Профилактика жестокости в подростковой среде. Детская агрессия и жестокость и ее профилактика

Подростковая жестокость - это тема, к сожалению, остается актуальной на сегодняшний день. Чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют мало внимания их воспитанию, а зачастую, и жизнеобеспечению.

Я, являюсь специалистом по социальной работе отделения для н/л, нуждающихся в соц. реабилитации в условиях временного приюта, где содержатся дети, родители которых не выполняют обязанности по их воспитанию и содержанию. Поэтому жестокость среди наших воспитанников часто носит защитный характер, становится способом доказать взрослым, что он может быть независимым. В данном случае жестокость - это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание. Ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение, при этом не понимает степени ответственности за содеянный проступок. Отсюда возникает необходимость в проведении мероприятий, направленных на правовое просвещение несовершеннолетних. Своевременная разъяснительная работа даёт шанс предотвратить десоциализацию подростков.

В ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» с целью социально-педагогической реабилитации детей и подростков реализовывается «Комплексная программа «Социальная азбука".

Мною разработан и внедряется блок "Правовое просвещение несовершеннолетних". В ходе реализации которого дети получают знания о назначении и содержании Конвенции ООН о правах ребенка; о равных правах и возможностях для всех детей, о необходимости соблюдения прав других людей; об ответственности родителей и государства за создание условий для полноценного развития подрастающего поколения.

Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы дети научились уважать права других людей, понимать что за нарушением прав следует наказание, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

Реабилитационные мероприятия проводятся с детьми как в групповой, так и в индивидуальной форме, на занятиях и вне занятий. При планировании и проведении групповых и индивидуальных мероприятий учитываются особенности контингента, уровень знаний, возраст, используются различные методы и приёмы.

При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста используются беседы с рассматриванием иллюстраций, работа с книгой, плакатом, изо-деятельность. Ребятам предлагаются небольшие задания в игровой форме («Кто поступил неправильно», «Добрые слова», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Помоги Медвежонку попросить прощения»; обыгрывание ситуаций во время сюжетно - ролевых игр: «Больница», «Семья», «Служба помощи»; игры - развлечения "Необитаемый остров»" , дидактические игры "Почта доверия», «Кому что нужно для работы» и т.д.

Со старшими детьми проводятся индивидуальные беседы и тесты, психологические тренинги и практикумы, правовые викторины, лекции, досугово-познавательные мероприятия на темы: "Мои права и обязанности", "Моя семья", "Кто придет тебе на помощь", "Большая забота о маленьких детях", "Труд детей", "Мои права-моя свобода", "Форма общения со взрослыми, старшеклассниками и сверстниками: конфликтные ситуации, пути их решения», изготовление буклетов "Уголовно-административная ответственность несовершеннолетних", "Виды насилия", "Мои права и обязанности" ,"Как выжить если тебе угрожает опасность" и т.д.

Особенно познавательны и полезны встречи и мероприятия с участием представителей сектора опеки и попечительства, инспекторами ПДН, медицинскими работниками в рамках региональной акции "Декада SOS" и "Правовая неделя".

За 2015 г. с 40 несовершеннолетними воспитанниками в возрасте от 7 до 18 лет было проведено 10 групповых мероприятий на темы: "Мои права и обязанности" ; "Жестокое обращение с детьми" ; "Уголовно-административная ответственность" ; "Знакомство с нормативно - правовой базой РФ о защите прав детей" ; "Жестокий мир интернета" ; "Правовой час" ; викторина "Что мне известно о моих правах?"; "Решай сегодня каким ты будем завтра, не употребляй алкоголь"; беседа "Наркотики, закон, ответственность"; организация книжной выставки на тему "Выбери жизнь"; оформление изо - уголка "Все краски творчества против наркотиков", "Права детей". В ходе мероприятий дети проявляли неподдельный интерес, делились знаниями, полученными из личного опыта.

Основные направления в профилактике агрессивного поведения в подростковой среде.

