Программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства методическая разработка на тему. Работа по ранней профилактике неблагополучия в семьях. Оказание своевременной помощи семье, несовершеннолетнему Семьи в целях профилактики

Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, но в то же время это и малый коллектив, предъявляющий различные, порой сложные, требования к каждому ее члену. Для ребенка же семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи.

Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, но в то же время это и малый коллектив, предъявляющий различные, порой сложные, требования к каждому ее члену. Для ребенка же семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Бывают ситуации, когда семья переживает внешний или внутренний кризис – изменение состава семьи, развод, болезнь, смерть какого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья и.т.д. И конечно в таких случаях снижается уровень и качество жизни, и семья из благополучной и стабильной семьи переходит в статус проблемной, кризисной. Многие семьи адаптируются к трудностям и пытаются найти выход из создавшейся ситуации, другие же не могут справиться с нарастающим потоком проблем, впадают в депрессию, снижается их социальная активность, начинают злоупотреблять алкоголем, как последствие появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе своих детей. И именно в этот момент необходимы профилактические и реабилитационные меры поддержки, когда есть шансы на восстановление и сохранение семьи. Но так как многие семьи считают, что «выносить сор из избы не стоит», в социальные службы не обращаются и даже агрессивно относятся к какому либо вмешательству со стороны социальных работников.

Актуальна проблема ещё и тем, что растет число различных негативных тенденций: за последнее время очень остро стоит проблема детоубийства, детского суицида, детской проституции, дети лишенные заботы родителей, оказываются на улице. Безнадзорные и беспризорные дети попадают под негативное влияние и вовлекаются в различные правонарушения. По данным аппарата уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, за последнее десятилетие число детей, пострадавших от рук собственных родителей, возросло в 1,7 раза: с 2269 человек в 2002 году до 4091 человека в 2011-м. По официальным данным МВД РФ, в течение 2010 – 2011 гг. матери убили 268 новорожденных (еще примерно столько же собственных детей родители убивают не сразу после рождения, а спустя какое-то время). И статистика по убийствам детей, по словам Астахова, демонстрирует страшную тенденцию: более половины таких преступлений совершаются близкими ребенку людьми. Россия в пятерке стран-лидеров по этому показателю, - вместе с Колумбией, ЮАР, Ямайкой и Венесуэлой.

Раннее выявление неблагополучных семей и профилактика семейного неблагополучия становится актуальной проблемой в наше время. Если 10 лет назад была актуальна проблема материальной поддержки малообеспеченных семей, то сейчас по мере улучшения социальной ситуации, проблема материального обеспечения отходят на второй план и более актуальной становиться проблема профилактики семейных дисфункций. На данный момент нет определенных технологий для работы с семьей, в России так и не заработал механизм выявления семейного неблагополучия. Ситуация с детскими суицидами в России остается крайне тревожной. На 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случаев суицидов. Большинство детоубийств и случаев детского суицида, считают психологи, обусловлены кризисными явлениями в семье и различными психическими расстройствами

Социальная поддержка семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, заключается в реабилитационной помощи семьям и детям, но она ориентирована на оказание адресной помощи, только тех, кто за ней обратился в заявительной форме, либо по предписанию других объектов профилактики. Индивидуальная профилактическая работа осуществляется в соответствии с социальным паспортом и программой социальной реабилитации. Детей определяют в социально-реабилитационные центры. Предполагается, что за это время родители должны решить проблемы семьи, но чаще всего это безработные, страдающие алкоголизмом родители и их практически невозможно реабилитировать. Поэтому, часто приходиться прибегать к карательным мерам и лишать их родительских прав. И чем глубже степень семейного неблагополучия, тем больше семьи закрываются от внешнего мира, теряют коммуникативные связи, нарушается и поведение детей, разрушаются детско-родительские отношения.

Таким образом, нужны превентивные меры, которые позволят выявить случаи социального неблагополучия семей на ранних стадиях, когда реабилитационные меры помогут сохранить семью.

Неблагополучные семьи – это болезнь нашего общества, и очень важно не запустить эту болезнь до оперативного вмешательства, а на ранних стадиях предоставить комплекс необходимых мер направленных на сохранение семьи и её жизнедеятельности.

Список используемой литературы:

  1. «Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социальном положении, в управлениях социальной поддержки населения муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия» Министерство труда и социального развития Республики Хакасия 2007г.
  2. По материалам Международная научно-практическая конференция на тему “Убийство родителями новорожденных детей: причины и профилактика”.
  3. Работа специалистов с неблагополучной семьёй Олиференко Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей “группы риска”. Учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева М.:Издательский центр “Академия”, 2010.
  4. Сайт Совета Федерации
  5. ФЗ №120 от 24.06.1999г « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Разделы: Социальная педагогика

Эпиграф: Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. В.А.Сухомлинский

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

Именно поэтому каждый учебный год в МБОУ ООШ №2 начинается со знакомства и изучения особенностей каждой поступившей в школу семьи. Вначале это работа со списками первоклассников. Беседы с учителем, который принял 1-ый класс. Выявление малообеспеченных, многодетных, опекунских и конечно неблагополучных семей. Чаще всего неблагополучные семьи, которые поступают в школу, уже выявлены в детском саду.

