От удовольствия — ввысь к наслаждению. Это наслаждение:топ удовольствий души и тела

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой

Между этими понятиями есть большая разница. Удовольствие — это чувство, которое роднит нас с животными. Мы получаем удовольствие от удовлетворения естественных потребностей. Движение, дыхание вызывают чувство удовольствия. Я уже не говорю об удовольствии, которое бывает при сексуальном сближении.

Э. Фромм, выдающийся психоаналитик середины XX века, разделил потребности человека на истинные и псевдопотребности.

К истинным он относил те потребности, удовлетворение которых приводит к развитию человека. К сожалению, в процессе воспитания у ребенка блокируется развитие способностей (если у меня есть способности к пению, то есть и потребность петь), тогда формируются псевдопотребности типа потребности играть в азартные игры и т. п. К истинным потребностям, конечно, относится и потребность в удовлетворении чувства собственной значительности. Последнюю легче всего удовлетворить, развив свои ведущие способности и духовно вырасти.

Чувство наслаждения возникает у человека, когда он уже удовлетворил свои потребности. Вы хорошо поели, утолив голод, но тут вам преподнесли изысканное блюдо. Потребность в еде уже удовлетворена, но вы продолжаете есть. Нет, вы не едите. Вы наслаждаетесь! Удовольствие можно усилить, затянув удовлетворение потребности. Не помню, кому принадлежит изречение: «Лучшая приправа к пище — голод». Если вы долго не ели, иногда сухая корка хлеба кажется чрезвычайно вкусной. Но если вы сыты, вы ее есть не будете. Наслаждение таким способом не добудешь. Во-первых, оно всегда от избытка, во-вторых, источник наслаждения всегда искусственен. В-третьих, для получения наслаждения необходимо специально учиться. И чем тоньше наслаждение, тем дольше ему надо учиться. Редко кто без специальной подготовки сможет наслаждаться симфонической музыкой. Большинство нашего населения от секса получает удовольствие. Для того чтобы получить от него наслаждение, необходима учеба. Показателем того, что большинство от секса получает только удовольствие, служит тот факт, что большинство после секса сразу засыпает. Партнер, желающий получить еще и наслаждение, останется недовольным.

Есть наслаждения, связанные с естественными и духовными потребностями. Наслаждения первые ограничены нашими физическими возможностями. Как бы ни было вкусно блюдо, больше, чем в меня влезет, я не съем. При самой высокой потенции есть ограничения в наслаждении сексом. Кроме того, наслаждения, связанные с естественными потребностями, разъединяют людей. Если вы съели деликатес, мне может не достаться. Полагаю, что и своим сексуальным партнером вы не поделитесь. А вот наслаждаться духовными потребностями можно неограниченно долго. И, наконец, удовлетворение духовных потребностей людей объединяет. Хорошо это положение иллюстрирует восточная притча: «У тебя есть яблоко, и у меня есть яблоко. Мы поменялись яблоками. Сколько получилось? У тебя одно, и у меня одно. У тебя есть мысль, и у меня есть мысль. Мы обменялись мыслями. Сколько получилось? У меня две мысли, и у тебя две мысли!» Получается, что при обмене духовными ценностями мы взаимно обогащаемся. Ведь всему тому, что у нас в цивилизованном мире есть, мы обязаны мысли и ее внешнему выражению — слову! Продуцирование и поглощение мыслей является одним из основных неиссякаемых источников наслаждения и здоровья.

Вот что писал А. П. Чехов в 1893 году: «Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и незнакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa (немного, но многое). У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильными», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто... Ходит анекдот про некоего капитана, который будто бы, когда его товарища опускали в могилу, собрался прочесть длинную речь, но выговорил: «Будь здоров!», крякнул и больше ничего не сказал. Нечто подобное рассказывают про почтенного В. В. Стасова, который несколько лет назад в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую, постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушел, не сказав ни одного слова. А сколько анекдотов можно было рассказать про адвокатов, вызывавших своим косноязычием смех даже у подсудимого, про жрецов науки, которые «изводили» своих слушателей и в конце концов возбуждали к науке полнейшее отвращение. Мы люди бесстрастные, скучные, в наших жилах давно уже запеклась кровь от скуки. Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается подлинное красноречие, царят риторика, ханжество слова и пошлое краснобайство. И в древности и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры... Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы, были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь к каждой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

██ ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь - штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

)
лекцию Жака-Алена Миллера, декана факультета психоанализа, Университет Париж 8.

