Правительство после выборов займется реформой пенсионного фонда. Правительство после выборов займется реформой пенсионного фонда Электронные сервисы ПФР

В 2018 году правительство планирует обсудить преобразование Пенсионного фонда в публично-правовую компанию - с возможностью инвестировать свободные деньги и копить резервы. К управлению фондом привлекут работодателей и профсоюзы

Председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов (Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости)

В правительстве обсуждают возможность преобразования Пенсионного фонда России (ПФР) в публично-правовую компанию, сообщили РБК три человека, знакомых с ходом обсуждения. На первом этапе предлагается создать орган управления ПФР на трехсторонней основе — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей.

Новый правовой статус позволил бы ПФР стать более независимым от бюджета, дал бы возможность наращивать резервы и размещать их в активах компаний для получения дополнительной прибыли, поясняют эксперты, опрошенные РБК. Правительство начнет обсуждение законопроекта, уточняющего правовой статус ПФР, осенью 2018 года (это, как и налоговый маневр и система , уже будут вопросы для следующего правительства). Против большей самостоятельности Пенсионного фонда выступает финансово-экономический блок, пояснил РБК источник в аппарате правительства.

Что такое публично-правовая компания?

Возможность предоставления Пенсионному фонду статуса публично-правовой компании (которых в России пока практически нет) начала обсуждаться министерствами совместно с социальными партнерами примерно год назад, говорит источник, знакомый с ходом обсуждения.

Закон «О публично-правовых компаниях» (ППК), подписанный президентом в июле 2016 года, определяет единые правила создания и деятельности госкорпораций и госкомпаний. «Госкорпорации стали размножаться, и под каждую из них был написан отдельный федеральный закон. Появилась потребность в том, чтобы подвести под них единообразную базу. Условно говоря, чтобы каждая госкорпорация функционировала на едином фундаменте с другой госкорпорацией», — пояснил РБК партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.

В публично-правовые компании должны были быть реорганизованы все госкорпорации и госкомпании, за исключением Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов, «Ростеха», «Росатома» и «Роскосмоса», говорит руководитель направления «коммерческие споры» юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. Как следует из закона, публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. «ППК могут выполнять более широкой спектр задач, нежели госкорпорации или госкомпании, которым присуще часто ненадлежащее правовое регулирование деятельности», — добавляет адвокат бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко.

ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета/вклада, создавать коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Согласно порталу проверки контрагентов egrul.nalog.ru, сейчас существует только одна публично-правовая компания — «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства». По мнению Литвиненко, публично-правовая компания является скорее декларативной, нежели реально используемой и работающей на практике правовой формой.

Преобразование ПФР

«Год назад примерно было принято решение о проработке вопроса о возможности регулирования статуса ПФР, основываясь на нормах федерального закона о публично-правовых компаниях; финальной версии [законопроекта] до сих пор нет. Обсуждения продолжаются между Минтрудом, Минфином, Минэкономразвития, профсоюзами и организациями работодателей», — сообщил собеседник РБК, знакомый с ходом обсуждения.

Идея статуса ППК для Пенсионного фонда обсуждается «как один из вариантов», подтверждает председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, но в первую очередь, по его словам, важно ввести управление фондом на трехсторонней основе — с участием государства, представителей организаций профсоюзов и работодателей.

«Нельзя однозначно сказать, плохо это (преобразование ПФР в публично-правовую компанию. — РБК ) или хорошо, там есть плюсы и минусы, но в любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя, а дальше форму выбирать — публично-правовую компанию или в виде акционерного общества, об этом, собственно, сейчас идет разговор. Есть сторонники одного варианта, есть сторонники второго варианта. Решения еще нет», — сказал РБК Шмаков. Он подчеркнул, что участвующие в обсуждении стороны не могут договориться и выстроить такую конструкцию, которая бы всех удовлетворяла и была работоспособной.

Обсуждение преобразования ПФР в публично-правовую компанию продолжается, сказал РБК президент РСПП Александр Шохин. Он согласен со Шмаковым: на первом этапе управление ПФР можно перевести на трехстороннюю основу.

