Ортостатическая проба мочи как собрать. Правила подготовки к диагностическим исследованиям. Пульсометр сердечного ритма от Azumio

Медицинская деонтология (греч. Deon - должное) - учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики (врачебной этики, сестринской этики, фармацевтической этики).

Термин «деонтология» введен в философию И. Бентамом (1834). На рубеже XIX-XX вв. во Франции молодым врачам читался специальный курс медицинской деонтологии. В эти же годы в Германии среди частнопрактикующих врачей была популярна идея создания всеобъемлющего деонтологического кодекса, в основном регулирующего их корпоративно-сословные взаимоотношения.

Основная масса российских врачей и медицинских сестер для обозначения моральных вопросов здравоохранения чаще используют термин «медицинская деонтология», что объясняется насаждавшимися в течение десятилетий в советской медицине нигилистическим отношением к самому понятию «медицинская этика». Первый нарком здравоохранения СССР Н.А. Семашко, говоря о врачебной этике, всегда добавлял слова «так называемая», подчеркивая обязательность для советских медиков в сфере мировоззрения, морали классового подхода. Прежде всего, жертвой такого подхода стала в советской медицине врачебная тайна - в 20-е гг. Н.А. Семашко неоднократно утверждал: «Мы держим твердый курс на отказ от врачебной тайны», как правило, приводя расхожий аргумент «болезнь - не позор, а несчастье».

Главная заслуга в развитии, пропаганде медицинской деонтологии принадлежит известному хирургу, основоположнику отечественной онкологии Н.Н. Петрову; его книга «Вопросы хирургической деонтологии» (с 1944 по 1956 гг. вышло 5 изданий) определила на многие десятилетия подходы в Советском Союзе к этическим вопросам медицины.

По Н.Н. Петрову, понятие «врачебная этика» включает исключительно вопросы взаимоотношений врачей друг с другом, а медицинская деонтология касается именно лечебной работы с больными, ее требования обязательны, прежде всего, для врачей, а также для всего медперсонала. Медицинская деонтология, в том числе хирургическая, есть «учение о принципах поведения медицинского персонала… для максимального повышения суммы полезности хирургического лечения и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».

Существенным в учении о хирургической деонтологии Н.Н. Петрова было то, что он целиком освободил обсуждаемый предмет от идеологизирования: принципы деонтологии были уподоблены им правилам грамматики. Лейтмотивом учения Н.Н. Петрова о медицинской деонтологии является его максима:

«Медицина для больных, а не больные для медицины». Хирургический риск должен быть всегда прогнозируемым. Предупреждение злоупотреблений медициной, хирургией - одна из важных функций медицинской деонтологии, розданное в 30-50-е гг. учение о медицинской деонтологии Н.Н. Петрова несет на себе печать своего времени: он рекомендует при информировании онкологических больных не произносить слов «рак», «саркома», заменяя их эвфемизмами «язва», «инфильтрат», «сужение» и др.; обреченным больным никогда не сообщать правды о прогнозе их заболевания. Вопрос о врачебной тайне в его книгах даже не упоминается.

Понятие медицинской деонтологии стало чрезвычайно широко употребляться отечественными медиками в 60-80-е гг. В период «оттепели» во многих медицинских институтах страны создаются по аналогии с клятвой Гиппократа врачебные клятвы, а в 1971 Президиум Верховного Совета СССР утвердил официальный текст «Присяги врача Советского Союза». Другая причина нарастающего внимания врачебного сообщества к этическим вопросам медицины заключалась в современном научно-техническом прогрессе.

Вплоть до начала 90-х гг. в среде советских медиков господствовали идеи медицинской деонтологии, выработанные на Первой Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии в 1969 (аналогичные конференции собирались в 1977 и 1982). На этих конференциях подход Н.Н. Петрова, создавшего учение о хирургической деонтологии, был распространен и на другие области клинической медицины. В эти годы вышли десятки книг и статей отечественных авторов по медицинской деонтологии - в области хирургии (А.В. Гуляев, Б.В. Петровский, А.Н. Орлов и др.), онкологии (Н.Н. Блохин, С.Б. Корж и др.), акушерства и гинекологии (Л.С. Персианинов, С.Н. Давыдов, др.), терапии (Л.А. Лещинский, И.А. Шамов, Н.В. Эльштейн и др.), экспериментальной медицины (С, Д. Носов, др.) и т.д. Возрастающее внимание врачей к проблеме риска в современной медицине отразилось в работах, посвященных ятрогении (И.А. Кассирский, Е.М. Тареев и др.).

Таким образом, медицинская деонтология стала перманентным процессом этической рефлексии в среде отечественных врачей в условиях все большего вовлечения медицины в современный научно-технический прогресс. Например, на симпозиуме в Научном Центре хирургии АМН СССР, посвященном хирургической деонтологии (1984), в числе других обсуждалась тема: взаимоотношения хирурга, реаниматолога и трансфузиолога при лечении оперированного больного.

В решении многих конкретных вопросов медицинской этики в те годы преобладал патерналистский подход: правдивое информирование о диагнозе онкологических больных допускается лишь в ситуации их отказа от необходимого лечения (Н.Н. Блохин); дилемма отказа от экстраординарных методов лечения умирающих больных еще не обсуждается, напротив - все виднейшие врачи говорят, что для продления жизни любого больного должны быть использованы все имеющиеся средства медицины (Б.В. Петровский, Е.И. Чазов) и т.д.

