Проведение примерки поясных изделий. Тема. Подготовка плечевого изделия к первой примерке (реферат) Основные этапы первой примерки и их последовательность

Высокое качество изделий по индивидуальным заказам обеспечивается
прежде всего своевременным выявлением и устранением их недостатков
(дефектов) в процессе примерок.

Одежда изготавливается с одной или двумя примерками в зависимости от сложности фасона, индивидуальных особенностей заказчицы и квали­фикации закройщика. При этом задача закройщика состоит в том, чтобы помочь выбрать фасон изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчицы, направления моды и свойств материалов.

Необходимость примерок вызвана и используемыми в практической работе при разработке первичной конструкции изделия расчетно-графическими методами, которые являются приближенными методами конструирования.

При проведении примерок изделий обращают внимание на три основ­ных момента:

Уточнение посадки изделия на фигуре;

Уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры;

Уточнение размеров, формы и положения отделочных деталей в изделии.

Аналогично индивидуальному производству примерки проводят и при проектировании новых моделей для массового производства. Отличие только в том, что примерки и уточнение конструкции производят на типо­вую фигуру базового размера или на манекен.

Все дефекты, возникающие в процессе разработки конструкции и изго­товления изделий, делят на три группы: конструктивные, технологиче­ские и дефекты моделирования. В данном пособии рассмотрены только конструктивные дефекты, не связанные с ошибками моделирования.

Выделяют следующие стадии работы по уточнению конструкций:

1. Подготовка изделия к первой примерке.

2. Проведение первой примерки.

3. Внесение изменений в изделие по результатам первой примерки.

4. Проведение второй примерки.

5. Окончательное изготовление изделия на индивидуальную фигуру или образца модели на типовую фигуру.

Несмотря на то, что для различных видов изделий и покроев преду­сматривается различная последовательность действий при примерках из­делий, можно выделить общие рекомендации по их проведению.

В случае изготовления изделий с одной примеркой необходимо осо­бенно точно и тщательно провести раскрой, примерку и правильно вы­полнить уточненную обмелку.

Перед раскроем ткань проглаживают, а при необходимости декатиру­ют (смачивают или увлажняют и сушат).

Изделие раскраивают по изготовленным шаблонам деталей данной мо­дели и без них, непосредственно строя детали на ткани. При этом строго соблюдают направление нитей основы, направление ворса, условие со­вмещения рисунка и, если необходимо, симметричность.

К контурам срезов деталей при их раскрое дают припуски по ширине и длине для уточнения (по срезам спинки, боковым швам, горловине, прой­ме, низу). В таблице 11.1 приведены величины припусков к деталям одежды для уточнения моделей при примерке на фигуре заказчицы.


Таблица 11.1 – Запасы для уточнения моделей одежды на фигуре заказчицы

Урок на тему: «Подготовка юбки к примерке.

Проведение примерки. Исправление дефектов». 6 класс

Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с последовательностью проведения примерки; научить учащихся сметывать юбку к примерке; научить распознавать возникшие дефекты, причины возникновения и способы их устранения.

Воспитательная – воспитать эстетический вкус, внимательность, аккуратность.

Развивающая – развить логическое мышление, самостоятельность учащихся, пространственные представления.

Тип урока – комбинированный с применением проектора.

Методы проведения занятий:

Объяснительно – иллюстративные методы: рассказ, объяснение, демонстрация, работа с учебными пособиями.

Репродуктивные методы: упражнение, практическая работа, инструктажи

Межпредметная связь : математика, черчение.

Оборудование: детали кроя юбки, нитки, набор ручных инструментов, плакаты, проектор, наглядные пособия.

Литература для учителя:

Учебник «Технология» 6 класс общеобразовательной школы (вариант для девочек), под редакцией В.Д. Симоненко;

Тесты по технологии 5 - 7 класс, С.Э. Маркуцкая

Тестовые задания по технологии М.И. Девятова

Программа по технологии

Литература для учащихся:

Учебник «Технология» 6 класс общеобразовательной школы (вариант для девочек)

Рабочая тетрадь по технологии 6 класс О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова

Ход урока:

Организационный момент. (3 мин.)

А) Сообщение темы и цели урока

Б) Проверка отсутствующих

В) Проверка готовности учащихся к уроку

Повторение пройденного материала (5 мин.)

Повторение пройденного материала проходит в виде разгадывания кроссворда и решения теста. Приложение 1

Изучение нового материала. I часть (5 мин.)

Темы для изучения и практической работы: I часть – подготовка юбки к примерке, II часть – проведение примерки, исправление дефектов.

Основные теоретические сведения.

Учитель рассказывает и показывает учащимся слайд «Схема сборки поясного изделия» Приложение 2

К примерке детали должны быть лишь сметаны, а стачивание их производят после того, как сметанное изделие будет соответствовать фигуре.

