Опыты и эксперименты с кинетическим песком. Конспект "опыты с песком". Занятие «Дорожки к домикам»

Актуальность:Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной
познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной
форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с
одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает
овладевать основополагающими культурными формами упорядочения
опыта: причинно-следственными, пространственными и временными
отношениями, позволяющими связать отдельные представления в
целостную картину мира. Предлагаемые опыты и эксперименты по
изучению свойств песка развивают мыслительные операции,
стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают
наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные
решения, создают творческую личность.

Цель:

Познакомить детей с песком как с
природным компонентом и его составом,
дать представления о свойствах песка.

Программные задачи:

Обучающая:
Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой
природы;
Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия,
совершенствование таких жизненно важных психических
процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями
в познании окружающего мира.
Через игры и опыты научить детей определять физические
свойства песка.
Развивающая:
Развивать самостоятельные умозаключения по результатам
обследования.
Воспитательная:
Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во
время его общения с природой.

Основные характеристики детского экспериментирования:

Слово
«эксперимент»
происходит
от
греческого
слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт».
Детское экспериментирование является особой формой
поисковой деятельности в которой наиболее ярко выражены
процессы целеобразования, процессы возникновения и развития
новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития
дошкольников.
Формы экспериментирования – (познавательная, продуктивная).
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется
собственная активность детей, направлено на получение:
Новые сведения, новые знания (познавательная форма);
На получение продуктов творчества (продуктивная форма).

Структура детского экспериментирования

ЦЕЛЬ: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми
объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания
окружающего мира.
ЗАДАЧИ: 1. развитие мыслительных процессов; 2. развитие
мыслительных
операций; 3. освоение методов познания; 4.
развитие причинно-следственных связей и отношений.
СОДЕРЖАНИЕ: информация об объектах и явлениях, предметах.
МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес.
СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия.
ФОРМЫ:
элементарно-поисковая
деятельность,
опыты,
эксперименты.
УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий,
использование проблемных ситуаций.
РЕЗУЛЬТАТ: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской
работы, новые знания и умения.

Китайская пословица гласит:

« Расскажи – и я забуду, покажи – и
я запомню, дай попробовать – и я
пойму!»
Усваивается всё прочно и
надолго, когда ребёнок
слышит, видит и
делает сам!!!

Игра с песком
Одно из самых любимых занятий детей. Но игра с
песком - это не простое времяпрепровождение. Это
много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок
сам тянется к песку, и надо только придать этой
тяге творческую составляющую, и из обычного
ковыряния в песке получается образовательный
процесс.
Главное достоинство песочной терапии
заключается в том, что ребенок простым и
интересным способом может построить целый
мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Игровые принадлежности

Мелкие игрушки
Камушки, природный материал
Инструменты (стеки, скалка, молоточки,
пластмассовые ножи, зубочистки и др.)
Оригинальные формочки
Детская посуда

10.

Опытно –
эксперементальная зона:

11.

Опыт №1 «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой
бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью
лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек –
песчинок).
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка
нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок,
которые не прилипают друг к другу.

12.

13.

14.

Опыт №2 «Почему при сильном ветре
неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» – лист белой бумаги с
тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы».
Создаём «ураган» – резко с силой сжимаем.
Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не
прилипают друг к другу, они не могут
удержаться ни друг за друга, ни за землю при
сильной струе воздуха.

15.

16. Опыт №3 «Что будет если в песок добавим воду»

Материал: «песочница» , стакан с водой, игровые
принадлежности.
Ход эксперимента:
Рассматривание «песочницы». Добавляем воду.
Что происходит и почему?

быстро впитывается, и песок становиться сырым,
липким.
С ним легко играть.

17.

18.

19. Опыт №4 «Окраска песка гуашью в разные цвета»

Материал: «песочница» , вода, гуашь, кисти
Ход эксперимента:
Рассматривание «песочницы». Смешиваем воду с
гуашью.
Что происходит и почему?
Почему изменился песок?
Вывод: Песок сухой, когда попадает вода, она
быстро впитывается, и песок меняет цвет из-за
цветной воды.

