… о главном в воспитании детей. Что самое главное в воспитании детей Роль отца в воспитании детей

Семья – это школа любви для взрослых и детей

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы

они путем правильного воспитания сделались

хорошими – это в нашей власти»

Плутарх

Человек почти всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь Мир на Земле начинается с мира в семье.

Семья – это школа любви для взрослых и детей. За последнее время многое изменилось в нашем обществе, в семье тоже произошли изменения. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец – хозяин, а мать – хранительница домашнего очага. Женщины все чаще стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги.

А что по этому поводу думают родители наших учеников?

Мы предлагаем Вам ознакомиться с результатами проведенного опроса.

Что вы считаете главным в семейном воспитании?


Кто оказывает на Вашего ребенка положительное влияние?


Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

Другие ответы: реализоваться в профессии, жизни, быть порядочным человеком, уважаемым, иметь любимое дело, быть счастливым, честным, порядочным, создать дружную семью, стать личностью.

Какие черты характера Вы хотите воспитать в своем ребенке, прежде всего?

А также: лидерство, организованность, сопереживание, бдительность, спокойное отношение к ошибкам, непреклонность, галантность, открытость миру, независимость, жизнерадостность, умение принимать решения, исполнительность, человечность, находчивость, значимость, отсутствие лени, любовь.

Какие формы одобрения и поощрения Вы используете в процессе воспитания?

Как вы думаете, чего ждет Ваш ребенок от семьи, в которой живет?


А также: взаимопонимания, любви, ласки, подарков, поддержки, уважения, путешествий, участия родителей в его жизни, сестренку.

Как часто у Вас в доме бывают друзья Вашего ребенка?

Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?


Ответы родителей:

Начальная школа:

    Мы всегда в семье прислушиваемся и учитываем мнение ребенка.

    Я считаю, что все нужно вмеру: и хвалить и ругать. Нужно не лениться развивать своих детей, вкладывать, беседовать каждый день. На своем примере показывать, что хорошо, а что плохо.

    Воспитывать ребенка в уважении к старшим, в семье быть дружными и помощниками.

    Не бить ребенка, а разговаривать, объяснять. Не выяснять отношения, не кричать при ребенке. Акцентировать внимание ребенка на благородных, хороших поступках и быть примером в этом.

    Любить детей.

Средняя школа:

    Детям надо верить и понимать их.

    Воспитание основывается на уважении и послушании старших.

    Подавать личный пример.

    Дети нас копируют. Будьте сами нравственны.

    Любите своего ребенка, но не залюбливайте. Уважайте его мнение. Цените минуты общения.

    С ребенком нужно разговаривать и стараться разбирать каждую ситуацию - хорошую и плохую.

    Всегда уметь выслушать ребенка до конца. Всегда быть сдержанным, если ребенок балуется или что-то натворил.

    Много разговаривать, слушать и слышать ребенка, определять «грани» дозволенного.

    Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями.

Старшая школа:

    Уважение к старшему поколению, справедливые решения разного рода вопросов.

    Постоянно проговаривать правила поведения в обществе, правила этикета. Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

    Нравственное воспитание детей в семье – это личный пример взаимоотношений, поведение родителей.

    Самое главное растить детей в любви. Доверять им и с пониманием относиться к разным ситуациям. Быть внимательным ко всему, что интересует и беспокоит ребенка. Уважать желания детей.

    Делать все вместе. Показывать личный пример! Соблюдать традиции.

    На собственном опыте и на примере отца показывать, что надо с уважением относиться к старшим, к женщинам. Чтобы добиться чего-то в жизни надо хорошо учиться и идти к своей цели.

    Быть не только родителями, но и друзьями.

    Воспитание в православии. Беседы о Боге, изучение молитв, посещение Храма, соблюдение традиций православных праздников.

    Из поколения в поколения передавать любовь к близким, к Родине, честность, порядочность и стараться воспитывать это в своем ребенке.

Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и, в первую очередь, к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!

Памятка для родителей

1. Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей , для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя в жертву, он вырастает эгоистом.

2. Главный закон семьи – все заботятся о каждом , а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всех. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье - это непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания детей – это пример родителей, их поведение, их деятельность.

4. Для воспитания ребенка в семье очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой.

Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

Человек оставляет себя,

Прежде всего, в человеке.

В этом наше бессмертие.

И если ты хочешь

Остаться в сердце человеческом,

Воспитай своих детей!

ОТЕЦ, КАК ВОСПИТАТЕЛЬ

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

несмотря на все школы, институты»

Н. М. Карамзин

О воспитании детей заботятся государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей.

Взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья будут счастливы.

Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины.

Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью.

По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство.

Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

Консультация для родителей детского сада «Быть отцом -это почетно»


Панова Надежда Николаевна, воспитатель МБДОУ "Ирдановский детский сад "Колосок", Никольский район, Вологодская область.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей, которой можно воспользоваться воспитателям всех возрастных групп детского сада.
Цель: Помочь отцам понять свою роль в развитии личности ребенка, поднять статус отца в семье. Обеспечить благополучие ребенка в семье, эмоционально обогатить отношения «ребенок-родитель», объединив усилия воспитателей и родителей.Воспитатель: Здравствуйте уважаемые папы. Мы с вами очень редко видимся в детском саду, и сегодня мы пригласили вас чтобы поговорить о главном, о роли отца в семье.
Мини-дискуссия.
Воспитатель: За несколько дней до собрания мы провели опрос детей по самым различным вопросам, один из них звучал так: «За что ты любишь своего папу?» Послушайте их ответы (зачитывает несколько ответов детей).
(Следует помнить, что педагог обязан соблюдать педагогическую этику. Если ребенок негативно относится к отцу и, отвечая на вопрос, сообщил об этом, то данный ответ ребенка нельзя выносить на всеобщее обсуждение. Следует тактично и в индивидуальном порядке обсудить данную проблему с отцом.)
Ведущий: Как вы думаете, почему мы сегодня собрались именно в таком составе?
- Какова роль отца в семье?
- Что вы считаете главным в воспитании ребенка?
- Чье участие в воспитании ребенка должно быть больше: матери или отца? Почему? (Зачитывает 2-3 ответа из анкет.)
Прослушивание магнитофонной записи ответов детей на вопросы.
- Чем твой папа занят вечерами?
- Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама
или папа?
- Что ты любишь делать вместе с папой?
- Чему тебя научил папа? (Обсуждение.)
Ведущий (обобщает ответы детей): Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен.
Главное – не опоздать! Главное – с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе.
Папы
Автор: Олег Бундур
Папы разными бывают:
Тот молчит, а тот кричит,
Тот, бывает, напевает,
Тот у телика торчит,
Тот, бывает, обнимает
Теплотою сильных рук,
Тот, бывает, забывает,
Что он сыну лучший друг.
Папы разными бывают…
И, когда проходят дни,
Сыновья их вырастают
Точка в точку, как они.
Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребёнок - большое испытание на прочность семьи. Ещё Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями.
Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость.
Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».
Без твёрдого отцовского руководства мать вырастит ребёнка изнеженным, точно так же как и без материнской ласки, ребёнок становиться грубым. Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем - то посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем - всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца - мужество, силу воли, смелость поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен, чтобы помогать своим детям. На производстве отец - труженик, в семье отец - воспитатель, а вместе обе эти функции составляют гражданский долг, от добросовестного исполнения которого никто не вправе уклоняться. Закончив рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас ожидают не только отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и многочисленные отцовские обязанности. От отца требуется любовь, общение, взаимопонимание.
Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно, радостно. Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть весь свет и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаётся. Ребёнку необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и чистоты.
А давайте задумаемся- какие же мы папы? Действительно ли папа должен быть таким?
«ПАПА – МАМА». По – матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть папой и мамой. А это ему не всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы как будто резко континентальный климат в квартире или, вернее, контрастный душ: то горячо очень, то очень холодно… И почти нет золотой середины.
«МАМА – ПАПА». У этого типа – главная забота: как можно лучше угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено, и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться оборотной стороной медали в процессе воспитания детей.
«КАРАБАС – БАРАБАС». Папа – пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, не полноценного… Этот страх – словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ждет ребенка наказание за содеянное или просто как профилактика. Наказания, наказания… При таком типе папы однажды закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется… прорвется наружу, чтобы собой обжечь Карабаса. Карабас создает сам для себя Везувий. А Везувий не любит «молчать».
«ПОПРЫГУНЬЯ СТРЕКОЗА». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока только ребенок как гость, о котором должна позаботиться мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше… Его жизнь должна протекать без забот, как текла до появления в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим – то рабом. Для него эталон – холостяцкая жизнь, без детей, ведь ребенок – обуза… И к тому же тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.
«ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ», «РУБАХА – ПАРЕНЬ». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не только является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими, чтобы сделать приятное им, он способен на долго забыть в это время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то в тайне сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«НИ РЫБА – НИ МЯСО», «ПОД КАБЛУКОМ». Не настоящий папа – манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный лишь подпевать в хоре, где солирует жена, вторящий ей, словно эхо. Пляшущий под ее дудку, словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему помочь, боясь испортить отношения с женой. И малыш никак не поймет, есть у него папа или нет…
КАКОЙ ПАПА НУЖЕН РЕБЕНКУ? Конечно, тоже самый, самый… Самый добрый, самый справедливый, самый храбрый и бесстрашный… Одним словом, самый, самый лучший… И ребенок в его глазах тоже должен оказаться самым, самым. Самым добрым, самым справедливым, самым смелым. Ну, а главное – любимым!