В целом философско-этический, научно-теоретический уровень множества публикаций по медицинской деонтологии был невысок, авторы их нередко тяготели к морализаторству, идеологической риторике. Большой поток отечественной литературы по медицинской деонтологии в 60-80-е гг. маскировал наше серьезное отставание в области разработки и преподавания современных вопросов медицинской этики. Непосредственной причиной отставания являлась международная изоляция отечественных врачей, которые до сих пор не входят во Всемирную медицинскую ассоциацию (ВМА).

С момента своего возникновения в 1947 ВМА, в основном, сосредоточена на поддержании высоких этических стандартов врачебного дела и разрабатывает актуальные вопросы современной медицинской этики. Знакомство передовой части сообщества отечественных врачей с важнейшими документами ВМА (Женевская декларация - 1948, Лисарбонская декларация о правах пациента - 1 981 и др.) началось только в 90-е гг. - с развитием биоэтики в России.

В современной медицине употребляются оба термина - и «медицинская этика» и «медицинская деонтология», при этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других работающих в медицине специалистов, а термин «медицинская деонтология» на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики.

Деонтология также рассматриваться как наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу - заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями общества, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.

Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой (учение о морали). И это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, о счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией.

Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи и другим профессиям. Однако трудно найти такой вид деятельности человека, как медицина, где врач в буквальном смысле слова «держит в руках» жизнь и смерть человека и связан с его личностью духовными, нравственными представлениями, отношениями в семье и обществе.

Общение врача с больным начинается с их первой встречи, а иногда и раньше, при предварительном ознакомлении врача с медицинской документацией пациента. С этого момента и вступают в силу деонтологические требования. Главное из них - исчерпывающее познание больного во всех проявлениях не только его болезни, что важно для диагностики, но и его индивидуальности, что необходимо для определения линии поведения по отношению именно к данному больному.

В отечественной медицине деонтология всегда понималась как учение о долге врача не только перед больным, но и перед народом. Труд врача, его поведение всегда рассматривались, как большое дело общества. На деятельность врачей прошлого прямое влияние оказывали идеи передовых демократов и философов России - Н.А. Радищева, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского и других. Весь круг проблем, включающих понимание термина «деонтология» и «этика» врача, находился под пристальным вниманием передовых клиницистов XIX века - Н.И. Пирогова, С.Г. Зыбелина, В.А. Манассеина, Д.С. Самойловича, М.Я. Мудрова, И.Е. Дядьковского, С.П. Боткина и др.

Деонтология медицинская (греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение)

Понятия « » и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга - одна из основных проблем медицинской этики; соответственно Д. м. является отражением этических концепций, но она имеет более прагматический и конкретный . Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д.), то Д. м. обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т.д.).

Термин « » предложен английским философом Бентамом (J. Bentham) в 19 в. для обозначения теории нравственности. Однако основы Д. м. были заложены еще в медицине древнего мира. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы Д. м. имели характерные особенности, но тем не менее общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались незыблемыми. Принципы Д. м. определялись также уровнем развития медицинской науки, которого во многом зависят действия врачей. Так, в Древней Индии рекомендовалось браться за только такого человека, которого излечима; от неизлечимых больных следовало отказываться, как и от не выздоровевших в течение года. Гиппократ также считал, что лечение безнадежных больных ведет к потере врачебного авторитета.

Нравственные требования к людям, занимавшимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией. Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящийся к 18 в. до н.э. законов Хаммурапи, принятый в Вавилоне. Вопросы Д. м. нашли отражение и в древнейших памятниках индийской литературы - в своде законов Ману (около 2 в. до н.э. - 1 в. н.э.) и в Аюрведе (Науке жизни; 9-3 вв. до н.э.). Существуют три редакции Аюрведы - этой медицинской энциклопедии древности; наиболее полная принадлежит врачу Сушруте. В одной из книг Аюрведы говорится, каким должен быть , как следует ему себя вести, как и что говорить больному. Обращает на себя дифференцированный подход к больным: можно и нужно лечить бедных, сирот, чужестранцев, но в то же время нельзя прописывать лекарства тем, кто в немилости у раджи. С появлением социального неравенства отношение больных к врачам становится неоднозначным: представители господствующих классов видели вних слуг, а угнетенных классов - господ.

Неоценимую роль в развитии Д. м. сыграл Гиппократ. Ему принадлежат максимы: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить», «Врач-философ подобен богу». «Клятва Гиппократа» пережила века. Примечательно, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967), счел возможным рекомендовать дополнить клятву единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!». Ill Международный конгресс « » (1983) внес предложение дополнить национальные и международные кодексы о профессиональном моральном долге врача, в основе которых лежит «Клятва Гиппократа», пунктом, обязывающим медиков бороться против ядерной катастрофы.

Гиппократ впервые обратил внимание на вопросы должного отношения врача к родственникам больного, к своим учителям, взаимоотношений между врачами. Деонтологические принципы, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах Асклепиада, Цельса, Галена и др. В период средневековья разработкой вопросов должного отношения врача к больному занимались представители Салернской медицинской школы, называемой Гиппократовой общиной.

Огромное влияние на развитие Д. м. оказали врачи Востока. Ибн-Сина (Авиценна) - создатель «Канона врачебной науки», рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и обращающихся за медпомощью: «... Каждый отдельный обладает особой натурой, присущей ему лично». Ибн-Сине также приписывают изречение: « должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового. Примечательно, что издавна проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания. Так, врач и писатель Абу-ль-Фарадж, живший в 13 в., сформулировал следующее обращение к заболевшему: « трое - ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один - вы меня одолеете; если ты будешь со мной, будет двое, болезнь останется одна - мы ее одолеем». Большое значение наравне с требованиями к личности врача, его человеческим качествам (порядочности, честности, доброте), придавалось необходимости постоянного самоусовершенствования, ибо малоквалифицированный врач может нанести больному вред, что является грубым нарушением моральных норм врачевания.