Ниже дан ее конспект.
В скобках <> даны мои собственные замечания.

Без понимания того, что такое наслаждение, каковы его механизмы, как эстетика связана с эротизмом, - нельзя понять искусство, это мое глубокое убеждение.
Фрейд, Лакан - это ступени в понимании того, чем наслаждение не является. Или того, какими путями (путями страдания) мы проходим, чтобы найти свое наслаждение, вывести его формулу, которая равна формуле жизни.

Лекция построена примерно в такой логике. Фрейд не смог поставить вопроса о женщине. Лакан не только смог его поставить, но даже заменил в психоанализе мужскую логику на женскую. Название лекции "От мужчины к женщине" можно прочитать как "От Фрейда к Лакану"


Психоанализ всегда говорит о наслаждении. Наслаждение для психоанализа – это абсолют.
Если предоставить речи течь свободно, то каждый из нас начнет говорить о любви и желании. И это не гипотеза, а факт, подтвержденный психоанализом.
Все движется в речах на кушетке вокруг 3-х вопросов:
- что значит быть мужчиной
- что значит быть женщиной
- как они относятся друг к дургу
Психоанализ - это всегда история Саши и Маши, история про пару.

В жизненной программе человека отсутствует одна вещь – это сексуальность. Есть только биологическая программа – соединение сперматозоида и яйцеклетки. Но для человека нет правил, по которым ему получать свое сексуальное удовольствие.

Лакан сказал: «Сексуальных отношений не сушествует».
Есть отношения на уровне биологическом, но нет личностных отношений.
Поэтому секс – это всегда изобретение. Каждый должен изобретать его для себя заново.

Весь наш дискурс направлен против женщины.
Быть мужчиной гораздо проще. И идентифицировать себя в качестве мужчины гораздо проще, чем в качестве женищны.
Поэтому в целом мужская идентификация представлят гораздо меньше интереса, как для самих мужчин, так и для женщин. Интерес и тайна существует только вокруг того, что значит быть женщиной.
Мужчины не раздумывают так много над вопросом, что значит быть мужчиной. Они могут, конечно, увидеть свою несостоятельность как мужчины, свое несоответствие идеалу мужчины. Но им понятно, что значит быть мужчиной.

А вот что есть идеальная женщина – до сих про неизвестно. И мы ее постоянно изобретаем.
Поэтому Лакан говорит: «Женщины не сушествует».
Существуют только женщины, во множественном числе. А понятия и идеи женщины не существует.

Мужчины–истерики, похожие на женщин – это самые интересные из мужчин. Они не испытывают уверенности в том, что они мужчины.

Мужчины похожи друг на друга гораздо больше, чем женщины. Им нравится быть похожими, например, носить форму.
Мужчины находятся со стороны «того же самого», а женщины – со стороны «различного».

Фрейд исходил из того, что существует единая логика сексуальности – а именно, мужская, описываемая Эдиповым комплексом.
Эдипов комплекс – это такой механизм, попав в жернова которого, мужчина выходит из него обработанным и адаптивным, готовым вести определенную сексуальную жизнь. Все мужчины похожи друг на друга благодаря этому механизму.
Фрейд хотел и женщину приспособить к этой логике, разработанной с мужской стороны, но это не сработало.

Что такое Эдипов комплекс.
Первичный объект любви – это мать. Мальчик хочет, чтобы мать принадлежала только ему и ревнует ее к отцу. Он воспринимает отца как нарушение своего права на наслаждение и испытывает к отцу враждебность. Однако позднее, уже отделяясь от матери, мальчик начинает уважать отца - в залог того, что он сам станет мужчиной, как отец.

Отец – это означающее фаллоса, власти, могущества, закона, порядка, бога. Словом, того, чему необходимо подчиниться и служить.
Таким образом, ЭК – это механизм адаптации мальчика к социуму.

Но вот с девочкой получается ерунда. Ведь ее превичный объект любви тоже мать.
Однако девочка не обретает того уважения к силе – т.е. к отцу, - которое побуждает мальчиков поставить себя на службу этой силе.
И, если с мальчиками все понятно – они хотят занять место отца, во всех смыслах этого слова, - то с девочками непонятно.
Таким образом, Фрейд не сумел ответить на вопрос, чего хотят женщины. Мужчиной движет потребность во власти, в самоутверждении. А что движет женщиной???