Одним из важных условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, их взаимную привязанность, является как можно более раннее начало их общения.
Существует определенная связь между взаимодействием ребенка с отцом в младенчестве и их взаимоотношениями в последующие годы. У отцов, которые были «недосягаемы» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании прочных эмоциональных связей с ними в будущем. Поэтому так важно не откладывать общение с малышом, не ждать, когда он станет старше, перекладывая все заботы на мать. Воспитание детей - это постоянное занятие, в котором участвуют и отец, и мать.
Трех-четырехлетние дети с большим желанием общаются с родителем противоположного пола – подобно тому, как мальчики обожают мать, девочки нежно любят отцов, особенно если похожи на них внешне. Такой эмоциональный опыт найдет свое дальнейшее развитие в будущем.
Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера. Каждый отец должен осознавать это и всегда помнить, что с самого раннего возраста ребенок будет подражать ему воспитатель всем, в самых незначительных мелочах: в мимике, в жестах, речи - и, прежде всего, в отношении к матери! Отношение отца к матери в значительной мере определяет характер отношения мальчиков к девочкам.
Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, - недостаточно зрелые, несамостоятельные дети. Они плохо адаптируются в коллективе, трусливы, коварны, злобны, агрессивны. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушительству. Влияние отца делает ребенка дисциплинированным, открытым, честным, обязательным. Кроме того, без положительного влияния отца мальчик, повзрослев, не сможет передать своему сыну адекватный опыт полоролевого поведения.
У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях родителей будут способствовать возникновению проблем в будущем браке ребенка, в воспитании собственных детей.
Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его «дочь умница и красавица», отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.
Во время этих игр, не отдавая себе отчета, Вы внушаете своему ребёнку ощущение уверенности в себе и защищённости. Ребёнок идёт с этими ощущениями через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание того, что его отец всё может, всё умеет.
Чтобы ребёнок раскрылся, нужно завоевать его доверие. Малыш должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно лишь в том случае, когда вы сами идёте ему навстречу: по дороге из детского сада расскажите, что тревожило вас на работе, что удалось сделать за день, вспомните людей, с которыми повстречались, поделитесь заботами и мыслями, расскажите, что вас тронуло в прочитанной газете, книге.
Говорите с ребёнком обо всём: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребёнок ещё мал и ничего не поймет. Главное – он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому.
Чаще спрашивайте, что нового, интересного произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? У тебя есть друг? Он хороший? Почему? Расскажи, о чём эта книга? Как бы ты поступил на моём месте?
А. С. Макаренко большое значение придавал авторитету родителей. Он писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, деловое и серьезное распоряжение – вот, что должно быть в семье.
На каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, Вы должны выбрать соответствующий приём, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе всё это вызовет протест и ответную грубость.
Отец должен наказывать за непослушание, иначе формируется безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет её искупить – наказание ничему не научит, но может озлобить.
Во многих семьях дети всё больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребёнок ждёт: «Вот скоро папа придёт. » И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живёт в одной квартире, под одной крышей, тем не менее, отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети.
Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами, подарками, новыми игрушками, сколько примером, достойным подражания.
Помните: гордость за своего отца – это моральный фундамент для взлёта личности ребенка.
Во что же поиграть ребёнку с папой, чтобы было интересно обоим?(обсуждение)
Необходимо определиться с выбором игр и игрушек, которые будут интересны для обоих. Конечно, игры папы с сыном значительно будут отличаться от игры с дочкой, где нужно нянчить кукол.
1. Можно вместе поиграть собирая конструктор, лабиринты и многое другое. Для своей п дочери папа может собрать из конструктора домик для маленькой принцессы и для этого совсем не обязательно покупать его розового цвета.
2. Все мужчины любят скорость. И папу и малыша очень увлечёт быстрая езда на игрушечном автомобиле. С детьми по старше папа может поиграть в радиоуправляемые машинки, с детками по младше в деревянную или пластиковую железную дорогу.
3. Пусть папа поиграет в ролевую игру с ребёнком, тем более детям это принесёт неоценимую пользу. В процессе игры у ребёнка разовьются творческие способности, речь, фантазия. Папа пусть вживается в роли или персонажи и они вместе придумают какую-нибудь историю.
4. Самыми весёлыми играми папы, как с мальчиком, так и с девочкой это подвижные игры. Попробуйте поиграть в футбол, меняясь на воротах, привлеките сюда и маму, если есть возможность. Посоревнуйтесь в меткости, играя в дартс, или боулинг.
В заключении хочется сказать, что совместные игры пап и детей играют особую роль в развитии каждого ребёнка. Мамы должны всячески поддерживать общение папы и ребёнка, а иногда подсказывать им во, что поиграть.
Быть хорошими родителем – тяжелый труд. Успехов вам в воспитании ваших детей и взаимопонимания в семье!
Прослушивании аудиозаписи:
«Мой папа - самый лучший,
И он достался мне!
Я самый счастливый
Ребенок на Земле»
Анкета для отцов №1
Уважаемые папы!
В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните):
мудрый отец;
глава семьи;
отец - кормилец;
настоящий отец;
занятый отец;
успешный отец;
лидер в семье;
доступный ребенку отец;
пока несостоявшийся отец;
терпеливый;
строгий;
импульсивный и невыдержанный;
чуткий и заботливый;
суровый отец;
всегда находящийся на работе;
отдаленный отец;
дополните, если хотите___________________________________________________________
2. С кем чаще общается Ваш ребенок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?
3. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье? ____________________________________________________________________________
4. Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом______________________________________________________
5. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?
6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?
7. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?
8. Как часто Вы говорите своему ребенку:
«Сейчас я занят, потом...» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).
9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
__________________________________________________________________
10. На Ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребенок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью?
Подчеркните выбранный ответ:
да;
нет;
мать и отец во всем могут замещать и дублировать друг друга;
не приходилось задумываться над этим вопросом;
дайте свой ответ_______________________________________________
11. Как часто говорите своему ребенку: «Я тебя люблю», фразы, подчеркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?
часто;
иногда;
редко;
почти никогда.
12. Как часто Вы говорите ребенку о том, что вам нравится в нем (подчеркните)?
часто;
иногда;
редко;
почти никогда.
13.Ругаете ли своего ребенка при посторонних, друзьях?
14.Какие трудности в общении с детьми?____________________________
15.Доброта или строгость являются Вашими помощниками в воспитании?
___________________________________________________________________
16.Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком? Какие?
____________________________________________________________________
17.Вы любите проводить отпуск с детьми или без них
______________________________________________________________