При капитализме, который породил новые классы и новые общественные отношения, существенно изменились и представления о морали, в т.ч. о нравственных основах врачевания. В «Манифесте Коммунистической партии» отмечалось. «Буржуазия лишила священного ореола все деятельности, которые до тех считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, с. 427). Однако многие известные врачи, и в их числе Швейцер (A. Schweitzer), Лериш (R. Lenche), Спок (В. Spock), призывали болезни людей не превращать в средство наживы.

В современных условиях вопросам Д. м. во всех странах уделяют большое внимание. Принят ряд деклараций, кодексов, правил, которые призваны определить этические нормы поведения врачей. Во многих странах (Франции, ФРГ, Италии, Швейцарии, США и др.) существуют национальные деонтологические кодексы. Ряд документов носит международный характер. К ним следует отнести Женевскую декларацию (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинкско-Токийскую декларацию (1964, 1975), Сиднейскую декларацию (1969), декларацию, касающуюся отношения врачей к пыткам (1975), и др. Однако в международных документах по вопросам Д. м. не всегда учитываются конкретные условия жизни той или иной страны, национальные особенности.

В основу Женевской декларации положена «Клятва Гиппократа», но в ней нашли отражение и наиболее острые социальные проблемы 20 в. Так, в декларацию внесены фразы: «Я не позволю, чтобы религия, национализм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга... Даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности». Последняя фраза, отражая опыт второй мировой войны, закрепляет положения «Десяти Нюрнбергских правил» (Нюрнбергский кодекс, 1947), в которых подчеркивается недопустимость преступных опытов на людях.

В 1970 г. вопросы Д. м. обсуждались на Х Международном конгрессе терапевтов в Варшаве и на Международном конгрессе историков медицины в Бухаресте. В 1973 г. деонтологические вопросы медицины в условиях научно-технической революции стали предметом обсуждения специального симпозиума XV Международного философского конгресса в Варне, а в 1974 г. - XVIII Международного конгресса по прикладной психологии в Монреале. В 1989 г. ВОЗ « мира» посвятил проблеме «этика и » специальный номер, в котором затрагиваются и многие вопросы медицинской деонтологии.

В России вопросы Д. м. получили правовое отражение еще в ряде документов Древней Руси. Так, в «Изборнике Святослава» (11 в.) имеется указание, что монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным больным. юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (11-12 вв.) утвердил положение о праве на медицинскую практику и установил законность взимания врачами с заболевших платы за лечение. В Морском уставе Петра I сформулированы требования к врачу, однако его обязанности рассматривались в отрыве от врачебных прав.

Многое для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали передовые русские ученые-медики 18-19 вв.: С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин, В.А. Манассеин. Особо следует отметить «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача», «Слово о способе учить и учиться медицине практической» М.Я. Мудрова и произведения Н.И. Пирогова, представляющие собой сплав любви к своему делу, высокого профессионализма и заботы о больном человеке. Всеобщую известность получила подвижническая деятельность доктора Ф.П. Гааза, ставшего главным врачом московских тюрем. Его девизом было: «Спешите делать добро!». В формировании принципов Д. м. большую роль сыграли прогрессивные представители земской медицины, которые считали своим нравственным долгом помогать бедным и обездоленным. Гуманистическая направленность деятельности русских медиков описана в произведениях писателей-врачей А.П. Чехова и В.В. Вересаева.

В России выпускники высших медицинских учебных заведений давали так называемое факультетское обещание. Большое место в нем отводилось отношениям между врачами: «Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам... Буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям...».

В СССР разработка вопросов Д. м. получила дальнейшее развитие в трудах многих медиков и философов.

Нравственные вопросы деятельности медиков нашли отражение в принятых Верховным Советом СССР в 1969 г. Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (см. Правовые основы охраны здоровья) и утвержденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 марта 1971 г. «Присяге врача (Присяга врача) Советского Союза». Наряду с другими положениями в ней определена роль врача в охране и улучшении здоровья людей, в предупреждении заболеваний. Этим подчеркивается профилактическая направленность советского здравоохранения. В связи с важной ролью врачей в борьбе за мир Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1983 г. в «Присягу врача Советского Союза» было внесено следующее дополнение: «... Сознавая опасность, которую представляет собой для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны».

Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (практические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного. Должное отношение врача к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании. Главный принцип в отношении врача к больному состоит в следующем: относись к заболевшему так, как хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.

Отношение медиков к родственникам больного предполагает приобщение их к борьбе за заболевшего, а также попытки смягчить близких больному людей в случаях, когда лечение неэффективно. При этом следует учитывать психотравмирующий эффект болезни на родственников больного, их реакцию на неблагоприятный исход заболевания, возможности и желание сотрудничать с врачами.

В свете профилактической направленности и перспектив развития советского здравоохранения принципиально важен вопрос об отношении медиков к здоровым людям. Врач должен стараться сделать здорового человека своим союзником в борьбе за сохранение здоровья.