Законопроект о трехстороннем управлении был подготовлен Пенсионным фондом, но не смог выйти за пределы межведомственного согласования, сообщил РБК председатель ПФР Антон Дроздов. «Была идея сформировать орган управления фондом над исполнительным органом в виде системы на основе трех сторон: представители работников, работодателей и государства. Такой законопроект мы несколько лет назад подготовили, но потом появились разные предложения (как раз вот этих сторон) о том, чтобы фонд имел большую самостоятельность и большую автономность от бюджета в части страховых взносов. И здесь стали возникать сложности, поскольку появились вопросы права собственности на эти взносы и так далее. Нам пока не удалось договориться в том числе с этими сторонами о всех нюансах этого разделения, поэтому дискуссия продолжится в следующем году», — сказал Дроздов.

«Основной вопрос — насколько будет жизнеспособна такая (трехсторонняя) система», — отмечает заведующая лабораторией исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы РАНХиГС Елена Гришина. «Основная особенность нашей страны — в том, что в отличие от других стран у нас достаточно слабые профсоюзы, поэтому вопрос в том, насколько профсоюзы смогут отстаивать права работников», — говорит эксперт.

С другой стороны, влияние работодателей может заключаться в том, что они, например, могут говорить о снижении нагрузки на бизнес, снижении взносов, а работники, напротив, должны быть заинтересованы в том, чтобы их пенсионный капитал был больше, добавляет Гришина.


Фото: Александр Колбасов / ТАСС

Пенсионный фонд без единого статуса

Положение о Пенсионном фонде утверждено постановлением Верховного совета РСФСР в декабре 1991 года. В нем фонд был определен самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор и аккумуляция страховых взносов, контроль над поступлением и расходованием средств).

В 2001 году Конституционный суд указал, что ПФР выполняет, по сути, функции страховщика, то есть управляет средствами обязательного пенсионного страхования (ОПС) и обеспечивает назначение и выплату пенсий — следовательно, наделен публично-властными полномочиями. Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в декабре 2001 года установил, что ПФР является страховщиком по ОПС, и определил его организационно-правовую форму как госучреждение. Позднее, в 2009 году, закон о страховых взносах во внебюджетные фонды наделил Пенсионный фонд функциями по контролю и надзору за уплатой социальных взносов. Впоследствии было принято 18 регламентов по предоставлению ПФР госуслуг.

Таким образом, у Пенсионного фонда нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство в марте 2014 года, следует из плана-графика реализации стратегии развития пенсионной системы. В декабре 2017 года правительство отложило обсуждение правого статуса Пенсионного фонда до октября 2018 года. В Минтруде РБК объяснили перенос сроков «существующими разногласиями по самим подходам к решению этого вопроса».

Договориться пока не удалось

Обсуждение законопроекта о статусе Пенсионного фонда отложено на 2018 год в связи с разногласиями в правительстве, финансово-экономический блок выступает против большей независимости ПФР, сказал РБК источник в аппарате правительства.

Предоставление Пенсионному фонду статуса публично-правовой компании позволит ему начать формировать и накапливать резервы, полагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. «Пенсионный фонд приобретает большие возможности действовать независимо от государства. Все равно государство извлечь из этого процесса невозможно, но в данном случае фонд становится более независимым, имеет право размещать свои резервы, наращивать их. Везде в мире одним из источников преодоления демографических волн, экономических кризисов является формирование резервов и размещение их в активах компаний, в том числе зарубежных, чтобы получать дополнительную прибыль», — считает Сафонов.

Сейчас Пенсионный фонд не накапливает резервы, отметил замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. «Резервов у Пенсионного фонда сейчас нет, есть переходящие остатки. Все, что собирает ПФР, все и выплачивает», — указал Горлин.

Против предоставления ПФР статуса публично-правовой компании выступает Минфин, утверждает Сафонов. «Придание Пенсионному фонду такого юридического статуса означает, что нельзя будет перебрасывать, тратить средства фонда на нецелевые задачи, нельзя будет изымать резервы, что не очень нравится Минфину», — замечает эксперт. По его словам, Минфин пытается рассматривать средства, находящиеся в ПФР, как «средства единого бюджета, что позволяет ему более гибко тратить имеющиеся ресурсы, закрывать какие-то дыры».

Пресс-службы Минфина и Минэкономразвития переадресовали запрос РБК в Минтруд. В Минтруде сообщили, что говорить о какой-то конкретной организационно-правовой форме для Пенсионного фонда пока рано. В аппарате вице-премьера Ольги Голодец на момент публикации не ответили.