Информация о таких семьях поступает в школу перед учебным годом из детских садов “Мишутка” и “Солнышко”, которые находятся в микрорайоне школы. Социальные педагоги детских садов, своевременно направляют подробную информацию о проблемных, неблагополучных и опекунских семьях. Благодаря этому, семьи ставятся на внутришкольный учет, и с ними планируется профилактическая работа.

В начале учебного года каждый классный руководитель заполняет Социальный паспорт класса, в котором отражает все особенности своего классного коллектива. Для того, чтобы качественно заполнить социальный паспорт, классные руководители посещают семьи (особенно вновь прибывших детей, детей состоящих на учете в школе, а также всех обучающихся при смене классного руководителя и семьи первоклассников), проводят индивидуальные беседы, классные родительские собрания. В результате в конце сентября составляется Социальный паспорт школы, в котором имеются как числовые данные, так и списки различных категорий детей. Одновременно пополняется и изменяется банк данных о неблагополучных семьях, детях находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи педагогического коллектива. Информация доводится до сведения всего коллектива, а обновленный банк данных получает директор школы, заместитель директора по УВР, психолог.

На каждого трудного подростка и на неблагополучную семью заводится карта, где отражаются особенности семьи, сведения о бытовых условиях, информация о родителях, о ребенке, указываются основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка.

В начале учебного года составляется график проведения школьных рейдов по семьям обучающихся. Рейды проводятся ежемесячно, в них принимают участие все классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по УВР. Школьные рейды практикуются в нашей школе уже 5-ий год и оправдывают себя.

Посещение семьи – дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Поэтому целью школьных рейдов является не только обследования условий воспитания, но и налаживание контакта с семьей, выяснение возможности оказания помощи. Учителя дают советы родителям, как помочь ребенку выполнить домашнее задание, как устранить проблемы с учебой, я информирую о том, какую социальную помощь может оказать школа, куда обратиться за помощью. Выясняем, как организован досуг ребенка, убеждаем в необходимости посещать кружки, секции, объединения. Обычно в 1-ом рейде мы посещаем неблагополучные семьи, которые поступили в школу с начала учебного года.

Школьные рейды фиксируются в специальном журнале, записывается, кто принимал участие в рейде, какие семьи были посещены. Более подробная информация записывается в карте семьи или обучающегося. Результаты посещения семей во время школьного рейда доводятся до сведения классных руководителей посещенных обучающихся.

Важно, чтобы классные руководители, не только ждали помощи от социального педагога, а иногда и перекладывали свои обязанности на его плечи, но и сами активно оказывали помощь неблагополучной семье или подростку, вовремя информировали о проблемах, взаимодействовали со всеми участниками образовательного процесса в интересах ребенка.

Таким образом, проводимая в начале учебного года работа всего педагогического коллектива, позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных подростков и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.

Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

Создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;

Подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);

Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:

  • низкая материальная обеспеченность;
  • отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
  • алкоголизм одного или обоих родителей;
  • эмоционально напряженная атмосфера в семье;
  • неуспеваемость школьников в учебе;
  • плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
  • неорганизованный отдых и досуг детей;
  • неумение найти дополнительный заработок;
  • незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
  • низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.

Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.

Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.

Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:

  • помощь в обеспечении повышения доходов семьи через предоставление бесплатного питания, определение детей в бесплатные лагеря на каникулах;
  • сбор денежных средств и вещей, оказание гуманитарной помощи;
  • оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
  • организация досуга детей, организация летнего отдыха;
  • информирование о работе различных служб;
  • психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
  • психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
  • правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
  • организация благоприятной социальной среды в семьях;
  • помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);
  • помощь в выборе образовательного пути;
  • обучение способам повышения самооценки;
  • консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
  • обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);
  • учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
  • индивидуальное консультирование;
  • взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.

В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

  1. Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.
  2. Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.
  3. Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.

О работе учреждения образования «Буда-Кошелёвский государственный социально-педагогический центр» по стабилизации обстановки в семьях, где дети находятся в социально опасном положении, предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, правонарушений среди несовершеннолетних."

В г. Буда-Кошелево создано и функционирует учреждение образования «Буда-Кошелевский государственный социально педагогический центр».

В данном учреждении функционируют:

  • Отделение реализации программ социальной реабилитации;
  • Информационно-правовая служба;
  • Детский социальный приют.

