Пенсионная реформа госдума. Евдокимова Ю.В. Пенсионная реформа в РФ: основные проблемы и направления их решения. Индексация пенсий после реформы

Новая пенсионная реформа 2016 в России скоро вступит в полные права. Уже с 1-го января 2015 введён новый порядок начисления и способ формирования пенсионных выплат. Напомним, чем принципиально отличается новая формула расчёта, и от чего она зависит. Правительство утвердило пенсионную реформу уже давно, и планомерный переход к ней составлял не один год. И вот, наконец, первые начисления по новой формуле.

Итак, суть пенсионной реформы в 2016 году в том, что расчёт базового содержания будет осуществляться в некоторых условных единицах, или баллах в отличие от того, что расчёт ранее производился непосредственно в рублях. При выходе человека на заслуженный им отдых, условные единицы будут конвертироваться в рубль.

Итак, будущая поддержка пенсионеров по новым условиям зависит:

От периода отчислений за сотрудника в страховые фонды. Страховой стаж в этом случае будет оказывать существенное значение в размере будущей поддержки – чем он больше, тем больше будут и выплаты.

Размер заработных плат. Опять же, в учёт будущего пенсионного содержания будет идти только та часть зарплаты, от которых производились ежемесячные отчисления в ОПС. «Конвертные» содержания, увы, не учтутся. У работников теперь и совсем мало выгоды получать оклад в конверте.
Иметь значение будет также возраст обратившегося за получением пенсионного содержания человека. Увеличение индивидуального коэффициента каждого сотрудника происходит с увеличением отработанного стажа. Благодаря такому подходу, если человек продолжает трудиться после достижения нужных лет выхода на отдых, размер его пенсии будет увеличиваться с каждым годом работы.

Специальными коэффициентами будут обозначены отдельные периоды социальной значимости – декретные отпуска, армейской службы, отпуска по уходу за пожилыми родственниками. Эти периоды будут учтены при расчёте и повлияют на размер поддержки.
Согласно новому порядку формирования пенсионных выплат, пенсия гражданина России будет сформирована их двух составляющих: страховой и накопительной частей.

Итак, как прописывает пенсионная реформа в России 2016, накопительная часть считается следующим образом: сумма накопленных пенсионных отчислений делится на временной период, являющийся статистической единицей, обозначенной федеральным законом.
Вторая, страховая, часть рассчитывается в условиях фиксированных гражданских выплат. Не менее 15-ти лет должен быть период страхового стажа у получателя. Напомним, что фиксация страховых доходов происходит не в рублях, а баллах. Это очень удобно, таким образом Правительство предупреждает процесс «удешевления» пенсионных накоплений. Ведь инфляция порой «съедает» значительные суммы. Поэтому в момент выхода на отдых, пенсионер получит сумму, эквивалентную реальной действительности.

Первыми полностью оценить новую реформу смогут лишь те, кто устроится на работу официально только после января 2015-го года. Именно этим гражданам пенсионные формирования будут изначально начисляться по установленной формуле. Остальные лишь частично смогут ощутить её на себе – для них будут сделаны перерасчёты. Государство обещает, что для этих граждан в некоторых случаях будет сделана существенная поблажка – если при перерасчёте пенсионных сумм новая окажется меньше, чем по старому закону, то выбор будет сделан в пользу человека – то есть останется большая сумма.

Новые расчёты действуют практически на все категории пенсионеров и относятся и к пенсиям по инвалидности, и по потере кормильцев. При таких вариантах, как и сейчас, гражданами должен быть наработан стаж не менее одного дня.

Не распространены новые порядки перерасчёта на людей, находящихся на полном государственном обеспечении. Это следующие категории:

пожилые старше 80-ти,
граждане с инвалидностью 1-й группы,
жители, трудящиеся в условиях Крайнего севера.
Перерасчёты пенсионной поддержки в грядущем периоде могут приятно сказаться на тех, чей трудовой стаж уже больше 40-ка лет. Их выплаты могут сразу увеличиться на сумму порядка 600-700 рублей.

