Папье маше из бумаги своими руками. Папье-маше. Как лепить вещи из бумаги

Поделки из папье-маше по праву считаются одними из самых популярных. С этой мягкой и пластичной массой очень легко работать, а это значит, что и аксессуары из нее получаются самые разные. Из папье-маше традиционно делают кукол и маски, различную театральную бутафорию и муляжи, разнообразные игрушки, украшения и даже некоторые предметы мебели.

Этот материал любят все художественные школы и традиционно проводят обучение по работе с ним. Данную технику с удовольствием изучают и дети, и взрослые. Даже профессиональные скульпторы не пренебрегают работой с папье-маше, ведь это своеобразная отработка будущих образов.

Немного истории

Папье-маше – звучит это по-французски, однако искусство создания различных аксессуаров из нескольких слоев тонкой бумаги зародилось вовсе не в Европе. «Изобретателями» техники работы с папье-маше считаются китайцы. Несколько тысячелетий назад они научились делать из бумаги одежду, а затем и прочные доспехи для своих воинов.

Позже это искусство освоили и жители других стран Востока. При этом большинство изделий начали покрывать специальным водоотталкивающим составом, который, к тому же, добавлял им прочности. Так люди научились делать доспехи, ритуальные маски, различную парадную атрибутику.

Искусством заинтересовались и в Европе. Интересно, что предприимчивые западные жители быстро догадались, что папье-маше можно использовать для создания различных подделок, которые издалека можно принять за настоящие. Так, например, появилась бутафорская лепнина.

Сегодня этим материалом активно пользуются в театре и кино. Большинство декораций делается именно из папье-маше.

Техники работы с папье-маше

Приклеивание небольших кусочков на готовую форму в несколько слоев

Эта техника очень удобна для изготовления различных масок и сложных фигур. Чаще всего ей пользуются в тех случаях, когда необходима точная копия того или иного предмета. Однако ее минус в том, что оклеенный предмет чаще всего оказывается намертво «запертым» под прочным слоем бумаги, и сама поделка становится тяжелее (это не всегда удобно).

Смешивание бумаги и клейстера с последующим изготовлением поделок

Это удобно в тех случаях, когда необходимо изготовить простую фигуру. Как правило, это куклы и различные игрушки. Работать с массой удобно, потому что «схватывается» она постепенно, а это значит, что есть время подправить неточности и убрать неровности.

Как сделать массу папье-маше своими руками?

Если с первым способом все понятно (нужно только сварить клейстер или взять ПВА и наклеивать бумагу в несколько слоев), то с замешиванием папье-маше вторым способом могут возникнуть определенные трудности.

Чтобы замешать «тесто» правильно, нужно подготовить емкость с теплой водой. В нее размачиваем мягкий картон (отлично подходят упаковки от яиц), газеты или туалетную бумагу. Дождитесь полного размягчения материала. При необходимости можно время от времени подогревать миску на плите, чтобы вода не остывала.

Когда бумага размокнет, ее нужно прокрутить миксером или измельчить в блендере. Затем в массу постепенно добавляется клей. Его нужно подмешивать до тех пор, пока субстанция не перестанет прилипать к рукам.

Есть и альтернативный вариант. Но он работает только с туалетной бумагой, так как она тонкая и хорошо поддается измельчению.

Более подробный вариант в этой видео-инструкции.

  • Если вы пользуетесь вторым способом замешивания папье-маше, не делайте слишком много материала до тех пор, пока не будете уверены, что нашли свою «идеальную формулу». Клей и качество бумаги решают многое.
  • Какую бы технику вы ни выбрали, сушить лучше каждый слой. Очень удобно пользоваться феном.
  • Количество слоев зависит от типа выбранной поделки из папье-маше. Однако стоит учесть, что делать меньше 4-5 слоев нецелесообразно.
  • Когда изделие закончено, его нужно просушить в течение суток – это минимальный срок. Для больших поделок количество дней на просушку может увеличиться до 3-4.
  • Готовое изделие обычно покрывают краской. Можно сделать его однотонным. Кроме того, красиво смотрится и необычная роспись папье-маше (работа Екатерины Осипович). Можно сделать причудливые завитушки или мозаику. В последнее время очень популярна покраска поделок различными красящими спреями – это удобно и практично.
  • Украшать поделки из папье-маше можно камнями и бисером. Также на них можно приклеить блестки, пайетки, тканевую отделку и т.д.
  • Ваши творения можно покрывать и лаком. Это добавит им долговечности и прочности. Кроме того, изделие будет легче протирать от пыли.


Примеры и идеи для вдохновения

Техника папье-маше относится к оригинальным видам рукоделия, популярным из-за своей доступности и дешевизны применяемых материалов. Необычное название пришло из французского языка и обозначает в переводе «мятая бумага». Для изготовления поделки своими руками нужна бумага или газета, клей, краски и желание сделать красивое оригинальное изделие. Чтобы научиться технике папье-маше, нужно посмотреть видео мастер-класс о приемах работы и попробовать выполнить работу самостоятельно.

Особенности техники

Техника необычного рукоделия применялась еще жрецами Древнего Египта, которые несколько тысяч лет назад успешно делали маски из отходов папируса, используя для их соединения клеящее вещество. Загадочные предметы персидских мастеров, а именно сундуки, кубки, настенные и настольные украшения сделаны в технике папье-маше еще в средневековый период. В качестве украшения изготовленных предметов служили металлические пластины, ракушки, бусины различных размеров.