В наступающем 2018 году правительством обозначены масштабные преобразования в пенсионной сфере. Основная цель реорганизации системы ПФР заключается в создании условий для устранения дефицита и стабилизации бюджета фонда.

Реформа предполагает участие в ней всех работающих соотечественников. По этой причине планируемые изменения в той или иной мере коснутся каждого россиянина.

Какие изменения ожидаются в 2018 году

По убеждению Минфина, растущий дефицит в бюджете ПФР вызван неэффективностью существующей пенсионной системы. В последние годы расходы фонда стабильно превышают его доходы.

Реформирование позволит изыскать новые ресурсы для решения серьезных проблем в данной сфере. В частности, обсуждается возможность следующих преобразований:

Корректировка пенсионного возраста. Россияне смогут рассчитывать на заслуженный отдых только по достижении 63-65 лет. Эта вынужденная мера будет внедряться поэтапно и, по мнению экономического блока, служит гарантией баланса будущего бюджета страны.

Изменение критериев для досрочного выхода на пенсию. Чиновники предлагают исключить из этой категории рабочих, задействованных в опасных вредных производствах.

Работникам медицинской сферы и народного образования (врачам, учителям) также не стоит рассчитывать на досрочное получение пенсионного удостоверения. Реформаторы предлагают увеличить срок льготного стажа их трудовой деятельности.

Минфин склоняется к тому, что размеры пенсионных выплат для работающих пенсионеров не будут индексироваться. Поскольку они имеют альтернативные источники доходов, то на повышение пенсионных выплат им не приходиться рассчитывать.

Замена накопительных пенсий системой ИПК (индивидуального пенсионного капитала).

По этой схеме каждый россиянин имеет возможность заблаговременно позаботиться о размере будущей пенсии за счет дополнительных взносов (от 1 до 6 и более процентов).

Добровольцам предлагается открыть счет в НПФ или любом банке и перечислять на него часть своих доходов. По достижении определенного возраста накопления можно снять или завещать потомкам.

Предложение носит добровольный характер и остается на личное усмотрение каждого россиянина. Граждане имеют право принять или отказаться от участия в системе ИПК.

Детали системы ИПК должны быть согласованы между ПФР, ФНС и банковскими структурами. Схему формирования собственного накопительного капитала обещают сделать максимально привлекательной для всех категорий граждан. Работодателям также предлагается принять участие в софинансировании пенсий и получить за это определенные льготы.

Бюджет ПФ России на 2018 год

В последние годы наблюдается четкая тенденция дефицита бюджета ПФР. Растущее количество пенсионеров на одного работающего россиянина неизбежно усиливает разницу между доходами и расходами в пенсионной системе.

В уходящем 2017 году дефицит бюджета уже достиг 220 млрд рублей. По мнению экспертов, повышение доходов в 2018 году в некоторой степени сократит этот показатель до 196 млрд рублей. Если все планируемые реформы будут реализованы, то Минфин рассчитывает стабилизировать бюджет ПФР. Средствами для покрытия дефицита послужат государственные субсидии.

Размер социальных взносов в ПФ РФ

После обсуждения в Госдуме право на существование получил законопроект о страховых взносах. Тарифы сохраняются прежними и остаются на уровне 2017 года.

Работодатель обязуется выплачивать в казну внебюджетных фондов 30%, из которых:

22% отчисляются ПФ;

2,9% на нужды социального страхования;

5,1% обеспечивают обязательное медицинское страхование.

Предусмотрены выплаты в размере до 10% в ПФР, если показатель налоговой базы физического лица ежемесячно превышает 624 тыс.руб.

Такая система страховых взносов не противоречит принятой ранее Стратегии развития в долгосрочной перспективе пенсионной сферы РФ.

По мнению чиновников, тарифы социальных взносов поддерживаются на уровне приемлемых показателей и создают оптимальную страховую нагрузку для работодателей.

Изменение социальных пенсий. Последние новости

Реформы ПФР в 2018 году не смогут изменить показатель пенсионных выплат в сторону кардинального повышения. Как ожидается, Минфином предусмотрена индексация пенсии в среднем на 4-5%. На фоне прогнозируемого снижения инфляции и экономического роста планируется довести размер пенсии по старости до 14 045 руб.

Ожидаемые от реформы ПФР изменения призваны решить множество назревших проблем в пенсионной сфере. Однако это никак не отразится на социальных выплатах. Показатель прожиточного минимума в РФ, по мнению чиновников, составит 9364 руб.

