый день праздника Бог создал Адама, который впоследствии совершил грех и был изгнан из Рая. С тех времен Всевышний именно в этот день совершает Суд над людьми и определяет их судьбы на следующий год.

Все иудеи верят, что на небесах решается в тот день, кто и как будет жить в наступающем году: в достатке или в бедности, в болезни или в здравии, в счастье или в горе. Именно в этот день Всевышний решает, кому умереть, а кому жить.

Поэтому за месяц до Нового года в синагогах читают особые молитвы покаяния -«слихот», они помогают подготовить душу к Новому году и к Суду Божиему.

Рош-Ха-Шана - это время духовного возрождения и покаяния, время извинений и прощения. Сразу после наступления праздника начинается период (10 дней), в течение которого можно изменить свою судьбу. Он завершается строгим постом, который называют День искупления или Йом Кипур.

В эти дни люди желают друг другу «Положительного Божьего Приговора».

День искупления

Отмечается на 10 день тишрея, первого месяца еврейского календаря. Этот день напоминает о событиях, произошедших 33 века назад, во времена пребывания еврейского народа в пустыне. Они совершили тяжкий грех, создав золотого идола. Бог сильно разгневался на них и решил уничтожить, а вместо них создать новый, прародителем которого должен был стать Моисей.

В иудаизме это самый главный праздник, который завершает десять дней смирения и покаяния. Судьба человека предрешена на год вперед.

Традиции

Новый год в Израиле, как и остальные праздники, начинается с захода солнца. В домах хозяйки зажигают свечи, главы семей совершает «кидуш» (обряд освящения, который проводится над бокалом красного вина), после чего все желают друг другу «Положительного приговора» и быть вписанными в «Книгу жизни» (то есть жизни в новом году).

Затем все усаживаются за праздничный стол, на котором обязательно присутствуют «симаним» (символы). Это набор традиционных продуктов, которые символизируют определенные пожелания и просьбы к Господу Богу, цель этого - начать новую жизнь (новый год) с хороших примет.

Трапеза завершается словами благодарности Богу за еду, Израиль, Иерусалим и все хорошее, что он каждый день посылает людям.

В синагоге

Особо торжественный молебен проводится утром в первый день праздника, в течение которого несколько раз трубят в шофар, и все люди вслушиваются внимательно в этот звук. Если Рош-Ха-Шана выпадает на субботу, в рог не трубят, так как это действие попадает в категорию «Запретного» (в Израиле суббота - это священный день, многие действия в который запрещено совершать, например, водить машину, зажигать плиту, убирать). Субботу человек должен посвятить Богу и молитве.

В праздник в зал синагоги вносят свиток Торы, по которому читают священные слова, посвященные Рош-Ха-Шана, а после чего читают отрывок из Книги Пророков.

Во второй половине первого дня праздника многие иудеи идут к проточному природному водоему и бросают в воду корочки хлеба, которые символизируют грехи.

В эти дни приветствуют друг друга, говоря: «Шана Това», что переводится как «Хорошего года».

Блюда

В самую первую трапезу Нового года соблюдают ряд обычаев. В самом начале хлеб окунают в мед, затем туда же макают кусочек яблока и произносят пожелание «счастливого и сладкого года».

Принято на стол ставить баранью или рыбью голову, первая символизирует ягненка, которого Авраам принес в жертву вместо сына, съесть рыбью голову в этот день сулит «быть главой, главным, успешным».

На праздничном столе должны присутствовать обязательно овощи и фрукты - чтобы год был богатым и урожайным. Обязательно морковь нарезают кружочками, она по цвету и форме напоминает монетки - это символ достатка и благосостояния.

На столе в праздник должен присутствовать гранат, он является символом богатства и единства семья, плодородия и деторождения.

В этот день готовится много блюд, которые являются символами «счастливого и богатого» года.

Праздничные молитвы

Еврейские праздничные молитвы называются «Махзор» (цикл, круговорот). В этот день читаются как обычные («Амида», «Шма, Исраэль»), так и особые священные тексты. Специальные молитвы содержат 5 иудейских текстов, которые упоминают Бога, как Царя, 10 текстов, которые упоминают Бога, как помнящего все, 10 текстов, в которых упоминается - шофар (главный атрибут праздника).

Шофар

Библейское название праздника «День трубных звуков». Главная заповедь в этот день - слушать, как трубят в шофар. Голос этого инструмента похож на плач ребенка, он символизирует крик души, который обращен к Господу и пробуждает человека к покаянию.