Приемное отделение в составе приюта отсутствует, так как дети помещаются в приют после обследования и лечения в детской больнице. Отделение постинтернатной адаптации в СПЦ не создавалось, поскольку данную работу проводит школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С момента создания центра постоянно уточнялось и изменялось штатное расписание. На основании приказа отдела образования Буда-Кошелевского райисполкома были утверждены штатные нормативы численности работников СПЦ в количестве 28 штатных единиц и 2 совместителя.

Должность заведующей приюта заменена должностью директора приюта.

На сегодняшний день штатное расписание СПЦ составляет28 штатных единицы и 2 совместителя.

В Буда-Кошелевском СПЦ работают 30 сотрудников. Из них: директор-1, заместитель директора-1, 1-секретарь, 14- педработников, из них 4 находятся в декретном отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, 1 - медицинский работник-совместитель, 1-юрист, 11- техперсонал.

Имеют высшее образование - 13 специалистов, средне-специальное - 7 воспитателей, общеобразовательное -5 человек, 3-профессионально-техническое.

Из педагогических работников имеют:

  • высшую категорию - 0;
  • I категорию - 4;
  • II категорию - 4;
  • без категории - 6.

педагоги психологи:

педагоги социальные:

воспитателя:

В соответствии с планом-графиком повышения квалификации педагогов отдела образования, специалисты СПЦ ежегодно повышают свою квалификацию в АПО г. Минска и ГОиРО.

Детский социальный приют Буда-Кошелевского СПЦ рассчитан на 14 мест.

Количество групп - 1 (режим пребывания -круглосуточный).

В 2018г. средняя наполняемость в приюте составила 68%.

За I квартал 2018 г. - 69%,

2-ой квартал- 71%,

3-ий квартал-40%,

4-ый квартал-69%.

За 2018 год через приют прошли 38 детей, выбыло - 30 несовершеннолетних, из них:

На 01.01.2019 г. в СПЦ осталось 8 детей.

Детей, которые находились в приюте свыше 6 месяцев не имеется.

В соответствии с Инструкцией о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования РБ № 47 от 28.07.2004 г. (в настоящий момент утратившей силу) приказом отдела образования Буда-Кошелевского райисполкома №12 от 02.01.2019г. социально-педагогический центр г. Буда-Кошелево является ответственным за ведение районного банка данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и закреплена за ней педагог социальный Евдокименко Н.О.

В центре создано Положение об общерайонном банке данных о детях, находящихся в СОП.

Социальным педагогом СПЦ ежемесячно проводится актуализация районного банка данных о детях, находящихся в социально опасном положении. Текущие изменения передаются учреждениями в СПЦ в течение 3 дней.

В каждом общеобразовательном учреждении приказом директора учреждения назначен администратор банка данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, который является ответственным за достоверность и своевременность предоставляемой информации.

В ДДУ, базовых и общеобразовательных учреждениях постановка/снятие с учета в СОП проводится - на заседаниях Совета профилактики с предоставлением педагогом социальным информации, подтверждающей социально-опасное положение в семье. Воспитанники, учащиеся учреждения образования ставятся на учёт СОП в соответствующем учреждении образования. Несовершеннолетние, не посещающие УО, ДДУ, ставятся на учет УО «Буда-Кошелевским государственным социально педагогическим центром» в соответствии с территориальным принципом в рамках всеобуча.

Информация о детях, находящихся в СОП, поступает от различных служб и организаций:

Центральная районная больница предоставляет информацию о необходимости постановки в СОП при патронатном посещении несовершеннолетних в возрасте от 0 до 3 лет.

С целью выполнения приказа областного управления образования №736 от 03.12.2012 г. медиками еженедельно предоставляются акты обследования семей, состоящих на контроле как неблагополучные.

ТЦСОН передает копии актов обследования семей при выявлении СОП во время межведомственных выездов.

Силами специалистов СПЦ, проводятся анализ и оценка семейных ситуаций в ходе рейдов и посещений семей и выдаются рекомендации учреждениям образования о необходимости постановки несовершеннолетних в СОП.

Директор СПЦ является постоянным членом КДН Буда-Кошелевского райисполкома, присутствует на всех заседаниях. Рассмотренные на КДН ситуации анализируются и учитываются в работе специалистами СПЦ.

РОЧС предоставляет информации в РОО, КДН по семьям, находящимся в СОП, выявленным в ходе проверок противопожарного состояния жилья.

Сельские советы совместно с сельскими учреждениями образования предоставляют информацию, акты обследования, характеристики, справки и другие материалы.

Поступление и аккумулирование информации происходит через СПЦ от граждан и организаций.