Роль отца в воспитании детей

В настоящее время наибольшая нагрузка и ответственность за воспитание детей ложится на плечи женщины. Подумайте, они воспитывают нас в садах, учат в школах, и дома, нередко, папа занимает пассивную позицию в формировании характера ребенка, считая, что это женским делом. Однако отрицать необходимость мужского воспитания нельзя.

Отцу в семье отводится особая роль. В первую очередь, отец воплощает для своего ребенка образец мужчины – защитника, добытчика, джентльмена. Роль отца в воспитании ребенка сводится к тому, что родитель является для малыша оплотом семейного очага, хранителем и заступником дома. Благодаря этому дети чувствуют себя уверенней, растут психологически более здоровыми, ведь у них имеется такой надежный тыл.

Роль отца в воспитании сына

Папа в жизни мальчика очень важен. Именно отец является для него примером правильного мужского поведения – в отношении своей семьи, любимой женщины, друзей, будущих детей. Ребенок подражает в большей степени именно своему отцу. Роль отца в семейном воспитании сводится и к тому, что мужчина, по большому счету, должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным. Папина поддержка и признание, развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это и есть главные задачи воспитания сына отцом.

Роль отца в воспитании дочери

Воспитание девочки – процесс тонкий и очень ответственный. Дело в том, что взрослея, дочь применяет образ папы при выборе спутника жизни, мужа, парня. Ребенок перенимает и модель построения взаимоотношений между женой и мужем у своих родителей. Кроме того роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу, девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе, воспитывая тем самым в ней женское достоинство. Важно видеть в девочке личность, советоваться с ней, ценить ее мнение. Дочь, выросшая в атмосфере любви, скорее всего, станет человеком добрым, отзывчивым, построит крепкую и любящую семью.

Воспитание ребенка без отца

Существуют ситуации, когда дети растут без отцовской любви и внимания. Однако мужское воспитание сыну необходимо в любом случае. Чтобы вырастить достойного человека, маме следует относиться к мальчику как мужчине, несмотря на то, что он еще мал. Просите его о помощи по дому, подать вам пальто, понести сумку. Пусть кто-то из семьи (дедушка, дядя, старший брат), друзей будет для сына достойным образцом для подражания. При воспитании без отца дочери так же важен пример правильного мужского поведения. Это может быть член семьи, крестный, друг, любящий ее и заботящийся о ней. Чтобы избежать проблем с противоположным полом, маме следует рассказывать дочке о взаимоотношении между мужчиной и женщиной, давать читать книги об идеальной любви

Беседы с папами

«Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

Цель : Повышение педагогической культуры родителей. Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы.

Роль отца в воспитании детей.