Тогда приходит Лакан и делает следующий шаг.
Он пытается описать женскую логику.
Мужская логика исходит из единой точки, где господствует единица, некий главный элемент, относительно которого организуется все остальное, весь мир, целое. Относительно этого господствующего означающего (можно назвать его бог, отец, господин, правитель) – все остальные равны, объединены своим отличием от него.

А в женской логике нет этой единицы, нет этого ГЛАВНОГО означаемого, поскольку она не пережила Эдипова комплекса и не научиласть уважать власть и жаждать ее. Поэтому в женской логике нет этого целого.

Если в логике мужчины мир представляет собой некую замкнутую сферу с единым центром, то в женской логике мир - это некий открытый ряд, уходящий в бесконечность. Женщина и есть бесконечность <часто – дурная бесконечность>

Именно это делает женщину загадкой – как для мужчины, так и для самой себя.

Лакан говорит, что желание (влечение) подчиняется именно этой логике «не-всего», незавершенности. Поэтому, кстати, психоанализ не имеет конца (потому что влечение никогда не может быть удовлетворено)

Неверно понимать психоанализ как пансексуализм.
Дело в том, что в теле есть дисфункции, - т.е. такие элементы, которые не служат продолжению рода и установлению сексуальных отношений с другими.
Они служат установлению отношений тела с самим собой – именно это Лакан называет наслаждением.

Наслаждение – это отношение тела к самому себе. Оно ничему не служит, только самому себе. Оно хочет наслаждения самим собой, и оно принципиально одиноко.

У мужчины есть точно известное место, в котором он наслаждается. У женщины это место остается неизвестным. Наслаждение женщины так же бесконечно и нелокализовано, как и ее страдание.

Отличие влечения от потребности.

Влечению, как и потребности, нужен объект, но этот объект носит служебный <иллюзорный> характер. Это только средство для наслаждения.

<Можно предположить, что для мужчины секс носит более объектный характер. Женщина является для мужчины объектом потребности, как яблоко, которое нужно съесть. У женщины несколько иные отношения с сексом. Для нее в сексе важен сам процесс наслаждения, для которого мужчина является только средством>

Пример – ребенок требует грудь. Но оральное влечение не равно голоду как потребности в пище. Поэтому ему дают соску. Соска заменяет грудь, так как дает то же наслаждение. Это ложная грудь. Соска удовлетворяет не потребность, а влечение.

<На отличии влечения к наслаждению от истинных потребностей построена вся современная индустрия – это индустрия эмоций. Она направлена не на удовлетворение потребностей, а на влечение к удовольствию. Она скорее разогревает это влечение. И это логично, ведь удовлетворить влечение все равно нельзя>

<В общем, человек – это машина желаний (Делез).>

Предмет влечения – это то, что позволяет человеку наслаждаться. Сам этот предмет не имеет значения. <Часто для женщины не имеет значения ее избранник. Ей важно просто быть влюбленной, испытывать это чувство>

Наслаждение в принципе одиноко. Его нельзя разделить. Это не отношения.

Влечение питает собой все формы воображения – фантазмы, желания, идеи….
<Потому что влечение не может быть удовлетворено. Его объект иллюзорен по сути своей. Вот почему неизбежно возникает икусство – потому что объект влечения всегда воображаемый. Как сказал поэт, «быть может, эти образы лишь тени моих несбыточных и вечных вожделений»>

Отсюда важная вещь про психотерапию.
Раньше считалось, что если симптом осознан (интерпретирован терапевтом), то он исчезает. Однако это не так, и об этом упоминал уже сам фрейд.
Симптом не полностью исчерпывается своим смсыслом, своим скрытым значением. В симптоме есть некий остаток – это наслаждение, которое он приносит.
Даже страдание (симптом и есть страдание) – это некая форма наслаждения. Т.е. в симптоме есть то, что Фрейд назвал вторичной выгодой болезни. Однако лакановцы счиают, что удовлетворение, которое приносит симптом – первично. Поэтому даже если человек понял смысл симптома, он не отказывается от него, если ему дорого или нечем заменить то удовлетворение, которое связано с этм симптомом.