Несмотря на то что в качестве несущего элемента применяется обыкновенная бумага, прочность таких предметов является достаточной для изготовления бытовых предметов, несущих нагрузку при использовании. Если требуется увеличить прочность на изгиб и не допустить растрескивания, применяют прокладку из тканых материалов . В Китае и Японии использовали послойное лакирование при изготовлении ваз, шкатулок, пуговиц и декоративных предметов воинского снаряжения.

При помощи декоративного покрытия дорогими лаками делали роскошные вещи, глядя на которые нельзя было сказать, что они выполнены из дешевых бумажных отходов. В отличие от фарфора папье-маше эффективно применяется для изготовления кукольных частей в театре и в декоративных техниках. По сравнению с деревом и фарфором папье-маше весит намного меньше, и при этом предметы не разрушаются от хрупкости .

С течением времени техника папье-маше стала применяться в качестве лепнины при обустройстве интерьеров, а также из бумаги делали некоторые элементы мебели, в церкви торжественное убранство дополняли на вид тяжелые кубки, резные оклады икон, другие предметы.

Причины популярности рукоделия из папье–маше

Практически каждый человек может научиться несложной технике работы с мятой бумагой, вариантов технологии несколько, но процесс не требует специального художественного образования или подготовки. К преимуществам относится:

  • минимальные материальные траты для приобретения материалов;
  • не требуется специальные приспособления и мастерская;
  • очень показательно в качестве применения для развития творческих навыков у школьников в классе и дошкольников;
  • огромные возможности для изготовления различных по назначению предметов;
  • можно изготавливать как маленькие предметы, так и вещи больших размеров;
  • высушенные и покрытые декоративным слоем, служащим одновременно защитой, предметы долго сохраняют приличный внешний вид и не требуют специального и сложного ухода.

Техника папье-маше

В зависимости от сложности и криволинейности будущего шедевра рукодельного творчества существует две технологии работы:

  • изначально приготовление массы из бумаги и клея, затем последовательное нанесение слоев для изготовления предмета;
  • оклейка подготовленного макета кусками бумаги в несколько слоев.

Техника папье-маше применяется с успехом для изготовления своими руками наглядных учебных материалов в классе, макетов, масок, бутафории для театральных спектаклей, муляжей, игрушек и кукол. Помимо этого из подготовленной мокрой бумажной массы готовят праздничные и повседневные шкатулки, тарелки, посуду для напитков, на карнавал подготавливают маски, украшения в виде колье, бус, сережек, подарочных упаковочных шкатулок. Мастера папье-маше делают аксессуары и приборы освещения.

Приготовление бумажной массы заранее

Первоначально делается масса из клеящего вещества и бумаги . Для этого ее рвут обрывками в произвольном порядке и замачивают горячей водой на некоторое время (около 4–5 часов). Используют как газету, так и туалетную бумагу. После намокания полученную массу отжимают от влаги и измельчают. Для этого хороши все средства, но лучше делать это механическим способом с помощью миксера.

В размельченную пасту добавляют немного клея ПВА и обойного клея. Мастера знают пропорции, поэтому если масса сделана несколько раз, то количество клея подбирается опытным путем. Мешают до тех пор, пока подготовленная паста не станет липнуть к рукам . Из этой массы можно вылепить любые предметы по принципу лепки из пластилина. Для изготовления объемных предметов своими руками делается каркас-основа из проволоки или дерева, затем на него лепится в нужных местах масса папье-маше.

Для сушки потребуется около 6 часов , все зависит от плотности бумаги и размера предмета. Чтобы придать красивый внешний вид полученной скульптуре, ее разукрашивают краской и лаком. Для того, чтобы рабочий материал был пластичный, в состав добавляют около трех ложек растительного масла. Массу можно хранить для дальнейшей работы в холодильнике, обернутую полиэтиленовой пленкой, чтобы не допустить испарение влаги.

Техника маширования

Этот способ предполагает послойное наклеивание бумаги на выбранный макет. Варят крахмальный клейстер по густоте киселя, допускается использование готового порошка обойного клея, который разбавляют с водой или клеем ПВА. Для оклеивания выбирают модель. Ее берут готовую (яблоко, тарелка, чашка, шар и др.) или готовят самостоятельно (лепят из глины или пластилина). Первый слой на макете клеят водой, для этого намачивают бумагу и наносят равномерным слоем на поверхность. Некоторые мастера предпочитают поверхность макета смазывать вазелином.

Второй слой наносят на поверхность первого, который прямо на модели смазывают клеем. Не следует усердствовать с толщиной промазки, иначе клей пропитает первый бумажный слой и снять изделие с макета будет трудно.

Для слоев бумагу рвут в произвольном порядке, мелкие предметы оклеивают небольшими кусочками, чтобы при выкладывании не образовывались заломы.

Для качественно исполненной вещи достаточно наклеить от 6 до 9 слоев черновой бумаги , причем каждый из них должен полностью покрывать поверхность и быть нанесен на клеевую промазку. Последнюю пару делают из бумаги белого цвета для облегчения покраски и нанесения рисунка. Количество слоев добавляет прочность изготовляемому предмету . Сушку изделия осуществляют в естественной среде без принудительного нагревания.