В настоящее время наибольшая нагрузка и ответственность за воспитание детей ложится на плечи женщины. Подумайте, они воспитывают нас в садах, учат в школах, и дома, нередко, папа занимает пассивную позицию в формировании характера ребенка, считая, что это женским делом. Однако отрицать необходимость мужского воспитания нельзя.

Отцу в семье отводится особая роль. В первую очередь, отец воплощает для своего ребенка образец мужчины – защитника, добытчика, джентльмена. Роль отца в воспитании ребенка сводится к тому, что родитель является для малыша оплотом семейного очага, хранителем и заступником дома. Благодаря этому дети чувствуют себя уверенней, растут психологически более здоровыми, ведь у них имеется такой надежный тыл.

Роль отца в воспитании сына

Папа в жизни мальчика очень важен. Именно отец является для него примером правильного мужского поведения – в отношении своей семьи, любимой женщины, друзей, будущих детей. Ребенок подражает в большей степени именно своему отцу. Роль отца в семейном воспитании сводится и к тому, что мужчина, по большому счету, должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным. Папина поддержка и признание, развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это и есть главные задачи воспитания сына отцом.

Роль отца в воспитании дочери

Воспитание девочки – процесс тонкий и очень ответственный. Дело в том, что взрослея, дочь применяет образ папы при выборе спутника жизни, мужа, парня. Ребенок перенимает и модель построения взаимоотношений между женой и мужем у своих родителей. Кроме того, роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу, девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе, воспитывая тем самым в ней женское достоинство. Важно видеть в девочке личность, советоваться с ней, ценить ее мнение. Дочь, выросшая в атмосфере любви, скорее всего, станет человеком добрым, отзывчивым, построит крепкую и любящую семью.

Воспитание ребенка без отца

Существуют ситуации, когда дети растут без отцовской любви и внимания. Однако мужское воспитание сыну необходимо в любом случае. Чтобы вырастить достойного человека, маме следует относиться к мальчику как мужчине, несмотря на то, что он еще мал. Просите его о помощи по дому, подать вам пальто, понести сумку. Пусть кто-то из семьи (дедушка, дядя, старший брат), друзей будет для сына достойным образцом для подражания. При воспитании без отца дочери так же важен пример правильного мужского поведения. Это может быть член семьи, крестный, друг, любящий ее и заботящийся о ней. Чтобы избежать проблем с противоположным полом, маме следует рассказывать дочке о взаимоотношении между мужчиной и женщиной, давать читать книги об идеальной любви.

Интервью с Шалвой Александровичом Амонашвили о воспитании детей

Шалва Александрович Амонашвили - известный психолог, педагог, доктор психологических наук, почетный профессор Тюменского государственного университета, действительный член Российской Академии Образования, руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, С.-Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

Автор книг, переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Школа жизни», «Созидание человека», « Амон Ра» и др.

В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе".

Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики. Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

− Шалва Александрович, что Вы считаете самым главным в воспитании детей?

− Дети - это изумительный народ со своими привычками, характером, традициями игры, общения, даже шалостей. Самое лучшее определение понятия «дети» я нашел в книге «Словарь сути слов»: «Дети - народ, живущий в истине». И действительно, дети любят истину, а точнее не знают что такое ложь. Но живя в социуме, они видят, как взрослые лгут, ругаются, и дети адаптируются, теряя свою истинную природу.

Может потому и сказал Иисус Христос: «…Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Ибо дети - народ, живущий в истине.

− И что же самое главное в воспитании детей, если исходить из такого понимания?

− Нужно воспитывать в детях честность, совесть; хотя изначально дети живут по совести, но еще этого не понимают, нужно дать им возможность осознать, что такое совесть и придерживаться ее. Направляйте детей на благородство, т.е. создавайте из них благородных людей.

Я задавал вопрос и учителям и родителям: «Что для Вас значит благородство?» И каждый раз они не ошибались, абсолютно точно определяя смысл слова «благородство»: это доброта, любовь, честность, порядочность, великодушие, сострадание, сочувствие. Как идеал для человека и для гуманной педагогики я задался целью воспитать детей такими. Все мои коллеги стараются придерживаться именно этого и с ранних лет воспитывать в детях благородство - величайшее состояние духа.

В 60-е годы в СССР ставили целью воспитать хороших строителей коммунизма, это, конечно, хорошо, но людям же надо и отношения строить, и семью создавать, и детей воспитывать. Потом в нашей стране произошел раскол, и все стали воспитывать хороших строителей капитализма. Но все партии приходят и уходят, правительства приходят и уходят, мода меняется, но народ не должен терять благородства, честности и любви в душе. Вот если бы каждый, живущий в городе, был бы благородным, каким бы был этот город? Чистым, красивым, уютным, мирным.