"Наслаждение всегда организовано вокруг симптома". Лакан.
<Это очень сильное утверждение. Нужно сказать наоборот – если есть симптом, то нужно искать связанное с ним наслаждение, удовольствие, удовлетворение, которые и мотивируют его наличие>

Тут Миллер приводит классический садомазохистский пример про пациентку, которая вышла замуж за человека, который ее ежедневно оскорбляет. Она обратилась на анализ, потому что не может уйти от него. А уйти она не может, потому что ей с ним хорошо в постели. Миллер говорит, что сценарий таков, что она может получать свое наслаждение только если человек, с которым она спит, ее оскорбляет. Если бы она умела получать удовольствие иным способом, она не выбрала бы человека, который бы ее оскроблял.

Еще несколько хлестких афоризмов Лакана.

«Сексуальные отношения существуют в той мере, в какой существует симптом.»
<Это напоминает афоризм Менегетти «пока есть образ, есть проблема»>

«Женщина для мужчины – это симптом.
Мужчина для женщины – это катастрофа.»

Имеется ввиду, что женщина для мужчины – это проблема, но она локализована, имеет границы. А у женщины работатет принцип бесконечности, и это может очень далеко завести.

Веская причина овладеть собственным мозгом

Как бы вы описали различия между удовольствием и наслаждением? На первый взгляд, чувства, испытываемые нами в том и другом случае, очень похожи. Даже мысли внутри обоих состояний могут казаться очень похожими. Но когда дело касается эмоционально-ментальных состояний удовольствия и наслаждения, они оказываются различны.

Удовольствие, например, представляет собой простое первичное состояние разума, тела и эмоций. В удовольствии мы получаем определенную чувственную радость от вида, звука, ощущения, запаха, вкуса и т.д. Наслаждение, с другой стороны, — это не первичное состояние, а мета-состояние. Оно включает в себя на мета-уровне мысли и чувства об определенном первичном состоянии, обычно о состоянии удовольствия, но не ограничено этим.

Удовольствие как первичное состояние сознания

Удовольствие, безусловно, — это основной компонент переживания высококлассной жизни. Оно представляет собой один из самых фундаментальных критериев жизни — континуума боли и удовольствия, по которым мы делаем так много основных оценок и оценочных суждений. В детстве критерий боль/удовольствие был нашим основным способом различения «зла» и «добра».

Удовольствия, которое мы находим и испытываем во сне, при отдыхе, еде, сексе, от красоты, тепла и т.д., дают нам основные гомеостатические переживания. Вспомните, какое удовольствие приносит ночь отличного сна. Вызовите в памяти изысканное удовольствие спокойного полдня на солнечном пляже. Полностью вспомните время, когда вкус и запах какого-то блюда порадовали вас по-особенному. Вспомните телесное удовольствие от сексуальной стимуляции.

Эти сенсорно основанные удовольствия оставляют нас с чувством прелести жизни. «О, как здорово!» И тем не менее они не обязательно ведут нас в состояние счастья. Счастье или наслаждение как состояние сознания включает в себя больше чем простое удовольствие. Удовольствие происходит преимущественно на сенсорном уровне от сенсорной стимуляции: запаха, вкуса и вида мягкой, сочной отбивной; тепла горячей ванны, расслабления мышц, запаха мыла.

Удовольствие обычно происходит без всяких усилий, когда мы воспринимаем определенные стимулы в разных сенсорных модальностях. Иногда, когда мы заставляем себя задуматься над удовольствием и пытаемся понять его, проанализировать его, продиагностировать — ощущение удовольствия исчезает. Мы можем ощущать удовольствие в восприятии настоящего момента — с едой, отдыхом, упражнениями, красотой, запахами, прикосновениями, картинами, звуками и т.д. — отдельно от разума.

Удовольствия также кажутся ограниченными во времени. Они длятся какое-то время и испаряются. Удовольствие от еды в начале обеда кажется чем-то очень отличным от удовольствия или неудовольствия, когда мы уже наелись. Удовольствие от купания на солнце ранней весной кажется чем-то отличным от того же удовольствия поздним летом. Удовольствие, кажется, теряет свою остроту после короткого времени. И поэтому мы говорим: «Больше это не приносит мне такого удовольствия».

Это частично объясняет, почему мы в конце концов скучаем от чего угодно! Нигде это не проявляется так ярко, как в жизни богатых и знаменитых людей, которые часто замечают: «Это такая скука, дорогие мои».

Чем больше мы исчерпываем гамму удовольствий, тем больше мы ощущаем разочарование, скуку и пустоту. Продолжительное удовольствие, кажется, выпивает нас.