Опытные мастера папье-маше просушивают каждые наложенные три - четыре слоя на изделии, затем повторяют следующие. Для наружной отделки с успехом применяют гуашь, масляные краски, лаки, акриловые колеры, используют мелкие предметы, кружево, гипюр, бисер, проволоку и другие многочисленные украшения, заранее предусмотрев, как они будут смотреться в комплексе.

Опытные и начинающие мастера перед окраской шпаклюют изделие акриловой пастой, затем счищают неровности алмазной сеточкой для затирки или наждачной бумагой сначала большого номера крупности, в конце применяя мелкую фракцию. Так изделие смотрится аккуратнее и ему можно придать шикарный внешний вид. Для изготовления вещей используют отходы картона, упаковки из яиц, салфетки и гофрированную бумагу, словом, то, что валяется под ногами.







Мастер-класс по изготовлению декоративной тарелки

Для начала нарывают множество полосок и кусочков из туалетной бумаги или газеты, берут баночку клея ПВА, в качестве макета пригодится готовая тарелка понравившейся формы и емкость для намокания кусочков. Технология изготовления тарелки своими руками следующая:

Изготовление фигурок животных в технике папье – маше

Для неопытных мастеров сделать фигурку животного по технологии папье-маше своими руками, кажется сложным, но на самом деле такая работа требует осмысленного знания, которое можно получить при просмотре видео:

Видео класс изготовления шкатулки из папье-маше

Если посмотреть видео, то станет понятно, какую последовательность работ выполнять, чтобы изготовить декоративную шкатулку своими руками по технологии папье-маше.

Для основы шкатулки берут цилиндрические вставки от скотча, фотобумаги или другие цилиндрические предметы. Иногда мастера делают картонные цилиндры, пропитанные клеем и высушенные перед работой. В зависимости от размера шкатулки нужно будет взять от 2 до 4 заготовок.

Дно шкатулки вырезают из плотного картона, на котором обводится внутренний контур основного цилиндра, затем окружность вырезается и клеится к низу цилиндра. Крышку делают подобным образом, только окружность в этом случае ведут карандашом по наружному контуру. Бортик для плотного закрывания формируют из полосы картона шириной 10– 15 мм и клеят к цилиндру.

Шкатулку делают кусочками бумаги, наклеивая их послойно, так чтобы не оставались зазоры . Это важно для сохранения прочности, достаточно выполнить около 8–10 слоев папье-маше , при этом рекомендуется делать промежуточное просушивание, например, через 3 слоя. Если получаются неровные края, то лишнюю бумагу убирают ножницами.

В качестве основы для наклейки можно взять воздушный шар, надуть его и обклеить на две третьих по высоте. После высыхания слоев шар сдувают и вынимают из готового изделия. В таком случае края оформляют художественным образом, вырезая ножницами листья, геометрические фигуры на краю шкатулки, изделие получается в виде открытой вазочки.

Для оформления шкатулки с крышкой и без, готовят ракушки, крупные кофейные зерна, используют природный материал в виде семечек, макарон, листьев, небольших веточек и соцветий . Все эти отделочные элементы просушиваются, красятся и вскрываются лаком. Некоторые мастера показывают на видео класс, как сделать расписную шкатулку из папье–маше без украшений на однотонной поверхности.

Рукоделие папье-маше является очень увлекательным для начинающих мастеров, но и опытные декораторы с каждым новым изделием раскрывают возможности применения этой древней техники, о чем свидетельствуют многочисленные фото с выставок.

Изделия из папье-маше многим знакомы с детства. Как часто малыши оказываются жертвами «фальшивых» фруктов, изготовленных из этого материала и заботливо разложенных в вазочки в столовых, гостиницах, пансионатах. Родителям бывает весьма непросто объяснить своему чаду, что это красивое яблоко совершенно невкусное и служит своеобразным украшением. И это лишь один частный пример использования столь доступного материала.

Как сделать папье-маше своими руками?

Материал этот состоит из клейстера, обойного или другого) и бумаги (абсолютно любой, начиная с газетной и заканчивая туалетной). А создавать из папье-маше домашние шедевры можно двумя способами. Первый предполагает получение однородной массы путем смятия бумаги и погружения ее в клей. Второй — это оклеивание полосками газеты (обоев и т. д.) готового изделия (фигурки, тарелки, чашки, вазы) для дальнейшего создания уникального дизайна. И первый, и второй способы предусматривают последующее покрытие полученного предмета краской. В большинстве случаев используется акриловая, но могут быть и другие варианты, например, гуашь.

Технология создания папье-маше

Как делать однородную массу из клея и бумаги, многие помнят с детства (в советских художественных, а порой, и общеобразовательных школах обучали этому искусству). Бумагу (например, газету) следует руками порвать на мелкие части и залить водой. По возможности, ее кипятят на протяжении получаса на медленном огне. В противном случае оставляют разбухать на час-полтора. Затем массу как следует разминают руками, стараясь достичь максимальной однородности. Желательно пользоваться медицинскими перчатками из тонкой резины, поскольку и газета, и клей негативно влияют на кожу. Полученную бумажную массу отжимают. Это можно сделать руками или воспользоваться ситечком. А затем в нее постепенно добавляют клей, получая нечто, похожее на тесто. Как только масса становится послушной, ее можно считать готовым сырьем для папье-маше.

Как вылепить браслет или бусы?