Поэтому, на мой взгляд, самое главное в воспитании детей - это благородство

− А с какого возраста, на Ваш взгляд, начинается воспитание детей?

− Многие считают так: сначала ребенок должен родиться, затем немного повзрослеть, и потом можно уже начинать его воспитание. У одного философа спросили:

Когда начинается воспитание детей?

А сколько лет Вашему ребенку? - в ответ спросил он у матери.

6 недель от зачатия.

Так вот, Вы уже на 6 недель опоздали.

Когда ребенок появляется в утробе матери, он начинает подавать знаки, воспринимать внешнюю информацию, чувствовать, что к нему обращаются, с ним общаются.

Экспериментально доказано, что если во время беременности рядом с ребенком играет приятная тихая музыка, например Моцарта, Баха, Чайковского, то ребенок спокоен, как будто прислушивается. Но если включить вместо этого шумную дисгармоничную музыку - ребенок начинает дергаться, как будто пытается закрыть ручками уши. Значит, изначально в ребенке живет гармония, а все что дисгармонично ему не нравится. А представьте, что ребенок часто находится в дисгармоничной среде: мама смотрит низкопробные телевизионные передачи, читает дурные книги, желтую прессу, не дай Бог, курит, пьет, вокруг грохот, кто-то ругается, хамит, грубит. И вот рождается ребенок, который 9 месяцев формировался в дисгармоничной среде. Естественно, он будет склонен к раздражительности, гневу, капризам.

Мне хочется пояснить это древнее слово «воспитание». Ведь это− то слово, от которого зависит судьба наша и наших детей. Заглянем «внутрь» слова, в нем кроется глубочайшая мудрость: «воспитание» - это «питание оси». А какой оси? - духовной, конечно. А чем эта ось питается? - она питается образами. Изначально в ребенке присутствует Творец, который раскрывается в нем с помощью потоков красивых, мудрых, возвышенных, наполненными всеми благими чувствами и намерениями образов. Родители должны думать, какие образы они дают своему ребенку до зачатия, во время беременности, после рождения, в детском саду, в школе. Ребенок должен «купаться» в этих красивых, возвышенных образах: приятной речи, искренних отношениях, мудрых и полезных знаниях, нежной и верной любви.

Воспитание начинается задолго до зачатия, когда появляется желание, образ ребенка.

− Шалва Александрович, скажите пожалуйста, а на что нужно обращать больше внимания в воспитании мальчиков и девочек?

Вы сейчас задели во мне одно переживание, которое сильно мучает меня. Недавно я обращался к сведениям об американском образовании и воспитании, и один из поразивших меня фактов такой: 30 % населения Америки - люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. На днях в армии разрешили солдатам говорить о подобной сексуальной ориентации вслух. И неужели получается, что в Америке каждый третий рождается с нетрадиционной сексуальной ориентацией? Да, бывают такие отклонения от природы, т.е. болезни, но неужели так часто и так много? Этого не может быть, значит, цивилизация специально взращивает такие склонности у людей. Искусственно парней делают женственными, отучая от ответственности, а красивых девушек мужеподобными. Но разве не лучше оставаться тем, кем тебя создала природа?

Для меня, как для грузина, крайне важна женская честь. В Грузии, например, честь женщины - превыше всего, честь семьи лежит на женщине. Она мать, жена, дочь. В первую очередь обращают внимание на женскую честь, благоразумие, целомудрие.

В воспитании девушек я придаю значение именно этому. Шить, вязать и готовить всегда можно научиться, иногда бывает, что мужчина готовит лучше. Женщина должна создавать пространство любви, быть женственной, нежной, спокойной, мудрой. Название последнего качества происходит от греческого имени античной богини «София» - мудрость, символизирующей Вечное Женское Начало. Это женское приданое от Бога.

Что касается мальчиков - они будущие мужчины и должны защищать родину, семью, детей, стариков, свою честь. Мужчина должен быть преданным, верным, честным, уметь жертвовать.

Но, к сожалению, в массовом воспитании происходит совсем наоборот.

Да, я сторонник эмансипации, чтобы женщинам была открыта дорога во всех сферах жизни, даже в управлении, но я бы не хотел видеть женщину, например, работающей в шахте. Есть сферы, где должны трудиться только мужчины.

− А как быть, если жена сделала хорошую карьеру и занимает высокую должность, а муж социально ниже нее?

− Пусть мужчину это не унижает. Был случай, когда и у меня была начальницей женщина, она диктовала условия, командовала, но мужчине не следует воспринимать это как унижение.

Управлять женщина должна тоже женственно. Вспомните прекрасный и очень поучительный советский фильм «Служебный роман». Была главная героиня мужеподобной руководительницей - у нее не складывались отношения с подчиненными, а как стала более женственной - все изменилось к лучшему. Она начала больше внимания уделять своей внешности, проявлять мягкость в общении, и, как следствие, ее стали уважать сотрудники и, в конце концов, она вышла замуж и родила ребенка.