В удовольствии мы получаем ощущения стимуляции, радости здоровья и т.п. Оно заставляет нас ощущать себя более живыми, крепкими и расслабленными. Поэтому оно функционирует как встроенная награда для того, чтобы мы продолжали делать то, что делаем. И это до определенной степени объясняет, как оно может вызывать зависимость — мы находим в этом удовольствие. Но зависимость возникает, только если мы перемещаемся в мета-состояние и развиваем мысли о значимости того, что делаем — еде, питье, сексе и т.д. (см. ниже).

На базовом уровне ни одно из этих удовольствий не вызывает зависимости. Попробуйте сами. Мы находим, что каждое удовольствие имеет встроенный порог. Слишком много солнца — и это становится больно! Съешьте слишком много пищи — и вы получите боль в животе, покалывание в сердце и т.п. Слишком много музыки, купания в ванной, секса…Слишком много удовольствия приносит боль (если вы не перекрываете ее мета-состоянием).

Некоторые теоретики пытаются объяснить существование «удовольствия», апеллируя к его ценности для выживания. Они рассматривают удовольствие как эволюционное приспособление, которое позволило нашему виду выжить. Боль сигнализирует нашей нервной системе о том, что нужно прекратить и обратить внимание на опасность, а удовольствие награждает нас, чтобы мы продолжали.

Но такая теория выживания не может объяснить ширину и глубину удовольствия. В конце концов, большинство видов удовольствия прямо-таки перегружено своей способностью радовать. Мы не просто едим. Мы находим удовольствие в тысячах комбинаций запахов, консистенций, температур огромного количества еды. У нас есть аппетит для бесчисленных комбинаций запахов, вкусов, видов, звуков и т.д.

Наслаждение как переживание мета-состояния

Для того, чтобы «насладиться», требуется «разум» или сознание. Это требует внимания, осознавания и более высокого уровня понимания ценностей и верований. Это значит, что наслаждение заключает в себе большую степень сложности, чем простое удовольствие.

Чтобы почувствовать наслаждение, человек должен иметь ощущение контроля над удовольствием. У нас есть ощущение, что мы «имеем» удовольствие (и справляемся с ним), а не удовольствие «имеет» нас. Это позволяет нам дальше строить и развивать свою способность наслаждаться так, чтобы мы могли позже применить ее к тому, что бы ни случилось. Это дает нам способность применять наслаждение — феномен более высокого уровня — к большому количеству ежедневных вещей. И стратегия наслаждения позволяет нам наслаждаться большим количеством вещей, чем те, которые доставляют нам удовольствие.

Наслаждение отличается от удовольствия тем, что по своей природе включает роль сознания («разума»). У нас есть мысли в форме ценностей, верований, пониманий и т.д., об удовольствии и даже о деятельности, удовольствия не приносящей.

MS: Ценностные мысли об PS: определенном удовольствии или другом событии

Когда мы применяем «разум» к огромному разнообразию жизненных переживаний, мы находим себя достаточно сильными, чтобы испытывать радость и удовольствие от практически чего угодно. Это объясняет, почему некоторые люди наслаждаются от самых странных вещей.

Лично я не понимаю, как можно назвать удовольствием лазание по льду при сорока градусах ниже нуля, когда в лицо вам дует ветер шестьдесят миль в час и вы одеваете кислородную маску — для того, чтобы забраться на самую высокую вершину мира. Моя нервная система не назвала бы это источником наслаждения.

Точно так же ни нервная, ни лингвистическая системы во мне не позволят мне присоединиться к Клубу Полярных Медведей, чтобы ходить посреди зимы со смерзшейся задницей. Я могу пойти на лыжах или читать перед горящим камином в горной хижине. И тем не менее у меня есть друзья, для которых такое чтение явилось бы пыткой или чем угодно, но уж явно не удовольствием.

Таким образом, хотя мы все обладаем достаточно схожими нервными системами и сенсорными рецепторами для того, чтобы от одних и тех же вещей получать удовольствие, когда мы переходим к мета-состоянию наслаждения — разница между нами взлетает экспоненциально! На этом уровне наслаждение, красота и счастье действительно находятся «в глазах» их владельца (на самом деле, в «разуме» нейро-семантических оценок). Что дает вам наслаждение? В чем вы черпаете радость? Сделайте список. Остановитесь сейчас и быстро закончите это утверждение: «Что на самом деле приносит мне наслаждение — это…» Теперь посмотрите на свои ответы. То, что дает вам наслаждение, целиком зависит от вашей семантики — тех значений (убеждений, пониманий, лингвистики), которые вы приписываете вещам, разве нет? Обычно то, что вы цените как имеющее ценность, важность и значение, затем становится вашей нейро-семантикой наслаждения.