Предполагается, что размеры социальной пенсии не превысят 9159 руб. Тем не менее, Минфин настроен оптимистично и уверен, что уровню достатка отечественных пенсионеров не угрожают никакие опасности.

Насколько эффективной будет реформа ПФ России и оправдает ожидания россиян, покажет грядущий «не за горами» 2018 год.

МОСКВА, 26 окт — РИА Новости. Расходы Пенсионного фонда России на пенсионное обеспечение россиян в 2018 году вырастут на 279 миллиардов рублей и составят 7,15 триллиона рублей, сообщила пресс-служба фонда со ссылкой на проект бюджета ПФР.

"В соответствии с проектом бюджета Пенсионного фонда России на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в 2018 году расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение россиян вырастут на 279 миллиардов рублей и составят 7,15 триллиона рублей. Расходы на социальные выплаты вырастут на 11,8 миллиарда рублей и составят 981 миллиард рублей", — говорится в сообщении.

Как пояснили в фонде, проект бюджета ПФР предусматривает увеличение страховых пенсий с учетом временного изменения порядка индексации страховых пенсий. Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, будет проведена в соответствии с действующим пенсионным законодательством с учетом индекса роста прожиточного минимума пенсионера за 2017 год.

Пенсии

"Основным видом пенсий в России в 2018 году по-прежнему будет страховая пенсия. Численность ее получателей составит более 40 миллионов человек. Еще почти 3,7 миллиона человек - получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению", — отметили в ПФР.

В пресс-службе фонда напомнили, что страховые пенсии неработающих пенсионеров, включая фиксированную выплату, с 1 января 2018 года будут увеличены на 3,7%, что выше показателя прогнозной инфляции на 0,5%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 982,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла - 81,49 рубля. В 2017 году размер пенсионного балла составлял 78,58 рубля. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей, что составит 161,3% к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП).

По данным ПФР, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2018 года будут повышены работающим и неработающим пенсионерам на 4,1%. В итоге среднегодовой размер социальной пенсии вырастет до 9 045 рублей — 103,7% к ПМП. Средний размер социальной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства первой группы составит 13 699 рублей.

Кроме того, всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня ПМП. При этом в условиях возможного снижения ПМП в регионе предусмотрено сохранение общего размера материального обеспечения неработающих получателей федеральной социальной доплаты на уровне не ниже 31 декабря 2017 года. На эти цели в бюджете ПФР заложено 94,5 миллиардов рублей.

Другие выплаты

На выплату материнского капитала в 2018 году в бюджете ПФР предусмотрено 341,4 миллиарда рублей. Размер материнского капитала в следующем году не изменится и составит 453 026 рублей.

Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1,2 тысячи рублей в месяц, при этом неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5,5 тысяч рублей. Расходы на эти выплаты в 2018 году запланированы на уровне 73,2 миллиарда рублей.

Также в 2018 году ПФР продолжит выделять субъектам РФ субсидии на строительство, реконструкцию и ремонт социальных учреждений для граждан старшего поколения и инвалидов, развитие их материально-технической базы, а также на обучение пенсионеров компьютерной грамотности.

Субсидии Пенсионный фонд выделяет на условиях софинансирования расходов на реализацию соцпрограмм субъектами РФ. На эти цели в бюджете ПФР на 2018 год предусмотрен 1 миллиард рублей.

Доходы и расходы

Как отметили в фонде, бюджет ПФР на 2018 год сбалансирован по доходам и расходам. Общий объем доходов бюджета ПФР в 2018 году запланирован в размере 8,3 триллиона рублей, расходов — 8,4 триллиона рублей.

В части, не связанной с формированием пенсионных накоплений, доходы и расходы ПФР запланированы в размере 8,2 триллиона рублей. В части, связанной с формированием пенсионных накоплений, расходы бюджета превышают доходы на 106,6 миллиарда рублей, что объясняется переводом пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.

Покрытие этих средств будет обеспечено за счет пенсионных накоплений, находящихся в государственной и частных управляющих компаниях, размер которых оценивается по состоянию на 1 января 2018 года в 1,1 триллиона рублей.

В пятницу правительство России обсудит законопроект, который обяжет Пенсионный фонд информировать граждан о размере материнского капитала в электронной форме.