Председателем Совета Федерации сейчас выбрали Валентину Ивановну Матвиенко. Неужели она будет там кулаками махать и кричать? Да, она призывает к порядку, но делает это по-женски. В Федеральном собрании большинство составляют мужчины, которые сами ее выбрали, и они понимают, что в женщине есть Божественная мудрость и интуиция. И если мужчину что-то не устраивает, он может спокойно объяснить свою позицию, но не унижаться.

Понимаете, там, где есть благородство, не возникнут чувства зависти, ревности или ущемлённости.

Или рассмотрим отношения матери и сына в семье: ведь не только отец, но и мать воспитывает сына, направляет его. И если семья гармоничная, со своими традициями, то отношения между матерью и сыном сохраняются доверительными на всю жизнь, и мама существенно влияет на образ жизни сына и его семьи.

− Следующий вопрос несколько щепетильный: «А как быть, если по своей глупости будущая мама сделала аборт?»

− Вопрос об абортах я рассматривал в своих книгах. Вообще это большой грех, который практически невозможно «смыть», фактически это убийство ребенка. Поэтому женщина не должна идти на это, чтобы не случилось. Ведь раз Бог послал ей ребенка, значит, он даст возможности для его рождения и воспитания.

Но раз такое уже произошло, чтобы сгладить грех аборта нужно дарить заботу, любовь, внимание, служить своим следующим или уже имеющимся детям, а если не получается больше родить, то другим детям, и не только детям, вообще всем окружающим людям, ибо все люди вырастают из детей. Нужно найти в себе силы быть более внимательным, чутким, терпеливым, великодушным, сострадательным ко всем. Только это может как-то смягчить грех аборта. А дальше уже от Бога зависит, простит он вас совсем или нет. Но как сказал Святитель Иоанн Златоуст: «Будем же каяться, и творить достойные плоды покаяния». Так творите же достойные поступки, чтобы смыть следы грехов.

Более подробно о том, как смягчить грех аборта или освободиться от него, Вы можете прочитать в Журнале «Благодарение с любовью» № 4.

− А как Вы считаете, сколько детей должно быть в семье?

− По народной пословице: « Один ребенок в семье - это регресс, два - это просто компенсация, а три или больше - это уже прогресс». Чем больше детей в семье, тем больше прибыли благородства, великодушия, любви, доброты. Тем более, когда страна переживает кризис и демографический и духовный. Россия − огромная страна, а пространства не осваиваются в полной мере.

Не все могут похвастаться возможностью иметь троих или больше детей, но если такая возможность есть, надо создавать большую, крепкую, дружную семью в любви.

− Об этом я часто говорю своим студенткам, когда объясняю феномен воспитания.

Нужно вообразить своего будущего ребенка здоровым, счастливым, талантливым, гармоничным, любить его, а также всех детей вокруг, относиться к ним с нежностью, заботой и пониманием, проявлять свою женственность по отношению к детям, дать практику своим материнским чувствами.

Будущей маме очень важно думать о возвышенном и прекрасном, ибо мысль, как известно, материальна. Чем более возвышенны и благочестивы будут мысли будущих родителей, тем чище будет душа их ребенка.

А когда ребенок уже находится в утробе матери, нужно беречь его и себя от возможных раздражителей, молиться Богу о нем, разговаривать с ним, давать ему слушать хорошую музыку. Пусть отец прикладывает ухо к животу и шепчется с ребенком. В семье должны быть лад, взаимопонимание, взаимная поддержка и любовь. Это и есть те самые чистые потоки любви, благодаря которым и питается ребенок.

Какие книги и методики Вы посоветуете для воспитания детей?

− Прежде всего, я приверженец классической педагогики, начиная с трудов Марка Фабиена Квинтилиана (« Воспитание оратора») до произведений Василия Александровича Сухомлинского («Сердце отдаю детям», « Рождение гражданина»).

В книге М.Ф. Квинтилиана « Воспитание оратора» есть такая замечательная фраза: «Отец, коль скоро родится у тебя сын, должен ты с того же самого времени возыметь об нем добрую надежду…». Давайте разовьем эту идею. Когда в семье рождается ребенок, мы должны на него возложить самые большие надежды. А какие надежды большие? Речь не идет о деньгах или карьере - мы говорим о благородстве и любви в душе. А все материальное, что должно быть по судьбе, само придет к ребенку, если внутри него любовь.

И что получится? Большие надежды порождают в родителях большую заботу о ребенке, раскроют в них глубину любви, ибо родители будут искать пути оправдания своих надежд, а этот поиск и есть воспитание и педагогика.