На мета-уровне значений мы превращаем свои удовольствия (и другие переживания) в переживания наслаждения. В качестве мета-состояния у вас есть внутренние репрезентации слов, которые объясняют ценность и важность этих радостных переживаний. У вас есть объяснения, причины, понимания и верования, которые кодируют для вас значение этого. И чем большее значение вы приписываете опыту, тем больше наслаждения он вам приносит. Это переносит нас из мира животных (и мира маленьких детей), где правит удовольствие, в истинно человеческий мир наслаждений. Здесь мы наделяем свои переживания нейро-семантикой и порождаем драйвы (движущие силы) на мета-уровне. У нас появляются драйвы не только в отношении еды, питья, воздуха, тепла, комфорта и т.п., но еще и для приключений, творчества, взаимоотношений, мудрости и т.д. Эти «драйвы» могут пересиливать действия драйвов низшего порядка.

Это также приводит нас на уровень человеческих зависимостей. Здесь, если мы перегружаем базисное удовольствие слишком большим количеством значений — мы можем впасть в зависимость от этого и получать удовольствие от опыта через долгое время после того, как опыт завершен. Какое значение вы приписываете еде? Выпивке? Табаку? Сексуальным отношениям? Бегу? Социальному статусу? Превратили ли вы какое-нибудь из этих удовольствий в зависимость? Оставляют ли в вас эти зависимости чувства опустошения (отрицательная зависимость) или ресурсности (положительная зависимость)?

Наша способность ценить и оценивать вещи лежит в корне наших переживаний удовольствия. Другая сторона этого проявляет себя в «ангедонии» — невозможности найти удовольствие ни в чем. Еще одно мета-состояние. У людей обычно развиваются подобные состояния, когда они подавляют (дословно, «депрессируют») свои мечты, надежды, желания, энергию и т.д. Они не ценят ничего. Они ничего не наделяют значением. Они выключают свою энергетику удовольствия.

Учитывая элемент времени в удовольствии/наслаждении, когда мы испытываем удовольствие здесь и сейчас, мы можем не чувствовать наслаждения и обнаружить его только позднее. Только тогда, когда мы посмотрим назад на это и не найдем в этом ценность. Тогда мы восклицаем что-нибудь типа: «Боже, вот это было время!» Затем мы начинаем стремиться к тому, чтобы пережить это заново. Наслаждение в тех переживаниях может включать в себя понимание того, что достигнуто что-то важное.

После события, принесшего наслаждение, мы можем начать понимать, что мы сами изменились после этого. Мы понимаем, что наше «я» в каком-то отношении выросло и что в результате мы стали более сложным существом.

Конечно, те действия, которые приносят нам удовольствие, также могут приносить наслаждение, но все же эти две вещи не обязательно совпадают. Мы можем испытать удовольствие без какого-либо вложения своей психической энергии — без использования собственного мозга. Наслаждение, с другой стороны, наступает только после того, как вложено необычайно большое количество психического внимания. Это, на самом деле, объясняет его мощь — мы вкладываем вместе с действием свое сознание.

Поскольку мы можем ощущать удовольствие с очень малыми затратами усилий, если мы не знаем о различии между удовольствием и наслаждением, мы можем считать, что точно так же мы можем получить наслаждение без сознательных усилий.

Неверно! Для того, чтобы насладиться игрой в теннис или в футбол, насладиться чтением книги, интенсивным разговором, бегом, походами, чтобы насладиться расширением себя ради другого в любви, — эти виды человеческой деятельности требуют, чтобы мы «владели собственным мозгом» с достаточной энергией и порядком, так, чтобы мы могли предоставить достаточно внимания и концентрации для наслаждения.

Это дает одну очень значимую причину для того, чтобы люди управляли собственным мозгом. Люди могут испытывать перебегающую гамму удовольствий без этого умения, но они никогда не «будут счастливы так, как они готовят себя», как сказал Абрахам Линкольн, пока они не научатся эффективно управлять собственным разумом. А это уменьшит их способность к наслаждению и счастью. (Звучит как отличная причина для тренировки для меня!) Чикзентмихальи (1991) в своей книге о «потоке» описал феноменологию наслаждения в следующих словах, которые дают много компонентов для стратегии наслаждения:

«Как предлагают наши исследования, феноменология наслаждения имеет восемь компонентов. Когда люди описывают свои чувства при самых приятных переживаниях, они упоминают как минимум одно, а часто и все характеристики:

Первое: опыт обычно происходит, когда мы сталкиваемся с задачей, в которой мы можем рассчитывать на хорошее решение (контекст).