Научно-технический прогресс обусловил возникновение ряда новых нравственных проблем в области Д. м., в частности касающихся отношений медиков между собой, что существенно сказывается на эффективности медпомощи. Научно-техническая революция и специализация в медицине резко увеличили число врачей и средних медработников, принимающих участие в лечебно-диагностическом процессе. Поэтому возросло значение сотрудничества между ними. Вопросы взаимоотношений врачей между собой приобретают особую актуальность в связи с разрешением в СССР индивидуальной трудовой деятельности (см. Кооператив медицинский). Основой поведения врачей, работающих в кооперативах, остается выполнение требований, обязательных для всех медиков в стране при выполнении ими своего профессионального долга. На многих научных форумах, посвященных проблемам Д. м., обсуждался вопрос о том, что , аппаратура, многочисленные лабораторные анализы отдалили врача от больного и обезличили пациента. На фоне прогрессирующей специализации и улучшения технической оснащенности медицины может теряться не только целостное больного, но и интерес к нему как к личности. Это явление получило название дегуманизации, или «ветеринаризации», медицины. Ухудшаются возможности психотерапии, часто возникают ситуации, когда лечат болезнь, а не больного. Все это создает предпосылки для нарушения изначальных принципов, служащих основой врачебной деятельности. В таких условиях потребность больного в сердечном отношении к нему медиков еще более возросла.

При всем том, что техника, особенно компьютерная, способствует объективизации диагностического, лечебного и прогностического процессов, была и остается сплавом науки и искусства. А.Ф. Билибин писал: «При врачевании должно использоваться не одно крыло (наука), а два крыла - наука и искусство. Для настоящего полета (врачевания) нужен взмах обоих крыльев. Без проникновения во внутренний мир больного человека, чему способствует искусство, врачевание неполноценно». Эту же мысль лапидарно выразил Б.Е. Вотчал: «„Знающий врач“ и „хороший врач“» - не синонимы».

В литературе по вопросам Д. м. уделяется мало внимания проблеме старения населения, росту удельного веса лиц пожилого и старческого возраста, что отмечается за последние десятилетия и станет еще более актуальным в будущем. Медики недостаточно знакомы с психологией старения, прекращения профессиональной деятельности, одиночества. Это может быть причиной возникновения психических травм у пациентов.

В условиях возросших возможностей медицинской науки и практики появились новые проблемы, связанные с медицинской генетикой, регуляцией рождаемости и прерыванием беременности, экспериментами на людях. Последний вопрос специально освящен в Нюрнбергском кодексе, Хельсинкско-Токийской декларации и решениях XV конференции Совета международных организаций медицинских наук (Манила, 1981), одобренных специальным комитетом ВОЗ. Согласно этим документам, интересы испытуемых должны всегда превалировать интересами науки и практики. Гуманистическая направленность документов, касающихся экспериментов на людях, безусловно заслуживает положительной оценки. Однако никакой документ не может предусмотреть всего, что связано с такими исследованиями, в частности индивидуальную , степень добровольности согласия испытуемого и др. Поэтому необходима конкретизация и разработка моральных норм применительно к появляющимся новым типам экспериментов. Практическим решением этой задачи занимаются национальные и международные организации, в некоторых случаях с участием не только медиков, но и представителей общественности.

В связи с развитием здравоохранения возникает ряд новых вопросов, связанных с соблюдением врачебной правды и врачебной тайны (Врачебная тайна). Врачебная правда предполагает такую информацию для больного и близких ему людей, которая не приносит вреда. Что же касается врачебной тайны, то вследствие увеличения числа лиц, имеющих к информации о больном (врачи различных специальностей, регистратор, статистик, другой медперсонал, представители профсоюзной организации и др.), эта проблема выходит за рамки только врачебной. Поэтому правильнее говорить о медицинской тайне. Кроме того, возросшая образованность пациентов обусловливает их повышенный интерес к диагнозам, результатам исследований, прогнозу болезни. Медицинская тайна предполагает неразглашение сведений о болезни (если это не противоречит интересам общества) не только окружающим, но в ряде случаев и самому больному. Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут нанести вред его психике и бороться с болезнью. Несоблюдение медицинской тайны медиками влечет за собой меры общественного воздействия. В особых случаях, повлекших за собой тяжелые последствия, возможно привлечение виновного к уголовной ответственности.

Успехи реаниматологии, возросшие возможности длительного поддержания функций ряда органов и систем при необратимом прекращении функции головного мозга (см. Смерть мозга), потребности трансплантации органов вынесли на повестку дня целый ряд серьезных морально-этических и юридических проблем, связанных с определением достоверных критериев наступления смерти и поведением врача у постели умирающего (см. Смерть). Принципы советской Д. м. предполагают безусловную необходимость борьбы за больного с использованием всех возможных средств. Умышленное ускорение летального исхода безнадежно больного из ложно понимаемых гуманных соображений (см. Эйтаназия) с позиций советской медицины является недопустимым.

Несоблюдение норм нравственности само по себе не является предметом юриспруденции, в качестве судей выступает общественность, а если проступок не обусловлен некорригируемыми особенностями личности медработника - собственная совесть. Преступления медиков (см. Медицинские правонарушения) рассматриваются в уголовных кодексах с учетом особенностей той или иной страны. Серьезные нравственные конфликты возникают в связи с врачебными ошибками (Врачебные ошибки). По существующим в СССР определениям, они не содержат элемента предумышленности и не наказуемы. Для разбора особо конфликтных ситуаций, когда допущены грубые ошибки или иные прегрешения против врачебного долга, в 1987 г. при МЗ СССР создана специальная Высшая аттестационная комиссия. При некоторых врачебных обществах начали функционировать суды чести. За рубежом (США, ФРГ, Франция и др.) участились случаи предъявления врачам иска по поводу запоздалой госпитализации, неправильного лечения и т.п. Требования компенсации рассматривают суды, медицинские ассоциации, специальные комиссии «премирования» и др.