Изменится ли каким-то образом льготная пенсия по пенсионной реформе в 2016 году? Перечень льготных профессий, имея которые граждане выходят на пенсию раньше, остаётся прежним. При выходе на отдых, по закону таким лицам будут применены повышающие коэффициенты к накопленным баллам.

Если кратко, то так и выглядит пенсионная реформа 2016 , последние новости относительно которой формулируют основные принципы перехода на новые расчёты.

Конвертации в баллы и обратно в рубли будут подвержены все граждане, даже вышедшие на пенсию. Материальные выплаты в сторону уменьшения производиться не будут. Во все времена Белорусское образование считалось эталонном качества, обладатели Белорусских дипломов, считались очень умными людьми, поэтому и сейчас существует большой спрос на Белорусские дипломы , и не важно где вы живёте и работайте Белорусский диплом имеет свой статус везде!

Работающие после назначения пособия по старости пенсионеры не смогут получать одновременно пенсию и зарплату. Однако накопительная часть их с каждым рабочим годом увеличивается, так как насчитываются баллы трудового стажа, соответственно, и пенсионное содержание будет больше. Тем самым государство стимулирует своих граждан на продолжение трудовой деятельности без принятия радикальных мер по увеличению пенсионного возраста.

Пенсионный возраст не увеличивается, остаётся в тех же нормах.

Есть предложение – законопроект – предлагающее увеличивать размер ежегодной индексации базовой пенсионной части, привязывая её к уровню индексации зарплат.

Министерство финансов предложило реформировать пенсионную систему. В случае, если депутаты Государственной Думы поддержат предложение финансистов, пенсионный возраст будет повышен, изменятся правила выплаты и индексации пенсий, а структура самой пенсионной системы изменится до неузнаваемости - на смену обязательным накопительным взносам придут добровольные платежи. К такому решению в Минфине пришли после заседания правительства в феврале 2016 года по вопросу пенсионной системы, изменение в которой назрели в связи с социально-экономической ситуацией в стране. Однако прежде, чем провести реформу, власти собираются обсудить проблему с представителями профсоюзных организаций, общественными организациями, работодателями и экспертами и узнать их точку зрения.

Страх перед «демографической ямой»

В первую очередь, пойти власти на такой шаг вынудил рост пенсионных расходов. Согласно бюджету России, в текущем году количество пенсионеров увеличится на 546 тысяч и достигнет 43,2 млн человек, из которых 39 млн человек получают страховую пенсию, а 3,1 млн человек - социальную. Для обеспечения людей пенсионными выплатами, из федерального бюджета выделено 5 972,9 млрд. рублей, что составляет около 8% ВВП России.

Объясняя необходимость пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста министр финансов России Антон Силуанов заявил, что при нынешнем положении дел страна в ближайшее время может оказаться в «демографической яме». Такой пессимистический сценарий обусловлен тем, что количество квалифицированных работников уменьшается, а пенсионеров увеличивается. За счет продления пенсионного возраста, уже в ближайшие годы ситуация на рынке труда может выровняться.

Но эксперты указывают, что одного поднятия пенсионного возраста для улучшения ситуации будет недостаточно и необходимо реформировать весь рынок труда. В то же время, они соглашаются, что необходимо с чего-то начинать уже в ближайшее время. И реформирование системы пенсионного обеспечения не самый худший вариант.

«Шесть китов» пенсионной реформы

В качестве первоочередных шагов в рамках пенсионной реформы в Министерстве финансов выделили шесть направлений: изменение тарифов, правил компенсации и выплат, системы досрочного выхода на пенсию, пенсионного возраста, отмена обязательных накопительных взносов и внедрение добровольного перечисления средств.

В качестве меры по изменению тарифа специалисты Минфина предлагают установить единый тариф социального страхования, который будет взиматься со всей заработной платы, а не как сейчас лишь с зарплат до определенного уровня. При этом в ведомстве отмечают важность сохранения пенсионных обязательств на существующем уровне. Это произойдет за счет сокращения бюджетных трансфертов в Пенсионный фонд. По сути, в Минфине предлагают увеличить налоги и уменьшить социальные обязательства. Кроме того, снизить тариф поможет сокращение индексации пенсий в 2017 году. Правда, в финансовом ведомстве не уточняют, о сокращении на сколько процентов идет речь.