В целях оказания помощи, координации действий специалистов по работе с семьями несовершеннолетних, находящимся в социально опасном положении, педагоги социальные СПЦ принимают участие в заседаниях сельских исполнительных комитетов по вопросам работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Специалисты СПЦ принимают участие в заседаниях сельских исполнительных комитетов (по возможности).

По состоянию на 01.02.2019 г. в банке данных о детях, находящихся в СОП состоит 159 несовершеннолетних из 73 семей. Наблюдается тенденция к ежемесячному незначительному снижению числа детей и количества семей. Количество снятых с учета преобладает над количеством поставленных. Более половины снятых с учета сняты по причине нормализации ситуации в семье.

Из состоящих на учете семей более половины - неполные. Имеются родители не работающие.

Распределение по местожительству: в городе - часть семей, значительная часть проживает на селе. Часть детей - дошкольники, часть- школьники, 3 -несовершеннолетних не учатся и не работают, все эти несовершеннолетние проживают на территории района, на селе.

В соответствии с Декретом Президента РБ №18 от 24.11.2006г. «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» в 2018 году в детский социальный приют было зачислено 38 несовершеннолетних, по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних, по заявлению родителей.

Социально-педагогический центр является координатором деятельности учреждений образования по выполнению Декрета Президента РБ №18, по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в СОП.

На несовершеннолетних, прошедших через отобрания, составляются межведомственные планы по защите прав и законных интересов по нормализации семейной ситуации, (утратившими силу) в связи с введением нового постановления Советов Министров №22 от 15.01.2019года, составляются мероприятия. Согласно данным мероприятиям, на предприятиях, на которых работают обязанные лица, в сельских советах по месту жительства проводится профилактическая работа, беседы (с привлечением трудовых коллективов) по нормализации семейных ситуаций, посещаются данные семьи. Специалистами СПЦ ежемесячно составляются отчеты по итогам выполнения мероприятий всеми участниками и предоставляются в комиссию по делам несовершеннолетних.

В ходе подготовки межведомственных мероприятий, программ реабилитации специалистами центра оказывается помощь в разработке мероприятий, оформлении документов.

В ходе поэтапного выполнения межведомственных мероприятий организовывается взаимодействие с представителями организаций, заинтересованных служб г.Буда-Кошелево и района, принимающих участие в защите прав и законных интересов несовершеннолетних: Горгаз г. Буда-Кошелево, районная инспекция энергонадзора филиала Гомельэнерго, Энергоснаб г. Буда-Кошелево, ТЦСОН, РОВД, УЗ «Буда-Кошелевская ЦРБ», ФОНД «Поможем детям Чернобыля», представителями Духовной Православной церкви г. Буда-Кошелево. В ходе организации поэтапного выполнения мероприятий социальной реабилитации несовершеннолетних педагоги социальные СПЦ готовят документы, ходатайства на рассмотрение семьи на заседаниях КДН, ходатайства о признании несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите, ходатайства о рассмотрении семьи на сельских и поселковых комиссиях ОПОП, принимают участие в судах, допросах в качестве свидетеля, законного представителя.

В ходе работы по выполнению Декрета Президента РБ №18 «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» проводятся инструктивно-методические совещания со специалистами школ города и района по вопросам ведения документации по детям, находящимся в социально опасном положении в соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в госзащите. Всем учреждениям образования предоставлены образцы документов (вспомогательные материалы для составления мероприятий, актов обследования, виды помощи несовершеннолетним, находящимся в СОП, нуждающимся в государственной защите, признаки социального неблагополучия семей, рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи, памятка для классных руководителей по выявлению несовершеннолетних, попавших в СОП).

Социальными педагогами СПЦ оказывается помощь специалистам учреждений образования в составлении мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. В процессе оказания данной помощи проводятся также консультации по вопросам:

  • ведения банка данных детей, находящихся в СОП;
  • оформление документации в соответствии с законодательством РБ;
  • по раннему выявлению несовершеннолетних, находящихся в СОП, организации работы с семьями.

В 2018году специалистами СПЦ оказана помощь 848 родителям, 393 педагогам, 503 несовершеннолетним.

Также осуществляется контроль за ведением документации, проходят семинары. Директор социального приюта является руководителем районного методического объединения «Школа молодого специалиста СППС».

Специалисты СПЦ в период с 30.11.2018г. по 14.12.2018г. принимали участие в мониторинге личных дел несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.

В ходе которого внесены замечания и рекомендации по ведению личных дел несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, оформлению протоколов заседаний совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В случае проведения семинаров и селекторов, конференций директор СПЦ принимает участие в совещаниях по вопросам выполнения Декрета №18. Специалисты СПЦ взаимодействуют с учреждениями образования, комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, сельскими советами, ФАПами, специалистами сектора по охране прав детства, детской больницей по вопросам выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, сбора информации, обмена информацией, определения объема помощи несовершеннолетним и их семьям. В процессе взаимодействия возникали сложности:

  • несогласованность списков несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, между учреждениями;
  • признание в социально опасном положении и постановка на учет детей от 0 до 3 лет.
  • несвоевременное предоставление выписок Совета профилактики.