"Законопроектом предлагается дополнить федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" нормой, в соответствии с которой Пенсионный фонд будет обязан информировать граждан по их запросам о размере материнского капитала либо о размере его оставшейся части, в том числе в электронной форме в соответствии с федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", — сообщает кабинет.

Подать заявление и получить информацию в электронной форме можно будет через Единый портал государственных и муниципальных услуг или через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

Законопроект был одобрен 16 октября на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

Счетная палата России предлагает объединить государственные внебюджетные фонды, в частности Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) в единый государственный внебюджетный фонд. Об этом заявила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова , выступая на IX Гайдаровском форуме.

По ее словам, нужно "исключить необходимость создания параллельных информационных систем всеми тремя государственными внебюджетными фондами". "Ресурсы, которые они затрачивают на информатизацию, достаточно большие", — отметила Голикова. "Мы рискуем предложить рассмотреть вопрос о создании единой организационной структуры — единого государственного внебюджетного фонда, который объединил бы все эти фонды", — цитирует ее ТАСС.

Глава Счетной палаты указала, что по опыту большинства подобных институтов в мире объединенный фонд обязательного социального страхования должен стать уникальной управленческой структурой, находящейся не в государственной, а в публичной собственности. "Часть бюджета этого фонда, а именно страховые взносы, администрирует ФНС, и она таким администратором останется", — пояснила она. "Речь идет о распределении тех ресурсов, которые поступают в качестве доходной части", — добавила Голикова. "Мы полагаем, что такая форма должна найти отражение в Гражданском кодексе", — заявила председатель Счетной палаты.

Голикова считает, что создание объединенной структуры поможет построить управление принципиально новым социальным страховым фондом на основе социального партнерства, повысит прозрачность его работы, а также повысит уровень доверия населения.

Также председатель Счетной палаты сообщила, что в настоящее время государственные внебюджетные фонды администрируют 143,8 млрд рублей. Эти средства полностью обеспечиваются страховыми взносами.

Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" один из авторов инициативы, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов , при воплощении в жизнь данной инициативы потребуется определенный переходный период, который продлится минимум десять лет.

"В рамках этого периода необходимо провести для начала ревизию существующих в России систем страхования, поскольку сейчас у нас слишком разноплановая схема. Есть лица, за которых уплачивают взносы в соответствии с полным тарифом; это касается и медицинского, и пенсионного, и социального страхования. А есть отрасли, в отношении которых необоснованно действуют определенные льготы, которые потом не покрываются федеральным бюджетом, что в значительной степени ухудшает возможности реализовывать социальные права граждан", — поведал эксперт.

По его словам, поэтому необходимо создать единую базу учета лиц, в отношении которых эти фонды оказывают официальные услуги, то есть работающих и неработающих граждан. "Такой фонд позволит в будущем сформировать гибкий формат участия различных групп населения, которые сейчас в системе социального страхования по разным причинам не участвуют. Например, речь идет об индивидуальных предпринимателях, которые не оформляют свой статус, фактически работают в сетевой занятости, но хотели бы получать полный пакет социальных услуг в виде пенсионного обеспечения, страхования болезней. Однако на сегодняшний день существующая система не предоставляет им льготных возможностей уплаты взносов. А можно было бы это сделать без оформления юридического лица, посредством прямого внесения денег в кассы, с последующим распределением", — пояснил автор инициативы.

"Таким образом, Россия переходит в совершенно другой формат занятости, экономики, где люди смогут передвигаться между различными отраслями, видами экономической деятельности, между регионами: создание единой базы данных позволит реализовать право гражданина получать услуги одного качества во всех субъектах РФ, особенно это касается медицинского страхования", — отметил проректор Академии труда и социальных отношений.