Получив материал, можно приступать к созданию самого простого изделия. Новичкам, которые впервые сталкиваются с данной технологией, рекомендуют начать с чего-то простого. Это могут быть елочные игрушки из папье-маше (сделать шар легче всего), браслет или бусы. Во всех перечисленных случаях сначала скатывается шар из папье-маше необходимого размера. Затем, когда их будет изготовлено достаточное количество, с помощью иглы делают сквозные отверстия для лески и оставляют сушиться. Завершающий, самый интересный этап создания украшения — его раскраска. Бусины можно просто покрыть одним цветом, или же при помощи тонкой кисти нарисовать на них цветы, звезды, какой-то интересный орнамент. Все зависит от умения и фантазии автора. После высыхания краски, их нанизывают на леску и, в зависимости от ее длины, получатся бусы или браслет из папье-маше.

Как делать тарелку?

Обычно при изготовлении посуды используется иная технология. Ингредиенты понадобятся те же самые: клей, бумага (газета и тонкая белая, например, калька, примерно в равном количестве), а также краски, но действовать нужно будет другим способом. Дополнительно потребуется керамическая тарелка, облепив которую, получают такую же из папье-маше. Как делать подобные вещ? Очень просто. Сначала газету рвут небольшими квадратами (2Х2 или 3Х3 см). Ножницами пользоваться не рекомендуется, поскольку неровные края обеспечивают незаметную границу между фрагментами. Затем аналогичным образом поступают с белой бумагой. В блюдце или другую посуду наливают клей, чтоб в него было удобно макать кусочки. Тарелку необходимо смазать чем-то жирным, чтобы было легче отделить от нее готовое изделие. А затем на нее наклеивают слой газетных кусочков, обмакивая каждый из них в клей. Делать это нужно так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, образуя однородную поверхность. Как только вся тарелка будет обклеена, сверху по такому же принципу наносят белую бумагу. Таким образом, чередуя слои, их наносят от 8 до 10. После этого тарелка должна высохнуть. Как правило, на это уходит около суток.

На подсохшую поверхность наклеивают еще 4-5 слоев белой бумаги так, чтобы газета сквозь нее перестала просматриваться. Спустя еще сутки, керамическую тарелку убирают, а готовое изделие оклеивают с нижней стороны еще несколькими слоями белой бумаги. Спустя 24 часа, можно приступать к раскрашиванию, после чего поделка считается завершенной. При желании, тарелку можно покрыть прозрачным лаком, который сделает ее крепче, а рисунок более стойким.

Маски из папье-маше

Существует еще один популярный сувенир из этого материала. Маски обычно создают из кусочков бумаги, но можно и вылепить из предварительно подготовленной массы. Их изготовление считается более сложным, чем создание бусин или тарелок. Так что приступать к работе, не имея никакого опыта, не стоит. Если маску планируется именно лепить из папье-маше (как делать саму субстанцию, описано выше), то, кроме нее и красок больше ничего не понадобится. В этом случае необходимо просто руками придать ей необходимую форму. Чтобы это было проще сделать, можно использовать манекен или наносить папье-маше непосредственно на чье-то лицо, смазанное кремом. Готовую маску сушат и разрисовывают акриловыми красками по своему желанию. Особое внимание нужно уделять отверстиям для глаз. При необходимости, окончательно откорректировать их можно канцелярским ножом после высыхания.

Если же планируется использовать кусочки бумаги, то желательно предварительно вылепить основу, например из пластилина. Ее следует оклеить кусочками бумаги, аналогично тарелке. Убирать пластилиновую основу лучше после того, как маска высохнет. Чтобы ее можно было использовать по назначению, а не просто в качестве сувенира, с обеих сторон делают небольшие отверстия, в которые в дальнейшем можно вставить ленту или резинку.

Фигурки из папье-маше

Подобная сувенирная продукция часто встречается в специализированных магазинах. Но при желании фигурки животных, мифических персонажей, куклы, цветы или фрукты можно создавать и самостоятельно. Если речь идет о небольших сувенирах, то их обычно лепят из бумажно-клеевой массы. В случае более крупных объектов, предварительно изготавливают макет, который сверху покрывают кусочками бумаги. Особой популярностью к рождественским праздникам пользуются фигурки животных по символу наступающего года. Это дракон, змея или лошадь из папье-маше. Несомненно, чтобы создать такое творение, нужен и талант, и определенные навыки. Ведь это не простые шарики или тарелки. Но иногда бывает достаточно одного желания, чтобы соорудить забавную (пусть и не очень похожую на настоящую) зверушку и подарить ее близкому человеку. Чтобы она была более устойчивой и крепкой, можно сначала сделать каркас из проволоки. А уже потом облепить его бумажной массой и разукрасить.

Как хранить изделия из папье-маше?

Общеизвестно, что бумага — материал капризный. Она легко разрушается под действием влаги, может менять свои свойства от высокой или низкой температуры и прямых солнечных лучей, легко воспламеняется. Зная, как делать папье-маше (из бумаги кусочками или приготовленной вперемешку с клеем массы), следует понимать и то, как правильно хранить изделия. Несомненно, и сам клей, и краски, и всевозможные каркасы, используемые в работе, делают его несколько прочнее. Но, папье-маше, как и обычная бумага, боится сырости. Поэтому хранить изделия следует исключительно в сухом месте. При этом желательно не допускать сверхнизких и слишком высоких температур и открытого огня поблизости. При правильном хранении статуэтки, посуда и прочие фигурки могут радовать владельца на протяжении долгих лет.