Что касается повышения пенсионного возраста, такая идея витает в Министерстве финансов уже давно. На этот раз предлагается увеличить возраст выхода на пенсию до 65 лет как для мужчин, так и для женщин. Запланировано, что пенсионный возраст будет увеличен не сразу, а постепенно - на 6-12 месяцев ежегодно.

Кроме того, в ведомстве предложили вернуться к практике СССР и отказаться от выплат работающим пенсионерам. Учитывая, что такая норма не противоречит требованиям Международной организации труда, ее могут внедрить одной из первых. В первую очередь, это касается людей, работающих на вредных производствах и имеющие право досрочного выхода на заслуженный отдых, но не пользующиеся им, а продолжающие работать во вредных условиях. Тем более, что количество таких людей достигало половины от всех «досрочников».

Для работников медицины, сферы образования, творчества, которые также могут выйти на пенсию по выслуге лет, предлагается постепенно увеличить срок возможности досрочного выхода на отдых, чтобы он сравнялся с общим по России.

Также реформа предлагает отменить обязательное пенсионное страхования и перевести его в разряд добровольного. При этом, добровольное страхование будет стимулироваться со стороны правительства. Однако, на такой шаг власти собираются пойти не ранее 2019 года. С чем связана такая задержка в Министерстве финансов не уточняют.

Более всего в экспертной среде обсуждают отказ от обязательного пенсионного страхования. Действительно, подобная практика будет внедрена впервые не только в России, но и в СССР. Многие специалисты отмечают, что не понимают, как можно в сложившей экономической системе наиболее безболезненно пойти на такой шаг. К тому же, в Минфине молчат по этому поводу, предоставляя лишь сухие цифры.

Согласно планам, накопительные взносы будут выведены из обязательного пенсионного страхования. Таким образом, в солидарной системе окажутся все 22% взносов, а накопительная часть будет называться «индивидуальный пенсионный капитал». В капитал войдут все предыдущие накопления, которые станут собственностью человека, и он сможет их потратить до выхода на пенсию.

Накопительные взносы в негосударственный пенсионный фонд будут выплачиваться с заработной платы, а их размер - от 0 до 6% - можно будет изменять в течение жизни. Эти средства не будут облагаться НДФЛ, а размер взноса в Пенсионный фонд России будет уменьшен именно на эту сумму. Так, с каждых 6 рублей с заработанных 100, человек получит 7,32 за счет софинансирования со стороны государства.

Сергей Сидорин

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РФ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Евдокимова Юлия Викторовна
Российский государственный социальный университет
кандидат философских наук, доцент


Аннотация
В статье рассмотрены проблемы дефицита средств Пенсионного фонда РФ, направления пенсионной реформы в 2016-2017 году. Дан обзор ожидаемых мероприятий по оптимизации пенсионной системы в 2017 году.

PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION: MAIN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF THEIR DECISION

Evdokimova Julia Viktorovna
Russian state social university
candidate of philosophical sciences, associate professor


Abstract
In article problems of deficit of means of the Pension Fund of the Russian Federation, the direction of pension reform in 2016-2017 are considered. The overview of the expected actions for optimization of the pension system in 2017 is this.

Проводимая в России пенсионная реформа во многом «пострадала» в результате затяжного экономико-политического кризиса последних лет. Согласно проекту федерального закона о бюджете Пенсионного фонда РФ, прогнозируемый дефицит бюджета Пенсионного фонда России в 2017 году составит порядка 181,7 миллиарда руб. . Планируемые позитивные изменения по обеспечению достижения коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% видимо, пока еще останутся планами.

Аналитический центр НАФИ отмечает, что проблема дефицита Пенсионного фонда РФ определяется не столько недостаточными взносами, сколько другими причинами. К ним отнесены высокая доля неформальной и теневой занятости, безработица, а также низкий уровень заработных плат. Таким образом, пенсионная система не получает достаточного объема взносов для обеспечения приемлемого уровня выплат пенсионерам. Также увеличивается количество людей с доходами ниже прожиточного минимума, сокращается доля населения трудоспособного возраста. Выделяется большой объем льгот по уплате взносов для ряда отраслей и регионов, что также увеличивает проблемы финансовой обеспеченности Пенсионного фонда РФ.