1. Диагностическое - позволяет установить состояние проблемы. На первоначальном этапе её проводит психолог посредством анкетирования и тестирования. Специалисты, работающие на группе, выявляют таких детей посредством наблюдения.

2. Формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе воспитанников посредством досуговых мероприятий, организованных для нашего учреждения в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, молодёжной политики, дополнительного образования.

3. Информационно-просветительская работа, как с сотрудниками учреждения, несовершеннолетними и их родителями, так и с «семьями группы риска», которая включает в себя:

Выпуск и распространение тематических буклетов и памяток "Наркотики, закон, ответственность", "Права и обязанности родителей", "Жестокое обращение с детьми", "Уголовно - административная ответственность за невыполнение родительских обязанностей, "Мои права и обязанности", "Признаки жестокого обращения и насилия", "Виды насилия", "Наказывая, подумай зачем", "Воспитание детей в эпоху интернет";.

Оформление информационных стендов в 4 офисах на подведомственной территории.

Публикация вышеупомянутого материала на сайте учреждения.

4. Работа с родителями. Разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении такой агрессивной формы поведения, как жестокость, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания, поддержание самооценки ребенка на должном уровне. Консультирование родителей на тему "Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей", "Научите ребенка делать добро"; " и т.д. Психологический тренинг "Взаимодействие с агрессивным ребенком".

Такая форма работы с родителями, как родительские собрания не может быть выполнена в полном объёме в связи с нежеланием родителей идти на контакт, но в теч. 2015г. было организовано 3 подобного рода мероприятия на темы: "Нормативно-правовая база РФ о защите прав детей", "Жестокое обращение с детьми", "Виды насилия".

5. Индивидуальная работа (коррекционная, реабилитационная, консультативная) специалиста и психолога с подростками позволяет выявить причины жестокости, установить контакт, вызвать чувство доверия, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств. Для проведения данного типа мероприятий на базе учреждения есть сенсорная комната, спортивный зал, игровая комната.

За 2015г. с 5 воспитанниками в возрасте от 12 до 18 лет была проведена целенаправленная работа на упреждение жестокости (индивидуальные консультации со специалистами ГДН ОВД ЗАТО Александровск, сектора опеки и попечительства, КДН и ЗП, врача психиатра-нарколога).

В заключение необходимо отметить, что отношения в детской среде - это зеркальное отражение отношений к ним родителей, педагогов взаимоотношений между взрослыми. Именно поэтому так важно, чтобы вокруг детей царила атмосфера любви, взаимопонимания, доверия.

Сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш с ямочками на щечках способен мучить котят и щенков, бросаться камнями в птиц, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? И главное, как вести себя с ними родителям и воспитателям?

Почему дети бывают жестокими

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) , в результате будет зло» .

Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей - мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последствий своих поступков. Это определенный этап взросления. Кроме того, если на поведение школьника сильно влияет агрессивная внешняя среда (телевидение, компьютерные игры, Интернет, негативные процессы в обществе и проч.) , то дошкольники в силу возраста пока еще избавлены от такого влияния. У них на первом плане семья и ближний круг, в котором они вращаются.

«Дети - во всех смыслах - наше будущее.
Если мы не хотим иметь жестокое будущее,
Мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем».

Т. Голикова, председатель Счетной палаты РФ

Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой - суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков. Неосознанная жестокость у детей может быть обусловлена рядом факторов. Рассмотрим их подробнее.

Любопытство и непонимание. Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки. Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых - вложить в него эти знания.

Подражательство. Малыши изучают не только объекты окружающего мира. Их внимание привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя примерно так же, как мы примеряем одежду. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.

Компенсация или месть. Часто родители и воспитатели замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Иногда он так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет ему почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутверждения, а также возможность выместить свою злость на тех, кто не может ответить.

Привлечение внимания или манипуляция. В книге А. Луговской, О. Шевниной «Давай дружить!» приводится пример жестокого поведения ребенка, обусловленного желанием заслужить мамину любовь: мальчик мучил котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек.

Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Возможно, ребенок просто пытается привлечь внимание взрослых к своим проблемам или заставить их сделать для него что-либо. В данном примере прослеживается еще один аспект- агрессивные высказывания взрослых повышают агрессию у детей.

Протест. Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: предположим, у него отобрали какую-то важную для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т. д.

Желание быть, как все. Даже у маленьких детей может проявляться так называемый стадный инстинкт (совершение жестоких поступков как результат коллективных действий) . Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все в его компании.

Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно такую схему отношений он будет применять и к другим.

Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться.

Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно, а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь и галдеть, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.

Иногда дети совершают жестокие поступки без видимых на то причин. Самой целью подобного поведения является осознанное причинение вреда, ребенок намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли живому существу. В этом случае необходимо обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру) , который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.

Как предотвратить проблему детской жестокости?

Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственны только детям из неблагополучных семей. Эта проблема может прийти в любой дом, поэтому работу по профилактике жестокости нужно начинать с самого раннего возраста, ведь воспитать доброго, чуткого ребенка, который всегда протянет руку помощи нуждающимся и не обидит слабого, - мечта любого родителя.

Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребенка:

  • с самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа;
  • показывайте пример своим поведением. Родители для малыша- единственный бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши слова не расходились с делами;
  • говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными;
  • постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете;
  • рассказывайте ему о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг;
  • рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим;
  • обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уметь любить и уважать друг друга;
  • найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковым может быть спорт, игры, творчество и т. д.;
  • показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе с ним детские песни;
  • читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

В современном обществе человеческая жестокость стала проблемой № 1. Газеты, телевидение, Интернет ежедневно доказывают нам этот факт. Только сами люди выбирают - жить в жестоком мире или пытаться изменить его. Сделать это достаточно просто: с самого раннего детства не допускать проникновения злобы, ненависти, агрессии в жизнь детей. Если каждый взрослый будет учить ребенка добру, то такое понятие, как жестокость, просто исчезнет.

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего нужно успокоиться, не паниковать и не выискивать в ребенке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка- это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

1. Не игнорировать.

Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности могут стать необратимыми.

2. Выяснить причину.

Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.

3. Дать негативную оценку.

Застав малыша на «месте преступления» , следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять - его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

4. Педагогически наказать.

Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогически оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного и т. д. Вид наказания выбирается в зависимости от тяжести проступка.

5. Проанализировать стиль семейных отношений.

В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлением агрессии.

6. Уделить достаточно внимания.

Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребенку просто необходимы мнение или совет родителей.

7. Объяснять.

Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

8. Хвалить.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким- хорошо, а жестоким, злым - плохо.

9. Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом.

Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т. д.

10. Набраться терпения.

Детская жестокость - проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо.

В заключение приведем список литературы для родителей и воспитателей, которая позволит больше узнать о затронутой проблеме и вариантах ее решения.

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. - СПб.: Речь, 2008.
  2. Баркан А.И. Ультрасовременный ребенок. - М.: Дрофа-Плюс, 2007.
  3. Барложецкая Н.Ф. Советы опытной няни. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.
  4. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. - М.: РИПОЛ классик, 2003.
  5. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: ИД «Питер» , 2004.
  6. Кравцова М., Шевнина О. Маленький разбойник. Как быть, если ребенок плохо себя ведет. - М., Эксмо, 2006.
  7. Луговская А., Шевнина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением. - М.: Эксмо, 2006.
  8. Манелис Н.Г. 5 дней с суперняней, которые научат вас общаться с вашим ребенком. - М.: Рид Медиа, 2013.
  9. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать? Советы психолога. - СПб.: ИД «Питер» , 2012.
  10. Свирская Л.В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком: подсказки родителям и воспитателям. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
  11. Шапиро Е.И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. - СПб.: Литера, 2013.
  12. Энгельгардт Л.О. Что такое хорошо и что такое плохо? Книга в помощь малышу. - М.: Эксмо, 2012.