Александр Сафонов обратил внимание на гибкость новой системы, которая позволит обеспечить права разных категорий населения. "Ведь для кого-то более важно медицинское страхование, а для кого-то — пенсионное, для кого-то — страхование на случай временной нетрудоспособности. Объединение фонда, создание единого резерва позволит в будущем сформировать такой же подход, как существует при автостраховании КАСКО: человек сам выбирает определенный объем сверх минимально обусловленного по закону, дополнительные гарантии, которые могут возникать в результате перераспределения средств", — сообщил он

"Например, вы ведете какой-то бизнес и считаете, что ваше имущество, которое вы по окончании этой деятельности продадите или сдадите в аренду, позволит вам иметь достаточно хороший доход. Но в то же время, например, вас беспокоит ваше здоровье. И вы в большей степени хотите, чтобы ваши средства, которые вы вносите в объединенный фонд, перераспределялись в целях защиты вас или ваших близких от всякого рода заболеваний. В рамках объединенного фонда такие движения, такое перераспределение можно и нужно осуществить. Это сделает систему более гибкой, более прозрачной, а самое главное, — еще и позволит сократить расходы на ведение дел, ведь сегодня по факту существует три административных офиса, перекрывающие друг друга, а это три разные формы отчетности, три разные учетные базы", — указал эксперт.

"Объединенный фонд позволит в принципе отказаться от услуг страховых компаний и сэкономить еще 40 млрд рублей в год в этих целях", — заключил Александр Сафонов.

Каждый год Правительство РФ повышает и индексирует пенсии, а Пенсионный фонд России старается максимально упростить их назначение и получение. Всё, что ждёт россиян в отношении пенсий в 2018 году, читайте в этом новостном обзоре.

Пенсии и иные социальные выплаты станут больше

Сразу скажем, что в пенсионной системе 2018 года случится ряд событий и изменений, которые затронут всех участников системы обязательного пенсионного страхования – нынешних и будущих пенсионеров. Но сначала о повышении пенсий.

Владимир Путин 28 декабря 2017 года подписал Закон № 420-ФЗ, который устанавливает индексацию пенсий в 2018 году. Причём эти последние пенсионные новости на 2018 год не самые радостные. Дело в том, что в 2018 году пенсии увеличат лишь ЕДИНОЖДЫ – с 1 января. Их дополнительное повышение с 01 апреля неожиданно для многих отменили.

Изначально пенсии по гособеспечению, в том числе социальные, планировалось повысить также с 01.04.2018 на 4,1% (детям-инвалидам, инвалидам с детства I гр. и др.).

С 01.01.2018 (а не с февраля, как раньше) страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексируют на 3,7%. Согласно графику, некоторые пенсионеры получили повышенную пенсию уже в конце декабря 2017 года.

Таким образом, величина фиксированной выплаты после индексации – 4982,9 рубля в месяц, а стоимость пенсионного балла – 81,49 рубля. В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей, а у неработающих пенсионеров – до 14 329 рублей.

По общему правилу страховые пенсии государство должно проиндексировать на имевшую место в прошлом году инфляцию. Однако в 2018 году они будут повышены на больше, чем показатель инфляции 2017 года.

Больше всего пенсии в 2018 году повысят бывшим прокурорам и следователям: сразу на 30%.

На 2017 год обычный районный прокурор в отставке получает примерно 20 000 – 22 000 рублей. С 2018 года его пенсия составит примерно 26 000 – 29 000 рублей. Размер доплаты к пенсии зависит от звания ушедшего из органов. Её начислят 01 февраля 2018 года.

Кроме того, с 01.02.2018 на показатель инфляции 2017 года произойдет индексация ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которая положена федеральным льготникам.

Работавшим в 2017 году пенсионерам в августе 2018 года по умолчанию повысят страховые пенсии – ПФР сделает их традиционную беззаявительную корректировку.

ПФР заверяет, что в 2018 году в России не будет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. Всем неработающим пенсионерам положена соответствующая социальная доплата к пенсии.

Назначение пенсии в 2018 году

Согласно непростой пенсионной формуле, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию по старости в 2018 году необходимо соблюсти 2 условия:

  • иметь минимум 9 лет стажа;
  • 13,8 пенсионных баллов.

Предельное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2018 году, составляет 8,7.

Так называемый ожидаемый период выплаты при расчете накопительной пенсии в 2018 году составляет 246 месяцев. Поясним: данный показатель ПФР использует только для установления величины накопительной пенсии, а сама же выплата пенсии носит пожизненный характер.

На практике каждый россиянин может подать заявление о назначении любого вида пенсии не выходя из дома:

  • через личный кабинет на сайте ПФР ;
  • на портале госуслуг .

На этих же электронных ресурсах можно изменить доставщика пенсии. Это 2 самые популярные электронные услуги у посетителей сайта ПФР.

Чтобы назначить пенсию и выбрать способ её получения, достаточно регистрации на едином портале госуслуг. Дополнительная регистрация на сайте ПФР не нужна.