Отметим линию бедер, середину переднего и заднего полотнищ прокладочными стежками. Проложим силки по основным контурам и фасонным линиям. Если посередине переднего или заднего полотнищ проходит шлица или складка, заметаем ее от линии талии до линии низа.

Если у учащихся есть юбки со складками, то необходимо рассказать и показать, как сметывают складки (сметываются для примерки по всей длине).

Вытачки сметывают небольшими, прямыми стежками от узкого конца к широкому, обращая внимание на совмещение копировальных строчек.

Для сметывания боковых срезов оба полотнища юбки складывают лицевыми сторонами внутрь, срезами к работающему, уравнивают копировальные строчки и сметывают на столе по заднему полотнищу, совмещая контрольные знаки на линии бедер и рисунок ткани. Левый боковой шов оставляют не сметанным до верха на участке 14 – 18 см. для застежки.

При сметывании боковых швов делают закрепки через каждые 10 – 15 см., чтобы в процессе примерки при распарывании участка шва для внесения уточнений остальной шов не распарывался.

Нижний срез юбки заметывают двумя строчками: первый – на расстоянии 3 – 5 мм от сгиба, второй – на расстоянии 7 – 10 мм от среза. Не широкий подгиб низа можно заметать одной строчкой посередине. При заметывании низ юбки располагают на столе сгибом к работающему. Заметывают прямыми стежками длиной 10 – 15 мм.

По верхнему срезу юбки, с изнаночной стороны, прямыми стежками длиной 0,7 – 1 см приметывают узкую полоску плотной тесьмы.

Практическая работа (25 мин)

Подготовка юбки к примерке.

Изученный материал закрепляется практической работой

IV. I. Вводный инструктаж

Учитель на примере показывает последовательность подготовки юбки к примерки, напоминая о соблюдении правил техники безопасности.

IV. II. :

Учащиеся используя инструкционные карты выполняют практическую работу: готовят юбку к примерке, соблюдая технологическую последовательность и правила техники безопасности.

А) сметывание вытачек;

Б) сметывание складок;

В) сметывание боковых срезов.

IV. III. Текущий инструктаж

Учитель, обходя класс, рабочие места учащихся, контролирует поэтапную работу учащихся, соблюдение технологии изготовления, техники безопасности, правильность положения рук, приемов выполнения работы, помогая отстающим ученикам.

Физкультминутка (2 мин)

Изучение нового материала. II часть (7 мин)

Учитель рассказывает и показывает, как проводится примерка юбки, обращает внимание на возможные дефекты и способы их устранения.

Проведение примерки юбки – достаточно сложная работа. Она требует большого внимания, творческого подхода и умения применять знания о конструкции юбки в процессе примерки для выявления недостатков, установления соответствия изделия фигуре и для нахождения способов устранения выявленных дефектов. Во время примерки необходимо стоять прямо, в естественной позе, с опущенными вниз руками.

Примерку выполняют по правой стороне фигуры, начиная с проверки и уточнения баланса изделия. Баланс – это правильное расположение боковых швов в изделии. Затем проверяют прилегание юбки по талии и бедрам и ее длину.

При уточнении юбки по линии талии проверяют, на месте ли вытачки, достаточна ли их длина и глубина, за счет которых можно получить более плотное или свободное прилегание юкки к фигуре. При уточнении изделия по линии бедер проверяют положение боковых швов и складки, степень прилегания. В случае необходимости распарывают вытачки, правый боковой шов, изменяют глубину вытачек, укорачивают или удлиняют вытачки, уточняют длину стачивания складки, положение и ширину бокового шва. При перекалывании булавки вкалывают острием вниз, в концах вытачек горизонтально.

Затем уточняют длину юбки спереди, по боку и сзади, измеряя линейкой расстояние от пола до линии подгиба низа или с помощью специального приспособления.

Практическая работа (20 мин)

Проведение примерки. Исправление недочетов.

VI. I. Вводный инструктаж

В ходе объяснения и показа приемов проведения примерки необходимо проанализировать причины возможных дефектов, отметив при этом, что они могут возникнуть от невнимательности во время снятия мерок, из – за неточностей в расчетах конструкции, при небрежной подготовке юбки к примерке.

VI. II. Самостоятельная работа учащихся :

Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике, выполняют практическую работу, предварительно разбившись на пары. Учитель проверяет. Такая форма выполнения работы дает возможность каждой учащейся поупражняться в проведении примерки и устранить выявленные дефекты.

После примерки учитель объясняет и показывает на одной из работ учащихся порядок уточнения параметров изделия после примерки.

Учащиеся уточняют параметры своих изделий.

VI. III. Текущий инструктаж

Учитель, обходя класс, контролирует поэтапную работу учащихся, правильность приемов выполнения работы, консультирует отстающих учеников.