20.

21.

Опыт №5 «Смешивание песка с гуашью »
Рассматривание «песочницы».
При смешивание песка с гуашью, песок
становиться влажным, яркого цвета.

22.

Опыт № 6 «Лепим из песка»
Материал: подносы с цветным песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из песка.
Оставить до высыхания
Что происходит с поделками из песка
после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно
лепить, но после высыхания он
рассыпается.

23.

24.

25. Пескотерапия в нашей группе:

Игры с песком как средство
развития ребенка:
Игры с цветным песком
Рисование песком
Игры с кинетическим песком

26. Игры с цветным песком

27.

28. Рисование песком

Итог:
Игра:
- Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на
вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).
Ребята, мы с вами настоящие исследователи. А кто такие исследователи?
(Исследуют, делают опыты).
- Что мы с вами исследовали? (песок).
- Что же было объектом нашего исследования? (песок).
- Давайте еще раз вспомним, с какими свойствами песка мы сегодня
познакомились.
Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут
удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
Вода быстро впитывается в песок.
Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Мокрый песок принимает любую форму.

35. «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать….» П.П. Блонский

«Люди, научившиеся… наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой
школы не прошёл.»
К.Е.Тимирязев
Спасибо за внимание к
экспериментальной деятельности!
Творческих успехов!

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Колокольчик» общеразвивающего вида

с.Эмеково Волжский муниципальный район Республики Марий Эл

Опыты с песком

Конспект познавательной деятельности

Выполнила: воспитатель СергееваЛ.С.

Игра

Летела пташечка,

Сизая касаточка,

Перед восходом солнышка,

Перед восходом красного.

Летела из-за морюшка,

Обронила перышко.

Кто перышко найдет

Тот плясать пойдет.

ЦЕЛЬ. П ознакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи: Учить сравнивать два противоположных по качеству вещества и находить различия между ними. Побуждать интерес к окружающему миру. Видеть удивительное в обычных вещах. Познакомить с новым словом «бархан». З акрепить умения работать с посудой, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы, активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, глина, подносы, вода, стаканчики, увеличительные стекло, миска, трубочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Давайте дети отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше занятие.

Он и желтый, и сыпучий

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь можешь брать,

И в «куличики» играть.

Дети. Песок.

Воспитатель. Правильно, отгадали ребята. На нашем занятии мы узнаем много интересного о песке.

Ребята, а где же бывает песок?

Дети. Песок есть на улице, в песочнице, на берегу озера, на дне речки, в море, около моря.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А кто из вас знает, как называется место на нашей планете, где очень много песка? Там очень жарко, мало растений.

Дети. Пустыня.

Воспитатель. А вы ребята хотите побывать в пустыне?

Дети. Да! Хотим.

Воспитатель. Сейчас я буду говорить волшебные слова и появится сильный, сильный ветер и нас унесет в пустыню. Закройте глаза и сделайте один круг вокруг себя.

(Звучит музыка «Ветер»). Воспитатель показывает макет пустыни.

Воспитатель. Ребята, как называется этот макет.

Дети. Пустыня. Здесь много песка.

Воспитатель. А какие растения там растут?

Дети. Кактусы.

Воспитатель. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения. Воспитатель. Дети, а вы знаете какие животные живут в пустыне?

Дети. В пустыне живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды.

Потому что они могут долго жить без воды.

Воспитатель. Где очень жарко, много песка, мало растений.Такие места называются пустынями.Ребята, а вы хотите узнать свойства песка?

Дети. Да!

Воспитатель. Давайте мы с вами проведем опыты. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте представим, что эта комната стала лабораторией. Пока что они покрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит. (Дети называют предметы).

Воспитатель. Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучением песка.

Воспитатель. Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

Дети. Песок сыпучий, сухой, желтый.