Материал подготовила и реализовала Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ «Сказка»

Нынче количество различных преступлений, совершенных молодежью возросло. Отмечается катастрофический всплеск распространения жестокости среди школьников. Жестокость подростков – это враждебное действие, нацеленное подростком на конкретного индивида или группу лиц с целью доказать свое превосходство, силу и вседозволенность. Является распространённой формой проявления протеста подростка против не понимания, не любви и не принятия его как личности. Личность, которая чувствует себя не нужной, не любимой, не принятой обществом, зачастую оказывает свое аморальное поведение, жестокость, агрессивность, как способ отображения внутреннего мира, страдания, внутренней боли. Стараясь избавиться или разрядить внутреннюю дисгармонию, подросток выражает свои противоречия через жестокое поведение, нацеленное на унижение более слабых индивидов или животных.

Подростковая и детская жестокость зачастую более заметны именно в кругу школьных проблем. По этому учителям и психологическому отделу нужно быть максимально внимательными к ученикам, заметив изменение в поведении субъекта, нужно прослеживать его какое-либо проявление, дабы искоренить зарождение жестокости на раннем этапе.

Так как среда проживания подростка имеет особое воздействие на формирование особенностей поведения в таком важном возрасте, феноменом возникновения подростковой жестокости может быть группа сверстников, в которую попадает ребенок. Неоднократно замечено, что вчера еще спокойный и уравновешенный школьник, сегодня избивает или «травит» какого-то ребенка. Изменения круга общения подростка с не самыми порядочными личностями, способствуют появлению желания у ребенка (даже послушного) доказать свою «крутость», дабы быть принятым. Соответственно результатом может быть развитие жестокого поведения и .

Одной из причин зарождения дисбаланса поведения подростка является природная составляющая, которая непосредственно в период взросления организма индивида подразумевает физические перестроения и психологические, что обеспечиваются выделением и изменением количества гормонов в крови подростка. Скачки гормонов в организме тинэйджера приводят к неспособности индивида контролировать эмоциональные всплески, которые перерастают в проблемные отношения с близкими и друзьями. Сталкиваясь с этими неожиданными переменами, подросток приспосабливается к ним при помощи необъяснимой жестокости и агрессии.

Современная культура, развитие компьютерных игр, их жестокость и безнаказанность заставляют детей перепруживать постоянное напряжение и чувство злости. Психологами-учеными, которые занимаются вопросом изучения влияния игр и культуры на поведение личности, доказано повышение уровня жестокости поведения подростков сильно увлеченных различными видами жестоких игр, фильмов или культурой. Подростковая и детская жестокость напрямую является связанной с увлеченностью компьютерными играми, которые способны даже на разрушение психики индивида, тем более в таком ранимом возрасте.

Агрессия и жестокость подростков

Проблема жестокости подростка и агрессивных проявлений в поведении, не отрицалось ни в одном обществе либо народностях на протяжении существования человека на земле. Жестокое поведение тинэйджеров, как способ выражения индивидуальности, важности и всемогущества, ставит психологам и обществу в целом непосильные задачи, решением которых занимаются ежедневно. С развитием интернета и других СМИ повышается уровень жестокости среди всего населения, в особенности – подростков. Факт такой взаимосвязи неоднократно доказан, хотя и актуальности эта тема набрала благодаря обсуждениям ее в интернете, в газетах, на телевидении и так далее. То есть существовала агрессия в кругах общения подростков всегда, вот только интенсивность концентрации внимания вокруг нее стала возрастать совсем недавно. Сегодня развитие эффективных способов борьбы с явлением насилия и жестокости находится на достаточно высоком уровне, и существует масса организаций и программ, направленных на уменьшение уровня агрессии: службы примирения, психологические службы поддержки как общественные, так и школьные, внедрение школьной медиации, когда подростки сами выступают в роли посредников в различных спорах и конфликтах, способствуют их мирному разрешению или предотвращению их возникновения.