VI. IV . Заключительный инструктаж

Анализ дефектов проводится в форме беседы, с использованием слайда «Дефекты юбки».

Закрепление нового материала (5 мин)

Вопросы к классу:

Для чего проводится приметка юбки?

(Чтобы добиться правильной посадки юбки на фигуре человека).

По какой стороне выполняют примерку юбки?

(По правой стороне).

Как уточняют длину изделия?

(Спереди, по боку и сзади, измеряя линейкой от пола до линии подгиба низа).

Что нужно сделать, если юбка узка?

(Выпустить запас в боковом шве).

Причины возникновения дефектов в юбке?

(невнимательность во время снятия и записи мерок,

из-за неточности в расчетах конструкции,

при небрежной подготовке юбки к примерке.)

Как проверяют юбку по линии бедер?

(Уточняют положение боковых швов, степень прилегания.)

Подведение итогов урока (5 мин)

А) Показ лучших работ учащихся, разбор типичных недостатков встретившихся в ходе проведения примерки юбки;

Б) Оценивание работ.

IX. Домашнее задание (3 мин)

Ответить на контрольные вопросы:

Возможные дефекты полученные при пошиве юбки?

Причины возникновения дефектов?

Способы устранения дефектов?

Приложение 1.

Карточка №1

Кроссворд «Изготовление швейного изделия»

Создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой выкройки.

Чертеж швейного изделия в натуральную величину.

Процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.

Инструмент для шитья.

Второе название копировальных стежков.

Соединение двух деталей, примерно равных по величине по намеченным линиям стежками временного назначения.

Соединение нескольких приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам машинной строчкой.

Порок, брак ткани.

Ответы:

1. Моделирование. 2. Выкройка. 3. Раскрой. 4. Игла. 5. Силки.

6. Сметывание. 7. Стачивание. 8. Дефект.

Карточка №2

Решить тест

Расставьте правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани

разложить мелкие детали;

разложить крупные детали;

сколоть ткань булавками;

приколоть мелкие детали;

приколоть крупные детали;

определить лицевую сторону ткани;

нанести контрольные линии и точки;

разметить припуски на обработку;

обвести детали по контуру.

Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи

сметочных стежков

резца;

копировальных стежков;

портновского мела;

косых стежков

Установите соответствие

Составьте правильную последовательность изготовления юбки

подготовка юбки к примерке;

обработка юбки после примерки;

раскрой;

проведение примерки;

подготовка деталей кроя к обработке;

обработка застежки;

исправление недочетов;

обработка верхнего среза поясом;

обработка нижнего среза;

обработка пояса;

окончательная обработка изделия.

Найдите правильный ответ. Вытачки

А) сметывают;

Б) заметывают;

Выметывают.

Что означает «Подготовить детали кроя к обработке»?

А) проложить копировальные стежки по контурам деталей, вытачкам, местам расположения карманов, контрольным точкам по линии бедер и талии, проложить прокладочные стежки по середине спинки и переда;

Б) сметать изделие по боковым и плечевым срезам;

В) сметать плечевые, нагрудные и талевые вытачки.

Приложение 2.

Схема сборки поясного изделия.

Начальная сборка основных деталей

Прокладывание копировальных стежков и контрольных линий

Придание деталям нужной формы с помощью ВТО

Временная сборка изделия

Подготовка верхнего и нижнего срезов к примерке

Сметывание вытачек,

кокеток, складок

Примерка изделия

Устранение недочетов

Обработка поясного изделия после примерки

Влажно – тепловая обработка (11)

Соединение карманов с основным изделием (5)

Обработка застежки (8)

Обработка нижнего среза (10)

Обработка пояса (7)

Обработка верхнего среза (9)

Обработка вытачек (1)

Соединение основных деталей изделия (6)

Сметывание основных деталей

Обработка складок (2)

Обработка кокеток (3)

Обработка карманов (4)


«Подготовка изделия к примерке»

Цели.

1. Коррекционно-образовательные.

Познакомить детей с последовательностью подготовки юбки к примерке.

2.Коррекционно-развивающие.

2.1.Развивать мыслительные процессы учащихся на основе аналитической работы над образцом изделия.

2.2.Развивать память и внимание в процессе воспроизведения порядка последовательности пошива прямой юбки.

2.3.Развивать навыки и умения швейного дела.

2. 4.Развивать связную речь в процессе обговаривания операций по подготовке юбки к примерке.

3. Коррекционно-воспитательные.

3.1.Воспитывать аккуратность, умение организовать рабочее место.

3.2.Воспитывать культуру поведения, дисциплинированность, доброжелательные отношения в коллективе.

3.3.Воспитывать трудолюбие, целеустремленность.

Наглядность. Образец готового изделия, чертеж прямой юбки, эскизы, выкройка, крой деталей, словарные слова, технологическая карта, инструкционные карты, правила безопасной работы.