Звуки принято слушать стоя. Они объединяют всех иудеев в единый народ, который стоит перед Всевышним на Суде.

Это все, что связано с празднованием еврейского Нового года в Израиле. Как празднуют и отмечают ли вообще светский новогодний праздник (европейский)?

Европейский Новый год

Этот праздник не является государственным. Его отмечают, в основном, русскоязычные израильтяне. Однако с этой традицией считаются как власти, так и остальное население.

К этому времени выращивают растения - араукарии, которые очень похожи на ели. В ресторанах и клубах в новогоднюю ночь устраивают развлекательные мероприятия.

Во многих торговых центрах делают скидки на новогоднюю продукцию.

Единственным недостатком является то, что ни 31 декабря, ни 1 января в стране не являются выходными днями.

Необыкновенно привлекательна страна Израиль: древняя и современная, полная контрастов, таинственная и экзотическая. И мистическим образом связана эта земля с цифрой «три»: на крохотной территории государства разместились 3 моря; израильская столица Иерусалим называется городом 3-ех религий, да и сама страна имеет прямое отношение к 3-м авраамическим религиям мира. И еще одна «тройка»: знакомый с раннего детства каждому человеку праздник наступления Нового года — в Израиле разделился на 3 отдельных торжества! Да-да, у жителей Государства Израиль не один, а целых 3 «новых года» в году:

Иудейский Новый год, называемый здесь Рош а-Шана;

Особый новый год для приносящих плоды деревьев – Ту би-Шват;

Западный Новый год, который отмечают светские жители подавляющего большинства стран Земли.

Каждый из этих праздников отличается в ближневосточной стране своими традиционными обрядами, ритуалами и особенностями, а все вместе они составляют настоящий комплекс новогодних празднований.

Новогодний праздник Рош а-Шана

В ночь с 5-го на 6 сентября еврейский Новый год в Израиле 2013 года (по европейскому календарю) вступил в свои законные права. Летоисчисление на Земле Обетованной от западного отличается, счет годов религиозные иудеи ведут от момента Божественного сотворения нашего мира, то есть до ночи с 25-го на 26-е сентября следующего, по-западному, 2014 года – в Израиле властвует 5775 год.

Верующие евреи убеждены, что именно в новогодний период на Небесах происходит вынесение решения по судьбе каждого человека, по его будущему или его ближайшей смерти, он награждается счастливым и богатым существованием или наказывается бедственным положением. Вознесение искренних молитв в это время, несомненно, повлияет на вердикт Творца.

С приближением вечера Рош а-Шана принято произносить особые ритуальные приветствия даже при встрече с малознакомыми людьми: звучат пожелания о записи в Книгу Жизни. Праздничная новогодняя трапеза также традиционна, на столе – положенный набор блюд и продуктов. Обычно круглую, уже заранее благословленную халу (хлеб) обмакивают в мед, нарезанные на удобные дольки яблоки тоже едят с медом – такова символическая просьба к Богу, чтобы наступил «сладкий», благоприятный и несущий всяческие удачи год. Плодородие в ходе застолья олицетворяют рыбы, изобилие овощей и фруктов; на богатство указывают кружочки моркови в форме золотых монет, на добрые дела – спелые гранаты. Стремление к духовному развитию, движению вперед — в виде рыбной или бараньей головы — также «присутствует» на торжестве и призывает к жизненной позиции лидера, не позволяющей оказаться «в хвосте»

Еврейский Новый год в Израиле не обходится без подарков – и взрослым, и растущему поколению. Дарят сладости и вино, косметику и мед, бытовые приборы и подарочные купоны. Этот заповеданный Торой праздник – один из немногих , в которые подарки своим работником делают и работодатели.

Новый год деревьев

Январский праздник с именем Ту би-Шват посвящен прославлению деревьев и их плодородию, а еще он подразумевает единство природы и человека. Есть в еврейском календаре месяц шват, до 15-ого числа которого, как правило, выпадает на Святой земле основная масса осадков, необходимых для жизнедеятельности деревьев. Те плоды, что созрели уже после этой даты, относились в старину к урожаю следующего года (это учитывалось при отчислении десятины). А Новым годом деревьев являлось 1-ое швата – завершающий день налогового года у евреев для плодоносящих деревьев.

Одной из традиций праздника в современном Израиле стала посадка деревьев и исполнение в этот день специальных песен-гимнов.

Праздничное застолье обычно демонстрирует 7 лучших израильских видов плодов, прославляемых в священных книгах: виноград и пшеницу, финики и гранаты, ячмень, инжир и оливки.