В 1956 г. в Гаване совместным научным комитетом в составе Международного комитета Красного Креста, Международного комитета по военной медицине и фармации. Всемирной медицинской ассоциации при участии в качестве наблюдателя ВОЗ были приняты «Положения на период вооруженного конфликта». Документ гласит, что требования Д. м. в период вооруженного конфликта идентичны принципам Д. м. в мирное время. Врач обязан оказывать необходимую помощь больному независимо от его расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, принадлежности к той или иной воюющей стороне.

На состоявшейся в Праге (1974) IV Международной медико-правовой конференции было высказано мнение, что в связи с появлением новых морально-этических проблем в медицине целесообразно создание медицинского права. Эту точку зрения поддержали и представители СССР.

Присяга, которую не дают представители ни одной другой мирной специальности, подчеркивает уникальность деятельности врача. Профессия врача предполагает органичное сочетание гуманизма, высоких нравственных качеств и глубоких профессиональных знаний. Многие медики правильно сознают свой моральный долг перед обществом. Не случайно врачи многих стран мира принимают участие в борьбе за мир на Земле, за предотвращение ядерной катастрофы. В 1985 г. движению «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» присуждена Нобелевская премия мира.

Библиогр.: Билибин Д.Ф. Горизонты деонтологии, Вести. АМН СССР, № 5, с. 35, 1979; Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988; Сук И.С. - (медицинская деонтология) раздел этики, изучающий проблему взаимоотношений медицинских работников с пациентами и коллегами. Профессиональная этика это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается,… … Википедия

- (от греч. δέον должное) учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный… … Википедия

- (греч., от deon, deontos необходимое, и logos слово). Учение о правах и обязанностях учение о нравственности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕОНТОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

I Деонтология (от греч. déon, родительный падеж déontos нужное, должное и...Логия) раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введён английским философом утилитаристом И. Бентамом, который употребил его для … Большая советская энциклопедия

- (греч. deon, deontos должное, надлежащее) в медицине см. Медицинская деонтология … Большой медицинский словарь

Наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; … Медицинские термины

Медицинская деонтология - см. Деонтология … Криминалистическая энциклопедия

Деонтология - – юридические, профессиональные и моральные правила и нормы общения медицинских работников (врачей и медсестер) с больными. Данная этика подразумевает, в основном, чтобы врачи воздерживались от сообщения больному о неизлечимости его заболевания,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ДЕОНТОЛОГИЯ - (deontology) наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей … Толковый словарь по медицине

Этические нормы и принципы поведения медицинского работника при выполнении прфоессиональных обязенностей.

1. Деонтологические вопросы социальной работы

2. Основные деонтологические принципы

Деонтологические вопросы социальной работы

В понятие профессионального долга входят функциональные обязанности социального работника, а также его долг и ответственность перед людьми, на которых в конечном счете направлена его деятельность, перед коллегами, профессией, перед обществом и государством.

Функциональные обязанности и ответственность социального работника определяются спецификой социальной работы, которая проявляется в ее сущности:

– социальная работа является по своему содержанию гуманным, высоконравственным видом социальной деятельности, ярким и целостным проявлением гуманистической направленности общества;

– профессиональная социальная работа, осуществляемая на основании официальных полномочий, является одним из важнейших механизмов реализации конституционных прав граждан;

– социальная работа носит интегративный характер, поскольку в процессе деятельности находит отражение и вступает во взаимодействие большое количество разнообразных взаимовлияющих и взаимопроникающих факторов, интересов, обстоятельств, каждый их которых должен учитываться в теории и практике социальной работы;

– главная цель социальной работы – достижение максимального в данной конкретно-исторической ситуации благополучия индивида и общества, создание условий для их гармоничного развития, гуманизация отношений индивида и общества; сопряжение их интересов;

– социальный работник не только может, но и должен использовать весь имеющийся в его распоряжении комплекс средств и способов воздействия, разработанных социальной наукой и одобряемых обществом и государством – от организационных, юридических и экономических до психологических и педагогических;

– социальная работа должна носить максимально целенаправленное, прогнозируемое и управляемое содержание;

– социальный работник обладает значительной самостоятельностью в решении стандартных и нестандартных практических задач, следовательно его профессиональная деятельность индивидуализирована, и он несет индивидуальную ответственность за конечный результат деятельности;

– объектами деятельности социального работника являются клиент, среда жизнедеятельности клиента и связи и отношения, возникающие в этой системе; деятельность социального работника должна включать в себя активное воздействие и на человека, непосредственного клиента социальной службы, и на среду, в которой протекает его жизнедеятельность – его ближайшее социальное окружение и отношения с ними, материально-бытовые условия, экономические условия и другие элементы;



– социальный работник получает доступ к полной, иногда тщательно скрываемой даже от близких, информации о клиенте; получение, использование, проверка достоверности такой информации, сохранение конфиденциальности накладывают на социального работника повышенные моральные обязательства и др.

Социальная работа является специфическим видом профессиональной деятельности. Это определяется ее влиянием на социум, особым предметом труда, содержанием и характером деятельности специалистов, способами и методами воздействия на человека, типом отношений, возникающих в процессе деятельности между ее участниками, а также особым уровнем ответственности каждого специалиста и всего института социальной работы за судьбы клиентов социальных служб и всего общества.

В связи с этим социальная работа требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой регламентации действий, отношений, поведения специалиста. Такой особой системой регламентации действий и поведения специалиста в процессе выполнения им своих профессиональных обязанностей может быть только профессионально-этическая система, составной частью которой является деонтология.

Исходя из определения деонтологии социальной работы, можно выделить следующие ключевые деонтологические вопросы социальной работы:

профессиональные обязанности социального работника;

ответственность социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством;

ответственность социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед коллегами и перед клиентом социальной службы и его близкими;

ответственность социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед социальной работой как профессией и социальным институтом;

ответственность социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед самим собой.