Оборудование. Индивидуальные карточки-задания, мел, сантиметровые ленты, ножницы, иглы, нитки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение-беседа, на основе имеющихся знаний.

2.1. Индивидуальные карточки – задания: “Назови лишнее”, “Назови плечевые изделия”, “Назови поясные изделия”, “Обведи изделие, которое мы шьем”.

Ученицы отвечают устно. В последнем задании нужно обвести юбку.

2.2. По плану “Описание изделия” ученицы рассказывают о своих изделиях.

  • К каким изделиям по способу носки относятся юбки?
  • Юбки относятся к поясным изделиям.
  • Какие бывают юбки по назначению?
  • По назначению юбки бывают нарядные, повседневные, спортивные, форменные.
  • Какую ткань можно использовать для пошива юбки?
  • Для пошива юбки можно использовать х\б ткань, лен, шерсть.

2.3. Задание. На доске расположены наглядные пособия поэтапного изготовления юбки. Необходимо расположить под ними определяющие слова:

ЭСКИЗ ЧЕРТЕЖ ВЫКРОЙКА КРОЙ

2.4. Задание. По чертежу юбки необходимо назвать детали и контурные линии. Ученица закрепляет на чертеже карточки с названиями деталей юбки и контурных линий: заднее полотнище, переднее полотнище, линия середины, линия бока, линия низа, линия талии, линия бедер.

2.5. Вопрос . Какую работу по изготовлению юбки мы выполнили на прошлом уроке?

Ответ. На прошлом уроке мы подготовили крой юбки к обработке: проложили копировальные стежки по контурным линиям, отметили линию середины деталей.

2.6. Задание. На крое деталей определить, по какой линии не проложены копировальные стежки.

Физминутка.

3. Сообщение нового материала.

На предыдущих занятиях мы уже говорили об особенностях изготовления легкой одежды. Одна из них – пошив изделия с примеркой. На примерке мы уточняем посадку изделия на фигуре, его объем и длину. Подробнее мы остановимся на этом вопросе на следующих занятиях. А сегодня мы должны подготовить изделие к примерке.

Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему урока.

Что, значит, подготовить юбку к примерке? Это, значит, соединить детали юбки, чтобы ее примерить до пошива.

Учитель предлагает рассмотреть образец юбки готовой к примерке

На примерку сметываются вытачки, боковые швы по линиям бока. С левой стороны юбки по линии бока оставляем 15см на обработку застежки. По верхнему срезу приметывается пояс. Заметываем низ по намеченной линии.

Детали юбки, вытачки соединяются стежками временного назначения вперед иголку. Стежки должны быть достаточно плотными, чтобы они не разошлись во время примерки. Длина стежков 5-6 мм, в начале и в конце строчки делаются закрепки.

А сейчас давайте проверим, как внимательно вы меня слушали.

Задание. На доске разбросаны карточки пооперационной работы. Нужно составить последовательность подготовки юбки к примерке. Каждая ученица предлагает свой вариант подготовки юбки к примерке. Во время общего обсуждения плана работы выбирается оптимальный способ.

Учитель подводит итог, зачитывает по технологической карте последовательность подготовки юбки к примерке:

– Сметывание вытачек переднего полотнища юбки

– Сметывание вытачек заднего полотнища юбки

– Сметывание деталей по линии правого бока

– Сметывание деталей по линии левого бока

– Приметывание пояса по линии талии

– Заметывание нижнего среза юбки

4. Практическая работа.

4.1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Ученицы вытягивают “билетики” с вопросами по технике безопасности, отвечают устно.

4.2. Инструктаж к предстоящей работе .

Учитель объясняет учащимся, что во время работы нужно пользоваться технологической картой, кроме этого перед каждой ученицей на парте находится “Инструкционная карта” с подробным описанием работы. Учитель напоминает, что вытачку сметывают от острого конца к тупому, во время работы применяем швейную терминологию для ручных работ: сметать, заметать, приметать.

Работу необходимо выполнять качественно, чтобы во время примерки ручные швы не распоролись. После выполнения работы необходимо проверить качество и сравнить свое изделие с образцом.

4.3. Во время работы учитель контролирует выполнение задания и помогает отстающим ученицам.

4.4. Физминутка, гимнастика для глаз.

4.5. Проверка качества работы.

5. Подведение итогов урока.

Что сегодня вы сделали на уроке?

  • Подготовили юбку к примерке.
  • Какие швейные термины применяли на уроке?
  • Применяли швейную терминологию для ручных работ: сметать, заметать, приметать.

6. Закрепление.

  1. Задание. Рассказать для чего выполняется примерка.
  2. Задание. Назовите технологические операции по подготовке прямой юбки к примерке.
  3. Задание . Ученицы проверяют и анализируют качество выполненной работы друг друга.

7. Оценки за урок.