Как сделать материал более прочным?

Профессионалы, изготавливающие фигурки для продажи, стараются их сделать максимально крепкими и устойчивыми к воздействию внешних факторов. Для этого предварительно создают жесткий каркас из проволоки или иного материала. Также можно добавить в массу немного цемента или гипса. В итоге получится уже не совсем папье-маше, но зато достаточно прочный и удобный для использования материал. Вот только работать с ним уж точно придется в перчатках.

Использование техники для детского творчества

Малыши дошкольного возраста и ребята постарше очень любят что-то мастерить руками. Это развивает творческие способности и развивает моторику пальцев. Как правило, в качестве материала используется пластилин или глина. Но папье-маше ничуть не хуже. Ведь это абсолютно натуральный безопасный материал (особенно, если он изготовлен на основе клейстера), с которым с удовольствием поработают дети любого возраста. Конечно же, саму массу лучше приготовить кому-то из взрослых. А вот лепить из нее можно всем вместе: от самых маленьких и до старшеклассников.

Тем, кто никогда не работал в данной технике, но хочет попробовать себя в этом направлении, необходимо понимать некоторые нюансы. Во-первых, касательно материалов. Бумага, из которой делают папье-маше, может быть любой, но крайне желательно, чтобы она хорошо размокала. Клей лучше всего использовать натуральный (клейстер или ПВА), чтобы и сама масса, и изделие из нее оказались не токсичными. Покрывать готовое изделие лучше всего акриловыми красками, поскольку они наиболее долговечные. Если же речь идет о детском творчестве, лучше взять гуашь. Для того чтобы фигурка или иная конструкция была прочнее, следует использовать проволочный каркас. Гуашь на поверхности фиксирую при помощи лака.

И никогда не стоит расстраиваться, если с первого раза не получаются сложные фигуры. Начинать лучше с чего-то попроще, а со временем и опытом выйдет все: и куклы, и зверушки, и другие фигурки.

Стоит начать делать из этого материала поделки, и понимаешь, что он обладает огромными преимуществами, его состав самый простой и очень разнообразный, а еще из него можно изготовить всё! И сегодня мы научимся делать папье маше своими руками для начинающих, а также посмотрим на всевозможные конструкции из него.

  • Классический – слой за слоем.
  • Делать массу, как тесто. И из него конструировать любые фигуры.

Признаюсь, чтобы заразиться моделированием из этого материала, порой достаточно посмотреть фото готовых изделий. И я уверено заявляю: ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВСЕ!

Папье-маше своими руками технология и рецепты для начинающих

Из чего можно сделать папье маше:

  • Газеты;
  • Туалетная бумага;
  • Салфетки;
  • Яичные лотки;
  • Опилки;
  • Мука;
  • Вата и др.

Дам 3 варианта. Два из них для самого материала. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Третий рецепт – клейстер для газетной поделки. А потом я расскажу, как используя третий рецепт, сделать вазу и другие изделия.

Вариант 1 — папье маше без усадки из 7 компонентов

Сделать фигурки прочными с мелкими деталями и без шероховатостей можно вот таким способом.

Это – один из вариантов, рецепт можно откорректировать. Измените некоторые параметры, чтобы лично вам было удобно работать.

Идеальная масса для лепки, совмещающая свойства солёного теста, глины и папье-маше, подойдёт как для больших изделий, так и для заполнения совсем маленьких молдов. При высыхании не имеет усадки, абсолютно гладкая, то есть не нуждается в дополнительной обработке и шлифовке. Готовится такая масса из ингредиентов, которые найдутся у каждого дома.

Ингредиенты:

  • Туалетная бумага – 40г;
  • Клей – 250г;
  • Мыло (жидкое) – 1 ст. л.;
  • Масло (растительное) – 2 ст. л.;
  • Крахмал – 40г;
  • Мука – 100г;
  • Сок лимона – 1 ч. л.

Мастер класс по изготовлению материала:

  1. Вмешивать небольшими порциями. Главное – получить однородную консистенцию. Лучше брать по маленькому кусочку. Тогда можно легко контролировать, сколько взять бумаги.
  2. Когда тесто готово, и в нем нет комочков, добавляется мыло. Хорошо все перемешивается.
  3. Масло добавит эластичности и поможет хорошо вымесить тесто.
  4. Пора добавить крахмал.
  5. Вмешать в массу муку.
  6. После того, как все соединилось в однородную массу, месить, как минимум, 4-5 минут. Сначала в миске. Только стоит смазать руки маслом, чтобы тесто не липло. Потом стол посыпать мукой и замесить на поверхности.

Если не планируете сразу использовать, добавьте сок лимона, заверните в пакет и отправьте в холод. Потом только разомнете комочек, и можно работать с ним.

Преимущество этого рецепта в том, что работать с материалом можно сразу, после его изготовления.

Недостаток – более дорогой вариант. И это – не классический, а комбинированный способ, что помогает добиться прочности и гладкости за счет того, что в «тесте» практически нет комков, ни маленьких, ни больших.

Вариант 2 — вода + клей + туалетная бумага

Для этого рецепта почти все есть под рукой. Да и малышам легко работать с таким необычным «пластилином». Они смогут из этого материала воплотить любые свои идеи.