Таким образом, деонтологию социальной работы можно рассматривать по тому, какие субъекты и объекты рассматриваются как стороны конкретного профессионального отношения. В этом случае можно выделить пять вышеупомянутых типов таких отношений.

Медицинская этика и деонтология в медицине - это один из разделов общей этики. Раздел определяет и описывает проблемы взаимоотношений в работе медицинского персонала с пациентами и между собой.

В статье рассмотрим основные принципы и важность соблюдения этических и деонтологических норм и особенности этих двух понятий.

Покажем причины несоблюдения, возможные последствия и меры, которые нужно принять, чтобы грамотно выстроить работу.

Больше статей в журнале

Главное в статье

Основы медицинской этики и деонтологии сегодня

Деонтология – это учение о долге, о его соблюдении. Под этим определением понимается профессиональный долг по отношению к больному.

В профессиональной среде понятие деонтологии чаще всего употребляется совместно с понятием медицинской этики .

Последний термин, как правило, указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм, в то время как термин «медицинская деонтология» – на моральные аспекты медицинской практики. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», нарушение которого грозит дисциплинарными взысканиями или увольнением.

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

На деле же эти два понятия не синонимичны друг другу. Врачебная этика – более широкое понятие, а медицинскую деонтологию принято считать одной из ее отраслей, представляющей собой совокупность профессиональных нравственных норм специалиста.

Принципы:

  1. Непричинение вреда здоровью больного.
  2. Компетентность специалистов всех уровней.
  3. Приватность (сохранение врачебной тайны).
  4. Справедливость.
  5. Создание больному комфортных условий.
  6. Соблюдение принципов «автономии» больного.
  7. Правдивость.

Все нормы и принципы медицинской этики ориентированы на сохранение и улучшение здоровья пациента. Проверьте, соблюдают ли медсестры эти принципы .

Узнайте, в каком случае можно уволить медсестру, а в каком – пожаловаться на пациента в прокуратуру, в Системе Главный врач.

Какой может быть деонтология

Этот раздел рассматривает взаимоотношения врача и общества, государства, права и закона. Что касается именно деонтологии, но в настоящее время выделяют сразу несколько вариантов данного понятия в зависимости от того, о каком уровне идет речь.

Сегодня выделяют следующие виды:


Система отношений врача и больного строятся по патернистской, теоретической и автономной модели:

  • первая основана на ответственности доктора за результат лечения,
  • вторая – на вере больного в своего доктора,
  • третья – на информировании больного о его состоянии и методах лечения, а также на их взаимодействии.

Общие принципы этики и деонтологии

Общие принципы касаются всех медработников.

Самый главный из них – «не навреди». Второй принцип – опрятная внешность. И наконец, соблюдение корпоративной этики. Если не соблюдать его, профессия врача, и без того испытывающая сегодня кризис доверия со стороны больных, совсем потеряет свой авторитет.

Речевые модули общения медицинского персонала с пациентом

Речевые модули – это особая технология, которая позволяет врачу грамотно выстроить ответы на любые возражения пациентов , четко и убедительно сформулировать преимущества того или иного вида лечения, легко и безболезненно работать с их жалобами. Самые частые деонтологические ошибки связаны с непродуманным, нечутким вскользь брошенным словом.

Готовых речевых модулей для медработников очень мало. Поэтому воспользуйтесь возможностью скачать документ из Системы Главная медсестра.

Доктор - пациент

Отношения врача и больного – основа деонтологии и этики в медицине.

Для того, чтобы сделать их доверительными, медик должен следить за своей речью – не допускать жаргонизмов и панибратства, однако при этом следует в максимально доступной форме рассказать о заболевании и о лечебных мероприятиях, которые предстоят. Тем самых соблюдая основные деонтологические принципы.

Если все сделать верно, слова обязательно найдут отклик. Человек сможет полностью довериться врачу только в том случае, если будет на 100% уверен в его компетентности и профессионализме.

Сложные формулировки и обилие медицинской терминологии в речи, порождают массу страхов и волнений, что также не способствует скорейшему выздоровлению.



Медсестра - пациент

Именно медсестра чаще всех контактирует с больным человеком – разносит лекарства, проводит необходимые манипуляции, осуществляет уход, проводит измерения. Важно предотвращать и не совершать деонтологические ошибки.

Поэтому она должна быть готова всегда быть вежливой и доброжелательной, не давая при этом никакой информации о его болезни, чтобы не свести на нет профилактическую работу лечащего доктора.

В этическом Кодексе , представленном в Системе Главная медсестра, проблема отношений медсестры и пациентов занимает ведущее место.

Скачать этический кодекс медсестры

Врач - медицинская сестра

Принципы медицинской этики и деонтологии предполагают, в том числе, и уважительное отношение врача и медицинского персонала друг к другу.

Медсестра обязана соблюдать субординацию даже в том случае, если доктор очень молод, а она имеет большой опыт и стаж в медицине. Она должна относиться к нему как к старшему и выполнять все его назначения и предписания. Особенно это правило должно соблюдаться в присутствии больного.

Особенности деловых отношений в учреждениях здравоохранения предполагают, что их работники проявляют сдержанность и профессионализм во взаимоотношениях друг с другом.

Медицинские сестры всегда должны хорошо и опрятно выглядеть, быть вежливыми и доброжелательными с коллегами. Все споры медсестер между собой разрешает старшая или главная медсестра.

При этом каждый должен заниматься исключительно своими обязанностями – за этим нужно строго следить руководству. Случаи перекладывания своей работы на более молодого и неопытного коллегу недопустимы.