В соответствии с графиком посещений несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также детей, возвращенных в биологические семьи, специалистами СПЦ проводятся социально-педагогические рейды по району и городу. Специалисты СПЦ проводят рейды совместно с представителями комиссии по делам несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних, районным отделом образования.

Во время рейдов со всеми родителями проводились беседы по Закону РБ «О правах ребенка», по Декрету №18 Президента РБ.

В центре организована работа по возмещению расходов родителями на содержание несовершеннолетних, находящихся на государственном обеспечении в детском социальном приюте.

Приказом по СПЦ ответственным за ведение данной работы назначена юрист Ландышева Е.А.

В настоящий момент на 01.02.2019года в социальном приюте значатся 21 обязанное лицо.

О возмещении расходов на содержание несовершеннолетних было подано:

в суд Буда-Кошелевского района - 8 заявлений,

исполнительных надписей -5. .

Необходимо отметить, что из 21 обязанных лиц, нет таковых которые ежемесячно возмещают сумму в полном объеме. Большинство обязанных лиц возмещают сумму ежемесячно частично. Этот связано с низкой заработной платой обязанных лиц (в основном в сельской местности), а также имеющимися прогулами обязанных лиц рабочего времени.

Судом Буда-Кошелевского района была списана задолженность о возмещении расходов, так как несовершеннолетние дети возвращены в биологическую семью. Налажено тесное взаимодействие с центром занятости, организациями, предприятиями, на которых работают обязанные лица. Возникающие вопросы по возмещению средств ежемесячно уточняются с вышеуказанными организациями. Данное взаимодействие фиксируется в журнале «Взаимодействие с организациями, предприятиями по вопросам взыскания средств с родителей на содержание детей, находящихся на гособеспечении в детском приюте». Если имеется информация о непоступлении средств от обязанных лиц по причине длительных прогулов, управление по труду, занятости и социально-трудовых отношений информирует РОВД о необходимости принятия соответствующих мер.

Ежемесячно информируется суд о задолженности каждого обязанного лица.

Если в течение 3-х месяцев не поступают средства, подается заявление о привлечении к уголовной ответственности за уклонение от возмещения расходов.

Специалистами центра осуществляется работа с приемными семьями, в 2018 г. проведено 213 консультаций для приемных родителей.

В настоящий момент имеется 62 приемных семей, имеющих несовершеннолетних детей. Специалистами центра, совместно с отделом образования, организовываются совещания приемных родителей. Функционирует методическое объединение приемных родителей. На базе СПЦ проводятся заседания клуба приемных родителей клуб «Альтернатива».

Приемные родители и дети принимают участие в областных конкурсах, праздниках: День матери, Новый год, Калядки, 23 февраля «День Защитника Отечества» проводимых силами СПЦ на базе школы искусств г. Буда-Кошелево, на базе УО «Средняя школа № 1 г. Буда-Кошелево», на базе УО «Буда-Кошелевский ГСПЦ».

Из числа детей, воспитывающихся в приемных семьях, организовано оздоровление на территории РБ, а также за её пределами.

Устройство ребенка в приемную семью.

1. Психологом СПЦ осуществляется подготовка ребенка к проживанию в приемной семье, которая включает:

Установление контакта с ребенком, снятие эмоционально-напряженного состояния;

Диагностику интеллектуальной и личностной сферы, поведения и физического развития ребенка;

Беседа о правах и обязанностях в приемной семье.

Подготовка ребенка к встрече с приемными родителями.

2. При выборе семьи для ребенка среди кандидатов в приемные родители проводится составление карты соответствия семьи и ребенка .

Цель: найти наиболее подходящую семью ребенку по образу жизни, системе воспитания и с учетом его пожеланий. При этом потребности ребенка, оставшегося без родительской опеки, соотносятся с возможностями семьи кандидатов.

3. После того, как семья для ребенка выбрана, составляется план устройства ребенка в приемную семью, который включает работу с детьми в процессе передачи, работу с приемными родителями и их семьей (детьми и другими проживающими совместно членами семьи), работу с родственниками передаваемого ребенка.

Работа в рамках плана устройства несовершеннолетнего в приемную семью заканчивается проведением психолого-педагогического консилиума.

Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи осуществляется на всем этапе ее существования, с учетом ее поэтапного развития. Это позволяет, с одной стороны, способствовать развитию гармоничных отношений в семье, решать сопутствующие проблемы, преодолевать кризисы, возникающие у приемной семьи, а с другой, отслеживать стратегию ее развития и прогнозировать возможные трудности и успехи.

Психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи включает в себя работу в следующих направлениях:

  1. Посещение семьи с целью:
  • оказания консультативной помощи приемным родителям по вопросам адаптации приемного ребенка в семье;
  • выявления психологических проблем в развитии, обучении, эмоциональном благополучии детей.

Контроля за условиями содержания, воспитания, образования

приемных детей.

  1. Психологическая поддержка, помощь в преодолении кризисных ситуаций: - беседы;

3. Консультирование родителей по вопросам:

Адаптация ребенка в приемной семье;

Воспитание и развитие детей;

Сложности в обучении;

Взаимодействие с биологическими родственниками;

Правовые консультации и т.д.

4. Оказание помощи приемному родителю при защите имущественных, жилищных прав приемного ребенка:

Постановка на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий;

Выписка/прописка несовершеннолетнего;

  • закрепление жилья.

5. Организация общения приемных детей с биологическими родственниками, братьями, сестрами, находящимися на воспитании в других приемных семьях. Участие в организации встреч, непрямых контактов.

В процессе организации встречи проводится предварительная работа с ребенком, приемными родителями, биологическими родителями. Разработан порядок организации встречи биологических родственников с ребенком, переданным на воспитание в приемную семью.

Предварительно участники знакомятся с правилами, нормами и порядком проведения встречи, что помогает структурировать встречу и избежать возможных неприятных моментов в ходе ее проведения.

6. Организация участия приемных родителей и детей в праздничных, досуговых мероприятиях:

7. Осуществление контроля за расходованием опекунских средств. Сбор отчетов в установленной форме.

9. Организация оздоровления приемных детей на территории РБ, за границей.

10. Ходатайство в защиту интересов детей из приемных семей в структурах различных ведомств.

11. Проведение совещаний, круглых столов, групповых встреч приемных родителей. Работа клуба «Альтернатива».

В УО «Буда-Кошелевский ГСПЦ», тесно налажено межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики при оказании помощи семье и ребенку.

Территориальный центр оказывает помощь родителям при обращении за получением государственной адресной помощи, получения детского питания.

Со стороны правоохранительных органов Буда-Кошелевского РОВД, оказывается сотрудникам УО «Буда-Кошелевский ГСПЦ» тесное взаимодействие при посещении семей, чьи дети находятся в социально-опасном положении, сотрудники данных органов проводят профилактические беседы с гражданами имеющие несовершеннолетних детей находящихся в социально-опасном положении, разъясняют родителям особенности Декрета Президента РБ №18, разъясняют о последствиях ненадлежащего исполнения своих родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей, незамедлительно информируют специалистов ГСПЦ о родителях с которыми РОВД проводит профилактическую работу, а так же с несовершеннолетними, с которыми проводится ИПР, тем самым позволяют на ранних стадиях выявить неблагополучия в семье. Организовывают «Дни инспекторов ИДН» в учреждениях образования, в социальном приюте с целью донести информацию для несовершеннолетних детей о недопущении совершения ими правонарушений и преступлений, положительного формирования законопослушного образа жизни, а также принимают участие в общешкольных родительских собраниях, где информируют родителей о надлежащем образе исполнения родителями своих обязанностей, недопущения совершения ими и их детьми правонарушений и преступлений, объясняют о последствиях Декрета Президента РБ №18 а также уголовной и административной ответственности за совершение деяний.

УЗ «Буда-Кошелевская ЦРБ », взаимодействует со специалистами ГСПЦ, согласно организованных мероприятий с родителями, врач нарколог вызывает на консультацию родителей склонных к употреблению спиртных напитков, проводит с ними беседы и в случае необходимости направляет на прохождение лечения от алкогольной зависимости в условиях стационара или однократной кодировки. Врач нарколог информирует специалистов ГСПЦ о постановке на проф учет граждан имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.

При организации семинаров и круглых столов специалистами УО «Буда-Кошелевский ГСПЦ», для приемных родителей или их несовершеннолетних детей, а также для мероприятий в учреждениях образования района, всегда активное участие принимает врач нарколог.

Фонд «Поможем детям Чернобыля », оказывает помощь в выделении несовершеннолетним находящимся в социально опасном положении, социальных средств (одежды, предметов мебели, оказывает помощь в зачислении в списки нуждающихся в оздоровлении за рубежом).

Местная власть территориальных органов в рамках смотровых комиссий информирует УО «Буда-Кошелевский ГСПЦ» о выявленных ими ситуаций неблагополучия в семьях на административных территориях. Оказывает помощь при межведомственном посещении семей у которых несовершеннолетние дети находятся в социально опасном положении, проводят с родителями таких семей беседы о Декрете Президента РБ №18, оказывает помощь в сборе необходимых документов, (для получения адресной государственной помощи, получения детского питания, выделения жилья при необходимости, оказывает помощь несовершеннолетним состоящим в социально опасном положении при сборе их при поступлении в дошкольные и общеобразовательные учреждения, рассматривает на заседаниях ОПОП семьи требующие воздействия к ним со стороны местной власти.