Но большая часть работы по этому рецепту предполагает не точные цифра, а ваши ощущения.

Ингредиенты:

  • Туалетная бумага;
  • Клей ПВА;
  • Кипяток.

Пошаговая инструкция:

  1. Рвем рулонную бумагу на небольшие кусочки.
  2. Заливаем кипятком так, чтобы полностью покрыть.
  3. Оставить на 2 часа.
  4. Размять до однородности вилкой или миксером.
  5. Отжать воду. Выложить часть массы в чистую тонкую ткань. Свернуть и отжать воду полностью.
  6. Снова размельчить бумагу.
  7. Добавить клей. Замесить.

Преимущество метода в том, что он простой, дешевый, доступный.

Недостатки – нужно дать время настояться массе и будут шероховатости из-за неминуемой неоднородности пресс-папье.

Для этого способа можно и газеты брать. Вот только нужно выделить сутки на первоначальное размачивание. И еще 2 суток, чтобы довести массу до нужной кондиции.

Вариант 3 — готовить не нужно!


Классика жанра – создавать слои из газет. И это мой любимый вариант. Для этого можно использовать, как покупные клея, например ПВА, так и самостоятельно изготовить.

Ингредиенты:

  • Вода – 0,5л;
  • Крахмал – 3 ч. л.

Приготовление:

  1. Крахмал и воду соединить и размешать так, чтобы не было комочков.
  2. Поставить на огонь и закипятить. Когда клейстер загустеет, снять с огня. Помешивать постоянно.
  3. Остудить.

Можно вместо крахмала взять муку. Только тогда лучше предварительно развести ее в стакане воды до состояния блинного теста. А потом залить 1,5 литрами кипятка и довести до нужной консистенции, постоянно помешивая.

Таким образом можно делать маски для детей, земной шар, — подробней по ссылке.

Маленькие секреты

Какие используются дополнительные (не обязательные) ингредиенты? Есть масса секретов и тонкостей, что помогут сделать изделия более точными, а детали маленькими и тонкими:

  • Клей ПВА строительный (не обычный канцелярский).
  • Добавить шпаклевку.
  • Немного гипса.
  • Клей строительный (для плиток и т.д.).
  • Жидкое мыло дает большую пластичность.
  • Подсолнечное масло – и масса не липнет к рукам.
  • Крахмал и/или мука. Тогда появляется нужная вязкость и тогда можно будет легче вымесить «тесто».
  • Лимонный сок. Если хотите заранее приготовить массу и оставить ее храниться.

Важно!!! Если выбираете 2 способ, советую найти подходящую туалетную бумагу. Не жалейте! Покупайте качественную! Она более тонкая, 2-3-слойная. Растворяется в воде без комочков.

Вопросы по материалу

В каких условиях хранить?

До 5 дней – просто в целлофановом пакете. Более 5 дней, неделя-полторы – в холодильнике.

Каким по консистенции должен быть клей (покупной и свой)?

Нужна средняя консистенция. Если клей слишком густой, его можно размешивать водой. Более жидкий – добавляется больше сухих ингредиентов.

Бумага, газеты или салфетки?

Выбор одного из основных ингредиентов является решающим. Тогда сразу определяется способ, каким вы будете конструировать игрушки и возможность проработать более мелкие детали.

Поделки: ваза, домик, тарелка для начинающих

Тарелка из папье маше

В качестве основы подойдет любая форма или тарелка. Используем 3-й вариант папье маше — слои из газет. Просто и быстро можно сделать конфетницу или декоративную тарелочку

Ваза

Видео мастер-класс

Нам понадобятся:

  • Кусочки газеты;
  • Клейстер;
  • Шарик;
  • Вода;
  • Краски;
  • Кисточки;
  • Эмаль.

Мастерим:

  • Шарик смочить водой. Первый слой кусочков газет выложить именно на мокрую основу. Можно и сами кусочки слегка смочить.
  • Смазать весь слой клейстером и наложить второй слой. Вот сейчас кусочки смочены уже в клее.
  • Так проделать каждый последующий слой. Толщина изделия зависит от вашего предпочтения. Например, 10 слоев обеспечат прочность и легкость вазе.
  • После каждых 2-ух слоев хорошо просушить изделие.
  • Дать окончательно высохнуть.
  • Шарик сдуть и вытащить.
  • Выровнять горлышко. Нарисовать круг и сделать надрезы до этой линии. Потом срезать все лишнее.
  • Укрепить горлышко. Наклеить кусочки газеты на край так, чтобы загнуть второй конец кусочка внутрь.
  • Нанести эмаль или сразу 2 слоями акриловой краски.
  • Украсить, используя любой декор, какой вам нравится.


Домики

Начну с видео мастер-класса – прелесть!

Теперь фото мастер-класс

Чтобы сделать домик, нам нужно:


Как сделать. Простая инструкция:


Хотите, сделайте двухэтажный домик.

После того, как фигурки сделаны, стоит уделить внимание выравниванию. Для этого нужно ошкурить поделку. Тогда уже и к окрашиванию можно приступить. Иначе, будут заметны неровности и бугорки из-за комков в массе или из-за слоев. Такие неровности можно замаскировать декором.

Новогодние игрушки и папье маше

И снова за основу берем воздушный шарик, надуваем его до нужного размера и обклеиваем красивой бумагой или салфетками в несколько слоев.