Второе: мы должны быть способны сконцентрироваться на том, что делаем (требуемое состояние).

Третье и четвертое: концентрация становится возможной потому, что задача имеет ясные цели и дает непосредственную обратную связь (желаемый результат и обратная связь).

Пятое: человек действует с глубокой, но не требующей специальных усилий включенностью, которая удаляет из сознания заботы и разочарования обычной жизни (тотальный фокус).

Шестое: это позволяет человеку испытать чувство контроля над своими действиями (мета-состояние самоконтроля).

Седьмое: исчезает забота о себе, но парадоксальным образом ощущение себя после усиливается (опыт обогащает семантику самого себя).

Последнее: изменяется ощущение длительности времени. Часы проходят мгновенно, а минуты могут казаться часами (искажение времени). Комбинация всех этих элементов вызывает чувство глубокого наслаждения, которое дает людям почувствовать, что они потратили свою энергию правильно».

Итак, наслаждение, в отличие от удовольствия, требует вложения психической энергии. Высшее наслаждение наступает, когда мы вкладываем свое сознание целиком и полностью. Тогда наше внимание фокусируется, как пучок лазера, на чем-то, что представляет для нас ценность. Эта полная включенность не позволяет нам фокусировать излишки сознания в сторону. В результате у нас развивается чувство, что мы отлично поработали и что наши цели представляют собой что-то действительно ценное для нас.

Чикзентмихальи (1991) подчеркивает, что наслаждение происходит из «повышенного чувства контроля» и особенно от работающего контроля или, как мы говорим в НЛП, от управления своим собственным разумом и своими состояниями.

Мы переживаем мета-состояние наслаждения так же, как мы переживаем потерю самосознания. Когда мы полностью вовлекаемся в какое-то дело, представляющее для нас истинную ценность, у нас не остается возможности для того, чтобы ругать себя. Поскольку такая озабоченность собой поглощает уйму психической энергии, у нас есть меньше энергии для концентрации.

Феноменология наслаждения соотносится с тем, как мы испытываем само-трансцендентацию («возвышение над собой»). Мы отходим от «я». Мы также возвышаемся над еще одной умственной абстракцией — временем. В переживании наслаждения мы теряем «время». Мы переживаем искажение времени, так что оно либо бежит, либо замедляется. В наслаждении включенность заменяет отделенность, интерес заменяет скуку, чувство контроля заменяет собой рассеянность и беспомощность, и чувство возвышения над собой заменяет самосознание.

Обобщение:

Используя модель состояний в НЛП и технологии сенсорного осознавания, мы можем двигаться от скуки, ангедонии, пустоты и т.п. к удовольствию. А используя модель мета-состояний НЛП, мы можем двигаться от удовольствия на более высокий логический уровень наслаждения и счастья. Мы можем так организовать свой разум, чтобы найти больше смысла и радости в жизни. Для меня звучит хорошо. И ощущается здорово!

11.11.2014 10:13

Личностно растущий человек благодаря своим неудачам развивается и начинает получать наслаждение от тех вещей, к которым был раньше равнодушен, или которых просто не понимал и не принимал.

Наслаждение следует различать от удовольствия

Под удовольствием я понимаю приятное чувство, связанное с удовлетворением биологических потребностей. Таким образом, удовольствие - это то чувство, которое объединяет нас с высшими животными. Чувством удовольствия сопровождается и акт еды, и питья, и половой акт, и акт дыхания. Да и акт дефекации и мочеиспускания приносит нам большое удовлетворение. Если мы хотим его несколько усилить, нам просто нужно воздержаться от немедленного удовлетворения этой потребности. Тогда мы сможем испытать нечто вроде радости, в некотором роде напоминающей наслаждение. Еще древние говорили, что лучшей приправой к пище является голод.

С моей точки зрения, нельзя наслаждаться, если биологическая потребность не удовлетворена. Если я очень голоден, то ем быстро. Если я давно не был с женщиной, то все действия мои поспешны, и наслаждения почувствовать я не смогу.