Врач - врач

Один из принципов деонтологии этих взаимоотношений – поддержка молодых специалистов.

Они приходят работать в больницу с огромным багажом теоретических знаний, но практически полным отсутствием собственного профессионального опыта, поэтому ему необходимы поддержка, советы и подсказки старших коллег.

Через некоторое время молодой доктор освоится, получит необходимый опыт и сможет работать с пациентами самостоятельно.

Медработники и администрация больницы

Представители администрации больницы не участвуют в лечебном процессе, но им все равно необходимо придерживаться определенных этических и деонтологических правил в общении с подчиненными.

Если руководитель медучреждения не принимает решений по возникшим вопросам, он может потерять ценных работников или добиться их формального отношения к своим обязанностям.

Доверие – основа взаимодействия администрации и персонала клиники. Руководителю, как и работникам, не нужны и невыгодны медицинские ошибки, поэтому он всегда постарается помочь и защитить своих подчиненных не только морально, но и юридически.

Нарушение норм медицинской этики и деонтологии

В случае незначительного нарушения норм поведения медика ждет разговор с руководством и замечание. Однако бывают ситуации, когда человек допускает что-то действительно серьезное, способное бросить тень не только на его репутацию, но и на репутацию всей клиники.

В этом случае созывается комиссия по вопросам медицинской этики - в нее входит главврач, его заместители, руководители структурных подразделений и другие лица. Кроме того, если комиссия собирается по ходатайству коллеги нарушившего нормы медработника, то он также должен присутствовать.

По результатам заседания комиссии выносится решение, которое может быть оправдательным. Если же вина врача признана, к нему применяются различные дисциплинарные меры вплоть до увольнения, но это скорее крайняя мера, использующаяся только в исключительных случаях.

Причины несоблюдения этики и деонтологии в лечебных учреждениях

Первая причина несоблюдения деонтологических принципов – так называемое профессиональное выгорание. Оно характерно для всех специалистов, постоянно общающихся с людьми, однако у врачей оно ощущается наиболее остро.

Это связано с психоэмоциональным напряжением, вызванным постоянным чувством ответственности за жизнь и здоровье другого человека.

Помимо этого, в медицинские ВУЗы часто идут молодые люди, не подходящие для этой профессии, и дело здесь даже не в объеме полученных знаний. Гораздо большее значение в этом смысле имеет навык и желание общаться с людьми, умение их выслушать, интерес к их судьбе. Без этого соблюдение норм невозможно.

Кроме того, медик может нарушить нормы этики и деонтологии сам того не желая. Некоторые пациенты позволяют себе грубость и хамство по отношению к нему – это те ситуации, в которых по-настоящему сложно быть спокойным и сдержанным.

Как улучшить соблюдение норм этики в больнице

За соблюдением норм этики в клинике и деонтологии обязано следить руководство. Но это принесет ожидаемый эффект только в том случае, если оно само их придерживается.

Если же этого нет, то факты нарушений так или иначе будут иметь место. Кроме того, нельзя спрашивать с одних работников за то, на что закрываются глаза в отношении других работников.

Важнейшей мерой по сохранению в коллективе приверженности к основным принципам являются периодические беседы с персоналом об их существовании, а также тренинги и коллективные решения ситуационных задач.

Желательно, чтобы на таких семинарах и собраниях присутствовал опытный психолог, знакомый со спецификой работы в медицинских организациях.

deontology) - наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; вопросом, необходимо ли сообщать пациенту о том, что он неизлечимо болен, или нет, а также некоторыми другими проблемами. Наиболее известен свод применяемых в медицине этических норм, сформулированный Гиппократом (клятва Гиппократа).

деонтология

(от греч. deontos – нужное, должное и logos – учение) -1) раздел этики, рассматривающий личность в свете проблем долга, должного; 2) одновременно учение о профессиональной этике психиатра, психолога.

Деонтология

греч. deontos, должное, logos - слово, понятие, учение) - 1. раздел этики, учение о должном; 2. медицинская деонтология - совокупность этических норм профессиональной деятельности медицинского работника с положенной в их основу нравственным принципом Гиппократа «не вредить пациенту ни делом, ни словом». Заметим, что основа врачебной этики формулируется здесь негативным образом, она, эта основа, как бы не подразумевает позитивной, действенной нравственной позиции. На самом деле нравственный долг врача в первую очередь требует от него действовать, как говорят, «на совесть», а не ради славы, денег или «за страх», с оглядкой на прокурора, который призван заменить чью-то совесть. Тем более, что в самих правоохранительных органах существуют серьезные проблемы как с деонтологией, так и с соблюдением норм закона. Так, по данным следственного комитета при прокуратуре РФ, на начало 2011 г. 34 % всех коррупционных дел в РФ заведены на работников правоохранительной сферы. И это при том, что иррациональные, явно коррупционные зарплаты и пенсии судей и тех же прокуроров на порядок превышают таковые у врача или учителя. Приоритет нравственного начала над правовым рассматривается как традиционный во врачебной деятельности отечественного врача, вероятно потому, что в народе издавна принято считать, что законы пишут люди, причем не обязательно самые достойные, а совесть создает природа человека, а для верующих людей она есть сам Господь в человеческой душе. Законами и указами разваливают не только государства, но и процесс формирования нравственных убеждений. По данным упомянутого комитета, по числу коррупционных дел министерство здравоохранения и социального развития вышло на конец 2010 г. на почетное четвертое место.