Воспитатель. (Обобщает).

Теперь возьмите стаканчик с глиной, и попробуйте насыпать её. Она падает комками. Значит песок сыпучий, а глина- нет.

2Опыт.

Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть через лупу).

Воспитатель. Песок состоит из множества маленьких песчинок разных форм.

А теперь ребята давайте посмотрим глину. Какая она?

Дети: Глина твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.

Воспитатель. (Обобщает).

Воспитатель. Дети, а теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок. Что получилось?

Дети. Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель. Вот так с помощью ветра песок путешествует по пустыне, появляются песочные холмы. Они называются барханами.

А теперь давайте ребята проведем физкультминутку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернулись,

Рук коленами коснулись.

Сели- встали, сели-встали.

И на месте побежали.

4 Опыт

Песок или глина лучше пропускает воду?

Воспитатель. Этот опыт позволяет узнать, как разные почвы пропускают и удерживают воду.

В одной воронке почва песочная, в другой - глинистая. Воду наливают поровну и одновременно. Что можно сказать о том, что разные почвы пропускают воду? (Разные почвы удерживают воду по разному. Через песчаную почву вода проходит скорее).

Воспитатель. Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети. Нет, сыпучий только сухой.

Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки- из мокрого или сухого?

Дети. Из мокрого. (Дети лепят разные фигурки и читают стихи).

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит

Тот чего-нибудь построит.

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Мы купаемся в реке,

Загораем на песке.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.

Работа с кинетическим песком (из опыта работы)

Для малыша песок – это прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг. Интерес к песку удерживается тем, что не поддается «овладению». Малыш его берёт, а он утекает, лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекает тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности. Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует эмоциональное состояние, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во - первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «Тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»

В третьих, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.

В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. В пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

В нашем саду, как вы знаете, также есть очень интересное направление песочной терапии – использование и применение кинетического песка, ведётся для малышей кружок «Волшебный песок». Много игр и заданий я взяла из книг Грабенко Т.М. , Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, и развивающие и адаптирующие игры», и Н.В. Зеленцовой – Пешковой «Элементы песочной терапии».

Кинетический живой песок (который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и селиконового полимера 2%, связывающей его частицы между собой. Он приятный на ощупь, безопасен для детей, воздушный, рассыпчатый, отлично лепится, не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал . Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

2.

3.

В конце занятия

Все вместе

Приведу пример занятий , которые состоят из упражнений.

Занятие: « Осенняя картина»

Задачи: развитие внимания, координации движений, моторики рук, тонких тактильных ощущений, формировать представления об осенних явлениях.

Я от имени Феи здороваюсь с детьми, знакомлюсь с ними.

Я песочная фея. Сейчас я покажу тебе песочную страну. но прежде чем туда попасть нужно знать правила игр с песочком (говорит о ритуале,правилах поведения) Давайте поздороваемся с песочком:

Упражнение «Здравствуй песочек»

цель : снижение психологического напряжения

Фея просит «нежно», а потом «сильно» поздороваться с песочком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребёнок дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

Ребёнок легко, с напряжением сжимает кулачки с песком, затем тыльной стороной ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями.

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться посыпать на твои пальчики «песочный дождь»

2. Какое у нас сейчас время года? (осень) Фея кладёт на песок тучку или рисует, часто идёт дождь и мочит землю. Проведём линии от тучки вниз, на землю. Идёт дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка.

Выход: Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть.

2 Занятие «Дорожки к домикам»

Цель: развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений выполнять действия по инструкции, формирование представлений о цвете предметов: (умение самостоятельно называть цвет, выделять по названию, соотносить предметы по цвету).

Песочная Фея здоровается с детьми приглашает к песку и напоминает правила или спрашивает о них детей. «Я приглашаю вас в песочную страну»

1 Упражнение «Отпечатки» цель: снижение психофизического напряжения.

На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый делают отпечатки кистей рук, внутренней стороной, вдавив руку в песок и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: «Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки, а что чувствуешь ты?