Даже, если это – ваш первый опыт, даже, если у вас нет художественного таланта, вы справитесь! Главное – начать!

Расскажите и покажите, что у вас вышло! И заглядывайте в гости регулярно. Станьте подписчиком, и тогда узнаете много-много еще чего интересного!

Традиционно папье-маше используется для изготовления масок. Материал, созданный из подручных средств, принимает абсолютно любую форму. Папье-маше в интерьере стали применять совсем недавно. Материал ассоциировался только с детским творчеством и созданием подделок, а ведь из «мокрой бумаги» можно изготовить авторский барельеф, объемное панно, эксклюзивную вазу и даже искусственный кирпич или камень. Декор из папье-маше отличается простотой создания, но при этом обладает невероятной твердостью и прочностью. В отличие отстеклянных, такие украшения не разобьются, а о том, сколько стоят качественные имитации натурального камня лучше умолчать. Рассмотрим в деталях несколько мастер-классов по изготовлению папье-маше и вдохновимся креативными идеями других декораторов.

История происхождения

Название папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Хотя изысканное имя оригинальному тесту для лепки действительно придумали во Франции, его настоящей родиной был Китай. Еще в древние времена, когда здесь изобрели бумагу, параллельно разработали простой способ создания особого материала, который был податлив при работе, но обладал прочностью после просушки. Дополнительную жесткость папье-маше придавали с помощью наложения нескольких слоев лака на готовое изделие. Китайцы предпочитали создавать из бумажной массы боевые шлемы, которые действительно хорошо защищали головы, и даже элементы доспехов. Казалось бы, что может быть глупее, чем доверять свою жизнь размоченной и склеенной бумаге, но амуниция пользовалась популярностью. Стрелы ее не пробивали, а скользящих ударов мечей и вовсе можно было не опасаться. Кроме того, папье-маше в сравнении с металлическим обмундированием было легким, словно перышко, что позволяло китайским воинам передвигаться с большей скоростью и ловкостью.

Следующими эстафету переняли японцы. Заполучив рецепт папье-маше, они приспособили его всвоей культуре, создавая из бумажного теста оригинальные декорации для праздников и традиционных для этой страны церемоний - маски. Изделия шлифовались шкурками до воскового блеска и покрывались дополнительными защитными слоями, раскрашивались. Получалось великолепное и простое в изготовлении украшение. Из Японии рецепт папье-маше попал в Европу, где французы его нарекли всем известным именем, а англичане усовершенствовали. Некто Джон Баскервилл,бывший печатником, открыл производство декора из папье-маше. Вначале он пользовался японскими образцами, а затем стал внедрять и свои идеи. Тарелки, шкатулки, фигурки людей и животных, декоративные маски и даже часы пользовались небывалой популярностью. Помощник декоратора Генри Клей проводил эксперименты с составами, пытаясь найти оригинальную рецептуру, которая обретет еще большую прочность. И, в конечном счете ему это удалось. Размоченную массу он высушивал на манер глины под воздействием высоких температур, и она получалась невероятно твердой, по прочности не уступая даже древесине. Свой рецепт Клей запатентовал.

В последствии было открыто еще несколько фирм по производству оригинальных украшений из папье-маше, но «бумажное тесто» со временем перекочевало в творчество и хобби. Его замешивали на дому и изготавливали кукол для детей, корзинки под конфеты, декоративные блюдца, вазы, лакированные шкатулки для украшений. Особой популярностью материал пользуется, как дешевая имитация дорогих поверхностей: металла, древесины, керамики, камня. Чтобы придать сходство с оригиналом, достаточно просто правильно подобрать краски и создать подлинную фактуру, чего легко добиться, сняв с настоящей поверхности слепок. В Россию техника изготовления папье-маше пришла во времена Петра I. При работе с бумажной массой стоит учитывать, что изделия сильно усаживаются после высыхания. Потеря объема может составлять до 5-8%. Поэтому делать декор необходимо заведомо больше по размерам, учитывая эту особенность мастики.

Изделия из папье-маше прослужат долго, если в помещении будет поддерживаться средний уровень влажности. Постоянное «размокание» сильно сократит эксплуатационный срок украшений.

Техника изготовления

Что касается техники изготовления, то используют два основных способа:

  • Смешивание массы в емкости.
  • Накладывание бумажных слоев на подготовленный молд.

Первый вариант подходит для тех случаев, когда изделие будут лепить руками или заливать массу внутрь формочек. Сам процесс напоминает работу с пластилином или глиной. Второй способ пригодится, если используются молды, которые нельзя наполнить изнутри, но их форму мастер повторить не сможет. Обычно речь идет о шарах, то есть таких изделиях, которые сложно выполнить идеальными самостоятельно.

Рецепты приготовления массы

Хотя основа в любой технике - бумага, «приготовить» ее можно совершенно по-разному с использованием необычных дополнительных ингредиентов. В зависимости от рецептуры в составы добавляют мел, канифоль, муку, олифу, гипс, крахмал, клейстер и даже измельченные овсяные хлопья. Иногда в ход идут довольно необычные составляющие, но мы рассмотрим два традиционных рецепта, которые советуют новичкам мастера лепки из папье-маше.