Наслаждение возникает после того, как биологическая потребность удовлетворена. Например, я сыт, но вдруг мне предлагают мое любимое блюдо. Я его смакую, в общем, наслаждаюсь едой. Чувство наслаждения в некотором роде искусственно и свойственно только человеку, т.е. наслаждаться едой надо учиться. Тоже самое можно отнести и к сексу. Наслаждать им может только обученный человек, необученный получает только удовольствие. Все наслаждения, о которых мы только что говорили, телесны и ограничены они нашими физическими возможностями. Но есть и духовные наслаждения. Духовных удовольствий, с моей точки зрения, нет. Я не могу получить удовольствие от прослушивания классической музыки. Здесь только два варианта: или я наслаждаюсь, или погибаю от скуки. Таким образом, и духовному наслаждению надо учиться. Спектр духовных наслаждений гораздо шире наслаждений телесных.

Духовное наслаждение я испытываю в процессе интеллектуальной деятельности (обдумывание и чтение лекции, работа с больными и клиентами, написание книги). Не меньшее наслаждение, а, может быть, и большее, я получаю, когда начинаю понимать глубину мыслей известных писателей, поэтов, философов. Знакомо мне наслаждение от музыки (но не от собственной игры, так как играю я плохо). Доставляет мне наслаждение театр, меньше живопись.

Вы, верно, заметили, что я сейчас сам дал себе характеристику. Действительно, по уровню наслаждений можно судить о развитии человека, его способностях. Ведь если я не могу чем-нибудь наслаждаться, то я просто этим не владею, я не развит. Умение наслаждаться расширяет наши возможности. Если я получаю наслаждение от купания в бурном море, то никакая погода не испортит мне отпуска. Если я не могу ходить по горам, то не смогу насладиться видом с вершины горы.

Степень наслаждения зависит от степени умения. И если я что-то умею делать, но делаю это плохо, то вместо наслаждения приобрету только муки. Перефразируя известное изречение можно выразиться так: «Скажи, чем ты наслаждаешься, и я скажу, кто ты".

Где искать наслаждения?


Легче и лучше всего в профессиональной деятельности. Но для этого надо стать профессионалом высокого класса. Если преподаватель говорит, что испытывает большое волнение перед каждой лекцией, что она забирает у него много сил, я начинаю сомневаться в уровне его квалификации. Врач не должен умирать с каждым больным. Он только должен с чистой совестью сделать для больного все, что можно, и тогда его работа превратится в наслаждение.

Для меня сейчас критерием эффективной работы является наслаждение. Если после работы я устал и не получил наслаждения, то это значит, что и мне следует искать пути повышения ее эффективности.

Важнейший признак духовных наслаждений - с ними не жалко делиться, наоборот, оттого, что делишься ими, получаешь дополнительный источник наслаждений. Это положение хорошо иллюстрируется восточной притчей.

«У меня одно яблоко и у тебя одно яблоко. Если мы с тобой ими обменяемся, то у тебя останется одно яблоко и у меня одно. Но если у меня одна идея и у тебя одна идея, то после обмена идеями у каждого из нас будет две идеи».

И, наконец, наслаждения укрепляют здоровье и продлевают жизнь человека. Ведь при наслаждении в крови человека повышен уровень эндорфинов и алкоголя, что улучшает процессы адаптации. Человек, который часто наслаждается, перестает употреблять спиртные напитки, и у него нет склонности к употреблению наркотиков. Но как к дозе морфия или алкоголя человек привыкает, так и мы привыкаем к объекту наслаждений.

Тот же самый объект после многократного повторения чувство наслаждения перестает вызываться одними и теми же предметами. Обратите внимание, как быстро выходят из моды песни, как быстро вы перестаете наслаждаться недавно полученной и только что отремонтированной квартирой. Приходится придумывать что-то новое. Фактически погоня за наслаждениями является источником развития человека.

Но есть еще один источник наслаждения, который не требует дополнительных материальных вложений и смены объекта наслаждений, особенно духовных. Источник этот - собственное духовное развитие. Тогда человек начинает больше видеть в том же предмете и в том же человеке. Тогда можно многократно возвращаться к одной и той же гениальной книге. При последующем чтении ты найдешь в ней что -то новое. Тебя больше начнут интересовать те же самые люди, ибо ты увидишь в них что-то такое, чего раньше не замечал. И тогда источники наслаждений станут необозримыми и будут всегда возле нас.