Раннецветущие фруктовые деревья отметили свой Новый год в Израиле в 2014 году 16-ого января. Так как официальный еврейский календарь лунно-солнечный, в отличие от солнечного григорианского, то иудейские праздники приходятся на всегда определенную лунную фазу и на постоянный сезон года, но числа (если отслеживать их по западной системе счисления времени), на которые приходятся торжества, меняются.

Светский Новый год

Ассоциация новогоднего праздника с Чудом приходит к нам в детстве и сохраняется у большинства, порой, до самой старости. Взрослые люди грезят о волшебстве ничуть не меньше, чем малыши, ожидая обновления в жизни, счастливых перемен и удачи. А так как человеческая природа одинакова на всей нашей планете, то Новый год с равной долей радости приветствуют на всех континентах и в любой стране. Древняя Земля Обетованная исключением в этом вопросе тоже не стала.

Принято думать, что ночь на первое января лучше всего провести в собственном уютном семейном кругу, за праздничным, заботливо подготовленным для встречи грядущего года столом. Однако век скоростей и технологий вносит свои изменения даже в «домашние» праздники. Сегодня популярность набирают интересные путешествия в жаркие страны, создающие летнее настроение в разгар зимнего сезона. Поэтому новогодние туры в Израиль, круглогодично теплую ближневосточную страну, пользуются заслуженным спросом.

Зимние торжества на Святой земле открывают паломники-католики, прибывающие сюда на . После 25 декабря следует светский Новый год, который участники празднуют в отелях и ресторанах разных израильских городов, на тематических вечеринках и в ночных клубах. Но, пожалуй, самым захватывающим и необычным оказывается веселье на побережье, на пляжах Красного, Асфальтового или Средиземного морей, куда стекаются туристы, приехавшие и «захватившие» в отпуске столь удачные дни. Еще через неделю наступает православное Рождество. Верующие путешественники посещают храмы Иерусалима и, как когда-то волхвы вслед за , направляются к месту рождения Спасителя – в церковь Рождества Христова.

Возвращаясь к развлечениям в новогоднюю ночь по европейской традиции, отметим, что вряд ли кто-то из гостей или граждан соскучится в такой праздник в Израиле. Туры на Новый год предполагают увеселительные мероприятия на Севере, в Центре и на Юге страны. Вот лишь несколько примеров предложений по встрече 2014 года, поступивших от клубов MTL Group, «Барокко», «Малина», Fashionbar и «Акуна Матата», от компании Profi Entertainment и самых разных залов торжеств, отелей и ресторанов:

Романтический вечер в Нетании;

Танцевальное мероприятие в Беэр-Шеве с участием диджея и профессиональных хореографических ансамблей; закуски присутствуют «по умолчанию»;

Новогодняя программа в Glam-стиле с участием работников израильского Первого Радио в роскошных залах отеля City Tower гостиничной сети Leonardo в Рамат-Гане;

Бал-маскарады в северных регионах Израиля (в Хайфе, Нешере и других населенных пунктах):

Шоу-программы, богатое эксклюзивное меню – в центральных городах (Ришон ле-Ционе, Бат-Яме, Тель-Авиве и многих-многих других).

В организации ярких и незабываемы празднеств значительную роль исполняет , способствующий развитию мирного процесса на Земле и обеспечивающий своей деятельностью возможность выступления перед израильской публикой не только местных знаменитостей, но и международных коллективов или отдельных звезд (певцов, танцоров, гимнастов, эстрадных и цирковых актеров) из России и Европы, Африки и Америки.

У каждого, кто проводит новогодние каникулы в Израиле, накапливается масса положительных эмоций и необыкновенных, навсегда запоминающихся впечатлений. Помимо посещения редчайших святынь и прикосновения к древнейшим артефактам, путник знакомится с экзотической страной, ее культурой и обычаями на фоне сказочного праздника, обещающего человеку исполнение заветных желаний, воплощение сокровенной мечты и Чудо, которого все мы ждем всегда, независимо от возраста и местопребывания.

В Израиле Новый год имеет три даты празднования. Европейский Новый год приходится в ночь с 31 декабря на 1 января. Жители Израиля не широко отмечают этот праздник. Более масштабно они справляют иудейский Новый год (Рош Ха-Шана), который проходит в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю (выпадает на сентябрь или октябрь). В 15-й день еврейского месяца шват празднуется Ту би-Шват - Новый год деревьев, который прославляет их плодородие.

Новый год 1 января

Традиции празднования европейского Нового года распространены среди диаспоры выходцев из стран СНГ, русскоязычных туристов, части коренных жителей с христианским вероисповеданием.