Посмотрите, кто это спрятался в песочке? (это мышка и зайчик)

в песочной стране подул сильный ветер, и дорожки к их домикам замело. Давай поможем жителям песочной страны попасть в свои домики. У мышки красный домик и дорожку мы будем строить красную, у зайки синий домик, и дорожка будет синяя. Ну вот дорожки построили, можно мышку с зайкой проводить домой. (дети обыгрывают постройку: мышка от радости запищала пи-пи-пи. побежала по дорожке, зайка прыгал к домику прыг- скок!)

А сейчас игрушки сложили на место!

Давайте попрощаемся с песочком и песочной страной и скажем песочку слова: «В ладошки наши посмотри, мудрее стали мы, спасибо милый наш песок ты всем нам подрасти помог!»

3 занятие: «Песочные прятки»

цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза)

Фея здоровается напоминает правила игр с песком и приглашает в песочную страну

1 упражнение «Ныряние»

Погружение в песок рук (заныривание ладонями) руки двигаются сверху вниз. можно одной и двумя руками. «Два пловца, два удальца, в море синее ныряют, два пловца два удальца в море ножками болтают.»

2 упражнение «Дворник» Закапывание в песок одной руки, другой поглаживающими движениями («наметаем» песок одной ладонью на другую) и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка. «Выходит дворник из ворот и словно кисть, метлу берёт. и эту улицу и ту метлой раскрасит в чистоту!

3 упражнение «Тесто» поочерёдные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлапивание ладоням по песку. « С мамой тесто мы замесим, чтоб испечь пирог нам вместе. Нужно тесто поразмять, нужно тесто нам намять, нужно тесто порубить и немножечко побить»

Фея приглашает поиграть детей: «В моей стране живёт много разных животных. Хотите узнать их?

Вы закроете глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра, ты должен их найти в песке». После того, как ребёнок нашёл животное, взрослый задаёт ему вопросы «Кто это?», «Как голос подаёт?» после обыгрывания, убираем игрушки на место

Прощание с песком ритуал повторяется.

4 занятие: «Песочные художники»

цель: развитие пространственного воображения, внимания, моторики рук, элементы релаксации.

Феечка: Здравствуйте ребятки, рада вас видеть в моей песочной стране! сегодня мы снова встречаемся с волшебным песком. Скажите правила игры в песок.

1 упражнение «Ловкие пальчики» пальчики наши ходят по песку, а сейчас попрыгают!, играют на пианино, выполняют зигзагообразные движения.

2 упражнение «Пекарня»

предложить детям испечь «пирожки» , «торты» разного размера и формы, посчитать, разрезать пирог на 2 части- половинки, угостить кукол.

А теперь мы с вами превратимся в художников, но будем не простыми художниками, а песочными!

положите перед собой лист бумаги, начинаем создавать картину из песка! Начнём с солнышка в небе и облака. Какая фигура нам нужна для солнышка? (круг)

Возьмите в руки форму круг, положите на песок и прижмите форму ко дну подноса, поверните. Поднимите форму, положите на лист, вынимайте песок из формы, посмотрите что получилось? (солнышко).

А теперь, сделаем солнышку лучики в виде палочек. Молодцы, а теперь таким же способом сделаем облачко с помощью формочки овала или «облачка». Посмотрите, какое небо у нас получилось!

А теперь будем «рисовать» дом. Скажите, ребятки из каких геометрических фигур мы можем сделать дом? (из квадрата и треугольника) а теперь мы можем посадить рядом с домом ёлочку.

можно формочку ёлочки либо из треугольников.

Ребятки у нас на картине нет животных, давайте их тоже нарисуем, выберите фигурку животного, которое вам нравится и сделайте на листе фигурку из волшебного песка. а теперь наведите на картине порядок, лишни кусочки песка. посмотрите какая красота получилась на ваших картинах! Всё это волшебство создали вы сами, как настоящие художники!