Управление по труду, занятости и социально трудовых отношений оказывает помощь родителям несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении в трудоустройстве, а так же несовершеннолетним которые не учатся и не работают. Несовершеннолетний Ляхов Д.С., согласно административному решению №05-24/82-2019года государственной службой занятости населения РБ, в соответствии с Законом РБ «№433-З» от 28.10.2008года зарегистрирован в качестве безработного.

Работа Буда-Кошелевского СПЦ по профилактике и предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплексной, эффективной, ведется в соответствии с поставленными целями и задачами СПЦ.

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

Цель программы: формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

Характеристика проблемы

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности ребенка. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей: оно носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношениях со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье неизбежно приводят к нарушениям эмоционального развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.

Все эти тревожные показатели детского и семейного неблагополучия свидетельствуют о необходимости принятия действенных мер по улучшению ситуации со стороны школы и учреждений, ведущих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Цель программы : формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

Задачи программы:

  • снижение числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, числа лишений родительских прав;
  • совершенствование комплексной системы социальной адаптации и реабилитации детей и семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, в социально опасном положении;
  • повышение уровня родительской компетентности и ответственности, в том числе путем популяризации позитивного опыта семейной жизни;
  • создание условий для стабилизации ситуации в семье, мобилизация внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей;
  • формирование здорового образа жизни, привлечение к спорту, активному отдыху и культурному досугу детей и семей, воспитывающих детей.

Целевые группы:

  • семьи с детьми;
  • социально неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
  • дети, в том числе дети из социально неблагополучных семей;
  • родители, в т.ч. родители, не выполняющие надлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды;
  • администрация, классные руководители, учителя – предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи

Программы ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства опирается на нормативно-правовую базу:

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Ожидаемые результаты:

  • Эффективное функционирование межведомственной системы комплексной реабилитационно - профилактической работы с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия, и семьями, находящимися в социально опасном положении;
  • снижение численности детей, родители которых лишены родительских прав;
  • снижение числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
  • увеличение доли семей с детьми, охваченных первичной профилактикой;
  • внедрение в практику работы инновационных услуг и технологий работы, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;

№ п/п

Направления и формы работы

Дата проведения

Ответственные

Диагностика семейного неблагополучия.

Составление социально-психологических паспортов семей

Сентябрь

Соцпедагог

Анализ состояния здоровья детей

Сентябрь

Медработник

Анкетирование детей и родителей

Октябрь

Соцпедагог

Психологическое тестирование детей и родителей

Ноябрь

Педагог-психолог

Наблюдение специалистов лицея

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

Консультации и беседы специалистов

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

Рейды в семью

Весь период

Соцпедагог

Кл. руководители

Привлечение ребенка в кружки и секции на базе лицея

Весь период

Соцпедагог

Кл. руководители

Обеспечение летней занятости ребенка (ЛОЛ и площадка вечерней занятости при лицее)

Июнь-август

Соцпедагог

Кл. руководители

Групповая работа с родителями и детьми из неблагополучных семей

Занятия с элементами социально-психологического тренинга по программе для родителей и подростков «Взаимодействие»

По мере формирования группы

Педагог-психолог

Родительский лекторий:

  • Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка;
  • Безопасность ребенка;
  • Что значит любить своего ребенка;
  • Почему ребенок становиться «трудным»

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Апрель

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

Проведение семейных праздников:

  • Наша дружная семья;
  • День матери;
  • Новый год;
  • День защитников Отечества;
  • День семьи.

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Май

Зам по УВР

Кл. руководители

Проведение спортивных мероприятий:

  • Мама, папа, я - спортивная семья;
  • Веселые старты;
  • Эстафета к 23 февраля «Мы сильные, смелые, ловкие»;
  • Туристический поход в лес.

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

Зам по УВР

Кл. руководители

Профилактика семейного неблагополучия.

Родительский всеобуч:

  • О поощрении и наказании;
  • Типы семей и стили семейного
    воспитания;
  • Культурные ценности семьи и их значение для ребенка;
  • Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

В рамках родительских собраний

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Кл. руководители

Просвещение родителей (через сайт, пресс-центры лицея)

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Просвещение педагогов (Приложения 1-5)

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Семинары для педагогов:

  • Почему учиться трудно или причины школьной дезадаптации;
  • Причины детского и подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи детям в кризисных ситуациях

Ноябрь

Март

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Кл. часы для учащихся(1-11 кл.)