Рассмотрим мероприятия, проводимые и планируемые сегодня государством с целями повышения устойчивости пенсионной системы.

1. Произойдет последовательное постепенное повышение пенсионного возраста до 65 лет. Согласно законодательным изменениям, с января 2017 года уже повышается пенсионный возраст для отдельных категорий граждан. Данные изменения коснутся государственных служащих федерального, регионального и муниципального уровня, а также лиц, занимающих политические посты. Для женщин достижение пенсионного возраста установлено в возрасте 63 лет, для мужчин – в возрасте 65 лет. Повышен предельный возраст пребывания на рабочем месте, для руководителей высшего звена – до 70 лет, иных лиц – до 65 лет. Минимальный трудовой стажа данных категорий граждан должен составить не менее 20 лет .

2. Запланировано увеличение стажа для тех категорий работников, которые выходят на пенсию раньше общего срока.

3. Предусмотрено введение единого тарифа социального страхования.

4. Планируется отмена обязательности накопительной пенсии. Вводится понятие индивидуального пенсионного капитала.

5. В силу недостаточности пенсионных средств, уменьшение индексации пенсий.

6. Ужесточение условий выплат пенсий для работающих пенсионеров .

В 2016 году было принято решение об отмене индексирования пособия пенсионерам, состоящим в трудовых отношениях. С 2014 года заморожена накопительная часть пенсии.

Создание накопительной части пенсионного накопления не оправдало себя, как, впрочем, и пенсионная реформа в целом. Основными целями совершенствования системы пенсионного страхования граждан являются финансовая устойчивость пенсионной системы на долгосрочной основе и обеспечение приемлемого уровня пенсионных начислений. Однако, в силу кризисных явлений, происходящих в России уже на протяжении нескольких лет, достижение поставленных целей рассредотачивается во времени, и внедряемые антикризисные мероприятия на сегодня не способны решить имеющиеся проблемы и осуществить поставленные цели.


Библиографический список

  1. Дефицит Пенсионного фонда в 2017 году составит порядка 181,7 млрд. рублей // Официальный сайт агентства РИА[Электронный ресурс] Режим доступа: Новости (

Министр финансов России Антон Силуанов озвучил сроки пенсионной реформы, предусматривающей переход на индивидуальную накопительную модель и презентованной Минфином и ЦБ в конце сентября прошлого года. Глава Минфина полагает, что эту реформу необходимо реализовывать после президентских выборов - с 2019 года.

«Наши предложения более правильно реализовывать после 2018 года, наверное, с 2019 года. То, что такие меры назрели, - это очевидно», - сообщил министр

Силуанов пояснил, что переход на индивидуальный пенсионный капитал отложен потому, что необходимо «увязать эту реформу с предложениями по налоговой системе».

«Тогда у нас появятся налоговые преференции для тех, кто будет участвовать в системе добровольного накопления на пенсию», - указал глава Минфина.

По словам Силуанова, налоговые стимулы будут предложены и предприятиям, и гражданам.

Материалы по теме

«Предложения по налогам и предложения по индивидуальным накопительным счетам готовятся параллельно», - отметил министр.

Минфин и ЦБ 23 сентября 2016 года представили новую реформу российской пенсионной системы, предполагающую, что граждане сами должны создавать условия для формирования своей достойной пенсии - индивидуальный пенсионный капитал. В обязательную страховую часть пенсии ведомства предлагают направлять отчисления в размере 22%, для добровольной накопительной части пенсии предусмотрен дополнительный тариф до 6%. Государство, по задумке авторов реформы, будет выступать гарантом накоплений. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что система добровольного пенсионного накопления позволит обеспечить пенсии среднему классу.

26 сентября «Красная Линия», оценивая предложения Минфина и ЦБ, сообщала, что (50-60 тыс. рублей), при этом льгот, которые обещают власти, не хватит, чтобы заинтересовать население с меньшим достатком.