Прощание с песком и Феей.

Актуальны упражнения «автогонщик», «загадка», «Заборчик» «Сад – огород», «Что изменилось?», «Чьи следы?», «Зоопарк», «Ферма»,

«Художник» (рисование на песке пальчиком или палочкой простые предметы: солнце, ёлка, флажок.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Вос- ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Для более старших детей: поможет стихотворение Т. Грабенко Я открою вам секреты, только знать надо при этом. Правила моей страны очень все они просты. Я сейчас их изложу и запомнить порошу. Вы готовы мне внимать? Значит можно начинать! Вредных нет детей в стране - ведь не место им в песке! здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться. Стран чужих не разорять! Песок - мирная страна. Можно строить и чудить, можно много сотворить; Горы, реки и моря, чтобы жизнь вокруг была, дети, поняли меня? Или надо повторить!? Чтоб запомнить и дружить?!

В конце занятия : выход. Прощание с песком. Песочная фея обращается к детям: «Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть!

4 правило: Убери игрушки на место попрощайся с песком:

Воспитатель: Спасибо, тебе за твои советы, Феечка и пожелания, за то, что ты приходила к нам в гости. А сейчас, ребятки, положите свои ладошки на песок, закройте глаза и скажите слова благодарности песочной фее.

Все вместе : «В ладошки наши посмотри мудрее стали мы, спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!»

Задачи:

  • учить формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения;
  • развивать мышление, речь, любознательность, творческое воображение, сенсорно-перцептивную сферу;
  • способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности;
  • воспитывать культуру познания, чувство уверенности в себе.

Оборудование и материал: большой красивый яркий ящик с песком; бусины; бумажные цветы; куличики из цементной смеси; пластмассовые стаканчики и ложечки; камушки; резинка; ёмкости с песком и водой; воронки; бумажные трубочки; карандаши; палочка; лупы; формочки для игр с песком; подносы; игрушки: утёнок, машинка, шарик.

Предварительная работа: изготовление бумажных трубочек, лепка куличика с добавлением цемента; разучивание стихотворения; чтение сказки о песчинках-художницах.

Ход занятия

Воспитатель (В.) Доброе утро, ребята, я рада всех видеть! Давайте поприветствуем друг друга тихо, так, словно капает дождик.

Дети шёпотом приветствуют друг друга.

В. Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с удивительной сказочной страной, которая находится далеко-далеко в песках. Встретиться с волшебством этой страны могут только те дети, которые стремятся к новым знаниям, любят играть, фантазировать. Я думаю, что вы как раз такие. Согласны? Тогда давайте закроем глаза и все вместе произнесём: «1, 2, 3 - вокруг себя повернись и в волшебной песчаной стране очутись!».

Дети открывают глаза, перед ними большой красивый ящик с песком.

В. Давайте рассмотрим песок поближе. Я предлагаю каждому из вас взять увеличительное стекло (лупу) и сесть за стол. Перед вами тарелочка с песком.

Дети рассматривают.

В. Скажите, пожалуйста, на что похожи песчинки? (Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете, что тяжелее - камушки или песок? Как проверить?

Опыт 1.

Дети берут два стакана с водой. В первый высыпают из ложки камушки, во второй - песок. Камушки опускаются на дно стакана быстрее, чем песок.

В. Какой можно сделать вывод?

Вывод: песок легче камней.

В. А теперь давайте опять подойдём к песочнице. В ней я спрятала предмет. Кто может ответить, что я спрятала в песок? (Предположения детей.)

Можно спрятать всё в песок,

А потом идти искать,

1, 2, 3 - бери совок.

Постарайся угадать:

Где утёнок, где машинка,

Шарик, палочка, резинка?

Ты копай, копай, копай,

Все находки доставай!

Опыт 2.

Дети погружают руки в песок и проговаривают свои ощущения (песок тёплый, приятный, ласкает пальчики, сыплется, легко копается). Затем отыскивают названные в стихотворении предметы.