  • Я и мои друзья;
  • Я и моя семья;
  • Что такое ответственность?
  • Как справиться с плохим настроением?
  • Способы решения конфликтов с родителями.

Весь период

Кл. руководители

Список литературы:

  1. Л.В. Байбородова Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль, Академия развития, 2003.
  2. И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков.Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  3. Н.И. Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы. - Москва, ВАКО, 2004.
  4. Н.П.Капустин. Педагогические технологии адаптативной школы.-Москва. ACADEMA, 1999.
  5. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - Хабаровск, 2004.
  6. Материалы исследований творческой группы СПбАППО под руководством О.Е. Лебедева.
  7. В.М. Минияров Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.
  8. Р.В. Овчарова Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.
  9. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. - Мн.: АПО, 2010.
  10. Ушинский, К Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. -М., 1988.
  11. Т. Ю. Хямяляйнен Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.
  12. Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий. – Санкт-Петербург, СПбАППО, 2005.
  13. Н.Е. Щуркова Школа и семья. Педагогический альянс. – Москва, Педагогическое общество России, 2004.
  14. Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя. Москва. Педагогическое общество России. Профессиональная культура педагога. 1999.

Приложение 1

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

  1. Совместная работа со службами системы профилактики безнадзорности, преступлений, правонарушений:

2. Источники информации о семейном неблагополучии:

  • Классные руководители;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители города;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. Дополнительные источники информации:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. Показатели негативного влияния семьи на ребенка.

4.1 нарушения в поведении: бродяжничество; агрессивность; хулиганство; кражи; вымогательство; правонарушения и преступления; аморальное поведение; неадекватные реакции.

4.2 нарушения в развитии: низкая успеваемость; уклонение от учебы; неврозы; отсутствие навыков личной гигиены; подростковый алкоголизм и проституция, недоедание, болезни.

4.3 нарушения в обшении: конфликты с родителями и педагогами, частое употребление ненормативной лексики, контакты с криминогенными группировками.

5. Приемы работы с неблагополучными семьями и детьми:

  • Консультирование родителей и детей;
  • Просвещение родителей и детей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Создание клубов по интересам;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Помощь общественных организаций;
  • Административные штрафы;
  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав;

Приложение 2

Что такое неблагополучная семья?

Неблагополучными семьями называют такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:

  • злоупотребление алкоголем и/или наркотиками;
  • излишества в поведении, такие, как чрезмерное пристрастие к еде, работе, уборке, игре, денежным тратам, диетам и т.д.;
  • физическое насилие над супругом и/или над детьми;
  • неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;
  • игнорирование эмоционального состояния детей;
  • суровая дисциплина или отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;
  • явное предпочтение одного ребенка другому;
  • постоянные споры и напряженность;
  • длительные периоды времени, когда родители не разговаривают друг с другом;
  • родители имеют разные системы ценностей или противоречат друг другу, борясь за лояльность ребенка;
  • родители соревнуются друг с другом или с детьми;
  • один из родителей не может наладить отношения с другими членами семьи и поэтому усердно избегает их, в то же время, обвиняя их в замкнутости;

Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты:

  • они приходят к убеждению, будто оставаться самим собой, то есть, быть искренним, отнюдь не безопасно, и поэтому стараются надеть на себя маску;
  • они не уважают себя и не ценят;
  • не веря в собственные силы, они начинают искать кого-то, кто мог бы за них решить их проблемы, или же пытаются подчинить себе других;
  • часто они считают, что должны удовлетворять потребности родителей;
  • они могут научиться извлекать выгоды из царящей в доме атмосферы хаоса, из семейных драм и кризисов, и создавать подобные ситуации в своей последующей жизни;
  • у них отмечаются задержки эмоционального развития;
  • они нередко испытывают чувство страха и неуверенности в себе;
  • подвергнувшись в детстве мучениям, они сами могут впоследствии мучить себя и/или других людей;
  • у них налицо весь спектр отрицательных эмоций: страх, стыд, сознание своей ненужности, гнев, раздражение, чувство недоверия и неуважения к окружающим, ощущение собственно никчемности и беспомощности, чувство одиночества; при этом они не знают, что с этими чувствами делать;
  • у детей, выросших в таких семьях, до некоторой степени повреждена способность чувствовать других людей и строить свои отношения с ними.

Что нужно знать классному руководителю о семье учащегося?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

Приложение 3

При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:

  1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
  2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
  3. Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
  4. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
  5. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
  6. Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье. С опорой на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
  7. Устранение чувства вины родителей за свою несостоятельность.

Приложение 4

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
  3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
  4. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
  5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Приложение 5

Алгоритм беседы классного руководителя с родителями учащегося.

1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники)

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании)

3. Каковы причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять со стороны родителей, школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, принципов, подходов к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)