Основной вид пенсии в России в 2018 году – страховая. Её получает в 2018 году порядка 40,35 млн человек. Еще 4 млн выплачивают пенсии в рамках государственного обеспечения.

Новая пенсия – «подкидышам»

Совершенно новое в пенсионной системе РФ с 2018 года – это появление нового вида пенсии. Она положена детям, оба родителя которых неизвестны.

Причина введения этой социальной пенсии в том, что дети, родители которых неизвестны («подкидыши»), были априори поставлены в неравное финансовое положение по сравнению с детьми-сиротами. Так, дети без родителей не имели права на пенсию по потере кормильца, так как в правовом смысле никогда не имели родителей.

ПФР предполагает, что данную пенсию будет получать примерно 4000 детей.

Индексация пенсии сразу после увольнения

Всем известно, что с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию без учета проводимых индексаций. И если пенсионер прекращает трудовую деятельность, он начинает получать полную пенсию с учетом всех индексаций, которые случились в период его занятости.

В 2016 и 2017 году практика была такова: ПФР начинал индексировать пенсию и начать её выплату в полном размере через 3 месяца с даты увольнения. С 2018 года на данную процедуру тоже будет уходить 3 месяца, но они пенсионеру будут возмещены.

Новый механизм выплаты полной пенсии ушедшему с работы пенсионеру описан ниже в примере.

Пример

Широкова ушла с работы в марте 2018 года. В апреле в ПФР поступила отчетность от её работодателя. Согласно ей, Широкова еще числится на фирме. В мае фонд получает отчетность за апрель, в которой Широкова уже не числится среди персонала.

В июне ПФР принимает решение о возобновлении индексации пенсии. В июле Широкова получит пенсию уже в полном размере, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие 3 месяца – апрель, май, июнь.

Таким образом, Широкова начнет получать полную пенсию спустя те же 3 месяца с даты увольнения, но они будут ей компенсированы.

Мораторий на пенсионные накопления продлён на 2018 год

Важный элемент пенсионной реформы 2018 года в том, что приостановка формирования пенсионных накоплений законодательно продлена на 2018 год. Учтите, что это не «заморозка пенсий» и не «изъятие пенсионных накоплений», которыми россиян могут пугать безответственные СМИ или мошенники.

Суть действующего моратория на формирование пенсионных накоплений в том, что те 6% страховых взносов, которые могли бы идти на накопительную пенсию, адресованы на формирование страховой пенсии. В итоге, как ни крути, все страховые взносы, сделанные работодателем за своего подчинённого, целиком участвуют в формировании пенсии.

Мораторий никак не влияет на право гражданина переводить пенсионные накопления в управляющие компании или из одного пенсионного фонда в другой. Но учтите, что менять пенсионный фонд чаще одного раза в 5 лет невыгодно: это снижает накопленный инвестиционный доход.

Завершён пилотный проект

28 июня 2017 года Пенсионный фонд завершил пилотный проект по приему электронных заявлений от удостоверяющих центров о смене страховщика. А именно – о переходе (досрочном переходе):

  • из негосударственных пенсионных фондов в ПФР;
  • из ПФР в негосударственные пенсионные фонды;
  • из одного НПФ в другой.

В 2018 года эта практика продолжена не будет, что никак не ограничивает возможность подавать заявления лично:

  • в территориальные отделения ПФР;
  • через многофункциональные центры (МФЦ/«Мои документы»);
  • в электронном виде через портал госуслуг .
  • в личном кабинете на сайте ПФР .

Новый функционал личного кабинета на сайте ПФР

В декабре 2017 года в личном кабинете гражданина на сайте ПФР заработал сервисы подачи заявлений:

  • о прекращении/возобновлении выплаты пенсии;
  • об отказе от получения/восстановлении выплаты пенсии;
  • о получении дубликата СНИЛС.

Кроме того, сервис «Пенсионный калькулятор» стал доступен не только на сайте ПФР , но и на портале госуслуг .

В 2017 году ПФР завершил разработку платформы ЕГИССО (Единая государственная информационная система социального обеспечения), ввел её в эксплуатацию и подключил к ней необходимые органы госвласти. Запуск ЕГИССО в промышленную эксплуатацию – с января 2018 года. Также в 2018 году на портале госуслуг запущен сервис по предоставлению гражданам информации из ЕГИССО.