Агрессия как свойство подростка проявляется в его готовности к такому поведению. Агрессия и жестокость у несовершеннолетних есть индивидуально-личностной характеристикой, которая воздействует на жизнь индивида и жизни его окружающих. Появление таких качеств личности сегодня замечается у представителей обоих полов в равной степени. Нецензурная лексика, курение, алкоголь, развлечения, связанные с оскорблением и травлей других (такое поведение имеет название у американских психологов – «буллинг», теперь часто используемое и в нашей научной парадигме) стали нормой. Зачастую при наказании подростка за его поведение у тинэйджера возникает недопонимание: «почему?», «что он такого сделал, если так делают все».

Предрасположенность тинэйджера к такому поведению бывает осознанной и неосознанной. На базе этого ученые-психологи акцентируют внимание на нескольких типах проявления агрессии: прямая физическая агрессия; обида, ненависть и зависть; косвенная агрессия; вербальная агрессия; негативизм; подозрительность; раздражение; чувство вины. Как жестокость агрессивное поведение зарождается в процессе воспитания и развития индивида. Но почему ребенок даже из благополучной среды воспитания, который учится в хорошей школе, вмиг становится жестокой личностью. Преимущественно – это крик ребенка о помощи, о том, что ему нужно внимание.

Дети, проявляющие агрессивность и жестокость в поведении, обладают низким уровнем интеллектуального развития, склонны к подражательности. У жестоких подростков отсутствуют ценностные ориентации, хобби, преобладает узость и неустойчивость в увлечениях. Такие подростки характеризуются эмоциональной озлобленностью, грубостью, повышенной тревожностью, эгоцентризмом и проявлением крайней самооценки (максимально отрицательная или положительная). Агрессивность и жестокость подростков является средством поднятия собственного престижа, самостоятельности и взрослости.

Профилактика жестокости в подростковой среде

Предупреждение и профилактика жестокого поведения школьников в современном мире принимает не только социально-значимый характер, но и психологический. С целью наиболее результативного построения воспитательно-коррекционной системы профилактики подростковой жестокости, следует максимально углубиться в изучение личностных, психологических, педагогических, социальных факторов, которые обуславливают такие отклонения в действиях личности.

Коррекции и профилактике асоциального поведения школьников в системе образования уделяется очень серьезное внимание. Принимая школу, как этап социализации ребенка и становления как личности нужно отметить, что качество этой социализации напрямую зависти от общей ориентации института образования.

Проблема жестокости подростков считается наиболее рассматриваемой на родительско-педагогических собраниях, на заседаниях психологических служб школы. В большинстве образовательных заведений существуют специалисты, занимающиеся проблемными школьниками: психологическая служба, включающая психолога и социального педагога.

Работа учителей и специалистов психологической службы направлена на профилактику и искоренение противозаконных действий, на исключение необдуманных поступков, на предупреждение развития подростковой и детской жестокости. При всем развитии и квалифицированной помощи ученикам в школе – родители это главные люди, способные воспитать ребенка и выполнить важную миссию в их жизни, дабы не превратить своего ребенка в индивида с жестоким и агрессивным поведением.

Психологи учебных заведений должны проводить работу не только с учениками, предрасположенными к жестокости, но и с их родителями, так же со всеми остальными школьниками, учителями. Только совместная работа, сориентированная на преодоление развития агрессивного и жесткого подведения среди подростков, является эффективной и действенной.

Формирование безопасной среды учащихся – одно из особенных и основных заданий проведения коррекционных и профилактических действий по предупреждению насилия, а также выступит, как решение проблемы жестокости подростков, если таковая возникла. Это условия, при которых в школе максимально сниженные факторы, оказывающие большое влияние в развитие агрессии среди подростков и детей. Коллективно-творческая деятельность учеников школы позволяет сплотить весь коллектив, способствует адаптации новоприбывших учеников и учителей.

Методика коллективного сплочения позволяет снизить потребность проявления насилия в стенах школы и за ней. Совместная деятельность школьников и учителей, направленная на создание атмосферы творчества, повышения уровня трудоспособности коллектива, обучает каждого школьника принимать решения самостоятельно, ответственно. Здоровая атмосфера отношений в школьном коллективе помогает снизить уровень тревожности и агрессивности, так же способствует развитию взаимопонимания и взаимоподдержки школьников любого возраста.