По мнению экспертов, новая пенсионная реформа - всего лишь завуалированная форма повышения налогов и латания бюджетных дыр. Работать новая система не будет: у абсолютного большинства работающих россиян просто нет денег для их добровольного вложения в будущую пенсию. Экс-министр финансов Алексей Кудрин напомнил, что сейчас нет возможности откладывать деньги у 60% населения, так как весь доход они тратят на текущие нужды.

В октябре эксперты аналитического центра НАФИ представили доклад , в котором говорится, что предложенная схема в перспективе приведет к серьезным проблемам, причем не только в пенсионной сфере, но и с бюджетом в целом.

10:56 — REGNUM Пакет законов о пенсионной реформе Государственная дума РФ приняла в третьем чтении, передает корреспондент 23 декабря. Реформа поддержана в основном депутатами "Единой России" .

Вводится новая пенсионная формула - пенсионные расчеты будут производится не в денежном выражении, вводятся коэффициенты, баллы. Пенсионная формула включает страховые взносы в Пенсионный фонд, стаж и возможную отсрочку выхода на пенсию, за которую будут начисляться "бонусы". Размер пенсии будет определяться умножением индивидуального пенсионного коэффициента на его "стоимость". "Цена" этого коэффициента будет устанавливаться ежегодно в законе о бюджете Пенсионного фонда РФ. При этом будет предусматриваться ежегодная индексация балла на основе доходов Пенсионного фонда, но на величину не ниже уровня инфляции.

Предусматривается страховая пенсия по старости: условиями ее назначения является достижение возраста для мужчин 60 лет, а для женщин 55 лет, наличие страхового стажа не менее 15 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Страховая пенсия по инвалидности: назначается инвалидам I, II или III группы независимо от причины инвалидности, продолжительности стажа. Страховая пенсия по случаю потери кормильца: на нее имеют право все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Размер страховой части пении зависит от индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, параметра повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возрасти, стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году - их размер и расчет будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с бюджетным законодательством РФ.

Устанавливается, что продолжительность трудового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составит 6 лет, а начиная с 2016 года ежегодно увеличивается на один год - пока не составит 15-и лет.

С 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента - он определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости - не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. С 1 января 2015 года накопительная часть трудовой пенсии выделяется в самостоятельный вид. Ее размер, который с 1 августа каждого года подлежит корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва, предлагается определять исходя из средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (до 2016 года период устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев), а после этой даты будет ежегодно определяться законом на основании статистики о продолжительности жизни получателя накопительной пенсии, следует из поправок.

С 1 января 2015 года накопительная часть пении выделяется из состава трудовой пенсии. Таким образом накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) и управляющих компаниях преобразуются в самостоятельный вид пенсии. Работники смогут раз в пять лет выбирать страховщика или инвестиционный портфель управляющей компании. При этом дополнительно вводятся нормы, не позволяющие изменить страховщика за 5 лет до достижения возраста выхода на пенсию.

Предусматривается перерасчет пенсий для работающих пенсионеров - до максимально трех баллов (если зарплата составляет до 18 тыс. рублей) ежегодно.

Вводится новый оплачиваемый нестраховой период - уход за четвертым ребенком. Предполагается повышающий коэффициент - 1,8 балла за первого ребенка, 3,6 балла в год за второго ребенка, 5,4 балла в год за третьего ребенка и за четвертого ребенка также 5,4 балла в год.

Кроме того, предоставляется право выбора получать пенсию или зарплату тем, кто находится в нестраховом периоде и одновременно работает. Одновременно преодолевается эффект "убегающей пенсии". Законом увеличивается стаж для получения пенсии - с пяти до 15 лет. Для каждого человека стаж будет исчисляться, исходя из той нормы, которая будет существовать на момент достижения пенсионного возраста.

На законодательном уровне устанавливается, что ежегодный пенсионный коэффициент будет устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда и его повышение не может быть ниже уровня инфляции.

Устанавливаются и допгарантии жителям села. Для проработавших на селе свыше 30 лет будет установлена, начиная с 2016 года, специальная надбавка, равная четверти от фиксируемой выплаты, которая выплачивается всем пенсионерам.