Рецепт №1

Для первого рецепта понадобится бумага (туалетная, офисная, газетная), жидкое мыльное средство, клей ПВА, горячая вода и строительная шпатлевка. Работу начинают с замешивания теста. Около 8 рулонов туалетной бумаги (этого будет достаточно для получения примерно 2 кг готовой массы) измельчают и помещают в чистую емкость. Ее заливают горячей водой. Бумаге дают «отдохнуть» несколько часов. Теперь ее помещают в марлю, сложенную в несколько раз, ткань (не очень плотную) или сеточку от комаров. Массу отжимают, но не досуха. Затем бумагу измельчают повторно. Для этих целей используют миксер или блендер. В результате получится волокнистое тесто, в которое добавляют примерно 1 ст. ложку мыльного средства (подойдет даже обычное средство для мытья посуды “Фейри”). Перемешивают. Теперь в массу постепенно заливают клей ПВА. Добавляют его порциями, чтобы состав равномерно перемешался. Точной дозировки клея нет. Здесь мастер решает сам, насколько густое папье-маше ему нужно. После клея в тесто добавляют 4-5 ст. ложек шпатлевки. Массу еще раз замешивают. Папье-маше готово к использованию.

Рецепт №2

Для приготовления состава по другой рецептуре потребуется:

  • 0,5 кг туалетной бумаги.
  • 0,5 кг клея ПВА.
  • 2-3 ст. ложки масла льна.
  • 1,5 л теплой воды.

Бумагу измельчают и заливают водой в чистой емкости. Будущее тесто оставляют на сутки. После того как бумага разбухнет, ее порциями помещают в марлю и отжимают. Теперь в миску добавляют клей. Его следует разделить на пять частей и постепенно вливать в бумажную массу, каждый раз тщательно перемешивая. Теперь в почти готовое папье-маше добавляют масло льна, которое позволит получить более эластичные изделия. Массу еще раз перемешивают и тесто из бумаги для лепки готово.

Из папье-маше изготавливают вазы, мелкую скульптуру, чаши, сундучки, шкатулки, коробочки, куклы. С помощью бумажной массы можно создать барельеф или объемное панно на стену. Из материала лепят камушки, гальку, кирпичики, которые после покраски от настоящих отличаются только весом. Необычный декор закрепляют на стенах, каминах, вокруг дверных или арочных проемов. Этот вариант идеален для бюджетного ремонта, если у оформителя есть свободное время, чтобы покорпеть над созданием многочисленных элементов.

Вазы

Вазы проще всего изготовить по технологии накладывая кусочков на форму. В качестве основы может выступать старая или треснувшая керамика, которую хочется заново воссоздать. Газетные листы измельчают, смачивают в клее и накладывают на вазу слоями. После высыхания получившееся изделие разрезают пополам, отделяют от образца, а затем повторно скрепляют столярным клеем. Чтобы получить круглую вазу используют воздушный шарик. После застывания папье-маше его прокалывают иголкой и извлекают через небольшое отверстие, которое тоже впоследствии склеивают. Податливость материала позволяет создавать сложные, ажурные поверхности. Дополнительно украшение декорируют яичной скорлупой, нитками, которые образуют узоры, фурнитурой, бисером, пуговицами.

Декорирование стен

В декорировании стен папье-маше используют для создания сложных художественных композиций и для изготовления дешевой декоративной отделки. В первом случае потребуется фанерный лист, на который наносят рисунок. Затем разводят бумажно-клеевую массу, из которой формируют отдельные фрагменты картины. После их высыхания, детали приклеивают к основе строго по контурам рисунка и окрашивают. Если приложить достаточно усилий, то можно получить фантастические панно с изображениями сказочных принцесс и нереальных существ. Такое украшение идеально подойдет для интерьера детской комнаты. Спальню или гостиную декорируют картинами с изображениями объемных цветов, птиц, животных, деревьев. На кухне будет эффектно смотреться натюрморт или рельефная виноградная лоза. Чтобы сделать кирпичики или камни из материала, обязательно заготавливают формы. Для этого подбирают подходящий образец (а лучше парочку), помещают его в емкость и заливают гипсом. Когда нужно украсить большой участок стены, используют несколько молдов, так как это значительно ускорит трудоемкий процесс штампования. Вместо туалетной бумаги, рекомендуют размачивать яичные лотки. В состав обязательно добавляют алебастр для большей прочности. Изделия хорошо просушивают и закрепляют на стене с помощью столярного клея. Если нужна гладкая поверхность, то искусственные камни шлифуют наждачной бумагой.

Необычно будут смотреться панно, где часть рисунка выполнена красками, а папье-маше декорированы только акцентные детали.

Элементы декора и поделки

Из папье-маше можно сделать дверные ручки или молотки, декоративные венки, которые дополнительно украшают веточками, мешковиной, шишками и лентами. Материал часто используют для создания шкатулок, пиратских сундуков с сокровищами, копилок, подсвечников и искусственных фруктов. В последнем случае лучше пожертвовать оригинальным угощением, чтобы создать форму. Кстати, папье-маше после высыхания будет легче отделяться от молда, если тот предварительно смазать вазелином. Из бумажной массы получаются и сложные украшения. К примеру, изделие декоративная рука, на пальцах которой развешивают браслеты и бусы. Лепниной из бумаги украшают мебель. Завитушки из папье-маше получаются ничуть не хуже, чем из гипса. Солнечная система из миниатюрных планет, которые создают с помощью все тех же воздушных шариков, украсит комнату юного астронома.