Для психиатра его нравственный долг имеет особенное, специфическое значение в связи с тем, что некоторые и даже многие его пациенты воспринимают адекватное предложение о госпитализации в психиатрическое учреждение, советы о целесообразности специфической терапии, как оскорбление, моральный вред, насилие, посягательство на права и свободы личности. С этим в значительной степени связаны появление безумного по своей сути антипсихиатрического движения, а также широкое распространение мифологии, в которой психиатры нередко предстают в глуповато-анекдотическом виде или, что еще чаще, в самом зловещем, садистическом облике, которым только и нужно, что стигматизировать, мучать людей, экспериментировать над ними, навешивать ярлыки, калечить их судьбы, и которые ничего другого делать просто не умеют и не желают делать. С давлением упомянутого движения в своей стране и стремлением угодить руссофобски настроенным политикам страны связано, очевидно, принятие у нас соответствующих законов, призванных, наконец, будто бы положить конец произволу психиатров самого черного, диктаторского, коммунистического периода существования страны, который, по словам «страдальца карательной психиатрии» Буковского, подлежит безусловному осуждению и заслуживает самого сурового приговора. Отказ от применявшейся ранее практики принудительной госпитализации и недобровольного лечения, когда это действительно показано, необходимо и понятно любому профессионально подготовленному врачу, замаскированный расплывчатыми формулировками, зафиксированными в законе об оказании психиатрической помощи в РФ (1993), несет явственный отпечаток этой разрушительной по своей сущности антипсихиатрической, если не сказать антисоциальной тенденции.

На деле упомянутый закон, вопреки декларируемым в нем высоким гуманистическим ценностям, зачастую серьезно затрудняет оказание своевременной помощи пациентам, поскольку последние, в силу нередко свойственной им анозогнозии, а вдобавок и присущих всякому обывателю предрассудков и суеверий, особенно касающихся психиатрической патологии, сравнительно редко осознанно соглашаются на лечение и тем более сами обращаются с такой просьбой. Откладывание в таких случаях помощи на неопределенное время причиняет серьезный ущерб как им самим, так и их близким, жизнь которых нередко превращается в кошмар, часто страдают и многие окружающие люди (между прочим, в литературе едва ли найдется серьезное исследование того, во что обходится домочадцам такой многолетний стресс, как жизнь бок о бок с психиатрическим пациентом, которому, по формальным основаниям, нет возможности оказать своевременную помощь). Этот закон, кроме того, демобилизует врачей неотложной помощи и дежурантов приемных отделений больниц, некоторые из которых предпочитают отказывать в необходимой помощи опять же по буквальным основаниям, с формальной точки зрения правильно ссылаясь на этот пресловутый закон (например, «галлюцинаций нет, госпитализация не показана», «пациент правильно ориентирован, психоза у него нет, ему следует лечиться амбулаторно» и т.п.). Иными словами, упомянутым законом фактически положено начало разрушению врачебной деонтологии, а не поощрению нравственной позиции врача, поскольку он далеко не всегда стоит на стороне принципа своевременного оказания специализированной помощи психиатрическому пациенту и его близким, как того требуют от врача вековые этические принципы. Последние, должен он делать вывод, устарели, от них пора отказаться, так как отныне все определяет параграф закона, а не норма морали. Кроме того, в силу упомянутого закона в населении страны начался и быстрыми темпами продолжается процесс накопления психотических пациентов, скорые психиатрические бригады временами бывают буквально заваленными заявками на вызова, пограничные отделения многих психиатрических больниц фактически превращаются или уже превратились в общепсихиатрические. Растет преступность, особенно бытовая, в значительной степени связанная именно с психиатрической, наркологической патологией и расстройствами личности, но которая лишь в малой части учитывается статистикой.

То же, что и о законе, можно сказать об официально принятом на Пленуме правления общества Российского общества психиатров в 1994 г. отечественном кодексе этики психиатра, где говорится: следующее::» Никакое психиатрическое вмешательство не может быть произведено против или независимо от воли пациента, за исключением случаев, когда вследствие тяжелого психического расстройства пациент лишается способности решать, что для него является благом, и когда без такого вмешательства с высокой вероятностью может последовать серьезный ущерб самому пациенту или окружающим. Применение психиатром к пациенту в этих случаях недобровольных мер необходимо и морально оправдано, но допустимо лишь в пределах, которые определяются наличием такой необходимости». Основываясь на подобных указаниях («непосредственная опасность больного для себя или окружающих», «неспособность решать, что есть благо», «высокая вероятность ущерба для себя и окружающих» и т.п.), врач едва ли сможет доказать на суде, лицам, совершенно некомпетентным в области психиатрии, правомерность принятых им недобровольных мер помощи, даже если фактически, процессуально и с моральной точки зрения он будет абсолютно прав. Очевидно, получив взыскание или иное наказание, в другой раз он не раз подумает, стоит ли ему повторять свой моральный подвиг. Реальное решение проблемы совершенствования психиатрической службы состоит не в том, чтобы написать благозвучный закон с ритуальным перечислением всех демократических ценностей и делать вид, будто он исполняется ко всеобщему удовлетворению. Оно, это решение, очевидно для всякого врача, и кроется оно в том, чтобы обеспечить, наконец, психиатру просто нормальные условия для выполнения его чрезвычайно сложных в интеллектуальном и эмоциональном плане обязанностей, вернуть ему в глазах общества нормальный человеческий облик, сохранить его профессию уважаемой и престижной, создать ему условия для постоянного профессионального роста, а не оплачиваемой им же самим видимости последипломного обучения, а помощь пациентам сделать доступной на самых ранних этапах развития психического расстройства, бесплатной, а не доходной для фармацевтических дельцов, каковой она ныне становится, и по-настоящему квалифицированной, комплексной, проводимой совместно с клиническими психологами, социальными работниками, экспертными службами и общественными организациями.