Дух праздника можно прочувствовать в крупных городах - Тель-Авиве, Хайфе, Нетании. В историческом центре Тель-Авива - Старом Яффо - в преддверии торжества на площадях появляются нарядные елки и новогодние базары, на которых можно приобрести игрушки, декорации, сувениры, подарки.

Коренные израильтяне уважают традиции диаспор, которые проживают на территории страны. В новогоднюю ночь по телевизору транслируется обращение президента. Магазины к праздникам заполняются деликатесами, устраивают скидки и распродажи.

Жители страны, которые отмечают Новый год 1 января, проводят его за торжественным ужином с родными или друзьями, ходят в бары или рестораны. В полночь, под бой курантов, они откупоривают бутылку шампанского, загадывают желание и поздравляют друг друга. Затем начинают веселиться под музыку. Гуляния до утра в Израиле не распространены, поскольку 1 января в этой стране - рабочий день.

В период зимних праздников улицы и площади крупных городов украшаются новогодними деревьями (в Израиле привычные ели и сосны заменяет араукария), мерцающими гирляндами. Витрины торговых центров декорируются праздничными композициями. На оживленных улицах разгуливают весельчаки в костюмах Дедов Морозов.

Выходцы из стран бывшего Советского Союза заранее готовятся к Новому году. Они украшают свои дома, закупают в магазинах деликатесы к праздничному столу. В новогоднем меню можно увидеть разные закуски, салаты, блины, нарезки. Семьи часто собираются во дворе и жарят шашлыки. Из алкогольных напитков популярно вино, шампанское, пиво.

По традиции детям приносит подарки Дед Мороз со своей спутницей - Снегурочкой. Они оставляют их под елкой. Дети заранее пишут им письма, в которых рассказывают о своих желаниях и мечтах. Взрослые дарят друг другу символические сувениры, дорогой алкоголь, бытовую технику, ювелирные украшения.

Города и курорты

Новогодние праздники в Израиле пройдут в особой атмосфере тепла и комфорта.

Весело и ярко провести зимний отпуск можно в крупных городах: Тель-Авиве, Хайфе, Нетании, Герцлии, Эйлате, Бат-Яме. В них сосредоточены развлекательные заведения, бары и рестораны для русскоязычных жителей и гостей страны. В новогоднюю ночь можно насладиться выступлениями популярных музыкальных коллективов, ансамблей классической музыки, диджеев местной и зарубежной эстрады. Для детской аудитории проводятся утренники с участием Деда Мороза, Снегурочки, сказочных героев, конкурсами и подарками.

В период новогодних праздников среди туристов популярны паломнические туры, которые включают посещение святых мест, древних монастырей и храмов. Для русскоязычных паломников тур начинается с Русской Духовной Миссии, которая официально представляет в Израиле Русскую Православную Церковь. Далее они посещают святые места в Иерусалиме, Тверии, Хайфе, Нетании, Яффо, Лидде, Назарете. Наиболее посещаемые святыни в Иерусалиме - Елеонская гора, храм Вознесения на Елеонской горе, Елеонский женский монастырь, гробница Божией Матери, гробница Царя Давида, Гефсиманский сад, гора Сион, храм Святой Марии Магдалины.

Экзотическим отдыхом в Израиле станет отдых в сельскохозяйственных коммунах - кибуцах. В них путешественники смогут ознакомиться с традициями и обычаями коренного населения, принять участие в сборке урожая, побывать в коровниках и загонах для овец, посмотреть на процесс изготовления оливкового масла.

Город Эйн-Бокек, который расположен на побережье Мертвого моря, предлагает посетителям санаторно-курортный отдых. На территории курорта расположено 15 отелей и клиники, в которых можно пройти консультации врачей, реабилитационное лечение и спа-процедуры. Воздух на побережье Мертвого моря содержит оптимальную концентрацию брома, что подходит для естественной климатотерапии.

Круглогодичной популярностью среди туристов пользуется курорт Эйлат, который расположен на побережье Красного моря и отделен от остальной части Израиля пустыней Негев. Здесь находится заповедник «Коралловый берег» - идеальное место для дайвинга. Детям и взрослым будет интересно посетить дельфинарий, океанариум и подводную обсерваторию. Обсерватория расположена на глубине 6 метров и имеет смотровую площадку, на которой можно наблюдать за морскими обитателями рифов в естественных условиях. Любителям экстрима принесет удовольствие джип-сафари по пустыне, скалолазание, катание на горных велосипедах и квадроциклах.