Есть еще одна прекрасная книга Иоганна Генриха Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей». Это классика воспитания, конечно сейчас в современном мире мы немного иначе будем воспитывать своих детей, но в этих книгах есть базовые принципы, которые актуальны и важны вне времени, они вечны.

Среди моих книг есть, например, «Искусство воспитания» - она о семейном воспитании.

− Иногда так бывает, что мама и папа настолько любят своего ребенка, что буквально душат его своей любовью. Как родителям почувствовать эту грань между любовью и давлением?

− Когда душат - это уже не любовь, а насилие. Эту грань никой закон не определяет, здесь нужно слышать, что говорит твое сердце. Родителям сердце всегда подсказывает, где нужно повлиять на ребенка, а где дать ему свободу; когда нужно отругать ребенка, а когда не нужно этого делать. Некая мудрая педагогика, заложенная от природы, всегда присутствует в женщине. Нужно слушать свое сердце, ибо сердце − это хранитель Божественной мудрости. Наблюдайте за детьми, своим поведением они подсказывают Вам эту грань. Никакие весы не покажут Вам эту меру любви. Любить нужно не умеренно, а мудро.

− Спасибо. Мы уже ранее немного затрагивали этот вопрос: «Насколько важна духовная сторона воспитания? В чем и когда она должна проявляться?»

− На мой взгляд, духовная сторона самая важная. Дело в том, что классическая педагогика, также как и искусство, культура, развиваются только на основе понятия духовности. А что такое духовность? Духовность можно сравнить с клеткой живого организма, в которой есть ядро. А что есть это ядро? Это вера. Настоящая духовность без веры не существует. В современном мире все явления пытаются трактовать с материальной точки зрения, но веру нельзя потрогать или увидеть. Вера - есть предчувствие истинного знания.

У В.А. Сухомлинского есть хорошая фраза: «Без духовной общности истинное воспитание не состоится».

А что такое духовная общность между родителями и ребенком? В начале общность естественно присутствует− младенец очень привязан к родителям, он не может жить без мамы и папы. Но проходит время, и эта привязанность ослабевает, и даже бывает, что родители и взрослые дети становятся врагами, теряется взаимопонимание, взаимоуважение, и духовная общность распадается. Значит эту общность, которую нам подарила природа, мы не взращивали, не уберегли ее, и наступил момент, когда ребенок нуждается в воспитании, в питании духовной оси, а нить-то порвалась, и слова родителей уже не влияют на ребенка. Надо беречь эту нить, беречь и взращивать эту общность, питать любовью эти отношения. Но какой любовью? Чуткой, понимающей, терпеливой, сострадающей, жертвующей. Недостаточно просто сказать «я тебя люблю» - любовь не будет утверждаться. Любовь делом подтверждается.

Многие родители думают, что когда ребенок плачет, а они его ругают, дают наставления, то тем самым воспитывают, но в этот момент ребенок не всегда готов услышать близких, и общность между ним и родителями не существует, только взаимная агрессия может родиться.

Понятие духовности включает в себя любовь к ближнему, понимание, сострадание и сопереживание. И как сказал один праведный: « С детьми надо говорить не о Боге, а о доброте и любви ».

В основе гуманной педагогики лежит истинное понятие духовности. Духовность и гуманность − это очень близкие понятия. «Умен» в переводе с санскрита «человек, ищущий в себе связь с Творцом». А этот поиск и есть духовность, без духа творца искать невозможно. Многие не знают, что этому слову в русском языке есть противостоящее слово «дура» - это тот человек, который рвет связь с Творцом.

− Спасибо. На прощание, что Вы посоветуете, пожелаете читателям?

Я бы хотел подарить читателям 3 заповеди:

1. Верить в безграничность ребенка.

Ребенок как космос. Есть классик педагогики Ян Амос Коменский, который сказал: «Ребенок - микрокосмос, который в состоянии объять макрокосмос». Как бы ребенок не учился, нужно верить в то, что его возможности безграничны, что он талантлив, и у него все получится. Вера в ребенка и любовь к нему творит чудеса и делает возможным то, что на первый материалистичный взгляд, кажется невозможным.

2. Ни в коем случае нельзя обзывать, унижать ребенка. Ищите ласковые, мудрые слова, исходя из возвышенной Веры и Любви. Не «глупый», а «глупыш ты мой».

Верьте в свою искру божью, ибо любой родитель уже от Бога педагог. Берите систему воспитания ребенка из своего открытого сердца, где хранится Божественная мудрость.

Слова « не трогай», « не бери», «угомонись», «замолчи», сделают вас с вашим ребенком только врагами. Выстраивайте отношения на основе уважения, доброты, ласки, нежности, понимания и сострадания - это и есть гуманная педагогика. Верить нужно в ребенка.

Интервью подготовила Уткина Мария, журнал "Благодарение"