Вывод: песок легко копается, поэтому в земле прячут клады, закапывают «секретики».

В. Ребята, вы любите играть с песком, лепить куличики из песка? (Ответы детей.)

Дети пробуют лепить куличики из сухого песка. Они рассыпаются.

Вывод: сухой песок не лепится.

В. Попробуйте полить песок водой.

Опыт 3.

Дети насыпают песок в ёмкость и поливают его водой. Вода быстро исчезает.

В. Какой можно сделать вывод?

Вывод: песок впитывает воду.

Опыт 4.

Дети лепят куличики из мокрого песка, выкладывают их на поднос и убеждаются, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился.

В. Какой вывод вытекает из этого опыта? (Ответы детей.)

Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.

Опыт 5.

Воспитатель добавляет в мокрый песок немного цемента и воды и лепит куличик, объясняя детям, что куличик из песка при высыхании развалится, а куличик, в который добавили цемент, сохранит свою форму навечно. (Показывает для сравнения куличик из цемента, вылепленный накануне.)

Вывод: песок в смеси с цементом используют при строительстве домов для их высокой прочности.

Опыт 6.

Дети насыпают в стакан 1/3 песка и заливают его водой, перемешивают. Спустя некоторое время (после физкультминутки) дети сливают воду, песок остаётся на дне.

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод: песок не растворяется в воде.

Физкульминутка.

Мы в песочнице играли,

Там лопатками копали,

Грабельками разгребали

И ладошками ровняли.

Пальчиками рисовали

И следы там оставляли.

Веселей играть с песком,

Если вместе ты с дружком

(кружатся в парах).

В. Ребята, вспомните, пожалуйста, как мы наблюдали за жучками, ползающими в песке. Как вы думаете, почему таких маленьких насекомых не раздавил песок? (Предположения детей.)

Я предлагаю провести опыт и узнать, почему так получается.

Опыт 7.

Дети вставляют в бумажную трубочку карандаш, затем засыпают трубочку песком, оставляя снаружи кончик. Осторожно вытаскивают карандаш, трубочка, хоть и тонкая, остаётся целой, песок её не сдавил.

Вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

В. Как вы думаете, ребята, песок сам может двигаться? (Предположения детей.) Давайте проверим.

Опыт 8.

Дети берут воронку, насыпают через неё песок в одно и то же место, постепенно образуя конус. Замечают, что то в одном, то в другом месте возникают «сплывы».

В. Ребята, как вы думаете, можно ли в песках проложить постоянную дорогу? (Ответы детей.)

Я предлагаю вам собраться вокруг нашей Песочной страны (песочницы).

Воспитатель вместе с детьми выкладывают на песке из больших бусин вазу.

Рефлексия.

В. Ребята, мне кажется, что в этой вазе чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? Я предлагаю подарить Песочной стране частичку нашей дружбы.

Дети берут цветок, вставляют его в вазу, говоря при этом, что нового и интересного они узнали, побывав в Песочной стране.

В. В чём вы теперь уверены? Какие новые вопросы у вас появились?

И. Дмитриева

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!

Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать онлайн-видео, видео приколы, видео скрытой камеры, художественные фильмы, документальные фильмы, любительское и домашнее видео, музыкальные клипы, видео про футбол, спорт, аварии и катастрофы, юмор, музыка, мультфильмы, аниме, сериалы и многие другие видео совершенно бесплатно и без регистрации. Конвертировать это видео в mp3 и другие форматы: mp3, aac, m4a, ogg, wma, mp4, 3gp, avi, flv, mpg и wmv. Онлайн Радио - это радиостанции на выбор по странам, стилям и качеству. Онлайн Анекдоты - это популярные анекдоты на выбор по стилям. Порезка mp3 на рингтоны онлайн. Конвертер видео в мп3 и другие форматы. Онлайн Телевидение - это популярные TV каналы на выбор. Вещание телеканалов производится абсолютно бесплатно в режиме реального времени - эфир онлайн.